Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
9 декабря 2016, пятница, 06:50
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

13 мая 2002, 17:23

Эмиграция из России по данным зарубежной статистики

Над темой работал Михаил Денисенко

Сюжет данной статьи неоднократно обсуждался автором с коллегами из Отдела народонаселения ООН в рамках работы над темой "Международная миграция в странах с переходной экономикой". См. United Nations, Population Division, International migration from countries with economies in transition 1980-2000. Diskette Documentation. ESA/P/WP.166. 8=may 2001.


Илья Репин
Не ждали

Эмиграция россиян в дальнее зарубежье по российским данным

При изучении истории российской международной миграции исследователи часто опираются на зарубежные статистические источники. Так, на их основе были выполнены оценки объемов эмиграционного потока из Российской империи в Северную Америку, белой эмиграции в период гражданской войны и революции, эмиграции советских граждан на Запад после Второй мировой войны. Зарубежные источники иногда оказываются не менее, а порой даже более значимыми по сравнению с национальными. Видимо, не следует пренебрегать ими и при изучении нынешней эмиграции россиян. Официальные статистические данные тех государств, куда въезжают эмигранты из России, несомненно, могут пополнить наши знания о далеко не всегда прозрачном, нелегко поддающемся учету процессе эмиграции.

С конца 1980-х годов, после открытия государственных границ СССР, миграционные связи бывших союзных республик с другими государствами заметно расширились. В частности, число эмигрантов из России в 1990 году более чем в 36 раз превысило число эмигрантов за 1986 год. В последующие годы эмиграционный поток из страны стабилизировался на уровне 100¦ 15 тысяч человек (см. рис. 1 и табл. 1). Всего за 1989-1999 годы, по российским данным, из страны в дальнее зарубежье выехало на постоянное место жительства 1046 тысяч человек.

Рисунок 1. Эмиграция из России в 1980-1999 годах
(по данным МВД)

Таблица 1. Эмиграция из Российской Федерации в Германию, Израиль, Канаду, США и Финляндию
(по данным МВД России, человек)

Страны 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Всего 103694 88347 103117 113913 105369 110313 96665 84823 83674 108263

В том числе

Германия 33754 33705 62697 72991 69538 79569 64420 52140 49186 52832
Израиль 61023 38744 21975 20404 16951 15198 14298 14433 16880 36317
Канада 179 164 292 661 874 754 1 003 1 300 1440 1837
США 2322 11017 13200 14890 13766 10659 12304 12466 10753 11078
Финляндия 450 583 451 536 586 603 728 755 798 1068

Источник: Демографический ежегодник России 1999 год. М., 2000.

В "Демографическом ежегоднике России" и других официальных изданиях сведения о миграции между Российской Федерацией и странами вне СНГ и Балтии приводятся по данным МВД России. Число эмигрантов, или выбывших за пределы России, определяется как число лиц (включая постоянно проживающих на территории России иностранцев и лиц без гражданства), получивших разрешение на выезд из страны для постоянного проживания за рубежом. В опубликованных материалах за 1987-1999 годы из числа получивших разрешение на выезд исключаются те, кто впоследствии отказался от выезда.

Следует также учитывать, что российское определение международной миграции охватывает только ту часть долговременных международных перемещений, которая связана с переменой постоянного места жительства. Проще говоря, в число эмигрантов или иммигрантов попадают те, кто заявляет, что навсегда уезжает из России или приезжает в Россию. Российский гражданин, который выезжает по контракту работать или учиться в страны дальнего зарубежья сроком более 1 года, как правило, в число эмигрантов, зафиксированных российской статистикой, не попадает.

Помимо данных МВД существуют также оценки эмиграции, выполненные Госкомстатом Российской Федерации. Они основаны на данных о снятии эмигрантов с учета по месту жительства. Оценки величины эмиграционного оттока Госкомстата оказываются меньше оценок МВД (в отдельные годы - почти на 25%).

Эмиграция россиян в дальнее зарубежье по данным принимающих стран

Согласно российским данным, в конце 1990-х годов почти 97% эмиграционного оттока из России направлялось в 5 стран: Германию, Израиль, Канаду, США и Финляндию. Привлекая данные текущего учета международной миграции этих стран, сравнивая их с российскими данными, можно попытаться скорректировать оценку числа тех эмигрантов из Российской Федерации, которые отправились за рубеж на постоянное место жительства (ПМЖ) или, как минимум, на длительный срок.

