Адрес: https://polit.ru/article/2003/02/25/584878/


25 февраля 2003, 17:13

Заключение авторов Закона «О борьбе с терроризмом» по делу «Норд-Ост»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА



ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ



2000-2003



14 февраля 2003 г. ¦ МАВ-49



Центральное адвокатское бюро

Москва, Волоколамское ш., д. 15/22

Адвокату И.Л.Трунову



Уважаемым Игорь Леонидович!



На Ваш адвокатский запрос о некоторых нормах Федерального закона "О борьбе с терроризмом" считаем необходимым сообщить следующее.

Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" (далее - Закон) принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации, подписан Президентом Российской Федерации и официально опубликован в июле 1998 года.

Как сказано в его преамбуле. "Настоящий Федеральный закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности и должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии г раждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом".

В настоящей справке затрагивается только один аспект рассматриваемого Закона право граждан, которым в результате террористической акции причинен какой-либо вред, на возмещение этого вреда.

Статьей 17 Закона устанавливается право граждан на возмещение вреда, причиненною в результате террористической акции.

Частью первой названной статьи установлено, что "возмещение вреда, причиненною в результате террористической акции, производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого совершена эта террористическая акция, с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда

Раскроем несколько понятий, содержащихся в этой норме, с целью разъяснения того, какой смысл был в них заложен при разработке и принятии чакона.

Начнем с понятия "террористическая акция", ибо в статье 17 говорится о вреде. причиненном именно в результате ее совершения.

Сделано немало попыток подменить содержание этого понятия совсем другим понятием, содержащимся в статье 205 Уголовного кодекса - "терроризм".

Но даже при такой подмене не учитывается, что Закон содержит самостоятельное определение понятия "терроризм", не совпадающее с одноименным понятием, содержащемся в Уголовном кодексе.

А не совпадают они потому, что эти два закона преследуют разные цели.

Одной из главных целей Закона является описание терроризма как явления общественной жизни, явления, с которым надо бороться не только путем наказания за совершенные деяния, но и - главным образом - путем предотвращения этих деяний.

Но предотвратить такие деяния, к великому сожалению, не всегда получается - в силу самых разных причин.

Второй главной целью Закона является установление правил, по которым производится пресечение совершаемого террористического деяния.

А теперь процитируем Закон, его статью 3.

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

терроризм - насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам,..."

И далее в этой же статье:

"террористическая акция - непосредственное совершение преступления террористического характера в форме взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ; уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захвата заложников, похищения человека; создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространения угроз в любой форме и любыми средствами; иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий;"

Как видим, Законом предусмотрено немало видов деяний, которые являются террористической акцией, но только малая часть этих деяний может попасть под действие статьи 205 Уголовного кодекса.

Иначе говоря, определенная в Законе "террористическая акция" - понятие, которое, во-первых, не совпадает по названию с понятием, определенным статьей 205 УК, и во-вторых, гораздо шире его по содержанию. При этом следует особо обратить внимание на то обстоятельство, что в определении понятия "террористическая акция" полностью отсутствует то, что в уголовном праве называется субъектом преступления и его субъективной стороной (ибо "совершение преступления" как раз и не включает в себя ни субъект, ни субъективную сторону преступления).

Таким образом, чтобы установить факт совершения террористической акции, достаточно установить объективную сторону и объект. Причем следует иметь в виду, что преступления террористического характера - это всегда преступления как минимум с двумя объектами. И основным из этих объектов, как раз тем, который придает преступлению террористический характер, является функционирование государственной власти (в этом случае осуществляется противоправное воздействие на какой-либо государственный орган с целью принятия выгодного террористам решения, как было, например, на Дубровке) и (или) общественное спокойствие и безопасность (в этом случае производится нагнетание страха на общество, как, например, взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске).

Повторим мысль, высказанную выше.

Одной из главных целей Закона является установление правил, по которым производится пресечение совершаемого террористического деяния, которое в законе носит название террористической акции.

А коль скоро такое деяние совершается, то при этом неизбежно причиняется вред какому-то кругу граждан[1] и организаций[2] .

Никакому сомнению не подлежит, что возмещение вреда, причиненного террористической акцией, должно осуществляться в конечном итоге за счет лиц, совершивших эту акцию.

Но... При разработке Закона со всей остротой встал вопрос: если с террористами будут судиться сами граждане, пострадавшие от акции, то как скоро они получат возмещение? Ответ на этот вопрос более чем очевиден.

Есть и еще один вопрос, относящийся, наверно, не столько к праву, сколько к морали.

Человек, оказавшийся жертвой террористической акции, попадает в это положение совершенно непредсказуемо. На Руси давно говорят "От сумы не зарекайся". Любой из нас от этого не застрахован. Соответствует ли традициям российского общества, да и вообще принципам человечности, оставить пострадавшего фактически один на один с постигшей его бедой?

А вот организация, в отличие от гражданина, в состоянии сама судиться с террористами, ибо организация может подобрать представителя, который не был пострадавшим от террористической акции.

В результате неоднократных обсуждений этих вопросов в рабочей группе была выработана следующая схема.

Граждане (только граждане, не организации!), пострадавшие от террористической акции, должны получить достаточно быструю помощь от общества. А уже общество, оказав помощь, приобретает право потребовать с террористов компенсации понесенных им, обществом, расходов.

При этом помощь должна состоять из двух частей.

Первой частью должна быть, если можно так сказать, "скорая помощь", помощь людям в лечении после перенесенного стресса (лечении в самом широком смысле этого слова, включая социальную и психологическую адаптацию). Эта часть помощи предусматривается статьей 18 Закона.

