Адрес: https://polit.ru/article/2003/07/17/621533/


17 июля 2003, 17:26

Еженедельный бюллетень социологических сообщений ФОМ-ИНФО ¦ 27 (474) 2003 г.

информацию представляет Анна Петрова

В этом выпуске:


ТЕРРОРИЗМ

Теракты становятся привычными?

В последние годы теракты в России совершаются довольно часто. И хотя очередной опрос был проведен сразу после трагедии на рок-фестивале «Крылья» в Тушине, доля респондентов, заявивших, что они боятся стать жертвой террористов, оказалась меньшей, чем в ходе предыдущих опросов, затрагивавших эту тему (данные в % от числа опрошенных):

Стать жертвой теракта... Сентябрь 2001 Ноябрь 2002 Июль 2003
...боятся 70 67 56
...не боятся 27 29 39

Респонденты все реже опасаются также, что крупный теракт может произойти именно в том городе или селе, где они проживают (данные в % от числа опрошенных):

В месте проживания крупный теракт произойти... Ноябрь 2002 Июль 2003
...может 60 54
...не может 31 38

Интересно, что выше других оценивают вероятность совершения теракта в их местности жители Уральского федерального округа, где пока ничего подобного не происходило (62% считают, что там, где они живут, может произойти крупный теракт), как, впрочем, и жители Центрального федерального округа, где теракты действительно происходят часто (60%).

Фонд «Общественное мнение». Всероссийские опросы городского и сельского населения. 22 сентября 2001 года, 9 ноября 2002 года, 12 июля 2003 года. По 1500 респондентов

ТЕРРОРИЗМ

Цели организаторов терактов

Практически все россияне (92%) знают о произошедшем 5 июля в Москве террористическом акте.

По мнению подавляющего большинства опрошенных (84%), чеченские женщины-смертницы действовали не самостоятельно, они были лишь исполнительницами, за ними стояли какие-то другие люди=? организаторы теракта. Какие же цели преследовал теракт?

Главная цель террористов, по мнению наших респондентов,=? это дестабилизация ситуации в России в целом: стремление вызвать страх, панику, запугать, посеять «хаос», вражду между народами и вообще=? «навредить» («напугать людей»; «смуту посеять»; «хотят разобщить народы, обозлить друг против друга»; «хотят навредить нашей стране»)=? 30%.

13% респондентов рассматривают теракты как месть чеченцев за своих погибших родственников («отомстить за своих родных»; «возможно, возмездие за те беды, что принесли наши русские солдаты»).

11% опрошенных отмечают, что организаторы терактов надеялись повлиять на судьбу Чечни, на ситуацию в республике. Но одни думают, что эти теракты=? форма борьбы за независимость Чечни, другие=? что это попытка остановить войну в республике, добиться вывода из нее российских войск. Третьи, напротив, считают, что организаторы теракта опасаются окончания войны и стремятся таким способом продолжить ее. Четвертые полагают, что террористы хотят дестабилизировать обстановку в самой Чечне, чтобы жизнь там не налаживалась, а пятые убеждены, что терактами они стремятся привлечь внимание «мирового сообщества к проблемам Чечни».

Для 8% опрошенных очевидно, что целью террористов является демонстрация российским властям своей силы («напомнить о себе=? что они непобедимые»; «доказать, что Россия бессильная»; «показать силу перед Москвой»).

6% полагают, что организаторы теракта просто стремились уничтожить как можно больше людей, «принести смерть».

3% считают, что целью были деньги=? возможно, «отработка» уже полученного вознаграждения.

Только 2% респондентов упоминают «исламский фактор» и за терактами видят стремление исламских фанатиков «истребить неверных»=? объявив джихад, убивать и мстить, «как сказано в Коране».

Цели нет=? есть проявление русофобии, национализма, чеченского шовинизма, считают 1% респондентов.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 12 июля 2003 года. 1500 респондентов.

ТЕРРОРИЗМ

Траур по погибшим

После теракта в Москве 8 июля было объявлено днем траура. Респондентов спросили, следует ли, с их точки зрения, объявлять в подобных ситуациях траур, и если следует, то по всей стране или только там, где произошел теракт.

Для подавляющего большинства россиян очевидно, что траур объявлять необходимо (84%). За объявление траура только там, где произошло трагическое событие, голосуют 43% опрошенных, а за траур по всей стране=? 41%. Отметим, что только 6% респондентов возражают против объявления дня скорби по погибшим при подобных обстоятельствах людям.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 12 июля 2003 года. 1500 респондентов.

