Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
23 мая 2018, среда, 14:29
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

22 мая 2002, 14:28

Антиамериканизм в европейской культуре после Второй мировой войны

В основе статьи v доклад на конференции "Антиамериканизм в современном мире" (Неаполь, апрель 2002 г.). Обзор проблемы на отечественном материале представлен в докладе Л. Гудкова на той же конференции и развит в его статье "Отношение к США в России и проблема антиамериканизма". За помощь в работе с источниками благодарю Марию Ферретти, Алексея Береловича, Марчелло Флореса и Сергея Дубина.

Годы, о которых будет говориться ниже, v это уже ставший историей период, когда "США были державой-гегемоном миросистемы" (1). За указанными хронологическими пределами (ближайшие к нам вехи здесь v объединение Германии, распад СССР и социалистического блока, Маастрихтский договор) начинается другая, уже нынешняя эпоха, требующая особого обсуждения; новый поворот теме придали сентябрьские события 2001 г. и последовавшие за ними антитеррористические акции США на Ближнем Востоке. Речь пойдет о группах публичных интеллектуалов, однако с учетом социального, политического, экономического контекста их идей, а также в сопоставлении их концепций с массовыми оценками, выраженными в общественном мнении. И, наконец, я ограничусь Западной Европой, поскольку в странах социалистического блока антиамериканизм, как указывают исследователи (2), носил в описываемые годы исключительно официальный, государственно-пропагандистский характер. Он выступал знаком демонстративной лояльности местных политических элит и обслуживающих их интеллектуалов (школы, прессы) советскому руководству и провозглашенному им после Второй мировой войны внешнеполитическому курсу (3).

Источники антиамериканских настроений (выраженных негативных установок в отношении экономической и политической системы США, американского образа жизни и особенностей культуры, отношений с другими странами, которые переносятся на страну и общество в целом, а нередко и на характер народа, язык, тип человека) весьма многообразны. Как указывает П. Холландер, они могут "возникнуть на почве национализма, антизападных настроений, антикапитализма, отрицания научно-технического прогресса и урбанизации, страха ядерной войны, общего отвращения к современной жизни, попыток защитить традиционный образ жизни и культурных амбиций существующей элиты"(4). Перечисленные идеологические моменты v так или иначе общие в данный период для интеллектуалов практически всех западноевропейских стран. Наряду с ними в каждой стране есть свои исторические особенности: различается экономическая и социальная обстановка, конструкция политической сферы, состав и композиция элит, их смысловые и риторические ресурсы, включая устойчивые национальные традиции.

В первом приближении и в самом общем плане антиамериканские установки и настроения разных интеллектуальных групп и слоев в послевоенной Западной Европе можно связывать со следующими моментами их самоопределения:

  • итоги Второй мировой войны, включая роль той или иной страны в ней и перспективы послевоенной Европы;
  • роль США как победителей, их военное и экономическое присутствие в Европе, их роль в качестве нового мирового гегемона;
  • отношение к Советскому Союзу как победителю в войне, к странам социалистического блока, идеологии коммунизма; прямое воздействие советского государства, его дипломатии, внешней и культурной политики (5);
  • понимание модернизации и отношение к традиции, к проблематике и символике национальной и этнической идентичности в своей стране;
  • отношение к "массовой культуре" и "потребительской цивилизации", к США как их воплощению и "экспортеру".

В любом случае, оценка Америки складывается для европейских интеллектуалов в идейном многоугольнике, образуемом такими проблемными точками, как "моя страна v Европа v СССР v Восточная Европа v США". Полюсными группами на типологической шкале здесь будут выступать, с одной стороны, коммунистические и левоанархистские партии, движения и кружки, объединенные антикапиталистическими идеями и настроениями. Другой полюс будут представлять традиционалистские круги, отстаивающие национальные, этнические или даже расовые, религиозные и другие автохтонные символы самобытности в борьбе с массовой культурой развлечений и потребительства, нивелирующей подобные различия и угрожающей процессам воспроизводства Европы с ее образом жизни и мысли, разнообразием и высоким уровнем национальных культур (прежде всего v структурам образования и воспитания, репродукции культурного наследия и социализируемым группам, наиболее подверженным "вредному" внешнему влиянию). В политическом плане подобные консервативно-охранительные взгляды будут наиболее отчетливо выражать правые партии, церковные круги (6).

Устойчивые антиамерианские настроения и оценки характерны прежде всего для европейской элиты. Среди населения стран Европы в целом ЮСИА (1983) фиксируют откровенный антиамериканизм на уровне от 14% в ФРГ до 23% в Великобритании (7). Военные базы США, а позже размещение ракетного оружия на территории европейских стран вызывают с конца 1940-х гг. широкое движение за мир и ядерное разоружение, позже - движения протеста (в том числе - молодежные), которые и в Европе, и в самих США выступают проводниками антиамериканизма. В 1949 г. проходит первый Всемирный конгресс сторонников мира (Париж-Прага), учреждаются Международные премии за мир. В 1950 г. был создан Всемирный совет мира. Сторонники движения за мир и за ядерное разоружение (радикалы из среднего класса) наиболее критичны и по отношению к собственным странам. Интеллектуалы выступают и противниками капитализма, общества благосостояния и потребления. Вместе с тем именно они связаны с печатью, масс-медиа, школами и университетами у себя в стране. Отсюда возможности их более широкого влияния, но отсюда и их постоянная борьба за подобные возможности, тревога в случае их сужения или при малейших намеках на него.

