Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
21 октября 2018, воскресенье, 02:14
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

13 июня 2003, 15:44

На букву Ё

Если согласиться с утверждением, что язык не только хранит мудрость ушедших эпох, но и предусмотрительно поставляет средства для выражения еще не проявленных смыслов, можно предположить, что единица письменного языка v буква v также будет потенциально содержать (в отпущенное ей время жизни) и отражать хотя бы некоторые черты, присущие ее родной стихии. Письменность всегда осознавалась в России как важнейшая часть сакрального мира и его проявление. Книга хранила Истину, и потому искажения в ней были недопустимы. Книжник Константин Костенеческий, создатель первого свода орфографических правил, рассматривал буквы как живые существа, он считал, что каждая из них несет свою смысловую нагрузку, утрату их он воспринимал как трагическую гибель, а текст, содержащий орфографические ошибки, сравнивал с прохудившимся, протекающим сосудом, - то есть с вещью, переставшей выполнять возложенные на нее функции. Измененный текст вел не к познанию божественного, а к утрате истины. Максим Грек, предложивший новые, сверенные с греческими оригиналами и грамматически уточненные редакции священных текстов, был обвинен в ереси (1525) и посажен в крепость.

Ё - последняя буква, которая в 1797 году, с легкой руки Карамзина, появилась в русской азбуке. Все последующие реформы буквы только изымали.

По форме «Ё» ориентирована на германскую традицию v (две точки над ö и ü), она заменила характерный для древней кириллицы диграфический ίο, да еще с лигатурой (ˆ), намекающей на упраздненное титло или средневековую латинскую тильду (надстрочные знаки, указывающие на сокращение слова v принадлежность религиозных текстов). Это было в духе первой, петровской, реформы алфавита 1710 года, которая, кроме прагматических, преследовала не менее важные идеологические цели: графическое разделение шрифтов на церковнославянский и общеупотребительный светский, упрощение, приближение начертания к латинице и отмена дублетных букв в гражданских текстах, попытка упразднить все надстрочные знаки - практические шаги, закреплявшие еще раньше начавшееся разведение некогда однородного культурного пространства. Демонстративная европеизация графики подчеркивала выбор, сделанный между наследием греческой Византии v с одной стороны, и ориентацией на Запад и продолжением европеизации внешнего облика россиянина v с другой.

Новая буква прижилась «бездекретно». Это тем более поразительно, что ни намерения Петра, ни последующие попытки внести изменения в орфографию не проходили без сопротивления общественного мнения. Петру из всего грандиозного проекта удалось настоять на отмене всего трех букв; рекомендации Орфографической комиссии 1904 года, куда входили виднейшие ученые, были заморожены правительством из-за сильного сопротивления общественности; стихийные попытки отменить конечный Ъ быстро выдыхались (во времена Тредиаковского даже документ Петербургской Академии был однажды напечатан без «еров», а потом и Д. Языков вел протоколы собраний литературного общества без них же, но кто-то позднее педантично проставил их в рукописи). Изменения внедрялись не иначе, как по указу, декрету, закону, постановлению, преодолевая, не всегда бескровно, общественное противодействие.

В известной книге Л. Успенского «Слово о словах» на примере отмены концевого Ъ рассказано о том, как внедрялась реформа 1918 года: против этой несчастливой буквы «вышли на бой люди, действия которых заставляли содрогаться белогвардейские сердца на фронтах, - матросы Балтики. Матросские патрули обходили столичные петроградские печатни и именем революционного закона очищали их от «ера» <-> Зато повсюду, где еще держалась белая армия,<-> старый «ер» выступал как их верный союзник. Он наступал с Колчаком, отступал с Юденичем, бежал с Деникиным и, наконец, уже вместе с бароном Врангелем убыл навсегда в невозвратное прошлое. Так несколько долгих лет буква эта играла роль «разделителя» не только внутри слова, но и на гигантских пространствах нашей страны: она «разделяла» жизнь и смерть, свет и тьму, прошедшее и будущее". Сделаем скидку на несовременный, но неизбежный в годы выхода издания пафос; тем не менее по сей день именно в форме полемик по поводу БУКВЫ отражаются бушующие в реальности идейные (ДУХовные) и эстетические страсти, что подтверждает неизменное, восходящее к архаическим временам, но не во все эпохи осознаваемое трепетное отношение к символам.

