Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
16 декабря 2017, суббота, 04:37
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

28 мая 2002, 12:40

"Спрос" на закон в России: пестрая картина

За последние годы мне довелось написать ряд статей, в которых я утверждал, что в процессе реформирования российского законодательства упор делается исключительно на то, чтобы "обеспечить" страну законодательством, но при этом ничуть не менее важный вопрос о "спросе" на закон игнорируется (1). Моя цель заключалась в том, чтобы побудить российские власти и их зарубежных помощников уделять больше средств и внимания тем реформам, необходимость которых обусловлена реальными нуждами обычных граждан (что подтверждается практическими исследованиями), а не считать, что только они сами знают о том, что является благом для общества, и не претендовать на роль "реформаторов сверху". За последние десять лет законодательная и управленческая структура советской эпохи подверглась серьезным изменениям, были приняты новые законодательные акты и учреждены новые правовые институты. Основное внимание ученых уделено скорее анализу содержания этих реформ, нежели изучению их влияния на повседневную жизнь российских граждан. Подобные исследования "обеспеченности" общества законами, безусловно, имеют большое значение, однако их следует дополнить изучением проблемы "спроса" на закон.

Хотя Илиан Кашу и Митчелл Оренстейн и претендуют на роль исследователей концепции "спроса", они совершенно неверно понимают ее сущность. Понятие "спрос" в том смысле, в каком оно используется в моей работе, никоим образом не связано с обращениями в суд (2). Скорее, это понятие имеет более широкое значение, подразумевающее совокупность взглядов и поступков в отношении права под влиянием исторического опыта, как индивидуального, так и общественного. Смысл этого понятия выходит за рамки стремления выиграть отдельные категории судебных дел и охватывает признание закона, в широком смысле слова, как средства защиты и поддержки собственных интересов. Подобная концепция носит безусловный и вполне осознанный импрессионистский характер. Отношения и поведение в области права иногда отличаются крайней непоследовательностью. В результате этого попытки дать оценку "спросу" как текущему явлению почти всегда обречены на провал. И хотя отдельные показатели "спроса", такие, как количество поданных по конкретному делу ходатайств, и поддаются учету, представления о мыслях и чувствах российских граждан относительно права в более широком смысле эти сведения все же не дают.

В настоящем очерке я снова объясняю концепцию "спроса" на примерах, обнаруженных мною в ходе исследовательской работы, которую я вела в России на протяжении последнего десятилетия. Я акцентирую внимание на двух показателях - на степени учета в законодательстве интересов и нужд его конечных "потребителей" и на том, как используются суды.

Последствия правовой реформы "сверху"

Поиск необходимого равновесия между техническим совершенством, политическими реалиями и общественными потребностями является непростой задачей в любой стране, но в России эта проблема приобретает особую сложность. Слишком часто забота об удовлетворении общественных потребностей уступает место желанию решить насущные внутриполитические проблемы и/или догнать Запад в плане правовой инфраструктуры. В результате получается, что законодательство и правовые институты оторваны от общества. Если люди не видят нужды в том или ином законе или находят собственные, якобы правовые способы решения проблем, то законы или правовые институты просто бездействуют, не причиняя явного вреда, но и не выполняя тех функций, для которых они предназначены. Наоборот, если для достижения своих целей у людей нет другого выбора, кроме как обратиться к закону - когда новый закон является единственно доступным средством достичь желаемого, - то вполне справедливо ожидать, что общество обратится к судебным инстанциям, чтобы заявить о своем недовольстве. Как уже неоднократно отмечалось в моих статьях, люди в основном стремятся использовать закон для реализации своих материальных (а не неимущественных) интересов. Таким образом, они становятся субъектами экономических отношений, независимо от того, являются ли они физическими или юридическими лицами.

В постсоветской России имеются многочисленные примеры обоих типов невзаимодействующих законов. Печальный опыт антимонопольных комиссий показывает, что может произойти, если учреждение оказывается не соответствующим тому обществу, чьи интересы оно должно обеспечивать. Плановая экономика постоянно подвергалась критике, в том числе и за излишнюю концентрацию полномочий (3).