Ясно, что эмигранты из России в других странах рассматриваются как иммигранты. В Германии, Канаде, США и Финляндии регистрация иммигрантов именно из Российской Федерации началась сразу после распада СССР - в 1992 году. В израильских статистических публикациях распределение иммигрантов из СССР по бывшим союзным республикам начинается с 1990 года.

В иммиграционной статистике Германии, Израиля, Канады, США, Финляндии и других стран Запада выделяется группа иммигрантов из бывшего СССР, которые в качестве своего последнего места жительства или места рождения указывают СССР, а не какую-нибудь бывшую союзную республику. Доля таких нераспределенных мигрантов была особенно значимой в первой половине 1990-х годов, а затем, по мере улучшения качества учета и изменения состава мигрантов, постепенно уменьшалась. Так, в канадских данных за 1992 год доля не распределенных по союзным республикам иммигрантов составляла 82% от общего числа иммигрантов из СССР, а в 1998 году - всего 12%. Это обстоятельство побуждает при сравнительном анализе статистических данных использовать не только явные оценки российской иммиграции из национальных статистических публикаций, но и скорректированные оценки с учетом нераспределенных иммигрантов из бывшего СССР (1). Как явные, так и скорректированные зарубежные оценки числа иммигрантов из России в соответствующие страны приведены в табл. 2.

Таблица 2. Иммигранты из Российской Федерации
(по данным статистики Германии, Израиля, Канады, США и Финляндии, человек)

Страны 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
Германия - - 84509 85451 103408 107377 83378 67178 58633
- - 104616 106430 115930 117253 90807 74185 65241
Израиль 45522 47276 24786 23082 24612 15707 16488 15290 -
46351 47419 26911 25244 24858 16320 16727 15461 -
Канада - - 151 832 1242 1724 2462 3729 4295
- - 875 1343 1532 1983 2634 4258 4913
США - - 8857 12079 15249 14560 19668 16632 11529
- - 9889 13772 17072 16562 20794 17656 14392
Финляндия - - 2572 1735 1681 1844 2001 2386 2469
- - 2670 1747 1697 1857 2007 2396 2469

Примечание: Для каждой страны: верхняя строка - оценка по опубликованным национальным данным; нижняя строка - оценка, полученная с учетом нераспределенных иммигрантов из бывшего СССР.

В таблице 3 представлено сопоставление российских оценок эмиграции на постоянное место жительства в Германию, Израиль, Канаду, США и Финляндию с оценками иммиграционных потоков в эти государства из России, выполненными статистическими службами этих государств. Это сопоставление позволяет предположить, что эмиграционный отток из России был выше зарегистрированного в России как минимум в 1,2 раза. Наиболее сильно российские данные расходятся с канадскими и финскими.

Таблица 3. Отношение зарубежных оценок числа иммигрантов из России к российским оценкам числа эмигрантов в Германию, Израиль, Канаду, США и Финляндию

Страны 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
Германия = = 1,35 1,17 1,49 1,35 1,29 1,29 1,19
= = 1,67 1,46 1,67 1,47 1,41 1,42 1,33
Израиль 0,75 1,22 1,13 1,13 1,45 1,03 1,15 1,06 =
0,76 1,22 1,22 1,24 1,47 1,07 1,17 1,07 =
Канада = = 0,52 1,26 1,42 2,29 2,45 2,87 2,98
= = 3,00 2,03 1,75 2,63 2,63 3,28 3,41
США = = 0,67 0,81 1,11 1,37 1,60 1,33 1,07
= = 0,75 0,92 1,24 1,55 1,69 1,42 1,34
Финляндия = = 5,70 3,24 2,87 3,06 2,75 3,16 3,09
= = 5,92 3,26 2,90 3,08 2,76 3,17 3,09

Примечание: числа в ячейках таблицы представляют собой соответствующие отношения значений в ячейках таблицы 2 к значениям в ячейках таблицы 1.

Конечно, нельзя считать безупречными и зарубежные оценки. Но однотипный характер отклонений этих оценок от российских во всех странах - их оценки всегда выше, чем российские, - довольно надежно свидетельствует о том, что эмиграционный отток в России недооценивается.

