Адрес: https://polit.ru/article/2002/07/01/611661/


01 июля 2002, 00:00

Починок машет кулаками после драки

Подобные оптимистические предположения резко расходится с оценками специалистов в области АГС, которые считают, что даже в случае принятия либерального варианта закона о своем праве на альтернативную службу заявило бы не более 10 процентов призывников, что на данный момент составляет около 6 тыс. человек. Чего же тогда можно ожидать от нынешнего драконовского варианта?

Продолжая успокаивать слушателей, Александр Починок рассказал о том, как тщательно готовится его министерство к работе с альтернативщиками. По его словам, к 1 января 2004 г., когда закон об альтернативной службе вступит в силу, будут проведены уже все необходимые подготовительные работы, в частности, утверждены специальные нормативные документы и определен список рабочих мест. По сообщению министра, на сегодняшний день уже активно поступают заявки от министерств и ведомств. В стране не хватает лесников, работников полярных станций, пожарных и санитаров в больницах.

Согласно закону, Починок рекомендует направлять заявления на альтернативную службу за полгода до призыва, чтобы их успели рассмотреть. Между тем это одно из самых спорных положений нового закона - молодые люди которым не исполнилось 18 лет, в случае отказа призывной комиссии не смогут самостоятельно опротестовать ее решение в суде.

Как заверил министр, распределяться на работу альтернативщики будут строго с учетом образования и специальности. Даже черным по белому прописанный в законе принцип экстерриториальности, по его словам, не так страшен, так как "огромная часть" молодых людей будут проходить службу рядом с домом ввиду того, что многие учреждения, в которые будут направлять альтернативщиков, просто не имеют возможности предоставить им общежитие.

По ходу дела Починок неожиданно расхрабрился и заявил, что Министерство труда резко расходится во мнениях с Минобороны относительно того, должны ли альтернативщики служить на гражданских должностях в воинских частях. "Это для нас абсолютное табу", - сказал он. Однако закон, принятый, напомним, в его нынешнем виде при активном содействии самого Починка, вполне допускает это. И поэтому плохо верится, что громкое заявление министра действительно означает намерение Минтруда тем или иным способом противостоять Минобороны, претендующему на то, чтобы забрать себе львиную долю альтернативщиков.

Попытка усидеть на двух стульях - и похвалить закон, продавленный Генштабом, за реализацию которого теперь придется отвечать ведомству Починка, и продемонстрировать собственную независимость от военного лобби - выглядела довольно жалко. "Закон написан не очень жестко. Закон предусматривает и тот, и другой варианты, в зависимости от конкретной ситуации с призывом, и конкретной ситуации с финансированием", - лепетал министр. Что ж поделать - несмотря на явную заинтересованность Минтруда в тех трудовых ресурсах, которые оказались бы в его распоряжении в случае принятия мягкого варианта закона, дисциплина - превыше всего. А дисциплину в правительстве Минобороны установило жесткую. Напомним, как в ходе подготовке проекта закона об АГС ко второму чтению, Починок лично неоднократно заверял представителей НПО в том, что со стороны правительства будет поддержан именно вариант, подготовленный совместными усилиями правительства и гражданских организаций . Однако, за два дня до вынесения проекта на второе чтение министр заявил о поддержке законопроекта, подготовленного Министерством обороны .

Напоследок Починок еще выразил солидарность с участниками нижегородского эксперимента, выразив неопределенную надежду на мудрость суда, который защитит молодых людей, ставших жертвами политических амбиций местного начальства, и вопреки всему решит зачесть им работу в больнице в срок АГС. Вопрос о том, пошевелит ли Минтруда хоть пальцем для того, чтобы поддержать нижегородских альтернативщиков, ведущий Алексей Венедиктов тактично задавать не стал - и так ведь все понятно...