Адрес: https://polit.ru/article/2000/04/21/474924/


21 апреля 2000, 11:59

Государственное регулирование экономики. Обзор четвертый. Часть первая. Начало

Продолжение обзора смотрите здесь, окончание - здесь.

Вашему вниманию предлагается первая часть обзора "Государственное регулирование экономики" ¦4. В ней собрана информация СМИ о бюджетной, финансовой, налоговой, правовой (т.е. относящейся к сфере взаимодействия субъектов рынка друг с другом) и лицензионной политике федеральных органов власти России, а также регулировании в области малого бизнеса за последние недели. Информация о политике государства во внешнеэкономической сфере будет включена во вторую часть обзора. Информация о регулировании банков, страховых компаний и других финансовых организаций не включается в данный обзор и имеется в других обзорах "Информационного центра" (Исполнитель - А. Никольский, ant1648@hotmail.com).

Введение



В марте Президент РФ В.Путин, ведя предвыборную кампанию, сделал несколько обнадеживающих заявлений в пользу улучшения инвестиционного климата в стране, ослабления налогового пресса и расширения экономической свободы. Однако практические шаги правительства пока что направлены в противоположную сторону, в частности, планируется ужесточить и сделать еще более громоздкой систему валютного контроля с одновременным уменьшением количества банков, обслуживающих экспортно-импортные операции. Данные шаги приведут к дальнейшему ухудшению инвестиционного и предпринимательского климата, а это, в свою очередь, будет способствовать утечке капитала за рубеж.

России необходимо стремиться к развитию экономической свободы, считает В.Путин. "Чем шире экономическая свобода, тем больше шансов на развитие", - сказал он 28 февраля. "Если мы позволим воспользоваться этой свободой криминальным элементам, то ни к чему хорошему это не приведет", - одновременно отметил и.о. Президента. Вместе с тем, В.Путин особо подчеркнул, что не пойдет на пересмотр базовых ценностей. "Пересматривать гарантии прав собственника, защиты рынка от чиновничьего беспредела мы не будем. На это мы не пойдем", - сказал он. (Интерфакс, 28.02.00 г.)

И.о. Президента РФ В.Путин заявил 7 марта, что развития экономики невозможно будет добиться, если не снижать налоги на производителей. По его словам, опыт многих других стран показывает, что "чем выше степень экономической свободы хозяйствующих субъектов, тем выше уровень развития государства". (ИТАР-ТАСС, 07.03.00 г.)

В.Путин не намерен усиливать регулирующую роль государства в экономике, заявил 9 марта руководитель Центра стратегических разработок Г.Греф. Как известно, Центр стратегических разработок готовит экономическую программу В.Путина. По словам Г.Грефа, усиление роли государства для В.Путина означает возврат государства в те сферы экономики, в которых оно везде, кроме России, традиционно присутствует. Экономические воззрения Путина достаточно либеральны и предусматривают в целом устранение разрешительной системы госрегулирования экономики, которая существует сейчас. По словам Г.Грефа, в России создан "достаточно широкий и неэффективный госсектор, и это положение дел должно быть изменено". (Прайм-ТАСС, 09.03.00 г.)

Порочная практика презумпции виновности России неприемлема, заявил и.о. Президента РФ В.Путин 13 марта. "Из этой ложной посылки подвергаются обструкции российские банки и фирмы, а вместе с ними и иностранные компании, желающие работать на российском рынке", - подчеркнул он. (Прайм-ТАСС, 13.03.00 г.)

И.о. Президента РФ В.Путин считает, что в России неправильная философия экономической политики. Выступая 21 марта, В.Путин подчеркнул, что экономическая политика в России носит фискальный характер и не содействует развитию инвестиционного климата. Говоря о развитии экономики, В.Путин высказался против предоставления различных льгот предприятиям и муниципальным образованиям. "Льготы раздают чиновники, а нам надо разбюрокрачивать экономику", - подчеркнул и.о. Президента. (Интерфакс, 21.03.00 г.)

Обеспечение в России абсолютных гарантий прав собственности и равных условий субъектам экономики, четкое формулирование государством правил игры на рынке и полное их соблюдение, а также "разбюрокрачивание" экономики - таковы основные принципы действий государства в сфере экономики. Об этом В.Путин заявил 23 марта. (Прайм-ТАСС, 23.03.00 г.)

В то же время, действия правительства и ЦБ пока что расходятся с данными заявлениями и.о. Президента. Как заявил директор Экспертного института Е.Ясин, борьба с утечкой капитала при помощи мер, предложенных Центральным Банком, и, в частности, с помощью 100-процентной продажи валютной выручки, противоречит декларативным заявлениям российского правительства. Кроме того, по мнению экономиста, выделение квот на транспортировку сырой нефти, а также принимаемая система регистрации внешнеэкономических контрактов также резко расходятся с этими заявлениями. По мнению Е.Ясина, все это говорит о том, что в российском правительстве отсутствует четкое понимание стратегии экономического развития страны. (Интерфакс, 21.03.00 г.)

Идеология экономических реформ в России в ближайшие годы будет базироваться на опыте послевоенной Японии, заявил 13 марта на брифинге руководитель Центра стратегических разработок Г.Греф. По его словам, первым направлением реформирования российской экономики в ближайшие годы станет приведение гособязательств в соответствие с реальными возможностями государства. В числе ключевых направлений Г.Греф назвал повышение степени выполнения государством его обязательств. Руководитель Центра стратегических разработок заявил, что за сокращением госпотребления должно последовать снижение налогового бремени. Эти процессы должны сопровождаться дерегулированием экономики. Наряду с этим, как свидетельствует японский послевоенный опыт, должна проходить реформа правоохранительных органов, чтобы повысить степень соблюдения законов в стране. Г.Греф отметил, что опора на внутренние инвестиции - главное в обеспечении устойчивого экономического роста, и Россия по примеру послевоенной Японии воспользуется этим принципом в ближайшее 10-летие. (Прайм-ТАСС, 13.03.00 г.)

