Адрес: https://polit.ru/article/2001/12/04/474965/


04 декабря 2001, 15:12

Земельный вопрос, таможенные споры и возврат НДС

Исполнитель - А.Никольский



Содержание

  • Валютный контроль
  • Таможенные пошлины
  • Таможенное оформление
  • Внешнеэкономическое регулирование в сфере ТЭК
  • "Экспортный" НДС
  • Регулирование предпринимательской деятельности
  • Земельные отношения
  • Регулирование в сфере телекоммуникаций
  • Естественные монополии
  • РАО ЕЭС
  • Газпром


  • Введение

    Значительным событием последних месяцев стало принятие Госдумой Земельного кодекса в третьем чтении. Несмотря на свою половинчатость, Земельный кодекс оценивается как прорыв в деле продвижения земельных отношений в России к цивилизованным нормам. Вместе с тем предстоящее утверждение Земельного кодекса Советом Федерации ставится под сомнение.

    Еще одним важным событием явилось принятие Госдумой в первом чтении правительственного проекта госбюджета на 2002г. Оппозиция предъявляет к проекту следующие претензии: заниженность прогноза инфляции и показателей доходной части, сокращение расходов на строительство дорог и геологоразведку.

    Существенные изменения ожидаются в области таможенной политики. С 1 октября вступил в силу модифицированный таможенный тариф, предусматривающий снижение пошлин на ряд товаров, включая промышленной оборудование. В то же время в правительстве обсуждается вопрос о дальнейшем повышении пошлин на автомобили. Одновременно правительство планирует существенное снижение экспортных пошлин, особенно на несырьевые товары.

    По-прежнему не решена проблема возврата НДС экспортерам. В последнее время появились предложения "разрубить гордиев узел" и возвращать НДС лишь крупным экспортерам - непосредственным производителям экспортной продукции, что радикально упростит учет "экспортного" НДС. Но подобная мера будет способствовать сохранению нынешней неэффективной структуры экспорта, т.к. экспортеры небольших партий высокотехнологичной продукции подвергнутся при этом фактической дискриминации.

    В сфере регулирования естественных монополий произошло важное событие - создание Единого тарифного органа (ЕТО), который будет регулировать цены на продукцию и услуги широкого круга монополистов. Функции ЕТО будет выполнять Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК), которая со временем должна изменить свое название. Руководитель ФЭК Г.Кутовой рассматривается как противник серьезных реформ естественных монополий, и поэтому создание ЕТО на базе ФЭК оценивается как поражение реформаторов, прежде всего Г.Грефа и А.Чубайса.

    Одновременно планы реформ в РАО ЕЭС, МПС и "Газпроме" становятся все менее радикальными. По отношению к "Газпрому" можно говорить о том, что серьезной реформы, возможно, не будет вообще, а реформирование РАО ЕЭС и МПС может быть проведено поверхностным образом, без существенного изменения ныне действующих экономических механизмов. Иными словами, реформы могут свестись к административному перераспределению полномочий в рамках существующей экономической системы, что не позволит привлечь частные инвестиции в эти отрасли.

    Внешнеэкономическое и валютное регулирование
    Общее внешнеэкономическое регулирование

    Госдума на осенней сессии планирует рассмотреть во втором чтении проект нового Таможенного кодекса России, сообщил председатель Госдумы Г.Селезнев. Председатель Госдумы призвал участников внешнеэкономической деятельности "не рассчитывать на то, что после принятия нового Таможенного кодекса каждый сможет найти свою лазейку в законодательстве".

    Первый, информационный, этап процесса присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО) завершен, сообщил Г.Греф. По его словам, в настоящий момент ведется обсуждение обязательств РФ по присоединению к многосторонним соглашениям ВТО, затрагивающим те или иные аспекты российского регулирования в области торговли и экономики. В связи с присоединением к ВТО России предстоит внести определенные изменения в действующее законодательство, чтобы привести его в соответствие с нормами этой международной организации. В частности, речь идет об изменении некоторых положений российского внешнеторгового, таможенного законодательства, законодательства в области охраны прав интеллектуальной собственности, стандартов и сертификации, инвестиций и налогов. Первые пакеты законопроектов уже внесены правительством на утверждение Госдумой или находятся на рассмотрении в правительстве.

    Фактическое поступление доходов от взимания таможенных пошлин за первое полугодие 2001г. составило 152,5 млрд руб., или 80% от утвержденных годовых назначений. Об этом говорится в материалах Министерства финансов. При этом средства от взимания импортных пошлин составили 43,6 млрд руб., или 74,3% к годовым бюджетным назначениям. Рост к аналогичному периоду прошлого года составил 160,3%, или 0,2% BBП. Увеличение поступлений относительно утвержденной росписи (равной 28,3 млрд. руб.) на 15 млрд руб. складывается из роста объемов импорта в размере (что дало увеличение импортных пошлин на 3,1 млрд руб.), увеличение собираемости этих пошлин (13 млрд руб.) и курсовой разницы (минус 0,8 млрд руб.).

    По данным Министерства финансов, доходы от экспортных пошлин за первое полугодие 2001г. составили 108,95 млрд руб., или 82,6% к годовым бюджетным назначениям. Рост к аналогичному периоду прошлого года составил 148,9%. Перевыполнение бюджетных назначений по доходам от экспортных пошлин сложилось в основном в результате того, что в расчетах прогноза федерального бюджета на 2001г. были приняты ставки вывозных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты в размерах меньших, чем те, которые фактически устанавливались правительством в течение января-июня 2001г. на основании мониторинга цен на энергоносители, складывавшихся на мировых рынках. Кроме того, в расчетах к бюджету предусматривалось, что почти по всем товарным группам действующие ставки экспортных пошлин с начала года будут снижены в среднем на 20%, в то время как фактически ставки пошлин в отчетном периоде не изменялись, что также привело к дополнительным поступлениям в бюджет.

    Валютный контроль

    Председатель ЦБ РФ В.Геращенко высказался за либерализацию порядка открытия российскими частными лицами счетов за рубежом. Он заявил, что российские граждане должны иметь возможность открывать счета в зарубежных банках в уведомительном порядке. По словам председателя ЦБ РФ, "в этом направлении уже почти все готово, осталась только подпись Минюста". Вместе с тем, по его мнению, либерализация порядка открытия счетов уже никому не нужна. В.Геращенко считает, что "те, кому надо открыть счета - уже открыли, а кто не мог открыть до этого, уже и не откроет".

    Правительство упразднило правительственную комиссию по экспортному контролю РФ. Соответствующее постановление подписал глава правительства М.Касьянов. В частности, согласно постановлению функции, ранее выполняемые Министерством торговли, переданы Министерству экономического развития и торговли. Кроме того, признан утратившим силу ряд постановлений, регулирующих работу указанной комиссии.

