Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
13 декабря 2017, среда, 12:17
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

26 февраля 2002, 11:41

Не потеряет ли Россия своих Платонов и Невтонов?

Над темой номера работал Людмила Леденева


Борис Иогансон
Рабфак идет

1928

Российские студенты в зарубежных университетах - сколько их?

Либерализация миграционного законодательства в последнее десятилетие ХХ века дала российской молодежи возможность получать высшее образование и ученые степени в зарубежных университетах. Понятно, что невозвращение молодых людей после окончания учебы ведет к потере Россией части ее интеллектуального потенциала. Если же, окончив учебу, они возвращаются домой во всеоружии новых знаний, Россия оказывается в выигрыше.

А что происходит на самом деле? И прежде всего, каково число россиян, обучающихся за рубежом?

На фоне отсутствия достоверной российской статистики ориентирами могут служить зарубежные источники, в частности данные ЮНЕСКО о численности иностранных студентов в странах-реципиентах за отдельные учебные годы, а также материалы американской статистики.

В середине 1990-х годов совокупная численность студентов-россиян, проходящих курс полного или включенного (1-2 семестра) обучения в зарубежных вузах, составляла на начало учебного года примерно 13 тысяч человек (1). Выходцев из России удалось обнаружить в университетах 33 стран, но большинство из них - свыше 10 тысяч, или около 80% - обучались всего в 4 странах: США, Германии, Франции, Великобритании, а среди них выделяются США, которые в середине 1990-х годов аккумулировали по меньшей мере до 40% российских студентов-мигрантов (Табл. 1).

Таблица 1. Численность российских студентов за рубежом

Страна-реципиент На начало
учебного года
Человек
США 1995/96 5589
Германия 1995/96 3383
Франция* 1993/94 784
Великобритания 1995/96 497
Турция 1994/95 408
Кипр 1996/97 350
Польша 1995/96 290
Финляндия 1995/96 258
Китай 1993/94 214
Австрия 1995/96 188
Швейцария 1995/96 184
Канада 1993/94 179
Венгрия 1994/95 138
Япония 1994/95 122
Болгария 1996/97 80
Италия 1993/94 78
Швеция 1995/96 75
Бельгия 1994/95 65
Чехия 1994/95 57
Норвегия 1995/96 49
Египет 1995/96 47
Саудовская Аравия 1993/94 40
Румыния 1996/97 37
Иордания 1996/97 34
Дания 1995/96 26
Корея 1996/97 15
Словакия 1996/97 9
Австралия 1993 6
Новая Зеландия 1996 6
Югославия 1994/95 4
Куба 1996/97 3
Хорватия 1994/95 2
Сирия 1994/95 2

* Только государственные университеты

Источники:
1996 UNESCO Statistical Yearbooks. 3.14. Third level: foreign students by country of origin. UNESCO Publishing and Bernan Press, 1997, p. 410.
1997 UNESCO Statistical Yearbooks. 3.13. Education at the third level: number of foreign students enrolled. UNESCO Publishing and Bernan Press, 1998, p. 392.

Динамика численности студентов-россиян в США в 1990-е годы имела выраженную положительную тенденцию: 1993/94 учебный год - 1582 человек, 1995/96 - 5589 человек, 1998/99 - 6900 человек (Рис. 1).

Рисунок 1. Динамика численности российских студентов, обучающихся в США, 1990-е гг.

* Данные за 1996/97 и 1997/98 учебные годы отсутствуют.

Источники:
Institute of International Education-s 1998-99 OPEN DOORS (2000). An Overview of the Moscow Education Information Center, p. 2.
OPEN DOORS 1994/1995: Report on International Educational Exchange (1995). New York: Institute of International Education, p. 44.
1996 UNESCO Statistical Yearbooks (1997). 3.14. Third level: foreign students by country of origin. UNESCO Publishing and Bernan Press, p. 410.
1997 UNESCO Statistical Yearbooks (1998). 3.13. Education at the third level: number of foreign students enrolled. UNESCO Publishing and Bernan Press, p. 392.

