Адрес: https://polit.ru/article/1999/03/11/578226/


11 марта 1999, 19:41

Мартовский манифест Примакова:премьер ответил на критику "справа" и из Кремля

МАРТОВСКИЙ МАНИФЕСТ ПРИМАКОВА: ПРЕМЬЕР ОТВЕТИЛ НА КРИТИКУ СПРАВА И ИЗ КРЕМЛЯ

На встрече с лидерами думских фракций Примаков повторил традиционные тезисы об успехах своего правительства: остановлены паника на потребительском рынке и галопирующий рост цен (имеется в виду паника сентября 1998 г.), предотвратили голодную зиму, почти стабилизировали рубль и инфляцию (по сравнению с началом октября рубль обесценился всего на 50%). Затем изящно напомнил о вине предшественников за плачевное состояние экономики и о собственном мужестве, охарактеризовав собственное согласие на премьерство в сентябре как "сумасбродство".

Примаков также сказал, что для развития сельского хозяйства за шесть месяцев "сделано больше, чем за многие прежние годы", в особенности же удача улыбнулась птицеводству и свиноводству, пообещал развивать сбыт сельскохозпродукции и лизинг машиностроительной продукции для агропрома. Гораздо строже был премьер к банковской сфере, которую он, напротив, не намерен восстанавливать в том виде, в котором она существовала до 17 августа. "Будет восстановлено несколько структурообразующих банков, основные усилия будут направлены на поддержку банков в регионах", - сказал он, дав понять, что речь идет об активном присутствии государства в будущей реконструированной банковской системе (о чем уже говорилось в сегодняшних комментариях "Полит.Ру").

Приоритетом деятельности правительства Примаков назвал борьбу с коррупцией и преступностью, одной из жесточайших форм которой является уклонение от налогов (при этом премьер упомянул вновь "АвтоВАЗ", задолжавший государству около 20 млрд. рублей. О приватизации премьер выразился, что в ней самой по себе нет ничего заведомо плохого, но тут же добавил традиционный как юридически, так и экономический абсурдный тезис о том, что "изменение формы собственности должно сопровождаться ростом эффективности производства". Так как кабинет роста эффективности не наблюдает, то и остановил многие приватизационные проекты, пояснил премьер. Примаков упомянул и проблему лжебанкротств и кажется несколько перестарался в изображении их последствий: "Лжебанкротство осуществляют группы преступников, которые хотят разделить на части крупные предприятия, продать, а рабочих выбросить на улицу".

Затем Примаков выразил уверенность в том, что удастся договориться с МВФ, а, чтобы не жалующим его "левым" думцам было приятнее, предположил, что эти договоренности сделают возможным "привлечение кредитов в реальный сектор экономики". С Примаковым были вице-премьеры Густов, Матвиенко и Кулик, председатель ЦБ, министр финансов и первый замглавы Администрации Президента Сысуев.

Таким образом Примаков вновь постарался максимально выдержать ту умеренно-левую идеологию государственного доминирования в рыночных отношениях, которая снискала ему популярность и определила его ключевое положение в текущем политическом процессе. Пожалуй, наиболее любопытным и заслуживающем внимания моментом можно считать именно четкое формулирование достижений правительства и пассаж о собственном сумасбродстве. В контексте осложнений отношений Примакова с президентской администрацией и "правых" настроениях подготавливаемого обращения Ельцина к Федеральному Собранию, о которых сейчас постоянно пишут и говорят аналитики, это следует читать как своего рода идеологическую декларацию.