Причины такого недоучета требуют детального изучения. Без этого в стране нельзя наладить систему надежной регистрации иммиграции и эмиграции. Главная из этих причин, на наш взгляд, кроется в том, что сегодня значимость такого источника данных, как учет разрешений на выезд, уменьшилась. Человек, собравшийся уехать в другую страну на несколько лет или даже на постоянное место жительства, может вполне обойтись и без такого разрешения. Многим оно просто не нужно: это позволяет сохранить в России жилье, часто - место работы или учебы и в конечном итоге обезопасить себя от возможных рисков, связанных с иммиграцией.

Германия - главная страна выезда (2)

Тема иммиграции является для Германии одной из самых животрепещущих, поскольку, согласно немецкой статистике, на 1 января 1998 в стране находилось 7,3 миллиона иностранцев. Почти каждый 11-й житель Германии - иностранец. Правительство Германии проводит активную миграционную политику и одновременно разрабатывает эффективные программы, направленные на экономическую и культурную адаптацию иммигрантов и особенно их детей.

Определения международных мигрантов в Германии отличаются от тех, которые рекомендует ООН. Иностранные граждане считаются иммигрантами, если они получили разрешение на жительство и собираются остаться в Германии по крайней мере на 3 месяца и более. Другую категорию иммигрантов представляют граждане Германии и лица немецкого происхождения (Aussiedler), которые возвращаются на свою историческую родину и практически автоматически становятся гражданами Германии. Следует отметить, что разработка данных по большинству социально-демографических характеристик иммигрантов ведется только по Aussiedler. К эмигрантам относятся все выбывшие из Германии независимо от их гражданства сроком на 3 месяца и более.

Таким образом, сравнивать немецкие и российские данные можно, основываясь на некоторых существенных допущениях. Немецкая статистика включает в свои оценки иммиграционных потоков как краткосрочные, так и долгосрочные перемещения. Из-за этого, в частности, различия между российскими и немецкими данными достигают существенных величин (табл. 3). При этом иммиграцию лиц немецкого происхождения в Германии рассматривают как долгосрочную миграцию. Если с этой точкой зрения согласиться, то в этом пункте российские данные становятся сопоставимыми с немецкими оценками. Можно также предположить, что сальдо миграции отражает величину долговременной миграции в Германию, поскольку те, кто приехал на короткий срок - менее одного года, - должны были вернуться в Россию.

Иммиграция из Российской Федерации и бывшего СССР играет значительную роль в жизни современной Германии. Согласно немецким данным, в Германию за 1990-1998 годы из бывших союзных республик прибыло более 2,2 миллиона человек, что составило 21,5% от всего числа прибывших в страну за указанный период. Более 1,5 миллиона иммигрантов составили лица немецкого происхождения, 675 тысяч - иностранцы. Иммигранты из бывшего СССР прибывают в основном из Казахстана и Российской Федерации. На них приходится 42,6% и 36,6% соответственно от всех прибывших в Германию из бывших союзных республик, 53,4% и 36,9% прибывших Aussiedler, 21,7% и 36,1% иммигрантов-иностранцев.

Непосредственно из России в Германию за период с 1992 по 1998 год прибыло от 590 тысяч (по опубликованным оценкам) до 674 тысяч человек (с учетом "иммигрантов из бывшего СССР"). Из них лица немецкого происхождения составляли от 392 до 458 тысяч, иностранцы (в первую очередь российские граждане) - от 198 до 218 тысяч человек. Максимальный приток иммигрантов из России - более 100 тысяч человек - наблюдался в 1994 и 1995 годах (табл. 2 и рис. 2).

Рисунок 2. Иммиграция в Германию из России в 1992-1998 годах

Примечание: оценка - скорректированные немецкие данные с учетом "мигрантов из бывшего СССР".

Согласно российским данным, за 1992-1998 годы в Германию эмигрировало 450,5 тыс. человек. Пик эмиграционного оттока пришелся на 1995 год. В этот год иммиграционный приток в Германию лиц немецкого происхождения достиг максимальной величины, как по российским, так и по немецким данным. Согласно российским данным, с 1993 по 1998 год из страны выбыло 243 тысячи немцев, что составило примерно половину всего эмиграционного оттока в Германию. По немецким данным, эта величина составляла как минимум 331,8 тысячи человек, или 65% от общей численности иммигрантов.