Кто обучается за рубежом?

Если кое-какую информацию об общем числе обучающихся за рубежом россиян удалось найти, то получить более подробные данные о них можно только с помощью специальных исследований. В частности, такую информацию дало проведенное в 2000/2001 учебном году в рамках проекта "Российские студенты за рубежом: перспективы возвращения в Россию" (2) социологическое исследование профессионально-миграционного поведения студентов-россиян, обучающихся в зарубежных университетах по широкому спектру специальностей. В исследовании использована сравнительно новая для российских социологических проектов техника получения эмпирических данных путем опроса через интернет. По каналам интернета была сформирована выборка и разосланы анкеты по электронным адресам (3). Ответило 100 респондентов, обучающихся в университетах США и Европы. Поскольку выборка носила чисто целевой характер, жестких требований к ее объему и репрезентативности не предъявлялось. Проведенное исследование можно рассматривать как своего рода научную разведку социального явления.

Как показало исследование, женщины участвуют в международной учебной миграции не менее активно, чем мужчины (48% и 52% соответственно).

Возрастной диапазон составляет от 19 до 35 лет, при этом каждый второй студент имеет возраст 23-25 лет. Средний возраст россиян, обучающихся за рубежом, - 25 лет.

До выезда за границу 43% респондентов проживали в Москве и 16% - в Санкт-Петербурге; остальные - в областных, краевых и республиканских центрах (31%), и редко кто - в малых городах (6%) (Рисунок 2). Представлены практически все регионы России: Архангельск, Ярославль, Краснодар, Волгоград, Самара, Казань, Уфа, Новосибирск, Красноярск, Улан-Удэ, Магадан, Владивосток и др.

Рисунок 2. Место жительства в России до выезда за рубеж

Ведущий маршрут международной учебной миграции российской молодежи: Москва - университеты США (трое из четырех респондентов-москвичей учатся в США). Почти половина респондентов, обучающихся в американских университетах, - выходцы из Москвы. Выходцы из Санкт-Петербурга и областных/республиканских центров отдают предпочтение европейским университетам: таковыми являются трое из четырех респондентов, обучающихся в Европе.

По уровню образования, полученному в России, это представители молодежной элиты: каждый второй учебный мигрант имеет за спиной законченное высшее российское образование, каждый десятый окончил аспирантуру без защиты диссертации, а ряд лиц даже защитили кандидатскую диссертацию (рис. 3). Лишь один из четырех человек перед выездом из России не имел высшего образования, то есть являлся собственно студентом. Около 70% учебных мигрантов, исходя из российского понимания, уже можно с полным правом назвать молодыми учеными или специалистами.

Рисунок 3. Уровень образования, полученного в России

Где, на кого и на какие средства учатся за рубежом

Опросом были охвачены студенты, обучающиеся в университетах США (58%) и Европы (42%) - рис. 4. В сумме доля респондентов из США, Великобритании, Германии и Франции составила 84%.

Спектр специальностей, по которым россияне проходят обучение за рубежом, достаточно широк: физика, математика, компьютерные технологии, химия, биология, экология, экономика, история, социология, политология, право, филология, педагогика. Студенты естественно-технического профиля составили 28%, студенты общественно-гуманитарного профиля - 72%. Таким образом, подтвердилась уже ранее отмечаемая закономерность: в международной учебной миграции россиян больше задействованы представители общественно-гуманитарных специальностей, чем естественно-технических (4). Во многом это объясняется традиционно высоким качеством российского образования по естественным и техническим дисциплинам и несколько худшей ситуацией в области социально-политических и экономических специальностей. Представители естественно-технических областей знания чаще всего выезжают за рубеж не с учебными целями, а с целью трудовой деятельности на Западе.

Рисунок 4. Распределение респондентов по профилю и регионам обучения

Что касается целей учебы за рубежом (рис. 5), то среди опрошенных 8% обучались по программам подготовки бакалавров, 34% проходили последипломное обучение в магистратуре, 48% - в докторантуре, 3% находились на стажировке. Таким образом, преобладающей целью учебы россиян за рубежом является получение докторской степени Ph.D.

