Адрес: https://polit.ru/article/2002/06/20/611632/


20 июня 2002, 00:00

Закон об экстремизме откорректирован. Теперь он просто плохой

После вчерашнего разгрома демократического варианта закона об альтернативной гражданской службе думцы неожиданно критично подошли к президентскому законопроекту. В результате из него исчезли положения о приостановке деятельности политических партий и СМИ (оба этих вопроса предоставлены регулированию соответствующим законодательством). Также вычеркнуто такое определение экстремистской деятельности как "воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления".

Теперь к экстремистской деятельности относятся:

"1. Деятельность общественных или религиозных объединений либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; подрыв безопасности РФ; - захват или присвоение властных полномочий; - создание незаконных вооруженных формирований; - осуществление террористической деятельности; - возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной вражды, а также социальной розни, связанной с насилием или призывом к насилию; - унижение национального достоинства; - осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; - пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

2. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики экстремистской организации;

3. Публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;

4. Финансирование указанной деятельности или иное содействие ее осуществлению или совершению вышеуказанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления данной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных видов материально-технических средств".

Важнейшим достижением следует считать то, что определение экстремизма в этом варианте законопроекта стало закрытым. Исчезло выражение "и другие виды деятельности", которое позволило бы давать закону произвольное расширительное толкование и использовать его в целях практически любых репрессий. Однако в результате определение осталось все еще слишком широким, предоставляющим возможность при желании подводить под понятие "экстремизм" такие действия, как, к примеру, протест против ведения боевых действий в Чечне (подрыв безопасности РФ).

Выработка этого понятия экстремизма заняла у парламентариев около 2 часов, но дальше пошло быстрее. Из законопроекта исключено упоминание об обязанности интернет-провайдеров, администраторов и модераторов сайтов отслеживать размещение в Сети материалов экстремистского характера и удалять их.

Принята важная поправка члена фракции "Яблоко" Сергея Митрохина, относительно запрета публичной демонстрации не только нацистской атрибутики или символики, но и такой атрибутики и символики, которая сходна с ней "до степени смешения". Под эту поправку подпадает, в частности, эмблема РНЕ, содержащая свастику, по всем пропорциям соответствующую фашистской, которую сами воинствующие националисты предпочитают определять как "коловрат на фоне восьмиконечной звезды".

Однако депутаты сохранили в проекте закона внесудебный порядок приостановления деятельности общественных или религиозного объединений.

Деятельность СМИ, заподозренного в пропаганде экстремизма, может быть прекращена по решению суда на основании заявления уполномоченного государственного органа, осуществившего регистрацию данного СМИ, либо федерального органа исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генерального прокурора РФ или подчиненного ему соответствующего прокурора.

Законопроект предусматривает возможность ликвидации по решению суда юридических лиц, предоставляющих экстремистской организации финансовые средства, недвижимость, учебную, полиграфическую и материально-техническую базу, телефонную, факсимильную и иные виды связи, информационные услуги, а также иные виды материально-технических средств для осуществления экстремистской деятельности. Этот пункт также теоретически возможно использовать в репрессивных целях, принуждая, например, арендодателя к расторжению договора с неугодной организацией под угрозой судебного преследования.

При необходимых для принятия решения 226 голосах законопроект поддержали 272 депутата, против проголосовали 126, воздержались двое. При этом против голосовали в подавляющем большинстве депутаты-коммунисты и аграрии, которые заявляют об опасениях, что закон об экстермизме превратится в действенное средство для борьбы правящего режима с политической оппозицией (подразумевая, в первую очередь, оппозицию левую, то есть самих себя).

Между тем остальные депутаты считают закон настолько важным и актуальным, что поддержали предложение президента о том, чтобы считать его вступившим в силу уже через десять дней после опубликования. Скорее всего с принятием закона в третьем чтении, одобрением верхней палаты парламента и президента проблем не возникнет, и это позволило представителю президента в Госдуме Александру Котенкову предположить, что закон вступит в действие уже в июле.