Адрес: https://polit.ru/article/1998/03/26/479200/


26 марта 1998, 19:32

Комментарий

Новости вчерашнего политического дня не назвать яркими. За исключением, пожалуй, лица Геннадия Зюганова, которое после встречи с и.о. правительства Кириенко почему-то было таким красным, как будто он носил трубы, а не разговаривал о судьбе России. Из коридоров думы сообщалось, что разговор Кириенко с думским комначальством был шумным. Коммунистам, конечно, неприятно, что после матеро-государственного Черномырдина и врага нации Чубайса, которых они время от времени смелели клеймить и звать в отставку, им теперь надо вести торг с совсем молодым никому неизвестным человеком, с которого даже непонятно что требовать.

Не утвердить же Кириенко им будет непросто, потому что за его спиной маячит неприятная и стройная фигура Немцова. Дважды предложив Думе Кириенко, Ельцин поставит ее перед опасностью выдвижения в третий критический раз Немцова. Коммунисты уже (вообще, кажется, слишком рано) готовят пути отступления: спикер-коммунист Селезнев заявил, что надо не допустить, чтоб больной и вредный Ельцин хоть день правил страной с помощью своих указов без всякого контроля - т.е. нельзя допустить роспуска Думы. Этот аргумент коммунисты придумали еще на бюджете: антинародный бюджет надо утверждать, иначе правительство вообще ни перед кем не будет отчитываться в своих доходах и тратах, и будет еще хуже.

Резкое усиление Немцова - одно из реальных политических веяний последних двух суток. Оставшись единственной политически весомой фигурой кабинета, Немцов, пока Кириенко сводит знакомство с главными потенциальными врагами своего назначения, проводит заседания ключевых правительственных комиссий - комиссии по оперативным вопросам (текущее управление экономикой) и кредитно-денежной комиссии (регулирование финансовой сферы). Его влияние и круг полномочий увеличились в эти дни принципиально. Причем, вполне возможно, это положение дел закрепится: активно обсуждается вариант того, что в правительстве останется после утверждения премьера только один первый вице, и лицо его известно (а кому неизвестно - смотри сюда).

Вторым любопытным штрихом, уточняющим политический пейзаж, является сдержанный оптимизм либеральных политиков. Егор Гайдар вчера дважды - в программе "Подробности" и в газете своей партии - высказался в том духе, что правительство Кириенко может проводить более энергично реформаторскую политику (газетное интервью появилось на демвыборовском сайте). Впечатление от этих заявлений усиливают просочившиеся в прессу сведения, что сразу после отставки правительства Гайдар приехал в Белый дом, где он, Чубайс и Немцов уединились в кабинете Кириенко. Правда, сам Кириенко в интервью Сорокиной опроверг, что была именно такая, да еще часовая по продолжительности беседа, но подтвердил, что виделся со всеми упомянутыми людьми. По нашим же сведениям, нечто похожее на такую встречу все-таки имело место.

То, что борьба с влиянием либералов не теряет актуальности, подтверждается и появлением в прессе именно сегодня давно подготавливаемого прокуратурой "квартирного дела". Именно к нему относились слова Чубайса в последних интервью про новую волну наката на него, которая будет предпринята с помощью прокуратуры. Речь идет о квартирах, которые в 1993 г. соответствующие чиновники Госкомимущества (не относящиеся, впрочем, к собственно команде Чубайса) оформили не на ведомство, как должны были, а на конкретных лиц. Как они утверждают - чтоб не делится с Лужковым (с департаментом муниципального жилья).

Но по настоящему интересным обещает быть завтрашний день. Ельцин, как сообщил сегодня, впервые в своей жизни открывая заседание кабинета, Кириенко, вознамерился завтра приехать в Белый дом для личного осмотра остатков правительства. Кроме того завтра же Ельцин встретится со спикером Селезневым по просьбе последнего. Т.е., вроде как, завтра Ельцину надо будет прояснить более или менее свои намерения в отношении будущего правительства, хоть как-то обозначить, куда будет дуть ветер. Впрочем, вполне возможно, что до утверждения Кириенко в думе он этого принципиально делать не будет. - Сначала, панимаешь, - сдачу, потом, панимаешь, заплачу!