28 марта 2024, четверг, 18:13
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

12 ноября 2001, 12:57

Сеансы гипноза стратегической стабильности и цен на нефть, правительство и Дума читают бюджет в третий раз по-разному, Совет Федерации отложил новую жизнь, мирный лизинг и финансовый прогноз-2002

ТЕМЫ НЕДЕЛИ

12 ноября 13 ноября 14 ноября 15 ноября ТЕМА ВЫПУСКА ПЕРСОНА. ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА БУДУЩЕЕ: АЛЕКСАНДР ЖУКОВ


ТЕМЫ НЕДЕЛИ

Сеанс гипноза стратегической стабильности: 13-15 ноября пройдет встреча президентов России и США - сначала в Вашингтоне, а потом на личном ранчо Буша в Техасе

Визит этот максимально вписан в канву не только постсентябрьского сближения между двумя странами, но и общего стратегического диалога, начавшегося ранним летом этого года. Главные темы визита в последнее время активно обсуждались и аналитиками, и дипломатами по обе стороны океана и просматриваются довольно четко.

Во-первых, речь пойдет о договоре по ПРО, который Белый дом считает пережитком холодной войны, а Кремль - "важным элементом" (до недавних пор - "краеугольным камнем") всей системы международных отношений. Заявления министра иностранных дел Иванова во время недавнего визита в Вашингтон и интервью американской телекомпании ABC, данное президентом Путиным на прошлой неделе в Америке, однозначно истолковывают как свидетельство готовности России идти на уступки. Считается, что и Белый дом готов пойти на уступки, и в качестве наиболее вероятного варианта сейчас называют следующий: Америка не ставит вопрос о выходе из договора, а Россия соглашается на его модификацию или либеральное истолкование, которое позволит США производить испытания создаваемых ими систем. С другой стороны, некоторые российские официальные лица (Игорь Иванов, например) активно отрицали, что "все уже решено". Впрочем, все опрошенные "Полит.Ру" эксперты полагают, что речь идет лишь об имиджевых дипломатических маневрах.

Во-вторых, будет обсуждаться сокращение обеими сторонами ядерных арсеналов. Считается, что уже достигнуто соглашение об уменьшении числа боеголовок с обеих сторон до 1500-1700 единиц (хотя многое здесь зависит и от того, как их считать, и от того, какие боеголовки считать уничтоженными). Остается, однако, главная интрига: американцы напрочь отказываются заключать по этому поводу соглашение, предлагая "два односторонних сокращения", Россия же, не без резона, опасается, что в отсутствии формального договора США смогут в любой момент вновь нарастить арсеналы.

В-третьих, президент Путин попытается оказать на США дополнительное давление по тем важным для России вопросам, по которым Белый дом уже согласился пойти нам навстречу. Среди них - помощь при вступлении в ВТО, отмена поправки Джексона-Вэника (еще со времен холодной войны ограничивающей поставки в Россию некоторых высокотехнологичных изделий) и реструктуризация бывшего советского долга.

В-четвертых, два президента несомненно обсудят проблему международного терроризма, и конкретно - операцию в Афганистане. На самом деле, эту тему следовало бы заявить под номером первым, так как демонстрация единства и солидарности будет, конечно, доминировать в риторике техасского саммита, но ожидать конкретных политических решений здесь вряд ли приходиться. Стороны могут лишь уточнить позиции по взаимодействию в Средней Азии, Буш посетует на продажу нами Ирану атомных реакторов, а Путин посоветует с большим пониманием относиться к Ираку и Сирии.

Сеанс гипноза цены на нефть: 14 ноября в Вене состоится внеочередная конференция стран ОПЕК

Гадания экспертов относительно того, какой сценарий предпочтут в Вене v изменение ценового коридора или снижение квот v завершились еще на минувшей неделе, после того, как генсек ОПЕК Али Родригес и президент картеля Шакиб Хелиль сделали заявление, что решение о снижении квот будет принято и объем снижения, видимо, составит 1 млн барр./ день (а по утечкам из секретариата картеля, даже 1,5 млн барр./день). После этого цены, скорее всего, подрастут до $22 за баррель по фьючерсу NYMEX, затем немного снизятся и на несколько месяцев стабилизируются.

Однако особого оптимизма на рынке не заметно. На биржах преобладают "короткие" позиции (по данным Торговой комиссии фьючерсного рынка США, на NYMEX на 30 октября количество "коротких" позиций, открытых крупными инвестиционными фондами, достигло 66 млн барр., что эквивалентно $1,4 млрд долл). Большинство аналитиков в долгосрочной перспективе прогнозирует дальнейшее снижение цен до уровня $18-19 за баррель. Во-первых, снижение квот в любом случае вступит в силу не раньше 1 января 2002 года. А с учетом времени, необходимого танкерам для вывоза добытой по новым квотам нефти из Персидского залива и ее погрузки-разгрузки, поставки нефти в развитые страны реально могут сократиться только в середине февраля. Во-вторых, мало кто верит, что страны ОПЕК действительно существенно снизят добычу (в октябре, например, превышение добычи над квотами составляло 800 тыс. баррелей в день). А чтобы достичь желаемой стоимости $25 долларов за баррель, ОПЕК должен не только снизить квоты, но и полностью выполнить это решение, что вряд ли возможно. В третьих, результаты консультаций эмиссаров картеля с крупнейшими независимыми экспортерами нефти пока не совсем ясны. На прошлой неделе министр нефти и минеральных ресурсов Объединенных Арабских Эмиратов Обейд бен Сейф ан-Насери официально заявил, что они практически зашли в тупик. А по словам министра нефти Катара, предстоящее сокращение квот ОПЕК пока готов поддержать только Оман. Мексика и Норвегия подобное предложение сначала отклонили, но потом Мексика заявила, что готова присоединиться к сокращению добычи. Россия до последнего момента занимала выжидательную позицию.

