Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 04:02
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

16 октября 2001, 17:52

Кто приедет в Россию из ?нового зарубежья??

Над темой номера работал Владимир Мукомель


Урал Тансыкбаев
Портрет Ташкенбаева (1927)

В 90-е годы приток в Россию мигрантов из бывших союзных республик СССР сократился

В 1990-е годы среди факторов, формирующих прирост населения России, необычно большое место заняла миграционная составляющая. Чистая миграция в Россию из новых независимых государств, возникших при распаде СССР, более чем вдвое превысила соответствующий показатель предыдущего десятилетия. Часто думают, что этот рост был следствием резко выросшего притока населения в Россию, однако такое мнение ошибочно. Необычно большим приток был только в 1994 году - в целом же за 1991-2000 годы из новых независимых государств в Россию прибыло меньше иммигрантов, чем за 1981-1990, но, так как выбытие из России в эти государства сократилось еще больше, миграционный прирост увеличился с 1,7 до 3,8 миллиона человек. Общий же "оборот миграции" (сумма прибывших и выбывших) между Россией и другими бывшими республиками СССР сильно уменьшился (см. табл. 1 и рис.1).

Таблица 1. Миграционный оборот между Россией и другими бывшими союзными республиками СССР в 80-е и 90-е годы, в миллионах человек

= 1981-1990 1991-2000
Прибыло в Россию 8,9 6,9
Выбыло из России 7,2 3,1
Миграционный оборот 16,1 10,0
Миграционный прирост 1,7 3,8

Рисунок 1. Миграционный обмен между Россией и другими бывшими республиками СССР, 1980-2000

Особенно большой спад миграционных потоков произошел в конце 1990-х годов: в 2000 г. в Россию прибыло 350 тысяч человек - в 3,3 раза меньше, чем в пиковом 1994 году (табл. 2).

Таблица 2. Миграционный обмен между Россией и другими бывшими республиками СССР в 90-е годы, в тысячах человек, по годам

Год Прибыло в Россию из стран СНГ и Балтии Выбыло из России в страны СНГ и Балтии Оборот миграции Миграционный прирост
1990 913 626 1541 287
1991 692 587 1281 105
1992 926 570 1498 356
1993 923 369 1294 554
1994 1146 232 1380 915
1995 842 229 1073 612
1996 631 191 825 440
1997 583 149 734 433
1998 495 133 630 362
1999 367 130 498 237
2000 350 83 433 267

Но новых иммигрантов пока ждать больше неоткуда

Несмотря на сокращение притока прибывающих в Россию из стран СНГ и Балтии, эти страны все же остаются наиболее вероятными поставщиками иммигрантов на ближайшие годы. Пока это единственный реальный источник восполнения демографических потерь России: в миграционном обмене с развитыми странами Россия теряет население (см. рис. 2), а форсирование иммиграции из стран "третьего мира" возможно, но по совокупности экономических и политических условий в ближайшем будущем маловероятно.

Рисунок 2. Россия в миграционном обмене со странами "ближнего" и "дальнего" зарубежья. Чистая миграция, 1980-2000, в тысячах человек

Сейчас большинство иммигрантов - русскоязычные, среди них преобладают русские и представители других народов России. Главной причиной их иммиграции (репатриации) в Россию служат трудности адаптации к новым социально-политическим и экономическим реалиям в странах, где они оказались после распада СССР. С другой стороны, отсутствие языковых и культурно-бытовых проблем, общность менталитета, образования и другие факторы облегчают их адаптацию к российским условиям. Репатриация российских соотечественников из новых независимых государств стала важнейшей компонентой миграционных процессов России 1990-х годов.

Насколько, однако, можно рассчитывать на приток иммигрантов из "ближнего зарубежья" в будущем? Ведь в действительности, как мы видели, он снижается.

Это снижение во второй половине 1990-х годов было вызвано рядом причин: относительной стабилизацией в зонах этнополитических и региональных конфликтов, откуда в начале 1990-х годов прибывала основная часть иммигрантов; ужесточением российского законодательства, регламентирующего предоставление статуса беженца и вынужденного переселенца; трудностями, с которыми сталкивались переселенцы в ходе социально-экономической адаптации в России; осознанием негативных последствий чрезмерного оттока эмигрантов для обеспечения социально-политической стабильности руководством новых независимых государств; военными действиями в Чечне, отвратившими от переезда многие семьи. Некоторые из этих причин преходящие и со временем могут отпасть; другие, напротив, могут превратиться в постоянно действующие, в устойчивый фактор сдерживания миграции в Россию.

Но помимо всего прочего не последнюю роль в сокращении притока иммигрантов играет и постепенное исчерпывание миграционного потенциала в странах СНГ и Балтии, ведь значительная часть потенциальных иммигрантов уже выехала в Россию в предшествующие годы. Что мы знаем сейчас об оставшемся миграционном потенциале?

Иногда приводятся очень высокие его оценки, говорят о 20 миллионах человек, готовых переехать в Россию, - такую цифру называли бывший глава ФМС России С.Хетагуров и нынешний министр по делам Федерации, национальной и миграционной политике А.Блохин (1). Насколько обоснованы такие оценки?

Миграционный потенциал новых независимых государств

Миграционный потенциал "нового зарубежья" v максимально возможная на данный момент численность потенциальных мигрантов, которые могут выехать из этих стран при сохранении значимости и структуры выталкивающих и привлекающих факторов.

Миграционный потенциал стран "ближнего зарубежья" определяется численностью и особенностями миграционных установок представителей различных этнических групп: русских, других этнических групп российского происхождения, титульных народов стран СНГ и Балтии, живущих вне "своих" государств, коренных этносов страны проживания.

Миграционный потенциал как некая возможность миграционной активности населения и его реализация в миграционном поведении населения могут разительно отличаться: между стремлением выехать из страны и возможностью его реализации огромная дистанция. Многие потенциальные мигранты не могут покинуть государство резиденции по экономическим, политическим или иным мотивам. В то же время в чрезвычайных обстоятельствах реальные миграционные потоки могут превышать расчетный миграционный потенциал: в условиях войны, вооруженного конфликта или, тем паче, погрома бегут все, включая и тех, кто и помыслить не мог о переезде.

