Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
27 мая 2018, воскресенье, 15:11
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

01 июня 2001, 12:01

Запрет вертикальной интеграции увеличивает риски инвестиций в электроэнергетику

В ходе дискуссии о реформе электроэнергетики выявились вопросы, ставшие предметом наиболее ожесточенных и бескомпромиссных споров. К ним относится проблема вертикально-интегрированных компаний (ВИК).

Противники ВИКов считают необходимым принудительное отделение генерации от передачи электроэнергии и законодательный запрет на совмещение этих двух видов деятельности в рамках одной компании. Доступ генераторов к чужим сетям должен осуществляться на основе "недискриминационного свободного доступа", т.е. владельцы сетей обязаны обслужить всякую генерирующую компанию на условиях, заданных регулирующими органами. С этих позиций выступают, в частности, авторы концепции реструктуризации РАО ЕЭС, а также Минэкономразвития.

Сторонники ВИКов хотят сохранить существующие вертикально-интегрированные АО-энерго в качестве гарантов стабильности энергоснабжения на территориях. Многие из них, однако, считают необходимым обеспечить "недискриминационный свободный доступ" независимых производителей к сетям АО-энерго. Такова, например, точка зрения некоторых представителей миноритарных акционеров РАО ЕЭС.

Есть, наконец, и третья точка зрения. Ее представители, к которым относится и автор этих строк, считают недопустимым введение законодательных запретов на вертикальную интеграцию. К недопустимым ограничениям относятся и другие формы нарушения государством прав собственности и свободы контрактов, включая "свободный недискриминационный доступ". Поскольку противники ВИКов стремятся к расширению государственного вмешательства, а их сторонники - к сохранению его на существующем уровне, то последние на данном этапе оказываются отчасти естественными союзниками "либералов", выступающих против законодательного запрета ВИКов.

В целом логика противников ВИКов сводится к следующим тезисам ( см., например, статью Кирилла Рогова):

    ВИК, владеющая существующими местными сетями, не будет покупать "чужую" энергию, пока не продаст всю "свою";

  • ВИК, владеющая существующими местными сетями, будет получать "монопольную ренту", которая является несправедливым и вообще неправедным доходом, и поэтому должна быть тем или иным способом конфискована;

  • ВИК, владеющая существующими местными сетями, будет заниматься перекрестным субсидированием, которого не будет, если запретить генераторам и потребителям иметь собственные сети;

  • наличие подобных компаний приведет к увеличению или "коммерциализации" "административного ресурса", находящегося в распоряжении региональных властей, а это означает укрепление "олигархического государственного рынка".

Разберем эти четыре тезиса.

1. Независимые генераторы и проблема "монопольной ренты"

Представим себе ВИК, имеющую возможность покупать промежуточный продукт (электроэнергию) и при этом не имеющую конкурентов в продаже конечного продукта или услуги (в доставке электроэнергии к потребителям). Дело происходит на полностью свободном (нерегулируемом) рынке. Тезис противников ВИКов состоит в том, что при любых условиях эта компания будет в первую очередь загружать свои мощности по производству промежуточного продукта и лишь после этого закупать его извне. Однако это противоречит элементарной экономической логике. Если, например, издержки производства промежуточного продукта у независимого производителя ниже, чем на собственных мощностях, то ВИКу выгоднее договориться о поставках со стороны, нежели загружать полностью свои мощности. При этом договорная цена попадет в интервал между уровнем издержек на чужой и на собственной установке. Этот результат не зависит от того, является ли ВИК монополистом на рынке продаж конечного продукта или действует в условиях конкуренции.

Однако, возражают противники ВИКов, владелец сетей будет получать почти всю разницу между издержками производства на независимых установках и рыночной ценой, то есть "монопольную ренту". Это неправильно и несправедливо. Естественно, этот аргумент подразумевает, что существует некая "справедливая цена", известная внешним наблюдателям и, конечно, государству. Все, что превосходит эту цену, должно быть в той или иной форме конфисковано и перераспределено регулирующими органами. Предполагается, что при отделении сетей от генерации это перераспределение будет осуществляться, во-первых, более легко, а во-вторых, не региональными, а федеральными властями, что будет хорошим способом борьбы с "региональным феодализмом".