Однако в самом конце недели стало понятно, что Россия склоняется к компромиссу. В пятницу Михаил Касьянов на встрече с журналистами сообщил, что несколько российских нефтяных компаний приняли консолидированное решение о снижении объемов нефтедобычи и на днях собираются внести этот вопрос в правительство. Последнее, по словам Касьянова, намерено "поддержать, а возможно и скорректировать" решение нефтяников. Конкретные объемы снижения будут обсуждаться на совместном совещании правительства и руководителей нефтяных компаний. Пока Москва ведет активные консультации: министр энергетики Игорь Юсуфов провел переговоры со своим саудовским коллегой, а в ближайшие дни Москву должны посетить представители Ирана и Алжира.

После выступления российского премьера цены тут же пошли вверх. По данным агентства Bloomberg, только в пятницу рост котировок составил 5% до $22,22 за баррель. Цена фьючерсов на нефть на торгах в электронной системе NYMEX в понедельник с утра выросла до $22,62 за баррель (на 1,8% по сравнению с итоговым значением торгов 9 ноября). По словам высокопоставленного собеседника "Полит.ру" в Минфине, всех интересует позиция России, поскольку на нее смотрят как на потенциального лидера и координатора. Однако снижение экспорта, о котором договорились наши нефтяные компании, будет скорее знаковым и на бюджете не отразится, заметил он.

Аналитик FIBO Андрей Кирсанов говорит, что если гипотетически Россия даст обязательство не увеличивать экспорт, то ОПЕК будет просто счастлива, сама реально снизит добычу, и цена нефти сильно и надолго вырастет. Собственно говоря, затягивание снижения квот ОПЕК и происходило, чтобы побудить независимых нефтепроизводителей к сотрудничеству. Но вряд ли Россия что-то будет делать реально, пока цены не упадут еще ниже. ОПЕК "сломается" первой и таким образом цена удержится на приемлемом для России уровне.

Аналитик ИК "Тройка Диалог" Иван Мазалов: ОПЕК нужно поддерживать цены. Нефть остается картелизированным рынком. На ее цену не работает балансировка спроса и предложения в обычном смысле, когда Саудовская Аравия теоретически могла бы согнать цену до $9 за баррель. Практически она-то как раз и не может этого сделать. Она привыкла к своими прибылям, раздула бюджет и "повесила" на нефть все остальные свои расходы.

Аналитик ИК "Ренессансvкапитал" Владислав Метнев: Я думаю, что все страны ОПЕК заинтересованы договориться о снижении добычи, чтобы удержать цены. Тот ценовой коридор, который существовал - $22-28 - отвечает интересам всех. Может быть, страны, на которые больше влияет США, устроит цена $20-22. Но уже при цене ближе к $20 внешнеполитические связи этих стран отходят на второй план, и их правительства исходят из своих интересов, которые заключаются в том, чтобы цена как минимум была выше $20 и скорее ближе к $22. Каждая из стран-экспортеров, не входящих в ОПЕК, хотела бы забрать у картеля долю рынка и усилить свое присутствие и влияние. Норвегия - в Европе, Мексика - в Латинской Америке и США, Россия тоже. Консенсус материализуется, только если цены будут падать ниже $16-14.

Аналитик UFG Дмитрий Авдеев: Вопрос разделения внутри ОПЕК не актуален. Актуален вопрос, какую игру они будут вести в отношении стран не входящих в картель. Разумеется, члены ОПЕК не заинтересованы полностью возлагать все бремя сокращения добычи на себя. Они пытаются уговорить или напугать страны, не входящие в ОПЕК, чтобы они включились в программу квот. Но, на мой взгляд, эта позиция граничит с блефом. Всем понятно, что позволить себе долгосрочное снижение цен на нефть страны ОПЕК не могут, потому что доля доходов от нефти в их бюджетах значительно превышает долю аналогичных доходов в бюджетах таких стран, как Россия. Для России критическим уровнем считается $18, тогда как Саудовская Аравия достигает уровня бюджетного дефицита при цене $20. Реальным вариантом для ОПЕК остается удерживать цены, терять доли рынка и надеяться, что прирост запасов замедлится, и в долгосрочном плане рынок картеля снова станет больше.

