29 марта 2024, пятница, 08:49
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

06 сентября 2002, 13:59

Налоговые новации, бюджет и пенсионная реформа

Исполнитель - А.Никольский



Содержание

  • Пенсионная реформа
  • Реформа ЖКХ
  • Фискальное регулирование
  • Методы сбора налогов
  • Введение

    За последние два месяца в бюджетной и налоговой сфере произошел ряд важных событий. Правительство разработало и внесло в Думу проект федерального бюджета на 2003 г. Бюджет оценивается аналитиками как более напряженный по сравнению с 2001-2002 гг., в частности, под угрозу поставлен планируемый бюджетный профицит.

    Выполнение бюджета-2002 также нельзя назвать безоблачным. Налоговое ведомство в первом полугодии не смогло исполнить задание по сбору налогов, однако недобор был компенсирован увеличением таможенных поступлений. Кроме того, выше плана оказались поступления социального налога, что позволяет планировать дополнительное увеличение пенсий.

    С принятием ряда "пенсионных" законов стали полностью обозначены параметры пенсионной реформы. Пока не принят закон "О негосударственный пенсионных фондах", однако уже сейчас понятно, что НПФ в обозримой перспективе не будут играть заметной роли в пенсионной системе. Следует отметить, что пенсионная реформа должна была решить две задачи: позволить гражданам накапливать пенсионные сбережения (побуждая выводить зарплату из "тени") и позволить экономике использовать пенсионные накопления как мощный инвестиционный ресурс. Однако поскольку положение российских предприятий нестабильно, а руководство страны не может пойти на риск потери пенсионных накоплений в результате возможных кризисных явлений в экономике, то были приняты крайне жесткие условия вывода пенсионных накоплений в негосударственный сектор. Таким образом, обе задачи пенсионной реформы оказываются не выполнены: экономика в ближайшие годы не получит пенсионных средств, а накопительная часть пенсий работников будет постепенно обесцениваться в результате инфляции, поскольку вложения огромных сумм в госбумаги приведет к резкому снижению доходности бумаг (в противном случае госбюджет должен будет с каждым годом изыскивать все больше средств на выплату процентов, что может привести к ситуации, схожей с пирамидой ГКО образца 1998 г.). Причина этого фундаментальна: невозможно осуществить низкорискованные инвестиции в высокорискованную экономику.

    Реформа ЖКХ продолжает топтаться на месте. Кроме декларативных заявлений о необходимости развития конкуренции в этой сфере, каких-либо практических шагов в данном направлении не видно. Реформу ЖКХ, скорее всего, ждут трудные времена, поскольку реальное изменение положения дел в этой сфере затронет коренные интересы огромного пласта местных чиновников, получающих теневые доходы за счет неэффективной организации отрасли.

    В налоговой сфере крупнейшей новацией стала отмена оборотного дорожного налога и принятие комплекса мер, позволяющих регионам компенсировать выпадающие доходы. В частности, введен новый транспортный налог на владельцев автотранспортных средств, ставка которого может варьироваться по желанию региональных властей в значительных пределах. В частности, ожидается повышение налога на мощные иномарки в десятки и даже в сотни раз.

    Важным стимулом для развития малого бизнеса должно стать принятие закона об упрощенной системе налогообложения малых предприятий. Переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется добровольно и предусматривает замену уплаты предприятиями пяти налогов (налога на прибыль, НДС, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога) одним невысоким налогом с выручки или прибыли.

    В результате хороших показателей сбора единого социального налога возобновились разговоры о его снижении. За это, в частности, выступает Минэкономразвития.

    Перераспределение финансовых ресурсов государством

    По информации заместителя председателя комитета по бюджету и налогам Государственной думы Михаила Задорнова, удельный вес налоговых поступлений в России составил 35,3% ВВП. Речь идет о фактических, а не законодательно предписанных поступлениях как в консолидированный бюджет, так и в государственные внебюджетные фонды. Это примерно соответствует показателям Восточной Европы, а также группы западноевропейских стран (Швейцария, Португалия, Испания, Великобритания и ряд других) и превышает уровень налоговых сборов в США, Японии, Австралии и Южной Корее. В то же время в текущем году правительство ожидает рост налоговых поступлений примерно до 40% ВВП. Если же брать не фактические поступления, а номинальную налоговую нагрузку, то есть то, что подлежит обязательной уплате, то в России это более 45% ВВП. По данному показателю Россия входит в группу стран с самой высокой налоговой нагрузкой на экономику.

    Налоговое бремя в 2003 году снизится на 0,4% ВВП в результате совершенствования российского налогового законодательства, говорится в документе "Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2003 год". Вместе с тем планку собираемости налоговых доходов предполагается сохранить на уровне ожидаемой оценки текущего года (95,4%) благодаря повышению эффективности налогового администрирования, указывается в документе.

    Бюджет

    Бюджет-2003

    Бюджетно-налоговый комитет Думы 4 сентября утвердил график рассмотрения проекта федерального бюджета на 2003 год при подготовке документа к первому чтению. Как сообщили в аппарате комитета, до 13 сентября все думские профильные комитеты должны представить свои заключения по законопроекту. 18 сентября бюджетно-налоговый комитет соберется для подготовки своего заключения по проекту федерального бюджета и прогнозу социально-экономического развития на 2003 год. 23 сентября отработанный документ будет внесен в Совет Думы, который и назначит дату рассмотрения законопроекта в первом чтении на пленарном заседании палаты. Предварительно оно намечено на 26 сентября.

    Проект бюджета, разработанный Минфином, предполагает следующее. Доходы федерального бюджета в 2003 г. составят 2 трлн. 400 млрд. 664,1 млн. руб. или 18,5% ВВП, расходы - 2 трлн. 328 млрд. 599,2 млн. руб. или 17,9% ВВП, профицит - 72 млрд. 064,9 млн. руб. или 0,6% ВВП. Инфляция запланирована в пределах 10-12%, прирост денежной массы - порядка 25%. Согласно проекту бюджета на 2003 г., внешний долг России (с учетом предельного размера гарантий) должен сократиться к концу 2003 г до 123,4 млрд. долл. (включая долг бывшего СССР), а государственный внутренний долг - до 815,1 млрд. руб., что в совокупности составляет 39,6% ВВП против 44,8% по ожидаемой оценке на конец 2002г. Платежи по погашению государственного внешнего долга составят 10,8 млрд. долл., что на 4 млрд. долл. превышает сумму погашения основного долга в 2002 г.

    Расходы консолидированного бюджета (без учета социальных фондов) в 2003г снизятся на 1,7% пункта ВВП, непроцентные расходы консолидированного бюджета снизятся на 0,72% ВВП. Доходы консолидированного бюджета 2003г составят 30,27% ВВП, расходы - 26,26% ВВП. Непроцентные расходы консолидированного бюджета составят 24,11% ВВП. Доходы федерального бюджета в 2003г составят 18,5% ВВП, а расходы - 17,94% ВВП. Непроцентные расходы федерального бюджета в следующем году составят 15,8% ВВП, а без учета части единого социального налога - 13% ВВП.

    Объем доходов консолидированного бюджета (с учетом единого социального налога), рассчитанный в условиях изменения налогового законодательства, прогнозируется в сумме 3,96 трлн. руб. (30,52% ВВП) или со снижением против уровня указанных доходов, рассчитанных в условиях действующего законодательства, на 4,1 млрд. руб. (0,03% ВВП).

    Важнейшими приоритетами бюджетных расходов в 2003 г. определены обеспечение обороны и безопасности, судебная реформа, развитие науки и образования. Доля расходов федерального бюджета на национальную оборону и правоохранительную деятельность в общем объеме федерального бюджета составит в 2003 г. 25,4%, что превышает уровень 2002 г. на 1,9 процентных пункта. Расходы на национальную оборону планируются в сумме 346,1 млрд. руб., на правоохранительную деятельность - 244,8 млрд. руб. Объем ассигнований на судебную реформу предусмотрен в размере 25,5 млрд. руб., что на 33,2% больше уровня текущего года. Доля расходов на судебную систему в общем объеме расходов составит 1,1%, что выше уровня 2002 г. на 0,1%. Бюджетный законопроект предусматривает повышение денежного содержания судей с 1 октября 2003 г. в 1,4 раза. Общий объем ассигнований на науку в 2003 г. предусмотрен в сумме 39,9 млрд. руб., что на 34% выше объема уточненных бюджетных назначений на 2002 г. Впервые в расходах бюджета отдельно предусмотрены ассигнования на научное сопровождение важнейших инновационных проектов государственного значения и ресурсное обеспечение центров коллективного пользования уникальным оборудованием. Расходы на эти цели возрастут на 40% и составят 9,8 млрд. руб. Расходы бюджета на образование в 2003 г. составят 97,3 млрд. руб. - на 21,5% больше по сравнению с 2002 г.

    25 августа в Думу был доставлен проект бюджета-2003. Встречавшиеся за день до этого с премьером Михаилом Касьяновым лидеры четырех центристских фракций обещают основному закону прохождение по ускоренной процедуре и утверждение уже 29 ноября. Не все депутаты, однако, разделяют их оптимизм, предсказывая проекту сложное прохождение.