Слабое звено этого рассуждения очевидно: на каком основании третьи лица, не участвующие в рыночном обмене, будут решать, какая цена "правильная", а какая "неправильная", и имеет ли место "монопольная рента"? Даже если им известны все бухгалтерские издержки (которые, как известно, не совпадают с экономическими издержками), каков будет эталон сравнения?

Но это еще не все. То, что противники ВИКов считают "монопольной рентой" - это выгода владельца от обладания уникальным объектом. Но ведь практически каждый материальный объект является уникальным, если не по своим качествам, то хотя бы в отношении времени и места. Следовательно, любой предмет собственности может в тех или иных обстоятельствах стать источником "монопольной ренты". То же самое относится и к услугам.

Поэтому, если уж последовательно бороться с этим злом, то нужно: регулировать торговую надбавку во всех магазинах, расположенных на расстоянии N метров от автобусной остановки; обложить специальным налогом всех талантливых врачей, учителей, инженеров, а также способных и прилежных рабочих; обложить специальным налогом всех красивых женщин, а также их мужей; обложить сложным дифференцированным налогом всех покупателей потребительских товаров (они получают ренту, т.к. оценивают купленный товар выше, чем уплаченные деньги - то, что в теории называется потребительским излишком или потребительской рентой). Если же принцип конфискации ренты проводить избирательно (к электросетям - применяем, а к магазинам или красивым женщинам - нет), то "борьба с монополизмом" вскоре обернется полным произволом и торжеством "административного ресурса".

Таким образом требование конфискации или ограничения "монопольной ренты" с помощью государственного регулирования - это произвольное нормативное суждение, основанное на неявном навязывании обществу ценностных представлений отдельных его членов. Неприемлемы также и меры государственного насилия, предлагаемые для его реализации, в том числе запрет на совмещение разных видов деятельности и принудительное разделение компаний.

2. Регулирование сетевого бизнеса как способ борьбы с инвестициями

Борьба с "монопольной рентой" чрезвычайно вредна и с прагматической точки зрения, особенно если ставить целью государственной политики привлечение инвестиций. То, что теоретику, рассматривающему рынок в его застывшем, мгновенном состоянии, представляется "монопольной рентой", в живом рыночном процессе является предпринимательской прибылью потенциального инвестора. Если владелец сетей получает чрезвычайно высокий доход, и отсутствуют административные барьеры для входа на рынок сетевых услуг, то это привлекает в данный вид бизнеса новых инвесторов. Чем выше доход, тем больше привлекательность. Новое создается как раз в тех сферах, где временно существует то, что противники ВИКов называют "монопольной рентой". Полный запрет на совмещение генерации и сетей, административная фиксация тарифов на передачу энергии по сети и правило "свободного недискриминационного доступа генераторов к сетям" крайне отрицательно повлияют на привлечение инвестиций в отрасль.

Регулирование тарифов
Если тарифы на передачу административно устанавливаются на более низком уровне, чем они сложились бы на свободном рынке (например, по формуле "издержки + средняя прибыль по народному хозяйству"), то многие потенциальные проекты в этой сфере окажутся невыгодными. С другой стороны, многие потребители будут вынуждены строить небольшие локальные генераторы, зачастую менее эффективные, чем подключение к чужим сетям в условиях свободного рынка. Иными словами, регулирование тарифов на передачу стимулирует недоинвестирование сети. В условиях рахитичного сетевого хозяйства России вероятно возникновение многочисленных "запертых мощностей", которые будет физически невозможно использовать для снабжения близлежащих энергодефицитных районов. Более того, многие потенциально прибыльные электростанции не будут построены из-за риска превращения их в "запертые мощности".

Свободный недискриминационный доступ к сетям
По мысли противников (а также ряда сторонников) ВИКов, любой производитель должен иметь право использовать сети, принадлежащие другому собственнику, для передачи своей электроэнергии потребителям. Иными словами, все объекты определенного типа - линии электропередачи - могут стать предметом частичной конфискации в пользу третьих лиц. Таким образом предполагается победить монополизм владельцев сетей.