12 ноября

Бюджетный комитет начнет обсуждение поправок к третьему чтению бюджета: перед третьим чтением депутатам и правительству придется разбираться, о чем они договорились в нулевом, а отдельные депутаты попробуют поставить под контроль финансовый резерв

Бюджетный комитет приступит к рассмотрению поправок к третьему чтению бюджета-02. Можно прогнозировать, что центральным сюжетом перед третьим чтением станет вопрос о порядке финансирования тех дополнительных средств, которые правительство по настоянию депутатов включило в бюджет еще перед первым чтением. Правительство считает их дополнительными и намерено внести поправку, в соответствии с которой финансирование этих расходов начинается лишь в случае, если на 1 октября (начало третьего квартала) все запланированные расходы профинансированы в полном объеме и накоплен финансовый резерв (110 млрд руб.). Иными словами, правительство хочет финансировать эти расходы как дополнительные и после выполнения плана по резерву, мотивируя это необходимостью подготовки к пиковым платежам 2003 г. и ухудшением мировой ценовой конъюнктуры. Это намерение правительства поддержано, а отчасти и инициировано, президентом Путиным.

Депутаты же склонны рассматривать эти расходы как основные и требуют соответствующего (то есть обычного) порядка их финансирования. "Идея формирования стабилизационного фонда родилась из того, что в президентском послании было сказано: когда хорошая конъюнктура, не надо тратить все деньги, а нужно думать о будущем, создавать резерв. Теперь же правительство хочет формировать финансовый резерв при плохой конъюнктуре, - говорит глава бюджетного комитета Александр Жуков. - Если доходов не хватает, то согласно Бюджетному кодексу производится пропорциональное сокращение всех статей". Таким образом, как и прогнозировали наши источники еще в начале бюджетного процесса, перед третьим чтением обострятся противоречия, возникающие из-за разного толкования депутатами и правительством сути их договоренностей, достигнутых еще перед первым чтением.

Вторым конфликтным вопросом станет порядок использования и расходования финансового резерва. Соответствующую поправку еще перед первым чтением обещал внести тот же Жуков. На сегодняшний день в бюджете записано, что этот порядок определяет правительство. Думцы будут выступать за то, чтобы этот порядок был прописан либо в законе о бюджете, либо в бюджетном кодексе. По мнению Жукова, наиболее простой вариант - зафиксировать отдельной статьей бюджета, что финансовый резерв создается за счет определенных источников, эти деньги направляются исключительно на сокращение внешнего долга и могут использоваться для финансирования дефицита бюджета 2003 г. на замещение иностранных займов и выплату основного долга. Третий вариант, предоставляющий правительству большую свободу, - записать в бюджете, что порядок использования финансового резерва определяется отдельным законом (который, видимо, будет вноситься правительством).

На этой неделе депутаты, прежде всего бюджетный комитет, представят свои требования правительству. В Минфине пока к этим инициативам относятся раздраженно-скептически. Дальнейшее будет зависеть от расклада сил внутри центристско-кремлевского альянса. По всей видимости, в вопросах порядка расходования средств правительство при политической поддержке Кремля настоит на своем.

С 12 ноября нефтяники вправе через суд требовать для себя новую ставку экспортной пошлины. Правительству придется с ними договариваться

С 12 ноября нефтяники вправе через суд требовать для себя новую ставку экспортной пошлины, поскольку чиновники не успели автоматически снизить ставку, как это предусмотрено вступившими в силу два месяца назад изменениями в законе о таможенном тарифе. Но нефтяные компании сейчас вовсе не настроены ссориться с правительством.

А оно, воспользовавшись их временным миролюбием, уже старается, насколько возможно, отыграть назад: планируется внести в Думу новые поправки в закон о таможенном тарифе, по которым ставка пошлины будет вступать в силу через месяц после окончания двухмесячного мониторинга, при этом новая цифра должна быть официально опубликована за 10 дней до этого.

Таким образом, все практически вернется на круги своя. Ведь до изменения порядка установления экспортных пошлин на нефть, на котором летом настояли нефтяники, этот процесс как раз и занимал примерно три с половиной месяца: 2 месяца мониторинг и 1,5 v процедура. А согласно поправкам к закону о таможенном тарифе измененная пошлина должна вступать в силу на следующий день после двухмесячного мониторинга.

По словам нашего собеседника в Минфине, близкого к комиссии по защитным мерам, выполнить требования закона физически невозможно, поскольку для этого нужно за один день изучить все документы с результатами мониторинга и ночью проводить заседание комиссии.

Но даже если новые правительственные поправки удастся быстро провести через Думу, они начнут действовать лишь с 1 января следующего года, и нефтяные компании, при желании, получат дополнительный инструмент давления на кабинет, шантажируя его возможностью судебных исков.

Правда, пока никто не возмущается. Однако, как сообщил "Полит.ру" источник в МЭРТе, на эту тему уже было совещание у президента, и видимо будут какие-то переговоры с нефтяниками. А на комиссии по защитным мерам, по его словам, этот вопрос будет обсуждаться между 15 и 20 ноября.

Путин встретится с президентом Словакии Рудольфом Шустером

Переговоры сначала пройдут в узком кругу, а затем в составе делегаций. Словацкий лидер встретится также с российским премьером Михаилом Касьяновым. По данным источников, близких к переговорам, речь пойдет в первую очередь о модернизации имеющихся у Словакии вооружений и военной техники советского производства. На вооружении словацкой армии находятся более 20 МиГ-29, а также самолеты МиГ-21,"Сухие" и другая советская военная техника. По словам замглавы кремлевской администрации Сергея Приходько, Россия заинтересована в ее обслуживании в счет частичного погашения задолженности бывшего СССР.

