Адрес: https://polit.ru/article/2001/09/06/479340/


06 сентября 2001, 15:41

Форум НПО в Дурбане: идеология мешает бороться с расизмом


Скандальный сюжет антирасистской конференции ООН в Дурбане (ЮАР) достаточно активно освещается нашей и мировой прессой. И лишь мельком, как одно из обстоятельств, упоминались при этом еще более скандальные резолюции конференции неправительственных организаций (НПО), предшествовавшей официальной государственной конференции. Разумеется, решения «неформалов» не имеют даже и того политического веса, какой имеют решения конференций ООН. Но дурбанский Форум НПО представляет интерес и сам по себе.

В Дурбане российские НПО были представлены небывало широко v всего россиян оказалось около тридцати человек (одним из них был и автор этой статьи). Но российская группа все равно сразу терялась среди тысяч участников. Точных цифр нет v «неформалы» все-таки, - но представлено было около трех тысяч организаций, и часто не по одному человеку. Тысячи делегатов, заполнявшие крикетный стадион (комнатами на Форуме назывались большие и малые шатры, стоящие внутри и вне арены) и еще большое поле около него, занимались тем, чем и положено заниматься в таких случаях: заводили знакомства, обсуждали на секциях различные проблемы, проводили выставки и митинги, спорили о резолюциях, тусовались на разнообразных концертах (вот только по городу почти не гуляли: днем скучно и некогда, а вечером слишком опасно).

Первое впечатление v полный хаос v оказалось, увы, совершенно верным. Огромный форум почти никак не управлялся. Для некоторых дел это, собственно, было не так и важно: тем, кто хотел себя показать, никто не мешал, тем, кто хотел что-то конкретное обсудить, даже помогали немножко. А тем для обсуждения оказалось очень много, так как понятие расизма сейчас в среде НПО трактуется чрезвычайно широко v как опасность дискриминации по любому признаку. Поэтому тут говорили и о проблеме бедности, и проблеме СПИДа, и о многом другом.

Но, с другой стороны, очень сильно сказывалась изначальная установка африканских организаторов v сконцентрировать внимание преимущественно на черно-белом расизме и на широко трактуемых «последствиях рабства и работорговли». Собственно говоря, весь длительный процесс подготовки к Дурбанской конференции (как к официальной, так и к неправительственной) прошел в непримиримых спорах о том, принимать ли такую узкую постановку вопроса. Для Африки здесь был прямо выраженный интерес v за работорговлю страны Черной Африки хотят получить с Запада материальную компенсацию. Согласовать документы заранее так и не удалось, так что полемика продолжалась.

Кое-что правительства обсуждать не хотели бы, но НПО их, понятно, не слушались и всячески старались привлечь внимание именно к таким «забытым» темам. Российская делегация стремилась напомнить о явно расистской практике по отношению к чеченцам (отнюдь не только в Чечне), об общей проблеме государственного отрицания расизма, о расистских по сути идеях и методах «регулирования национальных отношений» (для России крайний случай v особый статус турок-месхетинцев в Краснодарском крае) и т.д. Выступали тибетцы, адепты нового китайского религиозного течения «Фалунь Гун» и многие другие. Но наиболее массированную кампанию развернули индийские далиты («неприкасаемые»), требующие приравнять кастовую систему к расизму. И практически все эти группы своего добились v их декларации были включены в итоговые документы Форума. Из не преуспевших удается вспомнить только группу исламских женщин, пытавшихся изъять из текста защиту прав сексуальных меньшинств.

Но наибольшее внимание, как и на правительственной конференции, привлекали палестинцы. Они митинговали дольше и упорнее всех, скандируя «Израиль v апартеид», «Шарон v убийца» и т.д., приходили даже на еврейские мероприятия и устраивали митинги там. А главной их удачей стало привлечение двух раввинов, относящихся к крайне малочисленной группе «старых» (т.е. живших в Палестине еще до сионистской волны) ортодоксов, не признающих израильское государство. Раввины стояли с лозунгами типа «Аутентичные раввины v против сионизма» и всем объясняли свою позицию. И если рабби Иеремия Милгром (Jeremy Milgrom) выступает за единое двунациональное государство, то рабби Довид Вейс (Dovid Weiss) вообще является сторонником выезда евреев из Палестины.