На самом деле эта норма, как видно из примера Геннадия Лебедева, дестимулирует инвестиции не только в передачу, но и в генерацию. Предположим, инвестор Х решил построить электростанцию около угольного разреза и провести ЛЭП к заводу, находящемуся за несколько сот километров. Заключен соответствующий контракт, завершено строительство, начались поставки. Но тут появляется инвестор Y, который говорит: "Я тоже построю неподалеку электростанцию. Но ЛЭП строить не буду. А вы, г-н X, предоставите мне свободный недискриминационный доступ к своей сети, положенный мне по закону, - чтобы я мог продавать свою электроэнергию этому заводу и другим потребителям. А то, что вы при этом не окупите затраты на строительство линии - меня не волнует. Я действую законно, а вы страдаете справедливо, как монополист".

Зная о существовании подобных рисков, захочет ли инвестор X строить свою электростанцию и сеть? Если прибыль не покрывает риск - то нет. И инвестор Y свою строить не будет, т.к. для него это решение эффективно только при условии паразитирования на чужих сетях. Таким образом, принцип "свободного недискриминационного доступа" резко повышает уровень рисков, связанных с частичной конфискацией собственности инвестора.

Борьба с сетевым монополизмом - хороший способ подавления частных инвестиций в сеть и в энергетику вообще. Когда это станет понятно, сразу возникнет потребность решать проблему с помощью новых мер госвмешательства - например, бюджетного финансирования развития сети. Со всеми вытекающими последствиями в отношении "административного ресурса".

3. "Недопуск внешних генераторов" и "перекрестное субсидирование"

Еще один аргумент противников ВИКов состоит в том, что существующие АО-энерго, будучи оставлены "как есть", станут "региональными монополистами". Они не будут допускать к потребителям эффективные независимые станции и займутся "перекрестным субсидированием" под диктовку губернаторов.

Как мы уже видели, на свободном рынке этого происходить не должно. "Но ведь в российской экономике все не так! - возражают нам. - Региональные администрации не допускают "чужаков", губернаторы предпочитают держать свою территорию на дорогой энергии "своих", пусть и неэффективных производителей, нежели обеспечить снабжение региона дешевой электроэнергией с федеральных станций".

Почему это происходит? Ссылку на природную злобу и глупость губернаторов и директоров АО-энерго нельзя признать убедительной. Зато играет свою роль административное регулирование цен по затратному принципу, стимулирующее рост издержек. Но дело даже не в этом.

Зададимся вопросом: так ли уж нерационально поведение местных энергокомпаний с экономической точки зрения? "Неэффективные местные генераторы" - это в основном ТЭЦ, вырабатывающие электроэнергию вместе с теплом по комбинированному циклу. Эти ТЭЦ создавались и поддерживаются для обеспечения работы городских систем центрального отопления, а электроэнергия для них - попутный продукт. Но это означает, что экономические издержки производства электроэнергии на ТЭЦ равны нулю! Причем независимо от того, является теплоснабжение прибыльным или убыточным, принимается решение о производстве тепла под давлением местных администраций или по рыночным мотивам и т.д.

Поясним эту мысль простым примером. Водитель, выполняя коммерческий рейс, везет товар из одного пункта в другой. По дороге он подсаживает к себе попутчика. Каковы его издержки по сделке частного извоза? Очевидно, они равны нулю, так как при отказе от сделки водитель ничего бы не сэкономил. Все расходы на перемещение по маршруту уже заложены в его первоначальном решении о перевозке груза.

Что же касается ТЭЦ, то поскольку вырабатываемая ими "попутная электроэнергия" производится при нулевых экономических издержках, она является сверхконкурентоспособной по сравнению с производимой на больших федеральных станциях. Поэтому решения АО-энерго о "недопуске внешних генераторов на внутренний рынок" являются абсолютно рациональными и эффективными экономическими решениями. Поскольку бухгалтерские издержки отличаются от экономических, эти решения эффективны независимо от величины отчетных убытков или прибылей, получаемых за счет муниципального теплоснабжения.

Расхожий миф о "неэффективных местных генераторах электроэнергии" возникает из особенностей системы учета и административного регулирования цен на тепло и электроэнергию. В частности, правила учета требуют "отнесения" части затрат на попутную продукцию. Поскольку же цены и на тепло, и на электроэнергию регулируются по затратному принципу (но при этом цены на тепло удерживаются на "социально приемлемом" уровне), возникает мощный стимул к тому, чтобы относить на электроэнергию большую часть издержек. Естественным способом избавления от этой проблемы является ликвидация затратного ценообразования на тепло, т.е. дерегулирование рынка тепла, а не насильственное дробление компаний и запрет тех или иных форм производственной организации.

