Адрес: https://polit.ru/article/2002/10/14/464314/


14 октября 2002, 13:01

Что происходит с российским образованием?

Над темой работал Анатолий Суворов


Использованы материалы статьи: Болдов О.Н., Иванов В.Н., Суворов А.В., Широкова Т.К. "Динамика и структура сферы образования в России в 90-е годы". Проблемы прогнозирования, 2002, ¦ 4.

Былые достижения и проблемы

Антонио Манчини
Бедный школьник
1876

Уровень образования населения России - один из немногих сохранившихся в настоящее время ресурсов устойчивого экономического роста, способствующий возвращению России в число наиболее развитых стран мира. Уровень грамотности взрослого населения составляет сейчас 99,5% (1), среднее число лет обучения - почти 11 лет (2), численность студентов высших учебных заведений на 10000 человек населения - 327. По этим показателям Россия не только не уступает, но и превосходит многие экономически развитые государства. Вместе с тем за последние 15-20 лет в системе российского образования накопилось множество проблем, ставящих под угрозу сохранение высокого образовательного потенциала нации. Большинство из них либо возникли, либо значительно обострились в пореформенный период.

Система образования, сложившаяся в России к началу 90-х годов, охватывала детскими дошкольными учреждениями две трети детей соответствующего возраста, гарантировала всеобщее бесплатное среднее (полное) образование, обеспечивала подготовку специалистов с начальным, средним и высшим профессиональным образованием также на бесплатной основе. При этом по качеству среднего образования она превосходила большинство стран, а по многим специальностям высшего образования также была выше или соответствовала международным стандартам. Тем не менее уже тогда советская система образования столкнулась с рядом серьезных проблем, которые все время обострялись.

Все более заметным становилось отставание материально-технической базы советского образования от требований научно-технического прогресса. К началу 90-х годов доля машин и оборудования в основных фондах отрасли не превышала 11% (3). Уровень технической оснащенности средних общеобразовательных учреждений составлял в 1990 году лишь около 70% от установленных нормативов (4). В это время только 49% городских и 27% сельских средних школ РСФСР имели кабинеты информатики и вычислительной техники.

При уровне квалификации занятых в образовании значительно более высоком, чем в большинстве отраслей экономики, средняя заработная плата в системе образования составляла в 1980 году всего 80% от средней по народному хозяйству, в 1985 году - 79%, в 1991 году - 71%.

Образование было бесплатным для населения и финансировалось государством, но это финансирование велось по "остаточному принципу" и было явно недостаточным. К 1990 году в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) государственные расходы на образование возросли до 4,8% от ВВП, а в таких странах, как Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция превысили 6% от ВВП. В Российской Федерации (где внутренний валовой продукт в расчете на душу населения был значительно ниже, чем в странах Западной Европы) в 80-е годы соответствующие расходы не превышали 3,8-4% от ВВП, при этом, начиная со второй половины 80-х годов, отмечалась тенденция к снижению этого показателя.

Одной из серьезных проблем советской системы образования в последнее десятилетие существования СССР стала девальвация статуса высшего образования при сложившемся в экономике неэффективном соотношении занятых с разным уровнем профессиональной подготовки. По ряду специальностей наблюдалось "перепроизводство" специалистов с высшим образованием, в результате чего многие из них зачастую выполняли работу, не требующую соответствующего уровня профессиональной подготовки.

Межотраслевая дифференциация заработной платы и перекосы в системе оплаты специалистов с высшим и средним специальным образованием с одной стороны, и работников с более низкой профессиональной подготовкой с другой приводили к тому, что значительная часть специалистов работала не по специальности, полученной в учебном заведении, и быстро увеличивалось число обладателей инженерных дипломов, занятых в качестве рабочих. По данным анкетного опроса работников промышленных предприятий, на 1 января 1988 года работали не по специальности, полученной в учебном заведении, 40% специалистов с высшим и более половины со средним специальным образованием (5). В РСФСР численность специалистов с высшим образованием, выполняющих неквалифицированную работу, выросла со 126 тысяч в 1980 году до 350 тысяч в 1987 году, т. е. почти в три раза (6).

Все это свидетельствовало о неэффективности системы профессионального образования и о необходимости реформирования всей сферы образования.