Миграционный потенциал русских и других российских народов

Основу миграционного потенциала стран СНГ и Балтии составляют российские соотечественники v в первую очередь русские и представители других российских этнических групп.

Под понятием "соотечественники за рубежом" (далее - соотечественники) подразумеваются:

  • граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации (далее - граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом);
  • лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства (далее - лица, состоявшие в гражданстве СССР);
  • выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства (далее - выходцы (эмигранты));
  • потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств (далее - потомки соотечественников).

Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" от 24.05.99 ¦=99-ФЗ. Ст.=1 ч.=2.

В двух первых колонках табл. 3 приведены оценки числа русских и представителей других российских этнических групп (к которым, наряду с коренными для Российской Федерации, отнесены также немцы, евреи и корейцы), живущих сейчас в странах СНГ и Балтии. Эти оценки сделаны с учетом материалов переписей, проведенных в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии (1999), Латвии, Эстонии и Таджикистане (2000), а также последних сделанных экспертами оценок числа русских в "ближнем зарубежье".

Однако численность v это лишь один фактор, предопределяющий миграционный потенциал русских и представителей других российских этнических групп. Другой, не менее важный фактор v их установки на выезд из страны проживания.

Такие установки изменчивы и определяются, в первую очередь, реальной ситуацией как в соответствующих странах, так и в России. Существенное влияние на миграционные установки оказывает и возраст соотечественников: пожилые люди менее подвижны и многие из них, особенно одинокие, настроены дожить свой век на малой родине, где прошла их сознательная жизнь, где находятся могилы родных и близких.

Практически единственный источник оценок миграционных установок v социологические обследования. Такие обследования проводились в разных странах постсоветского пространства, но, к сожалению, сопоставимость результатов обследований, осуществляемых часто по разной методике, не всегда обеспечивается. Кроме того социологические опросы зачастую дают завышенное представление о готовности респондентов к переезду. Выражая такую готовность, они могут не представлять всех сложностей, связанных со сменой условий и образа жизни, а также подспудно надеяться на внешнюю поддержку - со стороны России, государства проживания, международных организаций и т.д. Cледует согласиться с В. Переведенцевым в том, что проективные вопросы, задаваемые в ходе социологических исследований, дают нечеткую картину (2).

Учитывая вышесказанное, приводимые в табл. 3 оценки миграционного потенциала русских и других российских этнических групп в странах СНГ и Балтии могут рассматриваться как максимально возможная численность потенциальных эмигрантов из государств их нынешней резиденции (3).

Таблица 3. Оценка миграционного потенциала русских и других российских этнических групп в странах СНГ и Балтии, тысяч человек

Страна
прожи-
вания
Численность российских этнических групп
2000 (1999)
Доля потенциальных эмигрантов,
в процентах
Численность российских этнических групп - потенциальных иммигрантов в Россию
Русские* Другие
россий-
ские
этносы***
Русские Другие
россий-
ские
этносы
Русские Другие
россий-
ские
этносы
Всего
Украина 10800** 350 5 5 540 18 558
Белоруссия 1142 68 4 4 46 3 48
Молдавия 501 30 12 12 60 4 64
Закавказье 290 334 = = 58 27 85
Армения 8 1 20 20 2 0 2
Азербайджан 142 303 20 7 28 21 50
Грузия 140 30 20 20 28 6 34
Казахстан 4480 750 38 24 1702 180 1882
Средняя Азия 2061 627 = = 615 133 748
Киргизия 603 77 34 31 205 24 229
Таджикистан 68 25 46 46 31 12 43
Туркменистан 240 55 38 40 91 22 113
Узбекистан 1150 470 25 16 288 75 363
Страны Балтии 1340 55 = = 101 5 107
Латвия 700 30 8 10 56 3 59
Литва 290 10 6 8 17 1 18
Эстония 350 15 8 10 28 2 30
Итого 20614 2214 3123 369 3492

Примечания:
* Источник: М.Тульский. Истинное лицо демографической катастрофы // "Независимая газета", 19 июля 2001, с.5.
**Источник: www.allworld.wallst.ru. Оценка М. Тульского (9,1 миллиона человек) представляется заниженной.
*** Оценка автора.

Таким образом, миграционный потенциал русских, проживающих в новых независимых государствах, составляет чуть более 3,1 миллиона человек, других российских этнических групп - около 0,4 миллиона, общий миграционный потенциал этих двух категорий населения - 3,5 миллиона человек. Эта оценка - скорее завышенная, чем заниженная: с момента проведенных обследований прошло значительное время, и установки на эмиграцию, вероятно, снизились ввиду изменившихся социально-политических и экономических условий, адаптации и отъезда части потенциальных эмигрантов. Ясно, однако, что он достаточно далек от 20 миллионов человек, называемых некоторыми политиками.

Полученные нами оценки миграционного потенциала не отличаются кардинально от оценок Ж. Зайончковской (4 миллиона человек, из которых на долю России можно отнести 3-3,5 миллиона человек (4)).

Основной миграционный потенциал российских этносов сосредоточен к настоящему времени в Казахстане, Средней Азии и Украине. Особую значимость играет миграционный потенциал Центральной Азии: в отличие от украинско-российского направления, где приток иммигрантов в Россию уравновешивается встречным потоком, иммиграция из Центральной Азии носит односторонний характер. В 1990-1999 годах нетто-миграция русских из бывших союзных республик составила 3 миллиона человек, из которых 1085 тысяч приходится на Казахстан и 431 тысячи - на Узбекистан. В 1999 году в Россию прибыло 202 тысячи русских и 30 тысяч представителей других народов Российской Федерации, из них 138 тысяч - из Казахстана и Узбекистана. Встречный поток на порядок меньше - 22 тысячи человек.