Теоретически институт, предназначенный для того, чтобы наделять мелких предпринимателей возможностями противостоять господствующей группе монополистов и влиять на ее поведение, должен быть именно тем ведомством, которое является необходимой составляющей постсоциалистического переходного периода. Антимонопольные комиссии были созданы в начале 90-х, однако в массе своей они так и не прижились (4). Законодательные акты наделяют правами мелких предпринимателей и прокладывают им путь к реализации их прав. Тем не менее эти права остаются невостребованными большинством предпринимателей. В результате собеседований, проведенных с широким кругом руководителей предприятий (в том числе и с их юрисконсультами) в период с 1996 по 1999 год, выяснилось, что многие из них и не подозревали о существовании антимонопольной комиссии. Подтверждением этого может служить тот факт, что в ходе опроса, проводившегося на 328 предприятиях весной 1997 года, лишь 20% опрошенных руководителей предприятий заявили о том, что они имели хоть какой-то контакт с этим ведомством (5). Иски и жалобы на деятельность антимонопольных комиссий подпадают под юрисдикцию арбитражного суда. Результаты бесед с судьями арбитражных судов в Москве, Саратове и Екатеринбурге, проведенных в первой половине 2001 года, а также статистические данные о числе лиц, обратившихся за юридической помощью, позволяют сделать вывод о том, что роль этих комиссий весьма несущественна (6).

В данной статье не имеет смысла вдаваться в подробные рассуждения о причинах, по которым антимонопольные комиссии не оправдали ожиданий их создателей. Но, безусловно, основная причина заключается в неспособности оценить в полной мере глубокие корни внутренней взаимозависимости российской промышленности или же, выражаясь несколько иначе, в переоценке того потока информации, который возник бы с прекращением государственного планирования. Если у предприятия есть налаженная сеть сбыта своей продукции, едва ли оно откажется от какого-либо из своих клиентов из-за сомнений в его коммерческой деятельности на рынке управляемых государством предприятий. Это является всеобщей истиной, документально зафиксированной юристами-социологами в самых различных ситуациях. Специфика российских реалий, на первый взгляд, должна бы затруднить сопротивление стремлению бросить вызов более мощным торговым партнерам. Если бы эти реалии более полно учитывались при создании антимонопольных комиссий, они могли бы стать неотъемлемой частью экономической жизни России.

Моя критическая оценка антимонопольных комиссий ни в коей мере не ставит под сомнение уровень правовой культуры в России. Время является ценнейшим фактором для всех, и разумно, что юрисконсульты предприятий не тратят его на изучение всех сложностей того института, который не связан с их интересами (7). И тем не менее трудно усомниться в здравости суждений об изначальном стимуле для создания какого-то пути общения посредством закона между слабыми и сильными мира сего. Созданный в этих целях институт, однако, потерпел горькую неудачу отчасти именно из-за недостаточного внимания к общественному "спросу".

Но не все законы, не отвечающие общественному "спросу", томятся на запасных путях. Иногда лица, чьи интересы оказываются затронутыми тем или иным законом, выступают против него и демонстрируют его неадекватность. Как правило, это происходит в тех случаях, когда обойтись без закона становится невозможным. Неплохим примером может послужить случай с пенсионным законом 1998 года, подробно изложенный в статье Кашу и Оренстейна. Пенсии основаны на праве, учрежденном государством, и это означает, что права пенсионеров определяются законом. Тот факт, что у немногих российских пенсионеров есть побочные источники дохода, и стал для них серьезным материальным стимулом оспаривать закон, сочтенный ими несправедливым. В результате, как отмечают в своей статье Кашу и Оренстейн, толкование закона было изменено в сторону, более отвечающую интересам пенсионеров (8). Аналогичный случай был отмечен мною и ранее (9). В ответ на ходатайства предприятий, не имевших достаточной наличности и неспособных авансом заплатить регистрационную пошлину, как того требует закон (даже после того, как в 1996 году в этот закон были внесены поправки, снизившие размер этой пошлины) (10), Высший Арбитражный Суд изменил толкование соответствующих процессуальных норм, разрешив в тех случаях, когда заявитель не имеет достаточной наличности, отложить внесение платежей до завершения дела (11). Прежде чем было принято такое постановление, отдельные арбитражные суды выносили постановления по ходатайствам об отсрочках уплаты регистрационных пошлин исходя из каждого конкретного случая, что приводило к разнообразию решений как в рамках одного суда, так и между разными судами. Благодаря решению высшего суда это правило стало общим для всех. Тем самым малый поток наличности более не является фактором, ограничивающим возможность обращения в суд.