Следует отметить, что ряд экспертов считают послевоенный японский опыт неприменимым в нынешней ситуации. Это связано с тем, что такой путь развития предполагает государственную политику по сосредоточению ресурсов в наиболее перспективных отраслях. Однако велика вероятность того, что "наиболее перспективные" отрасли могут перестать быть таковыми через 10-15 лет. На нынешнем этапе необходимым условием экономического процветания, считают эксперты, является высокое качество "человеческого фактора", в частности, образованности рабочей силы и склонности предпринимателей к инновациям, на фоне благоприятного инвестиционного и правового климата, а не развитие той или иной отдельно взятой отрасли. (В.Мау, "Либерализм всерьез и надолго", Эксперт, 20.03.00 г.; В.Иноземцев, "Расколотая цивилизация", М., 1999 г.)

Конкретные предложения по улучшению инвестиционного климата в стране сформулированы участниками прошедшей 23 февраля в Москве международной конференции "Россия и США: год 2000". Они обратились к руководству РФ с предложением принять неотложные меры по кардинальному улучшению инвестиционного климата в России. Эта проблема одинаково важна как для российских, так и для зарубежных предпринимателей, отмечается в обращении. Для улучшения инвестиционного климата в России деловые круги считают необходимым принять срочные меры по повышению качества работы над российскими стандартами бухгалтерского учета и объявить о введении международных стандартов бухучета в качестве стандартов, которыми руководствуется Россия без каких-либо значительных изменений, кроме того, требуется принятие мер по защите прав собственников и корпоративному управлению с доработкой правовых основ банкротства предприятий с четким определением оснований для инициирования процедуры банкротства. Деловые круги США и России предложили также руководству страны в интересах развития российской экономики в самые сжатые сроки принять вторую часть Налогового кодекса, понизить ставки подоходного налога и отчислений с фонда заработной платы, сократить налогооблагаемую базу налога на прибыль и обеспечить равный подход к налогоплательщикам со стороны фискальных органов. (Прайм-ТАСС, 23.02.00 г.)

Перераспределение финансовых ресурсов государством

Бюджетная ситуация продолжает улучшаться. Достигнут не только первичный (т.е. без учета выплат по госдолгу), но и общий профицит бюджета. В то же время, в связи с падением цен на нефть и необходимостью выплачивать внешний долг высказываются опасения о возможности невыполнения бюджета в случае отсутствия внешнего финансирования.

Доходы федерального бюджета в феврале составили 70,4 млрд. рублей, или 18,1% от ВВП, расходы - 56,3 млрд. рублей, сообщила пресс-служба Министерства финансов РФ. Впервые за многие годы отмечается общий профицит федерального бюджета в размере 14,1 млрд. рублей или 3,6% от ВВП. Министерство по налогам и сборам обеспечило в феврале поступления в федеральный бюджет в объеме 42,8 млрд. рублей, перевыполнив план на 33,6%, Государственный таможенный комитет обеспечил поступления в размере 25,8 млрд. рублей, что на 13,2% выше запланированных объемов, Мингосимущество - 116,6 млн. рублей или 16,5% к лимиту на февраль. (Прайм-ТАСС, 07.03.00 г.) Первичный профицит в феврале составил 5,7% к ВВП, сообщил первый вице-премьер М.Касьянов. По итогам января и февраля первичный профицит составил более 6%. Касьянов подчеркнул, что в феврале бюджет был исполнен полностью по всем показателям. (Прайм-ТАСС, 02.03.00 г.)

Минфин РФ планирует в марте получить доходы в федеральный бюджет объемом в 63,7 млрд. рублей, бюджетные расходы в этом месяце должны составить 65,2 млрд. рублей, сообщили в министерстве финансов РФ 9 марта. (Интерфакс, 09.03.00 г.) Исполнение бюджета в марте будет более сложным по сравнению с началом 2000 г. Такое мнение высказал 2 марта первый заместитель министра финансов РФ С.Шаталов. Он подтвердил, что в последние дни февраля было существенное перевыполнение плана по сбору налогов в МНС. Это перевыполнение составило более 10 млрд. рублей. (Интерфакс, 09.03.00 г.)

Налоговые органы в 2000 г. соберут дополнительно около 100 млрд. рублей, что позволит значительно увеличить финансирование социально значимых статей бюджета. Об этом заявил министр РФ по налогам и сборам А.Починок 23 марта. (Прайм-ТАСС, 17.03.00 г.)

Рост экономики в 2000 г. составит как минимум 1,5% при инфляции не выше 18-20%, заявил первый вице-премьер, министр финансов РФ М.Касьянов. "Полученные доходы позволили нам сделать все предусмотренные бюджетом выплаты, расплатиться по текущим внешним и внутренним долгам", - сообщил М.Касьянов. Первый вице-премьер отметил, что основными факторами дальнейшего экономического роста в РФ должны стать внутренние и внешние инвестиции в промышленность, а также повышение потребительского спроса со стороны населения. Именно эти факторы правительство намерено стимулировать. (Прайм-ТАСС, 17.03.00 г.)

Пока что улучшение бюджетной ситуации используется правительством не для снижения налогового бремени и оптимизации бюджетных расходов, а для финансирования популистских мер, армии и ВПК. Так 21 марта и.о. Президента подписал указ об увеличении зарплат бюджетников в 1,2 раза. (Интерфакс, 21.03.00 г.)

