Адрес: https://polit.ru/article/2003/07/10/620938/


10 июля 2003, 17:24

Россия снова в роли двоечника

В следующий понедельник комитет по правам человека ООН должен был бы рассмотреть пятый периодический доклад Российской Федерации по Пакту о гражданских и политических правах. Но не рассмотрит-

Международный Пакт о гражданских и политических правах был ратифицирован еще Советским Союзом в 1973 году, и унаследован Российской Федерацией как правопреемником СССР. Среди международных обязательств России в области прав человека Пакт v документ основополагающий. Он включает перечень фундаментальных прав и свобод v таких, как свобода от пыток и жестокого обращения, свобода слова, свобода совести, право на частную жизнь и т.д.

Для того, чтобы отслеживать выполнение государствами v членами Пакта своих обязательств, существует Комитет по правам человека ООН. Раз в пять лет он собирает с государств доклады о положении с соблюдением Пакта за отчетные периоды. Доклады рассматриваются на специальных сессиях, по итогам Комитет выносит рекомендации.

Государства прикладывают значительные усилия к составлению своих докладов и воспринимают рекомендации Комитета всерьез. Почему? Критика международного сообщества и публичное указание на несоблюдение собственных джентльменских обязательств никакому государству не к лицу. Обязательства принимались добровольно, и не соблюдать их v стыдно. Ни одна страна не хочет терять лицо в глазах своих партнеров по международному сообществу. А особенно стыдно, когда на тебя, великую державу, прилюдно показывают пальцем и укоризненно качают головой.

Как не потерять лицо? Можно соблюдать права человека. Можно убедительно врать, что их соблюдаешь. В последнем Россия, равно как и многие другие страны, вполне поднаторела. Делать это обычно мешают правозащитники, которые предоставляют экспертам Комитета альтернативные доклады. В этих докладах освещается действительное положение дел, обозначаются проблемы, опущенные в докладах государственных, указывается на неточности и некорректности официальной информации.

15v16 июля этого года Комитет должен был рассмотреть почти два срока задерживавшийся пятый периодический доклад РФ. Этого рассмотрения с нетерпением ждали российские правозащитники. Они, как водится, подготовили объемный альтернативный доклад, прокомментировав соблюдение, а точнее v несоблюдение Россией основных статей Пакта.

Составляла альтернативный доклад коалиция неправительственных организаций, в которую вошли правозащитный центр «Мемориал», Московская Хельсинкская группа, Центр содействия международной защите, Нижегородский Комитет против пыток, Информационно-аналитический центр «СОВА», Межрегиональная группа «Правозащитная сеть», Центр развития демократии и прав человека, Независимый экспертно-правовой совет, Фонд защиты гласности и движение «За права человека». Координировала работу и готовила окончательную редакцию доклада Московская Хельсинкская группа.

В начале июня этот доклад был направлен экспертам Комитета, каковые, по нашим сведениям, его внимательно изучили и оценили достаточно высоко v с точки зрения восполнения пробелов официального доклада, представленного правительством РФ.

11 июля представители нескольких составлявших доклад правозащитных организаций должны были уже прибыть в Женеву, чтобы встретиться с экспертами, провести брифинг для Комитета, и т. п. Но никто никуда не поехал. Потому что рассмотрение российского доклада не состоится. Отменил его, естественно, не Комитет, а само российское правительство, ровно за три рабочих дня до слушаний по России в устной форме (!) неожиданно уведомившее секретариат Комитета, что оно- не успело подготовиться. И, соответственно, просит отсрочки до осени: до следующей v октябрьской v сессии Комитета. Вспоминаются сразу три картины из учебника «Родная речь»: «Не ждали», «Приплыли» и «Опять двойка».

Не в состоянии представить собственный доклад... Не сделали уроки... Боятся получить «неуд»... Российские правозащитники привыкли ко многому и о своем правительстве не самого высокого мнения, но такое отсутствие профессионализма и откровенное разгильдяйство изумило даже их. А с точки зрения правил дипломатии и норм джентльменского клуба ситуация совершенно беспрецедентная. Конечно, случалось, что государства (как правило, те, где с правами человека отнюдь не благополучно v Узбекистан, например) просили Комитет отложить рассмотрение своих докладов. Но их запросы подавались за пару месяцев до слушаний, а не за три рабочих дня. Эти три дня, видимо, наше российское фирменное блюдо. У нас, как известно, свой путь, и нормы международного общежития к нам не относятся.

Но изумление российских правозащитников v ничто по сравнению с шоком, который испытал сам Комитет ООН по правам человека. Основная его задача v вести конструктивный диалог с государствами-партнерами по Пакту. А о каком конструктивном диалоге может идти речь, когда за три дня до выхода на переговорную площадку эта площадка закрывается v потому что конкретное государство незнакомо с правилами поведения в приличном обществе!

Как сообщил секретарь Комитета, его председатель незамедлительно послал в российскую миссию в Женеве письмо, в котором просил слушаний не переносить. Российское правительство просьбу проигнорировало. Надо сказать, что «российский путь» не понравился в Женеве настолько, что теперь комитет собирается пересмотреть свои процедуры, дабы впредь иметь возможность отказать государству в отсрочке слушаний, если запрос об этом не сделан заблаговременно.

Каждый может решить сам для себя, что ввергло Россию в дипломатический скандал v византийская хитрость, межведомственная неразбериха или желание еще раз вытереть ноги о международное сообщество. Одно очевидно: пытаясь избежать заслуженной критики Комитета, наша страна сама себя поставила в положение «ниже всякой критики».