Куда продвигалось наше образование в 90-е годы

В 90-е годы проблемы, доставшиеся в наследство от советской системы образования, значительно обострились. Возникли и совершенно новые проблемы, не существовавшие ранее или успешно решенные советской властью.

Объемы государственного финансирования российского образования в 90-е годы значительно сократились. При этом тенденция к снижению показателя расходов на образование отличала РФ не только от развитых стран, но и от европейских стран с переходной экономикой (табл. 1 и 2). Увеличение доли государственных расходов на образование в ВВП позволило большинству этих стран почти не сокращать расходы на образование в сопоставимых ценах в период экономического спада, сопровождавшего реформирование экономики. В большинстве этих стран средняя заработная плата работников образования не упала ниже уровня средней заработной платы занятых в экономике.

Таблица 1. Некоторые показатели финансирования системы образования Российской Федерации в 1991-2000 годы

1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000

Государственные расходы на образование:

в процентах к ВВП 3,6 4 4,5 4,5 3,7 3,9 4,5 3,7 3,2 3
в сопоставимых ценах (1991=100) * 100 62 65 64 45 45 52 38 43 48

Средняя заработная плата в образовании:

В процентах к средней по экономике 71 62 68 69 65 70 65 63 58 54
в процентах к величине прожиточного минимума 176 174 156 104 133 133 114 88 85

* Рассчитано методом дефлятирования издержек по статьям бюджетной классификации расходов

Таблица 2. Некоторые показатели финансирования образования в период экономического спада в европейских странах с переходной экономикой *

1989 1990 1991 1992 1993 1994

Расходы на образование в процентах к ВВП:

Болгария 5 6 5,2 6,5 6,4 5,7
Венгрия 5,1 5,5 5,9 6,2 6,3 6,8
Польша 3,6 4,9 4,5 4,7 4,7 4,7
Словакия 5,1 5,4 5,8 6,2 5,5
Чехия 4,9 6 5,7 6,9 6,9 5,5

Расходы на образование в сопоставимых ценах (1990=100):

Болгария 100 76 89 81 64
Венгрия 100 98 106 104 107
Польша 100 86 92 124 99
Словакия 100 94 93 82
Чехия 100 82 93 93 76

Средняя заработная плата в образовании в процентах к средней заработной плате в экономике:

Польша 106 120 106 101 101 99
Словакия 130 130 106 110 98
Чехия 122 123

* См. Trends in Education Access and Financing during the Transition in Central and Eastern Europe - World Bank Technical Paper ¦ 371. Washington,1997

В Российской Федерации падение реальных расходов на образование в 90-е годы носило обвальный характер. Средняя заработная плата в отрасли упала ниже величины прожиточного минимума; при этом имели место и многомесячные задержки с выплатой зарплаты. Существенно ухудшилось состояние материально-технической базы образовательных учреждений. Так, уровень технической оснащенности школ сократился в несколько раз. Практически была провалена программа компьютеризации общеобразовательных учреждений: один современный компьютер приходится сейчас в среднем на 500 учащихся (7). Резко сократился ввод в действие новых объектов системы образования (рис. 1). Значительная часть зданий образовательных учреждений требуют сейчас капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии.

Рисунок 1. Ввод в действие объектов системы образования в Российской Федерации, в процентах к 1990 году

Одной из основных негативных тенденций в системе образования России в последнее десятилетие стало увеличение разницы в доступности разных ступеней образования, а также в уровне и качестве получаемого образования. Растут межрегиональные различия, различия между городской и сельской местностью, неравенство возможностей получения качественного образования детьми из семей с разным уровнем доходов.

Среди основных причин роста дифференциации в системе образования следует отметить, во-первых, перенос ответственности финансирования большинства образовательных учреждений на уровень местных бюджетов (из общих расходов на образование консолидированного бюджета РФ в 2000 году на местные бюджеты приходилось 62%, бюджеты субъектов федерации - 20%, федеральный бюджет - 18%) при значительных различиях в величине их доходной базы и, во-вторых, рост платности образования. Идеологическим обоснованием этих процессов явилась концепция либерализации образования, в том числе децентрализации управления, расширения многообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений, предоставления "свободы выбора" форм и видов обучения.