Председатель банковского комитета Госдумы А.Шохин считает, что падение мировых цен на нефть до $25 за баррель является критическим для российского бюджета. Такое мнение он высказал 28 марта. По его словам, при падении цен ниже $25 за баррель у России возникают проблемы, так как пока именно валютные поступления от экспорта нефти позволяют замещать внешнее финансирование и обслуживать госдолг. (Интерфакс, 28.03.00 г.)

На 28 марта цена российской нефти составляла около $23.

Серьезной проблемой, мешающей упорядочить бюджетные расходы, является наличие большого количества ранее принятых нормативных актов и программ, предусматривающих государственное финансирование, но необеспеченных бюджетным финансированием. В результате государство оказывается в ситуации, когда оно не выполняет определенных обязательств, что крайне отрицательно сказывается на доверии к нему. Объем нефинансируемых мандатов на 2000 г. (программы, финансирование которых предусмотрено по различным федеральным законам), оценивается в 493 млрд. рублей, сообщил вице-премьер В.Христенко 23 марта. По его мнению, на сегодняшний день порядка 55-65 законодательных актов не могут быть обеспечены финансовыми ресурсами. В то же время, по мнению вице-премьера, выход из создавшейся ситуации можно найти через финансовые коррективы, "чтобы быть честными и не врать ни перед собой, ни перед получателями финансовой поддержки". По его мнению, "сильная власть - это не та власть, которая раздает обещания, а которая молчит и делает". (Прайм-ТАСС, 23.03.00 г.) Одновременно некоторые члены правительства лоббируют принятие новых подобных программ, например, министр путей сообщения РФ Н.Аксененко высказался 23 марта за строительство туннеля на остров Сахалин. (Прайм-ТАСС, 23.03.00 г.) Можно предположить, что такое строительство было бы прекрасной возможностью для разворовывания госсредств, подобно печально известному проекту сооружения "высокоскоростных магистралей" между Москвой и Петербургом.

Пожалуй, одним из важнейших достижений последних месяцев является снижение уровня неплатежей и бартерных операций. "Денежность" экономики является необходимым условием нормального функционирования рынка, и без этого самоподдерживающийся рост экономики на рыночной основе невозможен. М.Касьянов сообщил, что одна из кардинальных проблем экономики - процент сбора налогов в неденежной форме в регионах снизился до 10-15%, в то время, как ранее он составлял 40-50%. (Прайм-ТАСС, 23.03.00 г.) В бюджеты территорий в 1999 г. из общего объема поступлений в сумме 523 млрд. рублей в неденежной форме прошло 175 млрд. рублей, или 33%, сообщила руководитель департамента учета, отчетности и оперативного анализа налоговых поступлений МНС Л.Краснощекова. По ее словам, самые большие неденежные формы расчетов были отмечены в Ямало-Ненецком округе (83%), Эвенкии (76%), Кабардино-Балкарии (75%), в Курской области (68%), Омской области (61%). (Интерфакс, 18.02.00 г.)

Улучшается и ситуация с госдолгом. Минфин РФ не предпринимает и не будет предпринимать мер по возобновлению "безудержных" заимствований на внутреннем рынке, заявил первый вице-премьер, министр финансов РФ М.Касьянов 14 марта. "Мы не имеем плана возобновления подобного рода неограниченных заимствований, так как кризис 1998 г. многому нас научил", - заявил М.Касьянов. Он отметил, что в настоящий момент большое количество инвесторов обращается к Минфину с предложением о покупке его обязательств, однако, министерство продолжит проведение политики "осторожных заимствований". В качестве примера М.Касьянов привел недавнее размещение ГКО по доходности 20% годовых, что, по его словам, фактически бесплатно и компенсирует лишь расходы на инфляцию, запланированную на 2000 г. на уровне 18-20%.

М.Касьянов отметил, что на 1 января 2000 г. долг России составляет 109% ВВП, в то время как на 1 января 1999 г. он равнялся 150% ВВП. (Прайм-ТАСС, 14.02.00 г.) Объем государственного долга России на 1 января 2000 г. составил 4871 млрд. рублей или 108,7% от ВВП. Такие данные приведены в отчете Министерства финансов РФ об исполнении федерального бюджета за 1999 г. Госдолг за 1999 г. увеличился на 22%. Внешний долг РФ, согласно оценке, составил 4287,4 млрд. рублей или 95,7% от ВВП, внутренний долг - 583,6 млрд. рублей или 13,03% от ВВП. Объем внешнего долга за 1999 г. вырос на 32,6%, а внутреннего - сократился на 23%. (Прайм-ТАСС, 24.02.00 г.)

Отказ государства от крупномасштабных заимствований стимулирует инвестиции. Стремительное снижение инвестиционной деятельности до августа 1998 года объяснялось, во многом тем, что государство аккумулировало все свободные финансовые ресурсы в стране. Сравнительно низкая инфляция и отказ от печатания денег (кредиты ЦБ правительству) также будет способствовать оживлению инвестиционной деятельности, т.к. даст возможность предприятиям сберегать инвестиционные ресурсы. По словам представителя Минфина, это ведомство не намерено в ближайшее время прибегать к кредитам Банка России для финансирования бюджетных расходов. (Интерфакс, 09.03.00 г.) В то же время, планируемая инфляция в 18-20% не может быть признана нормальной. Такой уровень инфляции по-прежнему не способствует доверию к национальной валюте и стимулирует вывоз капитала за рубеж.

