Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
26 мая 2018, суббота, 07:41
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

30 октября 2001, 16:47

Дмитрий Пономарев: В идеальной модели все участники рынка должны иметь одинаковый доступ к рынку. Но не с самого начала

После бурных публичных дискуссий по вопросам реформирования РАО ЕЭС процесс реформы энергетики вступил в гораздо более кулуарную рабочую фазу. При этом, как это и прогнозировалось в "Полит.Ру" в самый момент принятия "окончательной" концепции реформ, многие битвы и поиски компромисса еще впереди. Главные игроки энергетического рынка пытаются максимально оптимизировать "под себя" ход реформы, тем более что сам механизм принятия политического решения (с участием Путина) не давал ни одной стороне окончательного преимущества. Состав "игроков" обозначился, когда речь зашла об учреждении Администратора торговой системы - энергетической биржи, через которую должна пойти торговля "либерализованной" энергией: атомщики, недовольные политикой РАО ЕЭС на ФОРЭМ, а также заинтересованные в сдерживании цены на электричество алюминщики выступили против доминировании РАО ЕЭС при создании АТС. Сейчас вопрос находится в стадии активной кулуарной проработки, а намеченное его обсуждение уже несколько раз откладывалось. Между тем в прессе появились сведения о том, что в качестве возможного главы АТС рассматривается кандидатура нынешнего главы РТС Дмитрия Пономарева.

_______________

Насколько вообще необходим АТС? Можно ли, на ваш взгляд, осуществлять торговлю исключительно на основе прямых договоров производителей и потребителей?

Условно говоря, в мире существуют всего четыре модели экономических отношений в электроэнергетике: вертикально интегрированная модель, когда генерация, сбыт и потребление регулируются административно; модель "независимых производителей", при которой эти самые производители конкурируют за получение контракта, гарантированного государством; модель "единого закупщика", когда генерирующие компании конкурируют за подписание контракта с единым закупщиком, а тот далее продает электроэнергию по регулируемым ценам; и, наконец, конкурентная модель, при которой регулируются только правила, а закупки и продажа осуществляются на конкурентной основе.

Последняя модель является не только наиболее гибкой, но и обеспечивает стимулы для активного развития отрасли. В рамках этой модели и существует АТС. Поскольку реформирование РАО пошло именно по этой модели, обойтись без АТС невозможно. На АТС поиск контрагентов и заключение сделок осуществляется в более эффективных условиях, когда информация о цене и объеме спроса, о предложении и пропускной способности сети доступна всем его участникам одновременно, и когда никому из участников не предоставляется никаких особенных преимуществ, которые в то же время и по тем же основаниям не могут быть предоставлены другим.

Прямые договоры на нем будут существовать. Однако как дополнение к основной модели, а не как превалирующий тип сделок на рынке. Обратите внимание, что даже в условиях Северной Европы, где работа через электрическую биржу "НордПул" не является обязательной для рынка, доля договоров, которые заключаются на бирже, неуклонно растет и достигла уже 40%. Не говоря уже о расчетах, которые по большинству остальных договоров также производятся через расчетную систему биржи. Рынок сам выбирает более эффективную модель.

Но сейчас в России существует рынок ФОРЭМ. Какие плюсы и минусы, проблемы Вы видите в нем и в деятельности ЦДР? Конкретнее - насколько справедливы претензии участников рынка, недовольных политикой РАО ЕЭС в этом отношении?

Я не хотел бы оценивать справедливость тех или иных претензий к РАО: меня приглашают для другой работы. Я знаю, что ситуация в отрасли непростая и требует масштабного реформирования, - в том числе изменения способов ценообразования и распределения электроэнергии. Созданный в 1996 году Федеральный оптовый рынок электрической энергии и мощности является элементом сегодняшней системы и во многом отражает ее недостатки. ФОРЭМ не обеспечивает ни свободного доступа на рынок, ни свободного выбора потребителями поставщиков. Тарифы на электроэнергию формируются не рыночным, а административным способом, что подрывает стимулы для эффективной деятельности на рынке и создает потребность в перекрестном субсидировании. Эти проблемы и будет решать АТС, но, повторяю, условия для успешной деятельности АТС должны быть созданы реформой всей отрасли.

Какова же Ваша позиция по острому вопросу представительства поставщиков и потребителей энергии в АТС? В какой степени АТС должен контролироваться РАО, а в какой - крупными потребителями во время переходного периода и после?