    Лидер "Единства" Владимир Пехтин сообщил, что правительство учло практически все пожелания депутатов, вносившиеся на этапе подготовки бюджета Минфином. В частности, увеличены расходы на АПК, дорожное строительство, поддержку регионов, федеральную адресную инвестиционную программу. На 10 млрд. руб. увеличено финансирование расходов на зарплату учителям, врачам и другим госслужащим. На последней стадии рассмотрения бюджета правительством ВВП "вырос" на 80 млрд. руб., доходы и расходы увеличены на 17,1 млрд. руб. Профицит таким образом остался на уровне 0,6% ВВП, что позволяет использовать его как инструмент погашения внешнего долга.

    Доля расходов на оборону, правоохранительную деятельность в бюджете-2003 вырастет, в какой-то степени в нем сохранится и курс на увеличение социальных расходов, считает председатель бюджетного комитета Думы Александр Жуков. По его мнению, на бюджете будет сказываться необходимость финансирования реформ судебной системы и армии. В то же время "вряд ли можно ожидать серьезных подвижек в финансировании науки, образования, культуры и здравоохранения, хотя это и декларируется правительством", "но это не значит, что какие-то расходы сократятся по отношению к 2002 году", отметил Жуков в интервью "Российской газете". Он полагает, что не будет значительного увеличения финансирования инвестиционных проектов, направленных на поддержку промышленности: "Усилия концентрируются на небольшом количестве проектов, которые правительство старается довести до конца. В основном это будет осуществляться через Российский банк развития и механизм субсидирования процентных ставок". По оценке депутата, большая часть финансового резерва, если не весь резерв, в 2003 году будет использована на выплату внешнего долга.

    Премьер-министр Михаил Касьянов не исключает возможности, что в дальнейшем Россия может отказаться от профицитного бюджета. Об этом он сообщил, открывая заседание правительства 15 августа. По его словам, "профицит это не самоцель, а необходимость определенного периода развития экономики". Превышение доходов над расходами, то есть профицит, говорит о том, что "государство изымает из экономики больше, чем требуется". В настоящее время этот показатель составляет от 25 до 30% ВВП, что находится примерно на уровне стандартов развитых страны. Вопрос в том, отметил премьер-министр, "эффективно ли мы используем эти средства", то есть "стоит вопрос об увеличении эффективности госрасходов". "Я призываю уделить самое пристальное внимание этому вопросу", - отметил он. Как пояснил Касьянов, профицит нужен для решения проблемы высоких выплат по долгам. "Следующий год пиковый, как только мы пройдем этот этап, можно не продолжать перераспределять доходы, а снижать налоговое бремя и дать возможность частному сектору профинансировать те расходы, которые ранее финансировало государство за счет перераспределения средств", сказал премьер.

    Касаясь уровня непроцентных расходов федерального бюджета, Касьянов отметил, что сейчас он составляет 13% и "это предел, дальше которого уровень перераспределения увеличивать мы не можем". Однако он отметил, что "мы не можем снижать планку ожиданий по взятым на себя обязательствам".

    Профицит федерального бюджета не является самоцелью, а представляет собой важнейший инструмент бюджетной политики, заявил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. По словам вице-премьера, в будущем году средства профицита будут направлены на сокращение объема государственного долга и выплату процентов по нему. Он подчеркнул, что когда цены на нефть высокие, то профицит бюджета формируется в любом случае. В менее благоприятной ситуации на мировом нефтяном рынке, то есть когда цена на нефть складывается на среднем уровне, бюджет выходит на планку доходов, которые позволяют исполнить бюджет по расходам.

    В следующем году, сообщил вице-премьер Виктор Христенко, предполагается обеспечить снижение инфляции до 12%. "Думаю, что инфляция будет в параметрах от 10 до 12% ", - сказал он. В следующем году произойдет снижение налогового бремени на всех уровня бюджетной системы, будет облегчена деятельность реального сектора экономики, станет возможным расширение производства, увеличится возможность для инвестирования, для создания новых рабочих мест. Говоря о приоритетах в расходах федерального бюджета, вице-премьер сказал, что финансирование наращивается в сферах национальной обороны, правоохранительной деятельности, социальной политики, судебной реформы, науки, образования. Вместе с тем, по его словам, непроцентные расходы по отношению к ВВП снижаются.

    Источник газеты "Ведомости" в окружении вице-премьера Алексея Кудрина сказал, что в отличие от прошлых лет, когда бюджет рассчитывался на основе статистики за первое полугодие, на сей раз обсчет параметров продолжался до последних дней и основывался на предварительной оценке внешнеэкономической конъюнктуры за август. Минэкономразвития представило свой прогноз, а Федеральное казначейство - предварительные данные исполнения бюджета за тот же месяц. Более четкая картина и позволила пойти навстречу пожеланиям депутатов.

    По мнению центристских фракций, проект бюджета получился весьма качественный, "без жирка" и без "форы" в пользу правительства. Такое качество проекта дало право депутатам-центристам заявить о договоренности с правительством об ускоренной процедуре прохождения бюджета. На 20-е числа сентября запланировано первое чтение, а срок до второго чтения сокращается вдвое - до 15 дней. Окончательное, четвертое чтение ожидается 29 ноября.

    Однако повышенная скорость рассмотрения основного закона не понятна зампреду бюджетного комитета Думы Михаилу Задорнову. Он не видит смысла в подобной поспешности, которая повредит тщательности обсуждения. Депутат напоминает: "Чтобы закон вступил в силу, необходимо постановление правительства об исполнении бюджета, а оно принимается зачастую в конце марта, а по отдельным статьям даже в июне". Задорнов полагает, что провести бюджет на ура даже при поддержке центристов не удастся. Еще более резко высказывается лидер СПС Борис Немцов. По его словам, бюджеты регионов обескровлены больше, чем за все последние годы. Его возмущает, что дискредитирована идея СПС о переходе Вооруженных сил на профессиональную основу. "В проекте бюджета заложена, на мой взгляд, разрушительная норма о том, что будет финансироваться эксперимент только в 76-й Воздушно-десантной дивизии. Причем генералы заложили немыслимые расходы на это, чтобы доказать, что переход всей армии на профессиональную основу невозможен из-за отсутствия денег", - говорит Немцов и обещает бороться с этим.

    Бюджет-2002

    За первое полугодие текущего года в федеральный бюджет были собраны в общей сложности доходы в сумме 991 млрд. 116 млн. 97 тыс. рублей, или 46,6% от годового задания. Об этом говорится в материалах министерства финансов. Как подчеркивается в документах, объем сбора доходов за первые шесть месяцев 2002 года увеличился на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2001 года. Задание по сбору налоговых доходов было исполнено в сумме 758 млрд. 854 млн. 232 тыс. рублей, или 44% от годового задания. Неналоговых доходов поступило в бюджет в сумме 56 млрд. 814 млн. 401 тыс. рублей, что составляет 54,5% от годового задания.

    При этом расходы федерального бюджета в первом полугодии составили 828 млрд. 266 млн. 519 тыс. рублей, или 46,14% от годовых назначений. Таким образом, объем первичного профицита составил 162 млрд. 849 млн. 578 тыс. рублей или 4,1% к ВВП. За шесть месяцев года объем государственного долга снизился с 49,1% на первое января до 41,7% к первому июля.

    Сбор доходов федерального бюджета в I полугодии не выполнен на 4,2 млрд. руб. по сравнению с утвержденной росписью полугодия, а без учета единого социального налога (ЕСН) - на 41,5 млрд. руб., говорится в материалах Минфина. Основной объем недовыполнения доходов сложился по линии МНС. В целом за полугодие утвержденная роспись по доходам не исполнена МНС на 5,8 млрд. руб. Наиболее серьезные объемы неисполнения задания по мобилизации доходов сложились по предварительным данным по налогу на прибыль - 16,7 млрд. руб., НДС - 39,9 млрд. руб. Частичная компенсация недовыполненного МНС задания в I полугодии была обеспечена за счет перевыполнения заданий ГТК, Минимуществом и Госкомрыболовством в размере 11,6 млрд. руб. Полное исполнение установленного на III квартал задания для МНС позволит компенсировать недобор налоговых поступлений в I полугодии на 10 млрд. руб., однако по-прежнему проблематичным остается исполнение утвержденного годового объема доходов. В этой связи Минфин отмечает необходимость усиления администрирования налоговых доходов.

    По данным МНС, "задание по мобилизации налоговых и неналоговых доходов, контролируемых министерством, в I полугодии 2002 г. недовыполнено вследствие невыполнения заданий по налогу на прибыль (недобрано около 5 млрд. руб.), по НДС (35 млрд. руб.), по налогу на добычу полезных ископаемых (2 млрд. руб.)". Существенное перевыполнение задания произошло только по акцизам - почти на 9 млрд. руб. В то же время в первом полугодии в консолидированный бюджет поступило налогов и сборов на 23,8% больше, чем за то же время 2001 года.

    В Минфине сообщили, что раздел "государственное управление и местное самоуправление" в первом полугодии профинансирован на 98,6%, раздел "Судебная деятельность" на 96,4%, раздел "Национальная оборона" - 99,4%, "Правоохранительная деятельность" - 99,4%. На 90,5% профинансирован раздел "Промышленность, энергетика, строительство". Раздел "Сельское хозяйство" профинансирован на 78,7%. "Охрана окружающей среды" - 97,2%, "Транспорт, связь, информатика" - 98,2%, "Финансовая помощь бюджетам других уровней" - 99,1%. "Дорожное хозяйство" - 98,2%, "Обслуживание государственного внешнего долга" - 98,5%. Опережающими темпами шло финансирование социального блока. Раздел "Образование" профинансирован на 101,9%, "Фундаментальные исследование и содействие научно-техническому прогрессу" - на 103,2%.