Правительство РФ во втором квартале 2000 г. сможет заимствовать у Банка России до 1 млрд. рублей, считает председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам А.Жуков. Как он заявил 6 марта, в складывающейся ситуации "очевидно, что правительству придется" заимствовать у Банка России. Оценивая шансы получения Россией кредитов МВФ, А.Жуков вновь подтвердил, что наиболее реально получение этих кредитов после выборов президента РФ и рассмотрения ряда законопроектов из одобренного МВФ правительственного пакета. Вместе с тем А.Жуков сомневается, что в этом году будут предоставлены все транши кредита МВФ. (Прайм-ТАСС, 06.03.00 г.)

Минфин РФ, скорее всего, прибегнет к заимствованиям у Банка России во втором квартале, заявил председатель Банка России В.Геращенко 29 марта. (Прайм-ТАСС, 29.03.00 г.)

Газета "Время MН" в статье "Вечный зов" отмечает, что "после встречи с и.о. Президента В.Путиным первый вице-премьер М.Касьянов заявил, что сбалансировать федеральный бюджет во втором квартале будет непросто, поскольку внешнее финансирование отсутствует. Правда, он тут же подчеркнул, что правительство намерено как можно меньше прибегать к помощи ЦБ". Издание указывает, что "хотя сейчас и возобновились внутренние заимствования, реально выбора по-прежнему нет. Ведь на рынке Минфин не получит больших объемов дешевых денег, а дорогие брать не будет, пока есть такой источник, как ЦБ". "Поэтому, - продолжает газета, - у Центробанка нет иного выхода, кроме как эмитировать деньги под покупку валюты, а потом финансировать за счет этого платежи Минфина по внешнему долгу. Причем в нынешних условиях это может не принести большого ущерба экономике. Если возрастет экономическая активность, то повысится спрос на рубли, и деньги пойдут в реальный сектор. Одновременно вырастет спрос на инвестиционные товары, которые чаще всего являются импортируемыми. Это повысит спрос на валюту, что поможет ЦБ сдерживать рост курса рубля. Ведь при крепком рубле импорт будет сверхрентабельным, что крайне невыгодно российским производителям". Автор статьи полагает, что "если же внутренний спрос на рубли не повысится, то ЦБ попадет в очень неудобное положение, ему придется думать о стерилизации излишней ликвидности. Сделать это без эмиссии новых бумаг весьма сложно". (Время МН, 01.03.00 г.)

Около 67% или 226,6 млрд. рублей налогов и сборов, собранных в 1999 г. Министерством по налогам и сборам, поступило из 12 регионов России. Такие данные приводятся в отчете Министерства финансов РФ об исполнении федерального бюджета за 1999 г. Наибольший объем поступлений был собран в г.Москве в сумме 116,6 млрд. рублей. В Ханты-Мансийском АО было собрано 22,5 млрд. рублей, в г.Санкт-Петербург - 16,1 млрд. рублей. (Прайм-ТАСС, 24.02.00 г.)

Наведению порядка в налоговой и бюджетной сфере будет способствовать отмена необеспеченных финансированием популистских нормативных актов и отмена налоговых и других льгот. В развитых странах налоговые льготы для каких-либо категорий налогоплательщиков, как правило, не практикуются, т.к. это приводит к обогащению криминальных структур, использующих подставных льготников или фальсифицирующих признаки, по которым предоставляются льготы. Вместо этого существует система адресных социальных выплат, а также возможности для сокращения налогооблагаемой базы с помощью определенных выплат, например, на социальное обеспечение работников.

Комитет Госдумы по бюджету и налогам на заседании 16 марта рекомендовал нижней палате парламента законопроект о приостановлении действия ряда нормативных актов, не обеспеченных финансированием в 2000 г. Как сообщила на заседании комитета заместитель министра финансов РФ Т.Голикова, общий объем финансирования, необходимого для предложенных к приостановлению нормативных актов, составляет 433 млрд. рублей. Зампредседателя комитета Г.Кулик сообщил, что предполагалось приостановить действие различных норм 57 законов. (Прайм-ТАСС, 16.03.00 г.)

Бюджетный комитет Госдумы РФ рекомендовал нижней палате парламента ликвидировать социальные льготы по девяти законам и приостановить на 2000 г. действие устанавливающих льготы 26 законов. Такое решение было принято на заседании комитета 16 марта. (ИТАР-ТАСС, 16.03.00 г.)

Данные Института экономики переходного периода о помесячном исполнении федерального бюджета в 1999 году можно посмотреть здесь.

Финансовое регулирование



Центробанк продолжает политику "мягкого" снижения инфляции (при том, что инфляция остается весьма высокой по международным стандартам) на фоне стабилизации курса рубля к доллару, связанной с высоким уровнем мировых цен на энергоносители и предвыборной ситуацией. Необходимо заметить, что при нынешнем руководстве ЦБ, склонном к вливанию необеспеченных средств в экономику, никто не может дать гарантию от нового инфляционного всплеска в случае ухудшения бюджетной ситуации. Правительство планирует инфляцию в 18-20% в 2000 г.

Индекс потребительских цен в феврале 2000 г. составил 101,0%. Это самый низкий показатель инфляции с июля 1998 года, сообщила пресс-секретарь М.Касьянова Т.Разбаш. Инфляционные тенденции полностью укладываются в рамки макроэкономического прогноза на 2000 год, на котором основывались бюджетные предположения. "По итогам февраля можно твердо сказать, что мы окончательно преодолели инфляционную волну, вызванную кризисом 1998 года", - говорится в сообщении. (Прайм-ТАСС, 03.03.00 г.)

Инфляция на потребительском рынке России за первые два месяца 2000 г. составила 3,4% против 12,9% за тот же период 1999 г. Эту информацию официально распространил Госкомитет РФ по статистике. (Интерфакс, 06.03.00 г.)