Литературный язык в послепетровскую эпоху не только складывался под влиянием естественных «бродильных» процессов, обусловленных происходящими переменами и новыми потребностями, но и настойчиво, последовательно создавался - Ломоносовым, Тредиаковским, Шишковым, Державиным, Карамзиным. При несходстве отправной точки в рассуждениях, каждый из них по-своему стремился реформировать стиль. Новая иерархия отчасти заимствовалась (хотя бы и в переработанной форме, но все-таки в готовом виде v «теория трех штилей»), но также в большой мере и сознательно, как логическая схема (под влиянием просветительских идей), конструировалась. Однако попытки выработать общие для всех новые правила не удавались до тех пор, пока литература не доверилась самой языковой стихии. Иными словами, рационально мотивированная опора на церковнославянскую традицию у «архаистов» и рациональность, пусть бы и заявлявшая устами Карамзина о приоритете чувств, у «новаторов» сменились художественной интуицией как приоритетом. Очевидно, вопреки обвинениям (не всегда безосновательным) нового слога в манерности и искусственности, Карамзин в этом случае угадал как раз естественную потребность языковых процессов.

Введение Ё ознаменовало начало синтеза. Буква эта обозначила звук, характерный для просторечного выговора v в противовес высокому, книжному стилю. А само разделение на стили (высокий, средний, низкий), который отстаивали «архаисты», возвращало к предложенной еще Ломоносовым и никогда до конца последовательно не проводившейся классицистской регламентации. Карамзин «присвоил» литературному слогу (книжной, «высокой» речи) просторечную («низкую») букву v и этим совмещением-смешением отменил противостояние. Творческие искания и литературные открытия, напряженность и заинтересованность веселых, запальчивых и раздраженных споров, возникающие и распадающиеся кружки, протоколы их заседаний, журнальные полемики, беседы в литературных салонах и частная переписка v этот бурлящий энергетически мощный культурный субстрат, втянувший в свое силовое поле все таланты эпохи, порождал новый пласт культуры. Пересмешничество, ссоры и обиды не отменяли главного v именно с этого времени начинается эпоха, заложившая фундамент нашей нынешней речевой пластичности.

До реформы 1918 года Ё не являлась обязательной. Ее использование оставалось в сфере личной, частной деятельности - в той же, что и игра. Рубеж допетровской и послепетровской эпох обнаружился в отношении к игре, может быть, не менее ярко, чем к орфографии. В отличие от западноевропейской традиции, вобравшей в религиозные мистерии традиции языческого карнавала и потому терпимо относившейся к игровому веселью, в России развлечения осознавались как праздность, недостойное занятие. В житиях святых особо подчеркивалось, что они уклонялись от игр даже в детском возрасте (можно привести в пример такого почитаемого святого, как Сергий Радонежский). Но и детская игра воспринималась как обучение необходимым бытовым и трудовым навыкам (даже загадки носили выраженный обучающий характер). А игры взрослых продолжали нести остаточную ритуальную или хозяйственную прагматику, связанную с языческими календарными праздниками. Слово «развлечение» в нынешнем значении появляется только к концу XVIII в. Игра узаконивается как равноценное занятие наряду с другими v службой, светскими обязанностями и т.п., а регулярность, нормативизм сменяется ориентацией на свободный экспромт, произвольность, ярко выраженную личностную доминанту, хотя вводилась она, как и многое, силой. Принудительность петровских Ассамблей отзывалась еще во времена Екатерины II: по воспоминаниям французского посланника, правила свободного поведения были выбиты на доске при входе в Эрмитаж v т.е. носили обязательный характер.

Общеизвестно определение собраний Вольного общества любителей словесности (1801) как «игры в Академию, затеянной недавними студентами». Но создание и самой Российской Академии в 1783 году (не путать с Петербургской Академией 1824 и Академией художеств 1857), в свою очередь, было игрой по образцу Французской Академии, которую затеяла Екатерина II, опубликовавшая переводы, в том числе и собственные, некоторых статей Энциклопедии Д-Аламбера и Дидро. Члены Вольного общества регулярно собирались для обсуждения новых произведений, они также намеревались перевести с французского всю Энциклопедию; поднимались и вопросы орфографии. Идея таких собраний была определенным образом продолжена литературными вечерами в доме Шишкова, затем Державина (1807-1810); позднее они реорганизовались в несправедливо заруганную «Беседу Любителей Российского Слова». В доме Державина и на публичных заседаниях «Беседы» собирались Шишков, Озеров, Крылов, Гнедич, Жуковский, Дмитриев, Карамзин. По разнородности эстетических предпочтений, идейных позиций и по тому, что большинство присутствующих объединяли страстная и глубокая любовь к отечественной словесности, поэтическая одаренность и тяга к художественному эксперименту (по дерзости и свежести державинские новации Б. Успенский сравнивает с бестрепетным реформаторством Хлебникова), эти собрания по праву входят в фонд наследия «Золотого» века.

