Адрес: https://polit.ru/article/2003/05/07/617647/


07 мая 2003, 00:04

Стоит ли рубить бизнес-щупальца у государства

По обывательским ощущениям, в России уже все давно частное. Что не распродано на чековых и залоговых аукционах, то реализовано по программам приватизации, или, на худой конец, прошло процедуру акционирования. От государственной же собственности остались только рожки да ножки. Однако это ощущение, постоянно подпитываемое частью оппозиционной риторики, не соответствует действительности. Государственный сектор жив и продолжает активно развиваться. На месте акционированных и приватизированных предприятий возникают новые, с иголочки, ГУПы и бюджетные организации, численность госслужащих неуклонно растет, а либеральные министры с удивлением обнаруживают, что доля госсектора в экономике никак не хочет опускаться ниже 50%. Сделав для себя столь неприятное открытие, они изо всех сил пытаются спасти положение. Причем единственно известным им способом v продолжая приватизацию, да еще ускоренными темпами. Министерство государственного имущества уже подготовило проект, по которому из 10 тыс. ГУПов 7,5 тыс. должно быть отданы в частные руки, а из 40 тыс. бюджетных организаций свое существование в государственном качестве прекратят 15 тыс.

Этот проект распродажи госсобственности выглядит не менее масштабным, чем чековая приватизация 1992-1994 годов. И не только по количеству приватизируемых объектов, но и по объему решаемых задач. Кроме благого дела сужения государственного сектора экономики и расширения сектора рыночного, данный проект призван увеличить доходы бюджета и снизить его расходы, а также, что представляется самым главным, привести в соответствие функции органов государственной власти и количество имущества, необходимого для исполнения этих функций. Российские органы власти, по мысли авторов проекта, должны наконец-то научиться играть ту же роль, что и в западных демократиях: не заниматься бизнесом, как это у нас сейчас происходит v бизнесом пусть лучше занимаются сами избиратели, v а только отстаивать их интересы. Для это же, понятное дело, больших материальных фондов не требуется.

Всплеск интереса к государственным предприятиям произошел не более года назад. До этого об их существовании мало кто задумывался, так как, по общераспространенному мнению, существовать они могут только в депрессивных секторах экономики вроде жилищно-коммунального хозяйства и оборонной промышленности. Но они сами внезапно заявили о себе в полный голос.

Наиболее известным ГУПом, который сразу приковал к себе внимание общественности, стал, разумеется, «Росспиртпром». Его борьба за возвращение в госсобственность полуприватизированных спиртовых и ликероводочных заводов, а также хорошо известных советских водочных брэндов, постоянно освещалась российской прессой. При этом как о само собой разумеющемся сообщалось, что сам ГУП находится в подчинении Министерства сельского хозяйства и продовольствия. То есть орган исполнительной власти - министерство - занимается бизнесом, используя для защиты от конкурентов другие органы госвласти v прокуратуру, милицию и т. п.

История с «Росспиртпромом», приковав к себе общественное внимание, сделала тему государственных предприятий актуальной. Сразу стало известно, что этих самых госпредприятий у нас хоть пруд пруди. Они есть у дипломатов (ГлавУПДК), нефтяников, связистов, аграриев, медиков и т.п. Причем федеральным уровнем распространение ГУПов не ограничивается v субъекты Федерации и местные органы власти продолжают руководить большим массивом собственности, ничуть не помышляя о ее распродаже.

Чем же вызван этот, достаточно неожиданный, ренессанс государственного сектора? Расчет на то, что прибыль, созданная в экспортных отраслях, перетечет в другие сектора экономики и стимулирует тем самым их подъем, оказался пока не состоятельным. Экспортеры замкнулись в себе, вкладывая барыши или в собственное развитие, или на депозиты в западных банках. В результате, не получая инвестиций, многие отрасли российской экономики, работающие на внутренний спрос, не могут развиваться v модернизировать старые производства и создавать новые.

Но свято место пусто не бывает. Закон рынка прост: если потребности возникают, находится тот, кто их будет удовлетворять. В те ниши, куда отказываются заглядывать богатые владельцы природных ресурсов, устремляются не столь избалованные государственные структуры. И вот, федеральные министры и главы областных администраций начинают заниматься делом, как бы не свойственным им в рыночной экономике v создавать новые предприятия. То есть функцию инноватора, предпринимателя, которая считается классической функцией капиталиста, у нас снова начинает выполнять государственный чиновник. Ситуация традиционная для истории отечественной экономики v от Алексея Михайловича и Петра Первого до многих предприятий, работавших под шефством министерств и ведомств в предреволюционную эпоху.

Хотя госслужащие при этом и занимаются не своим делом, получается это у них пока неплохо. От лицезрения того, какие товары и услуги предлагают ГУПы, просто-таки глаза разбегаются. Причем, мы имеем в виду совсем даже не только водку. Огромное количество товаров v от рабочих перчаток до медицинских инструментов производят именно ГУПы, а не частные предприятия. Причем, как раз на заводах оборонной промышленности v в самом что ни на есть депрессивном секторе российского хозяйства. А есть еще и услуги- И эта хозяйственная активность особенно заметна на фоне примитивного существования многих частных предприятий по схеме: экспорт сырья - импорт потребительских товаров.

Конечно, можно, как это обычно делается, кивать на слабость отечественной банковской системы, которая еще не оправилась от кризиса 1998 года (хотя прошло уже четыре года), и поэтому не справляется с ролью посредника на рынке капиталов. Или указать на индивидуальную специфику поведения газовых королей и нефтяных баронов, ведущих себя как собака на сене. Но в любом случае, результат один: кто-то купается в деньгах, а кто-то сидит на голодном пайке.

Может быть, в обыденной жизни такое и возможно, но вот в экономике, которая является системой сообщающихся сосудов, долго так продолжаться не может. И если вы не желаете расстаться с деньгами добровольно v временно и под разумный процент v вам придется потерять их навсегда, и без процентов. Если в стране плохо работает банковская система, это поощряет развитие налогово-бюджетного механизма. Иначе говоря, в роли посредника на рынке капиталов у нас сейчас выступают не коммерческие банки, а федеральное казначейство, которое и выжимает с помощью налогового пресса ресурсы из сверхприбыльных секторов для отраслей, испытывающих дефицит в средствах. И хотя рост внимания к налоговому обложению у нас подается как вынужденная мера, связанная с большой социальной и долговой нагрузкой на государство, можно с уверенностью сказать, что изъятые у олигархов допдоходы идут не только на пенсии и пособия, но и на финансирование деятельности госпредприятий. А что еще остается делать Министерству финансов, раз они решают задачи, от которых частный сектор с презрением отворачивается?!

Так что, нам остается только пожелать удачи новому приватизационному проекту, ибо именно ее-то ему и будет не хватать. Ведь даже если одни госпредприятия приватизируют, вместо них тут же появятся новые.