    Прогнозные показатели федерального бюджета на 2002 г. будут достигнуты. Об этом, открывая заседание правительства 27 августа, заявил премьер-министр Михаил Касьянов. Он напомнил, что несмотря на то, что в первом полугодии текущего года не очень стабильно собирались некоторые налоги, в том числе налог на прибыль и НДС в силу изменений налогового законодательства, тем не менее доходы бюджета составили 20,6% ВВП, а общий профицит - 1,6-1,7% ВВП. Такие показатели первого полугодия позволяют говорить о том, что показатели по 2002г. "будут достигнуты". По мнению премьер-министра, "это еще раз говорит о правильности и сбалансированности подхода".

    Однако, он отметил, что существуют определенные проблемы, главная из которых - эффективность осуществления расходов. Остатки на счетах бюджетополучателей растут, и, несмотря на предпринимаемые меры, "проблема не исчезает". Как считает премьер-министр, в дальнейшем "нам нужно будет вновь вернуться к регулярному рассмотрению на правительстве этих вопросов", чтобы не допустить всплеска инфляции в конце года.

    1 августа Минфин распространил сообщение о том, что прогноз общего профицита бюджета на этот год пересмотрен в сторону снижения. С учетом так называемых обусловленных расходов бюджета (расходов, чье существование зависит от сбора дополнительных доходов) профицит снижен с 1,63% ВВП до 0,53% ВВП, т.е. втрое, а без их учета - до 0,77%. Это, помимо прочего, означает, что обусловленных расходов, большую часть которых планировалось пустить на социальную сферу, не будет. В Минфине утверждают, что ухудшение бюджетных показателей связано с недобором налогов и недостаточно высокими ценами на нефть.

    Премьер-министр Михаил Касьянов выразил обеспокоенность ситуацией с госзакупами по линии федеральных министерств и ведомств, так как они связаны с отсутствием конкуренции в данной сфере. По его данным, за первое полугодие 2002 года большинство конкурсов по госзакупкам выиграли государственные унитарные предприятия, которые, как выяснилось, контролируются федеральными ведомствами. Как сказал Касьянов, "если это действительно так, то это - большой позор". "Как мы будем призывать региональные власти к развитию конкуренции, если на федеральном уровне эти принципы не соблюдаются?", - спрашивает Касьянов.

    Бюджетный кодекс

    Правительство намерено в начале 2003 года внести в Думу новую редакцию Бюджетного кодекса, направленную на совершенствование бюджетной системы, сообщил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин 15 августа на брифинге по итогам заседания правительства. По его словам, новая редакция Бюджетного кодекса уточнит полномочия по распределения расходов и доходов бюджетной системы. Кроме того, министр сообщил, что с 2004 года правительство намерено перейти к среднесрочным нормативным взаимоотношениям с субъектами Российской Федерации. "Правила не будут меняться каждый год, мы перейдем на среднесрочные бюджетные показатели", сказал Кудрин.

    Коллегия Счетной палаты одобрила разработанные ею поправки и дополнения сразу в три кодекса - Бюджетный, Уголовный и Административный. В Бюджетном кодексе Счетная палата предлагает прописать условия, которые бы способствовали упорядочению бюджетного процесса. В частности, речь идет о том, чтобы любые изменения в исполняемый бюджет вносились только строго под парламентским контролем и были жестко регламентированы. Как сообщил высокопоставленный источник в Счетной палате, сейчас у правительства есть возможность корректировки бюджета по отдельным статьям без согласования с Думой и Советом Федерации, что недопустимо. Счетная же палата, как орган финансового контроля, подотчетный парламенту, считает необходимым контролировать бюджет в ходе его исполнения, а значит, принимать участие и в возможных его корректировках.

    Пенсионная реформа

    Закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"

    Президент Владимир Путин 26 июля подписал федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". Закон был принят Думой 26 июня и одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года.

    По мнению газеты "Ведомости", этот закон противоречит самой идеологии пенсионных реформ, которые проводятся сейчас во многих странах и которые задумывались также и в России. Суть рыночной реформы пенсионной системы - дополнение традиционной системы "солидарности поколений" двумя более эффективными: основанной на взносах предприятий и на добровольных пенсионных накоплениях - с возможностью инвестировать эти активы в рыночные инструменты. Постепенная "приватизация" пенсионного обеспечения помогает решить пенсионные проблемы, развивает рынок капиталов и предоставляет инвестиционные средства экономике. Согласно международной статистике снижение государственных пенсионных расходов в сравнении с "частными" пенсионными накоплениями приводит к форсированному росту капитализации фондового рынка.

    По закону "Об инвестировании... " все наоборот. О стимулировании добровольных накоплений в нем нет и речи. Государство не только не снижает свою активность, но и направляет пенсионные накопления в государственные же ценные бумаги. Но это не единственная проблема. Налоговая нагрузка на граждан и предприятия не снизилась, у них нет стимулов для отказа от серых зарплатных схем. А Пенсионный фонд, жалуясь на недостаток средств для выплаты пенсий, одновременно тратит значительные средства, предназначенные сегодняшним пенсионерам, на собственные нужды - например, на создание инфраструктуры своего будущего бизнеса по сбору взносов на накопительную пенсию и контролю за их инвестированием. По словам члена бюджетного комитета Думы Алексея Михайлова, расходы фонда на собственную деятельность достигали в последние годы 8% всех средств, находившихся в его распоряжении. Для сравнения: за рубежом конкурентный уровень издержек по обеспечению деятельности схем коллективных инвестиций не более 1,5%.

    Отдельного упоминания заслуживает система контроля чиновником управляющими компаниями. Система базируется на трех постулатах: на единственном спецдепозитарии, на контроле за "совокупным инвестиционным портфелем" и на административно-финансовом подчинении чиновнику управляющих компаний. Единственный спецдепозитарий, работающий по договору с ПФР и полностью ему подчиненный, контролирует работу всех управляющих компаний в системе и несет с ними солидарную ответственность. Монополия спецдепозитария породит монопольно высокие тарифы оплаты его услуг. Навязываемое "застрахованным" лицам обязательное страхование от ошибок в деятельности "спецдепа" и управляющих компаний вызовет дополнительные издержки граждан при отсутствии реальных гарантий потери денежных средств.

    Основа конкурентного рынка - независимость управляющих компаний. Новый закон делает эту независимость иллюзорной. Все компании, работающие с Пенсионным фондом, зависят от него: он определяет размер оплаты их услуг, решает вопросы расторжения и возобновления договора. Введенное в закон требование к управляющим компаниям не допускать двойной аффилированности ставит их в еще большую зависимость от Пенсионного фонда. Ясно, что компании не в состоянии контролировать аффилированность своих аффилированных лиц. Поэтому они постоянно будут находиться "под колпаком" у фонда из-за страха, что кто-то из враждебных побуждений их "подставит".

    Самое поразительное во всей российской пенсионной реформе в том, что она свелась к новому механизму отъема государством денег у граждан без внятных обязательств по выплатам пенсий. Собирая 2-6% зарплаты на накопительную часть пенсии, Пенсионный фонд не отягощен никакими определенными обязательствами по выплате пенсий из этих средств, считает газета "Ведомости".

    Закон "О НПФ"

    В конце июня Дума приняла в первом чтении поправки в закон "О негосударственных пенсионных фондах (НПФ)". Поправки, по сути, являются продолжением законопроекта "Об инвестировании средств для накопительной части трудовой пенсии", одобренного депутатами в трех чтениях. В нем было оговорено участие НПФ в накопительной пенсионной системе с 2004 года. Однако на каких условиях фонды будут работать, в законопроекте сказано не было. Поправки в закон "О НПФ" дают гражданам возможность перевести свои накопления из государственной пенсионной системы в частную - в негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании. Чтобы это сделать, гражданам нужно написать заявление и заверить его у работодателя и нотариуса.

    Согласно поправкам в закон "О НПФ", фондам придется получать новые лицензии, которые позволят им выступать в роли государственного пенсионного страховщика. Но для этого НПФ придется увеличить уставное имущество с сегодняшних 1,5 млн. руб. до 50 млн. руб.

    Сами участники рынка считают принятый документ "лицемерным фарсом" со стороны государства. По их мнению, некоторые его положения "мертвые". Например, положение о системе сбора пенсионных взносов: от работодателя взносы в любом случае будут направляться в Пенсионный фонд России и только потом переводиться в выбранные гражданами НПФ. Кроме того, заверение заявления о переходе в НПФ станет препятствием для многих граждан, а ведь необходимость такого заверения сомнительна: вряд ли кто-то будет путем "фальшивого заявления" пытаться посягать на чужие деньги, воспользоваться которыми все равно невозможно.

    Закон "Об обязательных профессиональных пенсионных системах"

    Дума на пленарном заседании 26 июня приняла в первом чтении проект закона "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации". Законопроект, внесенный правительством, устанавливает порядок начисления специальных профпенсий (обычно на "вредных" производствах).

    Законопроект предусматривает создание профессиональных пенсионных систем, в рамках которых будут формироваться пенсионные права работников, занятых на рабочих местах с неблагоприятными условиями труда, после введения в действие данного закона. При этом работники, полностью или частично сформировавшие свои права на льготную пенсию, сохранят возможность реализовать их в соответствии с нормами законодательства о трудовых пенсиях.

