29 марта 2024, пятница, 02:21
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

30 мая 2003, 13:31

Связь между датами рождения и смерти в популяции г. Киева

При анализе выборки из 102265 умерших в Киеве в течение 1990v2000=гг., у лиц, проживших более 60 лет, выявлен «эффект дня рождения»=? увеличение уровня смертности в день рождения (ДР) (для мужчин=? на 44,4% и для женщин=? на 36,2%) по сравнению со среднесуточным уровнем для индивидуального годичного цикла (ИГЦ). Продемонстрирована зависимость уровня смертности от месяца ИГЦ: наибольшим он был в первый и последний месяцы. «Эффект ДР» установлен для главных причин смерти: злокачественных новообразований, сосудистых (кардиологических и цереброваскулярных) заболеваний, а также несчастных случаев и самоубийств. Показано, что выявленный эффект не может объясняться психологическими или поведенческими изменениями, связанными с ДР. Высказывается предположение, что «эффект ДР» связан с импринтированием «стресса рождения» в структуре биологических ритмов организма, что может приводить к периодическим изменениям жизнеспособности на протяжении ИГЦ. В ряде демографических исследований обнаружен феномен превышения уровня смертности в день рождения (ДР), а также на протяжении короткого периода до и/или после него по сравнению со средним уровнем смертности в остальные дни года. Так, при анализе выборки, насчитывающией 2745149 человек, установлено, что пик смертности женщин приходился на неделю, следующую за ДР [17]; уровень смертности в неделю, предшествующую ДР, напротив, был снижен по сравнению со средненедельным уровнем для всего года. Пик смертности мужчин приходился на дни перед ДР. Анализ полученных данных позволил авторам сделать заключение, что эти различия не зависят от сезонных колебаний уровня смертности, ошибок в свидетельствах о смерти, отсрочки хирургических вмешательств или поведенческих изменений, связанных с ДР [17]. J.Bovet и соавт. [12], изучая данные о смертности жителей Швейцарии, умерших в период с 1 января 1969 по 31 декабря 1992=г. (N=12275033), обнаружили, что ее уровень в ДР на 17% превышал среднесуточный для всего года, причем этот эффект был более выражен для лиц, проживших свыше 80 лет.

Некоторые авторы высказывают мнение, что «эффект ДР» является артефактом, связанным с особенностями формирования выборок и использованных расчетных процедур. Например, анализ данных о смертности людей в возрасте 75 лет и старше в Англии и Уэльсе продемонстрировал, что на протяжении 4 мес после ДР уровень смертности был повышен по сравнению со среднегодовым. По мнению автора, этот эффект мог быть следствием психоэмоционального «стресса ДР» [9], однако в дальнейшем было высказано предположение, что результат Алдерсона не связан со «стрессом ДР», а объясняется некоторыми особенностями расчетной процедуры, использованной автором [18]. M.C. Angermeyer и соавт. [10], изучая биографии известных людей, не обнаружили каких-либо отличий уровня смертности как до, так и после ДР от его среднегодовых значений и, соответственно, каких-либо подтверждений как гипотезы »падения смертности» («death-dip» hypotheses) перед ДР, так и гипотезы повышения смертности вследствие «стресса ДР» («birthday stress») после ДР. Поскольку наиболее очевидным объяснением «эффекта ДР» является его возможная связь с психоэмоциональным стрессом, вызванным переходом в новую (в данном контексте=? худшую) возрастную категорию, наиболее часто предпринимались попытки изучения ассоциаций между датами рождения и смертностью вследствие самоубийств. Такая взаимосвязь действительно была обнаружена [11], однако в последующих работах [15, 16, 20], посвященных проверке этого предположения, ее наличие не подтвердилось.

Представленная работа посвящена изучению «эффекта ДР», выявленного при ретроспективном анализе смертности жителей Киева, умерших в период 1990v2000=гг.