Ключевая проблема v оценка миграционного потенциала русских и представителей других российских народов в Казахстане и в Средней Азии, в первую очередь v в Узбекистане. Ж. Зайончковская оценивает реальный миграционный потенциал русских в Казахстане не более чем в 2 миллиона человек, государств Средней Азии v в 1,5 миллиона. По мнению Е. Садовской, потенциал миграции русскоязычного населения из Казахстана несколько ниже - 1,5 миллиона человек. (По другим данным v 1,2-1,5 миллиона человек, из которых 1-1,2 миллиона придется на Россию (5)).

Миграционный потенциал других народов стран СНГ и Балтии

По мере исчерпания миграционного потенциала русских и представителей других российских народов все большее значение приобретает миграционный потенциал остальных народов стран СНГ и Балтии. Уже сейчас около 37% иммигрантов из новых независимых государств составляют представители титульных и других народов этих государств.

Особо мобильны этнические группы, принадлежащие к титульным национальностям государств СНГ и Балтии, но проживающие в других государствах (украинцы в Узбекистане, белорусы в Казахстане и т.д.).

К сожалению, их установки на эмиграцию из государств резиденции еще менее изучены, чем установки российских народов, а между разными оценками существуют расхождения (например, согласно опросу Г. Витковской, миграционные установки украинцев Казахстана несколько ниже, чем полученные при другом опросе, проведенном в то же время украинскими исследователями (6)). Неизвестна и общая численность представителей титульных национальностей бывших союзных республик, проживающих в других государствах. Как известно, по переписи населения 1989 года, за пределами "своих" союзных республик в СССР проживало, если не считать русских, 18 миллионов представителей титульных национальностей союзных республик, в том числе более 10 миллионов v за пределами России (7). Но после 1989 года имели место значительные миграционные перемещения, стягивание населения в "свои" государства, и сегодня общая численность этой группы населения в странах СНГ и Балтии составляет, вероятно, не более 8 миллионов человек, а ее миграционный потенциал (с точки зрения возможностей его прибытия в Россию) может быть оценен примерно в 1 миллион человек.

Наконец, последняя группа потенциальных мигрантов - коренные народы страны проживания (например, казахи, дунгане и др. в Казахстане). В первую очередь к потенциальным мигрантам относятся представители русскоязычных групп населения соответствующих стран, смешанные семьи, один или несколько членов которых - русские или представители других народов России, а также имеющие родственников в России. Оценивая возможности этих стран как потенциального источника иммиграции в Россию, следует учитывать большие различия между ними. Особенно большой миграционный резервуар представляет собой Центральноазиатский регион, переживающий демографический взрыв. Сейчас подвижность коренного населения здесь низка, однако она наверняка будет увеличиваться, особенно если будет расти экономическая притягательность России. В силу значительной численности населения этого региона (около 100 миллионов человек), его миграционный потенциал довольно существенен. Другой возможный источник иммиграции в Россию v украинцы, особенно русскоязычные, живущие в Украине, хотя пока о перспективности этого источника судить трудно.

Миграционный потенциал коренных этнических групп государств СНГ и Балтии составляет, по нашей оценке, не менее 3 миллионов человек.

В отличие от представителей российских народов, обычно стремящихся к переселению в Россию на постоянное жительство, представители других народов стран СНГ и Балтии зачастую ориентированы на временную экономическую миграцию, иногда сезонную.

Сколько потенциальных мигрантов сможет привлечь Россия?

Итак, эмиграционный потенциал стран СНГ и Балтии на ближайшие 6-8 лет, по нашей оценке, составляет 7,5 миллиона человек, включая 3,1 миллиона русских, 0,4 миллиона представителей других российских этнических групп, 1 миллион человек, принадлежащих к титульным национальностям стран СНГ и Балтии, но не страны резиденции, и 3 миллиона человек v других, преимущественно коренных этнических групп страны проживания.

Нельзя, однако, утверждать, что миграционные планы всех этих людей обязательно окажутся ориентированными на Россию. Для потенциальных мигрантов, принадлежащих к коренным этническим группам стран Центральной Азии, значимыми являются также и другие государства этого региона, для государств Балтии, Украины и Молдавии - страны "дальнего" зарубежья. Численность потенциальных иммигрантов в Россию будет отличаться от полученных оценок на число потенциальных мигрантов, которые могут переехать в другие страны СНГ (в первую очередь в Украину и Белоруссию) или в государства "дальнего" зарубежья.

Если исходить из того, что Россия сможет использовать миграционный потенциал российских народов на 85%, представителей титульных национальностей стран СНГ и Балтии, но не государств резиденции - на 70% и этнических групп государств проживания - примерно на половину, то "иммиграционный ресурс" России в бывших республиках СССР можно оценить в 5,2 миллиона человек, из которых 3 миллиона v соотечественники, имеющие этнические и культурные корни в России (табл. 4).

Таблица 4. Миграционный потенциал стран СНГ и Балтии, ориентированный на Россию

Этнические группы Миграционный потенциал, всего миллионов человек Максимальная доля ориентированных на Россию, в процентах Миграционный потенциал, ориентированный на Россию, миллионов человек
Русские 3,1 85 2,7
Другие российские этносы 0,4 85 0,3
Представители титульных этносов стран СНГ и Балтии, живущие вне своих стран =

1,0

=

70

=

0,7

Коренные этносы стран СНГ и Балтии, живущие в своих странах =

3,0

=

50

=

1,5

Итого 7,5 = 5,2

В перспективе структура миграционного потенциала будет меняться: по мере исчерпания миграционного потенциала живущих в "ближнем зарубежье" российских этнических групп все большую его часть будут составлять коренные этнические группы стран СНГ и Балтии.

Прогноз миграционного обмена России со странами СНГ и Балтии

При прогнозировании миграционного обмена России со странами СНГ и Балтии на ближайшие пять лет (2002-2006) были приняты три сценария, различающиеся темпами экономического развития России и новых независимых государств, уровнем политической стабильности на постсоветском пространстве. Все эти варианты v "стихийные", сценарий государственного стимулирования притока иммигрантов в Россию не рассматривался.