Заседания у Державина приобрели торжественный, почти официальный характер; на них, как на великосветские балы, съезжался весь Петербург. И хотя часть постоянных участников «Беседы» и сам хозяин были членами Российской Академии, все же они предпочли дистанцироваться от нее и в своем литературном окружении именно «играть в Академию». Традиция игры досталась по наследству «Арзамасскому обществу безвестных людей» (1815), куда входили Жуковский, Блудов, Александр Тургенев, Уваров, позднее Пушкин... Развитие шло по законам жанра, и участники собраний не повторяли образец, но пародировали, а в некоторых случаях травестированно воспроизводили букву и дух собраний и «Беседы», и Французской и Российской Академий, и масонских лож.

Будучи однажды сыгранной, «игра остается в памяти как некое духовное творение или ценность, передается далее как традиция и может быть повторена в любое время» (Й. Хейзинга). Спустя сто лет (1927) несколько студентов назвались «Космической Академией наук», провозгласили принцип «веселой науки» и на собраниях заслушивали парадоксальные и шуточные доклады. Однажды один из них прочитал доклад о преимуществах старой орфографии, написанный, разумеется, с употреблением всех изъятых букв: «Русская орΘографЁя создавалась въ теченЁе десяти в-ковъ -и странно, чтобы новая орΘографЁя, созданная по декрету правительства, изобретенная, и не специалистами, оказалась удачн-е ее <-> Буква «е» встречается для обозначения как звука «е», такъ и звука «Ёо». И вот буква «-» была чрезвычайно полезна для того, чтобы отличать эти два звука и темъ самымъ не допустить см-шения словъ вроде «вс-» и «всё». Тезисы, изъятые при обыске, потянули на пять лет заключения в концентрационном лагере на Соловках. Арестованные друзья поклялись хранить заповедь Академии, которая заключалась в том, «чтобы всегда сохранять чувство юмора и по возможности превращать жизнь в игру». Только спустя шестьдесят четыре года с академика Д. С. Лихачева была снята судимость, он получил копию своих тезисов из архива КГБ на Литейном и выступил с докладом в Пушкинском доме, в «настоящей» Академии.

В 20-е годы XIX в., после распада литературных обществ, объединявшие партнеров по игре традиция и дух не были утрачены: бывшие «арзамасцы» и их единомышленники пародировали в шуточных стихах попытки некоторых литераторов-ретроградов восстановить архаичное написание и использовать вышедшие из употребления дублетные буквы. Орфография уже стала знаком идейной и эстетической ориентации v и вызвала противостояние «карамзинистов» и «шишковистов»; но полемика еще не переросла в войну. Это случилось несколько позднее

Непримиримость=v примета середины века, когда общество перестает быть преимущественно однородным по происхождению. И вместе с тем разночинцы становятся многочисленными настолько, чтобы образовать свой круг. Хотя отец Базарова v личный дворянин, а сам Базаров по окончании университета также может получить дворянство, Евгений с надменной гордостью объявляет аристократам Кирсановым, что его дед «землю пахал». «Ученые на медные деньги» семинаристы подчеркивают свое происхождение и сознательно используют просторечие: «звёзды», «ещё» (нельзя срифмовать «Ничтожный призрак, иль ещё / Москвич в Гарольдовом плаще»). Простонародный выговор становится отличительной чертой, паролем, объединяющим единоверцев и отъединяющим их от прочих-других (П.П. Кирсанов говорит «принсИп» на гимназический манер, а Базаров v «прЫнцип», потому что в семинарии преподавали латынь в ее средневековом варианте). Буква Ё оказалась удобным и долговечным «разделяющим» общество маркером и в таком качестве перевалила в XX век. Но ее история на этом не закончилась.