Инфляция на потребительском рынке в I квартале 2000 года оценивается в размере 5,5-6%. Этот прогноз приводится в докладе Минэкономики правительству РФ "О текущей ситуации в экономике Российской Федерации и оценках до конца I квартала". (Интерфакс, 29.02.00 г.)

Денежная масса в РФ - агрегат М2, рассчитанная в национальном определении, без учета депозитов в иностранной валюте, за январь 2000 г. сократилась на 9,7 млрд. рублей, а в процентном отношении - на 1,4% - с 704,7 млрд. рублей на 1 января до 695,0 млрд. рублей на 1 февраля, сообщили в ЦБ РФ. Сумма наличных денег в обращении (агрегат М0) в январе снизилась на 33,7 млрд. рублей или на 12,6% - с 266,6 млрд. рублей до 232,9 млрд. рублей. Сумма безналичных средств, напротив, возросла на 24 млрд. рублей, или на 5,5% - с 438,1 млрд. рублей до 462,1 млрд. рублей. (Прайм-ТАСС, 06.03.00 г.)

Прирост денежной массы (агрегат М2) в 2000 году составит 21-25%. Такие прогнозные данные приводит ЦБ РФ в обзоре "Цели денежной политики". Согласно обзору при прогнозируемом снижении скорости обращения денег это будет означать продолжение тенденции увеличения денежной массы в реальном выражении. (Интерфакс, 15.03.00 г.) Следствием уменьшения инфляции и доходности долговых обязательств стало снижение ставки рефинансирования. Хотя величина ставки рефинансирования не имеет в настоящее время большого влияния на деятельность банков, однако она служит определенной характеристикой благополучия в финансовой сфере.

Совет директоров Центрального банка РФ принял решение снизить с 21 марта ставку рефинансирования (учетную ставку) с 38% годовых до 33%. Это уже третье по счету изменение ставки рефинансирования в 2000 г. и второе - в текущем месяце. С 24 января ставка была снижена с 55% до 45% годовых, а с 7 марта - до 38%. В прошлом году Банк России изменил ставку рефинансирования лишь один раз: с 10 июня она была понижена с 60% до 55% годовых. (Интерфакс, 15.03.00 г.) Ставка рефинансирования ЦБ РФ к концу текущего года должна быть снижена до 15%, заявил вице-премьер РФ И.Клебанов 27 марта. По словам И.Клебанова, такой точки зрения придерживается избранный президентом России В.Путин. (Интерфакс, 27.03.00 г.)

Наиболее опасными в инфляционном плане являются кредиты ЦБ РФ правительству. Депутат Госдумы, член комитета по бюджету и налогам М.Задорнов считает очевидным, что в марте и во втором квартале правительству потребуется кредитование со стороны ЦБ РФ для выплат по внешнему долгу, в результате чего разговоры о денежной эмиссии могут стать реальностью. По его словам, России во втором квартале придется платить по внешним долгам $2 млрд., а внешнего финансирования нет. "Поэтому проблема кассового разрыва для выплат по внешнему долгу сохраняется. Хотя следует отметить, что доходы бюджета сейчас на уровне даже более высоком, чем это планировало правительство, но все равно сохраняется кассовый разрыв, и поэтому заимствования у ЦБ будут", - сказал М.Задорнов 6 марта. Последствиями таких заимствований станут больший объем рублей в экономике, увеличение остатков на корсчетах и определенная коррекция валютного курса. "Инструментов стерилизации излишней денежной массы не так много, я думаю, что выпуск ГКО и ОФЗ не будет идти в серьезных объемах ", - отметил М.Задорнов. По его мнению, инфляция в марте будет несколько выше, чем в феврале, но останется в пределах 2%. Однако от прогнозов относительно уровня инфляции в апреле М.Задорнов воздержался, отметив, что "здесь надо получить сведения об объемах заимствования правительства у ЦБ и после этого делать какие-то выводы". (Интерфакс, 06.03.00 г.)

В первом квартале 2000 г. правительство РФ не планирует заимствований у Центрального банка РФ. Об этом заявил 14 марта министр финансов РФ М.Касьянов. При этом он напомнил, что в 1999 г. такие заимствования составили 4,5 млрд. долларов, и в 2000 г. уже началось погашения этого долга. "На сегодняшний день мы удовлетворены взаимопониманием, которое установилось у правительства с Центральным банком", - подчеркнул М.Касьянов, добавив, что правительство и в дальнейшем намерено "проводить жесткую бюджетную политику". (ИТАР-ТАСС, 14.03.00 г.)

Минфин РФ, скорее всего, прибегнет к заимствованиям у Банка России во втором квартале, заявил председатель Банка России В.Геращенко 29 марта. "Поскольку получение заимствований предусмотрено на 1 полугодие 2000 г., то правительство, скорее всего, не будет обращаться в Госдуму для продления срока получения этих заимствований на 2 полугодие", - заявил В.Геращенко. Он отметил, что правительство будет использовать эти средства до июля 2000 г. (Прайм-ТАСС, 29.03.00 г.)

Одной из причин нынешнего экономического оживления является отсутствие масштабных государственных заимствований на денежном рынке. Между тем в настоящее время предпринимаются попытки такие заимствования возобновить через размещение ГКО и выпуск облигаций Банка России.

Минфин РФ не предпринимает и не будет предпринимать мер по возобновлению "безудержных" заимствований на внутреннем рынке. Об этом 14 марта заявил первый вице-премьер, министр финансов РФ М.Касьянов, выступая на заседании расширенной коллегии Министерства финансов во вторник. "Мы не имеем плана возобновления подобного рода неограниченных заимствований, так как кризис 1998 г. многому нас научил", - заявил М.Касьянов.