ТЕРРОРИЗМ

Образ жизни=? антитеррор

По мнению 48% россиян, такие теракты, как тот, что был совершен 5 июля в Москве, в принципе возможно предотвратить (37% считают, что сделать это невозможно). Каким образом? Какие меры должны принимать власти, чтобы не допустить терактов? Респонденты предлагают комплекс мер (данные в % от числа опрошенных):

улучшить работу правоохранительных органов и служб безопасности (навести порядок в самих правоохранительных органах и в спецслужбах, устранить коррупцию; улучшить финансирование и расширить агентурную сеть, усилить разведку) 23
принять конкретные меры по обеспечению безопасности граждан (усилить паспортный режим, охрану общественных объектов и мест скопления людей, контроль на границах, дорогах и контроль за распространением оружия) 14
предпринять действенные меры по разрешению чеченского конфликта (либо начать мирные переговоры и вывести войска, либо предоставить Чечне независимость и изолировать ее от России, либо «разгромить всю Чечню» и «истребить всех чеченцев») 10
навести более строгий порядок в стране (ужесточить законы и меры наказания в целом, но особенно за терроризм) 9
изгнать из крупных городов или вообще из России всех «инородцев» 6
изменить внутреннюю политику страны (сменить политический курс, правительство или даже политический строй, «вернуть сталинские времена») 2

Кроме того, 15% респондентов полагают, что власти должны «обратиться к народу за помощью», т.е. привлекать к сотрудничеству рядовых граждан, а сами граждане тоже должны оказывать помощь правоохранительным органам, «сплотиться», организовывать патрули и проявлять бдительность.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 12 июля 2003 года. 1500 респондентов.

ЮКОС

Имидж нефтяной компании ЮКОС

Как показал опрос, о нефтяной компании ЮКОС знают или хотя бы что-то слышали 67% россиян. Среди жителей мегаполисов, включая Москву, и больших городов этот показатель составляет 75-77%. Причем у 20% наших сограждан сложилось положительное отношение к ЮКОСу, у 17%=? отрицательное. Заметный перевес позитивных оценок наблюдается среди участников опроса моложе 35 лет (32:7), респондентов, имеющих высшее образование (26:18), а также у сторонников «Единой России» (27:13) и В.Путина (24:13).

Отрицательное отношение к ЮКОСу преобладает лишь у приверженцев КПРФ (11% относятся хорошо, а 24%=? плохо) и «голосующих» за Г.Зюганова (8:26).

Заявившие о хорошем отношении к ЮКОСу объясняют свою позицию тем, что, с их точки зрения, эта компания играет значительную роль в развитии экономики России: пополняет бюджет налогами, обеспечивает страну топливом, создает новые рабочие места, привлекает инвестиции («работают во благо России»; «снабжает хорошо бензином»; «налоги большие в казну платят»; «помогает многим тысячам людей зарабатывать неплохие деньги»; «дает людям работу»)=? 5%.

Такая же доля опрошенных отмечает, что ЮКОС=? это успешная компания, производящая качественную продукцию («процветающая компания»; «достаточно успешная компания с правильной политикой»; «качество бензина хорошее»).

2% респондентов говорят, что им нравится социальная политика ЮКОСа. С одной стороны, сотрудники компании получают хорошую зарплату, с другой -оказывается помощь пенсионерам, детям, учебным заведениям и т.д. («выдвигают социальные программы»; «они занимаются благотворительностью»; «они помогают МГУ как спонсоры»).

Другие (2%) мотивировали свое положительное отношение, ссылаясь на в целом позитивный образ ЮКОСа («слышала о них только положительное»; «умные, профессионалы, знают что делают»).

Некоторые (1%) судят обо всей компании по работе автозаправок ЮКОСа, где высокий уровень обслуживания, качественный бензин и «реальные цены» («заправки хорошо работают»; «дешевле цены, чем у «Лукойла»»; «европейский стандарт обслуживания»).

Респонденты, отрицательно относящиеся к ЮКОСу, чаще всего говорят не о тех или иных конкретных недостатках этой компании, а просто утверждают, что «крупные компании,=? это всегда воровство» и что «нефть должна принадлежать государству», т.к. «дары природы=? общие» («все недра должны принадлежать государству»; «не сеял, не пахал, а все его=? откуда?»)=? 7%.

Продолжают эту мысль респонденты (3%), которые уверены, что компании вроде ЮКОСа «грабят народ» и недра Родины («боюсь, что Россия останется без нефти»; «распродает страну, ее богатство»; «жируют за счет народа»; «не оказывают реальной помощи населению»). Словом, «пользы для России от них мало» (1%).

2%, отвечая на этот вопрос, припомнили ЮКОСу, что «бензин подорожал».

Таким образом, позитивное отношение к компании демонстрируют респонденты, которые имеют определенное представление о ее деятельности, негативное же=? те, кто просто не любит все крупные и вообще частные фирмы, руководствуясь принципом «все они=? воры».

