Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
13 декабря 2017, среда, 01:09
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

18 августа 2003, 19:41

Эмиграция из стран с переходной экономикой

Над темой номера работала Екатерина ЩЕРБАКОВА

Владимир Медведев.
Эмигранты (На Запад).

Vladimir Medvedev.
Emigrants (To the West)
1521

<«I>За 1980-1998 годы из стран с переходной экономикой на Запад выехало более 13 миллионов человек <«I>Волны эмиграции из стран с переходной экономикой периодически возникали на протяжении полутора столетий <«I>Миграционный обмен между странами с переходной экономикой прошел свой пик в середине 1990-х <«I>Три четверти иммигрантов из стран с переходной экономикой поглотила Германия <«I>Основные потоки эмиграции из стран с переходной экономикой <«I>Влияние эмиграции на общий рост населения <«I>Приложение

За 1980-1998 годы из стран с переходной экономикой на Запад выехало более 13 миллионов человек

Последняя четверть ХХ века ознаменовалась крупными политическими и экономическими изменениями в Восточной Европе и бывшем СССР. Сочетание политической нестабильности, межнациональных конфликтов, экономических трудностей и открытия границ после распада коммунистических режимов привело к значительной международной миграции между странами с переходной экономикой, а также между ними и странами с развитой рыночной экономикой. Основные черты этих миграционных потоков рассмотрены в специальном докладе ООН «Международная миграция из стран с переходной экономикой в 1980-1999 годах».1

К странам с переходной экономикой в докладе отнесены все бывшие республики СССР, а также страны Восточной Европы: Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Македония, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия, и Югославия. Все эти страны в целом представляют собой регион эмиграции, т.е. теряющий население в результате миграционного обмена (табл. 1). За 1980-1998 годы из него на «Запад», т.е. в страны с развитой рыночной экономикой2 выехало более 13,2 миллиона человек, но так как было движение и в противоположном направлении, чистые потери в миграционном обмене с этими странами составили 8,7 миллиона человек.

Таблица 1. Международная миграция между странами с переходной экономикой и странами с развитой рыночной экономикой, 1980-1998, тысяч человек

Годы Выбывшие из стран с переходной экономикой в страны с развитой рыночной экономикой Выбывшие из стран с развитой рыночной экономикой в страны с переходной экономикой Чистые потери стран с переходной экономикой 1980-1984 1167 511 656 1985-1989 2708 746 1962 1990-1994 6074 1811 4263 1995-1998 3255 1442 1813 Всего 13204 4510 8694

Такие оценки получены путем обобщения данных о направлениях и объемах миграционных потоков, представленных 45 странами, как отдающими, так и принимающими мигрантов. Как и в любых других международных обследованиях, весьма актуален вопрос о доступности данных, их достоверности и сопоставимости. Применение стандартных определений и критериев в данном случае затруднительно даже на региональном уровне. Отсутствие единообразия связано прежде всего с различиями в законодательной системе и регулировании миграции, которые, в свою очередь, влияют на систему сбора информации, определения и критерии классификации.

В ряде стран Западной и Северной Европы, а также в некоторых странах с переходной экономикой существуют регистры населения, позволяющие получить данные о международной миграции, причем, в отличие от других административных источников, как о прибывших, так и о выбывших. Основные недостатки информации, получаемой из регистра, v  недооценка эмиграции (остаются в регистре те, кто выезжает из страны на длительный строк) и переоценка числа мигрантов в стране.

С другой стороны, статистика, основанная на информации о выдаче разрешений, отражает скорее административные процедуры, чем передвижения людей. Данные о выдаче вида на жительство не дают информации об эмиграции иностранных граждан и о их наличии в стране на определенный момент. Как и регистры населения, данные о выдаче разрешительных документов слабо отражают время перемещений. Более аккуратно временные характеристики миграции отражают данные пограничного контроля.

Различия в критериях отнесения к мигрантам также требуют осторожности и аккуратности в интерпретации данных о международной миграции. Кроме того, нельзя забывать о неполноте информации, представленной разными странами (отсутствие соответствующих данных в таблицах обозначено знаком «...»), а следовательно, и обобщающих показателей.

Все это означает, что приводимые в докладе ООН количественные оценки не следует абсолютизировать, они дают лишь общее представление об основных тенденциях.

Волны эмиграции из стран с переходной экономикой периодически возникали на протяжении полутора столетий

Миграционный всплеск конца ХХ века - не первый в истории стран с переходной экономикой, постоянно возникающие волны миграции были характерны для них и в прошлом. Начиная с середины XIX века, значительное число жителей этого региона выехало за его пределы.3

В период с 1901 по 1915 годы в Северную и Южную Америку перебралось более 7 миллионов человек.4 После Первой мировой войны эмиграция за океан сократилась из-за снижения спроса на рабочую силу в принимающих странах и введения законодательных ограничений в ряде стран, прежде всего в США. Миграция на европейском континенте, напротив, возросла. Франция и Бельгия стали основными странами, в которые направлялись мигранты из Польши и Чехословакии.5

Следующая волна миграции в регионе набрала силу в период Второй мировой войны и сразу после нее. С 1945 по 1950 год по меньшей мере 12 миллионов немцев бежали или были перемещены из Восточной Европы в Германию или переехали на жительство в Австрию. Больше всего немцев прибыло из Польши (7 миллионов человек), Чехословакии (3,2) и Советского Союза (1,5). Кроме того, по некоторым оценкам, около 1,5 миллиона поляков покинули восточные территории Польши, присоединенные после войны к СССР, в то время как примерно 500 тысяч белорусов, литовцев и украинцев переехали из Польши в Советский Союз.6

К 1950 году вновь установленные в восточноевропейских странах коммунистические режимы ввели строгие меры эмиграционного контроля. Миграция в страны с развитой рыночной экономикой была фактически запрещена. Миграция между странами с централизованной плановой экономикой происходила в очень ограниченном размере и обычно описывалась не как миграция, а как «временное перемещение рабочей силы для согласованного использования производительных ресурсов дружественных стран».7 Несмотря на эти ограничения, миграционные потоки все же полностью не иссякали. Страны за пределами региона проводили относительно открытую миграционную политику по отношению к тем гражданам из восточных стран, которые эмигрировали незаконно и въезжали в страны с развитой рыночной экономикой как политические беженцы или репатрианты. Еще до 1980 года сложились довольно значительные этнические миграционные потоки, представленные в основном этническими немцами из Чехословакии, Польши, СССР, Югославии и ГДР, а также евреями из СССР, направлявшимися в Израиль.8 Воссоединение советских евреев с их семьями в Израиле то в большей, то в меньшей степени разрешалось с середины 1960-х годов. Небольшие волны миграции отмечались также после драматических событий 1956 года в Венгрии и 1968 года в Чехословакии. Конституция Югославии 1963 года была первой, в которой признавалось право граждан на эмиграцию. В течение 1960-х годов по меньше мере 500 тысяч трудовых мигрантов из Югославии со своими семьями переехали в ФРГ и Австрию. К середине 1970-х годов эта волна спала из-за экономического кризиса и ограничительной политики, проводимой правительствами западноевропейских стран.

