Адрес: https://polit.ru/article/2003/08/25/623614/


25 августа 2003, 09:02

День Cурка: Репортаж с испытаний

Земля застыла в центре мира, Коперник врал
Маркони шлет Попову сигнал: событий нет...

Игорь Белый, «Телеграфист»

Занятий мало ль есть у ней:
Грибы солить, кормить гусей,
Заказывать обед и ужин,
В амбар и в погреб заглянуть v
Хозяйки глаз повсюду нужен,
Он вмиг заметит что-нибудь...

Пушкин, «Граф Нулин»

Российский телезритель часто слышит о событиях в Ингушетии. Для нас это v почти линия фронта. Напомню, какие новости отсюда мы видели по федеральному телевидению за последние недели.

Отсюда в Моздок шли грузовики со взрывчаткой, два «Урала» в начале июня не доехали и взорвались в Чечне, третий, «КамАЗ», уже в августе уничтожил госпиталь. Потом здесь арестовали троих ингушей v тех, у кого террористы купили «КамАЗ» (через десять дней отпустили за непричастностью v но об этом уже не сообщали).

В столице Ингушетии v Назрани v на прошлой неделе задержали брата одной из тушинских террористок.

На западе республики v в Ассиновском ущелье, на границе с Чечней, где в июне «порезвились» федеральные силы, в итоге началась «минная война».

Все эти события v проявление новых для Ингушетии процессов. Четыре года республика жила не на войне, но рядом с войной v здесь живут беженцы из Чечни. В конце 1999-го их число почти сравнялось с трехсоттысячным местным населением, теперь осталось менее ста тысяч. В течение этих лет федеральные власти пытались выпихнуть мигрантов обратно v в Чечню. Теперь объявлено о полной ликвидации лагерей беженцев до конца сентября v вновь объявлена «война палаткам».

Зачем столь длинное вступление? Затем, читатель, что будь ты зрителем и окажись ты со мною в этом благословенном краю, v ни о чем из перечисленного ты бы до сих пор не узнал.

Потому что лозунг местного телевидения v «только хорошие новости»!

Вот только один выпуск «Вести: Местное время» за 20 августа.

Начался он, как обычно, с хроники официальной. За неимением лучшего, это было посвященное борьбе с дорожно-транспортными происшествиями всероссийское селекторное совещание, которое проводил Владимир Яковлев. Местное начальство сидело в большой комнате с динамиками и внимало.

Потом обсуждали свои, местные задачи v особенно беспокоил перекресток улиц Муталиева и Чеченской, где все время возникают пробки... Поскольку ранг мероприятия был невысок, то и президент республики отсутствовал. Когда же президент участвует, зрителю ясно, кто главный v даже встречу с Путиным местное телевидение ухитрилось представить так, что ведущий персонаж не сменил роли. Впрочем, об этом потом...

Второй сюжет был посвящен передаче магазином «Дом книги» полутораста томов правового содержания библиотекам республики. Магазин этот открывал когда-то сам президент, давший наказ: помогать! Теперь магазин хотел преподнести свой дар именно через автора наказа, но тот отсутствовал, прислав управделами.

Третья новость v криминальная: найдена «Волга», угнанная ингушами в Дагестане пять лет назад и проданная в Чечню. Машину возвратили господину Магомедову, владельцу. По его лицу, равно как и по лицам милиционеров, было видно v событие небывалое, почти чудо.

Четвертым пунктом v промышленность: «расширился ассортимент минеральной воды». Открыт цех по разливу родниковой воды «Асса» в станице Нестеровской v это вторая в республике марка, после минеральной «Ачалуки» (действительно очень неплохой). Воду, оказывается, возят с гор, из Галашек. Почему v не уточнили, а почему не уточнили v понятно: в районе Галашек-то неспокойно. О воде же сказали, что она «превосходит известные напитки по своим целебным свойствам», и «еще не получила широкого распространения у местного потребителя, но далеко идущие планы...»

На пятое v транспорт: километр асфальта, укатанный между селами Гамурзиево и Насыр-Корт: их жители «на протяжении многих лет испытывали определенного рода неудобства».

Шестым v подготовка школ: рапортовали о косметическом ремонте школы » 2 из Карабулака, особенно упирая на ремонт пожарного водоема.

На седьмом месте v культура: исполнилось 79 лет автору бестселлеров «Багровые зори» и «Сыновья Беки», лауреату премии ВЦСПС Ахмеду Хамиевичу Бокову. Юбиляр «не уставая, трудится в области литературы», и в прошлом году выпустил новый роман с оригинальным названием v «Судьба». В книге повествуется о трудностях переселенческой жизни... в середине XIX века. Что ж, именно эта литература нам нужна v побольше о мухаджирстве, о тяготах существования на Туретчине, поменьше v о сталинской депортации, и ни слова v о беженцах последнего десятилетия.

И напоследок v спорт: местный «Ангушт» принимал «Дружбу» из Майкопа, счет 1 v 1, никому не обидно...

