Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
12 декабря 2017, вторник, 23:15
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

18 октября 1998, 12:53

Дар, деньги, философия


= Интервью Аркадия Драгомощенко с Марселем Энаффом: "Экономика невозможного. Дар, деньги, философия"

(Марсель Энафф [Marcel Henaff] ? известный французский антрополог и философ. Автор множества книг, включая такие как "Изобретение тела либертина у Маркиза де Сада", "История Клода Леви Стросса". В настоящий момент профессор антропологии и философии в Калифорнийском университете, Сан-Диего. Книга "По направлению к экономике без-ценного" выйдет в свет осенью 1998 года в Париже)

Аркадий Драгомощенко: Деньги, философия... Что между ними общего?

Марсель Энафф: Конечно, размещение этих слов в одном ряду может показаться провокативным, но отношения между ними не представляют из себя тайны. И эти отношения открываются всюду, несмотря на порой совершенно различные перспективы. Известно, например, что в среде интеллектуалов в отношении денег существует древнее табу. Целью интеллектуалов не является богатство, они довольствуются заработной платой или гонорарами, но предпочитают не говорить об этом. В этом смысле интеллектуалы блюдут те же ценности, что и старая аристократия ? иными словами: богатым быть не зазорно, но зазорно говорить о прибыли, ценах, да и просто о деньгах.

Д: Чем же, по-твоему, объясняется такое отношение?

Э: Это можно объяснить в терминах традиции, исторической генеалогии. На протяжении античности деньги связывались с купцами и ростовщиками. История и культурная антропология свидетельствуют, что в известных нам обществах фигура купца появляется последней... Почему? Бесспорно потому, что торговля начинает развиваться только после расслоения и специализации профессий и, конечно же, после того, как городские сообщества берут управление в свои руки.

Причем купцы в своем большинстве всегда были иностранцами и вызывали подозрения в извлечении чрезмерных прибылей, во лжи, лихоимстве, etc. (смотри об этом у Бенвениста в его "Словаре Индо-Европейских Институтов). А ростовщики, естественно, вызывали еще большую неприязнь. Почти вся литература античности и средневековья проклинает ростовщиков и торговцев (что тонко анализирует Le Goff в La Bourse et la vie, Hachette, 1989). Но поскольку деньги были инструментом такой деятельности, они становились символом прискорбности всей ситуации в целом.

Подозрения стали ослабевать в процессе успешного слияния торговли и банковского дела в средневековых городах, и позже, в пору образования промышленной буржуазии. Понятно, что эти процессы в северной Европе шли быстрее, нежели где либо. Вместе с тем, помимо упомянутого отношения к торговле и торговцам, деньги как таковые всегда ставили специфичный вопрос смысла оценки или эквивалентности различных вещей, включая продукты искусства или человеческой мысли.

Д: А сегодня?

Э: Проблема денег, быть может, главная в современной культуре. Прежде всего потому, что деньги оказывают влияние на сам статус культурного товара, начиная с влияния на условия производства, распространения v вплоть до его оценки. Что неправомерно ни чисто в экономическом аспекте, ни в моральном плане. Наиболее серьезным измерением этой ситуации мне представляется ? символическое. Когда мы спрашиваем о цене романа, живописного полотна, научного открытия, мы также знаем, что им предшествуют вопросы о критериях, согласно которым суждения основываются либо на принципе вкуса, либо на определении истины. Ответы на эти вопросы всегда отличались запутанностью и сложностью. При этом никто из пытавшихся ответить не отрицает философскую подоплеку возможного ответа.

Но именно сегодня один из ответов кажется мне самым популярным и наиболее самонадеянным: ценность произведения искусства или интеллектуальной деятельности определяются исключительно рынком. Из чего следует, что излишни, скажем, восхищение, участие и не нужно знать, что следует избирать, кроме того как знать, что должно быть куплено.

Рынок становится верховным судьей по части выбора. Постоянная экспансия его границ, его правил означает триумф денег. Которые ведут цивилизацию к кризису не только потому, что дестабилизируют отношения между индивидами и группами, но и потому как дестабилизируют критерии, на которых основывается суждение.

Д: Марсель, немного подробней об этой ситуации

Э: Она может быть описана как двойная. С одной стороны, мы считаем в порядке вещей, что 1) преподавание, издания, общественное распространение знания в виде конференций, конгрессов, дискуссий финансово поддерживаются в том же духе, как и любое дело, требующее определенной компетенции; что 2) результаты подобных исследований (книги, статьи, журналы, etc.) включаются в коммерческий оборот и даже приносят доход; что 3) качество произведений искусства оценивается в финансовом выражении, а это порождает требование пропорциональное цене, присваиваемой произведениям.