Теперь о "перекрестном субсидировании", которое следует отличать от ценовой дискриминации (продажи компанией одного и того же товара разным потребителям по разным ценам). Ценовая дискриминация широко применяется на конкурентных рынках и является способом повышения эффективности производства и маркетинга, а также улучшения обслуживания потребителей. Ярким примером применения ценовой дискриминации на рынке, подвергшемся глубокому дерегулированию, является авиационный пассажирский транспорт США с его развитой системой скидок и дифференцированным обслуживанием разных категорий пассажиров.

Под перекрестным субсидированием обычно понимается такая ценовая дискриминация, при которой определенные категории потребителей приобретают товар по цене ниже издержек производства. Но бухгалтерские издержки - вещь достаточно условная, существенно зависящая от процедуры отнесения общих и условно-постоянных затрат. Следовательно, не существует никакого однозначного критерия для различения на основе отчетности перекрестных субсидий и простой ценовой дискриминации. По данным формальной отчетности то, что с точки зрения продавца является прибыльной операцией, может казаться перекрестным субсидированием. Фактически же представление о "перекладывании издержек с одного потребителя на другого" - не более чем бухгалтерская фикция. Для внешнего наблюдателя, будь то государственный чиновник или "либеральный экономист", нет ни логической, ни практической возможности отличить "перекрестное субсидирование" от обычной купли-продажи.

Все это в полной мере относится и к российским АО-энерго. Поскольку экономические издержки производства электроэнергии на ТЭЦ близки к нулю, можно предположить, что отпуск электроэнергии населению по "заниженным" ценам в большинстве случаев является прибыльной коммерческой операцией. На полностью дерегулированном рынке ценовая дискриминация скорее всего сохранится.

4. Проблема "административного ресурса"

Последний из разбираемых аргументов противников ВИК касается так называемого "административного ресурса" местных властей. Почему-то хорошим способом борьбы с этим злом считается введение новых административных и законодательных регулятивов и запретов (например, запрета на вертикальную интеграцию). Это очень похоже на борьбу с бюрократизмом путем написания соответствующих инструкций. Новые регулятивы и запреты только приведут к расширению и перераспределению "административного ресурса", но никак не к его уменьшению. Всякая новая норма регулирования создает новые проблемы, которые можно решать либо ее отменой (что при нынешнем состоянии умов маловероятно), либо принятием новых норм.

Хорошо известно, что антимонопольное регулирование в странах Запада стало одним из важнейших инструментов "политического рэкета" - аналога нашего "административного ресурса". Кроме того, противники ВИКов не приводят никаких аргументов в пользу того, что централизация "административного ресурса", на которую направлены предложения "реформаторов", лучше его децентрализации.

Вообще формулировки об "административном ресурсе" и "олигархическом государственном рынке" представляются чересчур туманными. За последние годы в России не только не произошло сокращения государственного вмешательства в экономику, но во многих сферах оно существенно расширилось. Это привело к стагнации экономики и к преобладанию экономических структур, получающих доход от применения государственного насилия (этот доход действительно можно назвать "рентой", но он не имеет никакого отношения к выгодам, получаемым при обмене на свободном рынке).

Очевидно, что для борьбы с "олигархическим капитализмом" необходимо препятствовать расширению государственного регулирования везде и всегда, где и когда это возможно. В случае электроэнергетики это означает: 1) отмену регулирования рынков электроэнергии и тепла, включая сетевые рынки; 2) недопущение новых запретов на те или иные формы экономической деятельности и новых регулятивов, нарушающих свободу собственника распоряжаться своим имуществом.

