Адрес: https://polit.ru/article/1999/05/07/578286/


07 мая 1999, 17:14

Банкротство и преднамеренное банкротство: наша справка

Банкротство и преднамеренное банкротство: наша справка

Закон о несостоятельности (банкротстве) действует в России с 1 марта 1998 года. Согласно нему, под банкротством кредитной организации, то есть банка, понимается «признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство)». После того, как арбитражный суд выносит решение о банкротстве того или иного банка, он назначает временного управляющего, который, должен убедиться, что банк действительно не способен самостоятельно поправить свои дела и рассчитаться с кредиторами. Затем собрание кредиторов решает, есть ли шанс улучшить ситуацию с помощью внешнего управления. Если нет, тогда все то же собрание кредиторов принимает решение о распродаже имущества, за счет которого и будут возмещаться убытки.

На практике банкротство редко проходит гладко. Нередко случается, что банк чинит всяческие препоны вынесению судебного решения о его банкротстве. Так, например, банк «Империал» за несколько дней до заседания арбитражного суда, на котором должно было быть принято окончательное решение, потребовал признать недействительным отзыв у него лицензии. В результате заседание было отложено на два месяца - столько времени понадобилось, чтобы еще раз убедиться в полной несостоятельности банка. В марте суд постановил возобновить производство дела о банкротстве, а «Империал» тут же подал апелляцию, и суд отложили еще на месяц, в апреле последовала новая кассационная жалоба, и конца этому не видно.

Несколько иная ситуация сложилась с «Токобанком». Не только руководство, но и значительная часть кредиторов не соглашалась с конкурсным управляющим о необходимости банкротства, полагая, что дела «Токо» ставшего первым российским банком, акции которого приобрел Европейский Банк реконструкции и развития, не так уж и плохи. Тем не менее, сторонники банкротства победили, правда, для этого им пришлось привлечь к участию в голосовании пять кипрских фирм, оказавшихся в последствии лжекредиторами. Dresdner bank обратился в арбитражный суд иск о признании результатов собрания кредиторов недействительными, но безрезультатно. «Токобанк» стал первым крупным банком-банкротом.

Кроме банкротства, существуют еще понятия «преднамеренное банкротство» и «фиктивное банкротство». В Уголовном кодексе для этого есть специальные статьи. Чаще всего применяется статья 196:

Статья 196. Преднамеренное банкротство

Преднамеренное банкротство, то есть умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия, - наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.

Недавно по этой статье было возбуждено уголовное дело в отношении нефтяной компании «Сиданко». Еще зимой, когда был подан первый иск о банкротстве этой компании, эксперты отмечали, что такой поворот событий компанию вполне устроил бы - уж слишком много у нее долгов, и введение внешнего управления позволило бы выплаты по ним существенно отсрочить.

Еще одно подобное дело возбуждено против Челябинского тракторного завода. По мнению прокуратуры, в течение 2 лет руководство ЧТЗ умышленно передавало основные средства завода посторонним фирмам, в их ведение передавались здания и прочее имущество. Все это делалось для того, чтобы не платить долги, в том числе государству (сумма этих долгов на конец января 1998 г. достигла 2,3 млрд руб).

Можно предположить, что в связи с недавним решением о выделении МВФ кредитов дела о банкротстве - настоящем и мнимом - будут появляться все чаще: ведь в качестве одного из условий предоставления кредитов Фонд потребовал от правительства РФ принять меры по ускорению банкротства системообразующих банков (в первую очередь, конечно, имеются в виду «Российский кредит» и СБС-Агро). Закон о реструктуризации банковской системы находится на рассмотрении у премьер-министра Примакова и должен быть внесен в Думу на днях. Впрочем, несомненно, что банковские лоббисты сделают все возможное для того, чтобы он не был принят.