Издательство «Альпина нон-фикшн» представляет новую книгу антрополога Станислава Дробышевского «Борьба за обед. Еще 50 баек из грота».
Мы — это то, что мы едим. Но мы — еще и способ добычи пищи. Миллионы лет наши предки искали фрукты, ловили рыбу, охотились на птиц и зверей, а иногда пытались и сами не стать чьим-то обедом. Вся наша жизнь вертится вокруг еды. Даже чувство удивления, способы общения, ритуалы — всё это либо проистекает из желания поесть, либо сопровождается пиром.
Как пращуры вели свою борьбу за обед — об этом расскажут 50 невыдуманных историй. Современная наука может многое рассказать о жизни в прошлом. А потому каждая байка сопровождается расследованием, повестью о том, откуда ученые узнают о давно минувшем. Главное, что мы узнаем при рассмотрении этого удивительного калейдоскопа: древние люди были разными. Кому-то из них не везло, но те, что были лучше — сильнее, умнее, добрее — всех, выживали, плодились и стали нашими предками. Мы — потомки самых лучших предков, а это повод стараться быть лучшими предками для своих потомков.
Предлагаем прочитать фрагмент книги.
Сумрачный тевтонский гений
(Германия; 370 тыс. л. н.)
Стояла тишина. Над озером тянулись полосы тумана, сливаясь с белой водой. Человек проснулся и поежился. Утро выдалось прохладным. Человек встал с медвежьей шкуры и выглянул наружу. Костер перед хижиной за ночь потух, теперь над ним даже не поднимался дым. Человек запахнул бобровую накидку и вышел. Он поворошил пепел и нашёл в глубине кострища полено, в котором еще теплился слабенький уголек. Человек нахмурил свой низкий лоб и принялся терпеливо и очень осторожно раздувать огонь. Конечно, можно было зажечь его заново, но возиться с отсыревшими за ночь палочками не хотелось. Через некоторое время перед хижиной уже запылал небольшой костерок.
Человек поднял оставшийся с вечера шмат закопченного носорожьего мяса, зажал его край зубами и кремнем отрезал кусочек. В окрестностях водились две разновидности носорогов: большие лесные и мелкие степные. Это были мощные животные, но каждая разновидность имела своё уязвимое место, если знать к ним подход. Человек подход знал.
Перекусив, человек замер у костра. Было хорошо. Недалеко, в окружении кустов сирени, тихо журчал мелкий ручеек. Светало: за тпмным дубово-самшитовым лесом начинало всходить солнце. Но пока все в лагере еще спали. Скоро они поднимутся, женщины пойдут собирать валежник, кто-нибудь обязательно начнет стучать на каменной наковальне, раскалывая кремень. Еды хватало, так что сегодня на охоту можно не ходить, олени могут сегодня не бояться. И человек пока мог насладиться утренним спокойствием.
Скучая, человек поднял с земли осколок слоновьей кости, положил на колено и стал царапать его острым кремнём. Раз, два, три, четыре… Параллельные насечки завораживали, руке так удобно было проводить одинаковые линии одну за другой. Дойдя до руки, которой он придерживал кость, человек перехватил ее в другом месте и продолжил. Вжик-вжик-вжик… Когда места на кости не осталось, человек бросил ее на землю и повернулся к хижине. Разбуженный ритмичным скрипом, внутри кто-то проснулся и заворочался.
На стоянке начиналась жизнь…
Улики
Открытое местонахождение Бильцингслебен расположено на востоке Германии. Это один из самых богатых памятников среднего плейстоцена Европы. Более того, это одна из самых древних стоянок в узком смысле этого слова. До этого времени люди долго не оставались на одном месте, постоянно перекочевывая с место на место, а потому следы их деятельности зыбки и эфемерны; потому и находок древнейших людей крайне мало. Со времени же около 400 тысяч лет назад люди начали регулярно возвращаться на одни и те же пятачки земли. Видимо, в это время у людей возникло первое более-менее оформленное представление о «своем месте», хотя территориальность, конечно, характерна и для шимпанзе, и для горилл. Но если у обезьян территория — это просто огромный участок, то у людей внутри него появились любимые и наиболее удобные места, где можно было изготавливать орудия, разделывать добычу, жечь костры и строить жилища. Конечно, при охотничьем быте слишком долго задерживаться на одной делянке не приходилось: через пару недель вся дичь в окрестностях в пределах пешей доступности (а это круг около 30 км в поперечнике) была выбита или перепугана, так что приходилось переходить на другие участки. Но в определенный сезон люди возвращались обратно, зная, где жить лучше. Доселе понятия «дом» не существовало. А в Бильцингслебене оно уже появилось.
