Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
23 мая 2018, среда, 06:43
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

27 марта 2002, 20:24

Новый закон о выборах: "идеальных решений здесь нет"

В чем основные задачи новой редакции закона о гарантиях избирательных прав граждан, которая разработана при прямом участии Центризбиркома и скоро будет принята Думой?

Центральная избирательная комиссия участвует в разработке новых проектов всех избирательных законов, в том числе новой редакции закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" по прямому поручению президента. Летом президент внес этот законопроект в Государственную Думу, и 31 октября он был принят в первом чтении. После этого была создана рабочая группа, в которую вошли депутаты Государственной Думы и члены ЦИКа. В том, что мы готовили текст проекта, никакого секрета нет. Это обычная практика.

Основная задача состоит в том, чтобы реализовать те новеллы, которые были приняты в законе о политических партиях и которые делают партии основными участниками избирательного процесса. В законе о партиях партии таковыми названы и действительно таковыми стали, но изменения, обеспечивающие их реальную роль на выборах, требовалось внести и в избирательный процесс.

Какие это изменения? Во-первых, среди всех общественных организаций только политические партии становятся участниками избирательного процесса на федеральном и региональном уровне и получают право выдвигать кандидатов, агитировать за них, создавать избирательный фонд и обладать иными полномочиями. Другие общественные объединения могут участвовать в выборах только на местном уровне. Это не означает, что граждане, индивидуальные участники избирательного процесса лишены подобных прав: они так же могут выдвигать кандидатов и проч. Повышение роли партий - главное достижение закона о политических партиях, отраженное и в законе "Об основных гарантиях..."

Во-вторых, и это чрезвычайно важно. Мы уже дожили до такого момента в развитии нашей политической системы, когда политические партии должны выйти за пределы Садового кольца и иметь прочное представительство в регионах. Такая задача ставилась, но не имела организационной основы для воплощения. Теперь в законе о партиях описано, каким требованиям они должны отвечать: в партии должно состоять не менее 10 тысяч человек, при этом в более чем в половине регионов политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее ста членов. Нужны обеспечения и в избирательном законодательстве. Проект закона обязывает распределять половину депутатских мандатов в региональных парламентах по пропорциональной системе. Половина состава регионального законодательного органа будет избираться по спискам и будет представлена политическими партиями. Эта очень серьезная новелла по существу влечет переустройство законодательных органов в субъектах. И она будет реализовываться, во-первых, при условии регистрации на территории региона не менее трех партий, и, во-вторых, когда региональное законодательство будет приведено в соответствие с этим федеральным законом. На это будет дан год.

Этим партийная тематика не исчерпывается. Предусмотрены различные привилегии партиям, стимулирующие их развитие. Основная преференция: партия, допущенная к распределению мандатов в Государственной Думе (или, скажем, в региональном парламенте, но прежде всего - в Думе), сможет участвовать во всех следующих выборах, не собирая подписи и без внесения залога. Конечно, это очень серьезное облегчение участия в выборах для партии. Впрочем, нам пришлось потратить довольно много усилий, чтобы отстоять свою позицию в Думе, где очень многие депутаты предполагали, что эта преференция вступит в силу с момента принятия закона, то есть будет распространена на партии, представленные в существующей Думе. Проект предусматривает другой вариант: в 2003 году пройдут первые выборы в Думу по новому закону, и все зарегистрированные в соответствии с законом о политических партиях партии примут участие в выборах, имея равные стартовые условия. По итогам выборов 2003 года партии, получившие поддержку значительной части избирателей и допущенные к распределению мандатов депутатов Государственной Думы, получат и предусмотренные законом "Об основных гарантиях..." привилегии и смогут на любых выборах, в том числе региональных, выдвигать кандидатов без сбора подписей или внесения залога.

В зависимости от успеха на выборах партии будут получать деньги из бюджета. Все преодолевшие 3%-ный барьер будут иметь определенную государственную поддержку v это обычная мировая практика. С одной стороны, партии получают приоритетное положение в избирательном процессе, с другой v значительно повысится их ответственность за избирательную кампанию и вообще за собственную судьбу. Число партий сильно не уменьшится v их будет, как можно предположить, порядка 20-30. Но зарегистрироваться как партия - это одно дело, а реальная поддержка населения - совсем другое: партии, которые будут участвовать в выборах, но наберут меньше 2% голосов избирателей, должны будут вернуть деньги за бесплатный эфир. А это очень большие деньги. Если они их не вернут, то на следующих выборах они уже бесплатного эфира не получат. А если они не будут участвовать в выборах, они потеряют статус партии. Поэтому придется очень серьезно думать, в какой форме участвовать в выборах: то ли претендовать на первые роли, учитывая возможные последствия, то ли искать другие формы - выступать, например, как второй эшелон, помогая лидерам.