Как же следует понимать эти примеры с точки зрения формирования авторитета закона в российском обществе? С одной стороны, их можно рассматривать как постоянно повторяющиеся попытки скорректировать действующие правила. Не стоит надеяться на то, что творцы правовых норм (как из законодательной, так и из исполнительной ветвей власти) способны заранее все предвидеть. Жизнь неизбежно внесет свои поправки. Возможно, решимость пенсионеров и неликвидных предприятий добиваться удовлетворения своих требований через суд может рассматриваться как показатель их доверия к правовой системе. Но, может быть, мы заблуждаемся. В конце концов, для того чтобы в приведенных двух случаях сделать нормы справедливыми (или, по крайней мере, более справедливыми), нет необходимости в даре предвидения. Как отмечают Кашу и Оренстейн, пенсионеры во всеуслышание заявляли протест против закона 1998 года еще в ту пору, когда он находился в стадии проекта. Учитывая, что пенсионеры относятся к одной из наиболее активных в политическом отношении групп интересов на современной российской сцене (12), едва ли законодатели ожидали, что они спокойно отнесутся к принятию закона, явно идущего вразрез с их интересами. Аналогичным образом, ни для кого не являлось секретом бедственное положение значительной части российских предприятий: с начала 90-х годов задолженности по платежам между предприятиями стали обыденным явлением в российской экономике (13). Сохранение требования об авансовой уплате регистрационной пошлины было чревато риском потери значительного числа потенциальных обращающихся в суд лиц. Непонятно, почему это не было учтено законодателями при внесении поправок в закон в 1996 году. В обоих случаях заинтересованные лица обратились в суд за помощью и в конечном итоге выиграли от этого. Можно ли считать их обращение к судебной системе признаком возросшего доверия к закону (или появления такого доверия), остается открытым вопросом. Возможно, для них обращение в суд явилось наиболее простым средством достижения желаемой цели. Станут ли они более благожелательно относиться к закону пройдя через судебные тяжбы, является весьма противоречивым вопросом (14). Тем не менее оба эти примера отражают пренебрежение законодателей к проблеме "спроса" на закон.

Значение возросшей роли судов

Еще одним способом оценки уровня "спроса" на закон является изучение роли судов. Однако определение степени востребованности судов (или любых других правовых институтов), а также толкование этой востребованности (или невостребованности) является непростой задачей. В этом вопросе едва ли можно полагаться лишь на количество находящихся в судопроизводстве дел. Недовольство людей, проявляемое в отношении других лиц или государства, не всегда переходит в форму судебного иска. В своей коллективной статье Фелстинер (Felstiner) и его соавторы приводят описание концептуальных рамок для понимания процесса спора (15). В основании пирамиды лежит масса изначальных несправедливостей, с которыми ежедневно приходится сталкиваться каждому. Сравнительно небольшая часть этих явных правонарушений когда-либо вызывает реакцию в виде или объявления имени виновника, или попытки исправить положение неофициальным путем, а еще меньшая их часть доходит до суда (16). Существует множество причин, по которым происходит отказ от подачи исков, и многие из них, среди прочего, зависят от того, кто является сторонами судебного разбирательства, от сути спора, от доступности юридической помощи и качества судебной системы (как фактического, так и предполагаемого). Таким образом, количество дел, зарегистрированных по любой конкретной отрасли права, представляет собой лишь верхушку айсберга потенциальных исков, истинные размеры которого можно конкретно определить только путем подробного социологического исследования (17).

Я вовсе не хочу сказать, что данные о количестве заведенных дел не имеют значения для понимания степени востребованности судов. Точнее говоря, моя точка зрения заключается в том, что эти данные являются лишь одной стороной вопроса и для правильного их понимания они должны быть помещены в контекст. Кашу и Оренстейн повторяют утверждение председателя Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы о том, что по состоянию на март 2000 года в судах общей юрисдикции ожидали своего рассмотрения около 220 тысяч пенсионных исков (18). Следует ли считать эту цифру значительной величиной, зависит от того, какой процент от общего количества возможных исков она составляет. Кашу и Оренстейн утверждают, что закон равным образом нарушил права пенсионеров, тем самым предполагается, что каждый пенсионер является потенциальным истцом. В конце 1999 года в стране насчитывалось примерно 38,38 миллионов пенсионеров (19); это означает, что менее 0,6% всех потенциальных исков дошли до суда. Оценить, чту на самом деле означают 220 тысяч исков, представляется затруднительным еще и по причине полного отсутствия каких-либо данных о количестве исков по пенсионным делам, поданных в предшествующие годы, а также о количестве исков в иных сферах законодательства (20). Получить такие данные в России непросто, но в отсутствие какого-либо контекста значение политически мотивированных предположений по своей сути не определено.