Буква Ё в определенном смысле может считаться знаковым выражением состояния нашего общества на протяжении тысячелетней его истории. Она существует в современной азбуке на законных основаниях. Но несмотря на это, ее можно использовать, а можно и проигнорировать, руководствуясь лишь собственным чувством языка и представлениями о том, как должно быть на самом деле (по правде). Ю. Степанов указал на различие в самом содержании смысла слова «закон» между европейским и российским его пониманием. В Европе закону противостоит беззаконие; в России же он мыслится как «предел», за которым лежит еще более обширная «область добра, совести и справедливости, хотя и не «регламентированная». Так что и нынешнее противопоставление в суждениях о происходящих событиях «по закону» и «по понятиям» v всего лишь частное проявление многовекового обстояния дел, можно сказать, гораздо более обширной модели сосуществования Закона и Правды.

В России всегда наряду с законами=v прерогативой власти земной=v существовало представление о правде и истине. Ю. Лотман различает две модели власти v «магическую», в основе которой лежат договорные отношения, восходящие к язычеству, и «религиозную», при которой одна сторона добровольно отдает себя другой безоговорочно, признавая ее высшую мощь и рассчитывая лишь на покровительство. Это можно проиллюстрировать понятиями «милость» и «правосудие». В финале «Капитанской дочки» Маша Миронова на участливый вопрос незнакомой дамы, не собирается ли та жаловаться на несправедливости и обиду, отвечает, что приехала просить «милости, а не правосудия». Таков русский язык отношения с властью.

Закон оставался формальным подходом, а Правда v делом совести, апелляцией к «последним истинам» и поверкой Высшим судом. Закон не в состоянии обнять всю полноту и сложность действительности, и оттого он часто неправеден: отправляется на каторгу не только невинная по совести Катюша Маслова, но и невиновный по закону Митя Карамазов.= Закон может открыто встать на сторону порока:

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда v все молчи!

И тогда он игнорируется ради высшей правды v Истины («Но есть и Божий суд-»). Часть жизни всегда остается в сокровенной области, неподвластной законам, но внятной Истине. Раскольников просто не принимает во внимание, что по закону убийство карается. Ему важно выяснить, будет ли его поступок преступлением по истине.

Законы преходящи, и уже потому неистинны. Истина неизменна, и ее существование не требует доказательств: она постигается в откровении. Очевидно, наиболее отчетливо различие между Законом и Истиной проявляется в эпохи мировоззренческих переломов. Книжная традиция этой оппозиции восходит к «Слову о Законе и Благодати» митрополита Илариона (XI в.). Смена богов была первой идеологической революцией, и Русь, по мысли Илариона, минуя закон, восприняла «млеко благодати и крещения»: «Ибо закон предтечей был и слугой благодати и истине, истина же и благодать v слуги будущему веку, жизни нетленной». Конечно же, здесь не имеется в виду «Русская правда», создание которой относится тоже к этому времени. Речь именно о том, что, минуя ступень отношения человека с Богом в «Ветхом завете», где между Богом и людьми был заключен союз (а скрижали, на которых записан закон, и есть «договор»), Русь сразу же приняла «Новый Завет»=v признала непостижимую мощь и благость Высшего Промысла.

В народных легендах Петр I (автор следующего великого социального переворота) «строг, но справедлив», он единолично вершит суд, часто вопреки закону или там, где нового закона еще нет, а старый уже не действует, но при этом выступает как носитель Истины (так же, как=v в трактовке Илариона=v первосвятитель Владимир).

Следующий грандиозный утопический эксперимент повторил ходы петровской реформы. Орфография оказалась одной из самых показательных областей; в первых же декретах (23 декабря 1917 г.!) вводились изменения: упразднялись дублетные буквы, упрощалось написание. Всерьез обсуждался, в целях укрепления международных культурных связей, проект перехода на латинский шрифт. Существует общепринятое мнение, что «Слово» явилось основополагающей идеей государственной идеологии и на века предопределило развитие средневековой Руси. Но возможно, автор «Слова» просто первый гениально артикулировал один из основных уже существовавших модусов национального мироощущения. И сакраментальная формула «руководствуясь революционным / пролетарским правосознанием»=v всего лишь новое вино в старых мехах.