Рисунок 5. Цели учебы за рубежом

Цели учебы за рубежом в большой степени зависят от профиля и региона обучения. Наиболее амбициозны в отношении высших ступеней обучения, то есть получения степеней магистра и доктора, студенты, обучающиеся в США, а также студенты, обучающиеся по естественно-техническим дисциплинам.

Причины принятия решения о продолжении образования за границей перечислены с указанием средних значений на рис. 6. В целом по всей совокупности опрошенных важность каждого из доводов примерно одинакова, на уровне 50-60%, за исключением одной причины - достижения большей конкурентоспособности на российском рынке труда, которую назвало минимальное число студентов (35%), тогда как большей конкурентоспособностью на западном рынке труда озабочены 53% опрошенных. Это свидетельствует, по крайней мере косвенно, об ориентированности планов учащихся за рубежом скорее на западный, нежели на российский рынок труда.

Рисунок 6. Причины принятия решения об учебе за рубежом

  1. Возможность увидеть мир, заиметь новых друзей и т.п.
  2. Достижение большей конкурентоспособности на западном рынке труда
  3. Хорошие условия труда и высокий уровень жизни за рубежом
  4. Высокое качество обучения за рубежом
  5. Достижение большей конкурентоспособности на российском рынке труда

Молодые россияне, обучающиеся в США, по ряду показателей выглядят более зрелыми и прагматичными, чем те, кто учится в Европе: для них главнейшая причина учебы за границей - достижение большей конкурентоспособности на западном рынке труда. По-видимому, они чаще рассматривают обучение за рубежом как ступень к дальнейшему трудоустройству на Западе. Для них также очень важен фактор благополучия: хорошие условия труда и высокий уровень жизни за рубежом.

Студенты же, обучающиеся в Европе, учебу за рубежом воспринимают несколько иначе, у них чаще преобладают чисто "студенческие" соображения: возможность увидеть мир, заиметь новых друзей, их также привлекает высокое качество обучения.

Источником финансирования обучения российских студентов за рубежом наиболее часто является полная университетская стипендия - 31% (рис. 7). Распространены также частичная университетская стипендия, дополняемая ставкой ассистента на кафедре (20%), и грант на обучение от какого-либо фонда или спонсорской организации (18%). Оплата учебы своими собственными средствами в целом наблюдалась лишь в каждом шестом случае (15%). Что касается доли учебных поездок в рамках обмена между российскими и зарубежными университетами, то, к сожалению, она минимальна (менее 5%).

Таким образом, при поездке для обучения за рубеж ведущую роль играет не столько материальный достаток семьи, сколько набор личных качеств самого студента (высокий уровень подготовки, профессионализм, инициативность и т.п.), позволяющих ему успешно привлекать внешние источники финансирования.

Рисунок 7. Источники финансирования учебы за рубежом

  1. Полная университетская стипендия
  2. Частичная университетская стипендия, дополняемая ставкой ассистента в университете
  3. Грант на обучение от какого-либо фонда
  4. Собственные средства
  5. Частичная университетская стипендия, дополняемая грантом на обучение
  6. Программы обмена между университетами
  7. Нет ответа

Учеба закончена: где работать?

Во время учебы в университете большинство обучающихся (62%) уже предпринимают практические шаги по поиску будущего места работы (рис. 8). Чаще всего работа ищется одновременно и за границей, и в России (каждым третьим) или исключительно за границей (примерно каждым четвертым). Исключительно на работу в России ориентируется минимальное число опрошенных студентов (6%). Чаще ориентированы на работу исключительно за рубежом молодые россияне, обучающиеся в США, а по специальностям выделяются представители естественно-технических областей знаний.