В идеальной модели все участники рынка должны иметь одинаковый доступ к рынку. Ограничения должны существовать либо законодательные (требование получения специальных лицензий или соблюдения определенных нормативов и проч.), либо естественно-экономические, потому что участие в оптовом рынке должно быть прежде всего выгодно самому участнику. При выборе критериев для предоставления доступа к рынку важно обеспечить также защиту самого рынка от возможного манипулирования ценой со стороны крупных участников.

Но я не думаю, что такой подход необходим с самого начала, - в той точке, где мы сейчас находимся. Не выработаны правила торговли, не установлены требования к участникам, нет ни системы торговли (в физическом понимании), ни системы расчетов. Есть только продавцы и потребители, причем последних на несколько порядков больше!

Я вижу задачу в том, чтобы создать эффективный и сбалансированный (любимое слово энергетиков!) конкурентный рынок электроэнергии. Залогом этого, на мой взгляд, является не только участие в его строительстве профессионалов, но и равное представительство производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) электроэнергии. Нужен своего рода многосторонний компромисс, а для этого надо с самого начала внимательно отнестись к тому, кто конкретно является учредителем АТС и интересы какой категории потенциальных участников рынка он выражает.

Так, АТС должен выполнять чисто техническую функцию или стать организатором рынка, влияющим на цену энергии, на то, энергия каких станций по какой цене будет продаваться?

Я категорически против политизации АТС. Единственная нетехническая функция, которую должен обрести АТС, - так это стать форумом цивилизованного и конструктивного общения всех участников рынка электроэнергии. АТС в этом смысле должен способствовать поиску компромиссов, в чем бы они ни выражались - в правилах доступа на рынок или в конкретной ежедневной и почасовой рыночной цене на электроэнергию в нашей стране.

При этом сам АТС ни юридически, ни административно не должен влиять, как вы говорите, ни на процесс формирования цены, ни на выбор сделок. АТС - это сервис, это площадка, это организатор и судья в игре, но не сам игрок.

А какова будет роль АТС в ограничении потребителей-должников? Каким образом АТС будет гарантировать платежи, какими могут быть механизмы ограничений неплательщиков и финансовых гарантий? Как быть с энергосистемами, перебирающими энергию с ФОРЭМ и за нее не платящями, но "неотключаемыми" из-за своей политической важности, из-за позиции губернатора и пр.?

АТС будет действовать в строгом соответствии с правилами, выработанными и принятыми самими участниками рынка. Если такие правила будут предусматривать отключение от системы торговли или взыскание штрафных санкций, то АТС будет исполнять принятые решения и применять установленные санкции. Но, опять-таки, решение будет принимать соответствующий представительный орган АТС - Наблюдательный совет или дисциплинарная комиссия.

В части расчетов планируется, что АТС будет гарантировать расчеты, выступая стороной по каждой заключенной сделке. Для этого (по крайней мере, в первое время) правилами будет предусмотрено полное предварительное депонирование денежных средств в расчетной палате АТС. Размер такого резервирования должен быть определен для каждого участника в отдельности с учетом деятельности на рынке и общего для всех прогнозируемого колебания цен. Участники, не задепонировавшие свои средства и не предоставившие установленные финансовые гарантии, не будут допущены к торгам. Штрафы и иные санкции будут применяться за нарушение установленных правил работы на рынке или за предоставление неверной информации.

Как видите, это довольно жесткая система, однако она полностью оправдывается требованиями бесперебойной и постоянной работы АТС. Что касается защиты социально значимых потребителей, то здесь механизм обеспечения их интересов должен быть найден за пределами АТС. Нельзя допустить, чтобы целый рынок дал сбой по вине одного участника.

То есть АТС - это обычный организатор биржевых торгов, и здесь применимы стандартные биржевые технологии. Или есть определенная специфика в организации торговли электроэнергией?

Специфика хотя бы в том, что электричество - не стандартный биржевой товар. Во-первых, оно не хранится и не производится впрок: все, что произведено, должно быть потреблено. Во-вторых, это товар, поставка которого сопряжена с сетевыми ограничениями по пропускной способности. Часто в зону, в которой возникает дефицит электричества, его нельзя поставить в необходимом объеме, по крайней мере, по той же цене, по которой оно продается там, где наблюдается его избыток, так как не пускает сеть. В результате, - по сравнению с биржевыми технологиями, принятыми на фондовом рынке, - поставка осуществляется только в том объеме или при той цене для данной зоны, которые определены другим оператором - Сетевой компанией. В-третьих, торговля электроэнергией ведется в нескольких режимах (что для фондовика выглядит необычно): на сутки вперед (с разбивкой на каждый час) и практически в режиме реального времени, на так называемом балансирующем рынке. Наконец, на цену электричества обычно сильное влияние оказывают погодные условия.