Однажды Ю.М. Лотман грустно обронил, что уже в допетровскую эпоху ломка предшествующей традиции сама стала своеобразной традицией. При этом каждая радикальная реформа сопровождалась разрушением структуры мира. Отменялась привычная иерархия, уничтожались сложившиеся связи между предметами и понятиями. Следствие этого=v растерянность и поиски новых оснований=v также частое и привычное состояние российского общества: «Куда идти? Чего искать? Каких держаться руководящих истин? Старые идеалы сваливаются со своих пьедесталов, а новые не нарождаются-» (Салтыков-Щедрин). Картина Н.Н. Ге «Что есть истина?» явилась своеобразной иллюстрацией к настроениям в процессе реформ 1860-ых годов. Но с тем же успехом она может служить своеобразной заставкой-буквицей ко всей истории духовных исканий в России. «Пилат не спрашивал у Христа, существует ли истина. Он спросил: «Что есть истина?» (Н. Д. Арутюнова).

Эсхалотогически напряженное переживание современной эпохи в России помножено на ее собственный очередной пореформенный кризис. Но наша страна так часто живет в условиях системного кризиса, что для нее этот «постмодерн» отличается от предыдущих в первую очередь тем, что он сам как явление культуры становится предметом рефлексии и анализа. Обыденное существование связано с необходимостью ежедневного, иногда ежеминутного выбора, от которого невозможно уклониться, тогда как успешность и адекватность принятого решения целиком зависят от нашей компетентности.

Сегодня Ё отражает возможность равно доказывать, что она необходима, потому что без нее невозможно различить «мел» и «мёл», или, напротив, она вовсе не нужна, потому что мы все равно прочитываем слова по традиции, а на письме не различаем «конечно» и «вечно» или «замок» и «замок». У каждого может быть свой резон, определеваемый игрой (притом неизвестны пределы и границы самой игры).

Секуляризация, вопреки намерениям, не смогла отменить сакральность буквы и текста (и это косвенно подтверждается упорным сопротивлением любому реформированию, даже когда предлагаются разумные и удобные для практического применения изменения). Мощная энергетика глубинной сути дотянулась до нынешнего дня (а возможно, просто поджидала до поры наступления постмодерна как своего полного торжества или полной явленности).

Как и предшествующие эпохи, наше время можно описать той же графемой, обязательность или необязательность употребления которой сейчас будет зависеть только от нас - нашего личного выбора или индивидуального произвола-

=

Наше время

Ё-

=

=


ЛИТЕРАТУРА.

=

«Арзамас»: Сборник. В 2-х кн. М., 1994

Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. / «Языки русской культуры», М.,1999

Благой Д. Д. История русской литературы XVIII века. М.,1951

Горшков А.Н. История русского литературного языка. М., 1969

Древнерусская литература: Книга для чтения. М.,1993

Дуков Е. В. Бал в культуре России XVIII v первой половины XIX века. / Развлекательная культура России XVIII v XIX вв. С.-Петербург, 2000

Литературные салоны и кружки. Первая половина XIX века. / Под ред. Н.Л. Бродского. М.,2001

Лихачев Д. С. Статьи ранних лет. Тверь,1993

Лихачев Д.С. Смех как мировоззрение. / Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы. Санкт-Петербург, 2001

Лотман Ю. М. Очерки по истории русской культуры XVIII v начала XIX века. / Из истории русской культуры. ТIV «Языки русской культуры», М.,1996

Новикова Л. И., Сиземская И. Н. Русская философия истории: курс лекций М., 1999

Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. / Из истории русской культуры. т. III «Языки русской культуры», М.,1996

Проскурин О. Литературные скандалы пушкинской эпохи. (Материалы и исследования по истории русской культуры. Вып. 6) М., 2000

Сиповская Н. В. Праздник в русской культуре XVIII века. / Развлекательная культура России XVIII v XIX вв. С.-Петербург, 2000

Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997

Топоров В. Н. Пространство культуры и встречи в нем. / Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Выпуск четвертый. М.,1989

Успенский Б. А. История русского литературного языка (XI v XVII вв.). М., 2002

Успенский Б. А. Язык Державина. / Из истории русской культуры. т. IV «Языки русской культуры», М.,1996

Успенский Л. Слово о словах. М., 1957

Федотов Г. Святые Древней Руси М.,1990

Хейзинга Й. Homo «udens. В тени завтрашнего дня. М., 1992

Яковлева А. М. «Устав о правде и с чистой совестью» и проблема развлечений в России XVI v XVII вв. / Развлекательная культура России XVIII v XIX вв. С.-Петербург, 2000.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