Меня могут упрекнуть в необъективности. В описанном выпуске действительно отсутствовала центральная для ингушских новостей тема, сельское хозяйство: «Колхозники гавайщины ведут битву за ананас».

Зато назавтра уже был «репортаж с полей страны». О том, что из 500 гектар в новом хозяйстве 30 отдали под картофель, 120 v под овес, а остальное v под кукурузу, в ходе сюжета повторили трижды.

Впечатление такое, что эфир нечем занять v и следующий сюжет лишь усиливал это впечатление.

В селе, рядом с картошкой, кукурузой и овсом, строили школу. За десять дней до открытия она была ощутимо не готова (во всяком случае v внутри), эта неготовность перла из кадра, но диктор бодро говорил, что это так только на первом этаже, и вообще, докрасить успеют... То есть первого сентября дети будут дышать смесью растворителей. Еще на экране было видно, что никакого обустройства территории и подъездных путей к школе нет и в обозримом будущем не предвидится.

Казалось бы, какой материал для фельетона и критической шпильки! Школу строило общество с очень ограниченной ответственностью и с говорящим названием «Алиса», а стройплощадка более всего напоминала Поле чудес. Было очевидно, что подряд давал Базилио, и вместе с Алисой они свои пять золотых не упустили... Но сюжет был отнюдь не критическим v корреспонденты светились «уверенностью в завтрашнем дне».

А «завтрашнего дня» как раз и не было v второй день гоняли тот же выпуск новостей. И погоду передавали не на завтра, а вчерашнюю. Впору было себя ущипнуть v но, оказалось, здесь это в порядке вещей. День Сурка...

Ощущение усиливал рекламный плакат, призывающий «вписать себя в историю России» v то есть поучаствовать в прошлогодней переписи.

Впрочем, одно событие нарушило мерное течение жизни. В пятницу, 22 августа, Ингушетию посетил «посол доброй воли ООН» v Анжелина Джоли, более известная как Лара Крофт v расхитительница гробниц. Ее визит стал заметным событием в жизни республики v во всяком случае, перемещение многочисленного эскорта вызвало на упоминавшемся перекрестке Муталиева и Чеченской пробки совершенно московских размеров.

Она посетила лагеря чеченских беженцев «Бэлла» и «Спутник», неподалеку от станицы Слепцовской. Джоли, как сообщили в новостях, «общалась с беженцами более двух часов». Вообще-то окружали ее плотным кольцом отнюдь не беженцы, а заезжие и местные чиновники. Эти упитанные мужички, словно подростки пубертатного возраста, вывесив языки и выпучив глаза, пялились на телесную инкарнацию виртуального секс-символа. Только под конец визита нескольким беженкам удалось прорваться к Джоли, чтобы сказать: нас отсюда выгоняют! Но телевидение всего этого не показывало v было строжайше приказано дорогостоящую натуру не снимать. В качестве замены был концерт местного ансамбля народных танцев.

Зато подробно была показана встреча Лары Крофт с президентом Муратом Зязиковым. Они, как следовало из репортажа, «обменялись мнениями», Джоли вроде бы «выразила признательность тем, кто так хорошо принял людей»: все беженцы, оказывается, «передавали личную благодарность Зязикову за то, что им здесь позволяют жить в безопасности». Тот в ответ наградил ее высшей местной наградой v орденом «За заслуги», заметив: «То, что она делает v это состояние души, это невозможно спрограммировать; это добрый человек, а не компьютерная симуляция...» Лара Крофт v специалист по кладам, видимо, оценила достоинства этой медали и попыталась вернуть ее Зязикову (как Рошаль v Путину), но безуспешно.

В 90-е годы, при Аушеве, казалось, что Ингушетия идет к свободе. В Москве, в России тогда тоже многое казалось...

Теперь эта республика опять бежит впереди прогресса v только в обратную сторону. «Отклонения от линии партии были? v Нет, колебался вместе с ней!»

Удивительно быстро ингушское телевидение стало государственным:
«Эта неотвратимость чувствовалась во всем. И в том, что штурмовики, которые еще совсем недавно трусливо жались к казармам, теперь с топорами наголо свободно разгуливают прямо посередине улиц, где раньше разрешалось ходить только благородным донам. И в том, что исчезли из города уличные певцы, рассказчики, плясуны, акробаты. И в том, что горожане перестали распевать куплеты политического содержания, стали очень серьезными и совершенно точно знали, что необходимо для блага государства»

(А. и Б. Стругацкие, «Трудно быть богом»).

Картина местного ингушского телевидения кажется катастрофической. Глядя на телевизионный экран тянет озаботиться будущим v например, разучить русскую народную песню «Засыпай, усни, моя сурчина...»

Но кто же туда смотрит? И многие ли из них делают это без улыбки? Здесь, как и в соседней Чечне, есть спутниковые «тарелки», многие смотрят Ren-TV и слушают «Эхо Москвы», а молодежь сидит в интернет-кафе.

Назрань, проездом