Адрес: https://polit.ru/article/1998/05/06/479221/


06 мая 1998, 12:36

Технократы готовятся к зиме


Только утвержденный еще премьер-министром, Сергей Кириенко сообщил журналистам, что получил от Президента полную свободу на формирование правительства профессионалов-технократов, единственное, о чем решился его просить Президент - это, чтоб было по несколько фамилий на выбор против каждой должности. В нынешний вторник Кириенко уже в третий раз ходил к Президенту со своими списками на длительную беседу и, несмотря на многочисленные заявления, что на этот раз все будет окончательно решено, ушел еще раз додумывать. То ли Ельцин плохо разбирает понаписанные Кириенко фамилии, то ли у Кириенко никак не хватает фантазии, чтобы заполнить все клеточки - во всяком случае "простая и понятная", как полюбили говорить государственные деятели новой формации, процедура утверждения состава кабинета оказалась со многими ловушками и секретками.

Впрочем, накануне майских праздников и на вчерашней встрече общая физиономия кабинета во многом определилась. Несмотря на довольно радикальное изменение структуры кабинета многое осталось прежним. И виноваты, конечно, не премьер-технократ и не Ельцин - а устройство русского Белого дома: есть кабинет - будет и человек. Итак, в кабинетах бывших первых вице живут а) никуда и не съезжавший пока Немцов и б) новенький Христенко. К ним присоединен еще не боевитый и вечно грустный социальщик Олег Сысуев, который и в прежнем правительстве, будучи простым вице-премьером, вместе с тем был особо близок к первым вице. - Теперь они трое называются простыми вице.

Однако и кабинеты бывших простых вице не будут пустовать. В них въедут те министры, которые называются теперь "членами президиума правительства". Это Задорнов (финансы), Газизулин (Мингосимущество), Уринсон (экономика) и Булгак (наука). Ну, почти все они и были вице-премьерами, так что просто останутся на месте с новым названием. Примечательны здесь две вещи: в Президиум правительства не входят силовики, что, естественно, еще раз закрепляет их прямую подчиненность Ельцину и его Администрации, а президиум из упомянут четырех министров, плюс три вице, плюс, естественно, сам Владиленыч - составляют как бы экономический штаб. Инородным здесь кажется Владимир Булгак (причем тут наука?) - и это не спроста. Особо привечаемый в последний год бывшим премьером и по выражению Ельцина "башковитый", Булгак в пору наезда на Чубайса получил в прошлом правительстве функцию куратора масс-медиа и олицетворял собой, так сказать, тесные деловые и творческие контакты Черномырдина и медиа магнатов (в частности, возглавлял коллегию представителей государства в совете директоров ОРТ). На этой неделе начали было ходить слухи, что позиции Березовского на ОРТ могут быть при новом правительстве поколеблены - так вот введение Булгака в президиум может означать лишь то, что в ближайшее время его роль куратора масс-медиа сохранится и что правительство демонстрирует неприкосновенность этой сферы жизненных интересов Гусинского (может быть, главным образом) и Березовского.

Что касается простых министров, то пасьянс такой. Сергей Генералов, работавший заместителем председателя правления банка МЕНАТЕП, получил важный портфель министра топлива и энергетики. Таким образом, еще одна крупнейшая финансово-промышленная группа не обделена в правительстве молодых технократов. Очень любопытно и назначение "яблочницы" Оксаны Дмитриевой на пост министра труда - она, по общему мнению, очень хороший специалист, хотя и не совсем по этому профилю, впрочем, ее пост сначала предназначался другой, действительно профильной даме из "Яблока" - Татьяне Ярыгиной, но ближайшая соратница Явлинского в соответствии с "яблочным" кодексом чести отвергла порочащее достоинство грязное предложение.

Наконец, еще два назначенца на посты, с точки зрения номенклатуры прежних правительств не очень значительные, но на самом деле для по-настоящему рыночного правительства весьма важные - это некий Илья Южанов в качестве министра по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Виктор Некрутенко в качестве министра природных ресурсов. Понятно, что земля и недра - это то, что принадлежит государству и мертво в его руках, но приносит самые большие деньги, попадая в рыночный, реальный экономический оборот. Оба назначенца, кажется, являются типичными функционерами новой генерации, пришедшие в госорганы в 1990е и росшие там небыстро, т.е. по нормальной служебной, а не политической и "группировочной" лестнице. Оба по роду своих занятий (госимущество) и служебным отношениям пересекались с Чубайсом. Южанов к тому же еще и питерский: в 80е преподавал в питерских ВУЗах, т.е., видимо, еще тогда познакомился с доцентом Чубайсом, а в 1990-1991 работал в комитете по экономической реформе Ленгорисполкома - это уже непосредственно детище Чубайса.

Ну, и еще смешные и лоббистские назначения. Архаический Госкомсевер, занимающийся все лето северным завозом и являющийся с советских времен патентованным министерством планового воровства, получил представитель группы "Российские регионы" по фамилии Гоман - в Думе он возглавлял аналогичный комитет. Наконец, смешное: министром сельского хозяйства назначен Виктор Семенов, большую часть жизни работавший, а с 1988 года возглавлявший люберецкий совхоз "Белая дача", который снабжал цековских, а потом российских руководителем экологически чистой и опрятной овощью. Мысль назначить его на все сельское хозяйство страны, конечно, технократическая, но немного и продовольственной программой с Горбачевым попахивает. - В сущности, чего тогда было и огород из революций и реформ городить, надо было просто еще в 88м году кооптировать все население страны в состав ЦК - и жизненный уровень таким образом страшно бы повысился. Вот это, я понимаю, были бы реформы "без непопулярных мер" и в интересах людей.