Проблемы у российской школы - как у американской

При значительном росте численности студентов вузов в 90-е годы наблюдался одновременно и значительный рост численности молодых людей, имеющих образование не выше неполного среднего (8-9 классов). Сравнение данных переписи населения 1989 года и микропереписи 1994 года показывает, что доля лиц, не имеющих образования выше начального, в возрастной группе 15-19 лет выросла за эти годы более, чем в 2 раза, а доля лиц в возрасте 20-24 года с неполным средним образованием - в 1,2 раза. Рост численности лиц, прекративших обучение на нижних ступенях системы образования, продолжался и в последующие годы. Об этом говорит сопоставление показателей выпуска учащихся образовательными учреждениями с численностью соответствующих возрастных контингентов.

Среди вступивших в трудоспособный возраст в 90-е годы доля лиц, не имеющих неполного среднего образования, составила, согласно нашим расчетам, почти 10%, что в пять раз больше доли лиц с таким уровнем образования в общей численности занятого населения. Доля лиц 20-24 лет, прекративших обучение после окончания неполной средней школы, составляет сейчас порядка 15-20%. Это в два раза выше доли лиц с таким же уровнем образования среди занятого населения.

Таким образом, страна вступила в третье тысячелетие с большим по сегодняшним меркам числом неграмотных и малограмотных молодых людей. При сохранении такой тенденции уже в ближайшем будущем невозможно будет говорить о высоком образовательном уровне большинства населения, традиционно считавшимся одним из главных факторов потенциальной конкурентоспособности отечественной экономики. Следует заметить в этой связи, что бурный экономический рост в странах Юго-Восточной Азии происходил на фоне быстрого роста образовательного уровня населения и, в частности, реализации принципа всеобщего полного среднего образования. В результате в Республике Корея, например, доля лиц, имеющих образование не ниже полного среднего, в возрастной группе 25-34 года составляет сейчас 92% (и превышает соответствующий показатель конца 70-х годов в два раза), в Японии - 94% (в 1,5 раза больше, чем в конце 60-х годов) (8).

Рост различий в качестве общего образования происходит на фоне снижения его среднего уровня. Снижается, в частности, качество подготовки российских школьников по математике, традиционно считавшееся ранее одним из лучших в мире. Об этом свидетельствуют результаты международных исследований по оценке качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS), проведенных в 1995 и 1999 годах в 38 странах (9). По результатам тестирования по математике школьников 7-8 классов Россия занимала места лишь в середине второй десятки стран, существенно уступая Японии, Республике Корея, Сингапуру, Тайваню, Чехии. Аналогичные результаты были получены и при оценке качества подготовки по естественнонаучным предметам. По данным другого исследования, проведенного комиссией Европейского сообщества в 1995-1997 годах (проверялись знания выпускников двух тысяч российских школ), около половины российских школьников не осваивают половины содержания преподаваемых им разделов химии, физики и биологии (10). Следует отметить, что математика и естественнонаучные дисциплины отнесены международными экспертами к стратегическим областям знания, уровень подготовки по которым определяет конкурентоспособность страны.

При этом в России наблюдался большой разброс результатов - чего нет в большинстве развитых стран, где результаты тестирования существенно не отличались от школы к школе. Это означает, что в настоящее время российские школы дают разный уровень и качество образования, т. е. предоставляют своим учащимся неодинаковые образовательные возможности. Уровень подготовки российских школьников в значительной степени зависит от местоположения школы и от уровня материального благосостояния семей. В школьном образовании происходит, по сути, распад единой системы на две малосвязанные между собой части: элитарную и массовую, при этом в последней существенно снижается качество образования.

Элитарная система школьного образования представлена появившимися в последние годы негосударственными школами, а также школами с углубленным изучением отдельных предметов и групп дисциплин. Количество последних выросло с 7,2 тысячи в 1991 до 9,7 тысячи в 1997 году, а их доля в общем числе общеобразовательных школ увеличилась с 21 до 27% (11); только в лицеях и гимназиях численность обучающихся выросла за последние 10 лет в 11 раз - со 128 тысяч в 1991 году до 1402 тысяч в 2000 году. В основном это школы в "богатых" регионах, крупнейших городах страны, в которых бюджетные расходы в расчете на одного учащегося значительно выше, чем в остальной России. Кроме того, во многих лицеях и гимназиях родители оплачивают "дополнительные" услуги; плата же за обучение в негосударственных школах в десятки раз превосходит среднюю величину государственного финансирования в расчете на одного школьника. Все это позволяет элитарной системе не только поддерживать, но и улучшать материально-техническую базу образовательных учреждений, производить селекцию лучших педагогических кадров, обеспечивать комфортность процесса обучения. В негосударственных школах, например, в среднем на одного учителя приходится менее четырех учащихся (в среднем по государственным школам этот показатель равен двенадцати).