Этот вывод подтверждает и распределение ответов на закрытый вопрос о том, отличается ли ЮКОС=? и если отличается, то в лучшую или в худшую сторону=? от других российских компаний. (Напомним: вопрос задавался только тем, кто знает или что-то слышал о ЮКОСе). 24% респондентов не видят никаких отличий, 26% затруднились ответить на этот вопрос. А среди тех, кто как-то выделяет ЮКОС из общего ряда, большинство отмечают позитивные отличия (13%) и только 4%=? негативные.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 12 июня 2003 года. 1500 респондентов

ЮКОС

События вокруг ЮКОСа

Хотя уже больше недели все центральные СМИ ежедневно уделяют довольно много внимания ситуации, сложившейся вокруг ЮКОСа и ареста одного из его акционеров, более половины россиян (53%) «впервые услышали» об этом от интервьюера. В той или иной степени информированы 35% опрошенных. Остальные (12%) затруднились ответить, слышали ли они что-то о разворачивающихся вокруг компании ЮКОС событиях. Впрочем, среди респондентов с высшим образованием знают или что-то слышали о «деле ЮКОСа» большинство=? 58%.

Информированных респондентов попросили ответить на вопрос «КАК ВЫ ОБЪЯСНИТЕ, ЧТО ПРОИСХОДИТ ВОКРУГ НЕФТЯНОЙ КОМПАНИИ ЮКОС И ЕЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ?» Было дано довольно много интерпретаций.

8% останавливаются на юридических аспектах дела, но говорят не о подоплеке происходящего, а называют факты: арест одного из совладельцев ЮКОСа, предъявление ему обвинений в крупных хищениях, проверка финансовой деятельности компании, проведение следственных действий, допрос М.Ходорковского и его коллег. Остальные респонденты постарались интерпретировать события и их причины.

Так, опрошенные видят в событиях вокруг ЮКОСа «борьбу за большие деньги»=? 4% («где деньги=? там и драка») или за имущество, собственность=? 3% («передел собственности этой компании», «дележка фирмы»).

Еще 4% объясняют все происходящее «дележкой власти»=? правда, не уточняют какой: экономической или политической, внутри компании или не уровне руководства страны.

Трактуют все происходящее как внутриотраслевую борьбу с конкурентами 3% респондентов («ЮКОС и еще какая-то нефтяная компания не могут поделить рынок сбыта после войны в Ираке»), а как «внутренние разборки»=? 2% (»что-то делят между собой директора ЮКОСа»).

Некоторые (3%) полагают, что все происходящее=? следствие «политических игр» Кремля в предвыборный год: то ли «сведение личных счетов», наказание за «неправильное» спонсирование ЮКОСом партий, идущих на выборы, то ли акция, направленная на повышение рейтинга В.Путина.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 12 июля 2003 года. 1500 респондентов.

ЮКОС

О Михаиле Ходорковском

Если о ЮКОСе, согласно данным опроса, знают или что-то слышали 67% россиян, то на вопрос о том, кто возглавляет эту нефтяную компанию, правильно отвечают только 13% респондентов (среди опрошенных с высшим образованием=? 28%). Конечно, доля слышавших о Михаиле Ходорковском=? гораздо больше. Поэтому когда респондентам сообщили, что ЮКОС возглавляет именно этот предприниматель, и попросили сказать, как они к нему относятся, затруднились ответить на вопрос менее трети респондентов (29%). 8% относятся к нему положительно, 10%=? отрицательно. 52% участников опроса заявили, что М.Ходорсковский им безразличен. Показательно, что негативное отношение к М.Ходорковскому чаще других демонстрируют сторонники Г.Зюганова (4% относятся положительно, 29%=? отрицательно) и КПРФ (5:21), а также респонденты старше 50 лет (6:17).

А относительно благожелательно к М.Ходорковскому относятся сторонники «Единой России» (12:6) и В.Путина (9:5), а также респонденты моложе 35 лет (10:4).

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 12 июля 2003 года. 1500 респондентов.

КРУПНЫЙ БИЗНЕС

Россияне о крупном бизнесе

Респондентов спросили, как представители крупного бизнеса влияют на разные стороны жизни страны. Около половины респондентов неизменно расценивают это влияние как негативное (данные в % от числа опрошенных):

Влияние представителей крупного бизнеса Политика Экономика Жизнь простых граждан
Положительное 17 25 14
Отрицательное 49 45 46
Не оказывают влияния 4 4 18

Однако от 14% до 25% россиян позитивно оценивают роль представителей крупного бизнеса. Среди этих людей сравнительно много жителей мегаполисов (Москвы, Санкт-Петербурга и других городов с населением свыше 1=млн человек), граждан с высшим образованием, моложе 35 лет, сторонников «Единой России» и других партий=? но только не КПРФ, и «оптимистов»=? респондентов, которые полагают, что нашли свое место в жизни, и с уверенностью смотрят в будущее, рассчитывая в ближайшие год-два повысить свой уровень жизни.

Хотя позитивные суждения о роль крупных бизнесменов встречаются в целом значительно реже, чем негативные, 53% респондентов считают, что в России следует создавать благоприятные условия для развития крупного бизнеса. Противоположной точки зрения придерживаются 22% опрошенных, у 25% нет определенного мнения на этот счет.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 12 июля 2003 года. 1500 респондентов.