Люди поселились тут на ступеньке-террасе над древним озером, рядом с источником. Наклонные берега были изрезаны овражками, по которым вниз скатывались водопадики, о чем мы знаем по сильной окатанности многих костей и камней. Благодаря минеральной насыщенности воды на дне и берегах откладывались белесые травертиновые отложения, запечатавшие много всего интересного. Не удивительно обилие водной фауны: тут водились щуки Esox lucius (в том числе нашлась одна больше метра длиной), сомы Silurus glanis, лини Tinca tinca (их тут было больше всего), гольяны Phoxinus phoxinus, налимы Lota lota, подкаменщики Cottus gobio, карпы, краснопёрки Scardinus erythrophthalmus; тритоны Triturus vulgaris, чесночницы Pelobates, жабы Bufo bufo, лягушки Rana temporaria; ужи Natrix natrix, болотные черепахи Emys orbicularis; кряквы Anas platyrhynchos и гоголи Bucephala clangula, лебеди-шипуны Cygnus olor, орланы-белохвосты Haliaeetus albicilla. Впрочем, судя по окатанности костей и отсутствию следов орудий и готовки, люди игнорировали всё это богатство. Другое дело — бобры обыкновенные Castor fiber и гигантские Trogontherium cuvieri. Их останки составляют 16–19 % от всех костей и зубов, они принадлежали почти сотне особей. Судьба бобров точно неизвестна. С одной стороны, возрастное распределение (в основном молодые и подростки) типично для естественных местонахождений Мосбах и Телеген, не связанных с людьми. Звери просто могли жить в озере. С другой стороны, бобриные кости сконцентрированы в центре стоянки рядом с орудиями, причём это в основном зубы и длинные кости ног, тогда как хвостов практически нет, и от нижней части стопы тоже мало чего осталось. Такое распределение может намекать на то, что древние люди снимали и использовали шкурки, а вкусные хвосты ели.
Сухопутная фауна резко контрастирует с более древними местонахождениями: тропических видов почти нет, а холодолюбивые преобладают. Среди птиц это серая неясыть Strix aluco, дрозд Turdus и какая-то не то куропатка, не то тетерев. Звери и сейчас гармонично вписались бы в немецкие пейзажи: мосбахские лошади Equus mosbachensis, кабаны Sus scrofa, бизоны Bison priscus и туры Bos primigenius, благородные олени Cervus elaphus, лани Dama clactoniana, большерогие олени Megaloceros giganteus и косули Capreolus suessenbornensis. Разве что древний прямобивневый слон Palaeoxodon antiquus и пара видов носорогов сейчас смотрелись бы экзотично. В окрестностях Бильцингслебена водились большие лесные носороги Мерка Stephanorhinus kirchbergensis и более мелкие степные узконосые S. hemitoechus. Кости носорогов составляют 27 % от всей фауны и 50 % от всех крупных костей. Сохранились останки как минимум 270 особей, причем половина принадлежала детёнышам и подросткам. Еще 35 % от крупных костей относится к слонам, каковых в Бильцингслебене насчитано 60–70 особей. Как и в случае с носорогами, бóльшая часть находок относится к совсем маленьким — моложе 1 года — слонятам, да и бóльшая часть оставшихся тоже много моложе 5 лет. Носороги и бобры — отличный выбор меню истинного питекантропа!
Хищники Бильцингслебена разнообразны, но большей частью малочисленны: пещерные гиены Crocuta spelaea, медведи Денингера Ursus deningeri, пещерные львы Panthera leo spelaea, лесные кошки Felis silvestris, волки Canis lupus, лисы Vulpes vulpes, барсуки Meles meles, выдры Lutra lutra и куницы Martes. Своеобразно распределение костей медведей: их 3 % от крупных костей, зато более 90 особей. Такая странность объясняется тем, что найдены почти исключительно (75 %) черепа и зубы, а также кисти и стопы (22 %). Как и в случае с бобрами, это может свидетельствовать о том, что на стоянку приносили только шкуры.
Особняком стоят два зуба макаки Macaca florentina — в это время эти звери тут еще водились. Чуть позже оледенения пресекли долгую линию европейских обезьян. Пока же, судя по флоре — открытые сухие самшитовые и смешанно-дубовые леса и степи, — климат был средиземноморско-континентальным, влажнее и на 3–4 °C теплее современного. Всё же, по меркам более ранних питекантропов, в Бильцингслебене было холодно. Видимо, с этим связано и устройство стоянки.
Истинной же стоянкой мы считаем Бильцингслебен потому, что тут сохранились следы трёх шалашей, расположенных рядышком друг с другом. У каждого круглое основание диаметром 3–4 м имеет вход, обращённый на юг, в сторону от берега озера, возможно, чтобы солнышко светило и грело, а комары залетали пореже. Прямо перед входом каждого шалаша горел очаг. Три хижины огибают рабочую зону, за которой большая площадь была вымощена. Мы не знаем, стояли ли все три хижины одновременно, или люди как минимум трижды возвращались на это место; гипотетически могло быть и так и сяк.
Как уже помянуто, жители Бильцингслебена активно использовали огонь. Показательно, что люди знали огонь намного раньше, примерно с полутора миллионов лет назад, но именно около 350–400 тысяч лет назад стали применять его регулярно. Возможно, похолодание заставило людей двигаться по пути прогресса: хижины, очаги, шкуры — всё это в заметном количестве появляется более-менее одновременно. Трудности жизни требовали большего напряжения, в том числе умственного, — и именно в это время люди пошли на интеллектуальный прорыв, с этой эпохи их поведение можно, наконец, узнать как специфически человеческое.