Будучи помещенными в определенный контекст, данные о количестве заведенных дел могут оказаться полезными. К примеру, в своем исследовании, посвященном роли судов в деятельности промышленных предприятий, я постоянно опираюсь на опубликованные статистические данные общефедерального уровня (21), а также на непубликовавшиеся статистические данные регионального уровня о деятельности арбитражных судов. Эти данные позволили мне документально обосновать различные тенденции в использовании этих судов, такие как усиливающееся преобладание дел, связанных с неплатежами, и устойчивый рост тяжб с государством, а также постоянное отсутствие дел, связанных со спорами между равными субъектами (22). Я всегда старалась приводить такие данные (наряду с результатами рассмотрения основных дел) в качестве элементов мозаики, а не в качестве целостной картины. Безусловно, они показывают, что к услугам арбитражных судов стали прибегать чаще (23), однако вопрос о том, будет ли в данном случае наблюдаться более серьезный побочный эффект или, иными словами, приведет ли это явление к коренному перелому в отношении к закону, остается открытым. Если руководителю предприятия удастся успешно воспользоваться правовой системой для возмещения финансовых убытков, понесенных по вине не сдержавшего своих обязательств партнера, или же если пенсионер сумеет прибегнуть к правовым инструментам системы, чтобы добиться от государства более высокой пенсии, они, возможно, применят полученный опыт для решения и других проблем (24). Вероятность проявления побочных эффектов кажется более высокой для случая с руководителями предприятий, принявших собственное решение обратиться в суд, чем в случае с пенсионерами, чье решение прибегнуть к судебному разбирательству было обусловлено длительной кампанией убеждения, развернутой заинтересованной третьей стороной (Коммунистической партией) (25).

Чтобы понять отношение общественности к закону, нельзя руководствоваться исключительно данными о количестве дел, находящихся в производстве. Для этого необходим учет и других точек зрения. Нужно провести исследование, учитывающее точки зрения всех заинтересованных сторон. С этой целью я приняла участие в упомянутом выше опросе руководителей предприятий, за которым последовала серия изучения дел этих предприятий (26). Результаты этого исследования подтвердили, что взгляды часто расходятся с поведением (27). В моих беседах с руководителями предприятий, проведенных в период с 1996 по 2000 год, неизменно присутствовало чувство определенной отстраненности по отношению законодательства. Это ощущение безнадежности не соответствовало фактическому их поведению по отношению к участию в судебных процессах. Иными словами, безразличие к закону может сосуществовать с высокой степенью готовности прибегнуть к судебному разбирательству. Даже на тех предприятиях, которые регулярно судились по поводу договорных разногласий, их руководители обычно выражали свою неприязнь к правовой системе, уверяя меня в том, что обращение в суд является безнадежным делом, а закон - это епархия богачей и людей с большими связями (28). Интересно, что их взгляды на закон редко оказывались увязанными с их успехами, достигнутыми при обращении к нему. Иными словами, как выигравшая в судебном процессе сторона, так и сторона проигравшая оказывались недовольными. Более того, их предположение о том, что правовая система находится в руках обладателей политической и экономической власти не подкреплено доказательствами. В досье арбитражного судопроизводства преобладают вовсе не споры олигархов, а вполне обыденные дела о нарушении договорных обязательств. Однако взгляды людей подвержены влиянию многих факторов, включая слухи, сообщения средств массовой информации и личный опыт. У немногих простых людей есть время обратиться к статистическим данным, публикуемым в малоизвестных юридических журналах.

Недовольство сторон результатами судебных процессов едва ли является явлением характерным только для России. Обращение в суд обычно является малоприятной процедурой, и в любой стране это дело требует настойчивости в достижении своей цели. В самом деле, если провести сравнительный анализ российской судебной системы, становится очевидным, что по некоторым критериям она занимает неплохие позиции, несколько уступая по другим показателям (29). К положительным сторонам российского судопроизводства можно отнести более высокую доступность (30), меньшую процессуальную сложность и бульшую (в сравнении с судопроизводством в других странах) оперативность (31). Благодаря этим качествам, судопроизводство в России становится относительно удобным для сторон в возникающих спорах. Что же касается исполнения судебных постановлений, то здесь перед исследователями открывается картина более мрачная. Хотя судебная система, фактически, сама по себе не несет ответственности за исполнение решений, неспособность обеспечить исполнение исков, безусловно, наносит ущерб авторитету суда (32).

Без сомнения, в России, как и повсюду, неудовлетворенность судебной системой отчасти обусловлена чрезмерной идеализированностью надежд на судебное разбирательство. И хотя граждане часто ждут от суда справедливости, действительность заключается в том, что при рассмотрении гражданских (не уголовных) дел судьи в большинстве случаев лишь определяют размер материального ущерба, подлежащего возмещению в пользу выигравшего дело, что не всегда соответствует понятию о справедливости. Ожидать большего - значит обречь себя на разочарование.