Это объясняется тем, что Россия, по нашему мнению, пока не готова к такому стимулированию ни экономически, ни психологически. Широко распространено мнение, что привлечение миграционного потенциала соотечественников не требует существенных вложений. Министр по делам Федерации, национальной и миграционной политики России А. Блохин, например, заявил недавно: "Именно в этом мобильном потенциале, обустройство которого потребует минимальных затрат, заинтересована Россия". Логика министра такова: во-первых, иммигранты располагают определенными средствами, во вторых, большинство из них (80%) не обращаются в миграционные службы, а сами обустраиваются в России (8).

Но какой резон обращаться за помощью, зная, что эти жалкие крохи не стоят времени, затраченного на их получение? И так ли уж малы действительные "минимальные затраты"?

По расчетам самого же ведомства, возглавляемого А. Блохиным, стоимость создания одного рабочего места составляет не менее 60 тысяч рублей в ценах 2001 года, стоимость строительства 1 кв. м общей площади жилья v 4,4 тысячи рублей в ценах на 1.01.2001 г. (9). Нетрудно подсчитать, что только для трудового и жилищного обустройства 1 миллиона иммигрантов необходимо затратить 102 млрд. рублей, в том числе 79 млрд. на жилье и 23 млрд. рублей на создание рабочих мест (из расчета 1,5 рабочего места на семью). Это больше, чем расходы федерального бюджета на образование, здравоохранение, фундаментальные исследования, культуру и искусство вместе взятые.

Очевидно, что лишних 3,5 млрд. долларов в бюджете России в обозримом будущем не будет, а ведь потребуются еще затраты на социальное обеспечение иммигрантов, их медицинское обслуживание, образование и т.д. Так что ни о какой целенаправленной и широкомасштабной миграционной политике России по привлечению соотечественников из стран СНГ и Балтии не может быть и речи в ближайшие годы. (Хотя стимулирование притока иммигрантов, на порядок меньшего, нельзя исключать.) Ликвидация Правительственной комиссии по миграционной политике и отказ от Федеральной миграционной программы (2001 г.) символичны: исполнительная власть не числит миграционную политику в ряду приоритетов своей деятельности.

1-й вариант - инерционный

Этот вариант предполагает упрочение социально-политической стабильности на постсоветском пространстве, сохранение сложившихся различий экономического развития России и других новых независимых государств, наличие благоприятной экономической конъюнктуры и темпов роста ВВП, несколько меньших, чем в 1999-2000 годах.

Предполагается, что интенсивность притока иммигрантов и оттока эмигрантов разных этнических групп из стран СНГ и Балтии стабилизировалась, ее величина сохранится на уровне 1998-2000 годов. Социально-политическая обстановка в странах СНГ и Балтии не подвергается серьезным изменениям и остается стабильной.

Таблица 5. Прогноз миграционного обмена России со странами СНГ и Балтии на 2002-2006 годы, инерционный вариант, в тысячах человек

Страна Имми-
гранты,
всего
В том числе: Эми-
гранты,
всего
Сальдо
мигра-
ции
русские предста-
вители
других
этниче-
ских
групп
России
титуль-
ные
народы,
живущие
не в
своих
странах
корен-
ные народы
страны
прожи-
вания
Украина 395 230 14 11 140 281 114
Белоруссия 55 30 2 4 19 90 -35
Молдавия 45 22 1 9 13 20 25
Закавказье 235 38 31 33 133 42 193
Азербайджан 73 15 7 3 48 18 55
Армения 72 4 1 2 65 11 61
Грузия 90 19 23 28 20 13 77
Казахстан 668 475 70 95 28 122 546
Средняя Азия 392 254 71 36 31 56 336
Киргизия 50 35 6 6 3 18 32
Таджикистан 58 25 9 7 17 8 50
Туркменистан 40 26 6 6 2 6 34
Узбекистан 244 168 50 17 9 24 220
Балтия 16 14 0 1 1 8 8
Латвия 9 8 0 1 0 3 6
Литва 4 3 0 0 1 3 1
Эстония 3 3 0 0 0 2 1
Итого 1806 1063 189 189 365 619 1187

По инерционному варианту прогноза, в течение ближайших пяти лет в Россию будет привлечена четвертая часть миграционного потенциала стран СНГ и Балтии. Из 1,8 миллиона иммигрантов из новых независимых государств 1,25 миллиона человек v русские и представители других российских этнических групп. Среди эмигрантов в новые независимые государства они составляют около 370 тысяч человек. Наиболее мощные встречные потоки ожидаются в Украину - около 155 тысяч человек, Казахстан v 95 тысяч и Белоруссию v 50 тысяч человек.

2-й вариант: экономический бум в России

По этому варианту ожидается увеличение различий в экономическом развитии России и других стран СНГ за счет опережающих темпов роста российской экономики (на уровне 1999-2000 годов, когда прирост объемов промышленного производства составлял 8-9%, а ВВП - до 8,3%) в условиях социально-политической стабильности на постсоветском пространстве.

В соответствии с такими ожиданиями приняты следующие гипотезы:

  • в течение 2002-2006 годов России удастся обеспечить опережающие темпы экономического развития по сравнению с другими новыми независимыми государствами; резко сокращается безработица, которая носит преимущественно структурный характер; дифференциация доходов, уровня жизни в России и других странах СНГ возрастает;

  • повышается мобильность населения стран СНГ, часть потенциальных мигрантов этих государств переориентируется на эмиграцию в Россию;

  • социально-экономическая мотивация переселений доминирует во всех миграционных потоках;

  • к концу расчетного срока, на рубеже 2005-2006 годов, Российская Федерация начинает проводить активную политику по привлечению иммигрантов из стран СНГ и Балтии; меры стимулирования рассчитаны на дополнительное, отчасти селективное привлечение 100 тысяч иммигрантов ежегодно;

  • увеличивающийся спрос на рабочую силу, особенно мало- и неквалифицированную, стимулирует приток трудовых мигрантов из стран СНГ;

  • сохраняется социально-политическая стабильность на всем постсоветском пространстве.