Кроме того, словацкий лидер, как ожидается, будет обсуждать с российской стороной ряд энергетических проектов. В частности, проект интеграции нефтепроводов "Дружба" (из России в Восточную Европу) и "Адрия" (из Восточной Европы к хорватскому побережью Адриатического моря) для увеличения экспорта российской нефти на средиземноморский рынок. По сведениям источников, стороны обсудят условия строительства с участием "Газпрома" газопровода-перемычки через территорию Словакии. Газопровод соединит страны Центральной и Восточной Европы с газопроводом Ямал-Западная Европа. Также будет обсуждаться вопрос участия российских компаний в завершении строительства в Словакии второй очереди АЭС "Моховцы".

При обсуждении внешнеполитических вопросов ( в частности, связанных со стремлением Словакии интегрироваться в евроатлантические структуры) у российской стороны будет неплохой козырь, учитывая, что российские поставки нефти, газа, ядерного топлива полностью покрывают словацкие потребности в этих энергоносителях, а нефтеперерабатывающая, металлургическая и химическая отрасли словацкой промышленности технологически привязаны к российскому сырью.

13 ноября

Правительство должно обсудить концепцию управления госдолгом: ее одобрят за то, что она не решает практических вопросов

На заседании правительства предполагается обсудить концепцию управления госдолгом, однако, как сообщил "Полит.ру" высокопоставленный источник в Минфине, не исключено, что сроки обсуждения концепции в правительстве будут передвинуты. Но концепцию все равно одобрят за то, что она не решает практических вопросов

На внеочередном заседании правительства планируется рассмотреть единую концепцию управления госдолгом. Концепция разрабатывалась в Минфине и, по замечанию бывшего замминистра финансов Олега Вьюгина, "там написано то, что и должно там быть" - определены общие принципы управления госдолгом. Впрочем, среди заинтересованных чиновников в правительстве есть и другое мнение: наш информированный и высокопоставленный собеседник охарактеризовал стратегию как недостаточно конкретную, указав, в частности, на некоторую неопределенность базовой формулировки о том, что правительство должно поддерживать долг на экономически безопасном уровне. Формулировка эта, на взгляд чиновника, не дает четкого вектора практических действий. Фактически, по мнению нашего собеседника, концепция лишь систематизирует существующую практику управления госдолгом, не внося в нее большей определенности и продуманности. По мнению Олега Вьюгина, концепция лишь кладет начало процессу выстраивания системы управления долгом, в частности, говорит о шагах по изменению законодательства таким образом, чтобы оно позволяло Минфину оперативно управлять долгами. "В Бельгии на то, чтобы создать агентство с нуля ушло почти 5 лет, - говорит Олег Вьюгин. - Я думаю, поэтому в нашей концепции тоже говорится о 5 годах. Конечно, лучшее быстрее, и я думаю, что можно сделать быстрее. Это вопрос во многом зависит о желания Минфина прежде всего".

Документ, как можно предположить, будет одобрен правительством, но именно в силу того, что наиболее конфликтные вопросы остаются за его рамками. В документе зафиксировано, что в перспективе должен быть единый орган управления - специальное агентство, однако никак не определяется его статус, последовательность шагов и даже примерные сроки его создания. А это и является предметом наиболее острого конфликта. Концепция, правда, упоминает о разделении ВЭБа, но вопрос практического перераспределения полномочий тщательно обойден. Олег Вьюгин прогнозирует такое развитие событий : "Раздел сфер влияния не закончен. Пока мы видим, что сделан шаг по ВЭБу - принято решение, что он будет разделен и выделено агентство, которое будет заниматься долгом. Но и тут вопрос о том, кто будет контролировать агентство, остается открытым. Поговаривают, что решено сделать его подразделением Минфина с достаточно автономными правами. Но это предварительное решение, потому что если говорить о системе управления долгом, то все равно непонятно, как это подразделение будет в него включаться. Думаю, что сначала будет попытка консолидировать в Минфине все, что касается управления долгом. Это по существу означает, что нужно ВЭБ загнать в Минфин, тогда вне Минфина не будет институтов, которые занимаются долговыми операциями. К тому, что уже есть в Минфине, добавится ВЭБ и получится своеобразная каша. Дальше, видимо, Минфин попытается это все разрулить, и из набора подразделений сделать что-то более консолидированное и осмысленное, чтобы были - back-office, front-office и казначейство. По такому пути скорее всего дело и пойдет. В принципе, это конфликтная ситуация, но ее можно решать". Высокопоставленное лицо в правительстве фактически подтвердило "Полит.Ру" этот прогноз: в перспективе агентство будет создано на базе ВЭБа под руководством Минфина, пока же речь реально идет лишь о некоторых организационных изменениях - консолидации учета и унификации отчетности департаментов Минфина, связанных с долговыми проблемами.

14 ноября

14 или 15 ноября правительство внесет в Думу поправки к бюджету 2001

Как сообщил "Полит.Ру" высокопоставленный собеседник в Минфине, велика вероятность, что после консультаций с центристами и правыми эти поправки будут приняты без обсуждения, поскольку общий размер расходов в бюджете остается прежним .