Запрет региональных партий активно дебатировался, когда принимался закон о партиях. Звучала острая критика: региональные и федеральные политические интересы чрезвычайно различны, и закон обвиняли в ограничении права граждан на участие в жизни их региона. Были и иные осмысленные обвинения.

В самом деле, при подготовке и принятии закона о политических партиях этот момент был самым спорным и вызывал массу сомнений у самих разработчиков, я уже не говорю о тех, кто прямо поддерживает идею региональных партий. Это сложный вопрос, и оба ответа на него имеют свои "за" и "против". Выбранный в итоге способ был, конечно, оптимален для укрепления именно федеральной составляющей государства. Этот подход понятен: скрепить страну через усиленную партийную систему. Это довольно мощный способ.

Если партии хотят получить поддержку в регионе, они будут вынуждены им заниматься и выражать интересы населения этого региона. Если партий будет сравнительно немного и они смогут реализовывать свою политику в федеральном масштабе, то для граждан это будет иметь больший эффект. Я сама с самого начала очень неоднозначно относилась к такому выбору, но, раздумывая, пришла к выводу, что, возможно, этот вариант окажется вполне эффективным. При этом совершенно очевидно, что множество местных партий не имеют внятного лица и часто ориентируются на отдельных руководителей v ведь они тоже не выражают какой-либо политической идеи.

Каков финальный вариант коррекции требуемого порога явки? Это теперь острая политическая тема.

Действительно, это проблема, и здесь тоже есть две полярные позиции. Первая - вообще снять явку, поскольку по нашей конституции участие в выборах - право, а не обязанность гражданина. Сторонники этой точки зрения считают, что выбирают те, кто пришел на выборы, сколько бы их ни было, а все остальные должны с этим соглашаться, поскольку им никто не мешал прийти и выразить свою волю. Согласно другой позиции, власть при всех этих обстоятельствах должна тем не менее иметь определенную реальную поддержку населения. Ее можно вычислить только количественным способом. Тогда где этот порог? Самый распространенный вариант всегда был 25%. Он реализован в федеральном законодательстве и в законодательстве многих субъектов. Но сейчас в проекте закона предлагается минимальный порог явки v 20%. Однако предусматривается возможность устанавливать повышенный барьер - не менее 20%, но, к примеру, 40% или 50%, другими федеральными законами, например, о выборах президента или законами субъектов Федерации.

Фактически это означает 20%-ный барьер явки в большинстве регионов. Повышать порог никому не выгодно. Либо должна быть сильная оппозиция в парламенте.

Много может быть выводов. Это в определенной степени компромиссная конструкция. Посмотрим, что из этого выйдет, прежде всего, пройдет ли такая схема. Посмотрим.

Реформируются, как мы слышали, избирательные комиссии. Каким образом?

Чрезвычайно важно, что в проекте проходит линия на повышение ответственности избирательных комиссий за свою работу. Это касается, например, расширения оснований расформирования комиссий, расширение возможности общественного контроля, пока открытым для обсуждения остается вопрос о пределах представительства политических партий в составе комиссий. Сегодня по закону не менее трети состава комиссии формируется по предложениям политических партий, что не мешает сформировать комиссию так хоть целиком. Есть такие предложения: а не повысить ли нам участие партий в комиссии до половины ее состава или, может быть, вообще не ограничивать? В любом случае кандидаты на членство в избирательной комиссии должны знать, что их ожидает довольно сложная работа, требующая профессиональных знаний.

Избирательное законодательство весьма сложно, в Академии Госслужбы сейчас проходит обучение руководителей (председатель, заместитель и секретарь) всех комиссий субъектов РФ. Будут повышать свою квалификацию и представители окружных, территориальных, муниципальных, участковых комиссий. Это будет способствовать повышению ответственности за выполняемую работу.