По немецким источникам, обратный эмиграционный отток в Россию составлял в указанный период от 90 до 98 тысяч человек, причем из них порядка 16-18 тысяч составляли немцы. Следовательно, сальдо миграционного обмена между Германией и Россией, вероятно, находилось в интервале 500-570 тысяч человек в пользу Германии. Эту величину примем за оценку долговременной иммиграции из России в Германию. При такой гипотезе число долгосрочных иммигрантов по немецким оценкам в 1,1-1,25 раза превышало число эмигрантов из России в Германию по российским данным. Сравнение же всех иммигрантов из России, зафиксированных немецкой статистикой, с российскими оценками по эмиграции в Германию обнаруживает большее расхождение между данными (табл. 3).

Особая роль России для Израиля (3)

В Израиле иммиграция рассматривается не просто как жизненно важный с точки зрения экономического и демографического развития процесс, но и как один из ключевых элементов государственной идеологии. Поэтому не приходится удивляться тому, что иммиграционный поток в страну подлежит тщательному статистическому наблюдению. С целью содействия ускоренной и безболезненной адаптации иммигрантов в Израиле создано Министерство абсорбции иммигрантов. Контроль над иммиграционными процессами опирается на разработанную законодательную базу, основу которой составляют Закон о возвращении или Закон о въезде в страну.

Определение международного мигранта в национальной статистике Израиля отличается от того, которое рекомендует ООН. Граждане других государств, приезжающие или уезжающие из Израиля, при пересечении границы заполняют специальные формы в соответствии с выданным им типом визы: иммиграционная, туристическая, на временное проживание и др. Сведения о лицах с иммиграционной визой затем передаются в регистр населения. Согласно определению, иммигрантом в Израиле считается гражданин другого государства, который въезжает в Израиль с целью постоянного проживания в соответствии с положениями Закона о возвращении или Закона о въезде в страну. Кроме того, в статистике международной миграции Израиля выделяется такая специфическая категория, как "потенциальные иммигранты". Согласно циркуляру Министерства внутренних дел, с 1991 года к этой категории относятся лица, которые прибыли в страну по иммиграционной визе или сертификату в соответствии с Законом о возвращении с намерением остаться в Израиле сроком до 3 лет с целью выяснения условий для поселения в качестве иммигрантов. Потенциальные иммигранты включаются в общее итоговое число иммигрантов за год. В целом в Израиле налажен надежный учет иммигрантов с их различными социально-демографическими характеристиками.

Международная миграция граждан Израиля определяется иначе, чем иностранцев. В категорию "выехавшие израильтяне" попадают те граждане Израиля, которые собираются пробыть за границей 365 дней и более, но до отъезда пробыли в Израиле как минимум 90 дней. К категории "возвращающиеся граждане Израиля" относятся те, кто прожил за рубежом 365 дней и более и намеревается остаться в Израиле как минимум на 90 дней.

За период с 1919 по 1989 год в Израиль прибыло 270 тысяч иммигрантов, рожденных на территории бывшего СССР, или примерно 12% от общего числа иммигрантов за этот период. С 1990 по 2000 год Израиль принял более 870 тысяч уроженцев бывших союзных республик. Эта величина составила 26% от общего числа в 3333 тысячи зарегистрированных иммигрантов, прибывших в Израиль с 1919 по 2000 год.

Распределение мигрантов по республикам бывшего Союза как предыдущему месту проживания в израильской статистике приводится с 1990 года. За период с 1990 по 1997 год большая часть иммигрантов прибыла из Украины (более 225 тысяч), Российской Федерации (более 220 тысяч), Узбекистана (около 70 тысяч) и Белоруссии (более 61 тысячи). Процентное распределение иммигрантов за 1990-е годы между основными ареалами их происхождения представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Распределение иммигрантов в Израиль по основным регионам их происхождения

Определения эмигрантов в России и иммигрантов в Израиле в целом идентичны, поскольку главный критерий их определения - выезд из страны и въезд в страну с целью постоянного проживания - совпадает. В общем, за 1990-1997 годы между российскими данными по эмиграции в Израиль и израильскими данными по иммиграции из России соблюдается баланс. По российским данным, в Израиль выбыло чуть более 203 тысяч человек, по израильским - из России прибыло порядка 215 тысяч человек. Однако в отдельные годы наблюдаются достаточно существенные различия. Так, в 1990 году, согласно данным МВД СССР, разрешение на выезд в Израиль получила 61 тысяча жителей РСФСР. По израильской статистике, в страну прибыло чуть более 45 тысяч человек из Российской Федерации (с учетом потенциальных иммигрантов). Вероятно, не все из тех, кто получил разрешение на выезд из России, воспользовались им, а часть выехавших отправилась не в Израиль, а в другую страну. В последующие годы различия между статистическими оценками двух стран сократились, но при этом наблюдалось устойчивое превышение израильскими оценками российских (табл. 3). В 1995-1997 годах разница между ними составила примерно 10%. Со всей степенью осторожности предположим, что вероятный поток иммигрантов из России в Израиль в 1,1 раза больше эмиграционного оттока, отмеченного в российских статистических справочниках.