Вплоть до 1987 года международная миграция в странах с переходной экономикой была неустойчивой и строго контролировалась государством. В период с 1980 по 1987 год страны с развитой рыночной экономикой получали в среднем за год 130 тыс. человек за счет чистого миграционного прироста из этого региона (см. табл. 3, П-4 и П-5). Регистрируемой миграции между странами внутри региона практически не существовало. Наиболее значительным миграционным потоком было передвижение, по большей части нелегальное, румын в Венгрию. Исключениями из группы стран с искусственно низкой эмиграцией были Польша, Румыния и Югославия. Раньше всего массовое бегство в страны с развитой рыночной экономикой началось из Польши. И хотя, согласно официальным польским источникам, общий отток за 1980-1989 годы (по выданным разрешениям) составил 270 тысяч поляков, по некоторым оценкам, истинное число эмигрантов превысило 1,7 миллиона человек, причем до 1988 года Польшу покинули около миллиона человек. По данным министерства внутренних дел Румынии, около 190 тысяч румын покинули страну с 1980 по 1987 год. Это цифра лишь немного меньше общего числа иммигрантов из Румынии, зарегистрированных в принимающих странах (210 тысяч человек). В отличие от этих стран, Югославия в начале 1980-х годов была страной иммиграции, в основном, для возвращающихся на родину югославов, прежде всего из Германии.

Особое значение в этот период имела миграция национальных меньшинств, имевших родственные связи за пределами стран исхода, а также поток мигрантов, ищущих убежища за рубежом. Примерно треть эмигрантов из Польши и почти половина уехавших из Румынии была представлена этническими немцами (Aussiedler), которые сразу же обратились за получением гражданства в Германии.

Другой отличительной чертой перемещений до начала переходного периода была их нестабильность во времени. Относительно длительные периоды крайне низкой эмиграции чередовались с непродолжительными периодами, в которые миграция возрастала в связи со временным ослаблением контроля, экономическими трудностями и специфическими политическими конфликтами. Например, в Польше число выбывших удваивалось во время политических переворотов 1981 и 1987 годов. Число выехавших из Польши в Германию увеличилось с 68 тысяч в 1980 году до 140 тысяч в 1981 году. В Австрии наибольшее число прошений о предоставлении убежища от поляков было подано в 1981 году (29,1 из 34 тысяч). Миграционный отток из Югославии начал возрастать в 1986 году, после того как правительство приняло программу экономических ограничений и политический климат стал нестабильным.

Миграционный обмен между странами с переходной экономикой прошел свой пик в середине 1990-х

Переход от централизованной плановой экономики к рыночной привел к нарастанию различий между странами в регионе. Хотя на ранних стадиях переходного периода большинство стран пережили экономический кризис, преодоление этого этапа в разных странах происходило по-разному. Некоторые из них пережили переходный период с относительно стабильными политическими и постоянно улучшавшимися экономическими условиями. Чешская Республика, Венгрия и, в меньшей степени, Польша, Словакия и страны Балтии смогли поддерживать свой экономический рост на протяжении 1990-х годов. Другие испытывали значительную политическую нестабильность и экономический спад. Это относится к большинству стран СНГ и всем государствам, возникшим в результате распада Югославии, за исключением Словении, в которой темп экономического роста был на уровне развитой рыночной экономики. И даже в странах, которые не пострадали от вооруженных конфликтов, переход к рыночной экономике привел к экономическому спаду или стагнации и значительному структурному дисбалансу (неравновесию).9

Такая неоднородность отразилась на демографическом развитии и, в частности, на интенсивности и направлениях миграционных потоков. В то время как одни страны отдавали население в результате миграционного обмена как по политическим, так и по экономическим причинам, другие стали к концу 1990-х годов принимать значительное число мигрантов. Некоторые страны одновременно являются странами иммиграции, эмиграции и транзитной миграции, другие, благодаря серьезным административным и экономическим барьерам, сдерживают мобильность населения.

Политические и экономические процессы 1990-х годов сильно сказались на миграции между самими странами с переходной экономикой - она охватывала от 1,5 до 1,9 миллиона человек в среднем за год. Распад федеративных государств (СССР, ЧССР и СФРЮ) способствовал росту международной миграции не только тем, что бывшие ранее внутренними потоки стали международными. Трансформация коммунистических федераций (кроме Чехословакии) сопровождалась усилением напряженности в межнациональных отношениях, нередко приводящим к вооруженным конфликтам, что имело своим следствием многочисленные перемещения больших людских масс. Но они не были устойчивыми.

Возврат к более устойчивым долговременным тенденциям миграции произошел во второй половине 90-х годов, когда утихли основные вооруженные конфликты, а принимающие страны ужесточили свою миграционную политику и практику предоставления убежища.

Миграционные потоки внутри региона стран с переходной экономикой также сократились  v почти наполовину по сравнению с началом 1990-х годов. Однако, по мнению ряда исследователей, оборот миграции, напротив, вырос, хотя это и не отражается в статистике. Основными формами миграции стали различные кратковременные перемещения внутри региона между соседними странами, включая трудовую миграцию сезонных рабочих, работающих по контракту и «челноков».10

Таблица 2. Итоги миграции между странами с переходной экономикой, 1990-1998



Три четверти иммигрантов из стран с переходной экономикой поглотила Германия

Уже в конце 1980-х годов некоторые страны с переходной экономикой ослабили контроль и смягчили условия зарубежных поездок своих граждан, а также заняли более терпимую позицию по отношению к представителям определенных этнических групп, желавших эмигрировать, что привело к резкому нарастанию миграционных потоков, ориентированных на страны с развитой рыночной экономикой. Не менее 2 миллионов человек уехали в эти страны уже за 1987-1989 годы. К продолжавшемуся оттоку граждан Польши, Румынии и Югославии добавилось более чем 600 тысяч немцев из ГДР, которые перемещались в ФРГ через Венгрию, Чехословакию или Австрию. Эта миграционная волна достигла пика осенью 1989 года и стала одной из причин падения Берлинской стены и исторических перемен в регионе, произошедших в 1989-1991 годах.

