Адрес: https://polit.ru/article/2000/06/01/476624/


01 июня 2000, 18:44

Правительство одобрило концепцию бюджета-2001 за его неотразимую бездефицитность и дало старт торгу отраслевых ведомств с Минфином. Проект федерального бюджета очень хорош. Но он создает проблемы для региональных и местных бюджетов

Минфин подготовил два варианта бюджета (на тот случай, если Дума вдруг заблокирует налоговые инициативы правительства). Оба исходят из следующих предпосылок: по внешним долгам надо выплатить $11.6 млрд., по внутренним - 157.7 млрд. рублей, ВВП вырастет до 6800 трлн. рублей, инфляция составит 11%, среднегодовой курс рубля, как и в бюджете-2000 - 32/$1. Цена российской нефти взята по весьма скромному прогнозу - $18-19 за баррель. Базовые параметры берутся в достаточно консервативном варианте, - по замечанию Марины Ионовой, бюджет нищий, но честный. Правительство оценивает собственные возможности весьма критично.

Тем не менее бюджет будет бездефицитным. При нынешней редакции второй части НК доходы консолидированного бюджета составят 1885.4 млрд. рублей, а федерального - 1053.9 млрд. рублей (15.5% ВВП). В случае изменения налоговых ставок доходы составят соответственно 1861.5 млрд. рублей и 1154.9 млрд. рублей (16,98% ВВП). Эти данные подтверждают, что сокращение налогового бремени на 2% ВВП в 2001 году будет носить номинальный характер: совокупные бюджетные доходы по плану Минфина снизятся не на 5% (как если бы снижение бремени было реальным), а на 1,27%. Кроме идеологической бездефицитности, бюджет-2001 интересен следующими чертами. Изменена структура расходов (траты на "силовой" блок уменьшаются с 29,2 до 26,8% федеральных расходов за счет милиции и безопасности, расходы на армию не трогали, соцрасходы и госинвестиции увеличатся). Ликвидируются целевые бюджетные фонды типа Дорожного (практика привязки расходных статей к доходным для бездефицитного бюджета выглядит архаичной). Увеличивается доля федерального бюджета в консолидированных доходах (соотношение федерального и региональных бюджетов в первом варианте 56:44, во втором - 62:38). Внешние и внутренние заимствования будут привлекаться только для рефинансирования старых долгов.

Для бюджета-2001, как и для текущего бюджета, приоритетом является погашение долгов. В части внутренних расходов он достаточно строг. Это вызвало жесткое недовольство силовых министерств - уже на заседании правительства Минфину поручили пересмотреть расходы на силовые ведомства. Времени для ведомственного торга в правительстве более чем достаточно - до 1 августа. Впрочем, вряд ли Минфин подвергнется чересчур яростной атаке ведомств, поскольку и соцрасходы, и госинвестиции предполагается увеличить. Предметом спора станут, в первую очередь, силовые расходы, а также согласование бюджетных лимитов на потребление света и тепла. Какой-либо коренной ломки бюджетного процесса проект не предполагает. Реальная государственная нагрузка на экономику остается неизменной, централизация в распределении бюджетных средств увеличивается. Бюджет выглядит сбалансированным. Непонятно, правда, как будет изменено распределение доходно-расходных полномочий между местными, региональными и федеральным бюджетом в связи с сокращением налоговой базы регионов.