Материал и методы. Данные о датах рождения и смерти, поле и причинах смерти людей, были получены из архивов ЗАГСов 5 районов Киева (Шевченковском, Радянском, Подольском, Минском и Печерском), а также ЗАГСа=г. Вышгорода (Киевская область). Исследуемая выборка включала в себя данные по 104324 лицам (53020 мужчин и 51304 женщин), родившимся в период 1884v2000=гг. и умершим в период 1990v2000=гг. Поскольку включение в исследуемую выборку случаев детской смертности (до 1 года) могло исказить изучаемые закономерности, лица, умершие в этом возрасте, были исключены из базы данных. После процедуры исключения выборка насчитывала 102265 чел. (51863 мужчин и 50 402 женщин).

Все лица, включенные в выборку, были подразделены на группы в зависимости от основных причин смерти: заболевания органов кровообращения (ЗОК), злокачественные новообразования (ЗН), несчастные случаи/самоубийства (НС/С), инфекционные заболевания (ИЗ), заболевания органов дыхания (ЗОД), заболевания органов пищеварения (ЗОП), заболевания мочеполовой системы (ЗМС), заболевания нервной системы (ЗНС), другие причины (ДП).

С помощью программ на основе пакета «STATISTICA 5,0», для каждого индивида были определены возраст смерти (в сутках), а также количество дней, прожитых после последнего ДР. В том случае, если рождение человека приходилось на високосный год и 366-й день этого года попадал в отрезок времени между датами рождения и смерти, его добавляли к количеству дней, прожитых человеком после последнего ДР (эту расчетную процедуру осуществляли с помощью программы на основе пакета «MAT«AB 6,0»). Учитывая фактор «високосности», при расчете среднесуточного количества умерших для всего индивидуального года (ИГ)=? (времени от одного ДР до следующего) общее количество умерших делили на 365,25. При определении количества лиц, умерших в разные месяцы ИГ, каждый из 11 первых «условных месяцев» включал в себя по 30=сут, а последний, 12-й=? 36. Поскольку этот месяц включал в себя 366-й («високосный») день ИГ, количество лиц, умерших в этот день, умножали на 4. Данные по количеству лиц, умерших в разные месяцы ИГ, стандартизовали, определяя долю (%) лиц, умерших в отдельные месяцы ИГ, от их общего количества в данной возрастно-половой группе. Эту же процедуру (деление на количество людей в данной группе) осуществляли и с величинами стандартных ошибок.

Статистическую значимость отклонений количества лиц, умерших в ДР, от ожидаемых (среднесуточных для всего ИГ) значений определяли с помощью критерия c2, Сопоставление среднемесячных значений количества умерших осуществляли при помощи t-критерия Стьюдента. Зависимость уровня смертности от месяца ИГ проанализирована с помощью однофакторного дисперсионного анализа (независимая переменная=? месяцы ИГ). Относительные риски смерти от отдельных причин в разные месяцы ИГ рассчитывали как отношение рисков (доли умерших) в данные месяцы ИГ к ожидаемым (на основании предположения о равной вероятности смерти от данной причины в каждом из месяцев ИГ) рискам.

Результаты и их обсуждение. Обнаружено существенное превышение количества умерших в ДР (205 мужчин и 188 женщин) по сравнению с ожидаемыми (среднесуточными для всего индивидуального годичного цикла=? ИГЦ) значениями для мужчин (142=чел.) и женщин (138=чел.)=? на 44,4% (c2=11,48, P<0,001) и 36,2% (c2=7,69, P<0,01), соответственно.

Изменения количества умерших в разные месяцы ИГ как у мужчин, так и у женщин, имели сходный «синусоидальный» характер с приблизительно полугодичным периодом (рис.1): пики смертности у мужчин и женщин приходились на конец и начало ИГ (1-й и 12-й мес.), а также на середину ИГ (6-й мес. у мужчин и 8-й=? у женщин). Однофакторный дисперсионный анализ показал, что уровень смертности в значительной степени зависел от месяца ИГ (мужчины: F=2,08, P<0,05; женщины: F=1,85, P<0,05). Особенно выраженным было увеличение смертности в месяцы перед и после ДР. Если в остальные (2v11-й) месяцы ИГ в среднем в сутки умирало (140,8»0,7) мужчин и (136,9»0,7) женщин, то среднесуточное количество мужчин, умерших в последний месяц перед ДР, составило 144,9»2,2 (по сравнению со среднесуточным количеством умерших для 2v11 мес. t=1,81, P<0,05), а в первый месяц после ДР=? 149,7»3,3 (t=2,65, P<0,01); для женщин аналогичные показатели составили 142,6»2,3 (t=2,25, P<0,05) и 143,1»2,7 (t=2,35, P<0,01).