Таблица 3. Число прибывших в страны с развитой рыночной экономикой из стран с переходной экономикой , 1980-1999, тысяч человек

Страна Всего за В том числе за период прибытия 1980- 1999 1980- 1984 1985- 1989 1990- 1994 1995- 1999 Австралия 155,4 22,4 32,9 52,0 48,1 Австрия 245,0 59,1 53,7 0,0 132,2 Бельгия 42,4 4,2 4,9 12,2 21,1 Великобритания 73,6 2,7 6,7 40,0 24,2 Германия 9849,2 836,9 2252,3 4384,6 2375,4 Греция 58,1 0,0 0,0 24,6 33,5 Дания 59,8 4,1 7,9 12,0 35,8 Израиль 797,0 16,3 24,0 527,1 229,6 Исландия 2,8 0,0 0,3 1,3 1,2 Италия 255,1 0,0 0,9 73,2 181,0 Канада 341,5 48,3 69,4 127,7 96,1 Люксембург 14,9 0,6 0,9 6,9 6,5 Нидерланды 95,0 5,9 9,7 43,8 35,6 Новая Зеландия 11,8 0,7 0,5 4,0 6,6 Норвегия 41,6 2,3 6,1 21,6 11,6 США 1008,6 111,5 119,8 436,8 340,5 Финляндия 80,7 2,4 3,5 43,9 30,9 Франция 94,0 12,8 10,2 29,7 41,3 Швеция 312,1 19,3 25,1 191,0 76,7 Швейцария 233,7 17,4 79,4 96,9 40,0   ВСЕГО 13259,1 1166,8 2708,2 6129,3 3254,8

В 1990-е годы, с началом собственно переходного периода, миграционное законодательство повсеместно либерализовалось и миграционные потоки стали быстро нарастать. В 1990-1994 годах они достигли исторически уникальных уровней почти во всех странах. В 1990-1992 годах среднегодовой чистый миграционный прирост в странах с развитой рыночной экономикой, по официальным данным, составлял 980 тысяч человек против 175 тысяч до 1989 года. Но затем приток стал убывать, и к 1998 году число прибывающих в страны с развитой рыночной экономикой из стран с переходной экономикой сократилось на треть по сравнению с началом 90-х годов.

Существовал, конечно, и обратный поток, но он был значительно меньшим (табл.4). Правда, он и менялся меньше, так что сильное сокращение притока во второй половине 1990-х годов при относительно большей стабильности оттока привело к довольно быстрому снижению коэффициентов чистой миграции.

Таблица 4. Число выбывших из стран с развитой рыночной экономикой в страны с переходной экономикой , 1980-1999, тысяч человек

Страна Всего за В том числе за период выбытия 1980- 1999 1980- 1984 1985- 1989 1990- 1994 1995- 1999 Австралия 48,9 8,9 10,2 15,1 14,7 Австрия 117,8 0,0 0,0 0,0 117,8 Бельгия 15,3 2,9 2,5 4,6 5,3 Великобритания 51,9 0,6 7,7 22,9 20,7 Германия 4337,1 476,6 706,0 1682,5 1472,0 Греция 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 Дания 18,3 2,0 1,8 5,8 8,7 Израиль 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 Исландия 1,0 0,0 0,0 0,7 0,3 Италия 20,4 0,0 0,4 8,4 11,6 Канада 14,5 0,0 0,0 5,8 8,7 Люксембург 4,4 0,5 0,6 1,5 1,8 Нидерланды 19,8 4,4 2,3 4,7 8,4 Новая Зеландия 2,1 0,4 0,3 0,5 0,9 Норвегия 12,1 0,6 1,1 4,7 5,7 США 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 Финляндия 10,2 0,6 1,3 3,4 4,9 Франция 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 Швейцария 122,6 9,5 28,0 45,1 40,0 Швеция 20,3 4,5 2,1 4,8 8,9   ВСЕГО 4527,8 511,5 764,3 1810,5 1441,5
За общими тенденциями скрываются заметные различия между отдельными странами (рис. 1). Миграция из стран с переходной экономикой постоянно снижалась, достигнув пика в 1993-1994 годах, в большинстве принимающих стран (Австралии, Канаде, Дании, Германии, Норвегии и США), но в некоторых она, напротив, увеличилась к концу 1990-х годов. Это было связано со специальными программами регулирования миграции, реализованными во Франции в 1997-1998 годах, в Греции в 1998-1999 годах, в Италии в 1996 и 1998 годах, благодаря которым многие граждане стран с переходной экономикой, уже находившиеся в этих странах, смогли легализовать свое положение. Так, в Греции «белую карту» (первая стадия легализации) получили 240 тысяч албанцев, 25 тысяч болгар и 17 тысяч румын. В Италии разрешение на работу в 1996 году получили 20,2 тысяч албанцев. В Бельгии, Великобритании и, в меньшей мере, во Франции более поздний подъем волны иммиграции был связан с ростом числа прошений об убежище. Наибольшее число таких прошений от представителей национальностей Албании, Словакии, Македонии и большинства бывших республик СССР было подано в конце 1990-х годов - 2000 году. Более гибкие условия предоставления убежища и работы по отдельным специальностям сочетались при этом с ужесточением ограничительной политики в отношении мигрантов.









Рисунок 1. Прибывшие из стран с переходной экономикой в некоторые страны с развитой рыночной экономикой, тысяч человек

Германия была основной западной страной, принимавшей мигрантов (рис. 2). Ее исторические связи со многими странами Восточной Европы и географическая близость к ним во многом определили высокую интенсивность миграционных потоков.11 Начиная с 1990 года, основными поставщиками мигрантов в Германию были Польша и бывшая Югославия. До этого наиболее интенсивным был поток из ГДР в ФРГ. Много мигрантов приняли также США (в основном из Польши и Украины), Швейцария (из государств  v бывших республик Югославии), Канада (из Польши и государств v бывших республик Югославии), Австрия и Италия. Граждане восточно-европейских стран составляли более 80% иммигрантов в Израиль и более 70% v в Германию. В США они, напротив, составляли меньшинство - менее 10%.



Рисунок 2. Распределение прибывших из стран с переходной экономикой по странам с развитой рыночной экономикой, 1980-1999, %

В результате этих перемещений в постоянном населении стран с развитой рыночной экономикой стало нарастать число выходцев из стран с переходной экономикой - в основных принимающих странах оно выросло с 1,9 миллиона человек в 1990 году до 3,3 миллиона в 1995 (табл. 5). После 1995 года число родившихся за границей выросло в большинстве стран (табл. 6), а число иностранцев оставалось стабильным или даже снижалось по мере возрастания доли натурализовавшихся.

Таблица 5. Численность граждан стран с переходной экономикой, проживающих в других странах, 1980, 1990, 1995 и 1998, тысяч человек

  1980 1990 1995 1998 Австрия 138,6 263,2 326,8 335,1 Бельгия 39,3 34,4 41,4 34,6 Великобритания .. 59 65 84 Германия 756,8 1072,3 2077,2 2055,5 Греция 8,3 27,5 39,4 54,4 Дания 8,8 14,7 21 47,2 Исландия 0,1 0,8 0,8 1,9 Испания 0,3 2,1 10,3 23,1 Италия 5 22,3 126,7 226,3 Люксембург .. 2,9 .. .. Нидерланды 15,6 18,7 43,1 42,6 Норвегия 3 7,7 21,2 23,6 Португалия   0,4 1 1,7 Финляндия 1,4 5,6 53,2 70,6 Франция 145,8 115,5 .. 122,9 Швейцария 70,2 163,1 320,2 345,8 Швеция 55,5 70 131,2 112           Болгария .. .. 81 92,8 Венгрия .. 89 112,5 118,2 Румыния .. .. 1,7 1,4 Словакия .. .. 21,9 27,4 Чехия .. .. 158,7 228,9

Таблица 6. Родившиеся в странах с переходной экономикой, проживающие в некоторых западных странах, 1980, 1990, 1995 и 1998, тысяч человек

  1980 1990 1995 1998 Австралия 278,7 289,0 301,1 370,5 Великобритания 175,9 140,1 .. .. Канада .. 502,8 750,5   Нидерланды .. 37,0 70,5 87,2 Новая Зеландия 8,9 7,3 13,0 .. США 1316,0 1166,2 .. .. Франция .. .. .. 255,7 Швеция 106,0 136,0 226,0 234,0

Основные потоки эмиграции из стран с переходной экономикой

Большая часть миграционных потоков из стран с переходной экономикой была обусловлена политическими и этническими факторами. Согласно данным статистики стран, принимавших мигрантов, только из государств, образовавших из бывших республик Югославии, в 1990-1998 годах выехало более 2 миллионов эмигрантов. Почти 800 тысяч человек выехало в 1993-1994 годах после восстания боснийских сербов против независимости Боснии и Герцеговины. Число эмигрантов из Азербайджана и Армении удвоилось во время нагорно-карабахского конфликта (1988-1990), примерно такой же рост миграции наблюдался в Грузии в наиболее тяжелые годы вооруженного конфликта в Южной Осетии и Абхазии (1990-1993). Во время гражданской войны в Таджикистане (1990-1993) объем миграции утроился.