    Формирование профессиональных пенсионных систем предполагается передать в сферу взаимодействия социальных партнеров. В соответствии с положениями коллективного договора, профессиональная пенсионная система может быть создана с участием одного из уполномоченных негосударственных пенсионных фондов. В случае отсутствия коллективного договора или положения в нем о реализации права на пенсию в связи с особыми условиями труда работодатель обязан создать профессиональную пенсионную систему с участием Пенсионного фонда.

    В качестве альтернативы созданию профессиональной пенсионной системы в отношении работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда, за исключением лиц, работающих на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, проект закона предусматривает возможность, на основании соответствующего положения коллективного договора замену обязательных взносов равной по размеру компенсационной надбавкой к заработной плате работников.

    Профессиональные пенсионные системы будут осуществлять свою деятельность на накопительных принципах. Взносы в профессиональную пенсионную систему должны учитываться на специальных индивидуальных счетах работников и подлежат инвестированию. Размещение пенсионных накоплений, сформированных в рамках Пенсионного фонда, осуществляется в том же порядке и на условиях, что и средства, предназначенные для финансирования накопительной части трудовой пенсии. При этом на застрахованных в Пенсионном фонде лиц не распространяется право выбора инвестиционного портфеля.

    Ко второму чтению правительству и комитету по кредитным организациям и финансовым рынкам предлагается подготовить предложения о снижении не менее чем в 2,5 раза предусматриваемой для финансирования работодателями профессиональных пенсионных систем страховой нагрузки на фонд заработной платы, увязав это с соответствующими изменениями в проект закона "О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем". В частности, предлагается освободить работодателя от платежей за работников, имеющих стаж работы в особых условиях труда на дату вступления в силу закона "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации", а также за работников, которым назначены пенсия либо страховое возмещение в соответствии с законодательством о трудовых пенсиях, о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, о пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, об обязательных профессиональных пенсионных системах.

    Также предлагается рассмотреть возможность создания профессиональных пенсионных систем с участием негосударственных пенсионных фондов вне зависимости от наличия и условий коллективного договора, установления компенсационной надбавки к заработной плате взамен участия работников в профессиональной пенсионной системе вне зависимости от наличия и условий коллективного договора, использования пенсионных накоплений в профессиональной пенсионной системе, осуществленных в пользу застрахованных лиц, которые не реализовали право на выплаты из профессиональной пенсионной системы либо получили постоянные выплаты в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании, на прирост накоплений остальных застрахованных лиц, или на уплату страховых взносов, или для корректировки ставок тарифа страховых взносов.

    Правила инвестирования пенсионных накоплений

    3 сентября правительство выпустило новые правила инвестирования пенсионных накоплений. Это значит, что пенсионные деньги, более месяца пролежавшие на счетах в Казначействе, снова начнут работать. Распоряжаться ими в ближайшие полтора года будет исключительно Пенсионный фонд (ПФР), который разместит их в госбумаги.

    Постановление правительства N652, утверждающее правила инвестирования средств пенсионных накоплений, было подписано Михаилом Касьяновым 31 августа.

    Как известно, пенсионные накопления с января этого года поступали на индивидуальные счета в ПФР, который размещал их согласно временному постановлению правительства. Однако срок его действия истек в июле. Подписание же новых правил инвестирования пенсионных денег затянулось. И к настоящему времени на счетах ПФР скопилось более 4 млрд. рублей, которые он никуда не мог вложить.

    Теперь инвестирование пенсионных денег будет возобновлено. Новые правила разрешают размещать их в госбумаги, номинированные в рублях и в валюте, а также в ипотечные ценные бумаги. Решения об объемах и структуре вложений пенсионных взносов будет принимать ПФР по согласованию с Минфином. Агентами сделок по купле-продаже госбумаг будут выступать Центральный банк и Внешэкономбанк.

    Опыт вложений пенсионных денег в госбумаги уже имеется - таким образом проинвестировано уже 20,6 млрд. рублей. А вот покупка ипотечных бумаг пока не применялась. При этом, согласно постановлению правительства, эти бумаги должны быть "выпущенными в соответствии с законодательством России об ипотечных ценных бумагах, обеспеченными государственной гарантией Российской Федерации и обращающимися на организованном рынке ценных бумаг". Соблюсти эти условия пока невозможно - закон об ипотечных бумагах еще не принят.

    В следующем году ПФР планирует вложить в госбумаги более 120 млрд. рублей.

    Участники рынка считают, что следствием "выброса" огромной массы пенсионных денег на рынок госбумаг станет падение доходности бумаг и снижение интереса прочих инвесторов к этому рынку. "Доходность на рынке госбумаг станет отрицательной по отношению к инфляции, - полагает исполнительный директор УК "Альфа-Капитал" Александр Пчелинцев. - Играть на нем будут только Сбербанк и ПФР. Результатом таких вложений будет явное обесценивание пенсионных накоплений. Ведь уже сейчас такие размещения не приносят дивидендов будущим пенсионерам".

    Реформа ЖКХ

    Президент Владимир Путин высказался за создание рыночной среды в жилищно-коммунальном хозяйстве. Выступая на пресс-конференции 24 июня, он отметил, что при осуществлении реформы в области ЖКХ должна оказываться адресная помощь населению. Средства должны направляться не предприятиям ЖКХ, а населению напрямую, отметил президент. "Сегодня, - подчеркнул он, - миллиарды рублей направляются предприятиям ЖКХ, которые занимают монопольное положение на рынке. Они слопают еще в два раза больше - только давай". При этом, по словам главы государства, затягивать реформу - "это только усугублять болезнь". Он заявил, что реформа будет осуществляться "поэтапно, по регионам, включая все больше и большее число регионов" и согласился, что "темпы могли бы быть и побыстрее". Президент отметил, что реформа не должна быть связана с повышением квартплаты и коммунальных услуг. По его словам, дело в том, что богатые слои населения пользуются теми же субсидиями государства, что и бедные. "В этом ключе, в этом смысле правительство должно быть более решительным", - сказал Путин.

    По мнению председателя НАУФОР С. Васильева, муниципальные чиновники не заинтересованы в реформе ЖКХ. "Для меня понятно, почему реформа ЖКХ стоит, - заявил он. - Как только оплата коммунальных услуг вышла на 50%-ный уровень, сразу же возникли тяжелейшие социальные проблемы. Главная проблема не в том, что население не способно оплачивать коммунальные услуги на 100%, а в завышенной стоимости этих услуг. Все эти локальные естественные монополии - ЖЭКи, РЭУ и т. д. - максимально завышают издержки и успешно делятся с региональными администрациями. Как правило, цены на услуги завышены в полтора-два раза от номинальных издержек. Поскольку население инстинктивно не желает платить завышенную цену, услуги монополий субсидируются из региональных бюджетов. Фактически создана система воровства через региональный бюджет из жилищно-коммунального хозяйства, когда часть доходов монополий "откатом" идет в администрации". Руководитель крупной московской строительной компании, у которой есть собственная эксплуатационная служба, рассказывал, что стоимость обслуживания квадратного метра в его элитных домах обходится жильцам примерно в 90 центов. Когда ему сказали, что после реформы ЖКХ, запланированной мэрией, проектная стоимость обслуживания обычного муниципального жилья составит около $1,1 - 1,2 за кв. м, он заметил: "Представляю, сколько они воруют...", рассказал Васильев.

    Фискальное регулирование

    Общий уровень налогообложения

    Минэкономразвития намерено продолжить работу по снижению налоговой нагрузки на экономику в 2003 году, заявил замглавы МЭРТа Аркадий Дворкович 12 июля. В планах правительства на 2003 год стоит возвращение к вопросам отмены налога с продаж и снижения налога на добавленную стоимость. Эти законопроекты могут проходить через правительство и Думу одним пакетом, добавил он. Кроме того, по его словам, необходимо начинать работу по снижению единого социального налога. Дворкович отметил также необходимость расширения списка расходов, которые могут быть исключены из налогооблагаемой базы по подоходному налогу. Также, по его словам, необходимо начинать работу по снижению единого социального налога. В качестве приемлемой базовой ставки для него рассматривается уровень около 25%. Кроме того он отметил, что возврат к инвестиционной льготе по налогу на прибыль маловероятен. "Нужно искать другие пути увеличения инвестиций, мы готовы рассмотреть предложения бизнеса на этот счет", - сказал он. Кроме того, в ноябре планируется внесение в правительство пакета глав Налогового кодекса, регулирующих налог на землю, налог на имущество физических лиц и налог на имущество юридических лиц. Он отметил, что в Минфине сейчас готовится законопроект о налоге на дополнительный доход при добыче углеводородов, а также есть предложения от бизнеса по дифференциации налога на полезные ископаемые. В целом в налогообложении ресурсов ничего революционного не планируется, отметил замминистра. По его словам, общая политика правительства состоит в дальнейшем снижении налоговой нагрузки, но "чтобы снижать налоги, нужно серьезно заниматься государственными расходами".

    При разработке параметров бюджета на 2003г. правительство исходило из следующих мер по совершенствованию налогового законодательства:
    1. Полная ликвидация налога на пользователей автодорог и налога с владельцев транспортных средств.
    2. Совершенствование системы налогообложения субъектов малого предпринимательства путем введения упрощенной системы налогообложения.
    3. Отмена налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов в иностранной валюте.
    4. Индексация специфических (установленных в абсолютной сумме на единицу измерения) ставок акцизов в целях сохранения относительного уровня налоговых поступлений от акцизов в бюджет в условиях роста среднего уровня цен на потребительские товары в предшествующие периоды и прогнозируемого уровня инфляция в 2003 г. Все специфические ставки акцизов, за исключением акцизов на пиво, табачные изделия и нефтепродукты, проиндексированы на 15%, ставки акциза на пиво - на 25%, на табачные изделия - в среднем на 80%.
    5. Индексация в 2003г. ставок земельного налога и арендной платы за землю в 1,8 раза.