Мы нашли определенный компромисс в сфере возможности влияния вышестоящих комиссий на состав нижестоящих. Это прежде всего касается отношений ЦИКа и комиссии субъекта, куда ЦИК будет предлагать две обязательные кандидатуры. Само собой разумеется, что ЦИК будет предлагать не москвичей, а выбирать из авторитетных людей, работающих на месте и способных по своим профессиональным качествам занять это место. Комиссии субъектов, в свою очередь, будут пользоваться этим правом в отношении муниципальных комиссий. А остальные комиссии - территориальные, участковые - вообще будут полностью формироваться вышестоящими. Но, конечно, из кандидатур, предложенных всеми участниками процесса: политическими партиями со своей обязательной квотой, другими общественными организациями, местным самоуправлением, избирателями и так далее. Ни одна вышестоящая комиссия не сможет сама назначить нижестоящую по своему желанию. Система в итоге выстраивается более стройная, и возрастает ответственность нижестоящих комиссий перед вышестоящими за правильное применение законодательства.

Опыт последних выборных кампаний действительно показывает, что через независимые избиркомы легко завести выборы в процессуальный тупик. Тем не менее в Думе слышна острая критика "вертикали избиркомов". Либералы говорят о расширении административного ресурса Кремля и ЦИКа.

Мы убеждены, что это не так. Почему возникла эта проблема? Она ведь родилась не из каких-то амбиций Центризбиркома, а из практики деятельности местных комиссий. Эта практика показала, что они находятся под очень сильным прессом местных властей. Незначительная часть айсберга (выборы в Якутии - ред.) видна всем, а огромная сфера взаимоотношений комиссий и органов власти - на субъектном и муниципальном уровнях - остается в тени. Предлагаемое выстраивание комиссий и внесение элемента властных полномочий со стороны вышестоящих избиркомов все-таки в какой-то степени освобождает, вытаскивает комиссии из-под пресса местных властей. Это основная идея.

Кроме того, при таком подходе гораздо легче будет достигаться единообразие в применении законов. Закон для нас один - "Об основных гарантиях-". Мы в своих разъяснениях, в письмах, рассматривая жалобы, проводим определенную линию, обеспечивающую единообразное понимание и применение этого закона, и при такой системе это будет сделать легче. Даже в судах местного уровня - и то нет никакой единой трактовки законодательства. Эта практика настолько разнится по разным регионам, что свести ее воедино очень сложно. Смысл предлагаемых нововведений в том, чтобы обеспечить соблюдение федеральных стандартов избирательных прав граждан.

Все это поддержано в Думе. Осталось решить последний вопрос: что делать, если отклонены две кандидатуры председателя избирательной комиссии субъекта, предложенные Центризбиркомом? Пока предлагается, что в таком случае ЦИК назначает председателя. На наш взгляд, это чисто гипотетическая ситуация, которая вряд ли когда-нибудь возникнет на практике. Никто не будет предлагать человека, которого комиссия не поддерживает.

Череда скандалов вокруг снятия кандидатов стала проблемой самих основ государственного устройства. Что вы предлагаете?

Этот блок также претерпел значительные изменения. В минувших избирательных кампаниях большой критике подвергалась практика избирательных комиссий, как Центральной, так и нижестоящих, которые, выполняя, между прочим, прямую норму закона, занимались подсчетом машин, дач, квадратных метров жилья кандидата, сравнивая представленные им сведения с результатами проверки. За неточности кандидата снимали с регистрации - так сформулирован действующий закон, и нужно было его применять.

Теперь перечень оснований для отказа в регистрации носит исчерпывающий характер. Некоторые будут действовать автоматически: например, не собрал всех нужных документов v отказ. Другие будут связаны с совершенно бесспорными вещами, такими, как нехватка количества подписей или существенная недостоверность предоставленных сведений о личности. Например, это касается фамилии, имени, отчества, образования, места жительства, гражданства иностранного государства, судимости - того, что лежит в сфере публичного права и потому достаточно важно для избирателей. Все, что касается доходов и имущества, не будет являться основанием для отказа в регистрации ни на каком этапе. Если будут выявлены различия между сведениями, предоставленными кандидатами и реальным положением дел, комиссия будет обязана довести эти факты до сведения избирателей. И все.

Снятие с регистрации предполагает теперь еще более жесткие условия. Только через суд, и больше никак. И даже суд будет ограничен в сроках принятия решения. Предлагается трехдневная "мертвая зона" (обсуждался и вариант пяти дней), когда кандидата снять уже вообще нельзя. Решение суда должно быть принято не позднее чем за три дня до голосования.