Какой, в конечном итоге, вы видите роль и значение АТС в структуре рынка электроэнергии? Каким может быть первоначальный объем конкурентного рынка энергии, когда и какими темпами АТС будет расширять свои функции организатора торговли за счет регулируемого рынка?

АТС должен занять лидирующее место на конкурентном рынке электроэнергии страны. Кроме этого, АТС будет предлагать свои услуги по осуществлению расчетов за электроэнергию по прямым договорам, заключенным вне АТС. Однако я вижу задачу в том, чтобы таких прямых оптовых договоров было как можно меньше - и в силу удобства и доступности работы через АТС, и в силу нормативных ограничений.

Ближайшая поставленная правительством России цель - это обслуживание 5-15% рынка. Уверен, что АТС в запланированные сроки выйдет на этот уровень. Порядок перехода будет отражен и в новом постановлении, и в документах АТС, принятых Наблюдательным советом.

Поскольку в АТС планируется передать акции ЗАО ЦДР ФОРЭМ, процесс перехода на конкурентный рынок будет координироваться из одной точки - Наблюдательного совета АТС, что, на мой взгляд, должно обеспечить планомерность и эффективность этого процесса.

Какие типы торгов предпочтительно применять при торговле электроэнергией - спотовые, фьючерсы, форварды, прямые сделки, и на какой срок поставки?

При создании АТС я считаю нужным ориентироваться на обслуживание максимального количества инструментов, поскольку это позволит не только максимально удовлетворить потребности участников, но и расширить доходную базу АТС. Ведь АТС, хоть и является некоммерческой организацией, но должен обеспечивать потребности рынка в развитии, совершенствовании и повышении надежности торговли и расчетов.

В некоторых странах встречаются усеченные рынки, в рамках которых на одной бирже осуществляется торговля только физической электроэнергией без финансовых беспоставочных контрактов. Однако я буду предлагать Наблюдательному совету принять за основу иной подход, позволяющий одним участникам снизить свои риски при планировании расходов на покупку электроэнергии, а другим - защитить свои доходы от падения цены на электроэнергию. Это возможно только через одновременный запуск форвардных и фьючерсных контрактов на АТС, в том числе не связанных с физической поставкой электроэнергии. При этом участники должны иметь возможность заключать такие контракты на большой срок, вплоть до нескольких лет вперед.

В отношении сроков поставки я уже говорил, что АТС планирует обслуживать торги как минимум на сутки вперед. Резервный и балансирующий рынки будут обслуживаться в тесной связи с сетевым оператором. В любом случае, обслуживание участников будет производиться из одного технического центра.

Какой может быть роль финансовых посредников на рынке электроэнергии?

Если вы говорите о банках, то это прежде всего - помощь в осуществлении расчетов за электроэнергию, а если о страховых компаниях, то это скорее страхование программно-технического комплекса и АТС от ошибок, сбоев в работе и проч. Я также ожидаю участие и нефинансовых посредников, которые могли бы обслуживать более мелких оптовых и розничных покупателей, как формируя для них заявки на покупку электроэнергии, так и выстраивая оптимальную хеджевую стратегию.

Каковы основные трудности переходного периода от ЦДР-ФОРЭМ к АТС?

Правительство определило, что первый этап должен начаться уже в следующем году, и что постепенно АТС должен будет выйти на обслуживание 15% рынка электроэнергии в стране. Для реализации этой цели необходимо для начала учредить АТС и создать другие инфраструктурные организации, которые будут обслуживать торговлю и обеспечивать информацию о поставке электроэнергии по итогам торгов. Одновременно с этим необходимо будет установить программное обеспечение у участников торгов и, самое главное, обучить работе на нем специалистов. Составление заявок, подача их в электронной форме, отслеживание поставок и потребления электроэнергии в согласованных электронных форматах - нетривиальная задача для столь короткого периода времени.