С другой стороны, коммерческая циркуляция произведений искусства не определяется их истинной ценностью, напротив ? их ценность детерминирована самим рынком, различными его инструментами, а, главное, возможностью контроля над дистрибуцией. Столкновение с такими обстоятельствами вызывает реакцию, которая отбрасывает нас к старым традициям. В действительности мы по-прежнему верим, что 1) умственная деятельность и ее продукты (литература, научные исследования) не могут быть сведены к товару; что 2) интеллектуальные продукты, порождающие наибольший спрос на рынке и получающие наибольшее финансовое признание не обязательно являются лучшими в смысле их внутренней ценности; что 3) сталкиваясь с давлением рынка необходимо обращаться к этическим стандартам, основанным на незаинтересованности, щедрости, то есть на том, что в Западной традиции обычно называется "высшими ценностями" (и что часто связывается как в Европе, так и в других древних цивилизациях с миром аристократии).

Вне сомнения, наше время должно найти силы для сопротивления. Наряду с этим нужно отдавать себе отчет, что подобное положение вещей вовсе не ново и что оно существует с начала греческой философии.

Д: Здесь не обойтись без примера

Э: Да... конечно. Флобер в своем письме Луизе Коллет пишет в 1872 году: "Зачем сегодня публиковаться? Ради денег? Какая ерунда! Будто бы деньги когда-то могли или могут стать наградой за работу! <...> Я полагаю, что произведение искусства вообще не оцениваемо, у него нет коммерческой цены, да и можно вообще за него платить?"

Этот отрывок не исключение. Подобных ему можно найти сколько угодно. Например, Малларме пишет: "стоит ли пытаться выручить деньги за то, что не должно продаваться, более того не может быть продано вообще" ("О Книге").

Д: Вероятно у такого взгляда на творчество существует своя история?

Э: Безусловно. Судя по всему, первым был Платон. Он начал публичную дискуссию по поводу этой проблемы с софистами, чем окончательно восстановил их против себя. А они, между прочим, тоже были одними из первых, кто отлично осознавал как договариваться по части обмена интеллектуальной компетенции на деньги, причем vнемалые. Чего по Платону вполне достаточно, чтобы полностью дискредитировать себя как людей знания, как философов. Служение истине не может связывать себя с экономической выгодой. Трудно даже вообразить, каким глубоким недоверием пользовались деньги в пределах всей интеллектуальной традиции, не учитывая, что помимо прочего это связывалось также и с недоверием относительного торговцев, о котором я упоминал выше.

В действительности же философское отрицание денег, у истоков которого находится Платон, так же как и множество обвинений подобного рода в истории западной интеллектуальной традиции, говорит о вере в то, что умственная деятельность так же как и художественная не может быть включена в обыкновенную товарный оборот. Даже наши времена, отмеченные триумфом рынка, не могут поколебать эту веру. Почему? Но почему не спросить, что является истоками веры? Каковы ее антропологическим основания?

Д: Мне кажется, что мы приблизились к непосредственным задачам твоей книги?

Э: Попытаюсь объяснить как можно короче. Общепризнанно, что интеллектуальная деятельность возникает в рамках иного рода обмена, и этот обмен называется символическим, а он, согласно антропологическим исследованиям, ставит перед собой задачи не товарного приобретения или накопления, но установления отношений между индивидами и группами. Понимание писателя, художника, ученого разворачивалось именно в этой плоскости обмена и как таковое может считаться иным по отношению к другим формам компенсации. В итоге прояснить ситуацию может именно концепция дара, которой со времен работы Мосса "Дар" (Essai sur le don, 1924) антропология уделяет пристальнейшее внимание.

Потому что понятие дара фактически является одной из самых серьезных проблем, представших современной антропологии. Оно лежит в основании деятельности различных институтов, ритуалов, репрезентаций, управляемых логикой символического обмена, и которая совершенно отличается от того, что именуется торговлей и прибылью, экономическим обменом. Эти два уровня необыкновенно важны, и различие между ними рассекает все цивилизации.

Д: Не будем торопиться. Поставим вопрос так: "каким образом"?

Э: Взаимосвязь дара/контр-дара (ответного дара) обнаруживается повсюду как особенная форма связей между людьми и их сообществами. Обмен товарами, происходящий в период особых предприятий (празднества, встречи, пиры, тризны) не играл никакой экономической роли, товары вращались в круговороте дарения, демонстрируя щедрость и взаимоуважение. Дарение создавало престиж и гарантировало установление связей. Но вне этого контекста подарки не имели значения. Традиционно матримониальные отношения являлись центральным моментом символического обмена, хотя, конечно, существовало много других форм. Как бы то ни было, вещи и товары в этом обмене стояли вне товарооборота прямого потребления. И поэтому можно считать ошибкой анализ такого обмена в экономической перспективе, что, между тем, происходит в отдельных направлениях современной антропологии, скажем в функционализме или марксизме.