    Председатель Банка России Виктор Геращенко считает необходимым пойти на амнистию тех капиталов, которые были вывезены за границу с нарушением налогового и валютного законодательства. По его мнению, это приведет к тому, что вывезенные капиталы смогут более активно и плодотворно работать для российского общества. "В основном вывозом капитала за рубеж занимались не только криминальные группировки, но и крупные компании, которые делают 60% экспорта страны", - отметил он.

    Таможенные пошлины Реформа таможенного тарифа

    Новые ставки импортных таможенных пошлин были введены с 1 октября 2001г. на 400 товарных позиций сроком на 9 месяцев, сообщила пресс-служба Гостаможкомитета. Одновременно на этот же срок было продлено действие ставок ввозных таможенных пошлин, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000г ¦886, вступившим в силу с 1 января 2001г. Решение о продлении действия скорректированных ставок и изменении пошлин с 1 октября можно рассматривать как следующий этап реформы импортного таможенного тарифа.

    При разработке новых ставок тарифа целью ставилось способствовать более активному ввозу в Россию технологического оборудования. В частности, понижены ставки пошлин на целый ряд позиций технологического оборудования. Некоторые виды оборудования, в частности и такое, которое не производится в России, но которое необходимо для технологического перевооружения отечественных предприятий, облагалось пошлинами в размере 10-15%. Теперь они снижены соответственно до 5-10%. Кроме того, унифицированы ставки пошлин в разделе элементной базы (микросхемы, транзисторы, резисторы и др). Если до сих пор ставки на них колебались в достаточно широком диапазоне - от 5% до 20%, то теперь введена единая ставка в 10%.

    Эксперты ГТК полагают, что произведенное дальнейшее снижение и унификация таможенных пошлин при одновременном совершенствовании технологий таможенного контроля будет способствует сокращению числа нарушений таможенных правил, переходу все большего количества участников внешнеэкономической деятельности в легальную сферу, росту собираемости таможенных платежей, наращиванию экономического потенциала страны.

    Измененные ставки поделены на 2 части. В первой - более 1,5 тысяч тарифных позиций, пошлины на которые могут быть изменены без предварительного согласования с партнерами России по Таможенному союзу. Среди них, в частности, минеральная вода, вино, одежда, трикотаж, некоторые виды электрооборудования, микросхемы и другие позиции. Во второй части - более 2 тысяч товаров, окончательное изменение пошлин на которые не может быть осуществлено в одностороннем порядке. Среди них лекарства, обувь, керамические изделия, оружие, боеприпасы, военная техника, летательные аппараты, промышленное оборудование и еще ряд товарных позиций.

    Государственный таможенный комитет рассчитывает на значительный эффект от унификации и снижения ввозных пошлин с 1 октября, сообщается в пресс-релизе ГТК. Как отмечается в документе, снижение и унификация таможенных пошлин в совокупности с ужесточением таможенного контроля, выявлением и пресечением случаев нарушений таможенных правил уже в первом полугодии привели к увеличению таможенных сборов на почти $500 млн по сравнению с аналогичным периодом 2000 года.

    Таможенные пошлины на автомобили и оборудование

    Правительство может увеличить пошлины на ввоз подержанных иномарок физическими лицами. Как сообщили в Минэкономразвития, межведомственная рабочая группа выдвинула на рассмотрение комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике предложение об увеличении пошлин при ввозе автомобилей физическими лицами. Для иномарок с рабочим объемом двигателя не более 2500 куб. см. рабочая группа предложила ввести единую ставку таможенных платежей в размере 1,1 евро за 1 куб. см. рабочего объема двигателя при ввозе машин, со времени выпуска которых прошло от 3 до 7 лет, и 2 евро - при ввозе иномарок старше 7 лет. Согласно постановлению правительства от 10 июля 1999 года эта ставка для подержанных автомобилей с таким объемом двигателя составляет 0,85 евро за 1 куб. см. Для иномарок с рабочим объемом двигателя более 2500 куб. см рабочая группа предложила ввести единую ставку таможенных пошлин и налогов в размере 1,8 евро за 1 куб. см. рабочего двигателя при ввозе машин, со времени выпуска которых прошло от 3 до 7 лет, и 3 евро - при ввозе машин "старше" 7 лет. В настоящее время эта ставка составляет 1,4 евро. Что касается новых иномарок, со времени выпуска которых прошло не более 3 лет, то взимаемый при ввозе их физическими лицами совокупный таможенный платеж предполагалось оставить без изменений.

    В то же время рабочая группа не поддержала предложение по снижению пошлин на ввоз кузовов для промышленной сборки иномарок с 15% до 5% от их стоимости. Это может фатально сказаться на развитии сборочных автопроизводств в России, считают "Ведомости".

    В начале сентября был опубликован текст постановления Правительства РФ ¦638, в соответствии с которым неожиданно изменились таможенные пошлины на автомобили - пошлины на новые машины понизились, а на подержанные - выросли. В правительстве объяснили это компьютерным сбоем и заверили, что в реальности пошлины не изменятся.

    Россия с 1 октября 2001 года снизила пошлины на ввоз почти 400 товаров, относящихся к сфере технологического оборудования. По решению правительства России снижение пошлин распространяется, в частности, на технологические линии по производству детского питания, линии по окраске автомобилей, некоторые виды прессов и прокатных станов для тяжелой промышленности. Также снижаются пошлины на станки-качалки (используются в нефтяной промышленности), ряд токарных и фрезерных станков с числовым программным управлением, некоторые комплектующие для ядерных реакторов. Ранее эти товары облагались пошлинами в размере 10-15%. Теперь ввозные пошлины снижены соответственно до 5-10%.

    Экспортные пошлины

    Правительство в ближайшие месяцы намерено принять решение о снижении пошлин на все экспортные товары, кроме нефти и газа, в среднем на 20%. Об этом, выступая на заседании подкомитета по бюджету Госдумы, заявил первый заместитель министра финансов С.Игнатьев. "Хотим мы того или нет, но конъюнктура на мировых рынках по ряду товаров ухудшилась и необходимо принимать решение о снижении экспортных пошлин или их отмене на ряд товаров", - заявил С.Игнатьев. Он отметил, что в ближайшие месяцы можно ожидать такого решения, особенно по продукции черной и цветной металлургии, а также по древесине. "Сейчас в комиссии по защитным мерам во внешней торговле лежит уже целый ряд предложений по данному вопросу", - заявил С.Игнатьев. В то же время он подчеркнул, что сейчас трудно выделить какие-либо конкретные виды товаров и назвать конкретные цифры снижения экспортных пошлин. В первую очередь, по его словам, снижать или отменять пошлины будут на товары с высокой добавленной стоимостью.