Чем три мертвых дня принципиально меняют ситуацию?

Идеальных решений здесь нет. Это палка о двух концах. Теперь в течение определенного времени кандидат может делать что угодно, и его никто не снимет. Но зато будет меньше сюрпризов для избирателей, как было в том же Ханты-Мансийском округе, когда одного из основных кандидатов сняли прямо накануне выборов в субботу. Нельзя так поступать с избирателями, это сбивает их с толку, мешает осознанному волеизъявлению. Теперь закон в значительной степени апеллирует уже к самому избирателю v пусть он решает, избирать или не избирать. Есть целый ряд оснований, по которым суд сможет снять с регистрации. В основном это будет касаться нарушений в области финансирования избирательного фонда и злоупотребления служебным положением. Это достаточно серьезные основания для снятия с регистрации.

Нужно иметь в виду, что снятие кандидата непосредственно перед днем голосования никогда не бывает случайным. Это всегда элемент политической игры, победы одних сил над другими. Иначе не бывает. А главный участник v избиратель - просто выводится из процесса. Выборы существуют для того, чтобы народ осуществил свое право, у нас по Конституции народовластие, а тут все решают без него: снимают иногда главного претендента, а он уже лишен возможности защитить свои права. И эти три дня v это компромиссный срок. Звучало предложение увеличить его до 15 дней. Но это уже чересчур. Три дня - минимальный срок, чтобы избиратель, выходя на избирательный участок, уже точно знал, между кем он будет выбирать.

И эта мертвая зона не предполагает возможности обжалования?

Эта позиция до сих пор обсуждается. Дело не только в избирательном законодательстве, но и в ГПК. Лучшее решение - чтобы за три дня все споры были кончены. Для этого нужно еще в ГПК предусмотреть соответствующие сроки - не слишком большие для нас и реальные для суда. Или идти другим путем: судебное решение принимается, но если оно ведет к снятию, оно не вступает в силу. А после выборов идет кассация. Думаю, что здесь вообще не может быть идеального решения.

Еще одна сторона проекта - значительное расширение гласности и участия общественности в избирательном процессе. Более подробно прописаны права наблюдателей, которые не позволят, например, посадить их в дальний угол, откуда они ничего не увидят, подчеркивают их право ознакомиться со списками избирателей после подсчета избирателей, знакомиться с бюллетенями. Еще одна очень существенная для кандидата норма: не позднее чем за двое суток до вынесения решения о регистрации комиссия обязана предъявить кандидату результаты проверки подписей. Вспомните знаменитое ростовское дело, когда кандидат в губернаторы Иванченко получил результаты проверки подписных листов буквально в последний час перед вынесением решения и не мог вовремя представить свои возражения. Наконец, мы, настаивая на более широком применении техники, предлагаем придать юридическую силу протоколу с цифрами, полученными техническим подсчетом. Мы абсолютно убеждены, что подсчет через компьютер на участке намного надежнее, лучше защищен от искажений, чем ручной подсчет.

Какие возможны изменения теперь, когда закон будет обсуждать Дума?

Десять из двадцати спорных вопросов, оставшихся после согласований в рабочей группе, уже одобрены комитетом по госстроительству в редакции ЦИКа. Что-то нужно доработать. Кое-что не принято комитетом. Например, комитет принял вариант формирования избирательных комиссий субъектов только законодательными органами субъектов, а избранные губернаторы лишены этого права. Это повлечет гарантированное вето Совета Федерации, и я не уверена, что и с этим согласится президент. Согласовательные процедуры приведут к значительной задержке вступления закона в силу, а это очень нежелательно. Но голосование в комитете v это еще не голосование в Думе: все может сложиться так, что на пленарном заседании паритетный порядок формирования комиссии субъекта будет восстановлен, кроме того, мы приняли предложение комитета подробнее прописать статус участковых избирательных комиссий и некоторые другие детали.

Вот приняли новую редакцию закона. Куда идти дальше?

