Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 10:58
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

05 марта 2002, 00:00

Параллельная жизнь в Чечне

? Каковы полномочия встречи представителей неправительственных правозащитных организаций и представителей государственных органов власти Чеченской Республики?

? На Гражданском форуме, во время встречи за круглым столом с представителями военной и гражданской прокуратуры, помощником президента Ястржембским, министром РФ Елагиным было решено создать «переговорную площадку», на которой правозащитники и представители государственных структур будут обсуждать те происшествия, которые произошли за месяц на территории Чечни, возможности изменения ситуации, предложения по мирному урегулированию особо конфликтных ситуаций. Встречи планировалось проводить раз в квартал в Москве и каждый месяц в Знаменском, на территории Чечни. Организатором ежемесячных встреч является бюро представителя президента по соблюдению прав и свобод человека в Чечне Каламанова. Надо сказать что Каламанов слово держит, и эта встреча в Знаменском=? уже вторая, на ней, как и в пошлый раз присутствовали представители военной и гражданской прокуратур, комендант Гудермесского района, представители МВД.

К сожалению, в Москве ни одной такой встречи еще не было проведено, правда, перед отъездом в Чечню мне звонили из офиса Ястрежембского и сказали, что встреча состоится в конце марта, хотя по плану она должна была пройти еще в феврале.

? «Мемориал» достаточно тесно сотрудничает с бюро Владимира Каламанова. В чем это сотрудничество заключается, и какова его история?

? Когда началась вторая чеченская кампания, «Мемориал» создал офис в Назрани. Мы поняли, что поездки, пусть даже и частые, не дадут нам всей полноты информации о том, что происходит в Чечне. Все материалы о происходящем в Чечне мы рассылали в государственные структуры и в международные гуманитарные организации, а когда возникло бюро Каламанова, мы стали посылать их и ему. Представитель президента понял, что наши материалы достоверны, грамотно собраны и отражают реальную ситуацию. И практически с первых дней существования бюро представителя президента возник вопрос о его сотрудничестве с правозащитными организациями. Каламанов выбрал нас, потому что счел, что «Мемориал» является лидирующей организацией в этом направлении, а значит на нашу информацию он может опираться. Таким образом появилось его предложение об открытии совместного офиса в Чечне, и в 2000 году в Грозном офис был открыт. Совместно с сотрудниками бюро сотрудники «Мемориала» составляют списки исчезнувших людей, помогают жителям Чечни в поиске родственников. Кроме того, лично Каламанов помогал в освобождении наших людей на блокпостах.

? То есть получается, что, собственно встреча с сотрудниками бюро не составляла главную цель?

? Да. От бюро представителя президента на встрече присутствовал заместитель Каламанова Лема Хасуев, который взял на себя председательские функции. И только. Основными нашими собеседниками стали не сотрудники каламановского офиса и не сотрудники гражданской прокураты, а военные.

Как всегда, разговор был не из легких, военные упорно «обороняли» свои позиции. Впрочем, обвинения в сторону правозащитников со стороны военных были достаточно стандартны. Комендант Гудермесского района генерал-майор Павленко все время задавал нам вопросы о том, почему «Мемориал» не говорит о нарушениях прав человека боевиками. Сама постановка вопроса в данном случае свидетельствует о его неподготовленности к встрече. В отношении боевиков, воюющих на территории Чечни позиция «Мемориала» всегда была однозначна. Боевики =? бандиты, они убивают людей, которые сотрудничают с администрацией, они подкладывают фугасы, убивают милиционеров, но мы не можем посадить перед собой Басаева иди Хаттаба и сказать им: «Ребята, соблюдайте Уголовно-Процессуальный Кодекс, Уголовный Кодекс, Конституцию РФ, нормы гуманитарного права»=? это нереально. Зато реально, что федеральные силы используют методы бандитов, и за столом переговоров перед нами сидят люди, которые ответственны за то, чтобы операция в Чечне проходила согласно законодательству.

В любом случае, эта встреча имела некоторый положительный эффект, потому что военные понимают, что факты нарушения прав человека федеральными войсками известны общественности, и они должны принимать меры методом давления внутри самой армии.

