Адрес: https://polit.ru/article/2003/08/11/622755/


11 августа 2003, 08:55

Один и тот же воздух. Другие итоги недели

В эти выходные старинный город Владимир потонул в волне туристов, по крайней мере гостиницы города. Администраторам оставалось только разводить руками v приходите в понедельник. Мест не было ни в пропахших едой и пылью общагах, ни в дорогущих евроремонтных коттеджах с саунами. Негде было приткнуться даже в гостинице Государственной Академии Управления. Об этом примечательном месте я узнал от женщины с ребенком, обегав в бесплодных поисках большую часть города.

- Где здесь ЕЩЕ есть гостиницы?

- Вон там, v указала на строгое здание с российским флагом при входе примостившееся неподалеку. v Но туда нельзя водить девушек, v добавила молодая мать сочувственно, с интересом взглянув на меня.

v А мужчин можно? v попытался пошутить я.

Женщина фыркнула и удалилась v шутка оказалась неудачной. Так и не удалось спросить у нее, где же у города настоящий центр v там, где Золотые ворота и фешенебельная гостиница «Владимир», или где памятник Ленина и общажное жилье по имени «Уют». Ближе к полуночи необходимый центр нашелся. Он оказался в пансионате «Клязьма» за чертой города с вполне себе уютными номерами и с видом на сосняк с балкона. Из-за леса кирпичными глыбами нескромно выглядывало какое-то элитное строительство.

В прошлые же выходные приезжих во Владимире было куда меньше. В отличие от Москвы, во Владимире День десантника никто не урезал. За несколько дней до праздника местная милиция пыталась успокоить приезжее население, пообещав выделить на каждого отдыхающего по два милиционера. Владимирское УВД даже поделилось планом защиты города, ведь как только кончается праздничная программа с разбиванием кирпичей о голову, город переводится на осадное положение.

Для введения стихии в рамки были взяты под усиленный контроль излюбленные десантниками объекты v Центральный парк, где гуляют молодые красавицы со своими кавалерами, не обученными премудростям самообороны, и Главный Рынок: там торгуют люди, приехавшие с Кавказа. Во вторник общество узнало о празднике всю милицейскую правду. Как сообщили корреспонденту ИА «Regnum» в дежурной части владимирского ГУВД, все прошло спокойно. Однако, по признанию правоохранителей, совсем без происшествий не обошлось v один из голубых беретов порезал ногу о пивную бутылку, гуляя по дну работающего фонтана. Как ловко бродит по воде морская пехота, знает каждый, кто хотя бы иногда смотрит телевизор. Милиционер же из дежурной части УВД прокомментировал это событие так: «Печальный опыт товарища убедил остальных десантников отказаться от купания».

Отягощенные негативным опытом береты в унынии разбрелись по соседним дворам, где вскоре к ним вернулся потерянный боевой дух. По словам студентки Светы Павловой, живущей в одном из этих злополучных соседних дворов, ее семье всю ночь не давал спать звон бьющейся посуды, истошные вопли и шум мордобоя. Десантники били в основном друг друга v нормальные люди в такие дни по вечерам стараются по городу не ходить.

Рассредоточившись по городу, морпехи продолжали праздновать еще неделю. В эту субботу на вокзале я был свидетелем того, как группа полупьяных мужиков в синих беретах провожала пару таких же, как они сами. Как-то даже хорошо на сердце стало v есть, блин, в стране люди, которых еще что-то связывает.

А в это воскресенье в Центральном парке многолюдно и совсем не опасно. У парка сорокапятилетний юбилей. Центральный парк v он все-таки для местных. Туристы предпочитают с умным видом рассматривать всяческие памятники культуры, количество которых на единицу площади во Владимире хоть и меньше, чем, например, в Суздале или Переславле-Залесском, но все же изрядное. По поводу юбилея был даже салют, и с двухнедельными гастролями приехал Цирк на Цветном бульваре. Со всего города съехались семьи с детишками и покорно встали за билетами, продававшимися под афишей с фотографией покойного Юрия Никулина.