Таблица 6. Прогноз миграционного обмена России со странами СНГ и Балтии на 2002-2006 годы, вариант российского экономического бума, в тысячах человек

Территория Имми-
гранты,
всего
В том числе: Эми-
гранты,
всего
Сальдо
мигра-
ции
русские предста-
вители
других
этни-
ческих
групп
России
титуль-
ные
народы,
живущие
не в
своих
странах
корен-
ные народы
страны
прожи-
вания
Украина 783 500 24 19 240 472 311
Белоруссия 121 70 4 8 39 105 16
Молдавия 78 45 2 13 18 34 44
Закавказье 415 70 48 57 240 108 307
Азербайджан 130 35 10 5 80 39 91
Армения 118 5 1 2 110 32 86
Грузия 167 30 37 50 50 37 130
Казахстан 1045 720 120 145 60 230 815
Средняя Азия 745 445 127 68 105 175 570
Киргизия 93 55 9 9 20 41 52
Таджикистан 111 40 18 13 40 22 89
Туркменистан 107 70 15 12 10 20 87
Узбекистан 434 280 85 34 35 92 342
Балтия 46 27 5 6 8 33 13
Латвия 23 14 2 3 4 15 8
Литва 15 8 2 2 3 11 4
Эстония 8 5 1 1 1 7 1
Итого 3233 1877 330 316 710 1157 2076

Согласно расчетам, среди иммигрантов будут преобладать русские и представители других этнических групп российского происхождения. Однако неудовлетворенный спрос на рабочую силу, особенно малоквалифицированную и неквалифицированную, привлекает в Россию не только соотечественников: приток иммигрантов, принадлежащих к коренным этническим группам государств проживания, будет расти более высокими темпами, чем приток соотечественников. Особо значительно возрастет, по сравнению с инерционным вариантом, приток украинцев, казахов, титульных народов государств Средней Азии.

Масштабное вовлечение в миграционные процессы все новых контингентов несколько снизит адаптационные возможности иммигрантов, численность которых будет увеличиваться меньшими темпами, чем встречный поток эмигрантов.

Огромную роль играют возросшие масштабы миграционного обмена с Украиной: в отличие от Казахстана и среднеазиатских государств, откуда прибывают и будут прибывать в основном репатрианты, российско-украинские миграционные потоки будут формироваться под влиянием социально-экономической конъюнктуры в этих странах. Социально-экономическая природа миграционного обмена с Украиной определяет соразмерный поток встречных мигрантов, что характерно для стабильной социально-политической и экономической обстановки. Из 1,2 миллиона эмигрантов в страны СНГ и Балтии свыше 470 тысяч (40%), как предполагается, выедут в Украину, в том числе 245 тысяч русских и 200 тысяч украинцев.

Определяющий вклад в миграционный прирост России в этот период внесут контингенты русских из Казахстана (560 тысяч человек, 27% миграционного прироста), из Украины (255 тысяч человек, 12% сальдо миграции), из Узбекистана (225 тысяч человек, 11% миграционного прироста), титульные народы государств Закавказья (170 тысяч человек, 8% сальдо миграции), украинцы, корейцы и немцы из Казахстана.

Увеличивающийся разрыв в уровне доходов, получаемых в России, по сравнению с другими странами СНГ, стимулирует приток трудовых мигрантов из государств Содружества. Численность последних возрастет до 4-6 миллионов человек. (По оценкам, численность незаконных трудовых мигрантов - а подавляющее большинство трудовых мигрантов из стран СНГ и Балтии работают в России, не имея на то законных оснований - составляет от 2,5 до 3,5 миллиона человек, из которых около 1/3-1/2 v нелегальные мигранты их стран дальнего зарубежья.)

3-й вариант: эскалация политической напряженности в Центральной Азии

К сожалению, нельзя исключить и такой вариант, предполагающий рост фундаменталистских и экстремистских настроений в центральноазиатских государствах СНГ, вспышку и эскалацию вооруженного конфликта (конфликтов) в этом регионе; некоторое опережение социально-экономического развития России по сравнению с другими новыми независимыми государствами, незначительное возрастание различий в уровне жизни России и других стран СНГ.

В соответствии с этим вариантом предполагается следующий сценарий развития событий:

  • сохраняется некоторое опережение социально-экономического развития России, по сравнению с другими новыми независимыми государствами, различия в уровне жизни между Россией и другими странами СНГ возрастает, но не столь значительно, как по предыдущему варианту;

  • социально-экономическая мотивация переселений доминирует в миграционных потоках европейской части постсоветского пространства, отчасти v с севера Казахстана и Узбекистана;

  • отмечается рост фундаменталистских настроений в отдельных центральноазиатских государствах СНГ, и вспыхивают вооруженные конфликты.

Такой сценарий предполагает всплеск вынужденных миграций в субрегионе и за его пределы, в первую очередь v в Россию, наряду с русскими и представителями других российских этносов активно выезжает коренное население Центральной Азии .

Таблица 7. Прогноз миграционного обмена России со странами СНГ и Балтии на 2002-2006 годы, вариант эскалации политической напряженности в Центральной Азии, в тысячах человек

Территория Имми-
гранты,
всего
В том числе: Эми-
гранты,
всего
Сальдо
мигра-
ции
русские предста-
вители
других
этниче-
ских
групп
России
титуль-
ные
народы,
живущие
не в
своих
странах
корен-
ные
народы
страны
прожи-
вания
Украина 589 365 19 15 190 377 213
Белоруссия 88 50 3 6 29 98 -10
Молдавия 62 34 2 11 16 27 35
Закавказье 325 54 40 45 187 75 250
Азербайджан 102 25 9 4 64 29 73
Армения 95 5 1 2 88 22 74
Грузия 129 25 30 39 35 25 104
Казахстан 1180 780 130 170 100 215 965
Средняя Азия 1306 700 183 163 260 184 1122
Киргизия 245 120 25 30 70 50 195
Таджикистан 150 40 15 15 80 23 127
Туркменистан 146 90 18 18 20 16 130
Узбекистан 765 450 125 100 90 95 670
Балтия 31 21 3 4 5 21 11
Латвия 16 11 1 2 2 9 7
Литва 10 6 1 1 2 7 3
Эстония 6 4 1 1 1 5 1
Итого 3581 2003 379 414 786 996 2585

Иммиграция в Россию из новых независимых государств делится на три соразмерных потока: снижающийся, по сравнению с предыдущим вариантом, приток иммигрантов из европейских стран СНГ и Балтии, практически неизменный поток мигрантов из Казахстана и резко возросший приток мигрантов из государств Средней Азии.