Впрочем, главной проблемой Форума стала, конечно, не активность палестинской делегации, а дружная поддержка ее радикальных предложений v объявить Израиль виновным в геноциде, считать его государством апартеида и т.д. (и, соответственно, изолировать так же, как была изолирована ЮАР периода апартеида). В свою очередь, палестинские НПО, традиционно левые, охотно поддерживали движения типа борцов с приватизацией (из юаровских прокоммунистических профсоюзов) и любые национальные движения. А те, в свою очередь, неизменно ставили свои требования в один ряд с требованиями палестинцев. На Форуме прямо на глазах сорганизовывался широкий лево-националистический антизападный блок, и к концу его торжество было столь очевидно, что в общих митингах участвовали уже и далекие, вроде бы, от всех этих проблем далиты.

Апофеозом стало выступление на Фиделя Кастро на церемонии закрытия Форума. Уже само по себе приглашение на конференцию неправительственных организаций одного из самых знаменитых диктаторов современности можно было трактовать как признание идеологического характера Форума. Но еще более впечатляющей была реакция слушателей: Кастро два с лишним часа говорил (а оратор он по-прежнему очень яркий) о борьбе с империализмом, и все это время его речь перебивалась аплодисментами и скандированием: «Свободу Палестине!» и «Куба v да, янки v нет!».

Параллельно с выступлением Кастро начался заключительный этап выработки итоговых документов Форума НПО v Декларации и Плана действий. Вообще-то, процесс подготовки этих текстов заслуживает отдельного описания, но оно вышло бы слишком длинным. Достаточно сказать, что участникам конференции первоначально выдали не тот проект Плана действий и вообще не выдали проекта Декларации. Дальнейшая работа велась в столь же хаотическом стиле, весьма удобном для организаторов, избегавших по мере сил широкой дискуссии. Понять их можно: противоречия между разными группами НПО столь велики и многообразны, что реальное обсуждение затянулось бы еще на годы. Но пренебрежение демократическими процедурами зашло слишком далеко: поправки в итоговые тексты проектов региональные и тематические группы (сам список групп тоже формировался очень причудливо) вносили с голоса, причем не все даже видели весь текст проекта; голосовали поправки без обсуждения; а тексты в целом не ставились на голосование ни в какой момент вообще!

В результате документы Форума НПО оказались переполнены агрессивной антиизраильской и антиглобалистской демагогией. Целиком вошли требования денежных репараций Запада Африке и признания государственного суверенитета всех «борющихся» национальных меньшинств. Много было и чисто политических моментов (например, требование реструктурировать Совет Безопасности ООН). В остальных разделах, к сожалению, тоже доминировали слишком общие или неряшливые формулировки. Короче говоря, хотя и нельзя сказать, конечно, что принятые Декларация и Программа действий во всем плохи, но в целом они выглядят неприемлемо.

(Существенная оговорка: на момент написания этой статьи сами тексты в их окончательном виде нам еще не доступны, так что судить о них приходится по проектам и принятым поправкам к ним. Но отнюдь нельзя исключить, что редакционная комиссия подправила что-то еще. Во всяком случае, уже наблюдалось появление параллельных, но отличающихся вариантов. С проектами, ходом событий, а в будущем v и с официальными текстами документов можно ознакомиться на сайте организации "I Care", но только на английском языке.)

Внесение поправок вечером и ночью 2 сентября сопровождалось скандалом. Вопреки принятой процедуре, представители групп НПО подавляющим большинством проголосовали за предложение арабских НПО исключить из раздела «Антисемитизм» осуждение антисионизма и непризнания Израиля (а чуть позже само понятие «антисемитизм» в лучших традициях наших национал-патриотов было решено обобщить на всех семитов, т.е. и на арабов). Представители еврейских организаций в знак протеста покинули шатер. Причем сцена была такова, что, казалось, вот-вот начнется драка; а позже к еврейским делегатам подошел полицейский и посоветовал поскорее покинуть стадион, так как охрана не может гарантировать их безопасность.