    Планы отмены экспортных пошлин на отдельные товары начали обсуждаться в правительстве еще весной этого года. До сих пор чиновники принимали решения лишь по малозначимым товарам российского экспорта, не приносящим в бюджет почти никаких доходов. Однако на следующий год в Белом доме запланировали более существенную тарифную реформу: в проект бюджета-2002 включено упоминание о снижении пошлин и ожидаемом уменьшении доходов от экспортных платежей на 20%. Первый замминистра финансов Сергей Игнатьев даже сказал, что пошлины будут снижены на все товары, за исключением нефти и газа. В настоящее время Россия применяет экспортные пошлины примерно на 300 наименований товаров. Вывозные ставки действуют не только в отношении нефти и газа, но и на такие активно экспортируемые товары, как черные и цветные металлы и сплавы, драгметаллы, химические товары, продукция деревообрабатывающего комплекса. В то же время часть взимаемых экспортных пошлин носит регулятивный характер и применяется для ограничения вывоза продукции. Запретительные ставки пошлин, в частности, установлены на кожсырье, семена подсолнечника, на лом черных и цветных металлов. Запретительные пошлины снижаться не будут.

    Глава департамента тарифной политики и мер защиты внутреннего рынка Минэкономразвития А.Кушнеренко сообщил, что на рабочей группе правительства по таможенно-тарифной политике были рассмотрены вопросы корректировки ставок экспортных пошлин на 15 видов товаров. В частности, было рекомендовано снять экспортные пошлины с березового баланса, снизить пошлины на отдельные виды лома черных металлов, снять пошлины с ряда товаров лесобумажного, химического и металлургического комплекса. Группой также детально был рассмотрен вопрос о переходе с 1 января 2002г. на новую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности, которая применяется международным сообществом.

    Экспортные пошлины при поставке товаров в страны Таможенного союза будут взиматься, если получателем товаров является нерезидент этих стран, сообщил глава департамента тарифной политики и мер защиты внутреннего рынка Минэкономразвития А.Кушнеренко. На заседании рабочей группы Комиссии правительства по таможенно-тарифной политике и защитным мерам во внешней торговле одобрен проект постановления, предусматривающий эту меру. Это делается в целях перекрытия возможности ухода от уплаты экспортных пошлин, так как в настоящее время экспортные пошлины при ввозе товаров в страны таможенного союза не взимаются.

    По мнению газеты "Ведомости", это решение - единственно возможная попытка, не нарушая соглашений о Таможенном союзе, перекрыть канал беспошлинного вывоза сырья и облагаемых экспортными пошлинами товаров через страны СНГ. Однако она вряд ли будет эффективной, считает газета. Например, "белорусское руководство раздает квоты на экспорт, в рамках которых пошлина вообще не платится".

    Прочее

    Правительство постановлением от 23 августа N622 о частичном изменении таможенного тарифа установило с 1 января 2002г. ставку импортной таможенной пошлины на сахар-сырец в размере 40% от таможенной стоимости, но не менее 0,12 евро/кг, и ставку импортной таможенной пошлины на сахар белый в размере 40% от таможенной стоимости, но не менее 0,14 евро/кг. Об этом сообщил департамент правительственной информации. Тем же документом установлено, что в 2002г. в отношении сахара-сырца, происходящего из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ, предоставляется тарифная преференция в виде тарифной квоты на ввоз на территорию РФ 3,65 млн. тонн сахара-сырца. Ставка ввозной таможенной пошлины на сахар-сырец, ввозимый в рамках тарифной квоты, устанавливается в размере 5% от таможенной стоимости, но не менее 0,015 евро/кг. Установлено, что тарифная квота распределяется путем ее аукционной продажи на товарных биржах. На период с 1 июля по 31 декабря 2002г. утверждены сезонные пошлины на сахар-сырец в размере 50% от таможенной стоимости, но не менее 0,15 евро/кг, и на сахар белый в размере 50% от таможенной стоимости, но не менее 0,18 евро/кг.

    Таможенное оформление Контроль за импортными товарами в торговой сети

    ГТК решил внести некоторые изменение в не совсем законную практику проверок как розничной торговли, так и оптовых компаний на предмет правильности растаможивания продаваемых товаров. Законность таких проверок подвергалась сомнению на основе того, что торговцы не являются импортерами и, как добросовестные приобретатели, не могут отвечать за нарушения, допущенные импортерами и таможенными органами.

    ГТК разработал положение о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств в свободное обращение, сообщает пресс-служба ГТК. Приказ ГТК ¦672 "Об утверждении Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств" вступил в силу с 26 сентября.

    Как отмечают в ГТК, положения этого приказа регламентируют взаимоотношения таможенников и предпринимателей в ходе проверок, осуществляемых уже после выпуска товаров и транспортных средств в свободное обращение. Статьей 193 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенным органам дано право проводить контроль в любое время, если есть основания полагать, что имело место правонарушение. На практике это означает, что таможенники могут проводить проверки в отношении товаров (в том числе иностранного производства), находящихся в обороте на внутреннем рынке Российской Федерации, например, реализуемых в магазинах или на рынке.

    В приказе определен перечень лиц, имеющих право принимать решение о проведении таможенного контроля после выпуска, приведены документы, которыми подтверждаются полномочия сотрудников таможенных органов на его проведение, и документы, которыми оформляется процедура и результаты его проведения. Установлена продолжительность проведения такого контроля. Его срок гораздо короче срока проведения выездной налоговой проверки и ограничен десятью днями. Однако в этот срок не включаются периоды между истребованием и представлением необходимых для проверки документов.

    Таможенные склады

    Приказ ГТК N720 "Об утверждении Положения о таможенном режиме таможенного склада" был опубликован 12 сентября в "Российской газете" и вступил в силу 13 октября. Об этом сообщила пресс-служба ГТК. В новом положении четко определены процедуры рассмотрения заявления на учреждение таможенного склада и выдачи соответствующей лицензии с учетом оценки финансового состояния лица, претендующего на ее получение. Детально прописан порядок таможенного оформления товаров при их помещении под таможенный режим и выпуске с таможенного склада. Определен порядок хранения товаров на таможенном складе с введением новых форм учета и отчетности.

    Специфика нового положения состоит в том, что оно предусматривает возможность применения более гибких процедур таможенного оформления. Теперь, в частности, становится возможной передача прав пользования, владения или распоряжения в отношении товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада. Это позволит участникам внешнеэкономической деятельности наиболее эффективно использовать этот таможенный режим. Кроме того, сокращен перечень товаров, помещение которых под таможенный режим таможенного склада запрещено, при этом установлен перечень товаров, хранение которых возможно только на таможенных складах закрытого типа.