Наконец - что осталось, и почему формирование правительства не было вчера торжественно довершено? - Остался вопрос о главе аппарата. Здесь, дело в том, что фракция и движение бывшего премьера чувствуют себя обиженными и обделенными. Номинально, членами НДР являются и экономический вице-премьер Христенко, и возможный руководитель аппарата Головков, однако первый имеет славу человека Чубайса, а второй некогда работал на той же должности в правительстве Гайдара. Между тем в складывающейся неприятной для Черномырдина ситуации бывшему премьеру чрезвычайно важно иметь именно надежного, безусловно своего человека в правительстве. Поэтому вполне вероятно, что НДР вернется к кандидатуре вице-спикера Думы Владимира Рыжкова (об этой коллизии и его отказе от этой должности в Полит.ру уже рассказывалось).

Другая проблема - проблема Рыбкина. Куда его девать не очень понятно. Слава Богу, расформировано министерство по делам СНГ (что соответствует версии о том, что на СНГ вообще решили махнуть рукой, сдав в аренду Березовскому, высказанной нами по поводу последнего ихнего саммита). Возможно, Рыбкина назначат на место кстати похищенного в Чечне представителя президента Власова. Это все ужасно неприятно, и к ситуации вокруг Чечни мы скорее всего вернемся в завтрашнем комментарии. Но по крайней мере, удаление Рыбкина из правительства следует считать несомненным благом.

Наконец, пустыми клеточками остаются в правительстве места руководителей Госналогслужбы и таможенного комитета - это очень важные назначения, находящиеся в средоточии и политических, и экономических интересов, и их зависание отнюдь не случайно. И последнее - это место начальника нового министерства промышленности и торговли, которое скорее всего займет какой-нибудь представитель недополучившей своих слонов группы влияния, но зато политически его должность будет скорее всего незавидной: обеспечить рост внешней торговли и - еще интереснее - промышленности, не обладая контролем над инвестиционными программами, которые остаются в ведении министерства экономики, это как поднять сельское хозяйство в советские времена.

Таким образом правительство выстроено скорее по генерационному и статусному принципу: его члены и по возрасту, и по аппаратному влиянию, и по политическому весу не должны сильно превосходит премьера. Они, действительно, в соответствии с заявленным при формировании кабинета принципом, являются профессионалами и за редкими исключениями не являются политическими назначенцами разных группировок. Вместе с тем, как легко заметить, традиционный баланс интересов этих групп и кланов вполне соблюден, только уровень их представительства снижен. С одной стороны, такое правительство вполне может быть функциональным и менее конфликтным (позиции его членов для открытых конфликтов слишком слабы). С другой стороны, не вполне понятно, что или кто будет его мотором и генератором, так же как и месяц назад не очевиден тот источник воли и идей, без которого правительство профессионалов-технократов становится машиной без колес.

Пока самые большие шансы на эту роль имеет президентская администрация. И вчерашние заявления Ельцина о том, что правительство будет в отличие от предыдущего решать все само, следует трактовать осторожно. Во-первых, Ельцин просто заранее дистанцировался от критики и политического наката, которые очень скоро обрушится на кабинет. Во-вторых, политическое влияние - что материя, никуда не исчезает, просто меняет конфигурацию: правительство станет независимым от президентской администрации только, когда приобретет собственный политический вес. А слова Ельцина о том, что теперь руководители правительства не будут ходить к нему по каждому вопросу, вообще, видимо, следует понимать в обратном смысле: мол, все их проблемы и Юмашев с Лившицем решат.

Это толкование отчасти подтвердил вчера на пресс-конференции и сам экономический советник Президента Александр Лившиц. Более того именно вчера на фоне столь приятных слов Ельцина о самостоятельности кабинета была продемонстрирована мягко и внятно прямо противоположная модель. А именно: Лившиц анонсировал готовое бюджетное послание Президента правительству, т.е. программу его базового плана на будущий год. - При Чубайсе с Черномырдиным такое самостийное творчество Лившица, когда кабинет практически не причастен к формулированию основных параметров и ориентиров бюджета, было немыслимо. Что касается, собственно, Кириенко, то как-то до конца так и не ясно, действительно ли его "технократичность" есть аполитичность профессионала-практика, или практическая гибкость аполитичных и сообразительных комсомольцев позднесоветской поры. После состоявшегося-таки 30 апреля назначения Чубайса председателем правления в главную энергетическую компанию (хорошо известный нашим читателям сюжет) Кириенко сказал, что Чубайс должен заняться там подготовкой к зиме, а если не справится - снимем. - Эта обкомовская хамоватость, несмотря на видимую практичность (мол, противники назначения тогда успокоятся, увидят, как новенький с Чубайсом расправляется), кажется особенно противной еще и потому, что целиком состоит из неправды. Понятно, что Кириенко сыграл роль в назначении Чубайса в РАО ЕЭС меньшую, чем Чубайс - в назначении Кириенко исполняющим обязанности премьера. Наконец, понятно, что назначают его туда, потому что компания, которая может и должна быть бюджетообразующей, является типичной посткоммунистической совковой конюшней (в финансовом смысле), где огромные деньги исчезают в неизвестном направлении, все затратно, запутано и пр. - Ну, и что, так и будем этой обычной советской брехней пробавляться: "подготовка к зиме". Я, блин, про эту "подготовку к зиме" большую часть жизни слушал. - Чо и дальше?