Рисунок 8. Поиск будущего места работы

Ориентация на западный рынок труда подкрепляется более высокой оценкой своих шансов на успешное профессиональное трудоустройство на Западе по сравнению с Россией. По мнению почти половины респондентов (42%), спрос на их профессиональные знания выше на западном рынке труда, чем на российском; 16% придерживаются противоположной точки зрения, и 29% считают, что спрос равный. Уверенность в своей конкурентоспособности на западном рынке труда сильнее выражена среди студентов, обучающихся в США, и особенно сильно - среди студентов, специализирующихся в естественно-технических областях знаний. Женщины на западном рынке труда ощущают себя вполне конкурентоспособными: оценки мужчинами и женщинами спроса на их профессиональные знания и квалификацию практически одинаковы.

Большинство респондентов (68%) поддерживают профессиональные связи с коллегами на родине, но примерно у каждого второго это слабые контакты, и лишь у каждого пятого - тесные. У трети профессиональные контакты с Россией отсутствуют. Несколько выше объем профессиональных контактов с родиной, особенно тесных, у студентов-гуманитариев и у студентов, обучающихся в Европе, - то есть тех, у которых наблюдается относительно повышенная ориентация на российский рынок труда.

Кто вернется, а кто эмигрирует?

Четкой ориентации на жизнь и работу в России во всей совокупности опрошенных придерживается лишь один человек из пяти. Твердо намереваются остаться жить и работать за рубежом вдвое меньше, примерно лишь каждый десятый. В целом же преобладают гибкие миграционно-возвратные ориентации: возвращение в Россию с целью будущей профессиональной деятельности возможно лишь при определенных условиях, касающихся прежде всего профессиональных возможностей в России, - об этом заявили 60% респондентов.

Более конкретные профессионально-миграционные намерения - непосредственно после окончания данной программы обучения за рубежом - выявляют гораздо более явную предпочтительность заграничных перспектив: 45% опрошенных студентов определенно заявляют, что намерены остаться работать, и еще 19% - продолжить образование за рубежом. Таким образом, 64% намерены остаться и лишь 18% - вернуться в Россию в ближайшей будущем.

Судя по конкретным планам в отношении трудовой деятельности после окончания данной программы обучения, молодые специалисты, подготавливаемые в США, и особенно молодые специалисты, подготавливаемые за рубежом по естественно-техническим дисциплинам, видят больше перспектив для начала своей профессиональной карьеры за рубежом, чем молодые специалисты, подготавливаемые в Европе или подготавливаемые по общественно-гуманитарным дисциплинам (рис. 9). Поэтому возвращение на родину непосредственно после окончания данной программы обучения будет чаще наблюдаться среди двух последних категорий студентов.

Рисунок 9. Конкретные профессионально-миграционные намерения после окончания данной программы обучения по профилю и регионам обучения

Можно выделить несколько стратегий миграционно-профессионального поведения российских учебных мигрантов за рубежом (Рисунок 10):

российская стратегия - постоянное проживание и постоянная работа в России (7%).

  • 1 промежуточная (пророссийская) стратегия - постоянно проживать в России с возможностью контрактной занятости на Западе (19%);
  • 2 промежуточная (прозападная) стратегия - постоянно проживать за рубежом, но иметь при этом трудовой контракт на временную работу в России или иметь возможность совершать краткие профессиональные поездки в Россию (61% респондентов);
  • эмиграционная стратегия - постоянно проживать и работать за рубежом (8% респондентов).
  • Часть респондентов воздержалась от ответа (5%).

Рисунок 10. Стратегии миграционно-профессионального поведения международных учебных мигрантов

Таким образом, оптимальная, с точки зрения большинства респондентов (61%), модель профессионально-миграционного поведения учебных мигрантов может быть обозначена как выраженная ориентация на проживание за рубежом с возможностью профессиональной деятельности в России посредством временной работы по трудовому контракту или же кратких профессиональных визитов. Особенно высока доля лиц, отдающих предпочтение именно такой стратегии, среди студентов, обучающихся в США, и среди студентов, обучающихся по естественно-техническим специальностям.