"Спрос" на закон: отказ от поспешных выводов

Вопрос о наличии или отсутствии в России "спроса" на закон не имеет однозначного ответа. "Спрос", исходя из моих исследований, проведенных в последние годы, является понятием относительным. Таким образом, для определения этого понятия больше подходят сравнительные термины. Можно провести исследование, каким образом происходит изменение "спроса" со временем, или же сравнить, как проявляются различные его показатели в различных законодательствах. Что касается России, то можно было бы задаться вопросом: возрос ли или уменьшился "спрос" на закон по сравнению с тем, каким он был на заре реформ или во времена советской эры. Однако даже в такой постановке этот вопрос не имеет простых ответов.

Хотя, согласно данным эмпирических исследований, проводившихся в различных областях права, число обращений в суды в России возросло, по-прежнему по большей части остается неясным, какая часть от всех ныне существующих или прошлых споров дошла до соответствующего правового решения. В результате, даже при наличии данных о количестве принятых к производству дел, трудно истолковать их связь со "спросом". Существует соблазн объяснять возросшую востребованность судов увеличением "спроса" на закон. Однако подобный вывод сегодня является столь же поспешным, как и тот, что был сделан в ходе симпозиума в 1999 году, когда эта тенденция казалась очевидной (33). Его неполнота обусловлена двумя причинами: во-первых, нельзя до такой степени "раскручивать" данные о востребованности судов, во-вторых (и что более важно), он покоится на ошибочном предположении о том, что востребованность судов связана со "спросом" на закон, а не является одним из показателей возможности обращения к ним, хотя бы относительной, в жизни и сознании людей.

Вопрос о том, уделяют ли те, кто принимает решения и создает нормы (как в законодательной, так и в исполнительной ветвях власти), больше внимания нуждам и интересам тех, для кого в конечном итоге и пишутся законы, (еще один из показателей "спроса"), вызывает меньший оптимизм. Опять же, склонность законодателей к навязыванию своей воли не является чем-то присущим лишь России. По сути дела, в этом стремлении часто отсутствует злой умысел. Законодатели поступают так, сообразуясь с собственным пониманием об общественном благе. При отсутствии достоверной информации о запросах простых людей результаты их поступков зачастую не достигают цели.

"Demand" for «aw in Russia - A Mixed Picture by Kathryn Hendley, East European Constitutional Review. 2001. Vol. 10. » 4.
Перевод с англ. Н. Левенца