? Как Вы считаете, на сколько результативны эти встречи? То есть действительно ли для урегулирования ситуации с правами человека в регионе подобными встречами можно и ограничиться?

? У меня такое впечатление, что в Чечне идет параллельная жизнь. Вот мы собираемся, идет совещание, мы говорим о том, что надо написать детальную инструкцию по проведению спецопераций (зачисток) и обеспечить нормальный правовой статус фильтрационных пунктов, мы признаем, что есть факты нарушений, и тем не менее жизнь налаживается-

И есть другая жизнь. Мы приехали в Урус-Мартан, зашли в свой офис, и тут же к нам кинулась толпа женщин, у которых пропали дети и мужья. Разумеется, первый человек, к которому мы обратились, был прокурор Урус-Мартана Румянцев. Румянцев действительно инспектирует СИЗО, пытается присутствовать при зачистках. Он действительно хочет изменить ситуацию к лучшему, но на весь Урус-Мартановский район приходится только 7 сотрудников прокуратуры, и они физически не могут отследить все происшествия. Зачистка обычно идет два-три дня, и, как правило, одновременно в нескольких селах, а это значит, что надо снимать следователей с работы по уже открытым делам и направлять их в район зачисток. То есть прокуратуре катастрофически не хватает людей для того, чтобы держать ситуацию под контролем. Во время наших визитов мы наблюдаем бессилие прокуратуры перед военными, которые совершают зачистки. В ряде случаев перед проведением зачисток военные действительно оповещают сотрудников прокуратуры, и тем не менее люди исчезают. Где они исчезают? Просто военные увозят их в места незаконного содержания, куда гражданский прокурор не имеет доступа.

Еще один пример. Во время нашего пребывания в Грозном 2 марта в центральном районе города проходила зачистка. Прямо с улицы военные забрали 7 человек строителей-чеченцев. Разумеется, с помощью родственников мы сразу составили пофамильный список пропавших и даже без составления официального заявления обратились в грозненскую прокуратуру. Потому что мы понимаем, что если людей не вытащить сейчас, то потом они могут просто пропасть. Заместитель прокурора нас принял безо всяких проволочек, просмотрел список и сразу принял дело об исчезновении к производству. Через два дня эти люди уже были найдены и отпущены.

И тем не менее, ни наших сил, ни сил прокуратуры не хватает. Пока мы ведем безусловно нужные и полезные переговоры с военными люди продолжают погибать. Например с 28 января по 4 февраля в селе Старые Атаги проходила очередная зачистка. Пятеро жителей села оказали сопротивление военным и были убиты, еще четверо пропали. По факту исчезновения было возбуждено уголовное дело и ведется следствие. Первого марта, когда я приехала в Назрань, родственники пропавших принесли мне фотографии опознанных трупов этих людей...

По итогам встречи в Знаменском 28 февраля его участниками было составлено следующее коммюнике:

Коммюнике о второй встрече представителей неправительственных правозащитных организаций и представителей государственных органов власти Чеченской Республики
(Чеченская Республика, с.Знаменское, 28.02.2002)

28 февраля 2002 г. в селе Знаменское Надтеречного района Чеченской Республики в помещении Бюро Специального представителя Президента РФ по обеспечению прав человека в ЧР состоялось очередное заседание Постоянной Рабочей группы. Решение о создании такой рабочей группы, состоящей из представителей как неправительственных организаций, так и органов государственной власти в ЧР, было принято на первом заседании 12 января 2002 г.