Эмиграционный потенциал и "потенциал возвращения" - оценка

Полученные результаты позволяют произвести ориентировочные оценки масштабов потенциала возвращения и масштабов эмиграционного потенциала (утечки умов) вследствие международной учебной миграции. Максимальный уровень потенциала возвращения на родину после окончания учебы за рубежом очень низок - примерно 25% (минимальный - 18%). Максимальный же уровень эмиграционного потенциала очень высок - почти 70%. При этом строго эмиграционную позицию, то есть полное географическое и профессиональное отчуждение от России, занимает лишь каждый десятый опрошенный - это минимальный, базовый уровень эмиграционного потенциала.

Обнаруживается более высокий уровень потенциала возвращения студентов, обучающихся в Европе, и студентов, специализирующихся в общественно-гуманитарных областях знаний. И соответственно выше эмиграционный потенциал студентов, обучающихся в США, и студентов, специализирующихся в естественно-технических областях знаний (рис. 11).

Рисунок 11. Эмиграционный потенциал и потенциал возвращения по профилю и регионам обучения

Вместе с тем, если рассматривать возвращение и эмиграцию не как чисто территориальное физическое перемещение людей, а как движение интеллектуальных ресурсов, то выявляется некоторая позитивная тенденция. Существует значительный потенциал "интеллектуального возвращения" в Россию - в виде идей, профессиональных знаний тех высококвалифицированных мигрантов (их большинство - около 60%), которые, не желая возвращаться навсегда, тем не менее не исключают для себя в будущем профессиональное сотрудничество с родиной в какой-либо форме. А в свете современной теории глобализации интеллектуальных ресурсов возврат идей имеет не меньшее значение для развития интеллектуального и научно-технического потенциала страны-донора России, чем физический возврат людей.

Выявляется важность и первичность возможности профессиональной реализации и удовлетворения профессиональных ожиданий и требований молодых интеллектуальных мигрантов, с одной стороны, и вторичность географического места приложения своих знаний - с другой. Выбор миграционно-профессиональной стратегии в первую очередь определяется профессиональными факторами. Наиболее сильно на профессиональную реализацию - вне зависимости от географического места приложения труда - настроены респонденты, специализирующиеся в естественно-технических областях знаний. Среди них не нашлось ни одного человека, который хотел бы выбрать профессионально не совсем удовлетворяющую работу на Западе; в таком случае для них предпочтительнее возвращение в Россию для работы по специальности.

В целом сформировалось отрицательное отношение к России как к месту постоянного проживания и более положительное отношение к России как к месту приложения профессиональных знаний. Подтверждением тому, что Россия не отвергается полностью как возможное место приложения труда, служит то, что подавляющее большинство респондентов готовы рассмотреть и оценить факторы возвращения на родину. В то же время для части опрашиваемого контингента (около 10%) не существует ни одного значимого фактора с точки зрения возвращения в Россию.

Почему же их не тянет на Родину?

Создание определенных условий для возвращения молодых специалистов в Россию с целью будущей профессиональной деятельности опирается на анализ притягивающих факторов возвратной миграции.

В табл. 2 представлен средний ранг каждого из факторов профессионального плана, оцениваемых по 12-балльной шкале (от 1-самое важное до 12-наименее важно). Наиболее значимым фактором в глазах молодых специалистов является материальный - высокая заработная плата (средний ранг - 2,7). Вторым по значимости выступает наличие высококлассной профессиональной среды (средний ранг - 3,6). В пятерку ведущих факторов также входит возможность быстрой профессиональной карьеры (3,7), возможность международных профессиональных контактов, зарубежных поездок и т.п. (3,8), а также доступ к современному оборудованию, информационные и коммуникационные возможности (Internet, e-mail и т.п.) (средний ранг - 4,4).