Помимо эмигрантов необходимо иметь в виду и большое количество внутренних мигрантов, снявшихся со своих мест, но оставшихся в пределах своих государств. К началу 2000 года число внутренних мигрантов в государствах v бывших республиках СССР составило 1,6 миллиона человек, бывших республиках Югославии v более 250 тысяч человек.

Прошение о предоставлении убежища было не единственным способом бегства из страны. По данным Верховного Комиссара по делам беженцев ООН, за 1990-2000 годы в странах с развитой рыночной экономикой было подано примерно 2,2 миллиона прошений об убежище от граждан стран с переходной экономикой, в том числе 1,2 миллиона от граждан бывшей Югославии. Но число эмигрантов во время вооруженных конфликтов было значительно большим, чем число просящих убежища в странах с развитой рыночной экономикой. Многие беженцы из Боснии и Герцеговины, а позже из Косово, не фигурируют в статистике ходатайств об убежище, хотя им было предоставлен временный статус в странах, принявших их. Второй по численности группой просивших об убежище были граждане Румынии, которые подали, начиная с 1989 года, 400 тысяч прошений.

Примерно половина всех прошений об убежище была подана в Германии, значительным было также число прошений об убежище в Австрии, Швейцарии и США. Достигнув пика в 1992 году, число ищущих убежища за рубежом значительно снизилось к 1997 году, поскольку большинство стран с переходной экономикой стали рассматриваться как вполне безопасные (рис. 3 и табл. П-8 Приложения). Доля удовлетворенных прошений о предоставлении статуса беженца стала быстро снижаться как из-за роста необоснованных прошений, так и из-за ужесточения миграционной политики принимающих стран. В большинстве из них в 1993-1998 годах были приняты новые законодательные нормы и введены новые административные процедуры, направленные на ускорение рассмотрения прошений и отклонение откровенно необоснованных запросов. Во многих странах были введены визы, а, кроме того, было решено ограничить предоставление статуса беженца для стран, не подписавших Конвенцию ООН 1951 года о статусе беженцев.

Тем не менее, статистические данные говорят о явном росте числа прошений об убежище после 1997 года. Его причинами были не только вооруженные конфликты в Косово и Чечне. Число граждан Албании, Чехии, Венгрии, Словакии и большинства государств v бывших республик СССР, просивших об убежище, было самым высоким именно в конце 1990-х годов. Из-за ужесточения условий предоставления убежища в странах, традиционно его предоставлявших, они направлялись в другие страны Западной и Восточной Европы. Так, в Бельгии, Великобритании, Ирландии, Нидерландах, Франции и Швейцарии увеличение числа прошений было зарегистрировано после 1995 года. И хотя данные о предоставлении убежища странами с переходной экономикой явно не полные, очевидно, что Венгрия, Польша, Румыния, Словакия и Чехия сами стали странами, в которых искали убежища граждане других стран с переходной экономикой, а также, в большей степени, из развивающихся стран (Афганистана, Ирака, Шри-Ланки). Лучшее знакомство с процедурами предоставления убежища в этих странах, лучшая социальная поддержка и более благоприятная ситуация на рынке труда в них на фоне финансово-экономического кризиса 1998 года в России - все это способствовало росту числа желающих получить убежище в этих странах. Определенную роль также могло сыграть улучшение практики регистрации подачи ходатайств об убежище.



Рисунок 3. Число подавших прошение о предоставлении убежища из стран с переходной экономикой, 1989-2000, в тысячах человек

Кроме того, подача прошения об убежища не обязательно отражает время въезда в страну. В Великобритании, например, половина прошений в 1998-1999 годах была подана лицами, уже как-то въехавшими в страну до этого. Ужесточение визового режима и введение ограничений на выдачу пособий беженцам привело к снижению числа обратившихся за получением убежища в 1995-1996 годах. Канада, Норвегия, Швеция и Финляндия временно вводили подобные меры, чтобы предотвратить въезд беженцев-цыган. Лишь несколько тысяч цыган, ходатайствовавших о предоставлении убежища в странах Западной Европы с конца 1990-х годов, получили статус беженцев. Остальные были признаны экономическими мигрантами.

Другим важным компонентом долговременных тенденций миграции в регионе стран с переходной экономикой была добровольная репатриации титульных национальностей и депортированных ранее народов, прежде всего в государствах v бывших республиках СССР. В частности, за 1990-е годы значительно сократилась русская и украинская диаспоры. Около 3 миллионов этнических русских и примерно миллион этнических украинцев вернулись на свою родину в 1989-1998 годы. Кроме того, начиная с 1980 года, по крайней мере, 3,5 миллиона этнических немцев переехали в Германию. Почти миллион человек переехали в конце 1980-х годов из ГДР в ФРГ (Űbersiedler). Значительное число немцев (Aussiedler) выехало из Польши (700 тысяч), Казахстана (600 тысяч человек начиная с 1992 года) и России (400 тысяч с 1992 года). Этническая иммиграция в Германию v основная причина резкого подъема и последующего снижения миграции из стран с переходной экономикой в 1990-е годы. Число немцев, прибывших из этого региона, сократилось с 2,2 миллиона человек в 1990-1994 годах до 600 тысяч человек в 1995-1998 годах. Если до 1990 года этнические немцы могли въезжать в Германию и уже там доказывать, что их происхождение позволяет им остаться в стране, то после 1990 года в связи с изменениями в законодательстве они должны были делать это до въезда в страну. Была также установлена квота - 220 тысяч прибывших в год, хотя в первые годы переходного периода она значительно превышалась. Израиль также получил почти 1,5 миллиона мигрантов, в основном евреев, из региона с переходной экономикой, начиная с 1990 года. В Финляндии примерно треть иммигрантов из этого региона составляли представители финно-угорских народов, в основном из стран Балтии и России. В числе других относительно значительных этнических потоков можно упомянуть венгров из Румынии и Словакии, греков из Албании и государств - бывших республик СССР, а также цыган из Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии, выезжавших за пределы региона.