Речь идет, в частности, о пересмотре на 18 млрд руб статьи "Международная деятельность", которую приходится пересматривать каждый год, поскольку по ней утверждается сальдо (без отдельного учета доходов и расходов). Будет также затронута статья "Прочие расходы" в части, касающейся возврата ссуд регионами. Здесь, по словам нашего источника, правительство замещает налоговыми поступлениями другие доходы и на общей расходной части бюджета это не сказывается. Кроме того, Минфин сэкономил 12 млрд руб. на обслуживании внешнего долга (когда верстался бюджет, все считали, что евро будет дороже), и эти расходы перенесли в "непроцентные", а именно: 1,200 млн руб. - на строительство квартир для военных, 500 млн руб. - на строительство складов для техники сокращаемых соединений, 500 млн руб. - на финансирование казначейской системы частей Минобороны, 2,7 млрд руб. - на погашение коммунальных долгов военными и МВД, 800 млн руб. - на погашение коммунальных долгов всякого рода "неотключаемых объектов", 600 млн руб. - на ремонт военной техники, поставляемой Северному Альянсу, 1 млрд руб. - на лизинг авиатехники и 1,320 млн руб. - на трансферты регионам на выплату зарплат.

Вице-премьер Христенко посетит Баку, чтобы согласовать интересы ЛУКОЙЛа и российской геополитики: консорциум нефтепровода Баку-Джейхан предлагает развернуть русскую нефть

Вице-премьер Виктор Христенко посетит Баку с официальным визитом. В эти же дни в Баку пройдет очередное заседание российско-азербайджанской комиссии по экономическому сотрудничеству. По словам азербайджанского первого вице-премьера Аббаса Аббасова, стороны обсудят проблемы тарифной политики для автогрузоперевозок, условия для активизации малого и среднего бизнеса, инвестиционные вопросы. Кроме того, планируется обсуждение десятилетней Программы экономического сотрудничества между Азербайджаном и Россией, соглашений по урегулированию сотрудничества между приграничными регионами, вопросов о статусе и совместной эксплуатации Габалинской РЛС, о правовом статусе азербайджанцев, проживающих в РФ, и российских граждан, проживающих в Азербайджане. По этим вопросам комиссия должна прийти к двусторонним соглашениям, подписание которых состоится во время визита президента Алиева в Москву. Поскольку согласование нескольких документов затянулось, визит Алиева был перенесен с ноября на конец января 2002 г. В рамках визита Христенко глава Внешэкономбанка Андрей Костин проведет переговоры с Международным банком Азербайджана о кредитовании проекта модернизации Гянджинского автозавода.

Однако основным вопросом визита, как подтвердил "Полит.Ру" пресс-секретарь Христенко Станислав Наумов, станет участие ЛУКОЙЛа в строительстве нефтепровода Баку-Джейхан. Долгое время отношение России к этому транспортному проекту было негативным: объемы транспортировки азербайджанской нефти по трубам "Транснефти" уменьшатся. Тем не менее Каспийский трубопроводный консорциум состоялся, хотя запасы нефти на новых азербайджанских месторождениях на Каспии оказались меньше, чем предполагалось. В связи с этим скорректирована была сама концепция трубопровода: его участники предлагают России поставлять в Джейхан свою нефть, развернув движение по нефтепроводу Баку-Новороссийск. ЛУКОЙЛу приглашение нравится, но участвовать в проекте компания сможет, сказал "Полит.Ру" собеседник в ЛУКОЙЛе, только с санкции российского правительства. Позиция правительства может быть скорректирована как раз в ходе визита Христенко. Для ЛУКОЙЛа, с 1994 г. инвестировавшего в азербайджанские нефтегазовые проекты $600 млн, Азербайджан является зоной стратегических интересов. Однако до сих пор, несмотря на 10%-ное участие компании в месторождениях Азери, Чираг и Гюнешли, ЛУКОЙЛ отказывался от инвестиций в нефтепровод - Минэнерго настаивало на экспорте каспийской нефти через черноморские порты России.

Каспийский нефтяной консорциум получил от турецкого правительства огромные скидки, и теперь рентабельность проекта, говорит вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун, выросла до 24%. Кроме того, строительство удешевилось за счет уменьшения количества компрессорных станций и снижения платы за пользование землей, по которой пройдет нефтепровод. Федун утверждает, что, если Россия не соединит свои нефтепроводы с трубой Баку-Джейхан, каспийская нефть вытеснит российскую, так как ее качество выше. По крайней мере, дисконт смеси Urals по отношению к Brent может вырасти вдвое - каспийская нефть попадет как раз на традиционные для России рынки сбыта. Соглашаясь на участие ЛУКОЙЛа в строительстве трубы Баку-Джейхан (а именно такое развитие событий наиболее вероятно), Россия, однако, будет настаивать на том, чтобы большая часть казахстанской нефти экспортировалась через российскую территорию. Часть ее при этом неизбежно будет "оттянута" нефтепроводом Баку-Джейхан, куда казахская нефть может попадать транзитом через Махачкалу. Так или иначе, нефтяные позиции России на юге ухудшаются. По прогнозам Федуна, через 10 лет экспорт нефти Казахстаном догонит по объему российский. Для ЛУКОЙЛа же проект выгоден, отмечает собеседник в компании: лучше иметь три варианта транспортировки, чем два (через Новороссийск и Супсу). В любом случае, при увеличении добычи нефти на Каспии новороссийский трубопровод с новыми объемами не справится. Как сказал "Полит.Ру" аналитик ИК "Тройка-Диалог" Иван Мазалов, дележ нефтяного транзита между Баку и Новороссийском пока не завершен. Вопрос будет решаться комплексно. В обмен на смягчение позиции Россия может потребовать льготных тарифов и изменения налогообложения нефтепроводов. Так что ключевой вопрос визита Христенко состоит в том, каких ответных уступок Россия сможет добиться в ответ на коррекцию позиции по Каспию.