Процесс совершенствования законодательства бесконечен. Мы хорошо понимаем сложности нынешнего этапа. Верховный суд прав, когда критикует нас за постоянные изменения законодательства. Но у нашей избирательной системы слишком юный возраст, чтобы мы сразу вышли на идеальный конечный вариант. После принятия закона "Об основных гарантиях..." будут внесены проекты соответствующих изменений в закон "О выборах депутатов Думы и Президента", а также новая редакция конституционного закона о референдуме РФ. На следующем этапе - через цикл, когда будут избраны новая Дума, Президент - надо будет вести речь о Федеральном избирательном кодексе. Избирательные нормы приобретут унифицированный вид, и тогда уже будет принят стабильный акт на многие годы вперед. Вот такая перспектива.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21:03 «Юрий Долгорукий» провел залповый пуск ракет «Булава»
20:46 Кудрин рассказал об участии в разработке новейшего оружия
20:21 Глава Facebook отчитался Европарламенту о безопасности пользователей
20:04 Трамп подтвердил готовность отказаться от встречи с Ким Чен Ыном
19:51 Госдума одобрила повышение стоимости голоса избирателя на выборах президента
19:27 В Росстате зафиксировали сокращение численности населения России
19:21 Крымский мост прошел чин освящения
19:04 Эрмитаж подал иск к Пирумову на 856 млн рублей
18:57 ФИФА закрыла все дела о применении допинга российскими футболистами
18:41 Дума отклонила законопроект о выдаче водительских прав с 16 лет
18:24 Нью-йоркскую фондовую биржу впервые за 200 лет возглавит женщина
18:17 Астероид-нарушитель оказался выходцем из другой планетной системы
17:48 Бинбанк и «Открытие» сообщили о сделках с признаками вывода активов
17:24 В Дебальцево подорвали рейсовый автобус
17:23 Путин подписал указ о создании НКО «Россия — страна возможностей»
17:04 Мариничев предложил Генпрокуратуре проверить действия Роскомнадзора
16:57 Прокуратура заняла первое место в рейтинге доверия опрошенных россиян
16:34 Израиль впервые использовал истребитель F-35 в бою
16:24 Ритейлеры допустили рост цен из-за закона о контрсанкциях
16:06 Audi отзовет более 11 тысяч машин для обновления ПО
15:53 Госдума рассмотрит возможность присвоения законам имен их авторов
15:47 63% опрошенных россиян не одобрили проведение ЕГЭ
15:20 Ройзман отказался баллотироваться в мэры Москвы
15:11 В Сочи отключили телевидение и радио из-за ЧМ-2018
14:52 Великобритания опровергла отказ принимать российские дипломы
14:32 Россия оценила ответ на введение пошлин США в полмилиарда долларов
14:30 Картина Клода Моне из серии «Вокзал Сен-Лазар» будет продана на аукционе
14:16 СМИ рассказали о согласии Шувалова возглавить Внешэкономбанк
13:57 Дума утвердила Кудрина главой Счетной палаты
13:55 Глава СКР Александр Бастрыкин за год вдвое увеличил свой доход
13:30 Песков призвал не верить слухам о неудачных тестах российских ракет
13:12 Первое заседание нового кабмина прошло без пяти министров
13:04 Предок всех плацентарных млекопитающих питался насекомыми
12:56 Министерство просвещения ответило на жалобу издателей учебников Путину
12:26 Полиция задержала пресс-секретаря Навального Киру Ярмыш
12:06 РФС создаст футбольную сборную из игроков до 20 лет
12:04 Кенсингтонский дворец опубликовал официальные свадебные фото принца Гарри
11:49 Банк России показал памятную банкноту к ЧМ-2018
11:44 СМИ обнаружили намеренные ошибки в твитах Трампа
11:26 МЧС сообщило о ликвидации пожара на полигоне в Удмуртии
11:16 Дума приняла закон о контрсанкциях
11:14 В Госсовете Крыма отреагировали на предложение уничтожить Крымский мост
11:04 Более ста тысяч лет назад кашалоты пролезли сквозь бутылочное горлышко
10:57 В РЖД предложили вносить дебоширов в «черный список»
10:41 Ройзман заявил о продолжении политической карьеры после отставки
10:35 Около российской базы в Хмеймиме сбит беспилотник
10:26 Путин и Золотов рассказали о событиях августа 1991 года
10:09 «АвтоВАЗ» отказался от Lada Priora и Granta
09:54 Киев признал возможным обмен главы РИА Новости Украина на Сенцова
09:38 Борис Джонсон посулил ужесточение антироссийских санкций после Brexit
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.