Адрес: https://polit.ru/article/1999/03/27/578251/


27 марта 1999, 15:19

Репортаж от американского посольства

«...И немножко Уорхола»

Наш корреспондент побывал в субботу у американского посольства

Ясная солнечная погода, выходной и общее настроение сделали сегодняшние народные волнения в районе посольства не такими мрачными и истеричными, какими они казались вчера и позавчера. Количество людей, собравшихся у посольства постоянно меняется, но в целом определеяется ресурсами вместимости близлежащих тротуаров и островков безопасности посреди садового кольца: людьми запружены все пространство, где разрешено находиться пешеходам, включая широкий тротуар на другой стороне улицы. Тротуар, непосредственно примыкающий к посольству, уже перекрыт железными барьерчиками и к самому посольству простой смертный уже подойти не сможет. Это скорее на пользу простому смертному, потому что скопление народа уже имеет характер давки, и милициейские меры лишь предотвращают несчастные случаи. Милиция, которая парится в зимней форме, вообще явно сочувствуют демонстрантам, и все меры направлены только на соблюдение реальной безопасности: людям запрещают выходить на проезжую часть, стараются не пропустить к посольству со стеклянными бутылками, шугают откровенно пьяных и агрессивно настроенных людей.

С какими-либо флагами и атрибутами пришли только коммунисты и ЛДПРовцы, а также футбольные фанаты. Поэтому, несмотря на то, что организованных демонстрантов меньшинство, они своими огромными флагами и лозунгами создают впечатление, что все собравшиеся - только из этих партий, тем самым делая отличную рекламу своим организациям. Лишь два государственных флага России и ни одного символа других партий и организаций я заметил в эти часы у посольства США. Лозунги и призывы, изображенные на транспарантах вполне предсказуемы и понятны, поэтому перечислять их нет смысла. Конечно, злость и ненависть к американцам часто выплескивается в виде искаженных и депрессивных гримас, оскорбительных лозунгов, регулярно скандируемых собравшимися, попытками что-нибудь бросить в сторону посольства, регулярно взрывающимися петардами (!). Однако, как я уже сказал, великолепная погода и общее настроение скорее создают атмосферу единения и вообще легкого карнавала. По отношению друг к другу люди открыты, живо вступают в беседу, и какого-то возрастного или идеологического разделения не чувствуется. Вот два хиппи беседуют со старичком у которого в руке красный флажок с Лениным, на котором выделяются желтые буквы «цена 20 копеек». Вот динамовский фанат о чем-то смеется с двумя спартаковцами. ЛДПРовцы очень юные, молодые и веселые. Выделяются сербы - начиная говорить о наболевшем, они плачут. Женщина в расстегнутом пальто с зимним воротником и банкой «Баварии» в руках по-сербски (абсолютно понятно без всякого перевода!) рассказывает, что американцы разбомбили ее родное село, рядом с которым не то что ПВО, ни одной казармы нет, у нее погибли родственники - она начинает плакать, извиняется, отходит в сторону. Молчаливая семья сербов с двумя малышами снимает происходящее на видеокамеру, когда начинают петь хором какие-то сербские песни - присоединяются к хору. Женщина плачет.

Штатные ораторы с мегафонами орут что-то свое, политическое, поливают бранью Егора Гайдара и вообще всех своих любимых политиков, иногда совсем забывая о поводе собрания. Отлично влияет на обстановку машина радиотрансляции с буквами МГРС (видимо, Московская городская радиосеть) на борту. Машина транслирует песни Высоцкого, сербские песни, другие песни бодрого патриотического характера, но не военные и не политические. Проезжающие по Садовому автомобили сигналят очень активно. Всех веселит УАЗик с открытой платформой, на котором какие-то молодые попы укрепили церковные колокола и регулярно проезжают мимо в общем потоке автомобиле, звоня во все колокола. Если к вечеру напряжение будет нарастать, московским властям логично было бы перекрыть Садовое, никто не обидится, а власти заработают серьезные очки в глазах народа (Неизбежно, это сейчас обсуждается, а Лужков в Париже, без него не решатся).

Фасад посольства, обычно радовавший идеальным состоянием и регулярно косметически ремонтирующийся, сейчас представляет из себя жалкое зрелище. Разноцветные пятна краски, хаотично расплывшиеся вплоть до четвертого этажа, разбитые окна, следы каких-то овощей-фруктов, царапины от твердых предметов являют собой живописный русский пейзаж в стиле народного американских художников Раушенберга, Поллока. И немножко Уорхола.

Переход под садовым кольцом исписан нецензурной бранью по русски и по-английски, поэтому цитированию эти записи не очень поддаются. Много свастик, на граффити Клинтона называют фашистом и, прошу прощения, п..ром. Привлекает внимание большая надпись «Бен Ладен с нами».

Как уже было сказано, собравшиеся представляют из себя очень пеструю толпу, но не озлобленных коммунистических деградантов, как это иногда можно представить из торопливых телерепортажей. Есть и интеллигенция, деятели культуры. Например художник и музыкант Алексей Шульгин, который в разговоре с нашим корреспондентом выражает некоторое неудовольствие повышенным тонусом злости и ненависти в толпе, соглашаясь, что выступление должно быть больше похоже на карнавал, тогда оно будет более действенным.

Но не все единодушны. Автомобилист, подвозивший вашего корреспондента до метро, выразил мнение, что большинство собравшихся- бездельники и хулиганы, не знающие, куда девать время.

Если же отвлечься от непосредственных впечатлений и немножко подумать, то вашего корреспондента совсем не радуют социопсихологические последствия этой войны. Есть четкое ощущение, что широкий и размашистый русский менталитет сейчас даст крен совсем не в лучшую сторону. Есть огромная опасность превращения народа в легкоуправляемую агрессивную толпу, которую любой энергичный лидер типа Жириновского сможет повести на очень нехорошие баррикады. Лес порубим, каковы будут щепки?

Олег Пшеничный