Адрес: https://polit.ru/article/2002/07/10/611678/


10 июля 2002, 00:00

На Соловках нужен памятник. Но вот какой?

Председатель правления "Мемориала" Арсений Рогинский сообщил "Обществу.Ру", что одобряет инициативу молодых художников. Сама по себе мысль поставить наконец на Соловках достойный памятник тысячам репрессированных, по его словам, давно назрела, и отрадно, что молодежь поддерживает ее. Теперь стало ясно, что объявление широкого открытого конкурса, в котором смогут принять участие не только студенты одного конкретного художественного вуза, но и все желающие художественно одаренные граждане, скорее всего, встретит необходимую поддержку, и обещает большой приток интересных работ, из которых можно будет выбрать проект, наиболее соответствующий идее подобного мемориала. По всей видимости, уже не за горами организация такого конкурса со всеми необходимыми атрибутами - открытостью, четко сформулированной программой, компетентным жюри, освещением конкурса в прессе.

Учитывая сказанное А.Рогинским, представленные сейчас на выставке работы можно рассматривать лишь как своего рода приступ к теме. К сожалению, работы студентов глазуновской Академии отличает ярко выраженная православная специфика. Наиболее популярные мотивы - златоглавая часовня, колокола, кресты, фигуры скорбящих ангелов. Многие из предложенных решений могли бы с успехом быть воплощены при строительстве новых монастырей, скитов или монастырских кладбищ, однако для увековечения памяти жертв СЛОНа все это абсолютно не подходит. Последнее время много говорится о том, что Соловки стали местом, где пострадали от Советской власти многие представители православной иерархии и просто миряне, но не секрет, что СЛОН вовсе не был специализированным лагерем для верующих. Среди его заключенных большинство составляли люди, осужденные вовсе не за религиозные убеждения, исповедовавшие отнюдь не только православие или даже вообще не исповедовавшие никакой религии. Отсюда следует непреложный вывод, что чтить память этих людей, пользуясь образным рядом, предоставленным лишь одной религиозной конфессией, некорректно.

Ужас произошедшего на Соловках и вообще политических репрессий требует особенно бережного отношения к чувствам еще уцелевших жертв и их близких. Важно также, чтобы будущие поколения, глядя на памятники, читали в них универсальную мысль, равно близкую и понятную всем людям без каких бы то ни было различий. Чем более обобщенным будет художественное решение монументального комплекса, тем сильнее будет производимое им впечатление, и тем вернее будет достигаться желаемый эффект - убеждение зрителя в том, что это не должно повториться.

Что касается проектов студентов-глазуновцев, то они могли бы, вероятно, заинтересовать Русскую православную церковь, если бы она захотела соорудить на Соловках отдельный монумент пострадавшим там за веру новомученикам.