Владимир как никакой другой город вписан в среднерусский ландшафт. В одной книге по урбанистике мне запомнилась карта-схема под названием «Агломерация Москва v Нижний Новгород». Агломерация v это такой мегагород, состоящий из нескольких сросшихся. То, что было изображено на схеме, напоминало асимметричную гантель, вытянутую по Горьковской железной дороге. Узелки, Ковров, Петушки и v самый толстый v Владимир. Урбано-географическая связь с Москвой имеет серьезные исторические корни. Владимир был центром Владимиро-Суздальского княжества, которое в период феодальной раздробленности было одним из самых могущественных. Москва и Нижний были западным и восточным форпостами. По сути со всей этой «агломерацией» за столетия произошло приблизительно то же, что происходит со всеми мегаполисами v постепенная атрофия центра. Сперва там становится неудобно жить, потом уходит администрация и бизнес. Обычно после этого в центре города остается пустое место, которое либо заселяется маргиналами, либо превращается в музей старины.

С Владимиром произошло нечто подобное v он стал одним из главных выставочных экспонатов Золотого кольца. В то же время владимирцы чувствуют себя причастными ко всему происходящему в Москве. К тому же от Москвы до Владимира три часа на поезде.

Что такое теракты, владимирцы знают не понаслышке. Когда в Москве взорвались дома по улице Гурьянова, в местной прессе прошла информация о том, что в Ленинском районе в подвале девятиэтажки, где находится детская библиотека, в которую обычно приходит много детишек, обнаружили мешки с гексогеном.

По мнению 40-летнего Вячеслава, террористы вполне могут выбрать Владимир в качестве очередной мишени, поскольку это близко от Москвы. С ним соглашается 54-летний столяр, который любит, чтобы его называли Николаичем: «Владимир v это старый русский город, удар по нему v это в самое сердце».

Московские трагедии во Владимире воспринимают как собственные. По словам 17-летней студентки Ульяны, в Москве на фестивале «Крылья» было много ее знакомых. Она очень боялась за них. К счастью, никто не пострадал. Ее эмоциональная подружка Даша рассказывает: «Когда я бываю в Москве и иду по переходу, мне становится страшно за продавщиц, ведь они такие же молодые девчонки, как я. От этих террористов можно ждать чего угодно. Когда я смотрю по телевизору репортажи о терактах v у меня мурашки по коже».

Жизнь во Владимире, зеркально отражает московскую. Зеркало немножко кривое, как, впрочем, и в гостиничном номере, где я жил.

Вот, например, история про милиционеров-оборотней, из местной прессы: «Вновь заявили о себе милиционеры-оборотни v на этот раз целью ограбления стал сельский магазин, расположенный в садовом товариществе Салют в деревне Сопово Киржачского района».

За эту неделю это уже вторая проделка оборотней: в деревне Великово трое неизвестных в милицейской форме ограбили предпринимателя v отняли 200 тысяч рублей и 900 долларов.

Оборотней пока не поймали v ни первых, ни вторых. Но в той же газете, из которой почерпнуты истории об оборотнях, есть сообщения об успехах владимирской милиции. Бывшие работники владимирской хлебопекарни похитили 86 хлебных противней. Хозяйка пекарни, 34-летняя москвичка, сообщила об этом милиции, вскоре некие трое были пойманы, они сейчас под следствием, но вернули ли противни хозяйке v пока неизвестно.

По поводу развернутой в СМИ кампании владимирцы особых иллюзий не испытывают. По словам 45-летнего инженера Вадима, «это все очень тенденциозно. Нынешний глава МВД Борису Грызлову очень хочется чем-то выделиться и поэтому проводит всю эту показуху».

Вообще, владимирцы относятся к Москве так, как должны относиться жители периферии к центру в нормальном государстве. Это место v где живут такие же, как мы, но у них больше доступа к ресурсам. По словам 18-летнего студента музучилища Артема, Владимир v это место, где живут, а Москва v где работают. Когда он через два года закончит училище v поедет в столицу доучиваться. «Вернусь обратно v стану крутым». С тем, что москвичи несколько заносчивы, соглашались практически все респонденты. «Одним воздухом дышим, но у нас все же люди подушевнее будут», v сказал на прощание Николаич.