Примечания
1. The Spillover Effect of Privatization on Russian «egal Culture // Transnational «aw and Contemporary Politics. 1995. Vol. 5. » 1. P. 39-64; «aw and Development in Russia: A Misguided Enterprise? // Proceedings of the American Society of International «aw. 1996. Vol. 90. P. 237-240; «egal Development in Post-Soviet Russia // Post-Soviet Affairs. 1997. Vol. 13. » 3. P. 231-256; Rewriting the Rules of the Game in Russia: The Neglected Issue of Demand for «aw // East European Constitutional Review. 1999. Vol. 8. » 4. P. 98-95.
2. В своем исследовании, посвященном роли судов в деятельности предприятий, опубликованном еще до симпозиума, проведенного под эгидой журнала "East European Constitutional Review", мною зафиксирован рост числа обращений в арбитражные суды как по договорным спорам с партнерами, так и с государством, происшедший за последние десять лет; см. мои работы: Growing Pains: Balancing Justice & Efficiency in the Russian Economic Courts // Temple International and Comparative «aw Journal. 1998. Vol. 12. » 2. P. 302-332; Temporal and Regional Patterns of Commercial «itigation in Post-Soviet Russia // Post-Soviet Geography and Economics. 1998. Vol. 39. » 7. P. 371-390; Appelate Decision-Making in the Russian Arbitrazh Courts: A Three-Year Assessment // Review of Central and East European «aw. 1999. Vol. 24. » 4. P. 465-491.
3. См., например: Joskow P.«., Schmalensee R., Tsukanova N. Competition Policy in Russia during and after Privatization // Brookings Papers on Economic Activity: Microeconomics. 1994. P. 301-381; cр.: Brown A., Ickes B., Ryterman R. Myth of Monopoly: A New View of Industrial Structure of Russia // Policy Research Working Paper » 1131. The World Bank: Washington, D.C., 1994.
4. Salas P., Reshetnikova E. Competition «aw in the Russian Federation // Review of Central and East European «aw. 1998. Vol. 23. » 1. P. 49-71.
5. Hendley K., Murrell P., Ryterman R. «aw, Relationships, and Private Enforcement: Transactional Strategies of Russian Enterprises // Europe-Asia Studies. 2000. Vol. 52. » 4. P. 627-656.
6. За весь 2000 год в восьми из девяти тех судов, с годовыми отчетами которых я смогла подробно ознакомиться, антимонопольные комиссии не возбудили ни одного дела о ликвидации или реорганизации предприятий-монополистов. Исключением стал лишь суд г. Санкт-Петербурга, где были возбуждены два таких дела. Подобная бездеятельность контрастирует с работой налоговых органов, которые возбудили дела практически по всем случаям нарушений законодательства во всех девяти судах.
7. Живость, с которой юрисконсульты предприятий ухватились за изменения в законодательстве, касающиеся договорных отношений и позволяющие им взыскивать штрафы за задержку платежей, демонстрирует их желание использовать законодательные новшества, когда это отвечает их интересам. Фактически, их энтузиазм по поводу данного новшества и привел в конечном итоге к ограничению в его применении путем изменения толкования закона. Более подробно об этом можно прочитать в статье, написанной мною в соавторстве с другими исследователями: Hendley K., Murrel P., Ryterman R. Punitive Damages for Contractual Breaches in Comparative Perspective: The Use of Penalties by Russian Enterprises // Wisconsin «aw Review. 2001. » 3. P. 639-679.
8. Я полагаю, что факты соответствуют тому, как они изложены Кашу и Оренстейном. Я не являюсь специалистом в области пенсионного законодательства. Небрежность, которую, как мне показалось, они допускают в ссылках, равно как и безапелляционный характер многих приводимых ими положений, делает невозможным проверку достоверности их утверждений.
9. Hendley K. Grooving Pains-
10. Федеральный закон от 31 декабря 1995 года » 226-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О государственной пошлине" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. » 1. Ст. 19.
11. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 марта 1997 года » 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине" // Вестник Высшего Арбитражного Суда. 1997. » 6. С. 19-23.
12. Так, например, Тимоти Колтон отмечает (Colton T.J. Transitional Citizens: Voters and What Influences Them in the New Russia. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2000. P. 40-41), что на выборах 1995 года явка избирателей в возрастной группе 50-70 лет, где преобладают пенсионеры, была на 5-6% выше, чем в других группах.
13. Ickes B.W., Ryterman R. The Inter-enterprise Arrears Crisis in Russia // Post-Soviet Affairs. 1992. Vol. 8. » 4. P. 331-361; idem, Roadblock to Economic Reform: Inter-Enterprise Debt and the Transition to Markets // Post Soviet Affairs. 1993. Vol. 9. » 3. P. 231-252.
14. Недавние эмпирические исследования, проведенные в США, показывают, что у тех, кто обращается за правосудием, складывается о нем более благосклонное мнение. Это исследование полностью противоречит общепринятому мнению, основанному на результатах опроса общественности, о том, что тесное знакомство с системой правосудия порождает презрение к ней. См.: Rottman D.B. On Public Trust and Confidence: Does Experience with the Courts Promote or Diminish It? // Court Review. Winter 1998. P. 14-22; Kritzer H.M., Voelker J. Familiarity Breeds Respect: How Wisconsin Citizens View Their Courts // Judicature. 1998. Vol. 82. » 2. P. 58-64. Качественную оценку данного вопроса можно найти в работе: Muir W.K., Jr. «aw and Attitude Change. Chicago: University of Chicago Press, 1967.
15. Felstiner W.«., Abel R.«., Sarat A. The Emergence and Transformation of Disputes: Naming, Blaming, Claiming- // «aw & Society Review. 1980/1981. Vol. 15. » 3/4. P. 631-654.
