Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
17 декабря 2017, воскресенье, 15:17
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

16 сентября 2002, 00:00

Просвещение утопающих

- Открывая в апреле Первую Всероссийскую конференцию "Общественные ресурсы образования", Вы говорили о том, что на Гражданском форуме проявилась огромная озабоченность общества проблемами образования, а следующим шагом стало активное включение гражданских организаций в процесс его реформирования. Вскоре при Министерстве образования была создана рабочая группа, которая и занялась непосредственным обеспечением взаимодействия государства и общества по этому вопросу. Над чем же государство и общество пытаются совместно работать?

- Кризис образования - это явление, затронувшее не только нашу страну, но также и Европу, и Новый Свет. Образование стало эпицентром, то есть видимой проекцией центра проблемы, а собственно центр кризиса лежит в культуре.

Сейчас знания как таковые обесценились. Если, скажем, в XIX веке человек мог всю жизнь копить знания, а потом жить, эксплуатируя этот интеллектуальный капитал, то сейчас это уже невозможно. Ценностью стала не информация как таковая, а доступ к информации, умение найти ее и особенно - умение понять, какая именно информация требуется для решения той или иной задачи.

Поэтому та механическая передача знаний, которая сейчас занимает 90 процентов времени в школе, практически стала бессмысленной. Это видно, в частности, по тому, как в последние десятилетия изменилось отношение самих учеников к школе. Все признают, что это отношение стало абсолютно ироническим, и дети совершенно перестали воспринимать свое образование в качестве ценности.

- Что же делать?

- Общество очень озабочено этой проблемой и активно ищет выход.

Я бы сказал, что образование - слишком серьезная вещь, чтобы ею занимались одни педагоги. Это дело всего общества, и от всего общества зависит состояние системы образования. Осознание обществом своей ответственности привело к тому, что многие общественные организации стали создавать собственные образовательные программы, причем возникая, такие программы обычно не умирают, а растут и расширяются.

В этом году я побывал в нескольких лагерях, которые проводили некоторые общественные организации. Прекрасные люди, но никак не связанные с педагогикой, чувствуя, что проблема назрела, берутся за нее, так и сяк пытаются ее решить и все равно приходят к игре. И те игры, которые они придумывают, независимо от того, проходят ли они более или менее удачно, все равно оказываются очень полезными.

Мне очень нравится, что делает, например, Ассоциация Юных Лидеров или "Новая цивилизация". А этим летом я был в лагере, который организовали "Мемориал" и Конфедерация обществ потребителей (КонфОП). Казалось бы, у этих организаций совершенно разные задачи. Но они сознают, что у них есть общее дело - создание гражданского общества и подготовка детей к тому, чтобы быть сознательными членами гражданского общества. И им удалось совместить в придуманной ими игре историческую память и самоощущение человека, который сознает свои экономические права и умеет пользоваться ими. Для нормального человека это вполне естественно, поэтому такое соединение в лагере дало очень хороший эффект.

- Недавно мы писали об этом лагере и рассказывали именно о том, на что и вы обратили внимание, - о комплексном характере игры - не чисто "мемориальской" и не чисто "конфоповской", а, скорее, гражданской в самом широком смысле слова.

- Вообще эти игровые методики давно известны. В самом кратком изложении они сводятся к тому, что обучение происходит не в виде простой передачи информации, а базируется на самостоятельной мыслительной деятельности ученика. Это называется проектным или игровым обучением. Самым удачным в этом отношении мне представляется опыт московского учебного центра "Измайлово", которым руководит Александр Рывкин.

Всеми признано, что игровое обучение наиболее эффективно. Но проблема состоит в том, что игровые методы чрезвычайно дороги. Для проведения игр нужны очень квалифицированные игротехники, нужна очень хорошая методика, разработанная квалифицированными специалистами, которых очень мало. И для того, чтобы провести игру и хотя бы подсказать детям, где им найти информацию, необходимую для решения игровых задач, нужны очень квалифицированные учителя. Как сочетать все эти факторы в какой-нибудь провинциальной школе? Все это служит колоссальным препятствием для широкого распространения новых методов.

На мой взгляд, единственной надеждой на внедрение игрового обучения в массовые школы является Интернет. Но прежде надо обучить учителей пользоваться им - для этого и возникла Федерация Интернет Образования.

- ФИО существует уже несколько лет, так же как уже не первый год функционируют и многие образовательные проекты гражданских организаций. Можно ли говорить о том, что в нашей стране постепенно складывается пусть и достаточно хаотичная, но альтернативная государственной образовательная среда?

