29 марта 2024, пятница, 02:33
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

30 апреля 2003, 03:41

Слабоуправляемая демократия

От города Норильска подтверждения общероссийских реалий обычно не ждут v слишком уж он по многим статьям особенный: стоит посреди автономного округа, но к округу не относится, на своих налоговых отчислениях «тащит» половину Красноярского края (руководители которого панически боятся выпустить город из краевого подчинения), да и вообще в тундре все обычно проще. Но Заполярье показало, что в российских выборах «просто» не бывает уже почти ничего v даже провести выборы по корпоративным правилам.

Начало было в общем-то обычным: «охота за лидером» в стиле «а ля Руцкой» v снятие кандидата, набравшего в первом туре 47% голосов. Мол, порастратился больше, чем положено на кампанию. Как сказали знающие люди уже post factum, имел бы грамотных юристов v остался бы в бюллетенях. Но это говорить и легко, и поздно. Сняли профсоюзного лидера Валерия Мельникова совершенно «чисто», более чем за пять дней до голосования, как того и требует федеральный закон. Второй тур был назначен на 4 мая. ЦИК успел услужливо объяснить, что в законе речь идет о пяти календарных, а не рабочих днях, так что праздники не помеха.

А вот то, что произошло дальше, в правила игры «Сними Руцкого» уже едва ли вписывается. По очереди сняли свои кандидатуры занявший второе место v по итогам первого тура, за ним v обладатель третьего места. В итоге остался один соискатель мэрского кресла v по иронии судьбы, представитель правозащитников, то есть группы, жарче других противящейся безальтернативным выборам. Вскоре снялся и он. Тогда-то окончательно стало ясно, что впереди выборы «дубль два». Впрочем, у четвертого, как и у третьего кандидата, выбора не было: в первом туре на третье место с 15% голосов вышел кандидат «против всех», в неравной борьбе с которым любой из «остаточных» кандидатов проиграл бы.

Другое дело v ближайший преследователь Мельникова, председатель горсовета Сергей Шмаков. Объясняя свое решение выйти из предвыборной борьбы, он употребил вполне рыцарское: «хотел бы победить в честной борьбе». Интересно, что в первых же комментариях эти его слова остались практически незамеченными: аналитикам непременно хотелось посмотреть поверх них и увидеть, кто же на самом деле чего хотел. Добровольный уход Шмакова виделся, в частности, «финтом» губернатора Красноярского края Александра Хлопонина, который якобы и стоит за снятием Мельникова. На этой ниве недостатков в версиях не будет, поскольку Красноярский край v едва ли не самый сложный по политэкономической конструкции регион России. Однако гораздо важнее вопрос не о том, кто именно v сам Шмаков или «Хлопоша-хороший» v стал автором норильского демарша, а что, точнее v страх перед чем, стало его истинной причиной.

«Сценариев страха», действительно, довольно много. Инициаторы судебной атаки на Мельникова могли просто не желать разрастания скандала и ради этого объявить «фальстарт». Могли они увидеть на горизонте и весьма неприятную правовую коллизию. Хотя сняли Мельникова с точки зрения действующего законодательства «чин чинарем», но этот маневр не вполне в согласии с постановлением Конституционного суда от 11 июня 2002 года. Тогда КС решил: «Если отменена регистрация кандидата, который на общих выборах получил весьма значительный по сравнению с другими кандидатами процент голосов избирателей, то проведение повторного голосования ставит под сомнение легитимность выборов. Поэтому федеральному законодателю надлежит применительно к таким случаям урегулировать вопрос о назначении новых выборов, исходя из указанного конституционно-правового критерия». «Урегулирован» вопрос так и не был, но определение КС само по себе уже могло бы вызвать неприятности или, по крайней мере, сомнения в легитимности выборов, если бы Шмаков шел «до победного».

Хотя, с другой стороны, никем не доказано, что хоть какая-то правовая коллизия у нас непрошибаема для административного ресурса. А коль так, «сценарий страха» возможен принципиально иной: страх носителей «ресурса» перед этим самым «ресурсом», способным в какой-то момент проглотить и их самих. Отсюда вместо новорусской готовности всех и вся «доехать» v желание хотя бы внешне сохранить демократические приличия и выигрывать выборы хоть в какой-то мере «красиво». Если последний сценарий верен, то получается, что в одном из самых олигархических регионов РФ зарождаются тенденции, олигархии по определению чуждые.

Пройдет еще время, прежде чем «выборный туман» рассеется и появится какая-то надежда понять, что именно произошло и почему. Но уже сейчас можно сказать, что фактически управляющей Норильском корпорации не удалось спланировать и согласно плану провести выборы. Возможно, сказалась излишняя уверенность в успехе. Может быть, между всеми участниками процесса (даже играющими на одной стороне) не было внятного, пусть и безмолвного, договора о правилах, по которым проводятся выборы мэра. Неожиданно выяснилось, что даже невразумительной имитации демократического процесса достаточно, чтобы система корпоративного управления дала сбой. Герой, нарушивший спокойствие корпорации, Валерий Мельников, далек от идеала, результаты повторных выборов могут быть самыми разными. Однако вдруг открывшаяся сопротивляемость электорального материала внушает некоторые надежды.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.