Адрес: https://polit.ru/article/2000/11/02/476731/


02 ноября 2000, 11:18

Древнейшая из профессий: перед Генпрокуратурой открылись новые обстоятельства

Заместитель генерального прокурора Колмогоров, специально зарезервированный для анонсирования политических уток, объявил вчера журналистам, что Гусинский и Березовский вызваны на допросы в прокуратуру и могут быть даже арестованы ввиду открывшихся перед прокуратурой новых обстоятельств в деле о выводе активов "Медиа-Моста" и в деле "Аэрофлота" соответственно.

Прокуратура российская живет сложной и насыщенной жизнью: новые обстоятельства перед ней постоянно то открываются, то закрываются. Помнится, когда пришел к власти антиельцинский премьер Примаков, обстоятельства в делах Березовского начали бурно открываться, однако с уходом Примакова вошли в стадию полной тягомотины, в русло проверок и уточнений, и окончательно закрылись вместе с полным прекращением дела против Березовского следователем Николаем Волковым. Во время летнего визита президента Путина в Испанию перед прокуратурой внезапно предстали обстоятельства дела о "Русском видео" - юридически мутные, хотя и по-житейски прозрачные, обстоятельства "мягкой" приватизации питерской государственной телекомпании шестилетней давности открылись перед прокуратурой во всей своей неприглядной отчетливости. Однако после 20 июля стали вдруг неодолимо закрываться. Даже обстоятельства дела о незарегистрированном пистолете - и те закрылись. Такая сложная профессия.

Однако по окончании осеннего визита Путина в Париж обстоятельства снова начали неуправляемо открываться. По предположению газеты "Ведомости", нынешний приступ внимания к "обстоятельствам" случился с генпрокуратурой после того, как во вторник представители "Газпром-Медиа" и "Медиа-Моста" не сумели окончательно согласовать мировое соглашение. Другие, более тонкие источники, близкие к "Газпром-Медиа", говорят, напротив, что кто-то пытается сорвать почти готовое соглашение. Профессиональная функция прокуратуры при любой интерпретации эпизода, заметим, ничуть не меняется.

Во время прежнего приступа прокуратурного открытия обстоятельств Владимир Путин на неприятные вопросы иностранных журналистов отвечал всем запомнившимися фразами о независимости прокуратуры. Новый приступ открытия обстоятельств случился с прокуратурой сразу по окончании визита президента, а советники и имиджмейкеры, видимо, постараются не допустить неприятных лобовых вопросов на этот счет, если не имеют в виду, конечно, сделать из президента полного клоуна.

Исторический факт, однако, заключается в том, что в России сегодня нет прокуратуры как института надзора за соблюдением законности. А потому и само соблюдение ее становится для основных игроков общественной и хозяйственной жизни делом институционально невозможным. Вне зависимости от их желания или нежелания. А Гусинский и Березовский здесь вообще не при чем. Впрочем, немного все-таки при чем. Проблема заключается в том, что механизмы юридически корректного разрешения споров между "Газпромом" и "Медиа-Мостом" или государством и ОРТ современной российской правовой системой просто не предусмотрены. Предусмотрена "разборка". По этим правилам и играют обе стороны.