Важной характеристикой миграционной ситуации в странах с переходной экономикой является значительная нерегистрируемая международная миграция. Она порождает значительное число нелегальных мигрантов и превращает сам регион не только в пункт приема, но и в перевалочный пункт для транзитных мигрантов. Отсутствие сплошных границ обусловливает привлекательность стран с переходной экономикой как трамплина для продвижения на Запад. Из-за экономических трудностей переезда многие из транзитных мигрантов надолго оседают в регионе. Оценки нерегистрируемой миграции варьируют в широких пределах. Так, для Российской Федерации они составляют от 700 тысяч до более чем 4 миллионов человек, для Украины - от 70 до 500 тысяч человек.

Основной компонент этих нерегистрируемых потоков v краткосрочные перемещения людей с целью работы или торговли (при наличии законных туристических виз, временных документов и т.п. или без них). Эти краткосрочные перемещения на небольшие расстояния обычно никак не фиксируются, но они являются важным источником доходов для значительной части населения в ряде стран с переходной экономикой.

Влияние эмиграции на общий рост населения

Внутри региона стран с переходной экономикой по мере развития демократии наблюдалось усиление различий между странами. Если одни страны с самого начала характеризовались эмиграцией как по политическим, так и по экономическим причинам, то другие в конце 1990-х годов стали странами, принимающими мигрантов.

На протяжении 1990-х годов пять стран имели в целом положительное сальдо миграции: Российская Федерация, Словакия, Словения, Хорватия и Чехия. Венгрия и Польша приняли значительное число иммигрантов, но все же имели отрицательный чистый миграционный прирост, теряя населения в миграционном обмене с Австрией, Канадой, Германией и США.

Среди стран с отрицательным сальдо миграции некоторые выделялись чрезвычайно высокими показателями, особенно в 1990-1995 годах. В среднем за год чистый миграционный отток составил в Боснии и Герцеговине 43 человека на 1000 населения, в Югославии  v 15, Киргизии v 12,3, Казахстане -11,5. Это были самые высокие показатели миграционного оттока в мире за этот период. Они сопоставимы только с показателями, характерными для стран, находившихся в состоянии войны (Кувейт, Либерия, Руанда). Во второй половине 90-х годов в большинстве случаев коэффициенты миграционного оттока снизились (исключения v Казахстан и Албания, в которых эмиграция нарастала в течение всех 90-х годов). В 1995-1998 годах чистый миграционный отток составлял в Казахстане 16,3 на 1000 человек в среднем за год, в Албании - 8,4.

Демографические индикаторы показывают, что миграция не только усиливала убыль населения, но в ряде случаев была определяющим фактором такой убыли в странах региона, для которых в 1990-е годы был характерен отрицательный естественный прирост. В первой колонке табл. 7 представлены данные о миграционном приросте, полученные из официальных источников, в последней - оценка миграционного прироста, полученная как разность между общим и естественным приростом населения.

Таблица 7. Чистая миграция, общий и естественный прирост населения в странах с переходной экономикой, 1990-1998, на 1000 человек

  Миграционный прирост по официальным данным Общий прирост населения Естестве- нный прирост Миграционный прирост как разница между общим и естественным приростом населения   1990- 1995 1995- 1998 1990- 1995 1995- 1998 1990- 1995 1995- 1998 1990- 1995 1995- 1998 Азербайджан -7,5 -4,7 13,7 9,1 16,7 9,9 -3,0 -0,8 Албания -2,5 -8,4 -6,4 -5,3 18,3 15,7 -24,7 -21,0 Армения -8,8 -9,2 11,8 1,4 10,9 3,9 0,9 -2,5 Белоруссия -0,5 -0,3 1,3 -2,8 0,0 -4,2 1,3 1,4 Болгария -1,1 -0,7 -7,3 -11,2 -2,6 -6,3 -4,7 -4,9 Босния и Герцеговина -43,2 1,3 -46,2 30,2 5,8 3,1 -52,0 27,1 Венгрия -0,6 0,0 -2,9 -4,9 -2,6 -4,2 -0,3 -0,7 Грузия -10,3 -7,4 -4,0 -3,4 5,3 2,3 -9,3 -5,7 Казахстан -11,5 -16,3 -1,6 -5,4 10,4 6,9 -12,0 -12,3 Киргизия -12,3 -3,3 7,5 15,1 20,0 15,6 -12,5 -0,5 Латвия -10,0 -4,7 -12,0 -7,7 -3,2 -5,7 -8,8 -2,0 Литва -3,9 -1,1 -0,4 -1,0 1,7 -1,0 -2,1 0,0 Македония 1,5 -3,7 5,6 7,1 8,8 6,5 -3,2 0,6 Молдавия -5,1 -4,1 -1,2 -2,0 4,7 0,5 -5,9 -2,5 Польша -2,0 -0,9 2,5 0,1 2,9 0,6 -0,4 -0,5 Россия 2,3 2,5 -0,2 -3,6 -2,7 -5,5 2,5 1,9 Румыния -3,5 -1,2 -4,6 -2,0 0,0 -1,7 -4,6 -0,3 Словакия 0,0 0,0 4,1 1,3 3,7 0,9 0,4 0,4 Словения 0,1 0,3 7,4 -0,2 0,5 -0,8 6,9 0,6 Таджикистан -12,1 -5,7 15,9 11,7 26,9 22,1 -11,0 -10,4 Туркменистан -3,6 -4,7 27,6 23,6 25,0 21,4 2,6 2,2 Узбекистан -5,4 -3,0 21,0 17,6 24,1 18,2 -3,1 -0,6 Украина 0,1 -1,5 -1,4 -7,8 -2,7 -5,8 1,3 -2,0 Хорватия 8,9 9,7 5,1 0,9 -0,4 0,8 5,5 0,1 Чехия 0,6 0,7 0,5 -1,1 -0,2 -2,1 0,7 1,0 Эстония -7,4 -2,5 -11,4 -12,6 -2,5 -4,6 -8,9 -8,0 Югославия -15,0 -1,4 7,6 0,1 3,7 2,4 3,9 -2,3

Государства v бывшие республики СССР явно разделяются на две группы: центральноазиатские (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) и восточноевропейские (Белоруссия, Молдавия, Россия, Украина и страны Балтии). Если последние в демографическом отношении очень сходны с остальными европейскими странами, то в среднеазиатских государствах уровень рождаемость заметно превышает уровень простого воспроизводства, обеспечивая рост населения при очень значительной эмиграции (за исключением Казахстана). В восточноевропейских республиках рождаемость ниже уровня простого воспроизводства, и они теряют населения уже с начала 1990-х годов. Только в России естественная убыль отчасти компенсируется миграционным приростом. В трех кавказских республиках, занимающих промежуточное положение, рождаемость близка к уровню простого воспроизводства, но все же обеспечивает общий рост населения (кроме Грузии), несмотря на довольно высокий миграционный отток.

Для других восточноевропейских стран также характерны низкая рождаемость и очень низкий прирост или убыль населения. Так, Болгария и Венгрия теряют население с 1980-х годов. Численность населения Чехии и Румынии начала снижаться в середине 1990-х годов. Поэтому даже небольшая эмиграция оказывает значительное влияние на динамику населения этих стран.

