Адрес: https://polit.ru/article/1999/05/31/578333/


31 мая 1999, 15:19

Финансово-экономические прогнозы депутата Шохина

Независимый депутат Александр Шохин заявил сегодня на пресс-конференции в Москве, что, по его мнению, не исключен перенос переговоров с МВФ на осень. Дело в том, что законопроекты, которые правительство Примакова внесло в Госдуму, не в полной мере соответствуют договоренностям с Фондом. Вдобавок, предусмотренные ими меры (вроде повышения акцизов на алкоголь и бензин) с точки зрения парламентариев являются антинародными, и перед выборами шанс на их одобрение - практически равен нулю. Как следствие, Россия не сможет обеспечить достаточный объем дополнительных поступлений в бюджет, и переговоры «переедут на осень». Между тем важность их трудно переоценить: если, в конце концов, нам не удастся договориться о возобновлении кредита, Лондонский клуб вполне может объявить России дефолт. Без соглашения с МВФ мы можем только издать «крик о помощи: «Не объявляйте нас банкротом!», каковым, собственно, и явилась просьба о 90-дневной отсрочке.

Впрочем, Шохин полагает, что на самом деле у России есть реальный шанс добиться списания до 75% советских долгов. Для этого следует произвести взаимозачет между активами бывшего СССР и собственными долгами РФ перед Парижским и Лондонским клубами. Однако с этим следует поторопиться, поскольку на летнем саммите Парижского клуба в Кельне будет обсуждаться схема полного списания долга беднейшим должникам, и российские активы могут окончательно обесцениться.

В любом случае «важно не назначать переговорщиками новых людей». Уточняя эту фразу, Шохин высказался достаточно категорично: «Сейчас мы не имеем права учиться переговорному процессу на практике, и я не рекомендовал бы этим заниматься Николаю Аксененко». С другой стороны, спецпредставитель президента по связям с международными финансовыми организациями не должен находиться «вне правительства», поскольку тогда он не будет иметь никаких полномочий и, следовательно, не сможет рассчитывать на доверие партнеров. Такая ошибка была в свое время допущена при назначении спецпереговорщиком Анатолия Чубайса, не входившего в тот момент в правительство. Еще один важнейший момент, который необходимо учитывать - конкретная кандидатура переговорщика. Назначения на этот в высшей степени ответственный пост ни в коем случае не должны производиться «эклектически», а «кадровая чехарда» вообще может принести вред, поскольку партнеры доверяют лишь определенным людям, обладающим достаточными полномочиями.

Существует и еще одна кадровая проблема, напрямую связанная с выплатами по внешнему долгу, а именно - проблема главы Центробанка. Дело в том, что в течение всего года Банк России выполнял главную функцию правительства, обслуживая внешний долг за счет своих золотовалютных резервов. Между тем эти резервы при таком подходе могут значительно истощиться, создавая опасность дальнейшей девальвации рубля. В подобной ситуации нынешний глава ЦБ Виктор Геращенко, скорее всего, будет оспаривать необходимость полного покрытия долгов за счет золотовалютных резервов, тем самым вызывая в правительственных кругах желание поставить на свой пост «более послушного» человека. По мнению Шохина, Дума, скорее всего, не пойдет на снятие Геращенко, однако президент все же может вынудить его уйти в отставку, а по закону «исполняющего обязанности главы Центробанка в России можно иметь сколь угодно долго». Вместе с тем "было бы глупо сейчас, не имея устойчивой экономической части кабинета правительства, менять главу Банка России".