Массовая, не элитарная часть системы среднего общего образования понесла, соответственно, наибольшие потери в результате резкого сокращения государственного финансирования. При этом в наиболее тяжелом положении оказались сельские школы и школы малых и средних городов дотационных регионов, составляющие большинство школ страны. Именно в этих школах наиболее сильно снизился уровень технической оснащенности (рис. 2), а учителя были поставлены на грань выживания, поэтому нельзя и ожидать от них полной отдачи сил. Более того, во многих из этих школ сейчас нет преподавателей по тем или иным предметам. Неудивительно, что именно там и наблюдается значительное снижение качества обучения.

Рисунок 2. Сравнительный уровень оснащенности школ, в процентах от установленных нормативов*

* Источник: Федеральная программа "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-05 гг. (проект) - "Народное образование", 2001, ¦1.

Распад системы общего образования на элитарную и деградирующую массовую школу стимулировался реализацией в 90-е годы либеральной модели образования, ориентацией на так называемое вариативное образование. Последняя проявилась и в значительном увеличении "многообразия" учебных пособий. Так, за 1990-1998 годы количество наименований выпущенных учебников увеличилось с примерно 200 почти до 750 (12). Эксперты констатируют в этой связи невысокий уровень многих из них, дезориентацию как преподавателей, так и учащихся в выборе учебных пособий, значительные различия в возможностях реального их выбора в разных регионах страны. Одновременно с дифференциацией в уровне и качестве общего образования возникает, таким образом, и дифференциация в содержании обязательных образовательных дисциплин, что ставит под сомнение наличие единых образовательных стандартов, еще больше размывает общее образовательное пространство страны.

Интересно отметить, что эти проблемы, возникшие в последние годы в российской школе, характерны практически лишь для одной развитой страны - США, которая до последнего времени наиболее полно реализовывала либеральную доктрину образования. При этом США, расходуя на общее образование (в долларах по ППС валют) в расчете на одного учащегося в семь раз больше, чем Россия (13), уступает в качестве образования многим странам, в том числе пока и России (14). Следует также отметить, что низкое качество образования во многих школах США рассматривается в этой стране как общенациональная проблема, для решения которой предлагается усиление государственного регулирования, т. е. определенная "делиберализация" образования (15).

Количество растет, а качество оставляет желать лучшего

Тенденции развития системы российского профессионального образования в 90-е годы нельзя оценить однозначно. С одной стороны, рост числа студентов вузов во второй половине 90-х годов (табл. 3) "работает" на повышение образовательного потенциала страны и свидетельствует о стремлении значительной части молодых людей получить высшее образование. Немаловажно и то, что в условиях значительного уровня безработицы, особенно высокого среди молодежи, продолжение образования после школы служило своего рода социальным компенсатором. Кроме того, более высокий уровень образования предоставлял и лучшие возможности на рынке труда.

Таблица 3. Численность учащихся (студентов) в учреждениях профессионального образования, тысяч человек

1990 1994 1997 2000 2000
в %
к 1990
В учреждениях начального профессионального образования 1857 1699 1667 1679 90
В средних специальных учебных заведениях 2270 1923 2030 2361 104
В высших учебных заведениях 2824 2644 3248 4742 168

С другой же стороны, стремительный рост численности студентов вузов не может не вести к снижению качества подготовки специалистов с высшим образованием. В первую очередь, это обусловлено неоправданно быстрым ростом числа высших учебных заведений, которое за последние 10 лет увеличилось почти в два раза (с 519 в 1991 году до 965 в 2001 году); многие из них возникли, что называется, "на пустом месте" и не имеют не только опыта, но и постоянного штата преподавателей. Например, три четверти профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов (а их количество составляет сейчас более трети от общего числа высших учебных заведений страны) являются совместителями. Сходная ситуация наблюдается и в филиалах государственных вузов, число которых выросло за десятилетие в несколько раз и составляет сейчас более 1200. При очевидной нехватке в стране квалифицированных профессорско-преподавательских кадров в экономических и правовых (исключая уголовное право) дисциплинах, количество окончивших вузы по этим специальностям только за последние пять лет выросло более чем в два раза; при этом соответствующие факультеты были открыты в последние годы в большинстве вузов, в том числе тех из них, которые раньше вообще не занимались подготовкой специалистов этого профиля.