Таблица 2. Оценка значимости профессиональных факторов, содействующих возвращению молодых специалистов в Россию после обучения за рубежом

Факторы Средний
ранг
Высокая заработная плата 2,7
Наличие высококлассной профессиональной среды 3,6
Возможность быстрой профессиональной карьеры 3,7
Возможность международных профессиональных контактов, зарубежных поездок и т.п. 3,8
Доступ к современному оборудованию, информационные и коммуникационные возможности (Internet, e-mail и т.п.) 4,4
Работа в престижной фирме 4,8
Независимость, свободный рабочий график 5,0
Долгосрочная и стабильная занятость 5,8
Возможность участвовать в выработке политики 5,9
Возможность получить работу в определенном городе России 6,3

Рейтинг перечисленных факторов практически не зависит ни от региона, ни от профиля обучения. Есть только одно характерное исключение: молодые специалисты в естественно-технических областях знаний на второе место по значимости ставят наличия доступа к современному оборудованию, информационным и коммуникационным возможностям (средний ранг - 3,2).

Главные и наиболее перспективные направления потенциальной деятельности по оказанию помощи молодым специалистам в начале профессиональной деятельности в России - это в первую очередь меры консультационного и организационно-финансового характера, которые можно предложить в рамках специальной инициативы, направленной на возвращение интеллектуальных ресурсов в Россию. Наиболее перспективными и значимыми, с точки зрения почти половины респондентов, признаны возможность проведения краткосрочного (1-2 года) исследовательского проекта в России и помощь в заключении долгосрочного трудового контракта в России. Меньший, но все же существенный интерес для трети респондентов вызвала помощь в получении краткосрочного индивидуального гранта (на 1 год) для начала профессиональной деятельности на родине.

Примерно 2/3 опрошенных студентов отметили, что нуждаются в квалифицированных консультациях по рынку профессионального труда в России, что, по-видимому, говорит о плохом знании молодыми специалистами, заканчивающими обучение за рубежом, российского рынка труда.

Интерес к специальным программам, ориентированным на возвращение учебных мигрантов для работы в России, выразили две трети обследуемой совокупности. При четверти колеблющихся отказался от участия лишь один человек из десяти. Контингент, потенциально открытый для работы в рамках таких инициатив, в несколько большей степени представлен студентами, обучающимися в Европе, а также студентами, обучающимися по общественно-гуманитарным специальностям.

Заинтересованность большей части обследованного контингента в получении помощи в реализации их профессиональных стратегий, связанных с Россией, подтверждает необходимость выработки целенаправленных программ индивидуальной работы с российскими студентами, заканчивающими обучение за границей по различным специальностям. Безусловно, эффективность таких программ в немалой степени будет зависеть от возможности маневрировать наиболее весомыми, с точки зрения адресата, профессиональными и организационно-финансовыми стимулами в условиях социально-экономической нестабильности в России.


Примечания:
1. Эти данные главным образом охватывают студентов, проходящих последипломное обучение в магистратуре и докторантуре.
2. Выполнен при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров.
3. При помощи поисковых систем в Интернете был подготовлен список электронных адресов отделов международного образования (Offices of International Education), а также администраторов (University's officers) Ph.D.- и M.A.-программ большого числа зарубежных университетов, по которым в дальнейшем осуществлялась рассылка запросов о наличии студентов из России, анкет и сопроводительных писем, информирующих о цели опроса.
4. Анкетный опрос российских ученых и специалистов, проведенный в 1999 г. в рамках совместного проекта Лаборатории миграции населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН и Центра международных исследований (C.E.R.I., F.N.S.P., Франция) при финансовой поддержке Национальным центром научных исследований (C.N.R.S., Франция), (Де Тинги А., Леденева Л. Российские ученые и специалисты: сотрудничество с Западом. / Миграция студентов и специалистов. Научные доклады. Вып. 5. Под ред. Ж. Зайончковской. Независимый исследовательский совет по миграции стран СНГ и Балтии. М., 2000, С.5-33).


Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

12:09 «Яндекс» и Сбербанк подписали соглашение по новому «Яндекс.Маркету»
11:51 Полпреду Николаю Цуканову предложили стать помощником президента
11:34 ФСБ не нашла никаких призывов в речи Собчак о статусе Крыма
11:31 В России установят обязательные квоты для российских вин
11:07 Два участника теракта в Буденновске получили 13 и 15 лет колонии
10:45 В московской ячейке ЕР призвали не дать оппозиции участвовать в выборах мэра
10:35 50 миллионов лет назад в Новой Зеландии водились стокилограммовые пингвины
10:31 Социологи предсказали рекордно низкую явку на выборах президента
10:23 На развитие госпоисковика «Спутник» выделили еще четверть миллиарда рублей
09:57 Источники рассказали об отказе Сбербанка и Alibaba от создания СП
09:40 Транзит российского газа восстановлен после взрыва на австрийском хабе
09:39 США пообещали вернуться к вопросу Крыма
09:21 Украина задумалась об остановке поездов в РФ
09:17 Объявлены лауреаты премии «Большая книга»
09:08 На Олимпиаду поедут более 200 спортсменов из РФ
12.12 21:22 Саакашвили вызвали на допрос в качестве подозреваемого
12.12 21:11 Путин перечислил условия успешного развития России
12.12 20:50 Задержанного после взрыва в Нью-Йорке обвинили по трем статьям
12.12 19:46 «Хамас» провозгласило третью интифаду
12.12 19:38 НАСА прекратило переговоры о закупке мест на «Союзах»
12.12 19:23 Оргкомитет ОИ-2018 допустил появление россиян под национальным флагом
12.12 19:00 Рогозина не устроил отчет госкомиссии по крушению «Союза»
12.12 18:50 Пожар после взрыва на газовом хабе в Австрии полностью потушен
12.12 18:39 Директор ФСБ объявил резню в ХМАО терактом
12.12 18:21 Россия приостановила работу посольства в Йемене
12.12 18:16 МОК дисквалифицировал шесть хоккеисток и результаты сборной РФ
12.12 18:03 МВД РФ обвинило боевиков из Сирии в звонках с угрозами взрывов
12.12 17:59 НАТО продлило полномочия генсека Столтенберга до 2020 года
12.12 17:43 Суд отказался снять с Telegram штраф за нераскрытие данных ФСБ
12.12 17:32 Генпрокуратура РФ подготовила французам запрос по делу Керимова
12.12 17:23 СМИ сообщили о намерении ЕС продлить санкции против России
12.12 16:50 Бомбившие боевиков в Сирии самолеты ВКС прибыли в Россию
12.12 16:38 «Первый канал» решил частично транслировать Олимпиаду
12.12 16:25 Киев пригрозил осудить Поклонскую за военные преступления
12.12 16:18 Пчелы сибирских старообрядцев помогут в исследованиях опасной болезни
12.12 15:55 Суд заочно арестовал владельца «Вим-Авиа»
12.12 15:42 Варвара Караулова решила просить Путина о помиловании
12.12 15:29 Глазьев поддержал создание крипторубля ради обхода санкций
12.12 15:22 ЕСПЧ присудил россиянам 104 тысячи евро за пытки в полиции
12.12 15:04 СМИ рассказали об инструктаже Кремля по сбору подписей за Путина
12.12 14:43 «Яндекс» назвал самые популярные запросы за 2017 год
12.12 14:28 Европа осталась без российского газа из-за взрыва на газопроводе
12.12 14:22 Прочитан полный геном вымершего сумчатого волка
12.12 14:14 Песков подтвердил включение твитов Трампа в доклады для Путина
12.12 14:00 Минобрнауки РФ поддержало обучение школьников «Семьеведению»
12.12 13:55 «Сколково» и «Янссен» поддержат проекты по диагностике и терапии социально-значимых заболеваний
12.12 13:51 ФБР признало право генпрокурора не сообщать о встречах с Кисляком
12.12 13:44 Песков признал «большое волнение» Кремля из-за Саакашвили
12.12 13:37 Новый препарат замедляет развитие болезни Хантингтона
12.12 13:26 Минспорта финансово поддержит решивших не ехать на ОИ-2018
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.