Адрес: https://polit.ru/article/2003/07/01/620320/


01 июля 2003, 08:52

Туркменистан на перепутье

Уже около месяца Туркмения не сходит с информационных полос. На непосвященных информация производит странное впечатление v то ли новый восточный деспот воцарился к востоку от Каспия, то ли взыграло советское прошлое v с открытыми процессами над врагами народа и физическими расправами с их родственниками. В связи с действиями по отмене института двойного гражданства и данными о возникающих у российских граждан в этой стране проблемах с имуществом и правами создаются комиссии, при этом лично руководитель государства обрушивается на российские средства массовой информации и Государственную Думу. Помогут ли комиссии? Смотря чему. Успокоить общественность v может быть. Нашим соотечественникам в Туркмении, а тем более остальным гражданам этой страны v вряд ли. Это полностью противоречило бы природе тамошнего режима.

Что же представляет собой современный Туркменистан?

Многие авторы пишут об авторитарном режиме или диктатуре «пожизненного президента» Сапамурата Ниязова. С этими определениями можно согласиться, однако они носят слишком общий характер и не отражают специфику туркменской политической системы. Между тем за последние 10 лет в Туркменистане создан уникальный политический режим, не имеющий ничего общего с современными формами государственного устройства.

Власть «пожизненного президента», нередко именуемого в местной прессе «Посланником Аллаха», поистине беспредельна. Например, Туркменбаши лично утверждает назначения не только чиновников среднего ранга, но даже списки абитуриентов, «достойных» зачисления в вузы. В прошлом году были приняты поправки к УПК, согласно которым арест каждого преступника должен быть санкционирован главой государства. «Великий Туркменбаши» лично отдает приказы и о пытках своих политических оппонентов.

Разделение властей фактически отсутствует. Сформирован не имеющий аналогов надпарламентский «высший орган представительной власти» v так называемый Народный Совет, список участников каждого заседания которого утверждает президент.

Важные политические решения Ниязов зачастую принимает экспромтом, без экспертной проработки, иногда под влиянием прочитанной газетной статьи. В некоторых случаях президент открыто ссылается на опыт «средних веков». Так, вычитав в какой-то книге, что у туркмен в прошлом не было тюрем, он тут же поручил соответствующим ведомствам подготовить документы о передаче туркменских преступников для отбытия наказания в Иран и Казахстан.

Некоторые действия Ниязова заставляют задуматься об адекватности восприятия им окружающего мира. Так, Туркменбаши открыто объявлял, что его личное состояние многократно превышает годовой бюджет государства и до последнего времени не считал зазорным хранить в подвалах своего дворца товарные партии наркотиков, полученные от талибов. Несколько лет назад, вдохновившись деяниями царей из арабских сказок, «пожизненный президент» ходил по пригородам Ашхабада загримированным и с накладной бородой, чтобы, как он заявлял, лучше знать, о чем думают его подданные.

Что касается ситуации с правами человека, то ее в достаточной степени характеризует постановление Народного Совета, принятое в конце прошлого года. Согласно этому документу, изменой Родины, наказываемой вплоть до пожизненного заключения, являются «клевета на свое государство», «стремление посеять у людей сомнение в проводимой президентом внутренней и внешней политике», а также недонесение о подготовке к этим действиям. Стоит ли удивляться, что после принятия такого постановления россияне с двойным гражданством, живущие в Туркменистане, не спешат обращаться со своими бедами в российский МИД или СМИ.

Можно вспомнить, что в середине 1990-х годов ниязовская диктатура не была столь жестокой и абсурдной. Однако безучастная позиция внешнего мира, геополитическая конкуренция России и США, которые в борьбе за влияние в Туркменистане игнорировали тотальные нарушения прав человека, позволили этому режиму укрепиться и действовать уже без оглядки на международное сообщество.

Чем более абсурдную форму принимала ниязовская диктатура, тем большую опасность для нее представляли личные и информационные контакты граждан с внешним миром. «Железный занавес» является логическим продолжением внутренней политики Туркменбаши.

Решение об отмене соглашения о двойном гражданстве v лишь очередной шаг в длинном списке мер, направленных на изоляцию страны от внешнего мира. Здесь можно вспомнить введение визового режима со странами СНГ в 1999 года, отмену железнодорожного и автобусного сообщения с этими странами, отказ допустить иностранных спасателей в разрушенный землетрясением Казанджик, запрет подписки на зарубежные периодические издания, восстановление в марте этого года разрешительных выездных виз и ужесточение порядка их выдачи, ограничение возможности обучаться за рубежом, контроль за Интернетом и др. Жестко ограничен и въезд в Туркменистан иностранцев. Регистрация брака с гражданином другой страны возможна только при уплате туркменскому государству «страхового сбора» в размере 50 000 долларов!