Во встрече в Знаменском принимали участие

от неправительственных организаций:

<«I class=text>представители общества «Мемориал»=? О.П. Орлов (председатель Совета Правозащитного центра «Мемориал»), Т.И. Касаткина (исполнительный директор ПЦ «Мемориал»), А.В. Черкасов (член Совета ПЦ «Мемориал»), Э. Мусаева (руководитель назрановского пункта ПЦ «Мемориал»), Д. Ицлаев (руководитель Урус-Мартановского пункта ПЦ «Мемориал»), Н. Эстемирова, Л. Базаева, У. Байсаев, Э. Алиев; <«I class=text>председатель Комитета «Гражданское содействие» С.А. Ганнушкина; <«I class=text>от Чеченского Комитета национального спасения (ЧКСН) Б. Дудаев; <«I class=text>представители Общества российско-чеченской дружбы=? И. Эжиев (сопредседатель ОРЧД), М. Эжиев; <«I class=text>от общественной организации «Спасем поколение» Р. Изнаурова; <«I class=text>председатель фонда «Низам» А. Исаев; <«I class=text>от общественной организации «Нийсо» З. Махаджиева; <«I class=text>от межрегиональной миротворческой общественной организации «Эхо войны» М. Эльдиева; <«I class=text>от гуманитаарной общественной организации «Горный родник» И. Алдамов; <«I class=text>от общественной организации «Моя земля» З. Даурбекова; <«I class=text>председатель Союза чеченских общественных организаций А. Истамулов;

от органов государственной власти во встрече принимали участие:

<«I class=text>исполняющий обязанности Коменданта Чеченской Республики, заместитель Командующий Объединенной группировкой войск (сил) в ЧР, комендант Гудермесского района генерал-майор А.Д. Павленко; <«I class=text>заместитель начальника Управления ФСБ по ЧР А.П. Потапов; <«I class=text>В.Г. Черняев, 1-й заместитель Прокурора ЧР; <«I class=text>И.Ф. Нигматулин, старший помощник Прокурора ЧР; <«I class=text>С.А. Коломиец, военный прокурор ЧР; <«I class=text>А.С. Дакаев, заместитель начальника УВД МВД РФ по ЧР; <«I class=text>Л. Хасуев, заместитель Специального представителя Президента РФ по обеспечению прав и свобод человека и гражданина на территории Чеченской Республики.

Повестка дня заседания

Информация о результатах рассмотрения вопросов, поставленных на организационном заседании 12 января.

Причины и обстоятельства, приводящие к нарушениям прав человека в ходе проведения федеральными силами «специальных операций» («исчезновения» и убийства людей).

О неотвратимости наказания правонарушителей при расследовании уголовных дел по фактам исчезновения, убийств и незаконным задержаниям граждан.

Разное.

1 а) На предыдущем заседании постоянной рабочей группы представители правозащитных организаций выдвинули ряд конкретных предложений, с которыми согласились все присутствующие представители государственных органов власти:

<«I class=text>на бортах всех бронемашин в обязательном порядке должны быть обозначены их номера; <«I class=text>при проведении специальных операций в населенных пунктах старший группы представителей федеральных сил, которые входят в дом или помещение, должен представиться его хозяевам и предъявить документы; <«I class=text>по окончании специальной операции должностное лицо, руководившее этой операцией, в обязательном порядке должно передать главе администрации населенного пункта полный и исчерпывающий список всех лиц, задержанных в данном пункте в ходе операции, с указанием причины их задержания и места, куда эти люди будут доставлены.

28 февраля 2002 г. представители «Мемориала» сообщили собравшимся, что во исполнение просьбы Командующего ОГВ (с) В.И. Молтенского ему от имени «Мемориала», Чеченского Комитета национального спасения и Общества российско-чеченской дружбы было направлено письмо с изложением вышеперечисленных предложений. Однако за прошедшие с прошлого заседания полтора месяца ни одно из этих предложений на практике не исполнялось. По-прежнему у многих бронемашин номера либо вообще отсутствуют, либо замазаны грязью. По-прежнему в ходе спецопераций представители федеральных сил, входя в дома, не представляются. Лишь в одном случае=? во время «зачистки» села Старые Атаги (28 января=? 4 февраля) представитель органов прокуратуры представил главе местной администрации список задержанных жителей села. По-прежнему происходит исчезновение людей, задержанных представителями федеральных сил.

