Адрес: https://polit.ru/article/1999/03/02/578210/


02 марта 1999, 15:37

Ирина Ясина: Всемирный банк согласился с созданием Госплана для угольщиков

Ирина Ясина

ВСЕМИРНЫЙ БАНК СОГЛАСИЛСЯ С СОЗДАНИЕМ ГОСПЛАНА ДЛЯ УГОЛЬЩИКОВ


Похоже, что в вихрях российских экономических и политических изменений теряют ориентиры не только россияне, но и международные финансовые организации. Только временным помутнением сознания можно объяснить намерение Всемирного Банка, несмотря на происходящее сейчас в угольной отрасли, предоставить России второй угольный заем.

Любой заем сейчас крайне необходим дырявому российскому бюджету. После того, как частные кредиторы в ужасе разбежались, единственная надежда занять денег - кредиты МВФ и займы Всемирного Банка. Оставим МВФ за рамками рассмотрения. Переговоры с ним окончательно замерзли еще в крещенские морозы и вряд ли оттают до тепла. Эти переговоры всегда находились в центре общественного внимания. А вот взаимоотношения со Всемирным Банком оставались в тени, на втором плане. Задачи Всемирного Банка отличаются от МВФ. Первоначально он создавался для кредитования крупных государственных инвестиционных проектов - строительство плотин, электростанций, мелиорации и т.п. В дальнейшем Банк занялся программами реструктуризации отраслей, видимо поняв, что даже самая большая стройка не сделает экономику эффективной. Такого рода программа, например, разворачивалась для угольной отрасли в России.

Проблемы угольщиков в России легко понятны и трудно решаемы. Шахты нужно приватизировать, убыточные - закрыть, а шахтерам найти не менее почетное, но более полезное занятие. Кроме того, требовалось демонтировать систему административного управления отраслью, жирующую на раздаче дотаций. На эти цели в 1996 года был направлен первый угольный заем в сумме 400 млн. долларов. Проводились переговоры по предоставлению второго угольного займа. Правительства Черномырдина и Кириенко вели позиционную войну с угольными боссами за перестройку отрасли по рыночному сценарию. Правительство ликвидировало Росуголь, выполнявший функции отраслевого министерства. Сокращалась доля дотаций убыточным шахтам. Разворачивались программы социальной адаптации шахтеров.

Правительство Примакова, похоже, определило совсем иное направление в отношении угольщиков. Не последнюю роль в этом сыграл бывший руководитель Росугля, а ныне советник г-на Примакова Юрий Малышев. Его желание возродить былое могущество угольных генералов выразилось в создании нового суперведомства под скромным названием Комитет по углю. Это ведомство сосредотачивает в своих руках невиданную административную власть. Во-первых, в управление ему передаются государственные пакеты акций шахт. Во-вторых, оно же будет ответственно за раздачу дотаций. Их объем, кстати, в новом году планируется увеличить до 12 млрд. рублей. Но этого создателям Комитета показалось мало.

Не весть из каких глубин коммунистического сознания всплыла на поверхность и готовится к реализации идея государственного лицензирования оптовых посредников, то есть попросту торговцев углем. Авторы постановления предпочли не заметить, что в Законе о лицензировании, четко определяющему круг специальных видов деятельности, на которые нужно просить разрешения у государства, торговли углем нет. Только богатое воображение могло поставить торговлю углем в один ряд с производством оружия, медициной и обучением детей. Ответным шагом со стороны вице-премьера по селу Кулика должно видимо стать лицензирование торговли яйцами и морковкой.

Всемирный Банк, как радетель рыночной экономики, должен был бы возбудиться от таких нововведений. Однако реакция вашингтонских чиновников оказалась крайне вялой. Очередные переговоры по займу были успешно проведены в Москве на минувшей неделе. Конечно, в итоговом протоколе эксперты ВБ записали, что такие действия правительства им не очень нравятся. Но такая запись не может явиться поводом для отказа от займа или оказания дальнейшего давления на правительство. Мало того, похоже, что Вашингтон настойчиво ищет возможность выдать этот заем до заключения соглашения с МВФ. И хотя угольный заем действительно инвестиционный, а не бюджетозамещающий, для предоставления которого наличие соглашения с МВФ необходимо, раньше такого в практике не было. Любые деньги давались российскому правительству только при условии проведения разумной макроэкономической политики. Намерение предоставить угольный заем фактически означает согласие Всемирного Банка и с диковинными налоговыми новациями Георгия Бооса, и с раздачей денег обанкротившимся олигархам, и с гуманитарно-расхитительскими продовольственными инициативами Кулика.

Все это выглядит так, как будто интересы российской угольной отрасли приносятся в жертву амбициям и интригам вашингтонской бюрократии. Руководители надгосударственных финансов видимо больше всего на свете боятся обвинений в некомпетентных действиях в отношении России. И поэтому Всемирный Банк хочет дистанцироваться от переговоров МВФ, создать иллюзию конструктивного сотрудничества с коммунистическим правительством. Цена этому - полный отказ от той рыночной реструктуризации угольной отрасли, которая была с помощью того же Всемирного Банка проведена в последние годы. Но шахтерские проблемы от этого не решатся. И касками стучать будут в Кемерово и в Москве, но не в Вашингтоне.