"Левые", формируя и поддерживая в общественном сознании идеологизированную двуполярную структуру мира (глобальное противостояние СССР и США), подчеркивают угрозу человеку и человечеству, ценностям "свободы, равенства, братства" со стороны Соединенных Штатов. "Правые", со своей стороны, акцентируют проблематику этнического, религиозного, культурного своеобразия и видят в США угрозу национальной идентичности европейских стран и народов (замечу, что открытые или полускрытые расистские установки выражаются при этом уже не в императивах расового превосходства "белых" и нивелирования мира в их пользу, а в антиуниверсалистском подчеркивании неустранимых, более того v ценимых и культивируемых расовых и этнических различий, в том числе v в самих США). Понятно, что за этими идеологическими платформами стоят разные образы общества, в том числе - современного общества, различные представления о социальной природе человека (опять-таки v современного человека). Покажу это лишь на нескольких, лучше освещенных в литературе примерах.

Великобритания (8). Традиции резкой критики США, подчеркивания европейского и британского превосходства над Америкой восходят в Англии к консервативной позиции Т. Карлейля и М. Арнольда, которую уже в ХХ в. продолжают "критики культуры" (Ф.Р. Ливис и др.). Особенности же послевоенного антиамериканизма в Великобритании прежде всего связаны с тем фактом, что в период войны территория страны не была оккупирована, в ней отсутствовало собственное профашистское и коллаборационистское движение, а значит и соответствующий комплекс вины. Слабой была и Британская коммунистическая партия.

В основном антиамериканские настроения приняли в Великобритании форму антивоенного движения (со второй половины 50-х гг. в него включился Бертран Рассел, писатели Дж.Б. Пристли и Джеймс Олдридж, видный историк искусства и художественный критик Герберт Рид) и молодежного контркультурного протеста 1950-х, а затем 1980-х гг. Оба эти феномена, обращенные против технизации и стандартизации жизни, в защиту природы, нередко переплетались в конкретных акциях. Питательной средой антиамериканизма в Великобритании выступало чувство угрозы традиционной "английскости", выливавшееся в романтическую ностальгию по былой славе Британской империи и разного рода национальный ревивализм. При этом британский национализм мог тут причудливо объединяться с шотландским, да еще, к тому же, ярко окрашенным политической "левизной" (как оно было, скажем, у шотландского поэта-коммуниста Хью Макдиармида).

Стоит добавить, что в послевоенной ситуации еще достаточно ощутимо сказывались традиции "старых" английских левых v неомарксистов 1920-1930-х гг., а также антиурбанистического протеста таких критиков западной культуры того же периода, как Д.Г. Лоуренс. Кроме того, британская мысль и британская молодежь ("новые левые") были особенно настойчивы в поисках "другой Америки" (9) - альтернативной культуры бунта, будь то негритянского, будь то молодежного. При этом формы и символы современной американской культуры парадоксально выступали для британцев v и вообще европейцев v в виде борьбы с современностью и американизмом.

Особенностью Великобритании было и то, что население страны в своих политических оценках придерживалось равной удаленности как от США, так и от СССР. Так по данным общенационального опроса 1985 г. (1000 чел.), роль, которую играют в современном мире США и СССР, преобладающей частью респондентов расценивалась отрицательно (51 и 58% соответственно), хотя по отношению к Америке, в сравнении с Россией, преобладали все же положительные оценки (соответственно 32% и 16%).

Бертран Расселл, особых симпатий к Советскому Союзу не высказывавший, в годы "холодной войны" приравнивал США как "полицейское государство" к нацистской Германии и сталинскому СССР. Особенно резкими его оценки Америки были годы вьетнамской войны: "США стали источником страданий, реакции и контрреволюций во всем мире" (10). Грэм Грин, напротив, симпатизировал СССР, был в дружеских отношениях с руководителями повстанческих движений и революционных правительств Панамы, Сальвадора, Кубы и отличался антиамериканизмом в культурных оценках, подчеркивая "вечную подростковость американского ума" (11). Джеймс Олдридж входил во Всемирный Совет мира, был награжден его медалью.

ФРГ (12). Антиамериканские настроения - в ответ на ощущаемую угрозу немецкой Kultur со стороны "власти большинства" v восходят в Германии еще к Гейне, а затем к Буркхардту и Ницше. В своем истоке это романтически-элитистская критика буржуазной "цивилизации посредственностей", которую к началу ХХ в. подхватывают и развивают кружок Штефана Георге (Рудольф Панвиц и др.), Шпенглер, Рильке (13). Эту аристократическую, почвеннически-консервативную, антимодернизаторскую линию довершает Хайдеггер, во "Введении в метафизику" критикующий США за одержимость технологией, усредненную массовую культуру, заорганизованность обычного человека. Параллельно этому с леворадикальной критикой Америки в 1920-х - начале 1930-х гг. выступают неомарксистские круги: Зигфрид Кракауэр, Теодор Адорно и др., которые, оказавшись в вынужденной эмиграции, к 1940-м гг. переносят ее на территорию самой Америки (программа исследования авторитарной личности, массового манипулирования через медиа), - эту "леворадикальную" линию, уже в ГДР, завершает Бертольд Брехт.

Источники послевоенного антиамериканизма в ФРГ - масштабное военное присутствие США и промежуточное положение страны между странами советского блока и НАТО, план Маршалла и внедряемая в его рамках система "перевоспитания" населения в духе либерализма, влияние США через массовую культуру (глянцевые журналы, реклама, одежда, быт, мода, туризм, кино, музыка) и связанное с этим ощущение угрозы национальной идентичности немцев. В качестве особой и очень мощной составляющей выступает сознание побежденных, чувство национальной вины за нацизм, комплекс униженности и стигмы.