20.10 20:58 Саакашвили пообещал отметить серебряную свадьбу в Грузии
20.10 20:36 Путин неформально встретился с президентами Казахстана и Узбекистана
20.10 20:25 УПЦ КП приписала Киево-Печерскую лавру к титулу своего патриарха
20.10 20:00 Прокуратура не нашла нарушений в ярославской ИК-1 в связи с голодовкой
20.10 19:21 Директору взорванного завода пиротехники под Петербургом предъявили обвинение
20.10 19:14 Экс-главред катарской газеты призвал не верить признаниям Эр-Рияда о Хашогги
20.10 18:41 Мэрия Москвы передумала запрещать акцию «Возвращение имен»
20.10 18:13 Глава UFC отказал Макгрегору в шансе победить Нурмагомедова
20.10 17:25 В день выборов жертвами терактов в Афганистане стали 28 человек
20.10 16:39 На марш за референдум по Brexit в Лондоне вышли более 500 тысяч человек
20.10 16:22 СМИ приписали «фабрике троллей» эксплуатацию американских стартапов
20.10 15:56 Мамаеву и Кокорину понравилась рисовая каша в «Бутырке»
20.10 15:17 Кандидат в главы Приморья от КПРФ рассказал о предложенной ему сделке
20.10 14:31 Премьер Греции Алексис Ципрас занял пост главы МИД
20.10 14:20 На месте крушения военного Л-39 найдены фрагменты тела и обломки
20.10 13:48 Сирия обвинила авиацию коалиции в гибели 62 мирных жителей
20.10 13:25 МИД РФ обвинил США в беспардонной лжи и клевете
20.10 12:52 Росгвардия решила ужесточить правила оборота оружия из-за ЧП в Керчи
20.10 12:39 Медведев отказался признать отмену санкций «вопросом жизни и смерти»
20.10 12:25 Минздрав передумал включать препарат от гепатита в ЖНВЛП из-за цены
20.10 11:56 В Белом доме назвали два варианта встречи Трампа с Путиным
20.10 11:27 Аномальная осень обвалила спрос на теплые пальто и шубы
20.10 11:00 Македонский парламент одобрил переименование страны
20.10 10:44 Шойгу подсчитал убитых российскими военными боевиков в Сирии
20.10 10:35 Психиатр выдал керченскому студенту справку на оружие за пять минут
20.10 10:00 Жительница Гродно не пропустила кортеж Лукашенко
20.10 09:42 Минкомсвязи предложило хранить «письма счастья» неделю вместо месяца
20.10 09:23 После взрыва на заводе пиротехники в Ленобласти задержан главный инженер
20.10 09:16 Власти Саудовской Аравии признали смерть журналиста Хашогги
19.10 21:06 Поиски пилотов упавшего учебного самолета остановлены до утра
19.10 20:46 МВФ согласился на новый кредит для Украины
19.10 20:32 Медведев и Меркель обсудили «Северный поток — 2»
19.10 20:16 Полиция Чехии изъяла более 10 млн евро по делу взломщиков из России
19.10 19:56 Ассанж оспорил в суде запрет Эквадора на общение
19.10 19:36 МИД России потребовал у Норвегии извинений за арест сотрудника Совфеда
19.10 19:26 Суд ЕС обязал Польшу приостановить судебную реформу
19.10 19:06 Украина изъяла российское судно «Норд»
19.10 18:49 Акции «Яндекса» продолжили дешеветь
19.10 18:36 Около 50 человек погибли в Индии при наезде поезда на толпу
19.10 18:23 Председатель Мособлизбиркома станет главой Красногорска
19.10 18:08 При взрыве под Петербургом погибли двое
19.10 18:03 Ученые нашли различия между нейронами мозга крысы и человека
19.10 17:57 Показатель одобрения Путина вновь снизился
19.10 17:38 В Чечне наградили комиссию по определению границ с Ингушетией
19.10 17:23 Из российского законопроекта о цифровых финансах убрали понятие майнинга
19.10 17:06 Под Петербургом прогремел взрыв
19.10 16:52 Основателя «Смотра.ру» приговорили к 4 годам 8 месяцам колонии
19.10 16:35 Верховный Суд утвердил обзор по защите прав потребителей
19.10 16:03 В РЖД решили платить дивиденды имуществом
19.10 15:45 Вселенский патриархат отказался прекращать отношения с РПЦ
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром авторское право администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВПК ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция информационные технологии ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Кабардино-Балкария Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание компьютерная безопасность Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия морской транспорт Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж патриарх Кирилл ПДД педофилия пенсионная реформа пенсия Пентагон Первый канал Петр Порошенко пиратство пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Приморье Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Элла Памфилова Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.