Рис. 1. Доля лиц, умерших в разные месяцы ИГЦ:
темные кружки - мужчины, светлые - женщины
.



Большинство авторов связывают увеличение уровня смертности в периоды, примыкающие к ДР, с последствиями психоэмоционального стресса, например с «эффектом несбывшихся ожиданий» («broken-promise effect») [13], либо с бытовыми причинами (последствями праздничного застолья и т. д.). В подобном случае пики смертности должны прихолиться и на праздничные дни календарного года [13], что и было выявлено в изученной нами выборке. Например, смертность мужчин в день Нового года превышала среднесуточный уровень смертности для всего года на 31,7%, а женщин=? на 27,5%. Однако обнаруженное увеличение смертности не только после, но и до ДР свидетельствует о том, что выявленный «эффект ДР» не может быть следствием исключительно бытовых причин (например, неумеренного потребления алкоголя): в последнем случае смертность увеличивалась бы только после ДР.

Анализ данных, проведенный в когортах лиц, проживших менее и более 60 лет (рис.2-3), показал, что «эффект ДР» отсутствует у лиц, умерших до 60-летнего возраста (мужчины: F=0,87, P>0,05; женщины: F=0,57, P>0,05) и четко выражен у людей, проживших более 60 лет (мужчины: F=2,31, P<0,01; женщины: F=2,40, P<0,01). Это также может свидетельствовать о том, что данный эффект не обусловлен исключительно психологическими или «бытовыми» причинами (поскольку они приблизительно одинаково значимы как в молодом, так и в преклонном возрасте). Проявление данного эффекта только в старших возрастных группах дает возможность полагать, что он определяется факторами эндогенной природы и имеет непосредственное отношение к процессу старения.

Рис. 2-3. Доля лиц, умерших в возрасте до и после 60 лет, в разные месяцы ИГЦ:
темные кружки - мужчины, светлые - женщины
.

< 60 (22388 мужчин и 9246 женщин) > 60 (29475 мужчин и 41156 женщин)


Кроме того, если бы увеличение уровня смертности «вблизи» дат рождения людей было обусловлено исключительно бытовыми или психологическими причинами, то «эффект ДР» проявлялся бы прежде всего в связи со смертностью от самоубийств и несчастных случаев [11, 13]. Мы действительно обнаружили увеличение риска смерти от этой причины в первый месяц после ДР (таблица), однако, поскольку с ней связано только небольшое количество смертей (13,3% мужчин и 4,4% женщин), объяснить только этим приростом обнаруженный эффект невозможно. К тому же, повышение уровня смертности «вблизи» ДР было выявлено не только в отношении смертности от этой причины, но и в отношении других причин смерти (см. табл.).

Анализ полученных данных позволяет предположить, что вероятной причиной «эффекта ДР» могут быть изменения уровня здоровья и стресс-реактивности людей на протяжении ИГЦ. В ряде исследований продемонстрировано, что значения этих показателей на протяжении ИГЦ могут подвергаться периодическим колебаниям. Так, в работе Н.А.Барбараш и М.В.Чичиленко [1], в которой изучены изменения работоспособности, стресс-реактивности, иммунитета, биологического возраста и значений интегрального показателя здоровья в различные месяцы и триместры ИГЦ у 157 практически здоровых студентов, показано, что наиболее благоприятным для здоровья юношей является второй триместр ИГЦ, а для девушек=? первый. Как для юношей, так и для девушек, наиболее неблагоприятным периодом ИГЦ оказался его четвертый триместр. Продемонстрировано, что от периода ИГЦ зависят предрасположенность к определенным заболеваниям и смертность людей [3, 7]. Так, в 12 месяце ИГЦ, т.е. в течение месяца, предшествующего ДР, на 70% увеличивается частота смертельных исходов инфаркта миокарда по сравнению со средними показателями 1v11 месяцев [8].