В целом это дает наиболее активное в послевоенной Европе движение за мир и экологическое движение, приводит к формированию очень влиятельной в ФРГ до нынешнего дня партии "зеленых". Рупором антиамериканизма выступала здесь и церковь (и протестантская, и католическая). Деятели церкви чувствовали свою вину за пассивное и соглашательское поведение в годы нацизма, а потому стремились в 1960-х гг. возглавить левые "прогрессивные" движения и инициативы в ФРГ, либо хотя бы примкнуть к ним.

Наиболее острой критике США подвергаются за свое чувство военного, экономического, политического, цивилизационного превосходства ("империализм", "экспансионизм"). Хронологические вехи этой критики v война в Корее (начало 1950-х гг.), маккартизм (1953-1957), война во Вьетнаме (1963-1965), Уотергейтский скандал и его развитие (1972-1974). Противодействующей силой в сознании "левых" критиков США выступает соответственно Советский Союз и народно-освободительные движения стран третьего мира: многие из немецких интеллектуалов посещают Азию, Африку, Латинскую Америку, поддерживают дружеские отношения с руководителями повстанческих армий, оказывают им финансовую помощь. После военного вторжения СССР в Чехословакию "левые" либо приравнивают СССР и США как "полицейские государства" (так поступает в 1970 г. известный драматург Рольф Хоххут), либо, как Гюнтер Грасс после вторжения СССР в Афганистан, заранее лишают США даже права "выносить какие бы то ни было моральные суждения по этому и какому бы то ни было вопросу". Оправдание репрессий в Никарагуа. Генрих Белль называет Соединенные Штаты "единственным виновником нестабильности в современном мире" и подписывает антиамериканское Крефельдское воззвание левых партий и организаций (в целом оно собрало 1,5 миллиона подписей).

Масштабы современного воздействия американских культурных стандартов можно, среди прочих, видеть в Австрии (14). По данным национального Союза исполнителей, композиторов и авторов песенных текстов, в 1996 г. отечественная популярная музыка на радио занимала 1,44% эфирного времени, тогда как 98,56% было отведено зарубежной поп-музыке, прежде всего v американской и британской. Среди проданных CD, кассет и альбомов 78,1% принадлежали к зарубежной поп-музыке. В кино, на телевидении и видеорынке ситуация складывалась примерно так же: 85% фильмов, шедших на экранах Австрии в 1980-х гг., были американскими. Понятно, что защита австрийских товаров и продуктов, поддержка народных традиций и национальной культуры - начиная с высокой музыкальной классики до вальса и оперетты - обязательная статья в программах австрийских правых.

Франция (15). Об "американизации" Франции, в связи со II Всемирной выставкой, писал еще Шарль Бодлер; в этот же период (1863) в Большом Ларуссе впервые зафиксировано слово "американизм" v склонность ко всему американскому (16). 1920-1930-е гг. во Франции - период по преимуществу правоконсервативного антиамериканизма ("Раковая опухоль Америки" Робера Арона и Арно Дандьё, американские эпизоды в "Путешествии на край ночи" Л.Ф. Селина). В эти годы начинает складываться самоощущение французов как "новых бедных" и отношение к американцам как "новым богатым" ("дядюшке Шейлоку", по характеристике тогдашних французских карикатур). Либерально настроенные интеллектуалы (Реймон Арон, Сартр и Симона Бовуар тех лет) в целом скорее симпатизируют Америке v американскому кино (Чаплин), музыке (джаз), литературе (Дос Пассос, Фолкнер, Хемингуэй).

Антимериканские установки среди интеллектуалов послевоенной Франции соединяют реакцию на ощущение угрожающего кризиса национальной идентичности, культурной гомогенизации и колонизации со стороны Америки в 1930-е гг. и нарастающие в период 1950-1970-х гг. левые настроения. Определенное влияние на французскую университетскую, журналистскую, художественную среду на протяжении нескольких поколений оказывала критика США американскими интеллектуалами v Генри Миллером и Джеймсом Болдуином, битниками и Райтом Миллзом, Гэлбрейтом и Рисменом, Фроммом и Маркузе.

Источники послевоенного антиамериканизма во Франции близки к общеевропейским, в том числе - к перечисленным выше применительно к Германии. К ним добавляется "синдром Виши" - сознание вины за национальное предательство, напоминание о котором, вместе с тем, вызывало у французов обостренную негативную реакцию (17). Отсюда - быстрая переоценка победы в войне: по данным опроса 1945 г., 57% населения считали, что больше других стран для победы над нацизмом сделал СССР, 20% v что это были США. Нарастающее раздражение у французских интеллектуалов вызывает в послевоенные годы нарастающая экспансия американской культуры (прежде всего - кино). Характерна в этом плане эволюция Ж.-П. Сартра. Уже в пьесе "Почтительной потаскушке" (1946), затем в драме "Грязные руки" Сартр переходит к антиамериканским выпадам, а с 1952 г. - к открытому антиамериканизму. В 1960 г. он посещает Кубу, демонстративно фотографируется с Фиделем Кастро. С 1965 г. (через Джона Джерасси, близкого к "Черным пантерам") Сартр сближается с антиамериканскими движениями в США, выступает со статьями и заявлениями в защиту Малькольма Икс и др.