НПО Центральной и Восточной Европы и стран бывшего СССР в тот день заранее решили не голосовать за итоговые документы, если в них останутся неприемлемые вещи, причем даже если будут приняты выдвинутые восточно-европейской группой поправки. Неприемлемыми при этом считались в первую очередь абсурдные разделы «Глобализация» и «Репарации» и агрессивно ксенофобский раздел «Палестина». В процессе внесения поправок эти разделы стали только хуже, но голосовать «против» представлявшему нашу группу Юрию Джибладзе (президенту московского Центра развития демократии и прав человека) не пришлось: как уже было сказано, итогового голосования просто не было. В результате восточно-европейской группе пришлось выступать с отдельным заявлением об отмежевании от итоговых документов (текст заявления, тоже только на английском, можно увидеть на странице http://www.icare.to/wcar/monday03.html).

К заявлению присоединились и некоторые западные НПО. И не от хорошей жизни: ни американская, ни западно-европейская группы подобного решения не приняли. В европейской группе дело дошло до серьезных конфликтов, и общего решения не получилось. В результате лидеры западных НПО высказывались в том духе, что они, мол, поддерживают итоговые документы, но с оговорками. Такая позиция высказывалась и в восточно-европейской группе, но была представлена очень слабо: все понимали, что оговорки быстро забудутся, а подпись под недопустимыми документами останется.

Впрочем, для западных НПО, в подавляющем большинстве левых или генетически связанных с левым движением 70-х, эти документы не так уж и недопустимы. Не говоря уж о жупеле глобализации, западные левые готовы допустить разумность репараций за запрещенную двести лет назад работорговлю и в большинстве своем традиционно очень сочувствуют Арафату. Так что на данный момент, кроме группы Восточной Европы, документы Форума отвергла только группа еврейских НПО. И когда многие из них характеризовали происходящее не как форум против расизма, а как расистский форум, это было преувеличением, но не голословным обвинением. Вообще, взаимная толерантность оказалась не самым сильным местом антирасистов.

Скандальность происходящего заставила комиссара ООН по правам человека Мэри Робинсон вступить в открытый конфликт с оргкомитетом Форума. Ей явно не хотелось представлять представителям государств такие документы. Но и большинство Форума не готово было на компромиссы: как раз 2 сентября Мэри Робинсон, ирландская католичка, заявила, что при таком разгуле антисемитизма она v еврейка, а уже вечером ее освистали при попытке выступить после Фиделя Кастро.

В результате 4 сентября итоговые документы президенту правительственной конференции Нкосазана Дламини Зума (Nkosazana Dlamini Zuma) вручала не Мэри Робинсон, а представитель оргкомитета Форума Мирна Каннингхем (Myrna Cunningham). При этом госпожа Каннингхем почти не затронула палестинской проблематики, но ее осторожность была тут же сведена на нет выступавшими за ней представителями молодежной секции Форума.

Нкосазана Дламини Зума взялась сама представить Декларацию Форума правительственным делегациям. То есть Декларация приобрела некоторую легитимность. Но восточно-европейские НПО по-прежнему считают документы нелегитимными и по содержанию, и по процедуре принятия, о чем и было заявлено на пресс-конференции, проведенной параллельно с церемонией официального вручения. В целом восточно-европейские НПО решили рассматривать Форум как неудачный и продолжать координацию деятельности на основе имеющихся элементов позитивного взаимопонимания, так или иначе достигнутых в ходе конференции и подготовки к ней. В частности, речь идет о признании работорговли преступлением против человечества, о совершенствовании международного и национального антидискриминационного законодательства, о признании первостепенной важности таких проблем, как этнические чистки, государственный расизм, религиозная дискриминация и т.д.

Форум НПО завершился триумфом лево-националистической антизападной коалиции. Недаром Кастро сказал в своей речи, что хорошо представляет собравшихся в противогазах, противостоящих бомбам со слезоточивым газом, якобы внедряемым полицией для борьбы с антиглобалистами. И трибуны бурно поддержали оратора.

Такой финал Форума очень печален для собственно НПО, в том числе и для российских, у которых оказалось так мало нормальных партнеров за пределами региона. Брошена тень и на правительственную конференцию, и так стоящую перед угрозой провала из-за согласованного давления арабских и африканских стран. Серьезная и многообразная проблематика расизма оказалась принесена в жертву идеологии и политическим интересам.


Российская делегация неправительственных организаций не поддерживает заключительные документы Форума НПО на дурбанской конференции - пресс-релиз Центра развития демократии и прав человека и Сети российских неправительственных организаций против расизма


Дурбан-Москва