Он отметил, что в настоящий момент большое количество инвесторов обращается к Минфину с предложением о покупке его обязательств, однако, министерство продолжит проведение политики "осторожных заимствований". В качестве примера М.Касьянов привел недавнее размещение ГКО по доходности 20% годовых, что, по его словам, фактически бесплатно и компенсирует лишь расходы на инфляцию, запланированную на 2000 г. на уровне 18-20%. (Прайм-ТАСС, 14.03.00 г.)

23 февраля Минфин разместил выпуск ГКО объемом 2,5 млрд. рублей по средневзвешенной доходности 20,1% годовых. Было продано бумаг на сумму 2,23 млрд. рублей по номиналу, при этом спрос превысил 7,5 млрд. рублей. (Интерфакс, 23.02.00 г.)

"Независимая газета", комментируя возвращение ГКО на рынок, отмечает, что, "возродив пирамиду ГКО, правительство не слишком старательно учло опыт кризиса августа 1998 года. Оно не только не заставило себя выступить перед потенциальными инвесторами с успокаивающими словами, но и вопреки всем предостережениям экономистов снова разместило на рынке сверхкороткие ценные бумаги... В случае реализации самого негативного сценария развития событий предпочтение к более "коротким" ценным бумагам просто ускорит приближение банкротства страны". Кроме того, по мнению издания, привлекательность ГКО такого типа приведет к оттоку капитала из реального сектора экономики. (Независимая газета, 24.02.00 г.)

Банк России обратился к Минфину с просьбой ускорить разработку документов, необходимых для выпуска облигаций ЦБР в 2000 г. Об этом 14 марта заявила заместитель председателя Банка России Т.Чугунова. Она отметила, что до сих пор не разработаны налоговые условия выпуска облигаций Банка России, и призвала Минфин разобраться с этой проблемой и ускорить принятие закона об условиях выпуска облигаций Банка России. ( Прайм-ТАСС, 14.03.00 г.)

Банк России пока не определился с выпуском своих облигаций, заявил 28 марта председатель Банка России В.Геращенко. По его словам, Банк России намерен выпускать ОБР "на короткие сроки и небольших объемов". В то же время В.Геращенко отметил, что ЦБР окончательно определится с выпуском ОБР, когда выяснится, будет ли Минфин во втором квартале заимствовать средства у ЦБР. По словам председателя Центробанка, Минфин обязан во 2-м квартале выплатить на обслуживание внешнего долга 2 млрд. долларов, из них 1 млрд. долларов - МВФ. Таким образом, Минфину придется либо заимствовать средства на рынке путем выпуска ГКО, либо брать средства у ЦБР. Правда, по мнению В.Геращенко, МВФ может высказать недовольство в случае, если Минфин "будет заимствовать средства у ЦБР под низкие проценты, а не брать средства с рынка". (Прайм-ТАСС, 28.03.00 г.)

В 2000 году Банк России продолжит осуществление политики плавающего валютного курса. Основой действий ЦБ РФ на внутреннем валютном рынке будет сглаживание резких курсовых колебаний в сочетании с мерами валютного регулирования и валютного контроля в целях большего соответствия рыночного курса реальным экономическим условиям, говорится в обзоре ЦБ "Цели денежной политики". (Интерфакс, 15.03.00 г.)

Размер золотовалютных резервов ЦБ РФ на 17 марта 2000 года достигли $15 млрд. и фактически вернулся на уровень, на котором они находились в первом полугодии 1998 года. Как считают эксперты, основной причиной увеличения резервов стал рост экспортной выручки, покупаемой Банком России у коммерческих банков на биржевых торгах и "напрямую". По их словам, март является одним из благополучных месяцев в плане ее поступления. Кроме того, в настоящее время рост продаж валюты со стороны экспортеров обусловлен и высокими ценами на энергоносители. Между тем столь высокий темп прироста золотовалютных резервов вызывает у экспертов и ряд опасений, поскольку покупка валюты Банком России происходит за счет эмиссии рублей. ( Интерфакс, 23.03.00 г.) В дальнейшем ожидается прекращение роста валютных резервов в связи со снижением цен на энергоносители. В то же время, председатель бюджетного комитета Госдумы А.Жуков заявил 24 марта, что золотовалютные резервы Банка России к концу 2000 года могут достичь $30 млрд. (Интерфакс, 24.03.00 г.)

Политика ЦБ РФ в банковской сфере - см. "Обзор деятельности ЦБ РФ".

Гражданско-правовое регулирование

Правовой климат в России остается неблагоприятным и в настоящее время существенно не меняется. Недавние заявления Президента РФ В.Путина дают некоторую надежду, что правительство будет работать над этой проблемой. Положительным фактом стало бы принятие поправок к закону "Об акционерных обществах", которые сейчас рассматриваются в Госдуме. В то же время попытки главы Высшего арбитражного суда ограничить применение процедуры банкротства ухудшают правовое положение кредиторов и дают возможность недобросовестным руководителям предприятий уходить от ответственности. Это объективно ведет к ухудшению правового климата в стране.