Инициаторами антиамериканских оценок и выступлений в послевоенной Франции является Коммунистическая партия, напрямую связанная с советским руководством. В 1947 г. через Коминформ распространяется призыв А. Жданова к борьбе с "американским планом порабощения Европы". Со своей стороны, образ единой Европы "от Атлантики о Урала" противополагает Соединенным Штатам идеология голлизма (вообще в 1950-х гг. французский антиамериканизм скорее левый, в 1960-х - больше правый). Однако в симпатиях к СССР объединяются "старые" и "новые" левые. А на неприятии "атлантизма" сходятся элита и массы, голлисты, коммунисты и левые католики (издатели, авторы и читатели трех наиболее влиятельных тогдашних периодических изданий - "Monde", "Esprit" и "Temps modernes"). Характерно, что в тогдашней политической риторике (прежде всего, у самого де Голля) СССР фигурирует как Россия, то есть, страна причисляется к Европе и вместе с нею противопоставляется США.

Традиционная для классицистской Франции борьба за чистоту языка находит в этот период выражение в создании при де Голле, а затем при Помпиду и Миттеране комитетов, комиссий и советов, которые должны бороться с засорением французской речи американизмами, поддерживать и развивать франкофонию. В борьбу с американской массовой культурой - кока-колой, макдональдсом, джинсами, комиксами, ридерз-дайджестами - вступают Владимир Познер ("Письмо американскому другу", 1948), Франсуа Мориак, выступающий против американской музыки и кино. Антииндустриальный характер носит протест Жоржа Бернаноса ("Франция против роботов"). Об угрозе нашествия "цивилизации холодильников" заявляет член ФКП и Всемирного Совета мира Луи Арагон. Ролан Барт видит в американских проповедниках, приезжающих во Францию, продолжение маккартизма, подчеркивает "соглашательские" тенденции в популярном американском кино (18). С лево-анархистских позиций критикует Америку и массовую культуру Жан-Люк Годар. Сартр и Симона де Бовуар выступают против Реймона Арона, который подвергает СССР и коммунистическую идеологию в целом постоянной и резкой критике, убеждает различать "американизацию" и индустриализацию (19).

Пиком антиамериканизма во Франции была эпоха Картера - вторая половина 1970-х гг. В 1980-е гг. он сменяется своеобразной "рейганоманией". Подобные сдвиги характерны как для интеллектуалов, так и для населения в целом: если в 1982 г., по данным общенациональной социологической службы SOFRES, оценки политической роли США в мире были среди французов достаточно резко поляризованы и положительно ее оценивали 30% (национальная выборка в 1000 чел.), а 51% - отрицательно, то уже в 1985 г. соответствующие цифры сменились на 43 и 27, причем заметно вырос уровень неопределенности (30% затруднились дать однозначный ответ).

Среди факторов, приведших к ослаблению антиамериканской пропаганды и антиамериканских настроений среди интеллектуалов и населения, стоит отметить политическую "независимость" деголлевской Франции (в 1966 г. страна вышла из НАТО), но прежде всего - резкое дистанцирование от внешней и внутренней политики брежневского СССР после вторжения объединенных сил СССР и стран восточного блока в Чехословакию, под воздействием советских диссидентов и прежде всего книг Солженицына, Шаламова, мемуаров Н.Я. Мандельштам и др., наконец, после ввода советских войск в Афганистан. Кроме того, с 1970-х гг. начинается смена формации ангажированных французских интеллектуалов (Арагон - Сартр - Арон) постструктуралистами и постмодернистами в философии (Фуко, Деррида, Бодрийяр), социологами нового поколения (Э. Морен). Эти последние демонстрируют проамериканские симпатии, нарастает их влияние - через преподавание и переводы - на американские университетские круги, на художественную богему Америки в целом.

Этапной в этом смысле представляется книга Жана Бодрийяра "Америка" (1986). США выступают в ней "воплощенной утопией" (20), доводящей до предела тенденции, движущие собственно европейскими культурами в современную эпоху (21). В этом плане США - воплощенная программа модерна: "Америка - оригинальная версия современности, мы же - версия дублированная или с субтитрами- Для Америки вопрос об истоке не существует- Америка постоянно живет в современности" (22). Если Америка сегодня воплощает напряженную множественность взаимодействующих этносов и культур, то национальная культура (а вместе с нею и национальное государство) в Европе порождает и поддерживает страх перед социальным и культурным смешением, внутреннее раздражение против Другого, скрытое неприятие чужака, снова и снова воспроизводя это обстоятельство как вытесненную, но не решенную проблему.

Централизацизму и классикализму Европы, "фетишизму культурного наследия" противостоит полицентризм и мультикультурность Америки, где "нет ни культуры культуры, ни религии религии", где, "можно было бы, скорее, говорить об "антропологической" культуре" (23). "Культура" в Америке, по Бодрийяру, несет в себе образ жизни и технологии его представления, коммуникации: Америка это мира пространства, одержимого идеей скорости. США и строились как задуманное и, в конце концов, удавшееся бегство от истории. Европейские интеллектуалы, по Бодрийяру, на протяжении всей современной эпохи всегда испытывали тягу к подобному бегству (24); его невозможность и заставляла их вымещать свою неспособность в форме раздражения против Америки, - отсюда ее негативные определения как "плоской", "одномерной" и проч. К концу ХХ в. Америка стала парадоксальным экс-центричным центром мира, что, по Бодрийяру, привело к закату "идею Европы": "Сегодня все мифы современности американские" (25).