В Канаде российская иммиграция пока незначительна (4)

В Канаде, как и в США, иммиграционные процессы играли и продолжают играть одну из ключевых ролей в формировании населения страны. Страна имеет давние традиции учета иммиграционных процессов и контроля над ними. В современной Канаде законодательную базу, регулирующую международные миграционные перемещения, определение основных категорий мигрантов составляют Иммиграционный акт 1976 года и Иммиграционные правила 1978. Контроль над миграционными процессами осуществляет Департамент гражданства и иммиграции.

Согласно принятому в Канаде определению, к иммигрантам относятся люди, которые переселяются в страну с целью постоянного проживания (landing). Это определение соответствует определению эмигрантов, принятому в России. Именно на иммигрантах будет сосредоточено далее наше внимание. В канадской статистике разрабатывается информация и по другим видам международных перемещений. Так, к долговременным визитерам (long-term visitors) относятся те люди, которые прибыли в Канаду на срок более чем один год. Соответственно, в число кратковременных визитеров (short-term visitors) попадают те, кто прибыл в страну на срок менее чем один год. Важное место в статистике Канады занимает временное иностранное население. К нему относят тех, кто прибыл в страну кленового листа с разрешением работать или учиться, беженцев и некоторые другие категории лиц, прибывших из-за рубежа. На 1 июня 1999 года временное иностранное население Канады составляло 271 тысячу человек, из которых 77 тысяч были иностранные рабочие, 87 тысяч - иностранные студенты.

В 1990-х годах для Канады иммиграция из России не имела столь существенного значения, как для Израиля, Германии, Финляндии и даже США. В 1992 году доля выходцев из бывшего СССР составила только 1,3% из 250-тысячного иммиграционного потока в страну. Около 40% иммигрантов прибыли в тот год из Гонконга, Китая, Филиппин и Индии. Однако к 1998 году доля выходцев из СССР увеличилась и составила уже 6,3%. В конце 1998 года Россия заняла десятое место среди других государств по числу иммигрантов, обогнав давнего миграционного партера Канады - Великобританию.

Оценить объем иммигрантов из России (табл. 2) за период с 1992 по 1998 год можно только приблизительно, поскольку доля иммигрантов, не распределенных по бывшим союзным республикам как предыдущему месту проживания, составляла в 1992 и 1993 годах соответственно 82% и 38% от общего числа иммигрантов из СССР. В последующие годы эта величина колебалась между 6% и 18%. С учетом этих цифр можно предположить, что вероятная оценка числа иммигрантов из России находится в интервале от 14,5 до 17,5 тысячи человек. Согласно российским данным, в Канаду за тот же временной период отправилось 6,3 тысячи человек.

Таким образом, различия между канадскими и российскими данными весьма существенны, за отдельные годы они представлены в таблице 3. В среднем во второй половине 1990-х годов канадские оценки превышали российские в 2,6-3 раза.

Пик эмиграции в США пройден- столетие назад (5)

Для многих людей во всем мире понятия "богатство" и "иммиграция" ассоциируются с Соединенными Штатами Америки. С 1820 года - года начала непрерывной регистрации иммигрантов - по 1998 год в США въехало 64,6 миллиона человек. Данные по иммиграции разрабатывает Служба иммиграции и натурализации Соединенных Штатов, которая является подразделением Министерства юстиции. Основу иммиграционной статистики составляет информация по въездным визам и формам изменений в иммиграционном статусе. К иммигрантам в США относятся люди, которые получили на законных основаниях разрешение на постоянное проживание в США. В основном подобное разрешение получают в других странах мира. Однако с 1989 года его можно получить и в США, сменив статус неиммигранта (non-immigrant), временно находящегося на территории США, на статус постоянного жителя страны. Последняя категория лиц также включается в статистику иммиграции. Кроме того, согласно акту о беженцах 1980 года, беженцы, которые прожили в стране более 1 года, также могут получить статус постоянного жителя. По данным статистики, в 1992-1998 годах числа вновь прибывших иммигрантов и иммигрантов, получивших этот статус в самих США, были примерно равны. В 1989-1991 годах это соотношение было резко нарушено в пользу сменивших статус, так как в эти годы легализовали свое положение в США более 2,6 миллиона нелегальных иммигрантов и сельскохозяйственных рабочих по Акту о реформе и контроле 1986 года.