    Положение устанавливает новые требования к обеспечению уплаты таможенных платежей при учреждении таможенного склада и, прежде всего, к сумме обеспечения, которая будет определяться исходя из объемов площадей или помещений, заявляемых в качестве таможенного склада. При этом предусмотрена возможность обеспечения уплаты таможенных платежей в любом виде, установленном таможенным законодательством РФ, включая возможность использования различных видов обеспечения одновременно. Для таможенных складов закрытого типа предусмотрена возможность корректировки суммы обеспечения в зависимости от количества товара, находящегося на хранении.

    Оформление автомобилей

    Недавно вышедший приказ ГТК ¦834 определил единственное место оформления ввозимых в столичный регион автомобилей, мотоциклов, шин и прочих автотоваров. Этим местом стал таможенный склад "Автомобильный", владельцем которого является сам ГТК. Сильнее всего нововведение ударит по импортерам шин. Таможня неоднократно пыталась выйти на рынок так называемых околотаможенных услуг и на равных конкурировать с частниками. Однако импортеры предпочитали не работать с ведомственными предприятиями - независимые брокеры и владельцы складов работали эффективнее. И таможня решила не оставлять "подопечным" выбора. Расценки на услуги склада "Автомобильный" в несколько раз выше среднерыночных. По данным газеты "Ведомости", за хранение автомобиля с объемом двигателя до 4 л на "Автомобильном" будут брать $3 в сутки, $350 потребуют за услуги таможенного брокера и $150-за погрузочно-разгрузочные работы. "Это почти в восемь раз больше, чем мы тратим сейчас", - сообщил один из топ-менеджеров дилерской компании "Панавто" А.Павлович. Кроме того, площади склада "Автомобильный" - 3,5 га - на всех импортеров не хватит, а значит, неизбежны очереди.

    Таможенная карта

    Вступивший в силу приказ ГТК N757 "О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей" утверждает технологию расчетов по таможенным платежам с применением таможенных карт и предписывает осуществить в течение 2001 года экспериментальное внедрение системы "Таможенная карта". "Таможенная карта" - это единая общероссийская специализированная электронная платежная система с использованием расчетно-идентификационных микропроцессорных карт. Она действует круглосуточно и позволяет проводить моментальную оплату таможенных пошлин и сборов непосредственно в момент оформления грузов на таможне, вносить залоговые платежи, а при необходимости платить штрафы и пени.

    Экономический эффект от введения практики осуществления таможенных платежей через пластиковые карты может составить $1,5-2 млрд. в год, сообщается в пресс-релизе компании "Таможенная карта". В нем говорится, что эта экономия может быть достигнута только за счет уменьшения на 60-70% случаев недостоверного декларирования таможенных грузов. Кроме того, увеличение скорости расчетов позволит участникам внешнеэкономической деятельности высвободить до $1 млрд. оборотных средств. В пресс-релизе также отмечается, что участниками проекта "Таможенная карта" стали более ста крупных российских компаний, а специализированными терминалами по приему таможенных карт уже оборудованы таможни в Ростове, Нижнем Новгороде, Подмосковье и Москве.

    Внешнеэкономическое регулирование в сфере ТЭК

    Таможенные органы с 23 сентября начали взимать вывозную пошлину в размере 23,4 евро за тонну при экспорте российской сырой нефти за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе, сообщил источник в Гостаможкомитете. С 6 июля 2001г. экспортная пошлина на нефть составляла 30,5 евро за тонну. Изменение размера пошлины связано со снижением цены на российскую нефть на мировом рынке в течение июля-августа 2001г. В этом случае в соответствии со шкалой установления экспортных пошлин на нефть в зависимости от цен на мировом рынке, размер пошлины должен быть уменьшен.

    Министерство энергетики направило в правительство проект постановления о повышении экспортной пошлины на мазут с 20 до 32 евро за тонну и одновременном снижении пошлин на дизтопливо с 39 до 32 евро за тонну. Об этом сообщил журналистам глава министерства И.Юсуфов по итогам селекторного совещания по подготовке к зиме. Министр не исключил введения балансовых заданий на поставки мазута на внутренний рынок в случае, если нефтяные компании не смогут выполнить запланированный правительством объем поставок этого вида топлива.

    "Мы сторонники экономических мер воздействия на рынок со стороны государства и пошли по пути тарифного регулирования. Мы предлагаем поднять экспортную пошлину на мазут до 32 евро за тонну, так что эффективность экспорта мазута будет отрицательной. В качестве компенсации потерь нефтяников мы предлагаем снизить пошлины на дизельное топливо с 39 до 32 евро", сказал И.Юсуфов в интервью газете "Время новостей". Минэнерго не считает нужным вводить балансовые задания на поставки мазута, а будет регулировать рынок тарифными мерами. Министр считает достаточным количество подготовленного к зиме дизтоплива, поэтому нефтяные компании могут его экспортировать без ограничений, а также экспортировать бензин и самолетное топливо. Однако, "в случае очень холодной зимы, когда потребуются большие объемы мазута, мы пойдем на все необходимые меры, чтобы обеспечить внутренний рынок, а если будет нужно - рассмотрим необходимость введения балансовых заданий", сказал И.Юсуфов.

    Совет директоров РАО "ЕЭС России" постановил обратиться в правительство с предложениями о введении сезонных экспортных пошлин на мазут и балансовых заданий для нефтяных компаний с целью обеспечения стабильности цен и поставок на внутреннем рынке в период осенне-зимнего максимума.

    Ставка экспортной пошлины на газ может быть в ближайшее время снижена до 5%, заявил первый заместитель министра финансов С.Игнатьев. По его словам, вопрос о снижения ставки уже прорабатывался между заинтересованными ведомствами. С 1 июля экспортная пошлина на природный газ составляла 10% от таможенной стоимости, но не менее 5 евро за тыс куб м.

    "Экспортный" НДС

    Минфин считает возможным увеличить срок возврата "экспортного" НДС с 3 до 6 месяцев. Об этом на парламентских слушаниях, посвященным проблемам налогообложения, заявил первый заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов. "Необходимо дать возможность налоговым органам проводить более тщательные проверки документов, которые вызывают сомнения", - заявил С.Шаталов. Он также отметил, что необходимо создать единую информационную базу данных при Министерстве по налогам и сборам для учета всех фактов предоставления фальсифицированных документов при возврате НДС. Кроме того, первый замминистра заявил, что необходимо ужесточить ответственность за предоставление подобных документов.

