Адрес: https://polit.ru/article/1999/08/25/477106/


25 августа 1999, 18:20

Неустойчивый электорат КПРФ: молодые селянки могут уйти от Зюганова к Лужкову

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ (ВЦИОМ)
103064,Москва, ул.Казакова, 16
тел. приёмной 261-04-14 пресс-служба 261-05-04/267-06-78
e-mail: tusia@wciom.ru
ВЦИОМ


Данные опроса, проведенного в июле 1999 года, позволили выявить промежуточные группы электората, сделавшие свой выбор в пользу одной из партий, но готовые проголосовать за другую, если «их» партии не будет в списке. В частности, оказалось, что внутри активного электората КПРФ достаточно велика группа тех, кто, в случае отсутствия в списке КПРФ, отдаст свои голоса «Отечеству». Эта группа составляет 12% избирателей КПРФ и 4% всего активного электората (т.е. примерно 2,25 млн человек)

Дальнейший анализ позволил установить специфические черты данной группы (назовем ее группой К-О), которая является потенциальным объектом воздействия со стороны агитаторов «Отечества» даже и в условиях участия КПРФ в избирательной кампании.

С точки зрения социально-демографических характеристик, анализируемая группа отличается от основного массива избирателей КПРФ тем, что в ней относительно больше женщин (66% при 56% в основном массиве коммунистического электората), жительниц села (48% и 33 %), сравнительно более молодого, чем у основного коммунистического электората, возраста.

Электораты

Возраст КПРФ Группа К-О
От 25 до 39 лет 17 23
От 40 до 54 лет 24 30
55 лет и старше 55 45

Находясь ближе к земле, эти сельские жительницы, несмотря на более низкие денежные доходы, испытывают меньшие, чем остальные сторонники КПРФ, материальные тяготы.

Ответы на вопрос о материальном положении Электораты
КПРФ Группа К-О
«Мы едва сводим концы с концами» 53 42
«Хватает денег на продукты, но не на покупку одежды» 33 49

Наконец, отметим, что избирателей КПРФ с такого рода «проотеческим» уклоном заметно меньше на юге европейской России и больше в Поволжье и на Урале.

Описанные выше социально-демографические свойства не дают оснований ожидать наличия у этого контингента избирателей каких-то устойчивых политических взглядов и предпочтений. Правда, они дружно (82%) отдают свои симпатии коммунистам и почти столь же единодушно (70%; 13% - бывшие «ельцинистки») голосовали за Г. Зюганова. Верность Зюганову сохраняют они и сегодня, но все же несколько меньшую, чем основной коммунистический электорат, когда речь идет о таких соперниках, как Ю. Лужков, Е. Примаков или С. Степашин. Вот как это выглядит в результатах гипотетического второго тура президентских выборов.

Зюганов Лужков Ни за кого/
затруднились
Эл. КПРФ86 4 8
Гр. К-О 70 8 21

ЗюгановПримаковНи за кого/
затруднились
Эл. КПРФ72 22 5
Гр. К-О 71 29 0

ЗюгановСтепашинНи за кого/
затруднились
Эл. КПРФ86 5 7
Гр . К-О88 12 0

Похоже, что предпочтения этой группы строятся почти исключительно на личных симпатиях и антипатиях, однако в своей антиреформаторской настроенности группа явно выделяется даже из основного коммунистического электората. Так, в вопросе о нежелательности тех или иных политиков на посту президента, А. Чубайса называют 57% в данной группе (46% - в основном электорате); Б. Немцова - 37% (26%); С. Кириенко - 25% (18%). Однако, наряду с отторжением «либеральных крайностей», представители этой группы отсекают и крайности национал-патриотического толка: А.Макашова не жалуют 32% при 15% в общекоммунистическом электорате; А.Баркашова - 43% при 19%.

Любопытно, что в группе прослеживается явный национальный уклон в оценке вовлеченности в теневой бизнес: 30% полагают, что участие в теневом бизнесе особенно характерно для евреев (в основном электорате коммунистов - 19%); 59% выделяют кавказские народы (44% в основном электорате). Однако шовинистические представления о том, что будущий президент должен сосредоточиться на «отстаивании интересов русских», для них не характерны (8% против 17%), и они поддерживают идею «отстаивания интересов всех граждан независимо от национальности» (92% против 81%), демонстрируя даже больший интернационализм, чем избиратели «Яблока» (86%). Да и участие указанных нацменьшинств в теневом бизнесе не порождает агрессивных чувств, поскольку отношение к самому теневому бизнесу по сравнению с основным комэлекторатом здесь более снисходительное. Различия обнаруживаются в ответах на вопрос о том, что должен делать с теневой экономикой будущий президент:

Основной электорат Группа К-О
Подавлять, опираясь на существующие законы 28 21
Легализовать, давая возможность вложить незаконные деньги в народное хозяйство 18 24

Большее сочувствие обнаруживается и в отношении криминальной «братвы». В частности, например, целых 10% (в основном электорате только 4%) приписывают криминальным сообществам отношения честности и взаимного доверия. И, напротив, 36% (в основном электорате 19%) считают, что главными носителями коррупции являются работники суда и прокуратуры. Здесь сказывается и жизненная практика людей, принадлежащих к рассматриваемой группе, и известная в народном фольклоре коллизия «честный вор» - «злой прокурор».

Вероятно, именно такой терпимостью к теневой экономике и сочувствием к криминалу объясняется сравнительно низкая степень антагонизма к известному своей популярностью в криминальных кругах В. Жириновскому, которого не хотели бы видеть президентом треть данной группы и 48% в основном электорате.

Таковы лишь некоторые, выборочно взятые характеристики сегмента коммунистического электората, одновременно питающего симпатии к «Отечеству» Ю. Лужкова. Только на основании такого анализа можно разглядеть реального избирателя с его нуждами и предрассудками и строить избирательную кампанию в расчете на него, а не на искусственно сконструированного политологами «правого», «левого» или «центристского» манекена.