Адрес: https://polit.ru/article/2002/12/02/611853/


02 декабря 2002, 00:00

Телевидение о и для

- Ирина Анатольевна, в этом году ваш проект стал победителем регионального конкурса - Ярмарки социальных проектов Приволжского федерального округа в номинации "Средства массовой информации как инструмент развития гражданского общества". "Эксперт-студия" это проект для гражданского общества или о гражданском обществе?

- И о, и для, да и вообще "Эксперт-студия" ставит перед собой задачу сама быть частью гражданского общества нашего региона.

Наш проект изначально был задуман как программа, которая освещает проблемы местного сообщества с обязательным привлечением к их обсуждению общественных организаций. В 1998 году мы получили от Фонда "Евразия" грант на осуществление этой идеи. Тогда перед каждым выпуском мы проводили фокус-группу среди лидеров НКО, выясняли для себя, о чем интересно говорить людям, что их действительно волнует, и следовали именно этой тематике. Этого же принципа - обсуждать с представителями общественных организаций тематику и проблематику наших программ - мы придерживаемся и по сей день.

- Конкурентом вашего канала является ГТРК "Самара". У них есть аналогичная программа?

- Аналогичной нет.

- А тот факт, что у СКАТа такая программа есть, на Ваш взгляд, повышает его конкурентоспособность?

- Конечно, и очень существенно. На мой взгляд, эта тема сейчас очень востребована зрительской аудиторией.

Конкуренция среди ток-шоу в нашем регионе достаточно серьезная, но при том, что наша программа никогда не позиционировалась как развлекательная, она на протяжении последних двух с половиной лет имеет устойчиво высокий рейтинг, что говорит о сформированности ее постоянной аудитории, с одной стороны, и просто о смотрибельности программы, с другой. Каждый месяц наша телерадиокомпания заказывает социологические исследования регионального телерынка, поэтому я могу с уверенностью говорить об этом.

- И кто же ваш зритель?

- Наш зритель - человек достаточно взрослый, в основном старше 35 лет, преимущественно женщины, хотя у нас достаточно высокий процент мужской аудитории. Насколько я могу судить по характеру обратной связи, которую мы получаем в виде звонков в студию во время и после программы, наши зрители это достаточно социально активные люди, они реализованы в жизни, и в силу этого их волнует целый комплекс проблем экономических, политических и социальных.

- Таким образом, телевидение служит посредником между гражданами как потребителями услуг неправительственных организаций и собственно этими организациями?

- Да, посредником, организатором диалога. Это и есть функция средств массовой информации, для этого мы и существуем. И сужение наших задач до освещения только действий политической и экономической элиты ведет к тому, что целый ряд важнейших проблем СМИ просто оставляют за бортом и, соответственно, проигрывают, потому что жизнь заведомо гораздо богаче. Поэтому, приглашая к диалогу общественные институты, бизнес-структуры и власть, мы стремимся к тому, чтобы создать возможность для того, чтобы вместе найти некое новое видение социально значимых проблем.

- А сами неправительственные организации? Они же тоже являются частью вашей аудитории и потребителями вашего продукта...

- Да, естественно. Но они не просто потребители, для нас они партнеры. Чтобы идея обрела плоть, она должна быть оформлена во что-то определенное, поэтому мы общаемся с лидерами организаций, которые выражают интересы тех или иных групп населения, и работаем с уже сформулированными ими мнениями и позициями.

За время нашего существования вокруг программы сложился своего рода общественный совет. Он никак не формализован, это просто встречи для обсуждения тех или иных проблем, но для нас такие встречи очень важны.

- Таким образом Вы формируете тематику своей программы?

- Да. Обычно мы собираемся с лидерами НКО и обсуждаем, что важно сейчас, где существуют конфликтные точки или точки роста, к которым стоило бы подключиться, чтобы процесс пошел более активно.

- Судя по всему, Ваша программа представляет собой своего рода центр кристаллизации гражданского общества в регионе?

- Это то, к чему нам бы хотелось стремиться.

- А удается ли вам в рамках обсуждения каких-то сложных, комплексных проблем организовать межсекторное взаимодействие?

- С большей или меньшей степенью успеха - да. Мы стараемся привлекать выразителей разных точек зрения на проблему, чтобы рождалось ее комплексное видение.