Вынужденные миграции из центральноазиатского региона с лихвой компенсируют снижение иммиграции из европейских стран постсоветского пространства: сальдо миграции составляет свыше 2,5 миллиона человек (против 2,1 миллиона человек по предыдущему варианту), из которых 80 % приходится на Казахстан и Среднюю Азию.

Социально-экономическая обусловленность миграций в европейской части постсоветского пространства и отчасти в Казахстане повлечет всплеск трудовых миграций, хотя и не в таких масштабах, как по предшествующему варианту прогноза (до 3-3,5 миллиона человек).

Сравнение трех вариантов прогноза

По нашим оценкам, при различных вариантах развития миграционной ситуации среднегодовое сальдо миграции Российской Федерации со странами СНГ и Балтии может варьироваться (округленно) в пределах от 240 до 520 тысяч человек (табл. 8).

Таблица 8. Варианты прогноза миграционного обмена России со странами СНГ и Балтии в 2002-2006 годах, в среднегодовом исчислении, в тысячах человек

Этнические группы 1-й вариант 2-й вариант 3-й вариант
Прибыло
Русские 213 375 401
Представители других этносов России 38 66 76
Титульные народы, живущие не в своих странах 38 63 83
Коренные народы стран проживания 73 142 157
Всего 361 647 716
Выбыло
Русские 65 119 102
Представители других этносов России 8 17 14
Титульные народы, живущие не в своих странах 8 17 18
Коренные народы стран проживания 43 79 66
Всего 124 231 199
Миграционный прирост
Русские 147 256 299
Представители других этносов России 30 49 62
Титульные народы, живущие не в своих странах 30 46 64
Коренные народы стран проживания 30 63 91
Всего 237 415 517

По всем вариантам максимальный годовой прирост населения России за счет миграции вряд ли превысит 0,5 миллиона человек и, скорее всего, составит от 300 до 350 тысяч человек. Много это или мало?

По расчетам демографов, в первой четверти XXI века только для восполнения естественной убыли населения России необходима среднегодовая чистая миграция на уровне от 700 тысяч до 1 миллиона человек (в зависимости от варианта прогноза рождаемости и смертности). Миграционный потенциал нового зарубежья, сформировавшийся на данный момент, не позволяет обеспечить такой прирост. Ни о каком сколько-нибудь значимом вкладе миграции в решение демографических проблем России в ближайшие годы сегодня и речи быть не может.

Приведенные оценки миграционного обмена России со странами СНГ и Балтии достаточно условны. Реальные миграционные потоки будут зависеть и от того, как сложится социально-экономическая и политическая обстановка в странах СНГ и Балтии, и от миграционной политики России и ее соседей, а здесь есть немалый элемент неопределенности. Кроме того нельзя не видеть шаткости базовых параметров прогноза. Для их уточнения необходимы серьезные мониторинговые исследования численности и миграционных установок представителей разных этнических групп, ориентаций на различные виды миграций (переселения, трудовая, сезонная, маятниковая миграция), мотивации мигрантов, переселяющихся в страны СНГ и Балтии, распространенности и продолжительности трудовой деятельности незаконных мигрантов. Пока такие исследования не ведутся.

И все же попытки прогнозирования миграционного обмена России с ее ближайшими соседями необходимы уже сейчас=? хотя бы для того, чтобы привлечь внимание к проблеме и подтолкнуть к ее исследованию, без которого место серьезного знания занимают ни на чем не основанные мифы.


Примечания.

1. "РосБизнесКонсалтинг", 3 марта 2000; Россия привлекает приезжих // "Коммерсантъ", N 130, 25 июля 2001, с.2.
2. Виктор Перевенденцев. Современная миграция населения России в освещении центральных газет // Миграция и информация, под ред.Ж.Зайочковской, М.:2000, с.72
3. При оценке доли потенциальных мигрантов использовались материалы социологических обследований, проведенных Г. Витковской (Казахстан, Киргизия и Узбекистан, 1997-1998 гг.), С. Олимовой (Таджикистан, 1996 г.), В. Мошнягой и В. Остапенко (Молдавия, 1998 г., 1996 г.), обследования Центра исследований русских меньшинств в странах ближнего зарубежья (Украина, 1996; Казахстан, Эстония, 1994) и ВЦИОМ.
4. Ж. Зайончковская. Россия: миграция в разном масштабе времени. М.: 1999, с.40-41.
5. Е.Садовская. Миграционные процессы и миграционная политика в Казахстане//Миграционная ситуация в странах СНГ. Под ред. Ж.А. Зайончковской, М.: 1999, с.132.
6. Эмиграционный потенциал лиц украинского происхождения и выходцев из Украины - жителей Республики Казахстан. Киев, 1998, с.32 (на украинском яз.).
7. Статкомитет СНГ. Демографический ежегодник 1991. М, без даты, с. 391; Российский статистический ежегодник 1994. М., 1994, с. 30-31.
8. Россия привлекает приезжих // "Коммерсантъ", N 130, 25 июля 2001, с.2.
9. Проект Федеральной миграционной программы на 2002-2004 годы. Приложение 2, Технико-экономическое обоснование важнейших показателей и расходования средств на реализацию мероприятий Федеральной миграционной программы на 2002-2004 годы., п.17, п.18.


Темы предыдущих номеров "Демоскопа"

1. Миграция на постсоветских просторах замирает

2. Россияне под колесами автомобиля

3. Россия на чемпионате мира по абортам

4. Россия: демографические итоги XX века

5. Российские самоубийства и российские реформы

6. В ближайшие полвека население России может расти только за счет миграции

7/8. Новый официальный прогноз населения России

9/10. Отцы и дети после развода

11/12. Бедность в России

13/14. Сексуальное и репродуктивное поведение подростков в России

15/16. Советские граждане в Рейхе: сколько их было?