В формировании населения США иммигранты - выходцы из Российской империи - играли заметную роль на рубеже 19-20 веков. С 1891 по 1920 год в США из России прибыло 3 миллиона человек. После периода длительного затишья, обозначившегося в конце 1920-х годов, иммиграционный поток из бывшего СССР начал медленно оживать в 1970-х годах. Иммиграция в США заметно увеличилась вслед за открытием границ и распадом СССР. Более того, в середине 1990-х годов по ежегодному числу иммигрантов бывшие союзные республики занимали второе место после Мексики. Всего в США за период с 1990 по 1998 год насчитывалось более 450 тысяч иммигрантов из бывшего СССР, что составляет 5% от общего числа зарегистрированных иммигрантов в США за этот период.

В американских статистических изданиях, содержащих информацию по иммиграции, самой распространенной характеристикой происхождения иммигранта является не страна предыдущего места жительства, а место его рождения. Сравнивая эти данные для СССР за 1991-1998 годы, можно увидеть, что число иммигрантов, родившихся в бывших союзных республиках, на 10% больше числа иммигрантов, прибывших с их территории. Таким образом, часть иммигрантов - уроженцев бывшего СССР - прибыла в США из других стран. Российская Федерация фигурирует в американских справочниках чаще как место рождения иммигрантов. За 1992-1998 годы в США получили статус иммигранта 98,7 тысячи человек, которые родились на территории Российской Федерации, а с учетом поправки на нераспределенных иммигрантов из бывшего СССР - порядка 110 тысяч. Максимальное число иммигрантов приходится на 1996 год (табл. 2). Вместе с тем следует заметить, что из тех уроженцев Российской Федерации, кто получил статус иммигранта после 1991 года, 53,5 тысячи человек прибыли в страну до момента приобретения этого статуса как беженцы.

Сравнивать российские и американские данные - достаточно сложная задача. Во-первых, в американской статистике место происхождения иммигранта определяется чаще местом его рождения, а не страной его последнего места жительства. С учетом рекомендаций международных организаций и специфики российских данных для сравнения лучше использовать те оценки, где происхождение иммигрантов определяется по последнему месту жительства. Правда, следует заметить, что в конце 1990-х годов число иммигрантов, родившихся в Российской Федерации, было всего на 3% меньше числа иммигрантов, прибывших из Российской Федерации. Во-вторых, в статистике США оценки мигрантов приводятся не за календарный, а за фискальный год, который начинается 1 октября. В-третьих, заметная часть выходцев из России получила статус иммигранта, уже находясь в США в качестве беженца или неиммигранта (non-immigrant) (6), причем большая часть из них прожила в США один-три года или приехала туда в том же фискальном году. Возможно, этим обстоятельством объясняются расхождения между российскими и американскими данными в пользу российских для 1992 и 1993 годов (табл. 3). В 1996 году доля вновь прибывших иммигрантов составила примерно 35% среди всех выходцев из России, получивших статус иммигранта, в 1998 году - 55%. В-четвертых, в отличие от американской Службы иммиграции и натурализации, российская статистика практически не дает информации о том, кто и как получает разрешение на выезд в США.

Таким образом, при сравнении данных следует учитывать разницу между календарным и фискальным годом, а также то обстоятельство, что часть мигрантов получает статус иммигранта с временным лагом в 1-3 года. Сравнение данных показывает наличие существенных различий в годовой динамике иммигрантов между российскими и американскими оценками (см. табл. 3 и рис. 4). На рисунке прослеживается сходство тенденций между американскими данными за 1996-1998 годы и российскими за 1993-1995 годы, что, возможно, отражает временной лаг, с которым россияне получают статус иммигранта.