Для объяснения выявленных периодических колебаний значений показателей здоровья и стресс-реактивности предложена «импринтинговая гипотеза» [1, 3], в соответствии с которой в постэмбриональной жизни человека происходит ежегодное повторение состояния повышенной стрессорной готовности, впервые реализующейся на последних этапах эмбриогенеза, в процессе родов и в раннем постнатальном периоде [14]. С импринтингом «стресса рождения» некоторые авторы связывают и выявленную в популяциях разных стран тенденцию к совпадению у девушек месяцев менархе с месяцами рождения [19].

Предполагается, что «стресс рождения» может запечатлеваться в структуре присущих организму биологических ритмов [5]. Поскольку известно, что периодические изменения факторов среды обитания играют важнейшую роль в синхронизации биологических осцилляторов и являются времязадателем (zeitgeber) эндогенных биологических ритмов [2, 4], ежегодное воспроизведение в ходе смены сезонов условий, сопровождавших рождение человека, может вызывать в организме каскад реакций, приводящих к периодическим изменениям физиологического статуса, стресс-реактивности и состояния здоровья.

Как отмечают многие авторы, основной «зоной риска» ИГЦ является последний месяц перед ДР [5, 6, 7]. В этот период снижается уровень адаптационных возможностей и возрастает вероятность аллергических и инфекционных заболеваний. Анализ материалов о внезапной смерти лиц, страдающих гипертонией, продемонстрировал, что «зоной риска» ИГЦ может являться не только 12-й, но и 1-й месяц ИГЦ [6]. Полученные нами данные подтверждают эту точку зрения. Увеличение вероятности летального исхода может происходить как непосредственно на фоне снижения адаптационных возможностей, так и иметь отсроченный характер (между периодом «критического» для выживания снижения адаптационного потенциала и смертью может проходить некоторое время). В связи с этим можно предположить, что негативные изменения в конце ИГЦ могут приводить к увеличению смертности как до, так и непосредственно после ДР.

Таблица 1. Относительные риски смерти от разных причин в разные месяцы ИГЦ

Месяц
ИГЦ
Причина смерти
ИЗ
(3022)
ЗН
(16900)
ЗОП
(2927)
ЗОД
(2735)
ЗОК
(60228)
ЗМС
(855)
ЗНС
(496)
НС/С
(9097)
ДП
(6005)
1 1,03 1,04 1,00 1,12 1,04 1,00 1,11 1,03 0,98
2 1,04 0,98 0,95 0,92 1,01 1,14 1,21 1,01 1,00
3 0,92 0,99 1,05 1,08 1,00 0,92 0,90 0,98 1,05
4 0,88 0,96 1,03 1,03 0,98 0,84 1,17 0,99 1,00
5 1,08 1,01 1,01 0,89 1,00 1,10 0,79 1,00 1,06
6 1,01 1,03 0,95 1,06 0,99 1,03 0,77 0,94 1,07
7 1,00 1,00 1,01 1,06 0,99 0,92 1,13 1,03 0,92
8 1,11 0,99 0,96 1,03 1,01 0,97 0,99 0,98 1,01
9 0,87 0,98 1,02 0,91 1,00 0,90 0,94 1,07 1,00
10 1,04 0,96 1,02 0,91 0,98 1,21 1,13 0,94 0,99
11 0,94 1,02 0,99 0,93 0,99 0,98 0,86 0,98 0,92
12 1,09 1,02 1,02 1,06 1,00 0,98 1,00 1,04 1,01
Примечание: в скобках=? общее количество мужчин и женщин, умерших от данной причины.

Авторы статьи выражают благодарность Б.Н. Владимирскому за ценные советы при подготовке рукописи.