В ответ первый заместитель прокурора ЧР разъяснил, что в том случае, когда о проводимой спецоперации извещаются органы прокуратуры, то в обязательном порядке составляются исчерпывающие списки задержанных лиц. Однако директива о взаимодействии территориальной и военной прокуратур с командованием ОГВ (с) не предусматривает передачу таких списков главе администрации. Вопрос о претворении такой меры в жизнь может быть решен в будущем, но для этого данное положение должно быть закреплено руководящим документом Командующего ОГВ (с), но такого документа пока нет.

Отвечая на заявление представителей неправительственных организаций и.о. коменданта ЧР, в свою очередь, заявил, что соответствующий приказ Командующего, в котором предлагаемые меры закреплены, уже существует. Представители правозащитных организаций могут даже получить выписку из этого приказа.

Однако в ходе последующего диалога выяснилось, что и.о. коменданта имел в виду приказ и.о. командующего ОГВ (с) » 145 (май 2001 г.), с которым представители правозащитных организаций давно знакомы. В приказе речь идет о необходимости в ходе спецопераций вести учет задержанных, налаживать взаимодействия военных и сотрудников прокуратуры и т.п., но ничего не говорится о вышеперечисленных мерах, предложенных правозащитниками.

На это и.о. коменданта ЧР заявил, что «согласно уставу предполагается, что номер на боевой технике уже имеется- Не надо отдавать приказ, чтобы солнце всходило=? оно и так взойдет, поэтому номер=? он там есть.» Проверку же паспортного режима должны проводить сотрудники милиции, а они автоматически должны представляться, входя в дом, и соответствующего приказа не требуется. Что же касается списка задержанных, то он имеется в документации проведенной спецоперации и хранится в воинской части, откуда его любое заинтересованное лицо может затребовать.

Представители правозащитных организаций отметили, что и.о. коменданта сам прибыл на встречу на БТРе без видимых номеров и демонстрирует явное нежелание принимать простейшие практические меры, направленные на уменьшение количества правонарушений, совершаемых в ходе спецопераций.

Выступившие представители органов прокуратуры (как территориальной, так и военной) сообщили, что 10 февраля 2002 г. на заседании Регионального оперативного штаба по проведению контртеррористической операции рассматривался вопрос о наведении порядка при проведении спецопераций. В настоящее время во исполнение принятых решений представители прокуратуры, комендатуры и ОГВ (с) разрабатывают инструкцию по проведению специальных операций. Появление подобной инструкции можно ожидать к апрелю-маю=с.г. Среди прочих норм в этой инструкции могут появиться и нормы, предлагаемые правозащитниками. Кроме того, предполагается возложение ответственности за нарушения, допущенные в ходе спецоперации, на командира операции. По завершении же спецоперации от хозяев домовладений и глав администраций будут получать письменный документ об отсутствии или наличии претензий. (Возможность появления в инструкции последней нормы вызвало резкие возражения правозащитников).

На вопрос представителей правозащитных организаций о возможности ознакомить население с теми пунктами данной инструкции, которые касаются взаимоотношений федеральных сил и местных жителей, представители прокуратуры ответили утвердительно.
Тем не менее, представители правозащитных организаций на данный момент зафиксировали не выполнение ранее достигнутых договоренностей. По мнению же представителей прокуратуры, «идет работа по выполнению договоренностей».

1 б) По первому же пункту повестки дня от представителей прокуратуры были получены ответы по ряду запросов, переданных им на прошлом заседании (12 января).

По запросу о массовых нарушениях прав человека со стороны представителей федеральных сил в ходе спецоперации («зачистки») в селе Цоцин-Юрт (30 декабря 2001 г. =? 3 января 2002 г.) 1-й заместитель Прокурора ЧР сообщил, что прокуратурой возбуждено 7 уголовных дел по фактам разбойных нападений на местных жителей. Кроме того, выделены в отдельное производство три уголовных дела по фактам «исчезновений» и убийств задержанных людей.

Следует отметить, что 12 января Командующий ОГВ (с) В.И. Молтенской заявил, что он руководил операцией в Цоцин-Юрте и назвал данные правозащитников о преступлениях, совершенных в ходе этой операции, «неправдоподобными». Прокурор же ЧР Чернов сообщил тогда, что ему не известны данные факты, но обещал их проверить.