На качество подготовки специалистов с высшим образованием не могло не повлиять и существенное увеличение в последние годы доли обучающихся на заочных отделениях вузов. Так, в 1994 году на заочных отделениях обучались 30% всех студентов, а к 2001 году этот показатель вырос до 41%. Рост числа заочников в значительной степени был обусловлен ростом обучавшихся по престижным экономическим и юридическим специальностям.

К настоящему времени прием в вузы на условиях платного обучения превысил прием на обучение, финансируемое из государственного бюджета. При приеме на платное обучение конкурс на вступительных экзаменах составляет менее двух человек на место и имеет тенденцию к снижению. Это означает, что в вузы могут поступить все абитуриенты, способные заплатить за обучение, в том числе с низким уровнем базовой подготовки. Учитывая снижение качества общего образования, это также ведет к дальнейшему снижению качества высшего профессионального образования.

Какие "сигналы" дает рынок труда?

Показатели развития системы профессионального образования в 90-е годы свидетельствуют о существенных перекосах в структуре этой системы. Выше уже отмечалось, что одной из серьезных проблем советской системы профессиональной подготовки в 80-годы стало "перепроизводство" специалистов с высшим образованием, в результате чего многие из них выполняли работу, не требующую соответствующего уровня квалификации. В российской системе профессионального образования эта проблема существенно обострилась. Даже исходя из данных, представленных выше, в таблице 3, становится очевидным углубление деформации в структуре подготовки специалистов с разным уровнем профессионального образования. Еще более наглядную картину дает динамика показателей, характеризующих соотношение выпуска по уровням системы профессионального обучения (табл. 4).

Таблица 4. Выпуск в системе профессионального образования

1990 1994 1997 2000

Выпущено (подготовлено), тысяч человек:

Учреждениями начального профессионального образования 1272 878 800 763
Средними специальными учебными заведениями 637 532 543 580
Высшими учебными заведениями 401 430 458 635
На 100 выпускников высших и средних специальных учебных заведений приходится выпускников учреждений начального профессионального образования 122 91 80 63
На 100 выпускников высших учебных заведений приходится выпускников средних специальных учебных заведений * 159 124 118 91

* В последние годы наблюдается и рост числа выпускников ССУЗов, которые поступают затем на обучение в вузы (Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации - 2001. М., 2002.)

Углубление деформации в системе профессионального образования некоторые эксперты объясняют тем, что "неустоявшийся рынок труда не дает ясных сигналов" (16). Представляется, что данный тезис не совсем соответствует действительности. При общем сокращении в 90-е годы занятости в экономике в таких ее отраслях, как торговля и финансы, наблюдался значительный рост числа занятых (табл. 5).

Таблица 5. Некоторые показатели занятости в экономике России

1990 2000 2000
в %
к 1990
Всего занятых в экономике, тысяч человек 75325 64600 86

в том числе занятые в отраслях:

Оптовая и розничная торговля, общественное питание 5869 9432 161
Финансы, кредит, страхование 402 751 187

В возрастной структуре занятости в этих отраслях доля молодежи в настоящее время существенно выше, чем в целом по экономике: в общей численности занятых в экономике доля лиц в возрасте до 30 лет составляла в 1998 году 22%, в финансовой сфере - 27%, в торговле - 31%. Кроме того, именно в указанных отраслях произошел наибольший рост доли занятых с высшим образованием (табл. 6).