Например, недавно у нас прошла программа, посвященная совместному обучению в общеобразовательной школе детей с ограниченными возможностями и так называемых здоровых детей. Это один из принципов реформы образования, поэтому эта проблема сейчас активно обсуждается, причем люди относятся к такой возможности по-разному. В нашей программе принимали участие представители организации инвалидов-колясочников "Десница" (кстати, они тоже вошли в число победителей нынешнего конкурса), представитель городского управления образования и руководители общеобразовательных школ, которые готовы или не готовы по разным причинам принять в свои стены детей-инвалидов. Поскольку у нас прямой эфир, у нас был и живой диалог со зрителями, благодаря возможности интерактивного опроса, мы имеем возможность отслеживать и некие тенденции в рамках своей аудитории, конечно.

Таким образом, мы пытаемся говорить о самых реальных, земных вещах, хотя при желании их можно назвать громким словом - организация межсекторного взаимодействия.

- Трехгодичное существование такой программы как Ваша при устойчиво высоком рейтинге, вероятно, является показателем определенной степени зрелости гражданского общества в Самарской области?

- В общем-то, да. Кроме того, я сужу по опыту занятий по пиару некоммерческих организаций, которые не первый год уже провожу для специалистов по связям с общественностью из третьего сектора. Там я тоже замечаю, что за последние пять лет сектор сильно вырос, он уже сознает себя как некое реальное предприятие, которое может быть успешным, т.е. выстраивать эффективное взаимодействие и с бизнесом, и с властью, при этом выражая общественные интересы.

- У вас бывают конфликтные ситуации с местными властями или с влиятельными бизнес-структурами?

- Конечно, бывают, ведь это жизнь. Но у нашей программы есть принцип - мы не идем на деструктивные конфликты. Если мы критикуем что-то, то делаем это не огульно, а, имея доказательную базу - четко документированную позицию, касательно того, почему мы считаем те или иные действия власти или бизнес-струкрур неприемлемыми.

- Попытки закрыть программу не делались?

- Нет, никогда.

- Вероятно, это тоже показатель осознания властью силы гражданского общества и неприменимости к нему примитивных силовых действий?

- Да, и я думаю, что пока развитие нашего региона в этом отношении происходит нормально, то есть поступательно.

- Сейчас, получив грант, Вы собираетесь каким-то образом развивать свою программу?

- Естественно. Во-первых, мы собираемся ежемесячно проводить специальные выпуски, а перед ними - круглые столы с участием представителей разных секторов общества. Во-вторых, мы предполагаем не оставлять тему, обсудив ее один раз, а продолжать по-журналистски вести ее и дальше. Заявив о той или иной проблеме и о возможных путях ее решения, мы хотим через некоторое время возвращаться к ней, чтобы посмотреть, что же сделано после того, как мы обозначили проблему.

- Специализация Вашей программы сама по себе достаточно редкая, а успех в такой области случается и того реже. Распространяется ли Ваш опыт? Стажируются ли у Вас социальные журналисты с других каналов или из других регионов?

- Нет, но у нас постоянно проходят стажировку студенты журфака Самарского педагогического университета.

- К сожалению, из опыта хорошо известно, что может существовать очень хорошая программа, но в этом заслуга исключительно тех людей, которые ее делают...

- ... и может не существовать местного профессионального журналистского сообщества?

- Да, именно так.

- Я думаю, что это проблема не только Самарской области - это проблема сегодняшней журналистики вообще. Я в этом отношении пессимист. Того качественного роста, который происходит сейчас в сфере некоммерческих организаций, в сегодняшней журналистике, к сожалению, пока не заметно. На мой взгляд, мы еще пока проживаем ситуацию массовой депрофессионализации.

- Но Вы ведь сами сказали, что существование Вашей программы приносит реальную выгоду каналу. И в то же время этот успех остается недоосознанным и недооцененным в профессиональном сообществе?

- К сожалению, да. Медиа-сообщество, на мой взгляд, пока еще не начало выходить из периода кризиса. Как профессиональная корпорация мы все еще путаемся в понятиях, в целях, которые перед собой ставим, и в значительной степени все еще занимаемся пока не тем, чем стоило бы заниматься.

- Чем же, на Ваш взгляд, стоило бы?

- Стоило бы развивать профессиональные ассоциации, стоило бы больше учиться v методологии журналистской работы и конкретным методикам, учиться друг у друга v больше обмениваться профессиональным опытом. Стоило бы общаться с другом не только друг внутри своего региона, но и на межрегиональном уровне v чтобы не питать иллюзий, что все в этом мире начинается с тебя и ты первооткрыватель. Стоило бы попытаться выработать философию своей профессиональной корпорации. Именно выработать, а не сделать кальку с уже существующих образцов. Стоило бы в рамках, обозначенных для нас обстоятельствами нашей социальной жизни, заниматься журналистикой, а не пиаром. Хотя бы время от времени. И тем самым немного раздвигать рамки свободы внутри нашего профессионального пространства.