Адрес: https://polit.ru/article/2003/06/25/620097/


25 июня 2003, 09:32

Появится ли выбор у Петербурга?

Питер вчера услышал то, что и так знал. Валентина Матвиенко, наконец, объявила, что «долго размышляла и приняла решение баллотироваться в губернаторы Санкт-Петербурга». Многие даже полагают, что выборы теперь все равно что прошли. Мол, после повышения Яковлева до всероссийского коммунхоза избрание Матвиенко предопределено v за неимением конкурентов и благодаря поддержке Кремля. Оно, может быть, и так, но есть, как говорится, ряд вопросов.

Главный вопрос v в чем мог бы состоять реальный выбор питерцев, какое будущее для города они могут себе наголосовать. Тема это непростая, и любой политик, могущий сказать на этот счет что-либо вразумительное, получит шанс v несмотря на все административные игры. Техника безальтернативных выборов в том и состоит, чтобы пропихнуть кого угодно в ситуации тотальной бессмысленности.

Этот тезис может показаться слишком романтическим в условиях многолетней питерской апатии (с мучительными выборами и довыборами в некоторых округах в прошлую думскую, а потом и в местную, «заксовскую» кампании). Но убежденность в полной решенности задачи управления регионами и региональными выборами является симптомом московской близорукости. Достаточно вспомнить хотя бы Красноярские выборы, где напряженная игра велась на всех фронтах: административном, судебном, электоральном. А от Питера уж точно можно ожидать сюрпризов в случае, если люди увидят, что выборы могут иметь хоть какое-то отношение к их жизни.

Впрочем, то, что все не так просто, понимают, вероятно, и в президентской администрации. По крайней мере, вице-премьерское повышение В. Яковлева показывает, насколько власть оценивает неподконтрольный ей ресурс в Питере. То есть выше некуда. Собственно главные таланты Яковлева, конечно, относятся не к хозяйственной части, а к части политико-интриганской договороспособности. По крайней мере, часть его многолетнего успеха была связана с умением заключать приемлемые соглашения и компромиссы со всеми авторитетами v как федерального, так и уличного масштаба. Что касается «уличной части», то обычно имя В.Яковлева ассоциировали с «тамбовской» преступной группой. Но думается, что это огромная несправедливость: насколько можно судить по косвенной информации, большую часть времени В.Яковлев лавировал между «тамбовцами» и «казанцами». Так же как и между олигархами. В этом и есть его ресурс.

Сама Валентина Ивановна, в отличие от большинства аналитиков, до последнего времени, вероятно, пребывала в достаточном напряжении в связи со своей губернаторской миссией. Поэтому, вероятно, и «папка с накопившимися письмами горожан с просьбами выдвигаться» так долго ею изучалась. Некоторое время могли занять консультации с бизнесом v не из своего же кармана президент должен платить за губернаторскую кампанию. К тому же еще не забыт 2000 год, когда Кремль так и не решился поставить на Матвиенко все свои козыри и ей пришлось сняться с выборов по причине призрачности шансов.

Все это говорится не для того, чтобы искусственно взвинтить интригу v просто очень хочется, чтобы любимый город нас этой осенью хоть чем-нибудь удивил (выборы скорее всего буду назначены на 21 сентября). В конце концов, от кого же ждать повышения уровня здравого смысла и общественной инициативы, как не от города, заложенного самым главным российским реформатором.

Что касается возможных альтернатив кандидатуре Матвиенко, то их, с одной стороны, много, а с другой v пока нет. Потенциально есть достаточно популярная в Питере Оксана Дмитриева v экс-яблочница, из той же папки социальных работников. Были слухи о возможном участии коммунистов в лице Глазьева или Алферова. Бурно правая рука Яковлева Анна Маркова. Но это пока не то, над чем стоит медитировать.

Кто такая Матвиенко, и что из ее потенциального губернаторства будет для Питера следовать? Пока она производит впечатление пионервожатой, достаточно задорно проявившей себя на имиджевых ролях в правительстве. Именно имиджевых, потому что никаких реальных действий от социального блока и не ожидалось v реформами и оперативным управлением занимались другие.

Сейчас Санкт-Петербург v это город разрывов. И речь не только о «дырке» в линии метро и автодорожном недострое. Есть разрыв, пауза в самой истории города. Петр строил «окно» и имперскую столицу. Большевики при всех их масштабных начинаниях не стали для него придумывать ничего нового. Бестолковые мифы о «северной столице», «колыбели двух революций», «городе науки и искусства», «городе, где живет цвет рабочего класса», «городе дворцов и заводов, принадлежащих пролетариату», наконец, «городе Ленина» и т.д. - продержались практически до наших дней. Собчак добавил к этим формулам версию «культурной столицы». От В. Яковлева мы услышали даже о «второй Москве», что свидетельствует о полном вырождении концепции. И что сейчас?

Понятно лишь, что Матвиенко будет абсолютно лояльна Кремлю. Но что такое возможная политика Кремля по отношению к питерскому городскому развитию? Со слов Алексея Кудрина известно, что московские питерцы не забыли про начатые, но недоделанные проекты типа кольцевой автодороги или дамбы. Сама Валентина Ивановна говорит о передаче Питеру некоторых столичных функций (якобы проект будет готов к концу года) и о городском хозяйстве v так, в общем v что заниматься им нужно изо дня в день.

Достаточно ли этого, во-первых, чтобы выиграть в Питере хотя бы у «против всех», и, во-вторых, чтобы город стал развиваться, а жители перестали ощущать себя в родном городе словно в декорациях чужого праздника?

На самом деле, у города есть ряд вполне содержательных и определенных тем для выбора. Например, как будет устроено городское развитие. Тут без содержательной работы не обойтись, потому что единственная модель городского развития, реально работающая в России v это лужковизм. Но все программы Лужкова проводятся за счет финансовой избыточности Москвы. И даже в этих условиях полно проблем с тем же коммунхозом, не говоря уже о недостаточном внедрении новых технологий (панельное домостроение дает морально устаревшее и очень дорогое жилье), отсутствии современных архитектурных решений (как в отношении зданий, так и в планировке ландшафтов, среды) и догоняющем развитии инфраструктуры вместо опережающего.

Если кто-то в Питере захочет отвечать на эти вопросы, выборы могут оказаться реально интересными. А если нет, то В. Матвиенко уже можно поздравить со случайной и незаслуженной победой. Только что дальше?