Таблица 6. Некоторые показатели уровня образования занятых в экономике России

1987 1999 1999
в %
к 1987
Доля лиц с высшим образованием в общей численности занятых в экономике, в процентах 12 23 192

в том числе занятые в отраслях:

Оптовая и розничная торговля, общественное питание 5 20 400
Финансы, кредит, страхование 13 44 338

Бурный рост торгово-посреднической деятельности при неспособности или нежелании государства контролировать ее финансовые результаты привел к большому росту доходов соответствующих коммерческих структур, в значительной степени теневых, выводимых из-под налогообложения. В этих условиях работодатели имели возможность устанавливать значительно более высокие по сравнению с другими отраслями экономики ставки оплаты труда наемных работников. Существенное превышение фактическим уровнем оплаты труда отчетного показателя (по отчетным данным, например, средняя зарплата в торговле составила в 2000 году лишь 74% от средней по экономике и всего на одну треть была выше, чем средняя зарплата в образовании) позволяло "экономить" и на обязательных платежах в социальные фонды. Устанавливая более высокую зарплату, работодатели стали предъявлять на рынке труда соответственно и более высокие - явно завышенные по отношению к необходимой квалификации труда - требования к уровню образования новых работников, справедливо полагая, что молодые люди с высоким уровнем образования не только легко освоят свои профессиональные обязанности, но и будут более способны к профессиональной мобильности в случае расширения или диверсификации деятельности фирмы.

Таким образом, "сигналы", подаваемые рынком в последние годы, были достаточно ясными. Рост спроса на высшее образование в возрастающей степени (об этом свидетельствуют и социологические опросы) обусловливается стремлением получить высокооплачиваемую работу, а не профессиональную подготовку. В свою очередь, рост спроса на высшее образование стимулирует при расширении платности обучения рост предложения при значительном снижении его качества. Именно "сигналы" рынка и являются, следовательно, основными факторами, обусловливающими как усиление деформации в системе профессионального образования, так и снижение качества подготовки специалистов.

"Сигналы", подаваемые рынком, во многом обусловили и значительные изменения в структуре обучения по группам специальностей и профессий (табл. 7). За последнее десятилетие значительно снизились масштабы подготовки высшими и средними специальными учебными заведениями инженерно-технических работников для реального сектора экономики. Аналогичная ситуация наблюдалась и в отношении подготовки квалифицированных рабочих в системе начального профессионального образования. Данную тенденцию можно было бы считать в какой-то степени оправданной в условиях спада производства и значительного сокращения числа занятых в реальном секторе. Однако сохранение этой тенденции крайне обострит уже в ближайшем будущем проблему кадрового обеспечения реального сектора, в котором в настоящее время работают около пяти миллионов работников предпенсионного и пенсионного возраста. В еще большей степени испытывают дефицит молодых специалистов научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации: доля работающих в них исследователей пенсионного и предпенсионного возраста приближается к 50%.

Таблица 7. Выпуск учреждений профессионального образования по отдельным профессиям и группам специальностей, в процентах к общему количеству выпускников

1990 1999
Учреждения начального профессионального образования, профессии
Промышленности 35 16
Сельского хозяйства 19 14
Строительства 18 13
Торговли и сферы обслуживания 10 20
Учреждения среднего профессионального образования, группы специальностей
Технические 33 25
Образование 13 12
Здравоохранение 16 11
Гуманитарно-социальные 0,3 7
Экономика и управление 19 31
Учреждения высшего профессионального образования, группы специальностей
Инженерные 35 21
Естественнонаучные 9 7
Образование 10 8
Здравоохранение 6 5
Гуманитарно-социальные 12 18
Экономика и управление 14 22

Сложившиеся тенденции в системе профессионального образования свидетельствуют, таким образом, о наличии значительных расхождений, с одной стороны, в ориентациях учащихся (студентов), а в условиях платного обучения - соответственно и образовательных учреждений, и с другой стороны, потребностями большинства отраслей экономики в квалифицированных работниках. С началом в 1999 году роста промышленного производства реальный сектор экономики увеличил предложение вакансий на рынке труда. Однако уже сейчас он сталкивается с проблемой замещения рабочих мест, проигрывая конкуренцию торгово-посреднической сфере. Следует при этом отметить, что многие промышленные предприятия готовы непосредственно финансировать подготовку работников в учреждениях профессионального образования, но последние зачастую оказываются неспособными выполнить соответствующий заказ из-за отсутствия желающих работать в реальном секторе из-за низкого (по сравнению с торгово-посреднической сферой) уровня оплаты труда. Пока данная ситуация характерна в основном для начального профессионального образования. Однако быстрый рост в последнее время числа публикуемых вакансий инженерно-технических работников позволяет предположить, что подобная проблема способна возникнуть в ближайшее время и в отношении других звеньев системы профессионального образования. Важно отметить в этой связи, что аккумуляция специалистов торгово-посреднической сферой осуществляется не только без прямых затрат на образование работников, но и при минимизации опосредованных затрат на эти цели путем ухода от налогообложения.