    Собираемость налогов

    Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ за 7 месяцев 2002г. выросло на 27,7% до 1274,5 млрд. руб., сообщила пресс-служба Министерства по налогам и сборам 3 сентября. Состав группы регионов, в основном формирующих налоговые доходы консолидированного бюджета, остается практически неизменным. Так, в январе-июле 2002г Москва обеспечила 23,4% совокупных налоговых поступлений консолидированного бюджета, Ханты-Мансийский АО - 10%, Ямало-Ненецкий АО - 4,9%, г. Санкт-Петербург и Московская область - по 3,8%, Самарская область - 2,9% и Республика Татарстан - 2,7%.

    Налоговые поступления в консолидированный бюджет формируются за счет поступлений по федеральным, региональным и местным налогам. При этом поступления по федеральным налогам в консолидированный бюджет за январь-июль составляют 90%, из которых на НДС приходится 22,4%, налог на прибыль - 21,6%, налог на доходы физических лиц - 14,6%, платежи за пользование природными ресурсами - 13,5%, акцизы - 11,8%.

    Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ в I полугодии 2002 г. увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. на 17,7% до 1048,2 млрд. руб., сообщили в Министерстве по налогам и сборам.

    По данным Минфина, за первое полугодие МНС собрало 829,3 млрд. руб., что составляет 77% от уточненного задания. При этом в эту сумму входит единый социальный налог, который не остается в бюджете, а перечисляется в Пенсионный фонд. Без учета ЕСН налогов собрано на сумму 628,7 млрд. руб., а недобор составляет 37,1 млрд. руб.

    Задание I полугодия, установленное МНС в размере 553,1 млрд. руб., выполнено на 93,5%. Об этом сообщила пресс-служба министерства. Налоговых и неналоговых доходов, контролируемых МНС, в федеральный бюджет страны мобилизовано более 517 млрд. руб., что составляет 117,4% к поступлениям января-июня прошлого года. В то же время с учетом единого социального налога и соответствующих платежей в пользу ПФР МНС перевыполнило задание на 0,3%. Общие поступления составили 687,7 млрд. руб.

    20 августа состоялась встреча между Президентом Владимиром Путиным и главой МНС Геннадием Букаевым, на которой Президент выразил беспокойство по поводу снижения собираемости налогов и трудностей с выполнением задания по сбору налогов. Букаев заметил, что в качестве одной из мер, направленной на повышение собираемости налогов, МНС использует усиление налогового администрирования. Путин обратил внимание министра, что не нужно оказывать чрезмерное давление на налогоплательщиков.

    Налоговая недоимка предприятий в консолидированный бюджет с начала этого года снизилась на 7,8%, или почти на 21 млрд. рублей, и составила на 1 июля 245,1 млрд. рублей, сообщил начальник управления налоговой задолженности министерства по налогам и сборам Сергей Хурсевич 22 августа. По его словам, в связи с недоимкой наложены налоговые санкции на сумму 229 млрд. рублей (на 1 июля 2001 года такие санкции составляли 413 млрд. рублей). Хурсевич напомнил, что на 1 июля прошлого года недоимка в консолидированный бюджет достигала почти 378 млрд. рублей.

    Структура задолженности перед бюджетом такова: 44% приходится на неуплату НДС, 20% - на налог на прибыль, около 20% - на остальные федеральные налоги и сборы, 7% - на региональные налоги, 4,5% - на местные налоги, 4% - за пользование природными ресурсами. 50% должников - это предприятия промышленности, 0,3% - связи, 11% - строительные предприятия, 8% - торговли и общественного питания и 4% - предприятия ЖКХ.

    Задолженность по федеральным налогам на 1 августа 2002 г. составила 486,4 млрд. руб., сообщили в МНС. По сравнению с началом года она возросла на 39,5 млрд. руб. или на 8,8%, в том числе в июле - на 27,1 млрд. руб. или на 5,9%. Недоимка по федеральным налогам на 1 августа 2002 г. составила 213,4 млрд. руб. и снизилась по сравнению с началом года на 11,8 млрд. руб. (на 5,2%), а в июле - возросла на 5,8 млрд. руб. (на 2,8%).

    За последние два года снижение в России налогового бремени на 3-4% от объемов валового внутреннего продукта дало рост бюджетных доходов на 3% от ВВП, заявил вице-премьер российского правительства, министр финансов Алексей Кудрин. Выступая на конференции "Россия: реформа и экономический рост", он отметил, что такой быстрый эффект от налоговой реформы в настоящее время исчерпывается. В 2003 году правительство намерено и дальше снижать налоги, при этом оставив бюджетные расходы на уровне текущего года, сказал Кудрин. Он подчеркнул также, что в течение трех лет планируется снижение расходов бюджета примерно на 1% процент от ВВП.

    Уровень собираемости налогов за последние три года вырос на 3% пункта ВВП, заявил Кудрин, выступая на заседании комиссии по совершенствованию межбюджетных отношений. Он отметил, что в целом благодаря росту собираемости налогов за последние три года, включая 2002 г., реальные расходы бюджетов всех уровней выросли также на 3% пункта ВВП. Он подчеркнул, что за счет налоговой реформы, несмотря на снижение ставок налогов в номинальном выражении, существенно выросла собираемость налогов, что позволило увеличить доходы бюджета. Он также подчеркнул, что сузилась база предоставления налоговых льгот, что фактически означает закрытие оффшорных зон на территории России. Он сообщил, что в прошлом году субъекты предоставили налоговых льгот более, чем на 100 млрд. руб.

    Подоходный и социальный налоги

    Поступления от налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет за I полугодие 2002 года составили 150,3 млрд. руб., что на 42 млрд. руб., или на 38,8%, превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Как сообщили в МНС, доля налога на доходы физических лиц в общей сумме налоговых поступлений в консолидированный бюджет в I полугодии составила 14,3% против 12,8% за аналогичный период прошлого года.

    Заместитель главы Минэкономразвития Аркадий Дворкович заявил, что подоходный налог меняться не будет, но в то же время заметил, что может быть расширен список социальных вычетов для физлиц по этому налогу.

    За I полугодие 2002г. план по сбору единого социального налога перевыполнен на 29%. Это позволило компенсировать общий недобор налогов, наблюдающийся с начала года.

    Председатель комитета Думы по бюджету и налогам Александр Жуков заявил, что в осеннюю сессию вполне можно было бы рассмотреть вопрос о снижении ставки единого социального налога. Жуков является сторонником снижения ставки до 30% (сейчас - 35,6%). При этом он предлагает снизить и порог для доступа к регрессии по этой ставке со 100 до 75 или даже до 50 тыс. руб. по заработной плате.

    Замглавы Минэкономразвития Аркадий Дворкович заявил, что необходимо снизить ставку социального налога. В качестве приемлемой базовой ставки для него рассматривается уровень около 25%, отметил он.

    Счетная палата предлагает установить порядок уплаты единого социального налога одним платежом с последующим разделением этой суммы органами федерального казначейства между бюджетами государственных внебюджетных фондов и федеральным бюджетом, что упростит процедуру для налогоплательщика. В настоящее время налогоплательщик должен делать несколько платежей, самостоятельно разделяя единый социальный налог по государственным получателям. Такой порядок существовал до введения ЕСН, когда налогоплательщик уплачивал пенсионные, медицинские и прочие социальные взносы.

    НДС и налог на прибыль

    Вопрос снижения ставки НДС будет рассматриваться в 2003г. совместно с отменой налога с продаж, заявил заместитель главы Минэкономразвития Аркадий Дворкович. По его словам, предложения по НДС будут подготовлены весной следующего года. Замминистра также отметил, что возврат к инвестиционной льготе по налогу на прибыль маловероятен. "Надо искать возможности повышения привлекательности инвестиций в других сферах и мы готовы обсуждать такие предложения", считает он.

    Вопрос о снижении налога на добавленную стоимость и единого социального налога будет рассмотрен Думой в течение весенней сессии, сообщил председатель думского бюджетного комитета Александр Жуков. Он считает, что соответствующие поправки могут поступить в Думу уже в феврале. Жуков полагает, что ставка НДС должна составлять 16 или 17%. При этом он подчеркнул, что НДС является таким налогом, который "не терпит" льгот. В то же время Жуков обратил внимание, что правительство пока предложений о снижении НДС в Думу не вносило, в связи с чем он сомневается, что снижение ставки НДС может произойти в 2003 г. "В 2004-2005гг - это вполне возможный вариант", - заявил депутат.

    В МНС сообщили, что в первом полугодии в бюджетную систему России поступило 235,3 млрд. рублей НДС, что на 15,3% больше показателя за аналогичный период прошлого года. Доля поступлений НДС в общей сумме налоговых платежей в консолидированный бюджет в целом по России в первом полугодии снизилась на 1,7 процентного пункта до 22,4% по сравнению с таким же периодом прошлого года.