В 1980-1990-х гг. антиамериканизм во Франции, с одной стороны, маргинализируется: его приверженцами выступают немногочисленные левые маргиналы, "раскаявшиеся" коммунисты (Режис Дебре, Роже Гароди). С почвенно-националистических, даже антисемитских и расистских позиций Америку и проамериканские настроения критикуют новые правые (кружок "GRECE" и его лидер Ален де Бенуа). Вместе с тем антиамериканская риторика проникает на официальный уровень, входит в лексикон правительственных чиновников (министр культуры Жак Ланг), членов парламента (лидер партии "зеленых", участник нынешних президентских выборов Ноэль Мамер (26)). Сохраняет свои позиции культурный антиамериканизм, отстаивающий французскую кулинарию и вино перед макдональдсами и кока-колой. Жак Ланг (в свое время нанесший, кстати, дружеский визит Фиделю Кастро), предлагает удалить нефранцузские слова из словаря, призывая к "активному культурному сопротивлению, крестовому походу против- финансового и интеллектуального империализма" (27); в этом ему вторит известный в прошлом кинорежиссер (и не менее известный антисемит), член ле-пеновского Национального фронта Клод Отан-Лара. В 1983 г. в Париже проходит организованная французским правительством международная конференция, посвященная культурному империализму. На ней с протестом против всеевропейской демонстрации телесериала "Даллас" выступают американские писатели, левые 60-х гг. - Норман Мейлер, Сьюзен Зонтаг, Уильям Стайрон. Новым объектом антиамериканской критики становится построенный под Парижем Диснейленд (1992) - известный театральный режиссер Ариана Мнушкина называет его "культурным Чернобылем". Ввести квоту на американские телепрограммы, выходящие на экраны Западной Европы, требует во Франции Ж. Ланг (с аналогичными инициативами, кроме того направленными против американского спутникового телевидения, расширения деятельности американских агентств новостей, выступают интеллектуалы в Дании, Исландии, Швеции (28)).

В целом современные исследователи рассматривают антиамериканизм как ответную реакцию тех или иных групп населения на какую-то из коллективных фрустраций, болезненное ощущение которой смягчается перенесением вины и ответственности на отдельные "модерные" институты внутри своей страны либо на США как воплощение осуществленной модерности и модернизации в мире (Питер Бергер говорит в подобных случаях об импульсах контрмодернизации).

Чаще всего, как на массовом, так и на элитарном уровне, перенос осуществляется через представление об угрозе со стороны США партикулярным (традиционалистским) символам коллективной идентичности - национальной, культурной либо религиозной, особенно - путем воздействия на молодежь той или иной страны через систему воспитания и масс-медиа. Нидерландский социолог Роб Крёс придерживается мнения, что "та Америка, которая сегодня вызывает неприязнь, на самом деле является зашифрованным обозначением, символом более глобального отрицания современной культуры и современного общества" (29). При этом критики Америки обращают к ней свои же завышенные надежды и нереалистические требования, а потому рано или поздно отмечают расхождение в Америке между словом и делом, лицемерие американских политиков и проч. Иначе говоря, в своем антиамериканизме они демонстрируют предельно высокий ценностный ранг Америки в собственном сознании. Западногерманский социолог Эрвин Шойх замечает: "Самая развитая в индустриальном отношении страна в мире (и богатейшее из когда-либо известных обществ), что вполне естественно, вызывает зависть и обиды менее развитых стран- Антиамериканские настроения приобретают в отдельной стране более широкий размах и интенсивность в тех случаях, когда ее собственные условия становятся более тяжелыми" (30).

Идеализация США связана еще и с представлением об Америке как осуществленной утопии, где как бы не знают тех ограничений, налагаемых реальностью и историей, которые характерны для Европы. Нередко в таких случаях Америка явно или скрыто наделяется статусом будущего Европы и мира в целом. Между тем многие интеллектуалы испытывают страх перед собственным будущим, отвращение к нему, переживают чувство, что время и история им не принадлежат.

С одной стороны, антиамериканисты обвиняют США в гегемонизме и миссионерстве, в демонстрации превосходства и постоянном стремлении вмешиваться в дела других стран. С другой, их упрекают в недостаточном внимании к этим странам, равнодушии, слабой помощи, нежелании вникнуть в их проблемы и особенности. Иными словами, за такого рода требовательностью и недовольством можно различить скрытые представления об ответственности США перед миром; перенос этих собственных и явно завышенных представлений на реальную политику США и порождает обвинения ее в отступничестве от собственной миссии, принципов и проч. Судя по подобным оценкам, Америка ответственна за модернизацию, включая все ее последствия (себя же интеллектуалы тем самым от ответственности освобождают, даже признают свою несамостоятельность и незрелость). Так что отторжение и критику со стороны теперь уже могут вызывать динамизм, мобильность, растущее разнообразие Америки, ее настойчивые поиски самореализации и признания, тогда как прежде такие чувства вызывала, напротив, стандартизированность американского образа жизни, подчеркивание социальной устойчивости (которые связаны с тем же динамизмом и разнообразием как интегрирующие, стабилизирующие их тенденции, которые опосредуют неизбежные при таком разнообразии и динамизме напряжения и конфликты). Тем самым, подозрения в лицемерии, стремлении подчинить себе весь мир сменяются в антиамериканистской риторике упреками американце в неглубокости ("поверхностности") и конформизме.

При этом происходящее в самих Соединенных Штатах не воспринимается в терминах проблем, которые нужно продумывать и можно решать, а задается как черты системы или человеческого характера - готовые, почти природные свойства, не требующие усилий, мысли, работы: в них лишь фиксируются дефициты собственного общества. Напротив, свои обстоятельства непременно переживаются как проблема, к которой принуждают прислушаться, которая требует немедленного вмешательства. Тем самым образ интеллектуальных групп, либо не обладающих автономными ценностными ресурсами, либо в силу тех или иных причин теряющих социальный вес, положение, авторитет, престиж, пассивных и не способных к изменениям, переносится на значимого и ответственного Другого, от которого, соответственно, требуют активности, в недостаточности этой активности его же и обвиняя. Эжен Ионеско (1969) видит в таких установках по отношению к США "выражение немыслимой неблагодарности- и колоссальной зависти" (31).