По запросу о массовых нарушениях прав человека со стороны представителей федеральных сил в ходе спецоперации («зачистки») в селе Автуры (1-3 декабря 2001 г.) первый заместитель Прокурора ЧР сообщил, что этой спецоперацией командовал генерал Богдановский, что против военнослужащих внутренних войск возбуждены уголовные дела по статьям 126 (похищение человека) и 162 (разбой) УК РФ. 15 января 2002 г. эти дела были переданы из прокуратуры ЧР в военную прокуратуру Шалинского района. В настоящий момент пока никто из военнослужащих к уголовной ответственности не привлечен.

По фактам исчезновений семи человек в Урус-Мартановском районе, троих членов семьи Черухановых в селе Ойсхара, гражданина Вадилова в селе Валерик представители прокуратуры сообщили, что запросы переданы в районные прокуратуры и там идет работа. Местонахождение этих лиц пока не установлено.

2) В выступлениях по пункту второму повестки дня представители правозащитных организаций утверждали, что: на территории Чеченской Республики в законном порядке не введен какой-либо особый правовой режим, отменяющий действие Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов РФ, не предусмотрено и функционирование каких-либо особых мест содержания задержанных гражданских лиц, кроме изоляторов временного содержания.

Между тем, на территории Чеченской Республики сознательно создан правовой вакуум, благодаря произвольному и расширительному использованию Закона «О борьбе с терроризмом» здесь действует особый режим ограничения прав и свобод граждан России.

Массовые задержания гражданских лиц сотрудниками федеральных силовых структур в условиях правового вакуума и фактической бесконтрольности не могли не породить массовые нарушения прав человека: избиения, издевательства, пытки и исчезновения. За фасадом официальной системы мест содержания задержанных, дознания и следствия действует неофициальная система незаконных мест содержания в расположениях воинских частей и т. п.

По мнению представителей неправительственных организаций, предотвратить грубые и массовые нарушения прав человека в ходе «зачистки» населенных пунктов и «фильтрации» можно только приведя их в соответствие с нормами российского законодательства, в частности, Уголовно-процессуального кодекса, который формально продолжает действовать в зоне так называемой «контртеррористической операции».

Проведению любой «спецоперации» в населенных пунктах должно предшествовать создание план-схемы этой операции с четким указанием зон ответственности конкретных подразделений. Представители органов прокуратуры в обязательном порядке должны быть ознакомлены с план-схемой перед началом спецоперации. О любых изменениях, вносимых в план-схему в ходе операции, представители прокуратуры должны быть немедленно уведомлены в письменном виде руководством операции. По окончании «специальной операции» план-схема и подробный отчет о ходе спецоперации должен быть представлен в органы прокуратуры лицом, осуществлявшим руководство «специальной операцией».

Необходимым условием для соблюдения прав человека в отношении лиц, задержанных в ходе «специальных операций по проверке паспортного режима», является либо доставление их в районный изолятор временного содержания при районном отделе внутренних дел, либо приведение временных мест содержания в соответствие с требованиями, предъявляемыми к ИВС, в частности:

<«I class=text>явное четкое письменное формулирование оснований для задержания и помещение туда; <«I class=text>письменное оформление процедуры помещения задержанного во временные места содержания; <«I class=text>учет задержанных в соответствии с правилами и инструкции, действующими в отношении ИВС; <«I class=text>четкое и однозначное определение ответственности персонала временных мест содержания за жизнь, физическое состояние и безопасность задержанных; <«I class=text>четкое и однозначное определение должностных лиц, ведущих дознание в отношении задержанного; <«I class=text>организацию постоянного прокурорского надзора за временными местами содержания с момента начала спецоперации; <«I class=text>предоставление списка людей, доставленных во временные места содержания задержанных, главе администрации населенного пункта.

Необходимо добиваться резкого расширения штатов органов военных и территориальных прокуратур на территории Чеченской Республики. Во время «спецопераций» представители прокуратуры должны постоянно находиться среди подразделений, проводящих операцию, постоянно контактировать с местным населением.