    По данным МНС, за первое полугодие задание по сбору НДС в федеральный бюджет было выполнено на 86,3%, в бюджет недопоступило 37,3 млрд. рублей. В течение первого полугодия не было выполнено ни одного месячного задания по сбору этого налога. В первом квартале задание по сбору НДС было выполнено на 87,3%, во втором квартале - на 85,6%. В МНС пояснили, что одной из причин недовыполнения задания по сбору НДС в федеральный бюджет является тот факт, что налогоплательщики, согласно законодательству, имеют право получать вычеты по НДС при вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства. Только в первом полугодии по этой причине федеральный бюджет недополучил более 17,2 млрд. рублей.

    При этом уровень собираемости НДС (отношение фактической суммы поступления налога к начисленной сумме налога) повысился с 83,8% за январь-июнь 2001 года до 91,7% за первое полугодие 2002 года.

    Налоговые органы в I полугодии 2002 года возместили НДС экспортерам в объеме 94,6 млрд. рублей, что составляет 15,5% всех налоговых поступлений в федеральный бюджет. В МНС сообщили, что за январь-июнь этого года экспортеры заявили к возмещению НДС на 125,3 млрд. рублей, что на 13,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако в связи с необоснованностью возмещения НДС налоговые органы в первом полугодии отказали экспортерам в возмещении 19,3 млрд. рублей, что почти в 2 раза больше показателя за аналогичный период прошлого года. При этом признано к возмещению НДС экспортерам в первом полугодии 96,3 млрд. рублей - это на 11,3% больше, чем за первое полугодие 2001 года.

    Сбор налога на прибыль за 6 месяцев 2002 г. в федеральный бюджет сократился по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. на 18,2% и составил 84,1 млрд. руб., сообщили в Министерстве по налогам и сборам. Задание по этому налогу не выполнено. Сбор налога на прибыль за 6 месяцев 2002 г в консолидированный бюджет сократился по сравнению с соответствующим периодом 2001 г. на 5,4% и составил 228,42 млрд. руб.

    МНС перевыполняет план по ЕСН и недовыполняет по остальным налогам с начала года, считает газета "Ведомости". Министр Геннадий Букаев объяснил, почему это происходит. По его версии, виной всему вступившая в силу 1 января 2002г. глава НК о налоге на прибыль, а точнее - ее либеральный подход к затратам. "Теперь налогоплательщик может вывести прибыль на "ноль", - говорит Букаев. Эксперты не разделяют озабоченности министра. "Новая глава действительно позволяет списывать все обоснованные расходы, и это замечательно", - говорит налоговый партнер компании Clifford Chance Ирина Дмитриева. Ошибку в бюджетном прогнозе Дмитриева объясняет тем, что старый закон о налоге на прибыль искажал экономическую сущность прибыли, поэтому у правительства просто не было данных о реальной рентабельности российских компаний. Т.е. реальная прибыльность предприятий оказалась ниже, чем считали в МНС и Минфине.

    Транспортный налог и отмена оборотных налогов

    Транспортный налог, предусмотренный главой 28 Налогового кодекса, вводится с 1 января следующего года взамен ныне действующих налога с владельцев транспортных средств (регулируемого законом "О дорожных фондах в РФ") и налога на водно-воздушные транспортные средства (регулируемого законом "О налогах на имущество физических лиц").

    Региональные законодатели могут увеличивать или уменьшать ставки вводимого с 1 января 2003 года транспортного налога на транспортные средства, имеющие двигатели, но не более чем в пять раз. Как сообщили в Министерстве по налогам и сборам, предоставление такого права на уровне субъектов Федерации связано с тем, что транспортный налог является региональным налогом.

    Согласно закону, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, а также категорий транспортных средств. Так, в частности, налоговые ставки на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. равняются 5 руб. с одной л.с., от 100 до 150 л.с. включительно - по 7 руб. с одной л.с., от 150 до 200 л.с. включительно - 10 руб. с одной л.с., от 200 до 250 л.с. - 15 руб. с одной л.с., более 250 л.с. - 30 руб. с одной л.с.

    Совет Федерации 10 июля одобрил поправки во вторую часть Налогового кодекса, компенсирующие субъектам РФ отмену с 1 января 2003 году 1%-ного оборотного налога, средства от которого зачислялись в дорожные фонды. Как сообщается в заключении верхней палаты, компенсировать потери в бюджеты субъектов РФ предлагается путем передачи в бюджеты субъектов РФ 50% акцизов на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Закон также увеличивает долю налога на прибыль организаций, зачисляемую в бюджеты субъектов РФ, с 14,5% до 16% (2% пойдет в местные бюджеты; 6% - в федеральный бюджет; итого - 24-процентный налог на прибыль). В законе производится индексация ставок земельного налога и арендной платы за землю по сравнению с действующими в 2002 году в 1,8 раза. Он также предусматривает индексацию акцизных ставок на табачные изделия на 70%, на пиво - 25%, на бензин - на 45%.

    Совет Федерации поддержал закон, несмотря на то, что, как отмечается в заключении, измененный механизм финансирования дорожного хозяйства "может привести к негативным последствиям, поскольку не полностью компенсируются выпадающие доходы субъектов РФ". В связи с этим, по мнению Совета Федерации, правительству при подготовке бюджета 2003 года необходимо предусмотреть увеличение доли доходов от акцизов на ГСМ, которые будут переданы в бюджеты субъектов РФ, с 50% до 75%. Эта мера, по мнению верхней палаты, позволит в большей степени компенсировать выпадающие доходы бюджетов субъектов РФ после отмены 1%-ного оборотного налога.

    По словам вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, правительство планирует создать резервный фонд в размере 13 млрд. руб. для помощи тем субъектам, налогооблагаемая база которых не компенсирует в полной мере потери средств от отмененных транспортных налогов. Необходимость выделения средств из резервного фонда будет решать специальная трехсторонняя комиссия, в которую войдут представители правительства, Думы и Совета Федерации.

    По подсчетам правительства, региональные бюджеты теряют с отменой оборотного "дорожного" налога 210 млрд. руб. Предполагается, что 45 млрд. руб. регионам возместят за счет передачи им 50% акцизов на ГСМ, 45 млрд. - за счет увеличения региональной доли налога на прибыль (с 14,5% до 16%), оставшиеся 120 млрд. компенсационных рублей регионам должна принести индексация в 1,8 раза земельного налога, введение транспортного налога, увеличение трансфертов со стороны центра.

    Налогообложение малого бизнеса

    Совет Федерации на заседании 10 июля одобрил принятые Думой поправки во вторую часть Налогового кодекса, упрощающие систему налогообложения малого бизнеса. Переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется добровольно и предусматривает освобождение от уплаты предприятиями пяти налогов: налога на прибыль, НДС, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога. При этом для организаций и индивидуальных предпринимателей остается обязанность уплачиваться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Закон определяет условия перехода на упрощенную систему налогообложения. В частности, для перехода на эту систему размер дохода организаций или индивидуальных предпринимателей не должен превышать 15 млн. рублей по итогам налогового (отчетного) периода, стоимость амортизированного имущества организации не должна превышать 100 млн. рублей, численность работников не должна превышать 100 человек. Налоговые ставки установлены в зависимости от объекта налогообложения: 6% - от дохода и 15% - от доходов, уменьшенных на величину расходов.

    Кроме того, закон вносит изменения в порядок начисления и взимания вмененного налога для ряда видов деятельности. Закон запрещает регионам самостоятельно манипулировать ставками единого налога на вмененный доход, по сути, региональные чиновники смогут менять только коэффициент, влияющий на итоговую сумму налога, причем исключительно в сторону уменьшения, тогда как сейчас налог может быть установлен ими без каких-либо ограничений сверху.

    Закон предусматривает отмену уплаты единого социального налога (ЕСН) для предприятий малого бизнеса. Решение об отмене ЕСН будет распространяться задним числом на правоотношения с 1 января 2002 года, однако предприятия и индивидуальные предприниматели будут обязаны уплачивать 14% обязательного пенсионного страхования.

    В процессе прохождения закона об упрощенной системе налогообложения малого бизнеса через второе и третье чтения в Думе в нем произошли следующие изменения. Предельный объем выручки для предприятий, которые подпадают под категорию малого бизнеса, увеличен с 10 млн. руб. до 15 млн. руб.. Было принято решение отказаться от отраслевой градации предприятий малого бизнеса и ограничить их критерием численности - 100 человек. Был также увеличен перечень расходов при определении налоговой базы. Сначала в перечень включалось 8 видов расходов, сейчас - 21. В частности, в него вошли проценты по кредитам, арендные платежи, командировочные расходы. Изменились в законопроекте и налоговые ставки. Налоговая ставка, которая должна взиматься с выручки, снижена с 8% до 6%, с прибыли (доходы минус расходы, включенные в перечень) - с 20% до 15%.

    В главу по единому налогу на вмененный доход также были внесены существенные изменения. В частности, увеличен интервал, в пределах которого регионы могут снижать налоговую нагрузку от 1% до 0,1%, то есть в 10 раз.

    Налоговая нагрузка на малые предприятия после вступления в силу закона, упрощающего систему налогообложения малого бизнеса, сократится в 2-4 раза, считает министр экономического развития и торговли Герман Греф. С 1 января 2003 года предприятия малого бизнеса "почувствуют облегчение", сказал Греф в беседе с журналистами после одобрения верхней палатой парламента поправок в Налоговый кодекс, упрощающих систему налогообложения малого бизнеса. Посчитать точно, какая часть малых предприятий подпадет под новую систему налогообложения, невозможно, сказал Греф, добавив, что согласно официальным статистическим данным под эту систему налогообложения подпадет более 90% предприятий малого бизнеса. Реальной цифры, считает он, назвать невозможно, поскольку значительная часть отчетности предприятий малого бизнеса в настоящее время "находится в тени". Греф полагает, что этот закон, в частности, будет способствовать выводу из тени предприятий малого бизнеса, так как им "невыгодно будет прятать отчетность".