Демографические показатели стран Южной Европы явно указывают на наличие значительной нелегальной и недоучтенной миграции. В Албании высокая рождаемость (суммарный коэффициент рождаемости в 1990-1995 годах составлял 2,89, в 1995-2000 годах - 2,60) значительно превышает миграционный отток. Исходя из данных о числе родившихся и умерших, следует предположить, что население Албании должны было увеличиться за 1990-1995 годы на 295 тысяч человек, а оно сократилось на 104 тысячи человек. Это дает оценку числа эмигрантов из страны примерно в 400 тысяч человек, но в принимающих странах за этот период было зарегистрировано только 50 тысяч албанцев. За 1995-1998 годы население Албании должно было вырасти на 150 тысяч человек, но потеряло примерно 30 тысяч человек. Однако вместо 180 тысяч в принимающих странах было зарегистрировано только 100 тысяч албанцев.

Неполнота регистрации мигрантов очевидна также в Югославии. Исходя из данных, предоставленных принимающими странами, Югославия в начале 1990-х годов пережила рекордно высокую эмиграцию. Однако рост населения страны свидетельствует о том, что иммиграционный приток в страну был значительно выше.

Будущее миграционных потоков в регионе зависит от нескольких факторов. В некоторых странах сохраняются региональные конфликты и политическая нестабильность. В Европе в ближайшее время произойдет расширение Европейского Союза на Восток. И хотя последние исследования показали, что оно окажет умеренное влияние на миграционные потоки, члены Европейского Союза обеспокоены возможным притоком рабочей силы из Восточной Европы после вступления в действие принципа свободного перемещения. Соглашение о вступления в Европейский Союз для пяти стран на первом этапе, вероятнее всего, будет включать пункт, ограничивающий передвижение рабочей силы внутри Союза.

Приложение

Таблица П-1. Используемые критерии и источники данных о международной миграции
Таблица П-2. Число прибывших в страны с переходной экономикой из других стран региона, 1990-1998, тысяч человек
Таблица П-3. Число выбывших в страны с переходной экономикой из других стран региона, 1990-1998, тысяч человек
Таблица П-4. Число прибывших в страны с развитой рыночной экономикой из стран с переходной экономикой , 1980-1989, тысяч человек
Таблица П-5. Число выбывших из стран с развитой рыночной экономикой в страны с переходной экономикой , 1980-1989, тысяч человек
Таблица П-6. Число прибывших из стран с переходной экономикой в страны с развитой рыночной экономикой, 1990-1999, тысяч человек
Таблица П-7. Число выбывших из стран с развитой рыночной экономикой в страны с переходной экономикой, 1990-1999, тысяч человек
Таблица П-8. Число прошений о предоставлении убежища в отдельных странах выходцами из стран с переходной экономикой, 1980-2000, тысяч человек

Таблица П-1. Используемые критерии и источники данных о международной миграции

  Тип источника информации Классификационный критерий Австралия Данные пограничного контроля Страна предыдущего/предполагаемого проживания; страна рождения Австрия Регистр населения Страна предыдущего/предполагаемого проживания; гражданство Азербайджан Данные о выдаче вида на жительство Страна предыдущего/предполагаемого проживания Белоруссия Данные о выдаче вида на жительство Страна предыдущего/предполагаемого проживания Бельгия Регистр населения Страна предыдущего/предполагаемого проживания Канада Данные о выдаче вида на жительство Страна предыдущего/предполагаемого проживания; страна рождения Хорватия Данные о выдаче вида на жительство и регистр Страна предыдущего/предполагаемого проживания Чехословакия (бывшая) Данные о выдаче вида на жительство Страна предыдущего/предполагаемого проживания Чехия Данные о выдаче вида на жительство и регистр Страна предыдущего/предполагаемого проживания Дания Регистр населения Страна предыдущего/предполагаемого проживания Эстония Данные о выдаче вида на жительство Страна предыдущего/предполагаемого проживания Финляндия Регистр населения Страна предыдущего/предполагаемого проживания; страна рождения Франция Данные о выдаче вида на жительство Страна предыдущего/предполагаемого проживания Германия Регистр населения Страна предыдущего/предполагаемого проживания; гражданство Греция Данные о выдаче вида на жительство Гражданство Венгрия Регистр Гражданство Исландия Регистр населения Страна предыдущего/предполагаемого проживания Израиль Данные о выдаче вида на жительство Страна предыдущего проживания; страна рождения Италия Данные о выдаче вида на жительство Страна предыдущего/предполагаемого проживания Казахстан Данные о выдаче вида на жительство Страна предыдущего/предполагаемого проживания Киргизия Данные о выдаче вида на жительство Страна предыдущего/предполагаемого проживания Латвия Данные о выдаче вида на жительство Страна предыдущего/предполагаемого проживания Литва Данные о выдаче вида на жительство Страна предыдущего/предполагаемого проживания Люксембург Регистр населения Гражданство Нидерланды Регистр населения Страна предыдущего/предполагаемого проживания Новая Зеландия Данные пограничного контроля Страна предыдущего/предполагаемого проживания; гражданство Норвегия Регистр населения Страна предыдущего/предполагаемого проживания Польша Данные о выдаче вида на жительство Страна предыдущего/предполагаемого проживания Португалия Данные о выдаче вида на жительство Страна предыдущего проживания Молдавия Данные о выдаче вида на жительство Страна предыдущего/предполагаемого проживания Румыния Данные о выдаче вида на жительство Страна предыдущего/предполагаемого проживания Россия Данные о выдаче вида на жительство Страна предыдущего/предполагаемого проживания Словакия Данные о выдаче вида на жительство и регистр Страна предыдущего/предполагаемого проживания Словения Данные о выдаче вида на жительство Страна предыдущего/предполагаемого проживания Испания Регистр населения Страна предыдущего проживания Швеция Регистр населения Страна предыдущего/предполагаемого проживания; гражданство Швейцария Регистр Гражданство Таджикистан Данные о выдаче вида на жительство Страна предыдущего/предполагаемого проживания Македония Данные о выдаче вида на жительство Страна предыдущего/предполагаемого проживания Украина Данные о выдаче вида на жительство Страна предыдущего/предполагаемого проживания Великобритания Данные пограничного контроля и обследования Страна предыдущего/предполагаемого проживания США Данные о выдаче вида на жительство и данные пограничного контроля Страна рождения Узбекистан Данные о выдаче вида на жительство Страна предыдущего/предполагаемого проживания
Таблица П-2. Число прибывших в страны с переходной экономикой из других стран региона, 1990-1998, тысяч человек