Необходимо создание специальных смешанных следственных бригад из сотрудников Генеральной, военной и территориальных прокуратур, занимающихся расследованием случаев исчезновений людей, задержанных представителями федеральных сил в ходе «спецопераций» и «адресных проверок».

Представители прокуратуры, в свою очередь, согласились с тем, что четкой правовой базы, регламентирующей проведение специальных операций или даже контртеррористической операции, в целом, не разработано. Имеется основной, базовый Закон «О борьбе с терроризмом», принятый «в сыром виде». Например, этот закон дает право задерживать лиц для выяснения личности, однако сроки задержания при этом не обозначены. Поэтому приходится задействовать также ряд иных нормативных актов=? Кодекс об административных правонарушениях, уголовно-процессуальное законодательство, Указ Президента РФ «О борьбе с бродяжничеством и попрошайничеством» и др. В отношении лиц, доставляемых на временные пункты проверки («фильтрационные пункты»), в настоящее время соблюдаются процессуальные требования=? оформляется протоколы об их задержании в порядке статьи 122 УПК. Другое дело, что такие пункты проверки не соответствуют (и вряд ли будут соответствовать) требованиям, предъявляемым к ИВС.

В ходе последовавшей дискуссии выяснилось, что не существует никакого законного правового статуса у временных пунктов проверки («фильтрационных пунктов»), создаваемых в ходе спецопераций у населенных пунктов. Не существует никакого нормативного акта, регламентирующего их функционирование.

Представители правозащитных организаций утверждали, что масштабные спецоперации по выявлению лиц, причастных к НВФ, как правило, сопровождаются грубыми и массовыми нарушениями прав человека, похищениями, исчезновениями и убийствами людей. Так называемые «эксцессы исполнителей» приняли системный характер. От этих операций, в первую очередь, страдают невинные люди. Виновные в совершении этих преступление наказываются чрезвычайно редко. В связи с этим было предложено отказаться от проведения масштабных спецопераций («зачисток») в населенных пунктах и перейти исключительно к операциям, направленным против конкретных преступников.

По сообщению первого заместителя прокурора ЧР, на заседании Регионального оперативного штаба контртеррористической операции 10 февраля с.г. высказывались такие же предложения. Однако было принято решение, не отказываясь от проведения спецопераций, приступить к разработке инструкции по проведению спецопераций.

По мнению и.о. коменданта ЧР, проводить спецмероприятия следует только и исключительно под руководством местных районных комендантов. К проведению таких операций необходимо также привлекать местную милицию и глав администраций. Такие меры резко снизят вероятность совершения противоправных действий в отношении местных жителей.

3) По пункту третьему повестки дня представители неправительственных организаций и прокуратуры высказали противоположные оценки.

По мнению правозащитников, наказываются лишь единицы из множества представителей федеральных сил, совершающих на территории Чечни тяжкие преступления против личности. Три четверти дел, возбужденных по фактам исчезновений и убийств граждан, задержанных представителями федеральных сил, приостановлены «в связи с невозможностью установить лицо, подлежащее обвинению».

Представители прокуратуры, наоборот, утверждали о имеющимся прогрессе в расследовании и профилактике подобных преступлений. Только за 2001 -2002 годы военной прокуратурой были направлены суды уголовные дела по обвинению 12 военнослужащих в совершении убийств. По ряду дел были вынесены суровые приговоры =? например, за убийства были осуждены военнослужащие на 18 лет и 11 лет лишения свободы, за разбойные нападения=? на 12 и 9 лет лишения свободы. Регулярно проводятся совещания представителей прокуратуры и командования ОГВ (с). Препятствия работникам прокуратуры в проведении следствия не чинятся.

Представителями правозащитных организаций снова, как и на первом совещании был поставлен вопрос об ответственности руководителей спецопераций за массовые нарушения прав человека, происходящих в ходе таких операций. В частности был поставлен вопрос об ответственности генерала Богдановского, руководившего целым рядом спецопераций.