Иной вариант таких идеологических проекций - образ США как воплощенного будущего, которое именно поэтому не требует усилий и не подлежит изменениям: сверхидеализация ведет к разочарованию и символическому вымещению своих негативных чувств на Другом. Еще один вариант конструирования образа Америки в сознании европейских интеллектуалов можно было бы описать известными словами из грибоедовского "Горя от ума": "Я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи". При этом недоброжелатели США, глядя на них извне, часто используют критику американцами собственных порядков изнутри. Внутренняя самокритика - конструктивная черта развитого, демократического общества - переносится при этом в обиход консервативных групп, неотрадиционалистских движений в Европе (не говоря уж о странах третьего мира). П. Холландер говорит даже об "экспорте антиамериканизма" из США (32) - вряд ли это справедливо. Важней другое: Соединенные Штаты при этом как бы символически "наказываются" извне за беззащитность европейских интеллектуалов в их борьбе с модерностью и противостоянии собственному обществу, за их подверженность воздействию со стороны, неимунность к влиянию.

Более аналитичный, свободный от идеологической предвзятости взгляд исследователей показывает, что, например, применительно к культуре речь должна идти не об "американизации" Европы, а о своеобразном вызове, который в ряде случаев принимают на себя более динамичные группы и который стимулирует их собственные силы и возможности. Уж скорей здесь следует говорить о европеизации заимствований из американской культуры и быта (такова, скажем, британская панк-культура 1970-1980-х гг. как реплика на аналогичную американскую, а затем выросшая из нее британская поп-музыка 1990-х, которая породила уже "внутреннее" соревнование севера и юга страны, - то же можно сказать об скандинавской, да и о восточноевропейской молодежной культуре трех последних десятилетий). Более консервативные группы общества испытывают парализующий страх перед подобной гибридизацией, а ведь именно она, собственно, и лежит в основе американской культуры.

Подобные обстоятельства не так редко влияют даже на собственно исследовательские средства социологов, политологов, историков культуры: в изучении "антиамериканизма" преобладают субстанциалистские подходы и экзогенные схемы. Антиамериканизм описывается как объективное явление и наглядный процесс. При этом интеллектуалам Европы отводится либо пассивно-рецептивная роль (включая прямую идеологическую накачку и финансовую поддержку извне v с той или другой стороны), либо чисто реактивная функция. Между тем более адекватным был бы "эндогенный" подход средствами социологии интеллектуальных групп и движений v как в интранациональном плане, так и в кросс-культурном исследовании их межнациональных связей. Общей рамкой таких исследований выступала бы идея и концепция модернизации как исторического проекта. Непосредственным контекстом рассмотрения тех или иных стратегий действия интеллектуалов стали бы конкретные особенности разворачивания модернизационных процессов в различных обществах, функция интеллектуалов в этих процессах, их трактовка современности (modernitй, modernity, Modernitaet) и своей роли в развитии культуры как программы модерности, различные идейные, символические, риторические ресурсы самопонимания, включая полученные от прошлого. "Антиамериканизм" v не столько ответ на те или иные шаги со стороны США, сколько хроническая болезнь самих интеллектуалов и в Европе, и в Америке, внутренние конфликты их ролевого самоопределения, следствие отчуждения от ведущих, наиболее модерных и выступающих локомотивами модернизации институтов собственного общества.

Факт внешних воздействий на национальные элиты v ни со стороны США, ни со стороны СССР v при этом нисколько не исключается. Но принципиальным обстоятельством является то, что отношение культурных элит, вырабатывающих интегративные символы и образцы, к Америке (включая их "антиамериканизм"), задано, опосредовано отношением к массовой культуре, иначе говоря v проблемами их самоопределения в качестве публичных интеллектуалов у себя в стране, борьбой за более широкое общественное влияние и культурный авторитет. Если же говорить о политических элитах, задающих ценностные и целевые ориентиры социума, то для них решающую роль, вообще говоря, должны были бы играть представления о демократии и гражданском обществе. Именно в рамках и в форме подобных представлений фиксируется для современных развитых стран уровень самостоятельности (либо, напротив, несамостоятельности) той или иной группы претендентов на власть, их компетентность, зрелость, заинтересованность в партнерах, обоснованность (либо необоснованность) их притязаний на выдвижение приоритетов и ориентиров общества, на управление его подсистемами.