Рисунок 4. Иммиграция в США из России
(по данным МВД России и Службы иммиграции и натурализации США)

Число иммигрантов в США за 1996-1998 годы в 1,2-1,35 больше числа эмигрантов из России по российским данным. Эти оценки помогут определить вероятную величину недоучета в России эмиграции в США. Примерно такие же оценки можно получить, если сравнить ежегодные российские и американские данные за 1993-1998 годы (табл. 3). Вместе с тем, учитывая богатство американской статистики, эти выводы следует уточнить после ее детального изучения.

Иммиграция из России в Финляндию (7)

Финляндия относится к разряду государств, в которых налажен идеальный, с современной точки зрения, учет населения. В стране функционирует регулярно обновляемый централизованный регистр населения, который может предоставить разнообразную и надежную информацию по миграционным перемещениям. Определение внешних мигрантов в Финляндии соответствует определению, предложенному ООН. К эмигрантам относятся граждане Финляндии и иностранцы, покидающие страну на срок более года. В число иммигрантов попадают граждане Финляндии, возвращающиеся в страну после пребывания за рубежом более 1 года, и иностранцы, приезжающие в страну на срок более 1 года.

Миграционный обмен с бывшими союзными республиками, особенно с Российской Федерацией и Эстонией, играет заметную роль в функционировании миграционной системы Финляндии. В 1992 году из бывшего СССР прибыло более 50% от общей численности иммигрантов в Финляндию. К концу 1990-х годов эта доля снизилась до 30% главным образом за счет уменьшения иммиграционного притока из Эстонии. Более 20% всех иммигрантов приходится на Российскую Федерацию, и эта доля является достаточно устойчивой. Всего в Финляндию из России за период с 1992 по 1998 год сроком более чем на 1 год, прибыло порядка 15 тысяч, а выбыло в Россию - около 1200 человек. Последняя цифра в десятки раз отличается о тех, которые предоставляет Госкомстат по иммиграции в Россию из Финляндии. Финские оценки числа иммигрантов из России также существенно отличаются от российских, согласно которым в Финляндию с 1992 по 1998 год выбыло 4457 человек. Таким образом, за 7 лет миграционной прирост населения Финляндии за счет России составил около 13800 человек.

Любопытно, что если определять происхождение мигрантов не по стране последнего места жительства, а по их гражданству, то Финляндию прибыло около 16 тысяч российских граждан. Это значит, что часть российских граждан прибыла в Финляндию не из России. Следует также отметить, что если в начале 1990 года в Финляндии было зарегистрировано чуть более 4 тысяч граждан бывшего СССР, то в конце 2000 года численность только российских граждан равнялась 20,5 тысяч.

В какой-то степени различия между финскими и российскими оценками иммиграции объясняются различиями в определениях. Финское определение иммигрантов включает в себя не только тех, кто прибыл в страну на постоянное место жительства. В терминах долговременной миграции в России общее число эмигрантов в Финляндию (с поправкой на недоучет) примерно в 3 раза превышает величину зарегистрированного эмиграционного оттока.

Примечания
1. Вероятное (скорректированное) число иммигрантов равно числу явных иммигрантов из России плюс число нераспределенных иммигрантов из СССР, умноженное на долю России в общем, числе явных иммигрантов из всех бывших союзных республик. Под "явными" понимаются те иммигранты, которые указываются в официальных статистических публикациях России или других бывших республик.
2. Статистическую основу этого раздела составили издания разных лет Statistiches Bundesamt, Bevolkerung und Erwerbstatigkeit, Fachserie1, Reihe, Gebiet und Bevolkerung. Metzler-Poeschel Stuttgart.
3. В качестве исходных статистических материалов этого раздела использовались издания разных лет Central Bureau of Statistics, Immigration to Israel, Jerusalem, и Central Bureau of Statistics, Statistical Abstract of Israel, Jerusalem.
4. Статистические материалы для данного раздела взяты из издания "Citizenship and Immigration Statistics, Ottawa; Fact and Figures. Statistical overview of the temporary resident and refugee claimant population", Ottawa, за разные годы.
5. Статистические материалы для данного раздела брались из изданий разных лет: U.S. Immigration and Naturalization Service, Statistical Yearbook of the Immigration and Naturalization Service. U.S. Government Printing Office: Washington, D.C.; U.S. Bureau of the Census, Statistical Abstract of the United States
6. Среди лиц, временно находившихся на территории США в течение года, доля россиян незначительна. В 1996 году она равнялась лишь 0,6% от всех неиммигрантов, находившихся на территории Соединенных Штатов. Вместе с тем почти 3/4 всех неиммигрантов-выходцев из бывшего СССР составляли россияне.
7. По данным Statistical Yearbook of Finland за разные годы.


Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

02:17 Московский суд арестовал депутата из Новгорода за взятку в 2 млн долларов
02:03 Рогозин объявил о начале космического сотрудничества с Кубой
01:57 Хворостовский отказался от участия в опере из-за болезни
01:50 Обама снял ограничения на военную помощь союзникам
01:19 Британская палата общин поддержала выход страны из ЕС
00:41 Сенаторы попросили Трампа поскорее определиться насчет Украины
00:34 Боевики ИГ атаковали блокпосты возле Пальмиры
00:28 Греф назвал WeChat лучшей соцсетью в мире
00:22 Пенсионный фонд собрался уволить 10% сотрудников
00:14 СМИ узнали о кандидатуре главы Минтруда при Трампе
08.12 23:10 МИД РФ сообщил о приостановке боев в Алеппо
08.12 21:40 Путин вступился за пластиковые пакеты перед экологами
08.12 21:02 СМИ сообщили об увольнении второго за сутки директора департамента Минобрнауки
08.12 20:29 Роскомнадзор рассказал о конструктивной встрече с представителями LinkedIn
08.12 20:28 Белоруссия заплатила за российский газ авансом
08.12 19:57 Кадыров опроверг наличие в Чечне батальонов «Восток» и «Запад»
08.12 19:56 Путин призвал прокуратуру проверить компетентность российских судей
08.12 19:38 СМИ сообщили о назначении нового главы московской полиции
08.12 19:30 Рада установила фильтр для «антиукраинских» книг из РФ
08.12 19:12 Полонский отказался признавать вину в мошенничестве
08.12 18:58 В Новосибирске из-за снега введен режим ЧС
08.12 18:48 Путин пообещал обсудить с Собяниным вырубку парка «Кусково»
08.12 18:45 СМИ сообщили об отказе Исинбаевой бороться за пост главы ВФЛА
08.12 18:21 Биржевой курс евро упал до полуторагодового минимума
08.12 18:19 Путин наградил Доктора Лизу госпремией
08.12 17:49 Путин поручил пересмотреть закон об «иностранных агентах»
08.12 17:44 В кабмине отказались поддержать «людоедское решение» по абортам
08.12 17:23 Правительство отказалось обязывать нефтяников сокращать добычу
08.12 17:10 Один из «крымских диверсантов» пожаловался в СКР на пытки
08.12 17:02 Директора спортшколы поместили под домашний арест после гибели детей в ХМАО
08.12 17:00 СМИ сообщили о задержании сотрудников антикоррупционного управления МВД
08.12 16:37 Путин посмертно наградил погибших в Сирии медсестер и военного советника
08.12 16:16 Посол Евросоюза констатировал прохождение «дна» в отношениях с Россией
08.12 16:08 В Кремле о приезде в Москву экс-советника Трампа узнали из СМИ
08.12 15:50 СМИ узнали о решении боевиков «Джебхат ан-Нусра» покинуть Алеппо
08.12 15:45 Медведев утвердил стратегию борьбы с контрафактом в РФ до 2025 года
08.12 15:31 Предложено противоядие от угарного газа
08.12 15:22 Источник рассказал об обысках ФСБ в ГУЭБиПК МВД России
08.12 15:09 В Думе объяснили переброску чеченского спецназа в Сирию
08.12 14:51 «Газпром» подписал контракт по прокладке первой ветки «Турецкого потока»
08.12 14:40 Древесные кольца подтвердили слова летописцев
08.12 14:33 Впервые за два года в РФ выросли продажи автомобилей
08.12 14:19 МВД предложило составить списки «опасных» футбольных фанатов
08.12 14:03 Кировский губернатор вступился за Навального
08.12 13:54 В управделами президента ответили на жалобы депутаток Госдумы
08.12 13:32 Ростуризм разработает программу льготных туров для пенсионеров
08.12 13:29 Астрономы опровергли «клочковатость» темной материи
08.12 13:17 Обвинение попросило для генерала Сугробова 22 года колонии
08.12 13:13 Памфилова подтвердила дату президентских выборов в 2018 году
08.12 13:04 Дефицит бюджета России снизился до 2,16% ВВП
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.