Реформирование сферы образования - мифы и реальность

Обострение старых и возникновение новых проблем российской системы образования происходило на фоне постоянно возобновляемых попыток реформирования этой системы. Некоторые из них (децентрализация управления и вариативность образования) были реализованы и привели к существенному ухудшению ситуации в данной сфере. Другие (в частности, переход к финансированию общего образования по нормативу затрат на одного учащегося) не были реализованы из-за недостаточности бюджетного финансирования в целом и дифференциации в его объемах по регионам страны, значительно усилившейся в последние годы, в том числе в результате "успешной" реализации принципа децентрализации управления.

Очередной этап реформирования сферы образования предложен разработчиками "Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года" (17) и разработанной на ее основе "Концепцией реформирования российского образования до 2010 года" (18). Последняя была одобрена Правительством РФ в октябре 2001 года. Одним из основных принципов концепции реформирования образования является увеличение "соучастия" населения в финансировании образовательных учреждений. Показатели, приводимые авторами указанных документов, позволяют рассчитать прогнозируемое на 2010 год - при реализации данного подхода - соотношение бюджетных и внебюджетных расходов на образование. Согласно этим расчетам, расходы государственного бюджета составят порядка 60% от всех расходов на образование, средства населения - около 30% (при расходах работодателей - порядка 10%). Подобное соотношение бюджетных и внебюджетных расходов на образование (60-40) существенно отличается от принятого в экономически развитых странах (см. рис. 3) со значительно более высоким уровнем доходов населения (и, что не менее важно, значительно меньшей дифференциацией в доходах), а также большим удельным весом в структуре частных расходов работодателей и меценатов.

Рисунок 3. Структура расходов на образование, в % (1997 год)

* Источник: OECD Database - www1.oecd.org/els/education

Обоснованность предлагаемого расширения платности образования представляется нам крайне сомнительной. Во-первых, авторы указанных документов значительно (примерно в 2 раза) завышают существующие расходы населения на оплату образовательных услуг. При этом приводимая ими сумма так называемых теневых расходов, не поступающих в учебные заведения (оплата репетиторов родителями абитуриентов вузов) - 0,75% ВВП, или более 50 миллиардов рублей в 2000 году - вообще не выдерживает критики. В расчете на одного абитуриента эта сумма сопоставима с суммой расходов за весь период обучения в вузе на платном отделении. Во-вторых, значительно завышаются возможности роста расходов населения в ближайшие 10 лет. Предполагаемый авторами их рост в сопоставимых ценах в 3 раза (а в расчете на одного учащегося примерно в 4 раза, учитывая демографический прогноз) при прогнозируемом росте средних доходов населения в принципе возможен лишь при резком сокращении дифференциации в доходах. Наблюдаемые тенденции, а также принимаемые правительством решения (в частности, введение плоской шкалы подоходного налога и регрессивной шкалы социального налога) исключают подобное изменение структуры населения по доходным группам. И, наконец, в-третьих, что представляется наиболее важным, реализация данного принципа неизбежно приведет к дальнейшей деградации и деформации российского образования.

Расширение платности в профессиональном образовании при сложившемся рынке труда уже привело к значительной "расстыковке" потребностей экономики и ориентации системы профессионального образования. Предлагаемое расширение платности в общем образовании, в настоящее время значительно менее коммерциализированном (табл. 8), может привести лишь к окончательному распаду общего образование на элитарное и массовое. Деградация последнего с очевидностью вытекает из конкретных положений концепции реформирования образования. Это, в частности, установление лишь минимальных образовательных стандартов, в соответствии с которыми финансирование образования должно осуществляться государством. Причем эти стандарты должны обеспечить "разгрузку" содержания школьного образования при одновременном усилении гуманитарной его ориентированности. Другими словами, качество обучения по таким определяющим конкурентоспособность страны дисциплинам, как математика и естественные науки, в массовой школе неминуемо снизится. В этой связи следует отметить, что одной из целей объявленной в США реформы среднего общего образования является существенное повышение качества подготовки школьников по математике. Главной же целью данной реформы определено выравнивание уровня подготовки учащихся ("No Child Left Behind") (19).