А второй частью помощи должно быть возмещение вреда, причиненного террористической акцией. Возмещение любого и всякого вреда (физического, морального и материального)! Ибо люди, пострадавшие от террористической акции, виноваты в том, что они пострадали, ровно настолько же, как и все окружающие их - то есть в том, что они пострадали, виновато всё общество, допустившее совершение этой акции. Или всё общество невиновно. И соответственно отвечать материально должно всё общество. Все члены общества!

Этот механизм, кроме всего прочего, соответствует вековым традициям России, да и, наверно, всего человечества. Издавна во всем мире принято "всем миром" помогать, например, погорельцам.

А инструментом общества является государство, основной функцией которого, как метко заметил В.В.Путин, является "оказание услуг населению". Именно государство от имени общества должно взять на себя бремя помощи пострадавшим, получив право взыскать понесенные расходы с террористов.

Итак, было решено, что возмещение вреда пострадавшим от террористической акции должно производиться за счет бюджетных средств, с последующим возмещением бюджету понесенных расходов, в том числе и за счет средств, конфискованных в рамках борьбы с финансированием терроризма.

Следующий вопрос, который стал перед разработчиками закона: за счет средств какого бюджета должно производиться возмещение вреда - за счет федерального бюджета или за счет бюджета субъекта Российской Федерации?

Это вопрос для человека, живущего в Москве (и в Московской области), является совершенно непринципиальным. В любом случае ему надо обращаться в государственные органы, находящиеся в Москве. А каково обращаться в Москву человеку, живущему, скажем, во Владикавказе?

Именно поэтому было решено, что основным субъектом, оказывающим помощь гражданам Российской Федерации, является субъект Российской Федерации.

А вот помощь иностранным гражданам оказывается за счет федерального бюджета. Так сделано потому, что иностранному гражданину как раз проще обращаться к федеральным властям.

Весь этот механизм описан в статье 17 принятого Закона.

А теперь несколько слов о чисто юридической стороне вопроса, о тех нормах права, на которых основывалось такое решение.

Первое. Конституцией Российской Федерации установлено, что "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства" (статья 2); "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием" (статья 18); "Права потерпевших от преступлений охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба" (статья 52).

Вряд ли кто сможет поставить под сомнение, что содержание статьи 17 (как и статьи 18) полностью соответствует указанным критериям.

Второе. Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Именно таким лицом в соответствии со статьей 17 и является субъект Российской Федерации. А возместив вред, в соответствии со статьей 1081 Гражданского кодекса субъект Российской Федерации приобретает право ре-грессного требования к лицам, этот вред причинившим. Таким образом, возмещение вреда, причиненного террористической акцией, производится в конечном итоге за счет террористов. Происходит нечто близкое к тому, что бывает в случае выплаты страхового возмещения, например, при поджоге дома - страховая организация выплачивает деньги потерпевшему, а потом уже сама взыскивает компенсацию с виновного. Иначе говоря, бюджет здесь выступает в некотором роде в роли страховой организации, а в роли страхового взноса выступают наши с вами налоги.

Полагаем необходимым особо отметить следующее.

При подготовке закона ко второму чтению в Государственную Думу поступали предложения о том, чтобы из статьи 17 (в принятой в первом чтении редакции Закона это была статья 19) исключить упоминание о федеральном бюджете и возложить полностью бремя возмещения вреда пострадавшим на бюджеты субъектов Российской Федерации. Одним из авторов такого предложения был член Совета Федерации В.М.Платонов, возглавлявший в то время один из Комитетов Совета Федерации. Однако это предложение после его рассмотрения было депутатами Государственной Думы отклонено.

Коротко подведем итог всему сказанному.

1. Согласно Федеральному чакону "О борьбе с терроризмом" гражданин Российской Федерации, пострадавший от террористической акции, приобретает право на полное возмещение вреда, причиненного ему этой акцией, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого эта акция произошла. Это право возникаем в силу прямого указания на это в статье 17 названного Закона, что соответствует правилу, установленному Гражданским кодексом Российской Федерации, его статье 106-1.

2. В законе сказано не "возмещение ущерба", а "возмещение вреда", то есть речь идем о всяком вреде, предусмотренном Гражданским кодексом (глава 59), как материальном, так и моральном.

3. Субъект Российской Федерации, возместивший гражданину причиненный террористической акцией вред, в соответствии со статьей 1081 Гражданского кодекса приобретает право регрессного требования к лицам, этот вред причинившим.

Таким образом, возмещение вреда, причиненного террористической акцией, производится в конечном итоге за счет террористов. Иначе говоря, субъект Российской Федерации в этих правоотношениях выступает в качестве органа, помогающего гражданину реализовать его права, что полностью соответствует как букве, так и духу Конституции Российской Федерации и не только ей, а всем международным актам, касающимся борьбы с терроризмом.







Члены рабочей группы



А.В.Митрофанов,

депутат Государственной Думы 1-го, 2-го и 3-го созывов,

Председатель Комитета по вопросам геополитики Государственной Думы 2-го созыва,

автор законодательной инициативы,

руководитель рабочей группы;



В.В.Полианчик,

советник аппарата Комитета по государственному строительству Государственной Думы 3-го созыва,

консультант аппарата Комитета по вопросам геополитики Государственной Думы 2-го созыва,

доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса юридического факультета Московского Государственного Открытого Университета;



С.А.Чуркин,

заместитель начальника отдела аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации,

депутат Государственной Думы 1-го созыва,

магистр делового администрирования,

инициатор разработки Закона.



--------------------------------------------------------------------------------



[1] Все предусмотренные законом (глава 59 Гражданского кодекса) разновидности вреда - как материальный (нанесение ущерба имуществу, утрата доходов, потеря кормильца, возникновение необходимости оплаты лечения и др.), так и моральный в обоих его разновидностях (физические страдания и нравственные страдания)

[2] Организациям может быть нанесен только материальный вред

=