    Ограничить круг экспортеров, которым государство должно возмещать налог на добавленную стоимость (НДС), предложил руководитель московского налогового Управления Г.Горбунов. "Государство должно возмещать НДС только тем организациям, которые сами произвоят и экспортируют продукцию", - заявил он. По мнению Горбунова, такой подход к предоставлению налоговых льгот будет стимулировать производителей самостоятельно экспортировать свою продукцию, отказавшись от услуг посреднических фирм. Всем остальным категориям экспортеров можно предоставить право относить платежи по НДС на себестоимость реализации продукции. Глава столичного налогового Управления пояснил, что для реализации таких мер необходимо внести изменения в налоговое законодательство.

    Экспортеры получили возмещение налога на добавленную стоимость в первом полугодии 2001г. в размере 95,1 млрд. руб. или 31,8% от поступлений по этому налогу. Об этом говорится в материалах Министерства финансов. При этом отмечено, что такой значительный объем возмещений НДС вызван двумя основными причинами. Среди них недовозмещение названного налога в прошедшем году, когда объем признанных, но не возмещенных сумм НДС по данным МНС России составил 26,4 млрд руб на 1 января 2001г. (исполнение бюджета по поступлению НДС в 2000г. составил 101,7%, а по возмещению только 92,5%). Кроме того, на увеличение объемов возмещения НДС к экспортерам также повлияло увеличение объемов экспорта на 4% в первом полугодии текущего года по отношению к аналогичному периоду прошлого года и на 25% к прогнозу на первое полугодие текущего года.

    Правительство постановлением от 21 августа ¦602 утвердило порядок определения налоговой базы при исчислении налога на добавленную стоимость по авансовым или иным платежам, полученным организациями-экспортерами в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по нулевой налоговой ставке, длительность производственного цикла изготовления которых превышает 6 месяцев. Утвержден также перечень товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев. Об этом сообщил департамент правительственной информации. Согласно постановлению, авансовые или иные платежи, полученные организациями-экспортерами в счет предстоящих поставок на экспорт товаров, не включаются в налоговую базу по НДС только после документального подтверждения организациями-экспортерами их поступления. Организация-экспортер в целях подтверждения получения авансовых или иных платежей представляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией за соответствующий налоговый период следующие документы:

    контракт организации-экспортера с иностранным лицом, предусматривающий внесение авансовых или иных платежей, или выписку из контракта, содержащую информацию, необходимую для налогового контроля;

    контракт организации-комиссионера или поверенного с иностранным лицом и договор комиссии или договор поручения с организацией-комиссионером или поверенным - в случае поставок на экспорт товаров по договору комиссии или договору поручения;

    выписку банка, подтверждающую поступление на счет экспортера в российском банке авансовых или иных платежей от иностранного лица в счет предстоящих поставок на экспорт товаров;

    выписку банка, подтверждающую поступление на счет организации-комиссионера или поверенного в российском банке авансовых или иных платежей от иностранного лица в счет предстоящих поставок на экспорт товаров, и выписку банка, подтверждающую перечисление авансовых или иных платежей со счета организации-комиссионера или поверенного на счет организации-экспортера в российском банке, - в случае поставок на экспорт товаров по договору комиссии или договору поручения;

    документ, подтверждающий длительность производственного цикла изготовления реализуемых на экспорт товаров, выданный Минэкономразвития по согласованию с Минпромнауки (выдается в 2-недельный срок со дня обращения организации-экспортера).

    Регулирование предпринимательской деятельности

    В следующем году часть российских малых предприятий уйдет в тень. Такой прогноз сделал начальник управления налогообложения малого бизнеса Министерства по налогам и сборам А.Мельниченко. Виной тому станет отмена с 1 января 2002 года льгот по налогу на прибыль для малых предприятий. По данным МНС, доля налоговых поступлений от малого бизнеса в консолидированный бюджет России сейчас не превышает 10%, тогда как в Европе этот показатель составляет более 50%. При этом на 1000 человек в развитых странах приходится по 45-50 малых предприятий, а в России только 5-7. По мнению А.Мельниченко, одна из основных причин сложившейся ситуации - несовершенство российского налогового законодательства. Он прогнозирует, что в ближайшее время никаких улучшений ждать не приходится. Наоборот, в 2002 году положение малых предприятий в России еще ухудшится. Сейчас малые предприятия, производящие сельхозпродукцию, стройматериалы, товары народного потребления и некоторые другие виды продукции, в первые два года своей работы освобождаются от налога на прибыль. С 1 января 2002 года все льготы по налогу на прибыль, в том числе и для малых предприятий, отменяются. Правда, ставка налога при этом снижается с 35% до 24%. Однако для малых предприятий это слабое утешение.

    ГТК решил внести некоторые изменение в не совсем законную практику проверок как розничной торговли, так и оптовых компаний на предмет правильности растаможивания продаваемых товаров. Законность таких проверок подвергалась сомнению на основе того, что торговцы не являются импортерами и, как добросовестные приобретатели, не могут отвечать за нарушения, допущенные импортерами и таможенными органами.

    ГТК разработал положение о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств в свободное обращение, сообщает пресс-служба ГТК. Приказ ГТК ¦672 "Об утверждении Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств" вступил в силу с 26 сентября.

    Как отмечают в ГТК, положения этого приказа регламентируют взаимоотношения таможенников и предпринимателей в ходе проверок, осуществляемых уже после выпуска товаров и транспортных средств в свободное обращение. Статьей 193 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенным органам дано право проводить контроль в любое время, если есть основания полагать, что имело место правонарушение. На практике это означает, что таможенники могут проводить проверки в отношении товаров (в том числе иностранного производства), находящихся в обороте на внутреннем рынке Российской Федерации, например, реализуемых в магазинах или на рынке.

    В приказе определен перечень лиц, имеющих право принимать решение о проведении таможенного контроля после выпуска, приведены документы, которыми подтверждаются полномочия сотрудников таможенных органов на его проведение, и документы, которыми оформляется процедура и результаты его проведения. Установлена продолжительность проведения такого контроля. Его срок гораздо короче срока проведения выездной налоговой проверки и ограничен десятью днями. Однако в этот срок не включаются периоды между истребованием и представлением необходимых для проверки документов.

    Земельные отношения

    Государственная Дума вопреки отчаянному сопротивлению коммунистов и аграриев приняла в третьем, окончательном чтении Земельный кодекс РФ. За его принятие проголосовало 257 депутатов при необходимом минимуме 226 голосов. Земельный кодекс регулирует в основном оборот городских и промышленных земель.

    Российские земли в кодексе подразделяются на семь категорий: земли сельхозназначения; земли поселений; земли промышленности и т.п.; земли особо охраняемых объектов; земли лесного фонда; водного фонда; земли запаса. Земельный кодекс регулирует только оборот земель поселений и промышленности (около 2% от всего фонда). Перевод земель из одной категории в другую производится правительством или местными властями в зависимости от принадлежности земель. Но порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. При этом есть отдельная запись о землях, находящихся в частной собственности. Земли сельхозназначения переводятся в другую категорию органом исполнительной власти субъекта Федерации, а земли иного целевого назначения - органом местного самоуправления.