17/18. Как уйти от системы всеобщих льгот?

19/20. Алкоголь и смертность в России: 1980-е - 1990-е годы

21/22. Младенческая смертность в России

23/24. Демографическая ситуация в развитых странах глазами их правительств

25/26. Сколько нас полегло? (К 60-летию начала Великой Отечественной войны)

27/28. Эмиграция в дальнее зарубежье

29/30. Смертность от внешних причин. Часть I

31/32. Смертность от внешних причин. Часть II

33/34. Россия - страна горожан

35/36. Берегите мужчин!


Содержание ¦=37-38 Демоскоп Weekly
Номер выйдет 16 октября.

Тема номера: Кто приедет в Россию из "нового зарубежья"?

  • Миграционный обмен со странами "нового зарубежья" - единственный реальный источник восполнения демографических потерь России
  • В обмене с западными странами Россия теряет население
  • В 90-е годы приток в Россию мигрантов из бывших союзных республик СССР был на 2 миллиона человек меньше, чем в 80-е
  • В 2000 году в Россию из стран "нового зарубежья" прибыло всего 350 тысяч человек, а выехало в эти страны больше 80 тысяч
  • Эмиграционный потенциал русских и других этносов России, живущих сейчас за ее пределами, с учетом их установок на смену страны проживания, составляет примерно 3,5 миллиона человек
  • Эмиграционный потенциал представителей коренных народов стран СНГ и Балтии, живущих вне своих стран, не превышает 1 миллиона человек
  • Эмиграционный потенциал коренных этносов государств СНГ и Балтии, живущих в своих странах, оценивается не более чем в 3 миллиона человек
  • Общий эмиграционный потенциал "нового зарубежья" на ближайшие годы - 7,5 миллиона человек, из которых примерно 5,2 миллиона могут приехать в Россию
  • В 2002-2006 годах прирост населения России за счет миграционного обмена со странами "нового зарубежья" может составить от 240 до 520 тысяч человек в год

Другие рубрики номера

Российский демографический барометр

  • Летом 2001 года реальные денежные доходы россиян превысили уровень августа 1998 года
  • Но в среднем уровень доходов остается низким и превышает прожиточный минимум менее чем в два раза
  • Россияне все больше тратят на текущее потребление и все меньше откладывают на будущее

Евразийский Демоскоп

  • Население Украины в первой половине 2001 года
  • Население Украины в первой половине 2001 года
  • Незаконная миграция в Казахстане
  • По переписи 2001 года население Литвы составило 3496 тысяч человек
  • Перепись в Эстонии принесла больше вопросов, чем ответов
  • Итоги переписи населения Таджикистана
  • 10 октября началась перепись населения Армении
  • Население Латвии продолжает сокращаться
  • 68,5% населения Латвии живет в квартирах, находящихся в частной собственности
  • Русских в Киргизии остается все меньше
  • Сапармурат Ниязов: туркмены составляют 91% населения Туркмении T В Приднестровье проживают 652 тысячи человек

Предсказывать трудно-

  • Что такое "вероятностный прогноз"?
  • С вероятностью 85% рост населения Земли прекратится до конца XXI столетия

Россия готовится к переписи

  • Проект федерального закона о переписи населения внесен в Госдуму
  • Только 7 процентов россиян не собираются участвовать в переписи
  • Перепись провести не проще, чем выборы президента
  • Госкомстат России организует международный симпозиум "Перепись населения XXI века: опыт, проблемы, перспективы"

В стране и в мире

  • Россия будет бороться с бедностью и конфликтами вместе с объединенной Европой
  • Призывных ресурсов достаточно, чтобы удовлетворить потребности Вооруженных Сил до 2006 года
  • Российские пограничники не допустят талибов в Таджикистан
  • ООН возобновила гуманитарную помощь Афганистану
  • Великобритания, США и Россия пытаются помочь афганскому населению, но эта помощь не всегда эффективна
  • Япония окажет гуманитарную помощь Таджикистану и Пакистану
  • Иран закрыл свои границы для афганских беженцев, в то время как УВКБ ООН призывает его принять еще 400 тысяч
  • Киргизия в состоянии принять не более 10 тысяч афганских беженцев
  • Германия пока не участвует в военной операции, но готова внести свой вклад в борьбу с международным терроризмом
  • Россия заинтересована в возвращении соотечественников на родину из других стран
  • Правительство утвердило схемы возможного использования пенсионных денег
  • Госдума законодательно расширила категорию ветеранов труда
  • Россия будет бороться с фальсификацией лекарств
  • Бюджетникам Московской области прибавили зарплату
  • С декабря грозненцы смогут получать пособия и гуманитарную помощь только в самом городе
  • В Ингушетии началась подготовка лагерей беженцев к зиме
  • В Тамбовской области поднимают рождаемость с помощью центра планирования семьи
  • В Кузбассе снизился прожиточный минимум для всех групп населения
  • В Воронеже открылся международный семинар по проблемам федерального и регионального законодательств
  • Начальник миграционной службы Урус-Мартановского района похитил 140 тысяч бюджетных денег
  • Болгария вводит визовый режим с Россией
  • В 2003 году Литва вводит визовый режим для жителей Калининградской области
  • Перепись населения Армении пройдет 10-19 октября T Международные организации помогут Монголии начать оздоровление экономики
  • После теракта 11 сентября бедных в мире станет еще больше
  • По "индексу развития человеческого потенциала" Афганистан занимает 169 место из 174-х
  • Отношение к афганцам в мире не станет отрицательным, но их будут больше проверять
  • Гражданам Великобритании не рекомендуется посещать 42 страны мира
  • США пока не определились с причиной появления сибирской язвы во Флориде
  • На границе Пакистана с Афганистаном - вспышка конго-крымской геморрагической лихорадки
  • Великобритания станет активнее использовать труд медиков - беженцев
  • Еврокомиссия поможет хорватским беженцам T Нобелевская премия по медицине досталась специалистам - онкологам

Газеты пишут о...