  1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 Азербайджан .. .. .. .. 7,8 5,3 5,0 .. .. Белоруссия 99,3 95,8 117,7 84,0 50,2 33,3 30,1 30,1 31,8 Венгрия 28,2 16,5 16,7 12,6 11,1 10,0 8,7 8,3 9,1 Казахстан 174,5 187,2 148,8 100,3 63,9 68,0 51,6 35,9 38,4 Киргизия 40,0 37,0 26,0 22,8 20,0 18,2 15,8 12,7 .. Латвия 30,2 12,9 6,1 3,8 2,7 2,5 24,0 2,6 2,5 Литва 13,2 11,2 6,3 2,7 1,6 1,9 2,8 2,3 2,5 Македония .. .. .. .. 1,6 1,1 0,8 0,7 0,6 Польша 0,5 1,2 1,8 1,2 1,5 1,6 1,9 2,3 2,2 Молдавия 49,5 40,2 33,3 25,7 .. .. 11,9 .. .. Россия 913,1 692,1 925,8 923,0 1146,4 841,6 631,2 582,9 494,9 Румыния 0,2 0,3 0,4 5,0 0,3 2,6 1,0 6,8 19,3 Словакия 8,2 8,0 7,9 8,6 4,7 2,3 2,5 1,7 1,5 Словения 6,9 5,8 2,9 2,3 1,5 1,8 1,1 0,8 0,5 Таджикистан 21,9 19,8 11,6 13,9 7,3 5,4 .. .. .. Узбекистан 73,9 .. .. .. 35,3 31,8 15,3 4,2 .. Украина 475,1 450,0 504,6 325,3 179,2 160,5 124,4 103,0 63,7 Хорватия     65,0 102,7 53,6 78,4 80,5 92,8 90,6 Чехия 10,7 9,6 13,3 8,6 5,8 6,3 6,7 7,9 7,0 Эстония 8,0 5,0 3,4 2,1 1,4 1,3 1,3 1,3 1,1

Таблица П-3. Число выбывших в страны с переходной экономикой из других стран региона, 1990-1998, тысяч человек

  1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 Азербайджан .. .. .. .. 55,5 48,3 45,3 .. .. Белоруссия 106,0 61,6 51,0 47,0 47,9 26,2 14,3 9,9 7,7 Венгрия 6,9 2,6 1,2 1,4 1,2 1,0 1,5 1,4 0,4 Казахстан 213,1 177,0 257,2 232,9 375,9 205,9 155,8 239,4 194,0 Киргизия 65,4 69,0 100,0 132,2 61,1 39,6 21,2 15,5 .. Латвия 28,2 22,9 50,7 29,7 20,1 11,6 8,2 7,8 4,3 Литва 19,8 18,8 27,5 15,1 3,5 3,0 3,0 1,7 1,4 Македония .. .. .. .. 0,4 0,4 0,2 0,0 0,2 Польша 0,3 0,2 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 Молдавия 48,3 43,2 53,2 29,4 .. .. 22,6 .. .. Россия 626,3 588,2 570,9 369,9 232,3 229,9 192,0 150,1 134,0 Румыния 10,6 4,7 4,8 3,9 2,0 2,9 1,8 1,6 2,0 Словакия 10,2 8,4 11,8 7,3 0,1 0,2 0,2 0,2 0,3 Словения 4,8 8,9 3,3 0,8 0,5 0,4 0,4 0,4 0,4 Таджикистан 71,3 40,1 97,4 78,1 51,5 43,6 .. .. .. Узбекистан 186,6 .. .. .. 164,7 103,2 51,1 42,0   Украина 311,1 300,0 221,2 247,2 272,0 204,8 196,2 141,1 96,7 Хорватия .. .. 4,7 4,7 1,5 2,7 1,4 1,6 3,8 Чехия 0,1 0,1 0,0 0,0 0,0 0,0 0,1 0,0 0,1 Эстония 11,1 11,7 35,7 14,7 7,8 7,8 5,6 2,7 1,4

Таблица П-4. Число прибывших в страны с развитой рыночной экономикой из стран с переходной экономикой , 1980-1989, тысяч человек

  1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 Австралия 4,1 4,6 4,8 4,2 4,7 5,1 5,6 7,4 7,9 6,9 Австрия 7,7 34,0 5,7 5,2 6,5 6,1 7,9 10,1 13,9 15,7 Бельгия 0,8 1,2 0,9 0,6 0,7 0,7 0,8 1,1 0,9 1,4 Велико- британия .. .. .. 1,1 1,6 2,3 0,5 0,4 1,5 2,0 Германия 172,4 227,5 134 122,2 180,8 176 196,8 272,0 514,9 1092,6 Греция .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. Дания 0,9 0,9 0,9 0,6 0,8 1,5 1,5 1,4 1,5 2,0 Израиль 8,8 2,7 1,9 1,7 1,2 0,9 0,8 3,8 3,7 14,8 Исландия 0 0 0 0 0 0 0 0,1 0,1 0,1 Италия .. .. .. .. .. .. .. .. 0,4 0,5 Канада 7,3 9,3 14,2 9,5 8,0 7,1 9,0 12,5 15,8 25,0 Люксем- бург 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 0,4 Нидер- ланды 1,4 1,2 1,2 1,1 1,0 1,2 1,4 1,7 2,2 3,2 Новая Зеландия 0,1 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0 0,1 0,1 0,2 Норвегия 0,4 0,4 0,5 0,5 0,5 0,6 0,7 1,4 1,5 1,9 США 21,6 20,0 28,2 18,0 23,7 22,6 21,0 18,4 21,6 36,2 Финляндия 0,4 0,4 0,4 0,7 0,5 0,5 0,6 0,8 0,7 0,9 Франция 1,4 2,0 4,6 2,8 2,0 1,9 1,8 1,9 1,8 2,8 Швеция 3,5 3,3 5,7 3,2 3,6 3,7 4,6 4,4 5,5 6,9 Швейцария .. .. .. 8,5 8,9 10,3 12,4 14,9 19,6 22,2   ВСЕГО 230,9 307,7 203,3 180,2 244,7 240,7 265,5 352,5 613,8 1235,7

Таблица П-5. Число выбывших из стран с развитой рыночной экономикой в страны с переходной экономикой , 1980-1989, тысяч человек

  1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 Австралия 1,8 1,6 1,7 1,9 1,9 2,2 2,1 1,9 1,9 2,1 Австрия .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. Бельгия 0,6 0,5 0,6 0,7 0,5 0,4 0,4 0,5 0,7 0,5 Велико- британия .. .. .. 0,2 0,4 0,2 0 1,5 3,0 3,0 Германия 85,3 107,1 92,9 88,1 103,2 106,2 107 115,7 155,2 221,9 Греция   .. .. .. .. .. .. .. .. .. Дания 0,5 0,5 0,6 0,4 0 0,3 0,3 0,3 0,4 0,5 Израиль .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. Исландия 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Италия .. .. .. .. .. .. .. .. 0,2 0,2 Канада .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. Люксембург 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 Нидерланды 0,6 0,7 0,8 1,4 0,9 0,6 0,5 0,3 0,4 0,5 Новая Зеландия 0 0,1 0,1 0,1 0,1 0 0,1 0 0,1 0,1 Норвегия 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 0,3 0,4 США .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. Финляндия 0,1 0,1 0,1 0,2 0,1 0,2 0,3 0,3 0,3 0,2 Франция .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. Швейцария .. .. .. 4,9 4,6 4,7 5,0 5,2 6,1 7,0 Швеция 1,2 1,0 0,9 0,8 0,6 0,5 0,6 0,3 0,3 0,4   ВСЕГО 90,4 111,8 97,9 98,9 112,5 115,5 116,6 126,3 169,0 236,9