В ответ и.о. коменданта ЧР сообщил, что генерал Богдановский и полковник Плотников удалены с территории Чеченской Республики.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

10:47 В России впервые за десять лет упал объем снятия денег с карт
10:44 В Госдуме предложили ввести 12-летнее обучение в школе
10:20 СМИ узнали о работе Путина каскадером в кино в 70-е годы
10:13 Астрономы сфотографировали «звездные ясли»
10:13 Песков объяснил невыгодность снятия санкций для «наших селян»
10:00 Песков объяснил информационную войну против России
09:54 Промсвязьбанк опроверг требование ЦБ найти 100 млрд рублей резервов
09:40 В США заявили о неподходящем времени для переговоров с КНДР
09:31 Защитники Telegram попросили ООН защитить его от ФСБ
09:15 Опрошенные политтехнологи ждут протестов после выборов президента РФ
08:52 Робби Уильямс объяснил отмену тура в России патологией мозга
08:48 Трамп анонсировал самое масштабное сокращение налогов
08:30 Генпрокурор Украины отверг подозрения в подготовке госпереворота Саакашвили
08:25 В Канаде упал самолет с 22 пассажирами на борту
08:08 Израиль на неопределенный срок закрыл границу с сектором Газа
08:04 СМИ узнали о формировании инициативной группы по выдвижению Путина
07:39 Песков не нашел достойных соперников Путину
07:36 ФРС повысила базовую ставку‍
13.12 21:02 Герман Стерлигов начал продавать розги
13.12 20:44 Порошенко призвал к примирению с Польшей
13.12 20:13 ФСИН начала проверку после публикации о VIP-камерах в «Матросской тишине»
13.12 19:50 Канада разрешила поставку летального оружия Украине
13.12 19:30 У полковника Захарченко обнаружили замок в Лондоне
13.12 19:10 Совфед назначит президентские выборы на заседании 15 декабря
13.12 18:53 Лидеры исламских стран объявили Восточный Иерусалим столицей Палестины
13.12 18:35 Роскомнадзор пригрозил блокировкой за публикацию материалов нежелательных организаций
13.12 18:19 Bon Jovi и Dire Straits войдут в Зал славы рок-н-ролла
13.12 18:06 МВД предложило выплачивать деньги сообщившим о преступлении
13.12 17:40 Верховный суд Греции решил отправить российского совладельца криптобиржи в США
13.12 17:23 Навальный представил предвыборную программу
13.12 17:17 «Победа» отказалась от взимания платы за ручную кладь
13.12 17:05 «Титаник» и «Крепкий орешек» стали национальным достоянием США
13.12 16:59 Переселение по программе реновации начнется в первом квартале 2018 года
13.12 16:57 МИД рассказал о предложении РФ обменяться с США письмами о невмешательстве
13.12 16:41 В Красноярске отыскали прах Хворостовского
13.12 16:31 Ямальский депутат объяснила появление в ее запросе «города Бундестага»
13.12 16:17 Эрдоган призвал признать Иерусалим «оккупированной» столицей Палестины
13.12 16:05 Лидер Палестины призвал отменить признание Израиля
13.12 15:46 Google назвал самые массовые запросы россиян в 2017 году
13.12 15:22 Дума ввела штрафы до 1 млн рублей за анонимность в мессенджерах
13.12 15:14 Матвиенко подтвердила личное руководство Путиным операцией в Сирии
13.12 14:54 Усманов решил избавиться от доли в «Муз ТВ» и СТС
13.12 14:38 Дума ужесточила наказание для живодеров
13.12 14:31 ГП проверит снятый с «Артдокфеста» фильм
13.12 14:21 СМИ сообщили об утерянном в Красноярске прахе Хворостовского
13.12 14:07 Московский суд отказался принять иск Кашина к ФСБ по поводу Telegram
13.12 13:42 Роскомнадзор пригрозил «Открытой России» закрытием доступа к Twitter
13.12 13:40 В янтаре найден клещ и перо динозавра
13.12 13:16 Кремль ответил на заявление Трампа о победе над ИГ
13.12 13:01 Путин внес в Думу соглашение о расширении российской базы ВМФ в Сирии
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.