  • "Время МН" и "Известия" об афганских беженцах
  • "Известия" о бедных и богатых странах
  • "Независимая газета" о продолжительности жизни в разных странах
  • "Известия" о политкорректности в России и Европе
  • "Время новостей" о пенсионной реформе
  • "Время новостей On-line" о подготовке Конгресса соотечественников
  • "Независимая газета" о правах пациентов
  • "Время МН" о поправках в проект Трудового кодекса
  • "Время новостей" об осеннем призыве
  • "Финансовая Россия" об уменьшении числа безработных
  • "Труд" о мигрантах в Москве
  • "Слово" о взглядах на современную российскую экономику
  • "Коммерсантъ" о положении женщин в Москве
  • "Известия" о введении идентификационных карточек в Великобритании
  • "Время новостей On-line" о новых способах эмиграции в США
  • "Ведомости" о возможном ужесточении европейской иммиграционной политики
  • "Время новостей On-line" о Нобелевской премии по медицине
  • "Комсомольская правда" о предполагаемом буме рождаемости в Америке
  • "Мир новостей" о борьбе за снижение рождаемости в Индии
  • "Московский комсомолец", "Комсомольская правда", "Время МН" о сибирской язве в США

Новые публикации

  • Население и изменения глобального климата
  • Экология крупного города (на примере Москвы)
  • Учебник по экологии России
  • Страхование от несчастных случаев на производстве
  • Реформирование пенсионной системы
  • Проблемы стареющего мира
  • По страницам журнала "Миграция в России"
  • По страницам французского журнала "Population"

Профессия: исследователь

  • Обзор работы демографических конгрессов в Бразилии и Финляндии

Новое в Приложении

  • Прогнозируйте вместе с нами: интерактивный прогноз населения России


Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

13.12 21:02 Герман Стерлигов начал продавать розги
13.12 20:44 Порошенко призвал к примирению с Польшей
13.12 20:13 ФСИН начала проверку после публикации о VIP-камерах в «Матросской тишине»
13.12 19:50 Канада разрешила поставку летального оружия Украине
13.12 19:30 У полковника Захарченко обнаружили замок в Лондоне
13.12 19:10 Совфед назначит президентские выборы на заседании 15 декабря
13.12 18:53 Лидеры исламских стран объявили Восточный Иерусалим столицей Палестины
13.12 18:35 Роскомнадзор пригрозил блокировкой за публикацию материалов нежелательных организаций
13.12 18:19 Bon Jovi и Dire Straits войдут в Зал славы рок-н-ролла
13.12 18:06 МВД предложило выплачивать деньги сообщившим о преступлении
13.12 17:40 Верховный суд Греции решил отправить российского совладельца криптобиржи в США
13.12 17:23 Навальный представил предвыборную программу
13.12 17:17 «Победа» отказалась от взимания платы за ручную кладь
13.12 17:05 «Титаник» и «Крепкий орешек» стали национальным достоянием США
13.12 16:59 Переселение по программе реновации начнется в первом квартале 2018 года
13.12 16:57 МИД рассказал о предложении РФ обменяться с США письмами о невмешательстве
13.12 16:41 В Красноярске отыскали прах Хворостовского
13.12 16:31 Ямальский депутат объяснила появление в ее запросе «города Бундестага»
13.12 16:17 Эрдоган призвал признать Иерусалим «оккупированной» столицей Палестины
13.12 16:05 Лидер Палестины призвал отменить признание Израиля
13.12 15:46 Google назвал самые массовые запросы россиян в 2017 году
13.12 15:22 Дума ввела штрафы до 1 млн рублей за анонимность в мессенджерах
13.12 15:14 Матвиенко подтвердила личное руководство Путиным операцией в Сирии
13.12 14:54 Усманов решил избавиться от доли в «Муз ТВ» и СТС
13.12 14:38 Дума ужесточила наказание для живодеров
13.12 14:31 ГП проверит снятый с «Артдокфеста» фильм
13.12 14:21 СМИ сообщили об утерянном в Красноярске прахе Хворостовского
13.12 14:07 Московский суд отказался принять иск Кашина к ФСБ по поводу Telegram
13.12 13:42 Роскомнадзор пригрозил «Открытой России» закрытием доступа к Twitter
13.12 13:40 В янтаре найден клещ и перо динозавра
13.12 13:16 Кремль ответил на заявление Трампа о победе над ИГ
13.12 13:01 Путин внес в Думу соглашение о расширении российской базы ВМФ в Сирии
13.12 12:47 Дума приняла закон об использовании герба России в быту
13.12 12:27 Дума одобрила закон о выплатах семьям за первого ребенка
13.12 12:09 «Яндекс» и Сбербанк подписали соглашение по новому «Яндекс.Маркету»
13.12 11:51 Полпреду Николаю Цуканову предложили стать помощником президента
13.12 11:34 ФСБ не нашла никаких призывов в речи Собчак о статусе Крыма
13.12 11:31 В России установят обязательные квоты для российских вин
13.12 11:07 Два участника теракта в Буденновске получили 13 и 15 лет колонии
13.12 10:45 В московской ячейке ЕР призвали не дать оппозиции участвовать в выборах мэра
13.12 10:35 50 миллионов лет назад в Новой Зеландии водились стокилограммовые пингвины
13.12 10:31 Социологи предсказали рекордно низкую явку на выборах президента
13.12 10:23 На развитие госпоисковика «Спутник» выделили еще четверть миллиарда рублей
13.12 09:57 Источники рассказали об отказе Сбербанка и Alibaba от создания СП
13.12 09:40 Транзит российского газа восстановлен после взрыва на австрийском хабе
13.12 09:39 США пообещали вернуться к вопросу Крыма
13.12 09:21 Украина задумалась об остановке поездов в РФ
13.12 09:17 Объявлены лауреаты премии «Большая книга»
13.12 09:08 На Олимпиаду поедут более 200 спортсменов из РФ
12.12 21:22 Саакашвили вызвали на допрос в качестве подозреваемого
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.