Таблица 12. Соотношение государственных и частных (население) * расходов на образование в РФ, в %

1991

2000

госбюджет население госбюджет население
Все расходы 98 2 84 16

в том числе:

на общее (дошкольное и школьное) образование 98 2 94 6
на высшее и среднее специальное образование 100 0 59 41
Из них на высшее образование 100 0 54 46

* Без учета расходов работодателей

Примечание: показатели таблицы 12 рассчитаны на основе данных об исполнении госбюджета, показателей Госкомстата по объему платных образовательных услуг, численности учащихся в частных школах и обучающихся на платной основе в ССУЗах и вузах, стоимости пребывания детей в дошкольных учреждениях, экспертных оценок стоимости обучения в платных школах и обучающихся на платной основе в ССУЗах и вузах.

"Разгрузка" содержания школьного образования необходима, как считают авторы указанной концепции, в интересах здоровья учащихся. Достаточно распространенным является мнение, что наблюдаемое в последнее время ухудшение состояния здоровья детей школьного возраста, равно как и тот факт, что многие школьники не осваивают сейчас значительную часть содержания преподаваемых им предметов, объясняется исключительно высокой учебной нагрузкой российских школьников. Данное объяснение представляется нам весьма спорным. Ухудшение состояния здоровья детей отражает общую тенденцию ухудшения здоровья населения России, что объясняется, в частности, резким падением доходов и, соответственно, ухудшением условий жизни, в том числе питания, значительной части населения и, в первую очередь, семей с детьми. При этом, как мы уже отмечали выше, данные исследования TIMSS показали, что уровень подготовки российских школьников прямо зависит от уровня материального благосостояния семей. Что же касается учебной нагрузки, то, согласно тому же исследованию TIMSS, средняя величина учебной нагрузки (чистое время уроков за год) в среднем по 38 странам, участвовавшим в этом исследовании, составляла 1022 часа, а в России - 870 часов.

Не менее спорными представляются, в том числе многим экспертам в области образования, и такие новации, предложенные в указанной концепции, как введение единого выпускного экзамена в средних школах и финансирование вузов на основе так называемых государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), или образовательных ваучеров. Насколько нам известно, опыт использования последних ограничивается лишь одним штатом США при финансировании средних школ (20). В финансировании же высшего образования они вообще нигде не применялись.

Примечания
1. Human Development Report 2001.UNDP. New York, 2001.
2. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации - 2001. М., 2002.
3. Болдов О.Н., Иванов В.Н., Розенфельд Б.А., Суворов А.В. Ресурсный потенциал социальной сферы в 90-е годы. Проблемы прогнозирования, 2002, ¦ 1.
4. Федеральная программа "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-05 гг.". (проект) - "Народное образование" , 2001, ¦ 1.
5. Народное хозяйство СССР в 1988 г. - М.,1989. с.53.
6. Trends in Education Access and Financing during the Transition in Central and Eastern Europe - World Bank Technical Paper ¦ 371. Washington,1997. с.52
7. Федеральная программа "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-05 гг." (проект) - Народное образование , 2001, ¦ 1.
8. OECD Database - www1.oecd.org/els/education.
9. Исследование TIMSS. Результаты - Центр оценки качества образования М., 2001.
10. "Поиск", ¦ 38, 22 сентября 2000 г.
11. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации - 2001. М.,2002.
12. Доклад о развитии человеческого потенциала в России - 1999. M.,1999.
13. Рассчитано по: OECD Database - www1.oecd.org/els/education; Россия и страны мира 2000. M.,2001.; Отчет об исполнении государственного бюджета РФ в 2000 г. - www.minfin.ru.
14. Исследование TIMSS. Результаты - Центр оценки качества образования М., 2001.
15. Blue Paper on Education. Washington,2001.
16. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации - 2001. М.,2002.
17. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. - M., 2000.
18. Концепция реформирования российского образования до 2001 г. - M., 2001.
19. Blue Paper on Education. Washington, 2001.
20. Типенко Н.Г. Институциональные преобразования в образовании. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2001.