- Я бы не стал называть это альтернативой. Все сложнее. Вообще из школы дети получают процентов тридцать информации, а все остальное - из внесистемных источников. Внесистемное образование состоит из очень большого количества всевозможных форм. Становиться альтернативой системе не может ни одна из них. Но я глубоко убежден, что все новое может создаваться только вне системы. Например, в экономике новые концептуальные подходы создаются не в крупных корпорациях, а только в малом бизнесе.

И если общество перешло уже от слов об озабоченности к реальному созданию внесистемных форм, это вселяет большую надежду.

И еще существует надежда на то, что внесистемные элементы принесут в образование новые организационные подходы. ЮКОС, создал Федерацию Интернет Образования, не только за счет того, что вложил в нее деньги. Главное - он принес организационный ресурс, свой громадный опыт в этом отношении. И сейчас уже по всей России создано двадцать центров и открываются новые, через них проходят тысячи учителей - машина заработала, и она настолько мощна, что все ее возможности еще даже не вполне осмыслены ни ее создателями, ни педагогами, для которых она предназначена, ни Министерством образования, которое уже начало активно сотрудничать с ФИО.

- За последний год мы наблюдали немало попыток организовать взаимодействие между государством и общественными инициативами, но успешных среди них пока немного. Почему, на Ваш взгляд, именно Министерство образования проявило такую готовность к взаимодействию, с такой интенсивностью вступило в контакт с внесистемными элементами и допустило возникновение начатков реального общественного контроля над школами? Я говорю не только о сотрудничестве с ФИО, но и, например, о недавнем приказе министра о создании общественных попечительских советов при школах.

- Система образования - это крупная корпорация, выпускающая стандартный продукт. А новизна создается во внесистемном поле, но новые продукты, предложенные в малом бизнесе, доходят до массового потребителя тогда, когда их начинают производить корпорации.

- Получается некоторая модель тех отношений государства с обществом, к которым мы стремимся в перспективе прийти и в более широком масштабе, - государственный орган осуществляет координирующую и регулирующую функцию в своей сфере, но не жестко диктует содержание образовательной деятельности.

- Более того, он сам заинтересован в том, чтобы ему предлагали это новое содержание.

В связи с этим я должен самые добрые слова сказать о Министерстве образования, которое сейчас служит примером для других министерств и ведомств.

- Значит по части понимания необходимости построения гражданского общества Министерство образования является у нас лидером. Но почему, все-таки, именно оно?

- Почему Министерство образования оказалось более открытым, более мобильным и более отвечающим нынешнему стремлению страны к демократизации, чем другие министерства и ведомства? Можно говорить о личных качествах тех или иных руководителей и о том, что министерство ощущает напор общества, которое все время демонстрирует свое недовольство существующим образованием. Но я бы обратил внимание на один специфический именно для этого министерства фактор - несмотря на то, что это министерство имеет самый большой консолидированный бюджет (даже больше бюджета Минобороны), оно не является держателем бюджета образования и непосредственно распоряжается только очень небольшой частью денег, связанных с образованием. В большей степени образование финансируется из местных бюджетов. Во всяком случае школьное образование так финансируется полностью. И начальники управлений образования регионов подчиняются вовсе не министру образования, а собственным губернаторам. Поэтому министерство не является непререкаемым авторитетом для регионов, оно обязано с ними договариваться.

- Другими словами, начало децентрализации вообще свойственно Министерству образования, и поэтому не вызывает отторжения, когда на тех же началах базируются общественные предложения?

- Да. Такая ситуация присуща не только России, но и Соединенным Штатам и еще ряду государств, и я считаю, что эта система очень хороша. Поэтому я противник предложения перенести финансирование школ на уровень субъектов федерации. Слава богу, что еще не на федеральный... Я с ужасом думаю, о последствиях этого.

- Но ведь в основе этого решения лежит социальная проблема...

- Вы имеете в виду зарплату учителей? Чтобы решить эту проблему, Минфин должен привести в нормальное состояние межбюджетные отношения. Пока что он отбирает все средства у муниципалитетов под лозунгом выстраивания так называемой вертикали власти. И я не понимаю позицию профсоюза учителей, который ради приспособления к существующему принципу бюджетного устройства поддержал это предложение. Вместо того, чтобы требовать изменения самого принципа устройства межбюджетных отношений, учителя устраивают пикеты и забастовки под лозунгом "Дайте нам денег!" и готовы с благодарностью получить деньги из рук того доброго дяди, который их только что обобрал, обобрав местный бюджет.