Орудия Бильцингслебена чрезвычайно многочисленны и весьма архаичны, особенно учитывая датировку. Из более чем двухсот тысяч кремневых артефактов около пяти тысяч — галечные орудия, многие другие — скребловидные. К этому времени люди уже давно умели делать гораздо более продвинутые вещи.
Уникальные геологические условия позволили сохраниться обломку деревянного копья и другим деревянным фрагментам. Архаика орудий вроде бы соответствует и архаике самих людей, ведь фрагменты трёх черепов из Бильцингслебена чрезвычайно массивны, с огромными надбровьями, узкими плоскими лбами и выступающими назад преломленными затылками. Такая форма более пристала ранним питекантропам. С другой стороны, реконструируемый объём мозга должен был быть около 1200 см3 — не так уж и мало. Получается, местные жители были либо продвинутыми питекантропами, либо очень примитивными гейдельбергенсисами, истинным промежуточным звеном или, учитывая более древние и более продвинутые европейские находки, странным заповедным специализированным изолятом.
Тем интереснее, что среди трех тонн разбитых звериных костей в Бильцингслебене найдено немало обломков с преднамеренными и при том неутилитарными насечками. Например, на одной большеберцовой кости слона нанесены две длинные серии параллельных линий на одной стороне и еще одна — на другой. Похожие серии линий нарублены на ребре слона, толстом осколке длинной кости, тонком куске кости. На плитке кварцита нацарапаны дугообразные линии, подчёркнутые прямой; кость слоновьей стопы орнаментирована прямоугольниками и треугольниками на противоположных сторонах. Самым интригующим является фрагмент бивня, на котором современный глаз без труда различает гравировку антилопы или козла с ногами, рогами и хвостом. Вопрос только, этого ли эффекта добивался древний плосколобый гений?
В любом случае непрактичность этих усилий в сочетании с их методичностью — отличные признаки примитивнейшего искусства. Жители Бильцингслебена тратили время и силы на создание чего-то неполезного, но явно отличающегося от объектов окружающего мира, то есть они были художниками, хотя бы и в стиле минимализма. Но чего еще ждать от питекантропа?
Еще одна странная структура в Бильцингслебене — сооружение из травертиновых обломков: большая «наковальня» в виде чаши весом более 75 кг, перевернутая над кубическим обожжённым блоком, покоящемся на основании из каменных фрагментов в ямке, в коей до этого горел огонь, причём камни были положены в еще горячий очаг. Может быть, эта конструкция имела некий практический смысл, но выпуклая верхняя сторона сбивает с толку. Когда мы не понимаем смысла какой-то древней вещи, всегда есть соблазн назвать это ритуальным объектом. А может, питекантропы натягивали на этот каменный пупыр бобровые шкуры для просушки? Более очевидно назначение кварцитовой и костяных наковален. Одна из них сделана из большеберцовой кости слона, положенной между камнями и подпертой клином из тазовой кости носорога, воткнутым в землю, чтобы всё это не шаталось, причем для пущей надёжности снизу под костью слона один из камней входит острым концом в вертлужную впадину таза. Получается, что местные изобретатели уже были способны к комбинированию предметов и созданию из простых элементов чего-то более сложного.
Не исключено, что и фрагменты человеческих черепов разбросаны на огромной площади неслучайно. Часть их залегает рядом с большой травертиновой «наковальней», на которой, возможно, черепа и были разбиты. Впрочем, внятных доказательств преднамеренности этого нет. До погребальных ритуалов в то время люди, видимо, еще не доросли.
Литература
Fischer K., Guenther E. W., Heinrich W.-D., Mania D., Musil R. et Nötzold T. Bilzingsleben IV. Veröff. Landesmuseum Vorgeschichte Halle 44, 1991, 248 p.
Mai D. H., Mania D., Nötzold T., Toepfer V. , Vlcek E. et Heinrich W.-D. Bilzingsleben II, Veröff. Landesmuseum Vorgeschichte Halle, 1983, V. 36, 258 p.
Mania D. et Weber T. Bilzingsleben III. Veröff. Landesmuseum Vorgeschichte Halle 39, 1986, 400 p.
Mania D., Mania U., Heinrich W.-D., Fischer K., Böhme G., Turner A., Erd E. et Mai D. H. Bilzingsleben V. Bad Homburg und Leipzig, 1997, 264 p.
Mania D., Mania U., Vlcek E., Heinrich W.-D., Böhme G. et Made van der J. Bilzingsleben VI. “The fossil man of Bilzingsleben”. 1999.
Marshack A. On palaeolithic ochre and the early usees of color and symbol // Current Anthropology, 1981, V. 22, № 2, p. 188.
Muller W. et Pasda C. Site formation and faunal remains of the Middle Pleistocene site Bilzingsleben // Quartar, 2011, V. 58, pp. 25–49.
Roebroeks W., Conard N. J. et Kolfschoten Th. Dense forests, cold steppes, and the Palaeolithic settlement of Northern Europe // Current Anthropology, 1992, V. 33, № 5, pp. 551–586.