Адрес: https://polit.ru/article/2000/10/27/473551/


27 октября 2000, 11:45

Депрессивное обновленчество: кто есть кто на читинских выборах

В целом, выборы в Читинской области вполне вписываются в блеклую картинку губернаторской страды осени 2000. Традиционный постсоветский губернатор Гениатулин, отсроивший свою маленькую местную вертикаль, генерал-пограничник Войтенко, обещающий навести порядок, прекратить произвол и заклеивший в начале кампании Читу плакатами, где он изображен рядом с президентом Путиным. Столичная команда имиджмейкеров, работающая на Войтенко ("Новоком" - пиаркоманда губернатора Яковлева) и сломавшая каскадом ярких и грязных скандалов бюрократическую поэтику региональных выборов. Обилие листовок, хэппенингов и подлостей. И, конечно, - знаменитый "административный ресурс", задействованный губернатором. На заднем фоне - бывший заместитель мэра Норильска Гончаров и бывший депутат Госдумы Курочкин.

Нынешний губернатор Равиль Гениатулин из комсомольских карьеристов 1980х, затем - первый секретарь Читинского горкома, председатель горисполкома. С 1992 - глава администрации г.Читы, а в 1996 указом Ельцина назначен главой администрации области. В октябре того же года был избран губернатором, набрав 30,76% голосов. На федеральном уровне политического лица практически не имеет. Хозяйственные дела в области средние, по уровню экономического и социального развития находится она примерно в верхней части последней трети списка регионов. Эдакая депрессивная стабильность. Коалицию свою Гениатулин сформировал вполне классически аппаратную - главы администраций и их структуры, местные профсоюзы и бюджетные организации, плюс - ОВР, КПРФ и "Единство".

Надо отметить, что Читинская область традиционно "красная". Даже в 1991 здесь Николай Рыжков почти догонял безумно популярного в стране Бориса Ельцина, а в 1996 тот же Ельцин проиграл Зюганову разгромно: 39% у Зюганова против 25% у Ельцина. Та же картина наблюдалась и на парламентским выборах, однако в 1999 произошел слом: "Единство" чуть-чуть обошло коммунистов (30% против 29,5%), ну а Путин выигрывал уже солидно - 49% против 35% у Зюганова. Таким образом депрессивная область вполне восприняла "обновленческий" пиар новой власти. Именно на этом и строится кампания главного соперника Гениатулина - генерала Войтенко. Последний - весьма характерный типаж регионального "обновленчества". Генерал-полковник, бывший командующий Забайкальским пограничным округом, орден Красной звезды, волевое и простецкое генеральское лицо. Депутат Думы, фракция "Народный депутат", заместитель председателя комитета Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока. Это, однако, - парадная половина картинки.

С командования пограничным округом Войтенко снят в 1998, когда Военная прокуратура начала расследование его договоров на поставку продовольствия округу с предпринимателем А.Ганапольским; военная прокуратура нашла состав преступления, однако благодаря государственным наградам Войтенко попал под амнистию. Окончание генеральской карьеры, впрочем, открыло перед Войтенко новые перспективы. "Продовльственные" связи дали себя знать и очень скоро - он уже помощник губернатора (того же Гениатулина) и представитель знаменитой компании "Союзплодимпорт", т.е. закупает продовольствие уже для всей области. Дальше - больше. В октябре 1999 Войтенко неожиданно становится замминистра путей сообщения, а уже с этого поста - отправляется в Думу.

По сведениям некоторых масс-медиа, Войтенко является родственником железнодорожного олигарха Аксененко по линии жены, чем объясняется и его железнодорожный взлет, и нынешняя кампания, которая, по общему убеждению, обязана своим размахом (бесплатные газеты, телепередачи, море плакатов и всякой прочей наружки, дорогие столичные пиаркоманды) могущественному министру. Стратегема кампании также "обновленческая", но с коммерческо-капиталистическим привкусом: за губернатора стоят "старые" местные административные элиты, а за генерала - капитал, крупные промышленно-финансовые группы.

Позиция Кремля, как кажется на данный момент (до вечера субботы теперь делать окончательные выводы опасно), достаточно нейтральна. Президент Путин еще в начале кампании публично одернул Войтенко за использование его, Путина, изображения в качестве одного из центральных символов своей наглядной агитации. После этого случилась мутная история с обнаружением доблестными правоохранительными органами мешков с неучтенными бюллетенями. Подозрение, естественным образом, пало на Гениатулина и появились намеки на то, что именно этот эпизод может стать поводом для силового, сиречь - судебного, вмешательства в ход кампании. Однако найти достоверные следы бюллетеней до выборов вряд ли удастся, сторонники губернатора говорят, что это провокация с не уничтоженными в срок бракованными бюллетенями. Справедливости ради, надо заметить, что во время думской кампании Войтенко некий мутный скандал с подложным бюллетенем также имел место с его основным соперником, обвинившим команду Войтенко в сознательной провокации. Со своей стороны Войтенко имеет в активе чудесные данные в думской декларации о доходах - 2,9 млн. руб. и "Жигули" 1986 г. Можно предположить, что Кремль использует свой нейтралитет как фактор торга с обоими претендентами и этим ограничится.

Если Кремль не вмешается, то губернатор, пожалуй, имеет несколько больше шансов на победу, однако в ресурсе Войтенко еще и аутсайдер кампании - бывший соперник Гениатулина по губернаторским и Войтенко по думским выборам - Курочкин. В начале кампании о его поддержке заявили демократы - "Яблоко" и СПС, поддерживавшие Курочкина и на прошлых выборах. Впрочем, поддержка СПС по ходу кампании стала все более условной. При этом с самого начала не исключался вариант отказа Курочкина в пользу Войтенко, - шага политически, впрочем, вполне бессмысленного, как представляется. В пользу Войтенко, кстати, уже отказался лдпровский кандидат, но это, видимо, история скорее коммерческая.

Главным же ресурсом Войтенко является тот "обновленческий" потенциал, который проявился на последних федеральных выборах едва ли не в наибольшей степени именно в депрессивных регионах и ознаменовал разочарование в "старых" элитах, повсеместно побеждавших в 1994-1997, и в типаже "местного хозяйственника". Проблема, однако, заключается в том, что "обновленчество" с самого начала в интересах эффективности было сформулировано более как пиар-стратегия, нежели как реальная политическая идеология. А потому и ее позиционирование на региональном уровне представляет для Кремля известную сложность: самостийных "обновленцев" явно больше, чем нужно. Что и заставлет Кремль придерживаться "теневой" тактики на выборах. Впрочем - органически близкой нынешним кремлевским руководителям.