Далее, важно определить, как рассчитываются эти 15%, что является базой или принципом для принятия решения о заключении того или иного договора через АТС. Цена, которую формирует АТС, - насколько она объективна и может ли считаться справедливой рыночной ценой? Как эта цена будет соотноситься с ценой, установленной на ФОРЭМе? При этом после передачи акций ЦДР ФОРЭМ в АТС надо правильно отстроить отношения с самим ФОРЭМом как с самостоятельным юридическим лицом, - по административной, финансово-экономической и организационной линиям. Но думаю, что с учетом, по крайней мере, моральной готовности участников рынка к процессу все поставленные задачи нам удастся решить.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

25.05 20:56 Полиция и Росгвардия опробовали щит с электрошоком
25.05 20:08 Умерла вторая из трех выживших при крушении Boeing 737 на Кубе
25.05 19:57 Путин отказался от третьего срока
25.05 19:49 Глава МВФ призвала «переосмыслить» антироссийские санкции
25.05 19:33 Минобороны отчиталось об увольнении «Ориона»
25.05 19:11 Минфин США разрешил получать доход по приобретенным до санкций обязательствам
25.05 18:51 Минфин пообещал закон об офшорных зонах в ближайшее время
25.05 18:21 Вайнштейна отпустили под залог в 1 млн долларов
25.05 18:02 Сергей Шнуров объявил о разводе с женой
25.05 17:48 Посольство РФ потребовало от Британии извинений за Скрипалей
25.05 17:30 Путин вступился за Иран
25.05 17:09 Вайнштейна официально обвинили в изнасиловании
25.05 17:07 Мужчина взял заложников в McDonald's в Великобритании
25.05 16:46 Путин проведет первую встречу с новым правительством РФ
25.05 16:40 Трамп объявил о возобновлении обсуждения встречи с Ким Чен Ыном
25.05 16:25 Путин предупредил об угрозе невиданного мирового кризиса
25.05 16:21 Facebook и Google получили иски на миллионы евро из-за новых правил ЕС
25.05 16:03 Путин сообщил о подготовке изменений в налоговую систему
25.05 15:41 Силуанов предупредил министров о личной ответственности за реформы
25.05 15:41 Кинопроизводители пригрозили «Яндекс» и Google исками за пиратство
25.05 15:35 Крупное здание греко-римской эпохи найдено к северу от Каира
25.05 15:14 Глава Минтруда поддержал предложение о корпоративных пенсиях
25.05 15:13 Путин раскрыл интимную тайну мировой экономики
25.05 14:56 Харви Вайнштейн арестован
25.05 14:34 Почти все опрошенные россияне рады Крымскому мосту
25.05 13:53 Исследователи вычислили офицера «Ориона» из дела о гибели MH17
25.05 13:47 Кости жертв неизвестной битвы I века найдены в торфяном болоте в Дании
25.05 13:20 В Москве появится «альпийский» общественный транспорт
25.05 12:56 Минобороны РФ объяснило замалчивание Нидерландами данных по MH17
25.05 12:34 Нидерланды и Австралия обвинили Россию в крушении MH17
25.05 12:30 ОКР и Минспорта признались WADA в манипуляциях с допинг-тестами
25.05 12:03 Силуанов пообещал не возвращать в Россию налог с продаж
25.05 11:56 Жаров рассказал о координации недавних терактов через Telegram
25.05 11:46 Моносилицид кобальта оказался ранее неизвестным типом полуметаллов
25.05 11:38 Палата представителей приняла запрошенный Трампом бюджет Пентагона
25.05 11:27 На Кубе нашли второй черный ящик разбившегося «Боинга»
25.05 11:09 Apple отсудила у Samsung 539 млн долларов за нарушение авторских прав‍
25.05 10:44 ЦБ отозвал лицензию у двух банков из третьей сотни
25.05 10:36 Голикова назвала примерный срок повышения пенсионного возраста
25.05 10:28 СМИ узнали о «закруглении» нефтяного налогового маневра
25.05 09:57 Начальника кемеровского МЧС задержали из-за пожара в «Зимней вишне»
25.05 09:44 Андрей Белоусов отказался «смещаться» с должности
25.05 09:35 Киносети передали Минкульту список «системообразующих» импортных фильмов
25.05 09:20 Канадская полиция ищет взорвавших бомбу в ресторане мужчин
25.05 09:17 Введение продуктовых карточек в России отложили на неопределенный срок
25.05 09:01 Губернатор Подмосковья пойдет на праймериз ЕР
25.05 08:47 Дума Екатеринбурга приняла отставку Ройзмана
25.05 08:33 Дерипаска покинул совет директоров «Русала»
25.05 08:12 КНДР подтвердила готовность к переговорам с США
25.05 07:55 Путин назвал условие признания выводов следствия по MH17
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.