Заседание Совета Федерации: верхняя палата могла бы начать новую жизнь, но отложит ее до января

Заседание Совета Федерации станет первым заседанием сената, на котором, согласно утвержденной новым законом процедуре, орловский губернатор Егор Строев может быть лишен сенаторских полномочий и, как следствие, поста спикера Совета Федерации, формально третьей должности в стране. Из заявлений заинтересованных сенаторов следует, что Кремль решил подождать со сменой председателя верхней палаты до января 2002, когда по закону в Совете Федерации уже не сможет быть представлен ни один действующий губернатор. Также, по сведениям "Полит.Ру", будет отложен вопрос об изменениях в регламент Совета федерации, которыми, в частности, предполагалось увеличить количество заседаний. Вопрос о регламентных изменениях, как сообщил "Полит.Ру" источник в сенате, будет отложен до января под предлогом того, что новый состав, которому и жить по новым правилам, еще полностью не сформирован.

На минувшей неделе влиятельный, близкий к Кремлю сенатор Михаил Маргелов заявил информационным агентствам, что "торопиться с принятием решения о спикере не следует". В том же духе выступил Валерий Горегляд, который формально возглавляет в сенате группу "Федерация" и считается одним из претендентов на пост спикера. В качестве кандидатов также в разное время упоминались Сергей Попов, крупный функционер в "Единстве", Евгений Примаков и вице-премьер Валентина Матвиенко. Возможное карьерное движение Матвиенко пока фигурирует лишь как не основанная на политической реальности пиар-кампания. Тот факт, что Кремль отложил до января вопрос о новом спикере, свидетельствует о нерешенности проблемы. Это означает, что третьим лицом может стать и вовсе новая фигура

Тем не менее в среду, 14 ноября, могут быть решены вопросы относительной важности, среди которых избрание нового вице-спикера Совета федерации.

Выступление Сергея Степашина в Совете Федерации станет еще одним шагом в развитии политической "антикоррупционной" интриги

На фоне отложенного вопроса о новом спикере главным сюжетом заседания сената и одной из топ-новостей недели обещает стать выступление в Совете Федерации Сергея Степашина, руководителя Счетной палаты, непосредственно причастной к коррупционным скандалам в МПС, МЧС и правительственных ведомствах. Сами скандалы уже фигурируют в качестве важнейшей политической интриги сезона. Анонимные чиновники трактуют события как борьбу кланов в окружении президента Путина, а именно как крепкую ажитацию близкого к Путину силового питерского блока. Счетная палата и Генпрокуратура, согласно этой версии, выступают лишь в роли инструментов политического давления, а не его организаторов.

Публичные движения героев интриги - единственный доступный материал. По выступлению Сергея Степашина можно будет судить, в каком направлении развивается конфликт: либо он затухает, аппаратно уже подавленный, либо только подходит к пику. Принципы риторики Сергея Степашина понятны уже сегодня: Счетная палата будет апеллировать к закону и сентябрьскому соглашению с Генпрокуратурой, придавая событиям вид жестких, но справедливых и обоснованных антикоррупционных мер, - однако эта позиция может быть артикулирована с различным пафосом. Трудность в том, что наряду с попыткой погасить или, наоборот, раздуть конфликт, может быть предпринята попытка размыть явно политические дела в череде согласованных с прокуратурой дежурных проверок. Именно так можно трактовать последние заявления Степашина о грядущих проверках в Дорожном фонде и в Якутиии.

Напомним, на основании аудита Счетной палаты Генпрокуратура открыла дела в отношении МПС, МЧС, Госкомрыболовства, ГТК. Минпечати и Минприроды фигурируют как потенциальные жертвы следующих дел. Пока из-под атаки выведен только Сергей Шойгу: и генпрокурор, и сам Сергей Степашин уже выступили с заявлениями о том, что к главе МЧС нет никаких претензий. Сами эти реплики косвенно свидетельствуют о крупной политической интриге, которая развернулась вокруг правительства и - шире - вокруг всей властной элиты страны.

В Брюсселе продолжатся переговоры о заключении нового соглашения "О торговле некоторыми изделиями из стали между Россией и ЕС"

На начальной стадии переговоров (на прошлой неделе в Москве) большинство российских участников рынка считало, что заключить его в лучшем случае удастся только в первом квартале 2002 года. Однако уже в конце недели появилась информация, что принципиальное согласие достигнуто и осталось снять лишь несколько спорных моментов, в частности по поставкам легированной стали, которую европейцы хотят включить в общую квоту, не увеличивая ее (что фактически равносильно сокращению российской квоты примерно на четверть). Впрочем, европейцы готовы увеличить квоту, если Россия снизит пошлины на экспорт цветных металлов. Если окончательный текст соглашения и сроки (на 3 года или до момента присоединения Росии к ВТО) успеют согласовать, документ в Брюсселе будет подписан.