    Земельный кодекс вводит ряд прогрессивных новаций. Декларируется единство объекта недвижимости (т.е. здания и участка под ним), права бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения переоформляются в собственность. Однако принятый текст далек от совершенства. Так, сохраняется административное перераспределение участков - путем изъятия для неопределенных "государственных и муниципальных нужд" у одних владельцев и предоставления другим. Административно ограничиваются права землевладельцев по использованию участков, причем без какого-либо возмещения. Узаконивается произвол при кадастровой оценке для налогообложения.

    Особое внимание привлекают два момента. Во-первых, законом дискриминированы все собственники строений, предприятий, которые не успели выкупить свой участок. Право давать или не давать такой участок в собственность даровано чиновнику: администрация принимает решение "о предоставлении земельного участка в собственность... либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора". Это означает, что судьба каждого строения - а значит, и бизнеса - по-прежнему будет находиться в руках чиновника. Договоры муниципальной аренды участков фактически стали новым, не предусмотренным законами налогом, который устанавливается администрацией индивидуально с каждым землепользователем - на основе договора, который имеет все признаки кабальной сделки. И это феодальное землепользование кодекс к тому же закрепляет непомерной ценой выкупа участков под строениями (до 30 ставок земельного налога).

    Второе. Совсем недавно законодатели ввели в действие главу 17 ГК РФ, где подтверждена возможность оборота земельных участков. И вдруг в главе 17 - но уже нового Земельного кодекса - возможность оборота участков ставится под сомнение. В самом конце текста вдруг выясняется, что многократно поминаемая по тексту "охрана земель" есть административное изъятие их из оборота, т.е. "охрана" от граждан. К охраняемым территориям отнесены земли, "изъятые постановлениями органов власти федеральных субъектов или решениями местных органов власти полностью или частично из хозяйственного использования гражданского оборота". Иначе говоря, чиновник может своим решением прекратить гражданский оборот любого участка, а значит, всего объекта недвижимости - достаточно объявить его какой-нибудь особо охраняемой территорией научного, историко-культурного, эстетического (!) или иного (!!) значения.

    Представители правительства и президента, убеждая депутатов принять проект, дали гарантии, что сразу после подписания президентом нового кодекса они готовы рассмотреть пакет поправок к нему. По словам депутата от фракции "Яблоко" С.Митрохина, Г.Греф и А.Котенков обещали поддержать изменения новорожденного закона в части обеспечения в сфере "земельных отношений" принципов прозрачности, публичности, контроля и ясности.

    Спикер Совета Федерации Егор Строев не доволен Земельным кодексом, одобренным Госдумой и переданным на рассмотрение в верхнюю палату парламента. По его мнению, кодекс принимали "те, кто к земле никакого отношения не имеет". Е.Строев заявил, что Совет Федерации отклонит на заседании Земельный кодекс и предложит создать согласительную комиссию для его доработки.

    Правительство распоряжением от 22 августа ¦1119-р утвердило план подготовки проектов постановлений, необходимых для реализации федерального закона "О землеустройстве". Об этом сообщил департамент правительственной информации. В соответствии с планом, в декабре 2001г. в правительство РФ должны быть представлены проекты постановлений о порядке осуществления государственной экспертизы землеустроительной документации и о порядке осуществления контроля за проведением землеустройства. На февраль 2002г. запланировано внесение в правительство проекта постановления о порядке согласования и утверждения землеустроительной документации, а также создания, ведения и использования государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства. К марту 2002г. намечено подготовить проект постановления о порядке проведения территориального землеустройства.

    Агропромышленная депутатская группа подготовила свой вариант проекта закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Об этом заявил руководитель агропромышленной депутатской группы Н.Харитонов. В соответствии с законопроектом, большая доля полномочий в части оборота и залога земель сельскохозяйственного назначения остается за государством в лице национального земельного банка. Депутат дал понять, что данный законопроект будет являться альтернативным к тому варианту, который должно подготовить и внести в Госдуму правительство.

    Губернатор Самарской области К.Титов считает, что введение в оборот сельхозугодий необходимо, но решение о купле-продаже должны принимать регионы. "У нас уже введен такой порядок. У нас и закон об обороте сельхозземель давно уже принят. И от этого никто не страдает. Так же, как в Саратове и в Татарстане, где тоже разрешена купля- продажа сельхозземель", - заявил он.

    Регулирование в сфере телекоммуникаций

    Коллегия Министерства по связи и информатизации в целом одобрила законопроект "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О связи". Как говорится в сообщении Минсвязи, предполагается, что данный законопроект будет передан в правительство РФ в 3-м квартале 2001г. и в 4-м квартале 2001г. внесен в Государственную Думу РФ. В ближайшее время законопроект будет доработан с учетом высказанных на заседании замечаний и согласован с заинтересованными ведомствами. В Минсвязи отказались сообщить о замечаниях к настоящей редакции законопроекта. При этом в официальном сообщении Минсвязи не исключается возникновения принципиальных разногласий и предусмотрено вынесение таких споров на рассмотрение межведомственной рабочей группы.

    Как говорится в сообщении Минсвязи, в сегодняшней редакции законопроекта, получившего положительное заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, предусмотрено развитие гарантированного права граждан РФ на доступ к сети связи общего пользования и получение минимального набора услуг связи по доступной цене с заданным качеством (универсальное обслуживание), а также нормы, устанавливающие механизм реализации такого права. Кроме этого, "в законопроекте отражено совершенствование механизма лицензирования и сертификации в сфере телекоммуникаций, особенно в части упрощения доступа к началу деятельности в области связи для малого и среднего бизнеса, где не задействуется ограниченный частотный ресурс государства".

    Среди кардинальных нововведений законопроекта - создание Фонда универсального обслуживания, организации, аккумулирующей 3 процента выручки всех действующих операторов связи. На эти деньги предлагается развивать не самые доходные, но востребованные населением услуги связи.

    Минсвязи рассчитывает на поддержку депутатов Госдумы РФ при решении вопроса о выделении бюджетных средств в 2002 году на реализацию федеральной целевой программы "Электронная Россия". Об этом заявил министр по связи и информатизации Леонид Рейман. Он напомнил, что проект федеральной целевой программы "Электронная Россия" в целом одобрен на заседании правительства. В настоящее время он дорабатывается и в него вносятся "последние штрихи", сказал Л.Рейман. Вместе с тем одним из основных вопросов, который пока не решен, является вопрос о финансировании этой программы, сообщил он. Проектом программы на 2002 год предусмотрено выделение из бюджета 780 млн. рублей.

