Адрес: https://polit.ru/article/2003/07/13/621094/


13 июля 2003, 12:22

Пивное будущее подрастает

Прямо с Тушинского аэродрома, где в прошлое воскресенье произошла трагедия, мэр Москвы Юрий Лужков прибыл к спортивному комплексу «Лужники», чтобы, откупорив пивную бочку, начать церемонию открытия V Большого фестиваля пива. Народ не внял призыву градоначальника «не идти на поводу у террористов»: если на церемонии открытия присутствовало около 300 тысяч человек, то на следующий день, по оценкам журналистов, в Лужниках собралось намного меньше v от 20 до 50 тысяч.

Выпить пива на фестиваль пришли люди разного возраста и достатка, объединенные лишь любовью к пенному напитку. На мой вопрос: «Какой алкогольный напиток вы предпочитаете?» v большинство отвечали однозначно v пиво. Впрочем, в этой-то аудитории другого ответа ожидать было сложно, однако в пользу наблюдения, что вкусы все большего числа россиян начинают склоняться в ту же сторону, свидетельствуют и данные статистики. На пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля, организаторы объявили, что за последние десять лет потребление пива в России возросло в четыре раза.

Радоваться нам или горевать, глядя на стремительный рост пивной индустрии? С одной стороны v пивные деньги пополняют бюджет, способствуют развитию целых территорий, дают новые рабочие места. С другой v прирост в потреблении достигается во многом за счет снижения возрастной планки потребителей.

Заметно расширились также территория и ситуации общественно санкционированного потребления пива. Никто уже не удивляется, когда видит на улицах и в вагонах метро подростков, постоянно прикладывающихся к бутылкам. Между тем еще несколько лет назад такая картина отнюдь не была типичной v пивом на улице похмелялись только откровенные пьяницы да бомжующие элементы, не набравшие денег на более серьезные напитки. Множатся марки, все более навязчивой становится реклама, внушающая молодым людям новый стереотип поведения: никакое дружеское общение в молодежной компании невозможно без пива. В итоге каждый второй школьник не представляет себе свободный вечер без того, чтобы расслабиться за бутылочкой-другой. «Пиво мы любим, v заявили мне молодые люди 16 и 19 лет, сидящие на скамейке в павильоне «Очаково». v Пьем почти каждый день, бутылок по пять». Не брезгуют, впрочем, ребята и водкой v «бывает и смешиваем».

Понятие «пивного алкоголизма» может вызывать возмущение только у пивоваров v медикам оно хорошо знакомо. Согласно результатам прошлогодних исследований, проведенных врачами-наркологами российского Минздрава, пивной алкоголизм особенно распространен среди молодых людей. По данным медиков, многие из нынешних подростков 16v17 лет выпивают более трех литров пива в день. Если пол-литровая бутылка пива равноценна 60 граммам водки, то выходит, что ежедневно потребляемое таким подростком соответствует 360 граммам водки. Легче «подсаживаться» на пиво, порой, и городским женщинам средних лет и невысокого достатка: хлестать водку v откровенный дурной тон, на «приличные» вина денег не хватит, а пиво v в самый раз. Еще в январе 2001 года главный санитарный врач Геннадий Онищенко призывал усилить контроль за продажей и потреблением хмельного напитка. Однако обращения санврача успехом не увенчались, а сам он усилиями пивных лоббистов чуть было не лишился своего поста. Не поверили в угрозу пивного алкоголизма и депутаты. Российские законы «Об обороте алкогольной продукции», «О рекламе» и другие не относит пиво к категории алкогольных напитков (то есть оно туда первоначально относилось, а потом тем же самым лоббистам удалось придать ему фактически «безалкогольный» статус).

«Пиво v прямые ворота в алкоголизм для подростков, v считает президента фонда "Нет алкоголизму и наркомании" Олег Зыков. v Я пытался говорить с пивными королями. Объяснял им, что с чисто экономической точки зрения не выгодно выкашивать "молодую траву". Ведь с 20 лет подросток выпьет гораздо больше. Если же его начать спаивать с младых ногтей, к двадцатилетнему возрасту он перейдет к водке». Понимая наличие общественного напряжения, объединение пивоваренных компаний даже осудило наиболее агрессивную, направленную на молодежь рекламу «Клинского». «В обществе сейчас царит культ пива, v говорит Зыков. v Подросткам прививается модель успешной самореализации, связанная с пивом». По мнению президента НАН, чтобы бороться с таким положением дел, необходимо прежде всего приравнять янтарный напиток к алкоголю.

«Пиво обладает более выраженным опьяняющим эффектом, чем другие спиртные напитки, v объясняет руководитель медицинских программ НАН Сергей Полятыкин. v Содержание в нем седативных и галлюциногенных веществ, образующихся из хмеля, потенцирует общий эффект. Соответственно, и эффект привыкания выражен сильнее». По мнению эксперта, массированная реклама пива, а также спокойное отношение к любителям хмельного напитка в обществе являются «дополнительными факторами, способствующими росту пивного алкоголизма».

Парацельс говорил: «Все есть яд и все v лекарство, разница лишь в дозе». Кто из нас под конец недели не любит посидеть с друзьями за кружкой пива в баре, кафе или, на худой конец, дома? Не обходятся теперь без пенного напитка даже на светских раутах. «Потребление пива в России в несколько раз меньше, чем в европейских странах», v любят утверждать представители пивоваренных компаний. Однако они почему-то умалчивают о том, что прихлебывающего из бутылки человека можно встретить на улицах только российских городов. В Берлине или Париже на прохожего, идущего с пивом в руках, будут смотреть, как на ненормального. В Соединенных Штатах за это можно угодить в полицейский участок. Как известно, от штрафа за употребление пива в свое время не спаслась даже девятнадцатилетняя дочь нынешнего президента США (по американским законам пить алкогольные напитки можно лишь с 21 года). В нашей же стране вид подростка, пьющего в общественном месте «из горла», ни у кого уже недоумения не вызывает.

В погоне за прибылью v все средства хороши. И даже бесчинства на Манежной и Тверской заведенных «безалкогольным» напитком футбольных фанатов никого не заставили задуматься о той границе, за которой «культура потребления» превращается в свою прямую противоположность. Да и чего ожидать от нас v граждан страны, где до сих пор говорят: «Пиво без водки v деньги на ветер».