Адрес: https://polit.ru/article/2001/05/29/476854/


29 мая 2001, 15:36

Генпрокуратура серьезно взялась за ближайшего из равноудаленных

Целый букет претензий, возникших у правоохранительных органов к LСибнефти¦, вряд ли можно рассматривать вне политики. Речь идет о головной компании мегахолдинга Романа Абрамовича, считающегося самым финансово и административно могущественным олигархом путинской эпохи. Олигархом, непосредственно причастным к истории прихода Путина к власти, одним из лидеров группы бизнесменов и менеджеров, контролировавших ельцинскую администрацию и обеспечивших Lпереход власти¦. Демонстрация Lравноудаленности¦ в первый год путинского президентства тщательно обходила зоны интересов Абрамовича. Наконец, еще одним знаковым штрихом является то, что инициирует расследования по LСибнефти¦ Генпрокуратура, которую также подозревали в особом пиетете перед империей Абрамовича.

Едва ли Lнаезд¦ на Абрамовича имеет целью выбить его из седла. Скорее - просто ослабить влияние. Переведя часть капитала из нефтяного бизнеса в алюминиевый, создав с Дерипаской холдинг, контролирующий две трети российского алюминия, и, наконец, защитив себя мандатом чукотского губернатора, Абрамович выглядит более чем просто олигархом. Оставив позади нефтяников, газовиков и энергетиков, предприниматели группы Абрамовича начали оказывать серьезное влияние на экономическую политику. Кажется, именно они первыми поняли, что административный ресурс надо использовать не для получения банальных льгот, привилегий и т.п., а для коррекции базовых, макроэкономических условий бизнеса (налоги, курс рубля, тарифы монополий, бюджет, денежная политика ЦБ). Как заметил один информированный аналитик, группа Абрамовича и LРусал¦ пытается играть примерно ту роль, которую в середине 90-х играл LГазпром¦, т.е. не получать банальные преференции, но формировать экономическую Lповестку дня¦. Возможно, начавшаяся Lразборка¦ вокруг LСибнефти¦ является как раз попыткой или заявкой Путина на коррекцию этого послевыборного расклада. (Рискнем, кстати, предположить, что и окончательное решение вопроса о РАО ЕЭС не в пользу ВИКов учитывало то, что они еще более усиливают алюминщиков.)

Очевидно, в этой попытке у федеральной власти есть два сильных козыря. Первый - удивительная даже по российским меркам нестеснительность предпринимателей, работавших в середине 90-х в альянсе с Березовским. О приватизации "Сибнефти" можно складывать легенды - настолько виртуозно и смело она была произведена. Второй - почти открытая и чрезвычайно результативная деятельность предпринимателей группы Абрамовича по минимизации налоговых потерь. Из произведенных еще в прошлом году расчетов Минфина и МНС (в целом - весьма спорных) следовало, что "Сибнефть" платит в несколько раз меньше других с тонны нефти.

Однако пока атака на предпринимателя выглядит весьма неуклюжей. Какой, простите, у нефтяников лжеэкспорт нефти с целью возмещения незаплаченного НДС? Аналогичное прошлогоднее дело против "ЛУКОЙЛа" показало, что такая операция бессмысленна: нефтяники должны были бы заплатить экспортные пошлины и налог на прибыль. Да и суммы, инкриминируемые "Сибнефти", смехотворны. Куда серьезнее другое: в сентябре 2000 г. МНС возбудила против "Сибнефти" дело об уклонении от уплаты налогов, в начале 2001 г. ФСНП, которой передано дело, закрыла его, однако позже Генпрокуратура отменила это постановление и добавила сюжет, связанный с приватизацией компании (статья о мошенничестве). Вероятно, с последним связаны недавние разговоры следователей Генпрокуратуры с Альфредом Кохом и Андреем Вавиловым, работавшими в то время в правительстве. Есть, впрочем, и еще одна версия происходящего: "ничего личного". Просто нефтяники в последнее время слишком активно протестовали против планов Минфина повысить экспортную пошлину и объединить три сбора в единый налог на добычу, увеличив при этом ставку. Вот государство и выбрало самого равноудаленного для демонстрации того, что сопротивляться идее изъятия большей части ренты не стоит.