- Однако не каждый муниципалитет в состоянии самостоятельно прокормить свои школы.

- Степень дотационности муниципалитетов зависит от того, сколько средств у них забирают. Если же совсем ничего не забирают, но прокормить педагогов все равно невозможно, значит нужно менять мэра. Это еще одна большая наша проблема - главы муниципалитетов фактически не контролируют их бюджеты, в их распоряжении находится так мало средств и так мало возможностей пополнить эти средства, что не мудрено, что они не пользуются уважением жителей.

Проблема образования на самом деле неотделима от проблемы муниципального самоуправления и самоорганизации граждан. Более того, обеспечение образования - одна из главных причин самоорганизации.

Проблема самоорганизации встает все острее. Важен не контроль общественности за расходованием средств Минобразования, а участие общественности непосредственно в образовательной деятельности.

- Очевидно, для обеспечения такого непосредственного участия и создана рабочая группа при Министерстве образования? Расскажите, пожалуйста, подробнее о ее деятельности.

- Первое заседание рабочей группы прошло месяц назад. В нее группу входит замминистра Елена Евгеньевна Чепурных и представители всех общественных организаций, имеющих крупные образовательные проекты. Эта рабочая группа имеет целью понять, какие внесисетмные формы образования сейчас существуют, и дать возможность всем, кто хочет, ознакомиться с этим опытом. Уже одно это, я думаю, возымеет колоссальное значение.

- Какие еще внесистемные формы кроме ФИО вы можете назвать?

- Например Ассоциация юных лидеров (АЮЛ), через который проходят 10 тыс. человек в год. Многочисленные лагеря, подобные тому, который провели КонфОП и "Мемориал". Их очень много. Но проблема в отсутствии информации - люди не знают даже того, что делается в соседних областях.

Инвентаризировать это, систематизировать, провести общественную экспертизу этого опыта и сделать его доступным для всех желающих - этим и занимается рабочая группа. Причем информировать нужно не только через интернет, но и на бумажных носителях. Министерство предложило использовать для этого свой ежемесячный "Вестник", который получают все образовательные учреждения, поскольку там публикуются нормативные акты. Теперь, по распоряжению министра, этот "Вестник" ежеквартально будет предоставляться для публикации материалов общественных организаций. Первый такой номер выйдет, скорее всего, после Нового года.

Министерство также намерено в порядке социального заказа на основе конкурса финансировать разработки различными организациями новых внесистемных форм. В этом случае, я думаю, деньги налогоплательщиков пойдут на хорошее дело.

А тем временем мы через Федерацию Интернет Образования развернем всероссийскую игру, задание в которой будет задаваться из центра, а на местах учителя с учениками будут выполнять задания. Конкурс будет проходить в несколько этапов, результаты вывешиваются в интернете, а дети между тем будут в игре обучаться многим полезным вещам.

Тема игры пока не утверждена, но скорее всего она будет посвящена месту жительства детей - бюджет, местное самоуправление, градостроительный план, инвестиционная программа. Проще говоря, мы хотим добиться того, чтобы дети в отличие от нашего поколения понимали, что такое налоги, и как от них зависит канализация.

- На какой возраст рассчитана эта игра?

- 12-14 лет. Я уверен, что ребенок в этом возрасте способен справиться с такой задачей. И я видел детей, которые прошли хотя бы раз лагеря с подобными играми - они резко отличаются от своих сверстников, и я не уверен, что после этого их нужно дальше как-то специально опекать, "вести" и развивать. Они развиваются уже сами.

- А что должно послужить для общества показателем того, что взаимодействие системных и внесистемных факторов в образовании начинает давать реальные плоды?

- Реальных результатов я ожидаю к концу 2003 года. Надеюсь, что к этому времени нам удастся получить хотя бы формат и первое наполнение виртуальной базы внесистемных форм, к которой всякий может обратиться. Я надеюсь также, что лагеря, которые пройдут в будущем году, тоже будут освещаться, будут описаны, и их опыт дойдет до провинции. Я хочу, чтобы возник некий клуб учителей, благодаря которому хорошие учителя в провинциальных городках не чувствовали бы себя одиночками, а имели возможность общаться с себе подобными и задавать вопросы и обмениваться опытом. В этом случае мы получим именно то, что хотим, - информацию о внесистемных формах, методики проведения и возможность системы принять, усвоить и воплотить эти формы.