Литература

1= Барбараш Н.А., Чичиленко М.В. Здоровье студентов в разные периоды года от одного дня рождения до следующего // Вестник РАМН.=? 2001.=? »3.=? С. 22v24.
2= Владимирский Б.М., Темурьянц Н.А. Влияние солнечной активности на биосферу-ноосферу.=? М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.=? 373 с.
3= Мельников В.Н., Шорин Ю.П. Сезонные колебания смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в связи с месяцем рождения // Бюл. СО РАМН.=? 1990.=? »= 2.=? С. 41v44.
3= Моисеева Н.И., Сысуев В.М. Временная среда и биологические ритмы.=? Л.: Наука, 1981.=? 128 с.
4= Чичиленко М.В., Барбараш Н.А. Годовые биологические ритмы здорового человека // Хронобиологические аспекты кардиологии и кардиохирургии / Под ред. Л. С. Барбараш , О.Л. Барбараш, Н.А. Барбараш.=? Кемерово: Летопись, 2001.=? 178 с.
5= Шапошникова В.И. Волны жизни. Биоритмы и здоровье.=? СПб: ИК «Комплект», 1996.=? 198 с.
6= Шапошникова В.И., Нарциссов Р.П., Белкина Н.В. Индивидуальный год=? собственный календарь морфогенеза, заболеваний и устойчивости эффективной деятельности // Бюл. Всерос. науч. центра по безопасности биологически активных веществ.=? 1995.=? »=1.=? С. 60v68.
7= Шапошникова В.И., Левин М.Я., Левин В.Р. и др. Критические периоды в жизни человека // Человек и среда.=? Л.: Наука, 1975.=? С. 188=? 193.
8= Alderson M. Relationship between month of birth and month of death in the elderly // Br. J. Prev. Soc. Med.=? 1975.=? 29.=? P. 151v156.
9= Angermeyer M.C., Kuhn «., Osterwald P. Birthday and date of death // J. Epidemiol. Commun. Health.=? 1987.=? 41.=? P. 121v126.
10= Barraclough B.M., Shepherd D.M. Birthday blues: the association of birthday with self-inflicted death in the elderly // Acta Psychiatr. Scand.=? 1976.=? 54.=? P. 146v149.
11= Bovet J., Spagnoli J., Sudan C. Mortality and birthdays // Soz. Praventivmed.=? 1997.=? 42.=? P. 155v161.
12= Jessen G., Jensen B.F. Postponed suicide death? Suicides around birthdays and major public holidays // Suicide «ife Threat. Behav.=? 1998.=? 29.=? P. 272v283.
13= «agercrantz H. Stress, arousal and gene activation at birth // News Physiol. Sci.=? 1996.=? 11.=? P. 214v218.
14= «ester D. The birthday blues revisited: the timing of suicidal, homicidal and natural deaths // Acta Psychiatr. Scand.=? 1986.=? 73.=? P. 322v323.
15= «ester D. The birthday blues // Percept. Mot. Skills.=? 1997.=? 85.=? P. 1090v1092.
16= Phillips D.P., Van Voorhees C.A., Ruth T.E. The birthday: lifeline or deadline? // Psychosomatic Medicine.=? 1992.=? 54.=? P. 532v542.
17= Roger J.H. An explanation for the observed increase in mortality after a birthday in people over 75 years old // Br. J. Prev. Soc. Med.=? 1977.=? 31.=? P. 62v64.
18= Valenzuela C.Y., Spikumari C.R., Gopinath P.M. et al. New evidence of non seasonal factors in the menarche rhythm // Biol. Res.=? 1996.=? 29.=? P. 245v251.
19= Wasserman I., Stack S. Age, birthdays, and suicide // J. Soc. Psychol.=? 1994.=? 134.=? P. 493v495.
20= Wasserman I., Stack S. Age, birthdays, and suicide // J. Soc. Psychol.=? 1994.=? 134.=? P. 493v495.

А.М. Вайсерман, П.Е. Григорьев, И.И. Белая, В.П. Войтенко


Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.