    Благодаря этому закону малый бизнес сэкономит порядка 15 млрд. руб., считает вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.

    Законопроект о моратории на проведение проверок малых предприятий в течение трех лет после их создания готовится сейчас в министерстве экономического развития и торговли, сообщил 25 июля источник в Минэкономразвития. Подготовка этого законопроекта предусмотрена уточненным планом действий правительства, и уже осенью он должен быть внесен на рассмотрение Думы.

    Прочее

    Заместитель главы Минэкономразвития Аркадий Дворкович заявил, что в ноябре в правительство будут внесены предложения по налогу на имущество, который будет вводиться регионами по мере их готовности. Он заметил, что предлагается, например, освобождение от налогообложения активной части оборудования.

    Замглавы МЭРТа сказал, что в настоящее время Минфин работает над вопросами изменения налогообложения ресурсов, но "там нет никаких революционных предложений". В частности, это касается налога на дополнительные доходы по углеводородам, от компаний поступили предложения по введению дифференцированного налога на добычу полезных ископаемых и др. Дворкович заявил, что дальнейшее снижение налоговой нагрузки возможно, но чтобы снижать налоги, надо серьезно заниматься госрасходами.

    Осенью на повестке у МНС стоит обсуждение концепции имущественных налогов, которая должна быть представлена в правительство к ноябрю 2002 года. Речь идет о четырех налогах - на имущество организаций, имущество физических лиц, наследование и дарение, а также земельный налог. Похоже, правительство постепенно отходит от идеи введения единого налога на недвижимость, так как для этого необходимо провести кадастровую оценку земли.

    Осенью законодателям предстоит рассмотреть во втором и третьем чтениях главу Налогового кодекса, регулирующую реализацию соглашений о разделе продукции (СРП). Кроме того, будут рассматриваться три новые главы - по водному налогу, лесному налогу и за право пользования водными, лесными и другими природными объектами. Также запланировано рассмотрение законопроекта о платежах за негативное воздействие на окружающую среду.

    Единый сельскохозяйственный налог, право на введение которого получили в этом году регионы, может быть в скором времени изменен в законодательном порядке. Как сообщила руководитель департамента налоговой политики министерства по налогам и сборам Татьяна Карасева, в правительстве создана рабочая группа, возглавляемая вице-премьером, министром сельского хозяйства Алексеем Гордеевым, которая работает над изменением концепции этого налога. Карасева считает принятую главу Налогового кодекса "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" неудачной, она имеет недостатки и требует изменений. В связи с этим руководитель департамента МНС подчеркнула, что в настоящее время только в двух субъектах РФ решением региональных законодательных органов введен единый сельскохозяйственный налог.

    Ранее эксперты высказывали мнения, что единый сельскохозяйственный налог в России не приживется. В частности, президент аналитического центра "Агропродовольственная экономика" Института экономических проблем переходного периода, доктор экономических наук, профессор Евгения Серова заявила, что "в России основой аграрного производства являются крупные предприятия, которые в состоянии вести полный бухгалтерский учет для расчета всей совокупности налогов, а единый налог - это своеобразный вмененный налог, применяемый для малого бизнеса". Серова считает, что единый сельхозналог необходимо "взимать только с малых предприятий, на которых работает не более 60 человек, и имеющих не более 100 тыс. га земли". Налоговым периодом, по ее мнению, должен быть календарный год, а не один квартал. В свою очередь заместитель председателя комитета Думы по экономической политике и предпринимательству Виктор Семенов полагает, что "этот налог неплох для фермеров и мелких хозяйств, которые занимаются растениеводством, но не для крупных корпоративных структур".

    Согласно закону, сельхозпроизводители переводятся на уплату единого сельхозналога при условии, что за прошедший календарный год доля выручки от реализации сельхозпродукции и продуктов ее переработки составила не менее 70% от их общей выручки. В случае перехода на единый налог они освобождаются от уплаты 9 налогов и сборов. Ставка налога устанавливается законодательными органами субъектов Федерации с 1 гектара кадастровой стоимости сельхозугодий, расположенных на их территориях.

    Методы сбора налогов

    Вопросы работы Министерства по налогам и сборам в I полугодии 2002 г. обсуждались 20 августа на встрече президента Владимира Путина с министром Геннадием Букаевым. Президент заявил, что собираемость налогов "вызывает некоторую обеспокоенность" по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Букаев заметил, что в качестве одной из мер, направленной на повышение собираемости налогов, МНС использует усиление налогового администрирования.

    Путин обратил внимание министра, что "не нужно оказывать чрезмерное давление на налогоплательщиков". "Не обижайте наших налогоплательщиков, они не хуже и не лучше, чем иностранные", - заявил президент, подчеркнув, что государство должно предусматривать возможные действия налогоплательщиков по минимизации выплат и "адекватно реагировать".

    Упрощенный налоговый учет

    Все большее количество предпринимателей предпочитают форму малого предприятия не столько ради налоговых льгот, сколько ради другого - упрощения расчета налогов и бухучета, считает газета "Ведомости". Не секрет, что даже профессионалу подчас трудно охватить все многочисленные, сложные и к тому же постоянно меняющиеся правила по исчислению и уплате налогов в рамках традиционной системы налогообложения. Ведь для каждого отдельного налога необходимо определять налоговую базу, для каждого налога существуют своя налоговая декларация, свои сроки ее подачи, а также уплаты налога.

    В упрощенном учете для малых предприятий все проще. Сейчас порядок применения этой системы регулируется законом 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", еще действующим в течение 2002 г. А с 1 января 2003 г. будет регулироваться главой 26.6 части 2 Налогового кодекса. Главный плюс упрощенной системы налогообложения - в сокращении количества налогов. Вместо того чтобы считать налоговую базу, заполнять и подавать налоговые декларации, а также осуществлять платежи по каждому из пяти главных налогов (в этом году это НДС, налог на прибыль, на имущество, на пользователей автодорог и налог с продаж), предприятие подаст одну декларацию и оплачивает один налог раз в квартал. Хотя взносы на обязательное пенсионное страхование и другие налоги уплачиваются в обычном порядке.

    Упрощенная система налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности позволяет малым предприятиям фактически забыть о бухгалтерском учете и вместо него вести книгу доходов и расходов. Данные из книги потом используются для расчета единого налога. Специальной профессиональной подготовки такая работа не требует.

    Для предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения, устанавливается один объект налогообложения. Это может быть либо валовая выручка (доходы), либо совокупный доход (доходы минус расходы). Они признаются по кассовому методу. т.е. в момент получения или, соответственно, уплаты денежных средств. Объект налогообложения и ставки единого налога, применяемые в 2002 г., были установлены субъектами Федерации. Поэтому у компаний не было права самостоятельно выбрать между валовой выручкой или совокупным доходом. Однако с будущего года установлены общие правила. Налогоплательщикам позволено будет самим выбирать объект налогообложения, что делает упрощенную систему налогообложения еще привлекательнее. Если это доходы, то налоговая ставка составит 6%, если доходы, уменьшенные на сумму расходов, - 15%.

    Для того, чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г., необходимо не позднее 30 ноября этого года нужно подать заявление в налоговую инспекцию. Но с 2003 г. применение упрощенной системы налогообложения запрещено некоторым организациям, исходя из: организационной структуры (например, имеющим обособленные подразделения); сферы деятельности (например, страховщикам и банкам); специальной системы налогообложения, на которую переведена организация (скажем, в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и единого сельскохозяйственного налога); доли участия других организаций в капитале организации (она не должна превышать 25%); стоимости амортизируемого имущества (не более 100 млн. руб.).

    Отслеживание экспортного НДС

    Фирмы, выступающие посредниками при экспорте и не платящие при этом НДС в бюджет, стали серьезной проблемой для налоговиков. Фирмы, стоящие в цепочке между производителем и компанией-экспортером, накручивают цену продукции и с ней НДС. По окончанию сделки они "исчезают" вместе с налогом, который причитался бюджету. Экспортер же, перечисливший поставщику НДС, требует от МНС возмещения, уверяя, что к недобросовестным посредникам не имеет отношения. На коллегии МНС замминистра Виктор Мишин заявил, что суммы НДС, возмещаемые казной, растут в такой прогрессии, что угрожают состоянию бюджета. Чиновник считает, что надо срочно писать поправки в НК.

    Мишин предложил выделить из счета текущих операций спецсчет для учета НДС. Его открывают в банках, где обслуживаются экспортеры. Таким образом, все участники сделки перечисляют НДС друг другу на счет, с которого деньги не обналичишь, они списываются исключительно в бюджет. Власти, конечно, не вправе принуждать зачислять деньги на спецсчет, но отказ компаний завести отдельный счет станет "звонком" налоговикам. Возмещать НДС таким компаниям могут по окончанию проверки в течение, допустим, 90 дней, тогда как добровольно открывшим спецсчет, скажем, через 10 дней.