Руководитель Центра стратегических разработок (ЦСР), первый заместитель госимущества Г.Греф заявил 21 марта, что ЦСР по поручению и.о. Президента РФ В.Путина разрабатывает экономическую стратегию развития России. По его мнению, необходимо максимально гарантировать права инвесторов, а также предоставить равные права как для внутренних, так и для внешних инвесторов, создать в стране добросовестную конкуренцию. И в то же время, добавил он, необходимо до минимума сократить администрирование со стороны государства. Непосредственно по защите инвесторов, сообщил Г.Греф, ЦСР готовит ряд законопроектов, в частности, по защите прав мелких акционеров и иных инвесторов. В этой связи немаловажную роль должны сыграть ряд разрабатываемых законов о государственных гарантиях инвесторам. Еще одной проблемой, требующей безотлагательного решения, Г.Греф назвал скорейшее принятие второй части Налогового кодекса. В течение 1,5-2 месяцев, добавил он, документ будет подготовлен. Необходимо максимально гарантировать права инвесторов, а также предоставить равные права как для внутренних, так и для внешних инвесторов, создать в стране добросовестную конкуренцию. И в то же время, добавил он, необходимо до минимума сократить администрирование со стороны государства.

21 марта В.Путин высказался за укрепление судебной системы в России, что, на его взгляд, также должно способствовать развитию экономики. По его словам, государство должно создать и соблюдать единые правила игры на рынке. В связи с этим В.Путин сообщил, что количество арбитражных судей будет увеличено на 2 тысячи человек. (Интерфакс, 15.03.00 г.)

Порочная практика презумпции виновности России неприемлема, заявил и.о. Президента РФ В.Путин 13 марта, открывая 12-е заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям при правительстве РФ. "Из этой ложной посылки подвергаются обструкции российские банки и фирмы, а вместе с ними и иностранные компании, желающие работать на российском рынке", - подчеркнул он. (Прайм-ТАСС, 13.03.00 г.)

Московский клуб кредиторов и Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) обратились в Конституционный суд РФ с жалобой о признании неконституционными ряда норм Бюджетного кодекса РФ и закона "О бюджете на 2000 г.", сообщили в КонфОП. В распространенном сообщении отмечается, что в последние годы государство неоднократно предпринимало попытки ухода от ответственности по своим обязательствам. Это - и скрытое обесценивание средств граждан в государственных кредитных учреждениях, и отказ от оплаты государственных займов. Однако если раньше подобные незаконные действия были спонтанными, то в 1999 г. впервые законодатели попытались подвести правовую основу под нарушение своих обязательств перед гражданами. В законе "О государственном бюджете РФ на 1999 год" появилась норма, согласно которой судебные решения по искам к государству могли быть исполнены лишь в случае их одобрения Федеральным казначейством. Несмотря на явное нарушение Конституции РФ, эта норма благополучно действовала на протяжении всего года. Попытки исполнить судебные решения наталкивались на стандартный ответ: "средств на это в бюджете не заложено". Многие ожидали, что с окончанием 1999 г. завершит свое действие и закон "О бюджете", а с ним и прекратится дискриминация судебной власти.

Согласно закону "О государственном бюджете РФ на 2000 г." в случае отсутствия средств на исполнение каких-либо нормативных актов, эти акты не подлежат исполнению (ст.129). Фактически, по мнению экспертов КонфОП, установлен приоритет закона "О бюджете" над другими федеральными законами, равными ему по статусу, в частности, над Бюджетным кодексом. Таким образом, если государство должно заплатить по своим долгам гражданам, но сумма этого долга не предусмотрена в бюджете, то в 2000 г. оплата произведена не будет. А те граждане, которые обратятся в суд и получат исполнительные листы, смогут вернуть свои деньги лишь в том случае, если эти исполнительные листы будут подтверждены Федеральным казначейством. "По нашему мнению, проблему неплатежей со стороны государства надо решать за столом переговоров, согласовывая со всеми заинтересованными сторонами объемы и графики постепенного исполнения обязательств, а никак не путем принятия нормативных актов, узаконивающих безответственность и неподсудность государства", - говорится в сообщении. (Прайм-ТАСС, 01.03.00 г.)

Важным событием может стать принятие поправок в закон "Об акционерных обществах". Соответствующий законопроект, обсуждаемый в Думе, предусматривает более полное соблюдение прав акционеров и кредиторов акционерных обществ. Законопроект ограничивает права Совета директоров по изменению устава общества и выпуска дополнительных акций.

Комитет Госдумы по собственности принял решение создать рабочую группу для разработки законопроекта "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об акционерных обществах". На рассмотрение Госдумы во втором чтении законопроект может быть вынесен в первой декаде апреля. Законопроект предусматривает, что в том случае, если в результате реорганизации акционерного общества было создано "банкротное" общество, его акционеров можно будет привлечь к ответственности. В соответствии с законопроектом решение о закрытии подписки, а также о размещении более 25% акций АО может быть принято только на общем собрании акционеров квалифицированным большинством голосов. Законопроект предусматривает четкий порядок осуществления преимущественного права покупки акций акционеров закрытых АО.

Проект документа также определяет порядок внесения изменений в устав общества, затрагивающих права владельцев акций. Он предусматривает, что конвертация акций может быть осуществлена только в том случае, если это предусмотрено уставом общества до их размещения, и запрещает изменение положений устава о конвертации акций после их размещения.

Ряд поправок направлен на защиту интересов кредиторов общества. До полной оплаты всех акций общества, распределенных среди учредителей, АО не вправе совершать сделки, не связанные с его учреждением. При этом ужесточается порядок оплаты акций. Законопроект предусматривает, что акции оплачиваются только после госрегистрации общества, при этом учредители обязаны полностью перечислить всю сумму за акции в течение трех месяцев. Более жесткие требования вводятся для дополнительных акций - они должны быть оплачены уже при размещении. Во всех случаях оплаты акций неденежными средствами в обязательном порядке требуется привлекать независимого оценщика. В случае недобросовестной оценки учредитель, член совета директоров, независимый оценщик несут солидарную ответственность за завышение стоимости такого имущества.