    По словам Л.Реймана, в числе приоритетных законопроектов, при обсуждении и принятии которых Минсвязи рассчитывает на поддержку Госдумы, находятся законопроект об электронной цифровой подписи, законопроект о внесении изменений и дополнений в закон "О связи", а также законопроект об информатизации и защите информации, который в настоящее время находится в правительстве РФ и в ближайшее время будет передан в Госдуму.

    Естественные монополии Единый тарифный орган

    Единый тарифный орган, созданный на базе Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) России, будет регулировать все тарифы на услуги естественных монополий, за исключением тарифов на услуги связи, сообщил министр экономического развития и торговли РФ Г.Греф. По словам Г.Грефа, для полноценной деятельности ФЭК с новыми полномочиями необходимо принять 6 новых законопроектов. По его словам, проекты необходимых документов уже подготовлены в правительстве РФ и будут скоро рассмотрены.

    В.Путин подписал Указ "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 29 ноября 1995г. N1194 "О Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации". Как сообщили в пресс-службе главы государства, указ "оформляет решение о концентрации функций тарифного регулирования в едином органе". В документе, в частности, говорится:

    "В целях обеспечения единой государственной политики в области ценообразования и государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий постановляю:

    1. Изложить пункт 2 Указа президента Российской Федерации от 29 ноября 1995 г. N1194 "О Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации" в следующей редакции:

    "2. Установить, что Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

    • государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации";

    • регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" (за исключением субъектов естественных монополий в сфере услуг общедоступной электрической и почтовой связи);

    • государственного регулирования цен (тарифов) на отдельные, не отнесенные к сферам естественных монополий, виды товаров (работ, услуг), подлежащих регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации".


    Федеральная энергетическая комиссия России готовит проект постановления правительства РФ о передаче комиссии как новому единому тарифному органу дополнительных функций по регулированию стоимости ядерного топлива для атомных электростанций, сжиженного газа для населения, попутного нефтяного газа, а также разгрузочных и погрузочных работ на железнодорожном транспорте. Об этом заявил председатель ФЭК России Г.Кутовой. Кроме того, новая структура намерена контролировать не только федеральные, но и тарифы региональных естественных монополий. Г.Кутовой сказал, что во исполнение указа президента РФ Владимира Путина о создании в стране единого тарифного органа ФЭК России готовит три проекта правительственных постановлений, разработка которых может быть завершена в течение ближайших двух месяцев.

    Первый проект постановления правительства определяет перечень дополнительных функций, которые ФЭК России должен взять на себя по регулированию цен и тарифов товаров и услуг, которые реализуются и оказываются не естественными монополиями, но подлежат регулированию государством. Второй проект правительственного постановления касается предоставления ФЭКу России полномочий по регулированию цен и тарифов как федеральному органу исполнительной власти. В третьем проекте постановления правительство РФ, по словам Г.Кутового, должно определить вопросы компетенции ФЭКа, его статус, юридический адрес, структуру, уровень зарплаты и количественный персонал.

    РАО ЕЭС

    Важным событием в сфере реформирования электроэнергетики стало правительственное совещание, посвященное созданию администратора торговой системы (АТС). На нем был достигнут компромисс, предусматривающий, что участие РАО ЕЭС в наблюдательном совете АТС составит 50%, причем со временем оно уменьшится. При этом решения будут приниматься двумя третями голосов, а представитель государства будет иметь право вето. Этот компромисс свидетельствует о дальнейшем ослаблении позиций РАО ЕЭС, т.к. для проведения реформ требуются активные действия, которые могут быть заблокированы одной третью голосов в наблюдательном совете АТС. Сохранение статус-кво отвечает интересам противников реформ.

    Председатель правления РАО "ЕЭС России" А.Чубайс считает результаты совещания по вопросам создания администратора торговой системы, проведенного заместителем председателя правительства России В.Христенко, серьезным шагом на пути реформирования электроэнергетики. А.Чубайс отметил: "Было решено, что в целом весь рынок электроэнергетики как регулируемый, так и конкурентный секторы, должен работать под единым управлением АТС. Было принято наше предложение, что представительство РАО "ЕЭС России" в наблюдательном совете АТС должно составлять 50%, причем РАО будет иметь равные доли голосов как в секторе поставщиков, так и покупателей". Чубайс сообщил, что РАО предложило, чтобы "такой уровень представительства сохранялся до 31 декабря 2002 года, после чего наша доля будет уменьшаться, если такое решение будет принято Советом директоров Общества". "Государство, наш главный акционер, имеющий большинство в Совете директоров, с этим согласилось", - подчеркнул председатель правления. Было также принято наше предложение, отметил Чубайс, чтобы все собственники пакетов акций ЗАО "ЦДР ФОРЭМ", - и РАО "ЕЭС России", и концерн "Росэнергоатом", - передали их в АТС. Такое решение позволит обеспечить плавный переход к конкурентному рынку.

    Вице-премьер Виктор Христенко сообщил, что за октябрь правительство планирует подготовить решения по организации АТС, а затем пакет документов, необходимых для реального функционирования новой биржи. На 50% АТС будет состоять из представителей поставщиков, на 50% - из потребителей электроэнергии, сообщил В.Христенко. Вице-премьер подчеркнул, что доля аффилированных структур РАО ЕЭС в наблюдательном совете АТС не должна превышать 50%. Вице-премьер сообщил, что АТС будет создана в виде организации некоммерческого партнерства. По его словам, решения в этой организации будут приниматься 2/3 голосов. Существующий ныне рынок электроэнергии ФОРЭМ войдет в структуру новой торговой системы. "Двух параллельных систем не будет", - подчеркнул вице- премьер. В состав наблюдательного совета АТС войдут Федеральная сетевая компания, созданная в рамках реформирования РАО "ЕЭС", а также системный оператор рынка (сейчас это Центральное диспетчерское управление). До 31 декабря 2002 года должна быть полностью сформирована структура АТС, связанная с участием в ней аффилированных структур, сообщил вице- премьер. После этого срока в управление в АТС будут внесены коррективы, связанные со снижением доли аффилированных структур с 50% до 25%.