- А индикатором того, что это работает, станет обратная связь со стороны учителей?

- Безусловно. Наше дело - предложить, а в том, что учительское сообщество заинтересуется нашими предложениями, я совершенно не сомневаюсь.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

15:13 В Госдуме назвали неожиданностью слежку Финляндии за Россией
14:54 Скончался Георгий Натансон
14:15 В Крыму работы на трассе «Таврида» привели к перебоям с интернетом
13:44 В Москве снова побит температурный рекорд
13:15 СМИ сообщили об убийстве плененного ИГ казака
12:39 Губернатор Подмосковья пообещал избавить жителей региона от вони в начале года
12:07 Правительство Австрии поддержало смягчение санкций против РФ
11:35 Глава МИД Великобритании не увидел фактов влияния РФ на Brexit
11:15 СМИ рассказали о затрате Пентагоном 20 млн долларов на изучение НЛО
10:52 В Финляндии возбуждено дело после публикации данных о контроле разведки над интернетом
10:20 Представители Трампа обвинили спецпрокурора по РФ в незаконном получении документов
09:53 Завершилось голосование по названию моста в Крым
09:34 В Москве побит абсолютный температурный рекорд с 1879 года
09:24 Источник рассказал о переносе с Байконура пилотируемых пусков
09:12 В Дагестане силовики вступили в бой с боевиками
16.12 22:07 Курс биткоина превысил 19 тысяч долларов и вернулся обратно
16.12 21:03 СМИ узнали о «мирном» письме Саакашвили к Порошенко
16.12 19:56 Собчак заявила о готовности не участвовать в выборах
16.12 19:45 ПАРНАС отказался от выдвижения своего кандидата в президенты
16.12 19:28 Галерея-банкрот потребовала 27 млн рублей из Фонда храма Христа Спасителя
16.12 19:14 Российский биатлонист принес сборной первую медаль Кубка мира
16.12 17:07 Володин призвал власти РФ и Белоруссии уравнять граждан в правах
16.12 16:18 Фигуранта дела о контрабанде алкоголя нашли убитым в Ленобласти
16.12 15:13 Экс-сотрудник ФСБ отверг обвинения в хакерских атаках против США
16.12 15:11 Украина составила план покорения Крыма телевидением
16.12 14:07 Ученые из США выложили в сеть видео с ядерным испытанием
16.12 13:55 Овечкина признали одним из величайших игроков в истории НХЛ
16.12 13:12 Борис Джонсон снялся в «рекламе» сока с Фукусимы
16.12 12:53 Глава Минтруда анонсировал выделение 49 млрд рублей на ясли
16.12 11:40 В Москве мошенники забрали 20 млн рублей у покупателя биткоинов
16.12 11:29 Норвегия первой в мире «похоронила» FM-радио
16.12 10:51 Российские военные обвинили США в подготовке «Новой сирийской армии» боевиков
16.12 10:00 Россия вложила в госдолг США 1,1 млрд долларов за месяц
16.12 09:51 Собянин позвал москвичей оценить новогоднюю подсветку
16.12 09:21 Трамп включит «агрессию» КНР в стратегию нацбезопасности
15.12 21:08 Отца предполагаемых организаторов теракта в метро Петербурга выслали в Киргизию
15.12 20:57 Майкл Джордан назван самым высокооплачиваемым спортсменом всех времен
15.12 20:36 Вероника Скворцова обсудила с Элтоном Джоном борьбу с ВИЧ
15.12 20:23 Полиция открыла огонь по мужчине с ножом в аэропорту Амстердама
15.12 20:07 Falcon 9 отправила груз на МКС и вернулась на космодром в США
15.12 19:47 В Пентагоне рассказали о новом сближении с российской авиацией в Сирии
15.12 19:44 ЦБ оценил объем докапитализации Промсвязьбанка в 100-200 млрд рублей
15.12 19:27 Пожизненно отстраненная от Игр скелетонистка Елена Никитина выиграла ЧЕ
15.12 19:18 Косово объявило о создании собственной армии к марту 2018 года
15.12 19:03 В Назарете отменили Рождество
15.12 18:51 В Испании не поверили в угрозу отстранения от ЧМ-2018
15.12 18:35 Программу безопасности на дорогах увеличили на 2 млрд рублей
15.12 18:25 ФАС проверит частичную отмену роуминга сотовыми операторами
15.12 18:25 РФ и Египет подписали соглашение о возобновлении авиасообщения
15.12 18:19 Трамп попросил у России помощи с КНДР
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.