В законопроекте уточняются правила созыва и проведения общего собрания акционеров. В частности, в тех случаях, когда переизбрание совета директоров общества должно осуществляться кумулятивным голосованием, законопроект устанавливает порядок, дающий возможность всем акционерам предложить свои кандидатуры в новые исполнительные органы. Действующая редакция закона не предусматривает такую возможность.

Важным новшеством является введение института временных исполнительных органов. В случае выявления фактов недобросовестности членов правления или генерального директора, совет директоров вправе приостановить полномочия исполнительных органов. В этом случае совет директоров обязан сформировать временные исполнительные органы и тут же созвать общее собрание акционеров для избрания новых исполнительных органов.

Кроме того, законопроект детализирует порядок совершения крупных и заинтересованных сделок. Пересмотрены в сторону ужесточения критерии, в соответствии с которыми сделка считается крупной. Акционерным обществам предоставлена возможность самим устанавливать случаи, когда сделки считаются крупными, и, следовательно, требовать особого порядка их совершения. Такие случаи должны быть определены в уставе общества. (Прайм-ТАСС, 26.03.00 г.)

Весьма странной выглядит позиция Председателя Высшего арбитражного суда РФ В.Яковлева, который предложил ограничить возможности по созданию акционерных обществ. По его словам, создание предприятий в форме АО является основным способом происходящего в настоящее время в России передела собственности. В.Яковлев подчеркнул, что "акционерная форма капитала и производства является опасной формой" и может иметь негативные социальные последствия, поскольку акции таких предприятий могут быть проданы, и у предприятий появится новый собственник, что, как правило, сопряжено со сменой руководства, а иногда и трудового коллектива. В связи с этим он отметил, что необходимо урегулировать вопрос создания АО, либо, возможно, даже ограничить их число. Такие предложения явно расходятся с возможностью эффективного функционирования рыночной экономики, поскольку смена руководства предприятия должна являться естественным следствием его плохой работы.

Кроме того, глава Высшего арбитражного суда сообщил, что в последнее время увеличилось число фактов передела собственности предприятий через процедуру банкротства. Процедура банкротства возбуждается иногда не только в отношении постоянных должников, но и в отношении "хорошо работающих организаций", и это настораживает Высший арбитражный суд, подчеркнул В.Яковлев. В связи с этим он напомнил, что Госдума уже приняла ранее направленные Высшим арбитражным судом предложения об изменении в законе о банкротстве, предусматривающее ужесточение условий возбуждения процедуры банкротства предприятий. Однако, эти предложения еще не рассмотрел Совет Федерации. (Интерфакс, 23.03.00 г.)

Подобная позиция главы Высшего арбитражного суда не может не вызывать удивления, т.к. целью арбитражного суда является не защита "хорошо работающих организаций", а выполнение закона. Многие "хорошо работающие организации" могут "хорошо работать" за счет обмана кредиторов и поставщиков и должны подвергаться банкротству независимо от их производственных показателей.

Банк России инициирует процесс внесения изменений в законодательство, по которому арбитражным и конкурсным управляющим может выступать юридическое лицо. Об этом 25 февраля заявил на семинаре в Финансовой академии заместитель директора юридического департамента Банка России А.Гузнов. По его словам, юридическим лицам будут выдаваться специальные лицензии. (Прайм-ТАСС, 25.02.00 г.)

Сформированное после выборов Президента правительство будет отстаивать введение в стране оборота земель сельскохозяйственного назначения, считает вице-премьер РФ Владимир Щербак. Он курирует в кабинете министров вопросы АПК. "Несмотря на то, что 90% земель формально являются в России частной собственностью, на деле истинным хозяином их сельхозпроизводитель не стал. Поэтому новому кабинету министров придется пойти на введение оборота сельхозземль", - заявил В.Щербак 27 марта. Напомнив, что в стране "до сих пор нет закона, разрешающего движение земли от неэффективного собственника к хозяйствующему более эффективно", вице-премьер высказался за внесение в проект Земельного кодекса РФ поправки, допускающей оборот сельхоземель. "Он может быть ограниченным, но то, что такой оборот необходимо ввести, сомнений нет", - подчеркнул В.Щербак. По его мнению, "с политиканством вокруг решения земельного вопроса давно пора закончить", иначе Россия "сядет на голодный паек". Поэтому сразу после принятия Земельного кодекса, рассмотреть который в третьем, заключительном чтении Госдума планирует в ближайшее время, необходимо принять специальный закон, в котором "были бы прописаны механизм оборота земель и его ограничения". (Интерфакс, 27.03.00 г.)

Проект временного положения "Об условиях выпуска, учета и обращения двойных и простых складских свидетельств" может быть представлен на рассмотрение правительства в мае 2000 г. Об этом сообщил 23 марта на Общероссийской конференции "Складские свидетельства в российской практике" заместитель директора Федерального долгового центра при правительстве РФ А.Рогозинков. Проекты временного положения и постановление правительства в настоящее время отрабатывается параллельно с проектом федерального закона "Об условиях выпуска, учета и обращения двойных и простых складских свидетельств". Как отметила начальник отдела управления организации работы с налогообложением финансово-кредитных учреждений МНС РФ Т.Сафонова, основная проблема налогообложения операций с двойными складскими свидетельствами связана с их неорганизованностью. В настоящее время фактически отсутствует регламентирующий орган, фиксирующий оборот товарного рынка. Поэтому возникают проблемы с налогообложением. В частности, ценные бумаги не облагают налогом на добавленную стоимость, в то время как операции с товаром облагаются НДС. Трудно также зафиксировать момент перехода права собственности и соответственно момент установление налога. (Прайм-ТАСС, 23.03.00 г.)