    Партнеру компании Deloitte&Touche Геннадию Камышникову предлагаемый подход нравится технологичностью счета и свободой выбора, предоставляемой налогоплательщику, "В этом случае не потребуется, наверное, менять НК, - замечает он. - ГТК ведь не переписывал таможенное законодательство, когда вводил институт привилегированных импортеров, которых проверяли по упрощенной процедуре". А генеральный директор "Объединенных машиностроительных заводов" Каха Бендукидзе находит замысел логичным, но сомневается в том, что спецсчета будут работать автоматически: списать с них платеж в бюджет можно только по поручению компании, предприятия. "Состояние расчетов [по экспортным НДС] - это производная громоздкой и обременительной для бизнеса налоговой системы, созданной государством", - говорит предприниматель. Партнер компании Clifford Chance Ирина Дмитриева указывает на подводные камни в реализации предложения: "Учитывая, что законодательство предусматривает право на зачет входящего НДС, получается, что на банки будет возложена функция контроля правильности исчисления налога, подлежащего уплате в бюджет. Такое, не говоря уже о финансовых издержках, просто не предусмотрено в законе".

    Весной МНС попросило у Высшего арбитражного суда совета - что делать, чтобы в рамках закона отказывать в возмещении НДС лжеэкспортерам. В ответ зампредседателя ВАС Олег Бойков написал Геннадию Букаеву, что решить проблему "на корню" можно с помощью поправок в НК, которые обяжут экспортеров доказывать, что их поставщики уплатили в бюджет "истребуемые суммы".

    Но вместо проекта поправок в НК 5 июня МНС разослало по инспекциям письмо, в котором указывает, что экспортный НДС возвращается только "добросовестным налогоплательщикам". Под "недобросовестными налогоплательщиками" МНС понимает компании, поставщики которых не уплатили НДС в казну. "МНС обращает внимание, что неперечисление НДС в бюджет поставщиком налогоплательщика-экспортера свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика в совокупности с другими фактами", говорится в письме. "Ведомости" отмечают, что позиция МНС прямо противоречит Налоговому и Гражданскому кодексам.

    Контроль за расходами физических лиц

    Подготовленные поправки в законодательство о налоговом контроле за крупными расходами граждан предусматривают, что налоговые органы при проведении контрольной работы будут учитывать доходы граждан за истекшие четыре года, а не за год, как в настоящее время. Такие изменения и дополнения в налоговое законодательство намерены внести Минфин и Министерство по налогам и сборам.

    "Мы четыре года назад начали получать данные от предприятий и организаций о доходах физических лиц..., так что мы отталкиваемся от этого рубежа", - пояснил глава МНС Геннадий Букаев. "В проекте закона предлагается контролировать расходы граждан на приобретение недвижимого имущества, если его суммарная стоимость составляет не менее 600 тыс. рублей. Налоговый период - год. На приобретение имущества, не относящегося к недвижимому, пороговая сумма составит 100 тыс. рублей. При этом доходы будут считаться за четыре года", - сказал министр.

    В действующем налоговом законодательстве пороговая стоимость операций граждан по приобретению имущества, с которой должен осуществляться налоговый контроль, не определена, поэтому все расходы граждан по указанным в законодательстве операциям, независимо от их размера, подлежат контролю налоговых органов, что снижает эффективность такой работы.

    В настоящее время организации и частные лица, регистрирующие сделки с недвижимостью, автомобилями, ценными бумагами, культурными ценностями и золотом в слитках, обязаны присылать в МНС извещения о сделках. Уже в 2000 г. налоговики получили почти 2,9 млн. этих извещений. Поступившую информацию МНС проверяет на соответствие задекларированным доходам граждан. В случае расхождения или при отсутствии декларации контролеры составляют акт и направляют налогоплательщику письмо с уведомлением и специальной декларацией. Таких просьб в 2000 г. было разослано 394 тыс. Спецдекларацию вернул каждый второй. Но доначислить подоходный налог удалось лишь 982 лицам, которые в итоге заплатили примерно $87 тыс. Результат незначительный - по 80 копеек с каждого извещения.

    В 2001г. бумажный поток вырос примерно в полтора раза: люди стали больше тратить на дорогие вещи. Но доход бюджета от контроля за расходами вырос лишь до 12 млн. руб. За I квартал этого года налоговики получили 148 тыс. спецдеклараций - почти как за весь 2000 г. Боясь утонуть в бумажном море, МНС и Минфин нашли выход - требовать извещений только о сделках с недвижимостью на сумму более 600 тыс. руб. и о прочих операциях не менее чем на 100 тыс.

    Налоговые посты на "бензиновых" предприятиях

    МНС намерено с 2003 года ввести на предприятиях, производящих и реализующих нефтепродукты, налоговые посты. Это предусмотрено принятыми Думой изменениями и дополнениями в главу 22 Налогового кодекса "Акцизы". По расчетам МНС, увеличение поступлений в бюджет от сбора акцизов на нефтепродукты с лихвой покроет затраты на посты. Возникает вопрос: почему налоговые посты на нефтяных предприятиях вводятся именно тогда, когда предприятия перестают быть плательщиками акцизов (сбор акцизов переносится с НПЗ на бензоколонки и нефтебазы). Скорее всего, данное нововведение позволит налоговым органам получать исчерпывающую информацию о количестве производимого в стране прямогонного бензина. Но приведет ли это к увеличению собираемости акциза пока остается неясным. Проконтролировать десятки тысяч бензоколонок, которые и будут плательщиками акциза, МНС не под силу.

    Реструктуризация задолженности

    МНС 22 августа отчиталось о том, как налоговики собираются повысить собираемость налогов, сообщила газета "Коммерсантъ". Одним из способом станет введение возобновляемого порядка реструктуризации долгов.

    Начальник управления налоговой задолженности МНС Сергей Хурсевич сообщил, что на 1 июля 2002 года налоговая задолженность в консолидированный бюджет составила 245,1 млрд. руб., снизившись с начала года на 7,8%. За полгода в счет погашения реструктурированной задолженности в федеральный бюджет поступило 48,5 млрд. руб. Цифры говорят о том, что проведенная в прошлом году реструктуризация продолжает оказывать свой эффект. Тем более что для предприятий ВПК срок подачи заявлений на реструктуризацию налоговой задолженности был продлен до 1 декабря 2002 года (ранее он ограничивался 1 апреля 2002 года). По данным МНС, налоговая задолженность предприятий ВПК составляет 45 млрд. руб. без учета пеней и штрафов.

    Однако после окончательного завершения процесса реструктуризации задолженность предприятий перед бюджетом может снова начать расти. В связи с этим МНС решило подстраховаться, а заодно и выполнить наказ президента "не обижать налогоплательщиков" и подготовило проект постановления, согласно которому право на реструктуризацию задолженности будет восстанавливаться. Правда, только в том случае, если организация в течение полутора-двух месяцев уплатит все текущие платежи, а также с опережением графика на один квартал оплатит реструктуризированную задолженность. Напомним, что в соответствии с действующим сейчас порядком организация лишается права на реструктуризацию налоговой задолженности в случае, если по окончании отчетного квартала имеет задолженность по налоговым платежам на первое число первого месяца следующего квартала. Сергей Хурсевич объяснил либеральное решение налоговых органов тем, что предприятия нередко лишаются права на реструктуризацию из-за "нерасторопности бухгалтеров".

    Прочее

    Министерство по налогам и сборам продолжает оправдываться за фиаско, которое оно потерпело в I полугодии со сбором налогов, сообщает газета "Время новостей". Еще в феврале, когда Президент впервые отметил, что бюджет недополучает налоги, глава МНС Геннадий Букаев заявил, что собрать их в текущем году ему поможет "усиление налогового администрирования". Главным орудием выполнения налогового плана объявлен сбор долгов прошлых лет. В текущем году в счет погашения реструктурированной налоговой задолженности прошлых лет уже поступило в бюджет 48 млрд. руб. Казалось бы, эта цифра перекрывает сумму несобранных налогов за I полугодие. Однако показатель по погашению долгов прошлых лет был заложен отдельной строкой в годовое задание по сбору налогов. И дополнительными доходами их нельзя назвать ни в коем случае. В прошлом году МНС широко проводило кампанию по реструктуризации налоговых долгов на небывало льготных условиях. Долги можно уплатить в рассрочку в течение десяти последующих лет. Желающих получить возможность рассрочки долгов оказалось немало - 45 тыс. предприятий. Именно они и перечислили в бюджет названные 48 млрд. руб. Так что дополнительные деньги налоговики могут выручить только за счет тех, кто вообще не намерен рассчитываться по долгам. Общая сумма недоимки платежей от "лежачих" предприятий - 245 млрд. руб.

    На практике взыскать долги с того, кто не хочет их платить, предельно сложно. Тем более, что инициировать банкротство должника налоговики не имеют права, пока не используют весь спектр иных мер принудительного взыскания. Но такая действенная, казалось бы, мера, как "взыскание на имущество должника", принесла в текущем году в бюджет немногим больше 4 млрд. руб. Вся проблема в том, что закон об исполнительном производстве дает судебным приставам лишь два месяца на розыск имущества и наложение взыскания. Этого времени приставам не хватает. Банкротство должника, если до этого доходит дело, тоже не панацея, ведь большинство банкротных дел длится не менее полутора-двух лет. Вот и получается, что собрать налоги налоговикам мешает несовершенство Налогового кодекса, взыскать долги - несовершенство законодательства о банкротстве.

    Редакция

    Электронная почта: polit@polit.ru
    VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации
    Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
    Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
    средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
    При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
    При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
    Все права защищены и охраняются законом.
    © Полит.ру, 1998–2024.