Именно эти свободные отношения, образованные в обмене словами, жестами (и что можно назвать обходительностью, корректностью, любезностью, которые управляют и модулируют взаимо переходящее признание) создают свое особенное проявление во всем, что без-ценно: в умственной деятельности, произведениях искусства, проявлениях таланта (он тоже называется "дар"), артикулируя помимо этого собственную нравственную природу (взаимопомощь, со-ответственность, отречение). Без-ценное не утрачивает могущества. Вся теология красоты может быть понята лишь исходя из понятия дара, поскольку она дар Бога (или того, что этим словом обозначается) и ее невозможно на что-либо выменять. А это уже другой аспект рассмотрения, предполагающий другие фундаментальные вопросы, такие как: жертва, долг, etc. Вся история современности (Modernity) заключается в замещении властью денег традиционных форм регулирования и стабилизации, иными словами в замене человеческих отношений функциональными отношениями посредством товарооборота, определяемого рынком. В этом смысле деньги можно назвать "атеистичными" (во всяком случае, с точки зрения христианства), поскольку они предлагают очевидно профанический путь решения проблемы Долга. По этой же причине они являют собой радикальный способ присвоения и управления временем. Что всегда было последней божественной привилегией. В Средневековье ростовщики, например, назывались "грабителями времени", за что их повсеместно проклинали, поскольку полагается, что время находится единственно в руках Божьих.

Д: Не спрашиваю каковой сегодня полагается природа времени, но хотелось бы действительно опять вернуться к "сегодня"

Э: Что сегодня затрудняет анализ, так это непомерная запутанность и усложненность вещей, обязанная тому факту, что в современном обществе поле рациональной экономики стремится направлять любые формы деятельности и обмена. Ведь существует рынок для того, что буквально "не-оценимаемо": искусство, редкости, наслаждение едой, развлечения, вина, праздность, поэзия, все формы отдыха. Короче ? рынок откровенно бесполезного, без-ценного открывает, быть может, банально полезное, то, чья цена очевидна для каждого... Поэтому мы должны противостоять древней традиции, чьи антропологические предпосылки до сих пор живы, участвуя в этой новой ситуации культурного рынка с тем, чтобы открыто и критически подойти к одной из самых центральных проблем современности.

Д: И, наконец, чем же отличается твой подход от известных ранее?

Э: По меньшей мере есть два отличия. Первое, покуда не существует вразумительных исследований, которые могли бы показать как критика отношений купли/продажи, подозрительности относительно денег в период с античности до наших времен смогла бы создать ключевой элемент институализации модусов мысли. Относящиеся к делу материалы обычно преподносились в качестве историй или своего рода нравственного, самоочевидного императива, но не включали при этом в рассмотрение фундаментальную систему ценностей и способ репрезентации мира в Западной традиции. И второе ? мой подход является исключительно антропологическим, а это значит, что задача заключается в том, чтобы вывести на передний план символические процессы и поведения, а затем выстроить определенную логику, пронизывающую различные исторические периоды. И не потому что в фокусе окажется некая инвариантная человеческая природа, но потому что факты, относящиеся к символизму, есть именно то, что наилучшим образом демонстрирует очевидность постоянства на протяжении "долгого времени".

Д: А почему отдано предпочтение антропологическому подходу перед остальными?

Э: Потому что антропологический подход может приоткрыть то, в какой степени отношения с деньгами не могут быть проанализированы ни в сфере истории экономики, ни в теории богатства, ни в истории роста обмена или разновидностей ссуд. С другой стороны, на протяжении всей истории ни интеллектуальные произведения, ни искусство не могли избежать тени едва ли не позора, которую отбрасывали на них деньги, поскольку бесчестье есть непременный спутник любой торговой сделки, вовлекающей в себя знание или искусство.

Мое исследование предполагает ряд примеров из области философии, литературы, искусства. Причем, оно не будет ни историей вопроса, ни обычным философским эссе, ни работой в области морали и экономики. Моя книга ? это попытка, используя чисто антропологические концепции (символизма, табу, бесчестья, обмена, способы дарения, ремесла/торговли, жертвоприношения, долга, обыкновенных вещей и роскоши, etc.), дать "срез" различных типов знания нашей культуры.

Д: Однако в подзаголовке книги присутствует слово "философия"

Э: Но мне всегда хотелось понять почему и как литература, искусство и философия находят свое место только в первом типе обмена, то есть в системе "дарения" (причем, тут не следует забывать слово гонорар), почему и как эти виды деятельности все глубже и глубже инкорпорируются в тело рынка рынка, невзирая на яростную философскую критику со стороны, скажем, Руссо, Прудона, Маркса... Мне кажется наиболее интересным будет рассмотреть, как такая интеграция в рынок становится причиной особых трансформаций в формах и темах повествований от Шекспира до Достоевского, от Мольера до Золя, от Сервантеса до Паунда, от Лессинга до Музиля.