16. В этих рамках в ходе осуществления Американского проекта изучения гражданского судопроизводства Трабек и др. (Trubek D.M., Sarat A., Felstiner W.«.F., Kritzer H.M., Grossman J.B. The Costs of Ordinary «itigation // UC«A «aw Review. 1993. Vol. 31. » 1. P. 86-87) установили, что "71,8% граждан предъявляли свои претензии обидчику и что в 63% этих случаев возникали спорные ситуации, из них лишь 11,2% доходили до судебного разбирательства". Согласно их выводам, "очевидно, что судебное разбирательство- ни в коей мере не является обычным исходом спора".
17. Чтобы применить эти рамки к российскому контексту, см.: Hendley K. Beyond the Tip of the Iceberg: Business Disputes in Russia // Assessing the Role of «aw in Transition Economies / Ed. P. Murrell. Ann Arbor: University of Michigan Press, 2001. P. 20-55.
18. Кашу и Оренстейн полагают, что все эти ходатайства касаются так называемого "Закона » 113". Однако в период с 1997 по 2000 год было принято более десятка поправок к пенсионному закону. Ни одно из ряда пенсионных дел, отчет о которых приводится в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации за указанный период, не оспаривает Закон » 113.
19. Госкомстат. Социальное положение и уровень жизни населения России в 2000 г. М., 2001.
20. Юридическое управление Верховного Суда публикует статистические данные о количестве заведенных дел, раскрывающие многие категории гражданских и административных дел. К сожалению, в этой статистике нет какой-либо конкретной информации по пенсионным делам, в связи с чем невозможно подтвердить заявление о том, что по состоянию на март 2000 года в судах скопилось 220 тысяч нерассмотренных дел, и оценить значимость этой цифры в сравнении с прошлыми годами или, наконец, сопоставить ее с другими категориями дел. (Работа районных судов 2000; Работа судов 2000, 1999.)
21. См., например: Судебно-арбитражная статистика: Основные показатели работы арбитражных судов Российской Федерации в 1999-2000 годах // Вестник Высшего Арбитражного Суда. 2001. » 4. С. 12-18.
22. См.: Hendley K. Temporal and Regional Patterns-; Appellate Decision-Making-
23. Опубликованные обобщенные данные об использовании судов общей юрисдикции оставляют то же впечатление относительно многих других категорий дел: семейных споров, исков потребителей и т.п. (Работа районных судов 2000; Работа судов 2000, 1999).
24. Hendley K. The Spillover Effect-
25. Учитывая то обстоятельство, что адвокаты юридических консультаций, созданных Коммунистической партией, получают определенный процент от выигранных в пользу пенсионеров сумм, в американской практике в качестве аналогов таковых консультаций более уместно рассматривать адвокатов по делам о нарушении личных прав (personal-injury lawyers), а не активистов борьбы за гражданские права.
26. О делах предприятий см. ранее упомянутое исследование: Hendley K., Murrell P., Ryterman R. «aw, Relationships, and Private Enforcement-; о последовавших делах см.: Hendley K. How Russian Enterprises Cope with Payment Problems // Post-Soviet Affairs. 1999. Vol. 15. » 3. P. 201-234.
27. Подобное противоречие между тем, что люди думают о законе, и тем, как они фактически ведут себя в спорных ситуациях, присуще не только России. Юристы-социологи отмечают это явление во многих случаях. См., например: Ewick P., Silbey S.S. The Common Place of «aw: Stories from Everyday «ife. Chicago: University of Chicago Press, 1998; Greenhouse C.J., Yngvesson B., Engel D.M. «aw and Community in Three American Towns. Ithaca: Cornell University Press, 1994; Stewart Macaulay. Non-Contractual Relations in Business: A Preliminary Study // American Sociological Review. 1963. Vol. 28. » 1. P. 55-67.
28. Hendley K. Beyond the Tip of the Iceberg-
29. Подробная оценка российских судов общей юрисдикции приведена в работе: Solomon P.H., Foglesong T.S. Courts and Transition in Russia: The Challenge of Judicial Reform. Boulder: Westview Press, 2000. Аналогичный анализ деятельности арбитражных судов можно найти в статье: Hendley K., Murrell P. Dispute Resolution in Russia: A Regional Perspective: Mimeograph. 2001. См. также: Hendley K. Appellate Decision-Making-; Growing Pains-; Temporal and Regional Patterns-; Hendrix G.P. The Experience of Foreign «itigants in the Russia-s Commercial Courts // Assessing the Value of «aw in Transition Economies / Ed. P. Murrell. Ann Arbor: University of Michigan Press, 2001. P. 94-132; idem, Business «itigation and Arbitration in Russia // International «awyer. 1997. Vol. 31. » 4. P. 1075-1103.
30. К примеру, арбитражные суды выносят решения по подавляющему большинству дел о выполнении договорных обязательств в течение двух месяцев со времени принятия дела к производству (см.: Hendley K., Murrell P. Dispute Resolution in Russia-; Hendley K. Temporal and Regional Patterns- P. 384). Напротив, при изучении работы американских судов выяснилось, что разрешение договорных споров занимает в среднем два с половиной года (см.: Heise M. Justice Delayed? An Empirical Analysis of Civil Disposition Time // Case Western «aw Review. 2001. Vol. 50. » 4. P. 813-849, esp. p. 835).
31. Hendley K. Growing Pains-
32. Для более полной оценки работы судов общей юрисдикции см.: Solomon and Foglesong. Courts and Transition; о работе арбитражных судов см.: Hendrix G.P. Business «itigation-; Hendley K., Murrell P. Dispute Resolution in Russia-
33. Кашу и Оренстейн утверждают, что участникам симпозиума 1999 года следовало бы знать о росте числа обращений в суд со стороны пенсионеров. Как конкретно его участники могли бы получить такую информацию, остается загадкой. Ни в опубликованных статистических данных, ни в опубликованных судебных решениях нет упоминания об этой якобы "массовой, всенародной и скоординированной судебной кампании".


Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

15.12 21:08 Отца предполагаемых организаторов теракта в метро Петербурга выслали в Киргизию
15.12 20:57 Майкл Джордан назван самым высокооплачиваемым спортсменом всех времен
15.12 20:36 Вероника Скворцова обсудила с Элтоном Джоном борьбу с ВИЧ
15.12 20:23 Полиция открыла огонь по мужчине с ножом в аэропорту Амстердама
15.12 20:07 Falcon 9 отправила груз на МКС и вернулась на космодром в США
15.12 19:47 В Пентагоне рассказали о новом сближении с российской авиацией в Сирии
15.12 19:44 ЦБ оценил объем докапитализации Промсвязьбанка в 100-200 млрд рублей
15.12 19:27 Пожизненно отстраненная от Игр скелетонистка Елена Никитина выиграла ЧЕ
15.12 19:18 Косово объявило о создании собственной армии к марту 2018 года
15.12 19:03 В Назарете отменили Рождество
15.12 18:51 В Испании не поверили в угрозу отстранения от ЧМ-2018
15.12 18:35 Программу безопасности на дорогах увеличили на 2 млрд рублей
15.12 18:25 ФАС проверит частичную отмену роуминга сотовыми операторами
15.12 18:25 РФ и Египет подписали соглашение о возобновлении авиасообщения
15.12 18:19 Трамп попросил у России помощи с КНДР
15.12 18:03 Курс биткоина приблизился к 18 тысячам долларов
15.12 17:54 Промсвязьбанк сообщил о проблемах в работе интернет-банка
15.12 17:48 ФИФА пригрозила отстранить сборную Испании от ЧМ-2018 из-за действий властей
15.12 17:28 Задержанный в Петербурге планировал взорвать Казанский собор
15.12 17:25 Промпроизводство в РФ в ноябре упало максимальными темпами за 8 лет
15.12 17:01 Турция потребует в ООН отменить решение США по Иерусалиму
15.12 16:43 В посольстве США назвали ложью обвинение во вмешательстве в российскую политику
15.12 16:33 Букингемский дворец назвал дату свадьбы принца Гарри
15.12 16:29 Журналист сообщил о готовности Захарченко внедрить на Украину 3 тысячи партизан
15.12 16:14 МИД Украины опроверг ведение переговоров об экстрадиции Саакашвили
15.12 16:08 Страны ЕС согласились начать вторую фазу переговоров по выходу Великобритании
15.12 15:49 Дипломатов из США не пустят наблюдать за российскими выборами
15.12 15:47 Глава ЦИК назвала стоимость информирования избирателей о выборах
15.12 15:36 Гафт перенес операцию из-за проблем с рукой
15.12 15:21 В Кремле посчитали недоказанными обвинения в адрес Керимова во Франции
15.12 14:55 ФСБ задержала в Петербурге планировавших теракты исламистов
15.12 14:33 Сенаторы одобрили закон о штрафах за анонимность в мессенджерах
15.12 14:15 В Кремле признали нежелание Путина упоминать фамилию Навального
15.12 14:02 Дума отказалась ограничить доступ к сведениям о закупках госкомпаний
15.12 13:59 Минфин пообещал не допустить «эффект домино» из-за Промсвязьбанка
15.12 13:52 Алексей Улюкаев приговорен к восьми годам строгого режима
15.12 13:39 Госдума разрешила внеплановые проверки бизнеса по жалобам сотрудников или СМИ
15.12 13:36 ЦБ снизил ключевую ставку
15.12 13:24 Ученые заглянули в глаз трилобита
15.12 13:23 Власти Москвы отказали Илье Яшину в проведении акции 24 декабря
15.12 13:19 Индекс потребительских настроений по всей России вышел в «зеленую зону»
15.12 13:08 Прокуратура назвала самое коррумпированное подразделение силовиков
15.12 13:00 Лавров заявил о вмешательстве США в выборы в России
15.12 12:47 Совет Федерации подключился к поиску источника вони в Москве
15.12 12:40 Минтранс анонсировал возобновление рейсов в Каир в феврале
15.12 12:25 Дед Мороз заявил об отказе от пенсии
15.12 12:20 Дума приняла закон об индексации пенсий в 2018 году
15.12 12:07 Антитела к вирусу лихорадки Эбола вырабатываются через сорок лет после болезни
15.12 12:01 ЦИК снова пересчитал желающих баллотироваться в президенты
15.12 11:41 Улюкаев признан виновным в получении взятки
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.