Журналистка Элизабет Броу пишет в Foreign Policy о том, как российские суда «теневого флота» могут наносить ущерб окружающей среде и безопасности в Балтийском регионе:
«Когда российские корабли “теневого флота” выходят из балтийских портов и направляют в Атлантику, они проходят через Большой Бельт (пролив между островами Лолланн и Зеландия на востоке и островами Лангеланн и Фюн на западе — Полит.ру). И из-за того, что многие из них отказываются от лоцманской проводки, риск аварий и столкновений становится просто гигантским. Тем не менее, согласно текущим международным правилам судоходства, Дания не может запретить эти кораблям заход в свои воды.
<…> Российские суда заходят туда, чтобы произвести перевалку грузов методом “борт-в-борт”, то есть с одного корабля на другой, что является крайне опасной практикой.
<…> Как и Дания, Швеция тоже уязвима перед разливами нефти, которые могут навредить морской флоре и фауне и стать причиной нагрузки на правительство и налогоплательщиков. “Перевалка грузов методом борт-в-борт долгие годы была огромной проблемой для Дании”, - сказал контр-адмирал и бывший командующий Королевским флотом Дании Нильс Ванг. “Риск разливов нефти очень высок. Однако мы пришли к выводу, что мы ничего не можем поделать с подобной практикой”.
Утечка нефти в море со стороны коммерческих судов вражеской страны, которые ведут нелегальный бизнес, не является военным нападением. Однако эти корабли, вне всякого сомнения, наносят ущерб не только Швеции и Дании, но и также Финляндии, Эстонии, Норвегии и другим странам-членам НАТО, чьи воды они пересекают. Как я и говорила в январе, Россия может дать инструкциям экипажам этих судов специально наносить ущерб — что станет дешевым и легким способом навредить государствам-членам НАТО».