Примечания

1International Migration from Countries with Economies in Transition: 1980-1999. Population Division, Department of Economic and Social Affairs, United Nations Secretariat. ESA/P/WP.176. 11 September 2002.
2В группу стран с развитой рыночной экономикой в докладе включены: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Израиль, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция и США.
3Географические размеры регионы не полностью сопоставимы во времени. Так, для периода до Второй Мировой войны данные по Финляндии включены в совокупные данные об эмиграции из Восточной Европы, а данные по Австрии до Первой Мировой войны объединены с данными по Венгрии и Чехословакии, составлявшими часть Австро-Венгерской империи. Аналогично Греция до Второй Мировой войны считалась частью Центральной и Восточной Европы, а позже не включалась в группу стран этого региона из-за того, что не имела централизованной плановой экономики.
4Kirk, Dudley (1946). Europe's Population in the Interwar Years. Princeton: Princeton University Press.
5Keely, Charles B. (1982). Immigration policy. In: International Encyclopedia of Population. J/Ross (ed.). New York: The Free Press.
6Fassmann, Heinz and Rainer Münz (1994). European East-Western Migration, 1945-1992, International Migration Review.(New York), vol. 28, no. 3, pp. 20-538; United Nations, Economic Commission for Europe and United Nations Population Fund (1996). International Migration in Central and Eastern Europe and the Commonwealth of Independent States/ UNECE Economic Studies no. 8. Geneva: UNECE. Sales no. GV.E.96.0.22..
7United Nations (1982). International Migration Policies and Programmes: A World Survey. Sales no. E.82.XIII.4. P. 35.
8Fassmann, Heinz and Rainer Münz (1994). European East-Western Migration, 1945-1992, International Migration Review.(New York), vol. 28, no. 3, pp. 20-538.
9Organization for Economic Cooperation and Development. Migration policies and EU Enlargement: The Case of Central and Eastern Europe. Paris: OECD, 2001; World Bank. Country Profiles. At http://wbln0018.worldbank.org/eca/eca.nsf.
10Okólski, Marek. Poland. In: International Migration in Central and Eastern Europe and the Commonwealth of Independent States. UNECE Economic Studies no. 8. Geneva and New York: UNECE and UNFPA. Chapter 9, pp. 95-110. Sales No. GV.E.96.0.22; Organization for Economic Cooperation and Development. Migration policies and EU Enlargement: The Case of Central and Eastern Europe. Paris: OECD, 2001.
11При этом они могут быть разделены, поскольку регистры населения Германии содержат данные о приезжающих как на короткие, так и на длительные периоды времени, а также об обратившихся за предоставлением убежища (они составляли 20% всего потока с Востока в 1990-1995 годах).

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

12.12 21:22 Саакашвили вызвали на допрос в качестве подозреваемого
12.12 21:11 Путин перечислил условия успешного развития России
12.12 20:50 Задержанного после взрыва в Нью-Йорке обвинили по трем статьям
12.12 19:46 «Хамас» провозгласило третью интифаду
12.12 19:38 НАСА прекратило переговоры о закупке мест на «Союзах»
12.12 19:23 Оргкомитет ОИ-2018 допустил появление россиян под национальным флагом
12.12 19:00 Рогозина не устроил отчет госкомиссии по крушению «Союза»
12.12 18:50 Пожар после взрыва на газовом хабе в Австрии полностью потушен
12.12 18:39 Директор ФСБ объявил резню в ХМАО терактом
12.12 18:21 Россия приостановила работу посольства в Йемене
12.12 18:16 МОК дисквалифицировал шесть хоккеисток и результаты сборной РФ
12.12 18:03 МВД РФ обвинило боевиков из Сирии в звонках с угрозами взрывов
12.12 17:59 НАТО продлило полномочия генсека Столтенберга до 2020 года
12.12 17:43 Суд отказался снять с Telegram штраф за нераскрытие данных ФСБ
12.12 17:32 Генпрокуратура РФ подготовила французам запрос по делу Керимова
12.12 17:23 СМИ сообщили о намерении ЕС продлить санкции против России
12.12 16:50 Бомбившие боевиков в Сирии самолеты ВКС прибыли в Россию
12.12 16:38 «Первый канал» решил частично транслировать Олимпиаду
12.12 16:25 Киев пригрозил осудить Поклонскую за военные преступления
12.12 16:18 Пчелы сибирских старообрядцев помогут в исследованиях опасной болезни
12.12 15:55 Суд заочно арестовал владельца «Вим-Авиа»
12.12 15:42 Варвара Караулова решила просить Путина о помиловании
12.12 15:29 Глазьев поддержал создание крипторубля ради обхода санкций
12.12 15:22 ЕСПЧ присудил россиянам 104 тысячи евро за пытки в полиции
12.12 15:04 СМИ рассказали об инструктаже Кремля по сбору подписей за Путина
12.12 14:43 «Яндекс» назвал самые популярные запросы за 2017 год
12.12 14:28 Европа осталась без российского газа из-за взрыва на газопроводе
12.12 14:22 Прочитан полный геном вымершего сумчатого волка
12.12 14:14 Песков подтвердил включение твитов Трампа в доклады для Путина
12.12 14:00 Минобрнауки РФ поддержало обучение школьников «Семьеведению»
12.12 13:55 «Сколково» и «Янссен» поддержат проекты по диагностике и терапии социально-значимых заболеваний
12.12 13:51 ФБР признало право генпрокурора не сообщать о встречах с Кисляком
12.12 13:44 Песков признал «большое волнение» Кремля из-за Саакашвили
12.12 13:37 Новый препарат замедляет развитие болезни Хантингтона
12.12 13:26 Минспорта финансово поддержит решивших не ехать на ОИ-2018
12.12 13:25 Помощник Путина раскритиковал «Роскосмос» за неумение делать деньги
12.12 13:11 Украинское Минобрнауки разработало отдельную модель для русскоязычных школьников
12.12 13:06 CardsMobile и Bitfury Group объединяют рынок программ лояльности
12.12 13:00 ОКР попросит МОК пересмотреть решение о российском флаге
12.12 12:41 ОКР одобрил участие российских спортсменов в ОИ-2018 под нейтральным флагом
12.12 12:39 По делу о хищении денег из разорившихся банков арестованы топ-менеджеры
12.12 12:35 ГП потребовала заблокировать сайты «нежелательных» организаций
12.12 12:18 При взрыве на газопроводе в Австрии пострадали десятки человек
12.12 12:03 Разоблаченная в Москве группа террористов оказалась ячейкой ИГ
12.12 11:55 Трамп «узаконил» удары коалиции по сирийской армии
12.12 11:42 Сотрудники российской военной полиции вернулись из Сирии
12.12 11:25 Счетная палата решила взяться за хозяев «старой» недвижимости
12.12 11:18 В Москве арестован подозреваемый в шпионаже в пользу ЦРУ
12.12 11:11 Ведущие мировые политологи и руководители банков – среди участников Гайдаровского форума в РАНХиГС
12.12 10:54 ФСБ объявила о срыве готовившихся на Новый год терактов в Москве
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.