Адрес: https://polit.ru/article/2002/01/31/476989/


31 января 2002, 16:11

"Режим массового личного доверия" и анатомия экономического роста

В начале недели в Александр-хаусе состоялось очередное экспертно-политологическое заседание клуба "Гражданские дебаты", посвященное итогам 2001 года. Дискуссия, несмотря на некоторые содержательные выступления, выглядела, пожалуй, слабоструктурированной. Говорили об опасностях нового экономического этапа, о том, что исчерпаны факторы роста - девальвация и высокие цены на нефть. Глеб Павловский пытался направить разговор в более политическое русло, указав, что уже следующий политический год, который начнется в сентябре, будет годом парламентских выборов, а за ними стартуют и президентские. Сейчас в России сложился "режим массового личного доверия", говорит Павловский. "Режим личного управления - это не просто рейтинг, это целая система", основанная, в том числе, на фактической несостоятельности традиционных политических институций, подчеркивает политтехнолог. И потому элита, бизнесэлита в частности, должна понимать, с чем именно она имеет дело. "Харизма президента не распространяется на его советников и чиновников его администрации," - напирает Павловский.

В переводе с политтехнологического на русский это можно понять так, что тот контракт, который определенные слои элиты и бизнеса заключили с Владимирым Путиным на прошлых выборах, в известном смысле исчерпан. Этот контракт не имеет институционального политического выражения, как это бывает при стабильной демократии, а потому элита не должна и не может чувствовать себя защищенной в преддверии нового предвыборного цикла и вынуждена снова выяснять свои отношения с "режимом личного управления". Все эти рассуждения очевидно спроецированы на тот кризис, который наблюдается уже в течение нескольких месяцев в управленческом механизме Кремля и окружении Путина и о котором в "Полит.Ру" многократно писалось.

Впрочем, политическая линия разговора поддержана была слабо, несмотря на усилия ведущего акцентировать внимание на теме выборов. Экономическая дискуссия взяла верх. И финальной точкой ее стало выступление Андрея Илларионова, заранее заявленное советником как заключительное.

В этом выступлении, впоследствии любезно авторизованном и дополненном Андреем Илларионовым специально для "Полит.Ру", по сути сжато суммирована та логика экономической стратегии, которую советник отстаивает и пропагандирует все последние годы. Илларионов считает, что экономический рост в целом есть прямая функция от следующих параметров: сокращения расходов расширенного правительства и госрасходов в целом, сокращения доли нерыночного сектора экономики, т.е. того, где происходит нерыночное перераспределение ресурсов (в нашем случае это так называемые "естественные монополии"), а также поддержания конкурентного реального курса национальной валюты, для чего необходимо ставить барьеры притоку в страну экспортной выручки, которая искажает реальные пропорции экономики и, раздувая экспортно-сырьевой сектор, душит прочие.

Штука в том, что в целом с тезисами Илларионова в той или иной мере согласно большинство либеральных экономистов, в том числе околоправительственных, которые между тем с крайним раздражением реагируют на "доктрину Илларионова". Подход, который они исповедуют, напротив, подразумевает градуалистскую концепцию реформ и ставку на процедуры, так сказать, инфраструктурной настройки экономики. А указанные Илларионовым параметры принимаются ими, но скорее - в качестве рядовых из целого ряда переменных. Ключевым же расхождением является вопрос об инвестициях. С точки зрения Илларионова, инвестиции не являются механизмом структурного реформирования экономики. С точки зрения правительства - безусловно, являются. Илларионов утверждает, что инвестиции в нерентабельные производства не делают их рентабельными, и последовательность должна быть противоположной. Правительство, напротив, считает, что без таких инвестиций запустить неработающую экономику практически невозможно.