Адрес: https://polit.ru/article/2001/08/10/578614/


10 августа 2001, 18:48

Заявление Правления Международного общества «Мемориал»

Российские силовые структуры сообщили о новом успехе в Чечне - о захвате в результате "упредительной спецоперации" "письма-инструкции Аслана Масхадова руководителям организаций, проводящих политику сепаратистов в расположенных в Ингушетии лагерях для вынужденных переселенцев из Чечни". 8 августа 2001 года об этом сообщил корреспондент ИТАР-ТАСС Евгений Собецкий, которому "документ попал в руки" (ЕНЛ-2 08.08.01, 17:27); 9 августа об этом сообщили в новостях по телевидению и в ряде электронных СМИ.

Аккредитованные в Ханкале журналисты регулярно радуют нас изложением подобных "писем" и "перехватов" переговоров чеченских полевых командиров и "арабских наемников", в которых те на хорошем русском бюрократическом языке подтверждают заявления российских генералов и чиновников. По набору утверждений "письмо-инструкция" не выделяется из этого ряда (протесты беженцев - инспирированы и оплачены, их голодовка - фальшивая, с российскими СМИ "договоренность имеется").

Однако в "письме", направленном в Назрань, есть и нечто новое v конкретные адресаты. Это Ибрагим Яхъяев и Марьям Яндиева, руководители, соответственно, чеченского и ингушского "Мемориалов", которым Масхадов якобы объявляет "благодарность за огромный вклад в освободительную борьбу чеченского народа против кафиров и национал-предателей" и от которых требует и дальше "приближать великую победу мусульман" путем работы в лагерях беженцев.

Данное обстоятельство требует от нас немедленного ответа, но одновременно облегчает разговор по существу.

Как всегда, небрежность в деталях выдает и саму фальшивку, и ее авторов.

Первый адресат "письма", Ибрагим Яхъяев, не появлялся в Ингушетии и Чечне как минимум полтора года. Поскольку возглавляемая им организация вообще никак о себе не заявила, в мае 2001 года Правление Международного общества "Мемориал" постановило исключить чеченский "Мемориал" из своего состава как несуществующую организацию.

Второй адресат, напротив, активно работает: возглавляемый Марьям Яндиевой ингушский "Мемориал" занимается изучением истории Ингушетии и проблемами беженцев из Пригородного района Северной Осетии. И адрес Марьям Яндиевой хорошо известен v она уже несколько лет постоянно проживает в Подмосковье.

И Аслану Масхадову нет причин ни объявлять им благодарность, ни ставить новые задачи, ни даже просто писать в Назрань: адресаты выбыли, причем очень давно. Об этом в Ингушетии и Чечне знают, наверное, везде, кроме одного места - Ханкалы. Масхадов бы, во всяком случае, узнал о дислокации своих «агентов», если б собрался давать им новые инструкции.

Фальшивые адресаты сразу дискредитируют и основное содержание самого «документа», и его комментированное изложение на ленте ИТАР-ТАСС. Поздравляем, господа, соврамши.

В одном можно согласиться с сообщением ТАСС v «письмо Масхадова» появилось "в результате упредительной спецоперации". Это не просто армейская деза, а часть провокационной кампании против «Мемориала» и ряда других правозащитных организаций и СМИ. Достаточно вспомнить о недавнем клеветническом заявлении президентского борца за права человека В.Карташкина, обвинившего «Мемориал» в антигосударственной деятельности (лента РИА «Новости» 21.06.01, ответ см. там же 23.06.01).

Чем вызвана эта пропагандистская кампания? Конечно, лишь отчасти она связана с многолетней работой и независимой позицией наблюдателей «Мемориала» в регионе конфликта в Чечне. Видимо, кому-то не правится многолетняя конструктивная просветительская, социальная и историческая работа многочисленных организаций «Мемориала» в российских регионах. Столь же сильное неудовольствие властей вызывают усилия «Мемориала» и ряда других крупнейших общественных организаций по координации совместных действий, усилия, направленные на создание реального гражданского общества в России. Организаторы провокаций предпочитают оставаться за кадром. Нам неизвестны подлинные авторы так называемого «письма Масхадова», как неизвестны нам имена тех, кто вложил в уста Карташкину вздорные утверждения.

Анонимных авторов различных «сценариев» и «версий» развелось нынче так много, что мы отказываемся гадать на кофейной гуще. С анонимами не борются. Иная перспектива v у корреспондента ИТАР-ТАСС Евгения Собецкого, которому "документ попал в руки". Мы намерены обратиться в суд и не сомневаемся в успехе. Не перепроверив и не сопоставив полученные сведения, не выразив при подготовке своего сообщения даже тени сомнения, не обратившись, наконец, к нам за справкой или комментарием - он вышел далеко за рамки профессии журналиста, которой прикрывается.

Отрицая подлинность «документа», изложенного ИТАР-ТАСС, мы считаем нужным подтвердить следующее:

Во-первых, положение как жителей Чеченской Республики, так и находящихся в Ингушетии вынужденных переселенцев v на грани отчаяния. В Чечне не гарантирована безопасность: человек может "пропасть без вести" после задержания, целое село - подвергнуться ужасу "зачистки"; и именно туда людей настойчиво пытаются переселить из Ингушетии. Именно этим объясняются отчаянные акции протеста - сначала голодовка, потом - "марш мира", сорвавшиеся именно по причине стихийности и неорганизованности. "Мемориал", как и целый ряд российских правозащитных организаций, считает сложившуюся в Чечне ситуацию - тупиковой. Единственный путь выхода мы видим в политическом урегулировании, для чего необходимы контакты с ОБЕИМИ противостоящими в вооруженном конфликте сторонами.

Во-вторых, российский «Мемориал» действительно активно работает в зоне вооруженного конфликта на Северном Кавказе и на сопредельных территориях, в Чеченской Республике и в Ингушетии. Действуют приемные, где мы оказываем юридическую и иную помощь пострадавшим. Мы ведем мониторинг ситуации с правами человека и их нарушений ОБЕИМИ сторонами конфликта - желающие могут ознакомиться с "Хроникой насилия" на нашем сайте (www.memo.ru). И мы твердо намерены продолжать эту гуманитарную и правозащитную работу.


По поручению Правления
Международного общества «Мемориал»
член Правления v Александр Черкасов