Примечания
1. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб., 2001. С. 267.
2. См., напр.: Barbu B. Images of the United States in Cold War Romania. Автор, профессор Бирмингемского университета, указывает, что за железным занавесом в социалистическом блоке существовали три источника информации об Америке: официальная пропаганда СССР и местных властей (она концентрировалась вокруг гонки вооружений/борьбы за мир; расизма, эксплуатации и обнищания трудового народа в США; "убожества" американской культуры v на примере абстракционизма); официальные издания США v журналы типа "Америка" и другая подобная продукция; массовая культура, прежде всего аудиовизуальная (музыка, кино), предметы потребительской цивилизации, реклама.
3. Для всех других групп и слоев здешнего общества любая критика, высказанная по адресу США (а она v особенно упреки Америки и Запада в нерешительности, непоследовательности, недопонимании восточноевропейской ситуации v разумеется, были), немедленно и помимо воли попадали бы в данный официально-пропагандистский контекст. Отсюда характерное для советской системы и стран-сателлитов "двоемыслие", требующее от исследователя иной социологической оптики: оно точно описано очевидцем Чеславом Милошем в его "Порабощенном разуме" (1953, глава "Запад"); в русском переводе см.: Милош Ч. Личные обязательства: Избранные эссе о литературе, морали и религии. М., 1999.
4. Холландер П. Антиамериканизм рациональный и иррациональный. СПб., 2000. С. 734.
5. Один из каналов такого воздействия v коммунистические партии соответствующих стран, руководство ими из Москвы. Другой v международное движение за мир и ядерное разоружение, в руководстве которого значительная роль также принадлежала Советскому Союзу и его западным симпатизантам. Одним из механизм взаимодействия СССР с западными интеллектуалами, включая и американских, выступали при этом премии (международные и собственно советские), поездки по советской стране, ее республикам, издания книг (для писателей), организация концертов и выпуск пластинок (для музыкантов), подготовка выставок и выпуск альбомов (для художников) и проч. Из многих лауреатов подобных премий в Европе и Америке назову лишь некоторых v в хронологическом порядке: Поль Робсон (Международная премия мира, 1950; Международная Ленинская премия, 1952), Пабло Неруда (Международная премия мира, 1950; Международная Ленинская премия, 1953), Фредерик Жолио-Кюри (Международная Ленинская премия, 1951), Жоржи Амаду (Международная Ленинская премия, 1951), Хадльдоур Лакснесс (Международная премия мира, 1952), Андре Стиль (Государственная премия СССР, 1952), Николас Гильен (Международная Ленинская премия, 1954), Луи Арагон (Международная Ленинская премия, 1957), Уильям Дюбуа (Международная Ленинская премия, 1959), Пабло Пикассо (Международная премия мира, 1950; Международная Ленинская премия, 1962), Международные Ленинские премии Рафаэлю Альберти (1964), Мигелю Анхелю Астуриасу (1966), Рокуэллу Кенту (1967), Ренато Гуттузо (1972), Джеймсу Олдриджу (1973) и др. Особая тема v западные симпатизанты, "обманувшие доверие" советских властей, начиная с Андре Жида (Говард Фаст, Джон Стейнбек и др.).
6. См., напр.: Nacci M. Il "comunismo borghese: la Russia e l-America viste dall-Europa // Il Mulino. 1990. » 329. Р. 347-364; Idem. «a civilta non cattolica. Una certa immagine dell-America // Ibidem. 1992. » 340. Р. 192-203.
7. Холландер П. Указ. соч. С. 677.
8. Кроме книги П. Холландера, cуммирую работы: Richards V. Protest Without Illusions. «ondon, 1981; Veldman M. Fantasy, the Bomb, and the Greening of Btitain: Romantic Protest, 1945-1980. Cambridge, 1994; Yankee Go Home (& Take Me With U): Americanisation and Popular Culture / Ed. by G. MacKay. Сheffield, 1997; MacKay G. Anti-Americanism, youth and popular music, and the Campaign for Nuclear Disarmament in Britain.
9. Подобное раздвоение - не столько свойство наблюдаемого "объекта", сколько особенность и оптики смотрящего, который выделяет и опознает прежде всего близкое себе, но отодвигает и ценностно снижает чуждое. Примерно таков же смысл противопоставления "одноэтажной Америки" Америке небоскребов в известных путевых записках И. Ильфа и Е. Петрова (1935).
10. Russell B. War Crimes in Vietnam. «ondon, 1967. P. 112.
11. Холландер П. Указ. соч. С. 687.
12. Суммирую работы: America and the Germans / Ed. by F. Trommler, J. McVeigh. Philadelphia, 1985; Perceptions and Misperceptions: The United States and Germany. Studies in Intercultural Understanding / Ed. by «. Bredella, D. Haack. Tuebingen, 1988; Willett R. The Americanization of Germany 1945-1949. «ondon; N.Y., 1989; Gemuenden G. Framed Visions: Popular Culture, Americanization, and the Contemporary German and Austrian Imagination. Ann Arbor, 1998.
13. См. в его письме 1925 г. польскому переводчику Витольду Гулевичу: "-из Америки к нам вторгаются пустые равнодушные вещи, вещи-призраки, суррогаты жизни- Дом, в американском понимании, американское яблоко или тамошняя виноградная лоза не имеют ничего общего с домом, плодом, виноградом, которые впитали в себя надежды и думы наших предков-" (Рильке Р.М. Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи. М.: Искусство, 1971. C. 306).
14. Wagnleitner R. Coca-Colonization and the Cold War: The Cultural Mission of the United States in Austria after the Second World War. Chapel Hill, 1994; Idem. The Sound of Forgetting Meets the United States of Amnesia. An Introduction to the Relations between Strange Bedfellows.
15. Суммирую работы: «acorne D., Rupnik J., Toinet M.-F. The Rise and Fall of Anti-Americanism: A Century of French Perception. Basingstoke, 1990 (франц. изд. - 1986); Kuisel R.F. Seducing the French: The Dilemma of Americanization. Berkeley, 1993.
16. "Большой словарь французского языка Ларусс включает тридцать два слова с приставкой "анти". Из них только одно относится к народу - слово "антиамериканизм", - отмечает французский исследователь в конце ХХ в. (см: Kaspi A. «es Etats-Unis aujourd-hui. Paris, 1999. Р. 28).
17. Подобным двойственным чувством проникнуты уже корреспонденции Жоржа Бернаноса в период войны: не желая признать право Америки - "международных плутократов" - на поведение и тон победителя, он называет Виши "ошибкой, за которую наш народ сам ответит перед историей" (Бернанос Ж. Сохранять достоинство: Художественная публицистика. М., 1988. С. 370).
18. См.: Барт Р. Мифологии. М., 1996. С. 111-113, 141-144 и др.
19. См.: Aron R. «a Republique imperiale: «es Etats-Unis dans le monde, 1945-1972. Paris, 1973 (есть англ. перевод).
20. Бодрийяр Ж. Америка. СПб., 2000. C. 151.
21. Еще в 1927 г. близкую мысль высказывал Ортега-и-Гассет: "То, что средний уровень жизни v это уровень некогда элитарный, ново для Европы, но исконно для Америки- То психологическое состояние, когда человек сам себе хозяин и равен любому другому, в Европе обретали немногие и лишь особо выдающиеся натуры, но в Америке оно бытовало с XVIII века - по сути, изначально- Едва этот психологический настрой появился у рядового европейца, едва вырос его общий жизненный уровень, как тут же стиль и облик европейской жизни повсеместно приобрели черты, заставившие многих говорить: "Европа американизируется" (Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М., 1997. C. 52).
22. Бодрийяр Ж. Указ. соч. С. 150.
23. Там же. С. 178.
24. Джон Херф в своей известной монографии назвал одну из разновидностей подобной стратегии "реакционным модернизмом"; см.: Herf J. Reactionary Modernism. Technology, Culture and Politics in Weimar and Third Reich. Cambridge, 1987.
25. Бодрийяр Ж. Указ. соч. С. 156.
26. См. недавнюю книгу последнего: Mamere N. Warin O. Non, merci, oncle Sam! Paris, 1999.
27. Холландер П. Указ. соч. С. 700.
28. Esard E., Herion-Sarafidis E., Blanck D. American Influences in Sweden.
29. Холландер П. Указ. соч. С. 721.
30. Там же. С. 732.
31. Ионеско Э. Противоядия. М., 1992. С. 176.
32. Холландер П. Указ. соч. С. 721.


Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

14:04 Дипломат США заявил об «акустической атаке» в Китае
14:03 Центр имени Хруничева привез на выставку новые «Протоны»
13:34 МИД России назвал сроки выхода Украины из СНГ
13:32 Изменение кислотности среды послужит тормозом для молекулярных машин
13:30 Роскачество нашло нарушения в 25% образцов сливочного масла
13:25 Бывший тренер «Спартака» и ПСЖ возглавил лондонский «Арсенал»
13:00 Просившую Путина о помощи онкобольную похоронят 24 мая
12:59 Девять сотрудников Мариинского театра госпитализированы с отравлением
12:40 Минкульт России открестился от планов запрета Booking.com
12:20 МИД РФ рассказал о мизерных зарплатах боевиков ИГ
12:19 Сбербанк в четвертый раз попытается продать украинскую «дочку»
11:51 Бизнес предложил отменить посадки за исполнение санкций
11:38 Хазанов готов озвучить попугая Кешу в полнометражке «Союзмультфильма»
11:32 В ДНР рассказали о попытке украинских военных захватить Горловку
11:21 Глава Сбербанка рассказал о переговорах с «Русалом» по долгам
11:13 В аварии школьного автобуса под Псковом пострадал 21 человек
10:51 В Совфеде ответили на заявление депутата Верховной Рады по Крымскому мосту
10:46 ВТБ прекратил сотрудничать с бизнесом Дерипаски
10:40 Медведев раздал поручения по реализации «майского указа»
10:22 В деле о госизмене экс-сотрудников ФСБ остался единственный эпизод
10:17 Высокопоставленных сотрудников ФСО заподозрили в хищениях при строительстве резиденции Путина
10:13 Николай Караченцов попал в больницу
09:51 Международная Букеровская премия досталась Ольге Токарчук
09:49 Отмена бумажных ПТС создаст проблемы покупателям новых машин
09:37 США выдвинули условия снятия санкций с группы ГАЗ Дерипаски
09:21 В ответ на санкции в России могут заблокировать Booking.com
09:20 Писатель Филип Рот умер в США от сердечной недостаточности
09:04 Удачно прошел очередной запуск ракеты Falcon 9
22.05 21:03 «Юрий Долгорукий» провел залповый пуск ракет «Булава»
22.05 20:46 Кудрин рассказал об участии в разработке новейшего оружия
22.05 20:21 Глава Facebook отчитался Европарламенту о безопасности пользователей
22.05 20:04 Трамп подтвердил готовность отказаться от встречи с Ким Чен Ыном
22.05 19:51 Госдума одобрила повышение стоимости голоса избирателя на выборах президента
22.05 19:27 В Росстате зафиксировали сокращение численности населения России
22.05 19:21 Крымский мост прошел чин освящения
22.05 19:04 Эрмитаж подал иск к Пирумову на 856 млн рублей
22.05 18:57 ФИФА закрыла все дела о применении допинга российскими футболистами
22.05 18:41 Дума отклонила законопроект о выдаче водительских прав с 16 лет
22.05 18:24 Нью-йоркскую фондовую биржу впервые за 200 лет возглавит женщина
22.05 18:17 Астероид-нарушитель оказался выходцем из другой планетной системы
22.05 17:48 Бинбанк и «Открытие» сообщили о сделках с признаками вывода активов
22.05 17:24 В Дебальцево подорвали рейсовый автобус
22.05 17:23 Путин подписал указ о создании НКО «Россия — страна возможностей»
22.05 17:04 Мариничев предложил Генпрокуратуре проверить действия Роскомнадзора
22.05 16:57 Прокуратура заняла первое место в рейтинге доверия опрошенных россиян
22.05 16:34 Израиль впервые использовал истребитель F-35 в бою
22.05 16:24 Ритейлеры допустили рост цен из-за закона о контрсанкциях
22.05 16:06 Audi отзовет более 11 тысяч машин для обновления ПО
22.05 15:53 Госдума рассмотрит возможность присвоения законам имен их авторов
22.05 15:47 63% опрошенных россиян не одобрили проведение ЕГЭ
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.