Отношение российских производителей к необходимости заключения соглашения неоднозначно. Одни считают, что в условиях кризиса на мировом рынке стали оно даст возможность пусть ограниченного, но гарантированного доступа на рынок ЕС. Другие рассматривают это соглашение как ограничение условий либерализации торговли сталью между Россией и ЕС. По словам нашего собеседника в МЭРТе, на минувшей неделе удалось достичь конкретных договоренностей, в которых учтены интересы разных групп российских производителей, поэтому "вероятность подписания соглашения есть, хотя там, как и при переговорах по ВТО, действует принцип: пока не согласовано все, не согласованно ничего".

Аналитик ИК "Тройка-Диалог" Каха Кикнавелидзе: Договор будет практически продолжением предыдущего, срок действия которого истекает в конце 2001 года. Это было соглашение о добровольном ограничении поставок стали в Европу. В принципе договор заключался на 5 лет,и подразумевалось, что через 5 лет эти ограничения снимутся. Но похоже, на данном этапе это нереально. Понятно, что, чем выше переработка, тем более жесткие ограничения будет стараться вводить ЕС. Но интересы России и ЕС не исчерпываются сталью. Кроме того, европейские страны - члены ВТО, и есть европейский импорт, по которому тоже существуют ограничения. Я не думаю, что ЕС в одностороннем порядке закроет рынок.

Аналитик компании "Никойл" Вячеслав Смольянинов: Трудно сказать, будет это соглашение хуже или лучше, чем подписанное 5 лет назад. Сложность переговоров связана с состоянием на мировом рынке стали. Происходит сокращение потребления, а производство не сокращается. Это очень большая угроза для производителей стали всего мира. Более 20 крупнейших сталелитейных компаний в США находятся в состоянии банкротства. И американцы пытаются закрыть свой рынок для дешевой импортной стали. Я думаю, что европейцы будут отстаивать свою позицию. Кроме того, ситуация отличается от той, что была 5 лет назад. Россия активно поддерживает борьбу с терроризмом. Это тоже будет учтено. Поэтому при таких разнонаправленных факторах сложно предсказать, какие условия получатся. Я думаю, что соглашение будет подписано на условиях, которые устраивают Новолипецкий комбинат, Северсталь и ММК. Пересмотр условий будет привязан ко вступлению России в ВТО, и он будет в нашу пользу.

15 ноября

Комиссия по разграничению предметов ведения между центром и регионами под руководством Дмитрия Козака завершит первый этап работы и приступит к формированию концепции

К 15 ноября должен быть завершен первый этап работы Федеральной комиссии по разграничению предметов ведения и полномочий между центром, регионами и местным самоуправлением, образованной этим летом президентским указом. Председателю комиссии Дмитрию Козаку должны поступить материалы работы семи окружных подкомиссий. В каждом из федеральных округов эту работу координировали полномочные представители президента.

На основании предложений окружных комиссий центральная группа во главе с Дмитрием Козаком должна разработать стратегию разделения предметов ведения, которая укладывалась бы в три уже заявленных принципа: 1) неприкосновенность Конституции, 2) равноправие субъектов, 3) соразмерность ответственности полномочиям. Это будет промежуточный итог реформы. К осени 2002 года Кремль должен представить в Думу проекты законов, которые и оформят новый подход к разделению предметов ведения.

Полем для реформы остается 72 статья Конституции, описывающая совместное ведение. По утверждению многих экспертов, именно она является одним серьезнейших недостатков Конституции и должна быть изменена. Федеральная реформа - масштабнейшее мероприятие, которое потребует, в частности, изменений бюджетной, налоговой политики и потому станет объектом повышенного лоббистского интереса на федеральном уровне уже в ближайшем будущем. Пока лоббистские усилия регионов и местных органов были сосредоточены в рамках окружных комиссий, и итоги этих столкновений не известны.

У Михаила Касьянова запланировано совещание по военной реформе. Его отмена будет означать серьезную тактическую победу военного лобби

Совещание у премьер-министра, посвященное планам реформы призыва Гайдара-Немцова, должно состояться в конце недели, 15-17 ноября. Рабочее совещание уже переносилось дважды, но на этот раз, по мнению близкого к проблеме источника "Полит.Ру", должно состояться, иначе аппаратная победа противников реформы уже станет очевидной. По имеющимся данным, военное руководство страны выступает против реформы, разработанной в Институте экономики переходного периода. Идея реформы, напомним, заключается в переходе на смешанную систему обязательного и контрактного призывов: после 6-8 месяцев обязательной службы солдату будет предлагаться добровольная контрактная работа за зарплату. Таким образом, по замыслу реформаторов, может быть решена проблема военного резерва, который не обеспечивает контрактная система.