Вопрос, который мы затронули, проходит (включая их в себя) через множество предметов и дисциплин: философия, история, антропология, социология, экономика, семиотика, но сам располагается вне их. Может быть то, что дано нам как стихотворение, музыкальная пьеса, дружеский жест уже всегда утрачено, не имея возможности быть переведено в понятия прибыльного обмена. Вот что означает красота: то, что дано в дар ? то и прекрасно. Назовем это экономикой невозможного, то есть без-ценного.

Санкт-Петербург ? Энцинитас, Калифорния.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21:22 Саакашвили вызвали на допрос в качестве подозреваемого
21:11 Путин перечислил условия успешного развития России
20:50 Задержанного после взрыва в Нью-Йорке обвинили по трем статьям
19:46 «Хамас» провозгласило третью интифаду
19:38 НАСА прекратило переговоры о закупке мест на «Союзах»
19:23 Оргкомитет ОИ-2018 допустил появление россиян под национальным флагом
19:00 Рогозина не устроил отчет госкомиссии по крушению «Союза»
18:50 Пожар после взрыва на газовом хабе в Австрии полностью потушен
18:39 Директор ФСБ объявил резню в ХМАО терактом
18:21 Россия приостановила работу посольства в Йемене
18:16 МОК дисквалифицировал шесть хоккеисток и результаты сборной РФ
18:03 МВД РФ обвинило боевиков из Сирии в звонках с угрозами взрывов
17:59 НАТО продлило полномочия генсека Столтенберга до 2020 года
17:43 Суд отказался снять с Telegram штраф за нераскрытие данных ФСБ
17:32 Генпрокуратура РФ подготовила французам запрос по делу Керимова
17:23 СМИ сообщили о намерении ЕС продлить санкции против России
16:50 Бомбившие боевиков в Сирии самолеты ВКС прибыли в Россию
16:38 «Первый канал» решил частично транслировать Олимпиаду
16:25 Киев пригрозил осудить Поклонскую за военные преступления
16:18 Пчелы сибирских старообрядцев помогут в исследованиях опасной болезни
15:55 Суд заочно арестовал владельца «Вим-Авиа»
15:42 Варвара Караулова решила просить Путина о помиловании
15:29 Глазьев поддержал создание крипторубля ради обхода санкций
15:22 ЕСПЧ присудил россиянам 104 тысячи евро за пытки в полиции
15:04 СМИ рассказали об инструктаже Кремля по сбору подписей за Путина
14:43 «Яндекс» назвал самые популярные запросы за 2017 год
14:28 Европа осталась без российского газа из-за взрыва на газопроводе
14:22 Прочитан полный геном вымершего сумчатого волка
14:14 Песков подтвердил включение твитов Трампа в доклады для Путина
14:00 Минобрнауки РФ поддержало обучение школьников «Семьеведению»
13:55 «Сколково» и «Янссен» поддержат проекты по диагностике и терапии социально-значимых заболеваний
13:51 ФБР признало право генпрокурора не сообщать о встречах с Кисляком
13:44 Песков признал «большое волнение» Кремля из-за Саакашвили
13:37 Новый препарат замедляет развитие болезни Хантингтона
13:26 Минспорта финансово поддержит решивших не ехать на ОИ-2018
13:25 Помощник Путина раскритиковал «Роскосмос» за неумение делать деньги
13:11 Украинское Минобрнауки разработало отдельную модель для русскоязычных школьников
13:06 CardsMobile и Bitfury Group объединяют рынок программ лояльности
13:00 ОКР попросит МОК пересмотреть решение о российском флаге
12:41 ОКР одобрил участие российских спортсменов в ОИ-2018 под нейтральным флагом
12:39 По делу о хищении денег из разорившихся банков арестованы топ-менеджеры
12:35 ГП потребовала заблокировать сайты «нежелательных» организаций
12:18 При взрыве на газопроводе в Австрии пострадали десятки человек
12:03 Разоблаченная в Москве группа террористов оказалась ячейкой ИГ
11:55 Трамп «узаконил» удары коалиции по сирийской армии
11:42 Сотрудники российской военной полиции вернулись из Сирии
11:25 Счетная палата решила взяться за хозяев «старой» недвижимости
11:18 В Москве арестован подозреваемый в шпионаже в пользу ЦРУ
11:11 Ведущие мировые политологи и руководители банков – среди участников Гайдаровского форума в РАНХиГС
10:54 ФСБ объявила о срыве готовившихся на Новый год терактов в Москве
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.