Двойное российско-туркменское гражданство давало десяткам тысяч жителей Туркменистана возможность безвизовых поездок в Россию. Подписанное вместе с газовым проектом соглашение Путина и Ниязова об отмене института двойного гражданства и последовавшие за ним односторонние действия туркменской стороны, начиная с Указа от 22 апреля, закрыли эту последнюю дверь в туркменском «железном занавесе». Последствия этого шага, как представляется, будут весьма серьезными.

Российские власти до недавнего времени фактически игнорировали и случаи закрытия русских школ (последняя волна прошла в конце прошлого года), и массовые увольнения русскоязычных специалистов, и запрет национально-культурных организаций этнических меньшинств. Когда в апреле проходило голосование по резолюции ООН, осуждающей нарушения прав человека в Туркменистане, российский представитель голосовал против ее принятия. Поиски газовой выгоды поначалу заставили забыть и о российских гражданах. Однако постепенно стало ясно, что и выгода довольно сомнительна, и действия туркменских властей ни в какие ворота не лезут. Все это заставило Россию пересмотреть свою политику. МИД России даже заявил, что не признает одностороннего выхода Туркмении из Договора о двойном гражданстве.

Официальный Ашхабад заявляет, что двойное гражданство вообще имеют лишь 47 человек. Эта цифра учитывает тех, кто, переехав из России в Туркменистан, обратился за получением второго туркменского гражданства. Число же туркменистанцев, обратившихся за вторым гражданством в российские учреждения, намного больше. Речь идет примерно о 100 тыс. граждан, две трети которых продолжают проживать в Туркменистане. Кремль вряд ли сможет согласиться с тем, что президент другой страны, игнорируя международные нормы, требует у этих людей отказаться от российского гражданства.

Но едва ли Ниязов пойдет на отмену своего указа. Успокаивающие заявления Путина и создание межправительственной рабочей группы по вопросам двойного гражданства является лишь временной отсрочкой дальнейшей эскалации конфликта. Между тем на середину сентября назначены новые слушания по туркменскому вопросу в Госдуме РФ (июньские уже привели к внесению страны с список нерекомендованных для посещения россиянами), а российские спецслужбы озабочены поиском формальных доказательств личной причастности Ниязова к наркотрафику.

Российско-туркменский конфликт развивается на фоне нарастающей международной изоляции ниязовского режима и усиления внутренней напряженности в стране. Репрессии последних лет лишили Ниязова поддержки правящей элиты, многие представители которой не без основания опасаются за свою дальнейшую судьбу. Спецслужбы, исключая Службу охраны президента, больше не пользуются доверием Туркменбаши. В прошлом году секретная полиция подверглась беспрецедентной чистке, как предполагают, из-за готовившегося руководством Комитета нацбезопасности государственного переворота. Позже подлинные и мнимые заговорщики обнаружились в армии и в погранвойсках. Репрессии, последовавшие за «попыткой переворота» в конце ноября, позволили Ниязову частично сбить рост оппозиционных настроений, однако внутренняя напряженность не только не спадает, но, напротив, усиливается, в том числе и под воздействием решения об отмене двойного гражданства.

Сейчас уже очевидно, что дело не в специфике восточного менталитета, а в личных качествах туркменского диктатора, демонстративно игнорирующего нормы поведения, принятые международным сообществом. Туркменская оппозиция пока слаба и разобщена. Поэтому все чаще надежды туркменистанцев обращаются к Западу и России. Но готовы ли правительства этих стран пойти на более жесткие шаги или же все опять ограничится политическими декларациями? Ответа пока нет.

Сейчас трудно прогнозировать, когда и как уйдет Ниязов. Укусит ли его вновь ядовитый паук (как это было в апреле), возникнет ли новый дворцовый заговор, или некие крупные страны поддержат те или иные оппозиционные группы- Однако законсервировать нынешнюю ситуацию едва ли удастся. И каким бы ни был сценарий смены власти, никто не сможет надолго сохранить созданную Ниязовым абсурдную политическую систему с явственно проступающими чертами средневековья.