На минувшей неделе Егор Гайдар, директор ИЭПП и один из лидеров СПС, в интервью "Эху Москвы" сравнил этот смешанный подход к призыву с реформой подоходного налога: "Полгода - это значит, что его нельзя послать в Чечню воевать, это значит, что там один призыв, соответственно, там нет дедовщины. И тогда мы снимаем фундаментальную проблему, от которой военные всегда убегали, когда мы обсуждали вопросы профессиональной армии. Профессиональная армия - значит, у нас нет военнообученного резерва. А для нашей страны это довольно сложно - не иметь его. По крайней мере, как фактор сдерживания он нам нужен. И в этом смысле мы делаем то, что сделали с подоходным налогом: вместо того чтобы иметь очень высокий, неравномерный, с кучей изъятий подоходный налог, мы ввели низкий - но для всех. И начали платить". Гайдар ссылается на резкое демографическое сокращение призывного контингента, ожидаемое к 2006 году. По мнению Гайдара, если к тому моменту не провести реформу, то встанет вопрос о существовании армии и Минобороны начнет кампанию по отмене сегодняшних льгот - для студентов, родителей, по здоровью etc.

По словам Гайдара, на совещании у Касьянова "никакого окончательного решения принято быть не может". Но к концу года, если будет побеждать линия реформаторов, реально подготовить согласованную организационно-финансовую схему, которая, в свою очередь, и стала бы предметом более детальных консультаций. Всем ясно, что позиция президента, на основании поручения которого проходят предварительные консультации, станет решающей. Один высокий военный чиновник в разговоре с "Полит.Ру" отказался даже обсуждать план ИЭПП, пока Кремль или военное руководство не выразят своего благожелательного к нему отношения.

На пленарном заседании Госдумы мирно обсудят лизинг

Затянувшаяся эпопея с приведением федерального закона "О лизинге" в соответствие с гражданским, налоговым и таможенным законодательствами, а также с международной Конвенцией о лизинге УНИДРУА мирно выйдет на финишную прямую. Страсти, кипевшие вокруг внесения в него поправок, улеглись сами собой, чему в значительной мере способствовало то, что весной из-за спешного принятия Госдумой "президентского пакета законов" у депутатов до лизинга просто не дошли руки. Между тем автор одного из двух альтернативных проектов поправок к закону "О лизинге" Адриан Пузановский ушел из комитета по экономической политике и предпринимательству и охладел к своему детищу. Изменения, внесенные во вторую часть Налогового кодекса (они сохраняют за лизинговыми компаниями право использовать ускоренную амортизацию и право выбора баланса, на котором следует учитывать имущество), принятие закона об отмене лицензирования лизинговой деятельности и другие изменения в федеральном законодательстве в значительной мере сняли остроту противоречий. В результате рабочая группа свела в один законопроект поправки Аксакова и Пузановского, и теперь этот вариант выносится на второе чтение.

По мнению юриста IFC Ольги Шляпниковой, принимавшей участие в работе над законопроектом, серьезных столкновений во время обсуждения быть не должно. Второго чтения ждали так долго, что просто устали спорить. Поэтому есть все основания надеяться, что в новый год российский рынок лизинга войдет с новым цивилизованным законом, который, в отличие от принятого в 1998 году, будет работать, а не создавать лизинговым компаниям дополнительные трудности.

Остающиеся противоречия с действующим таможенным законодательством будут сняты благодаря внесению соответствующих поправок в проект Таможенного кодекса. Кроме того, базовый закон пополнится несколькими новыми положениями, подсказанными практикой. В частности, обязанности по содержанию и ремонту предмета лизинга будут возложены на лизингополучателя, пересматривать лизинговые платежи станет возможным не раз в год, а раз в квартал, будет предусмотрена возможность страхования гражданской ответственности в пользу лизинговой компании, а специальные требования к собственникам отдельных видов имущества будут распределяться между участниками лизинговой сделки по соглашению сторон.

ТЕМА ВЫПУСКА

Финансовый прогноз-2002. Выпуск 1

Экономисты и политики начинают делать первые прикидки на тему, как мы будем жить в 2002 году. "ПРОСПЕКТ-НОВОСТИ" еще не раз обратятся к прогнозу-2002, сейчас же мы публикуем два материала:

  1. бюджетно-долговые сценарии в зависимости от цены нефти (по выступлению Михаила Касьянова и интервью Александра Жукова);
  2. прогноз внешнеторговой конъюнктуры, платежного сальдо, изменения денежных агрегатов и курса рубля (Центр развития).

ПЕРСОНА. ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА БУДУЩЕЕ: АЛЕКСАНДР ЖУКОВ

В разговоре с руководителем Бюджетного комитета Александром Жуковым, часть которого "Проспект-новости" публикуют сегодня, было затронуто несколько важных тем. Депутат дал свою оценку бюджетных проблем при различных сценариях поведения цен на нефть. показал, в каком случае потребуется коррекция бюджета, подверг сомнению прогнозные данные правительства по инфляции, усомнился в целесообразности наращивания бюджетного резерва при плохой внешней конъюнктуре и рассказал, какими законодательными актами должно регулироваться его формирование и использование, сообщил, в каком направлении движется совместная проработка Минфином, МНС и депутатами проблемы возврата НДС экспортерам.

Читайте интервью Александра Жукова
"При плохой конъюнктуре не надо наращивать резервы"

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.