    Ранее была зафиксирована особая позиция РАО "ЕЭС России" по принципам создания администратора торговой системы (АТС) оптового рынка электроэнергии. Член правления РАО "ЕЭС России", представитель оргкомитета по созданию АТС В.Дорофеев сообщил, что некоторые участники оргкомитета подходят не совсем корректно к вопросу создания АТС, стараясь предельно снизить влияние энергохолдинга. Так, в частности, часть членов оргкомитета не согласны с положением о том, что в переходный период реформ в электроэнергетике РАО "ЕЭС" как структура, ответственная за проведение реформ в отрасли, хочет иметь 50% голосов в наблюдательном совете. "Но, 50% это не 80%, речь идет не о доминировании, а о паритете", - отметил В.Дорофеев. По его словам, еще одним спорным моментом является нежелание ряда членов оргкомитета включать в наблюдательный совет представителей Федеральной сетевой компании и системного оператора, что, как считают в РАО, является неприемлемым, так как эти структуры также являются участниками оптового рынка. Как отметил В.Дорофеев, "председатель оргкомитета А.Лившиц подписал протокол заседания оргкомитета и направит его на имя Виктора Христенко".

    Госдума приняла обращение к президенту РФ, призвав его "разобраться" в деятельности РАО "ЕЭС России". Выразив в документе "особое беспокойство" ходом подготовки к осенне-зимнему периоду, депутаты резко осудили практику отключения потребителей от энергоснабжения. В обращении к президенту отмечаются также "негативные тенденции в деятельности руководства ЕЭС", в частности, "укрепление тенденции волевого разрешения проблем", "конфронтационность в отношениях с органами государственной власти субъектов РФ, менеджментом других отраслей страны, предприятий и организаций, с общественностью".

    Газпром

    Судя по всему, "Газпром" не будет разделен на добывающую и транспортную части. Поэтому вопрос о том, будет ли обеспечен справедливый "доступ к трубе" и появятся ли независимые производители газа, остается открытым.

    Новая структура российского газового монополиста ОАО "Газпром" будет проработана в течение ближайшего года, сообщил журналистам глава министерства экономического развития и торговли РФ Г.Греф. По его словам, "быстрее это сделать вряд ли получится, хотя, конечно, хотелось бы". По словам министра, "инвестиционная привлекательность "Газпрома" очевидна". Основной целью либерализации рынка акций "Газпрома" и преобразования компании является повышение прозрачности компании, считает Г.Греф. По мнению министра, многие проблемы в преобразовании "Газпрома" "связаны с тарифной политикой, проводимой федеральным правительством".

    Эксперты Министерства экономического развития и торговли и ОАО "Газпром" выступают за сохранение ключевой функции Центрального производственно-диспетчерского управления (ЦПДУ) в рамках ОАО "Газпром" в качестве регулятора газовых потоков при условии обязательного исполнения его распоряжений на всех объектах единой системы газоснабжения (ЕСГ). Это позволит сохранить непрерывный диспетчерский контроль и высокую степень надежности газоснабжения потребителей. Как сообщила пресс-служба ОАО "Газпром", это было отмечено на состоявшейся в центральном офисе "Газпрома" очередной рабочей встрече представителей "Газпрома" с руководством Минэкономразвития, посвященной перспективам развития газовой отрасли. Как отметили участники совещания, практика показала, что работа ЦПДУ в системе "Газпрома" является наиболее оптимальной, так как позволяет четко и оперативно управлять работой ЕСГ, обеспечивать надежность и безопасность газоснабжения потребителей на всей территории России и за рубежом.

    По мнению газеты "Ведомости", надежды инвесторов на то что смена предправления "Газпрома" ускорит реформы в газовой монополии, не оправдались. Хотя правительство и объявило о намерении разделить газовую монополию на добывающую и транспортную составляющие, глава "Газпрома" А.Миллер, как и его предшественник, противится радикальным переменам и хочет сохранить трубопроводную систему в составе компании. В Минэкономразвития была создана рабочая группа, которая уже до конца этого года должна подготовить концепцию реформы газовой отрасли.

    Ранний вариант этого документа, с которым удалось ознакомиться "Ведомостям", предполагает выделение из состава "Газпрома" специальной газотранспортной компании (ГТК). "Это позволит четко определить затраты на транспортировку газа. И на их основе установить справедливые тарифы, которые поставят "Газпром" и независимых производителей газа в равные коммерческие условия, - пояснил "Ведомостям" один из членов рабочей группы. - Кроме того, мы глубоко убеждены, что только так может быть реализована идея равного доступа производителей газа к трубе".

    Однако Алекей Миллер заявил журналистам, что единая система газоснабжения должна сохраниться в составе "Газпрома". "Только так мы сможем по-прежнему обеспечивать надежные поставки газа потребителям как в России, так и на экспорт, - пояснил "Ведомостям" представитель "Газпрома". - Не случайно неделимость единой системы газоснабжения, в которую входит и добыча, и транспорт, и продажа, предусмотрена нынешним российским законодательством". "Фактически компания предлагает ничего не менять - так расценил суть предложений "Газпрома" аналитик United Financial Group Д.Авдеев. "Чтобы создать реальный конкурентный рынок газа в России, необходимо отделить действительно монопольный вид деятельности, каким является транспортировка, от потенциально конкурентных добычи и сбыта". По мнению Авдеева, предложенные "Газпромом" меры способны только отдалить реформы в отрасли.

    Президент РФ В.Путин одобрил предложения рабочей группы по либерализации рынка акций ОАО "Газпром". Об этом сообщила газета "Ведомости" со ссылкой на завизированную В.Путиным пояснительную записку первого замруководителя администрации президента РФ Д.Медведева к материалам рабочей группы, а также проекты указа президента и постановления правительства, необходимых для проведения первого этапа либерализации.

    При реализации предложений, одобренных главой государства, сохранятся разделение рынка акций "Газпрома" на внутренний и внешний и 20-процентная квота на покупку акций иностранцами. Рабочая группа предложила провести либерализацию в 2 этапа. На первом этапе будет разрешено торговать акциями "Газпрома" на всех биржах, а не на 4-х, как сейчас. Учет прав на акции "Газпрома" смогут вести любые депозитарии, а не только 14 членов Депозитарно-расчетного союза (ДРС) - клиринговой организации Московской фондовой биржи. Иностранцы сохранят право владеть 20% акций "Газпрома", но включая ценные бумаги, купленные до 31 мая 1997г., когда ограничение для зарубежных инвесторов было установлено впервые. В настоящее время акции, приобретенные до 31 мая 1997г., не входят в состав 20-процентной квоты. В пояснительной записке упоминаются 4 варианта правил продажи акций, из которых группа не смогла выбрать единственно верный. В качестве одного из вариантов ФКЦБ предлагает организовать для нерезидентов специальные биржевые торги. Сам "Газпром" предпочитает спецаукционы, МАП России хотел бы продать иностранцам квоты на владение акциями "Газпрома" и организовать ограниченную торговлю акциями нерезидентов в рамках специально созданной биржи. РФФИ выступает за создание госкомпании - посредника, которая бы покупала акции "Газпрома" на внутреннем рынке и продавала иностранцам.