P.S. Существуют аргументы в пользу того, что на свободном рынке электроэнергии ВИКи являются эффективной формой производственной организации. В условиях сетевых ограничений торговля через сеть общего пользования приводит к т. наз. "внешним эффектам" (externalities). Вертикальная интеграция сетей с производителями и/или потребителями - естественный рыночный способ "интернализации внешних эффектов". Альтернативой является создание "энергетического Госплана" - структуры сколь неэффективной, столь и коррупционной. Данная аргументация подробно изложена в брошюре Питера ВанДорена "Дерегулирование электроэнергетики. Начальные сведения". Этот аргумент позволяет сделать разумные предположения о вероятной структуре рынка при его полном дерегулировании, но не имеет прямого отношения к теме данной статьи.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

15:05 В Хабаровском крае сгорел склад древесины площадью 10 соток
14:26 Премию «Национальный бестселлер» получил роман о гриппе
14:09 В Ростовской области мать с двумя детьми попала под товарный поезд
13:51 Роналду допустил уход из мадридского «Реала»
13:33 В аэропорту Лондона произошел сбой из-за удара молнии
13:19 Волонтер нашел потерявшихся в лесу на Кубани подростков
12:51 Летевший в Турцию самолет экстренно сел в Казани из-за упавшей в обморок пассажирки
12:37 Умер побывавший на Луне американец Алан Бин
11:58 В Сирии погибли четверо российских военных
11:42 Украина обвинила Россию в разработке биооружия под видом вакцин от Эболы
11:19 Автобус с фанатами регби попал в крупную аварию во Франции
11:00 Иордания вышла из соглашения с «Росатомом» по строительству АЭС
10:38 Легализацию абортов в Ирландии поддержали две трети проголосовавших
10:20 Сноуден рассказал о любви Трампа к Путину
09:54 Лидер КНДР заявил о твердом намерении встретиться с Трампом
09:33 «Реал» победил «Ливерпуль» и выиграл Лигу чемпионов
09:08 Кремль утвердил дату «прямой линии» с Путиным
26.05 21:12 Итальянский футболист убил бывшую девушку
26.05 20:44 Абэ назвал срок подписания мирного договора РФ и Японии
26.05 20:28 Рогозин провел сеанс связи Кремля с МКС
26.05 19:30 Disney вынужден назвать Пятачка Хрюней из-за авторских прав
26.05 18:46 Порвавшего картину Репина вандала не смогли арестовать из-за паспорта
26.05 18:25 Песков рассказал о страхе перед Путиным
26.05 17:24 Россия сделала Турции 10,25-процентную скидку на газ
26.05 16:51 Путин впервые встретился с новым составом правительства
26.05 16:42 Собянин объявил о решении бороться за пост мэра Москвы
26.05 15:50 Сборная РФ по футболу прошла допинг-контроль в Австрии
26.05 15:15 Генсек НАТО назвал дату переговоров с Россией
26.05 14:50 Главы КНДР и Южной Кореи провели вторые переговоры
26.05 14:39 Зампред ЦБ РФ назвала условия признания платежей в криптовалюте
26.05 14:13 В Москве побит рекорд по высоте атмосферного давления
26.05 14:05 Футбольных хулиганов «с репутацией» не пустят на игры ЧМ-2018
26.05 13:56 Адвокат Винника собрался судиться с правоохранительными органами РФ
26.05 13:00 Обвиняемый по делу «Зимней вишни» глава МЧС Кузбасса заплакал в суде
26.05 11:37 Третьяковка созвала реставраторов спасать порванную вандалом картину Репина
26.05 11:19 Расходы РФС на сборные команды вышли за рамки бюджета
26.05 10:55 Кабмин предложил увеличить расходы ПФР более чем на 90 млрд рублей
26.05 10:39 В Марселе неизвестные убили двух человек из автоматов Калашникова
26.05 10:08 Посетитель Третьяковки повредил шедевр Репина
26.05 09:32 Власти Украины предупредили народ о возможном подорожании газа на 70%
26.05 09:20 Главе кузбасского МЧС предъявили обвинение в халатности и растрате
25.05 20:56 Полиция и Росгвардия опробовали щит с электрошоком
25.05 20:08 Умерла вторая из трех выживших при крушении Boeing 737 на Кубе
25.05 19:57 Путин отказался от третьего срока
25.05 19:49 Глава МВФ призвала «переосмыслить» антироссийские санкции
25.05 19:33 Минобороны отчиталось об увольнении «Ориона»
25.05 19:11 Минфин США разрешил получать доход по приобретенным до санкций обязательствам
25.05 18:51 Минфин пообещал закон об офшорных зонах в ближайшее время
25.05 18:21 Вайнштейна отпустили под залог в 1 млн долларов
25.05 18:02 Сергей Шнуров объявил о разводе с женой
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.